Научная статья на тему 'Бриколаж религиозных идентичностей (исследование в Тамбовской области)'

Бриколаж религиозных идентичностей (исследование в Тамбовской области) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
149
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / БРИКОЛАЖ / ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД / ВОЗРОЖДЕНИЕ / ИДЕНТИЧНОСТЬ МАЛОГО СООБЩЕСТВА / RELIGIOUS IDENTITY / BRICOLAGE / ORTHODOX PARISH / REVIVAL / IDENTITY OF A SMALL COMMUNITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пронина Т.С., Пенков Д.

Статья посвящена проблеме возрождения православных приходов в постсоветской России. Анализ видов жизнедеятельности, формирующих религиозные идентичности прихожан и коллективную идентичность малого сообщества, дан на примере отдельного прихода в Тамбовской области. Авторы анализируют функции и виды служений, исполняемых приходом. В статье даны обобщенные портреты разных категорий прихожан, характеристика внутриобщинных отношений, состава прихожан, динамики их численности. Рассмотрена роль личностного фактора в существовании прихода. Для описания типов идентичности прихожан используется идея бриколажа в трактовке К. Леви-Стросса и Д. Эрвье-Леже. Авторами выявлены такие черты современной религиозности, как растущая индивидуализация, размытая религиозная идентичность, активизация локальных идентичностей малых сообществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of Orthodox parishes’ revival in post-Soviet Russia. Analysis of the types of life, forming the small community religious identity is given by the example of a particular parish in the Tambov region. The authors analyze the functions and types of services performed by the parish. The article presents generalized portraits of different categories of parishioners, the characteristic of intra-community relations, the composition of parishioners, the dynamics of their numbers. The role of the personal factor in the existence of the parish is considered. To describe the types of parishioners' identity, the idea of Bricolage is used in the interpretation by K. Levy-Strauss and D. Hervieu-Léger. The authors identified such following features of contemporary religiosity, as increasing individualization, the fuzzy religious identity, the intensification of local identities of small communities.

Текст научной работы на тему «Бриколаж религиозных идентичностей (исследование в Тамбовской области)»

УДК 2 - 1 (470.326)

Т. С. Пронина, Д. Пенков

Бриколаж религиозных идентичностей (исследование в Тамбовской области)

Статья посвящена проблеме возрождения православных приходов в постсоветской России. Анализ видов жизнедеятельности, формирующих религиозные идентичности прихожан и коллективную идентичность малого сообщества, дан на примере отдельного прихода в Тамбовской области. Авторы анализируют функции и виды служений, исполняемых приходом. В статье даны обобщенные портреты разных категорий прихожан, характеристика внутриобщинных отношений, состава прихожан, динамики их численности. Рассмотрена роль личностного фактора в существовании прихода. Для описания типов идентичности прихожан используется идея бриколажа в трактовке К. Леви-Стросса и Д. Эрвье-Леже. Авторами выявлены такие черты современной религиозности, как растущая индивидуализация, размытая религиозная идентичность, активизация локальных идентичностей малых сообществ.

The article is devoted to the problem of Orthodox parishes' revival in post-Soviet Russia. Analysis of the types of life, forming the small community religious identity is given by the example of a particular parish in the Tambov region. The authors analyze the functions and types of services performed by the parish. The article presents generalized portraits of different categories of parishioners, the characteristic of intracommunity relations, the composition of parishioners, the dynamics of their numbers. The role of the personal factor in the existence of the parish is considered. To describe the types of parishioners' identity, the idea of Bricolage is used in the interpretation by K. Levy-Strauss and D. Hervieu-Leger. The authors identified such following features of contemporary religiosity, as increasing individualization, the fuzzy religious identity, the intensification of local identities of small communities.

Ключевые слова: религиозная идентичность, бриколаж, православный приход, возрождение, идентичность малого сообщества.

Key words: religious identity, Bricolage, Orthodox parish, revival, identity of a small community.

Постановка проблемы и методология исследования

По мнению известного исследователя приходской жизни А. А. Папкова, община сосредотачивается вокруг «совершения общественной молитвы и для выполнения христианских обязанностей» [3]. Эти две составляющие остаются важнейшими и необходимыми при-

© Пронина Т. С., Пенков Д., 2019

знаками жизнедеятельности прихода. Как формируется и развивается православный приход сегодня - рассмотрим ситуацию на конкретном примере.

Приход храма во имя Преображения Господня в поселке Демьян Бедный Тамбовской области Уваровской епархии, безусловно, имеет свои уникальные черты, но также обнаруживает и характеристики, типичные для современных православных приходов. К последним следует отнести комплекс исполняемых функций, виды служений, обобщенные портреты разных категорий прихожан, характер внутри-общинных отношений. Многомерный анализ, качественные методы, которые легли в основу данного исследования, представляются наиболее адекватными при изучении конкретных религиозных сообществ, в чем мы солидарны с рядом коллег [1, с. 90; 5, с. 185-188].

В ходе исследования активно использовались глубинное полуструктурированное интервью, неформализованное включенное наблюдение и биографический метод. Эти методы позволяет исследователю уйти от предзаданных методологическими установками выводов, обнаружить мотивы выбора верующими конкретного прихода, в том числе, и скрытые, через рассмотрение уникальных аспектов жизни верующих выявить и характерные черты сообщества. В результате, на основе собранного эмпирического материала, были получены принципиально новые обобщения.

Приход храма в пос. Демьян Бедный: возрождение и развитие в постсоветский период

Как и в случае со множеством других православных приходов, храм во имя Преображения Господня в поселке Демьян Бедный возобновляет свое существование в 1990-е гг. Несмотря на то, что приход возрождается на месте некогда действовавшего монастыря, он мало чем отличается от вновь возникших. От монастыря сохранились храм и келейный корпус, требующие ремонта. Но наличие материальной основы в виде зданий не становится залогом возрождения. В постсоветский период священнослужителям и активным прихожанам пришлось столкнуться с проблемами, которые были заложены ещё в советское время. Убыль сельского населения, миграционные процессы, почти полное разрушение церковного здания, недостаток священников, - эти и другие факторы повлияли на процесс возрождения религиозной жизни. Священнослужителям пришлось принимать во внимание и сформировавшуюся в советское время во многих населенных пунктах, в связи с отсутствием священников, культуру «женского православия». Сказалось и негативное влияние того, что по

советскому законодательству священнослужитель был практически подчинен приходскому совету. Однако постепенно ситуация нормализуется - священники находят компромисс, кто-то из особо недовольных просто перестал посещать храм и, наконец, по возрасту этот слой верующих уходит.

За прошедшее столетие происходит эволюция и самого прихода, как объединения верующих. В городе он все более уходит от территориального принципа существования, в сельской местности эта тенденция менее выражена, но также присутствует. В ситуации роста роли личностного духовного поиска, индивидуального выбора в религии, характерных для современного общества, более значимым для участия в религиозном сообществе становится схожесть интересов, ценностных ориентиров. Таким образом, при сохранении значения территориального принципа в формировании общины, в российской постсоветской ситуации нередко активное ядро сообщества формируется единомышленниками, независимо от их места проживания. Важнейшим основанием для них при выборе прихода становится не близкое расположение к месту проживания, а общность представлений о религиозной жизни, ценностной системы.

Описываемый нами приход находится в поселке городского типа Демьян Бедный Тамбовской области, но отнести его следует, скорее, к сельскому типу, так как поселок после закрытия сельхозпредприятий, исправительной колонии, также дававшей работу жителям, переживает экономический упадок, население уменьшилось с двух тысяч в советский период до чуть более 900 чел. к 2010-м годам (по данным местного сельсовета).

Инициатива возвращения храма верующим принадлежала местным жителям. На начальном этапе корпус был передан не полностью: отдали первый этаж, домовый храм на втором этаже, в котором длительное время располагался сельский клуб, трапезную, в которой рас____^ __с _

полагался спортзал, а также хозяйственные постройки за корпусом. В подвале переданного здания ещё некоторое время оставались склад запчастей для сельскохозяйственной техники, ветеринарная лечебница, склад химических удобрений, работали совхозные электрики.

Настоятель храма о. Феофан вспоминал: «Мы служили Пасху, поздравляем друг друга - «Христос воскресе!», радуемся празднику. А в подвале корпуса рабочие собрались, выпили и давай песни свои кричать, а мы в храме всё слышим. Вот так первый год и служили» (Из воспоминаний свящ. Феофана Ряжских. Запись 10.09.14 г.).

Летом 1991 г. в посёлок был направлен архиепископом Тамбовским и Мичуринским Евгением (Жданом) первый настоятель возрождающегося прихода иеромонах Феофан (Ряжских). По прибытии на вверенный приход, отец Феофан ревностно принимается за дело: приводит в порядок храм, демонтирует сохранившиеся от клуба кресла, штукатурит и красит стены, ремонтирует алтарь. Первыми помощниками настоятеля были местные жители. Через год 5 июля 1992 г. храм был освящен. В те годы в Жердевском районе действовало всего два храма, в селах Вязовое и Питим, потому многие из близлежащих населенных пунктов, кто искал веры, хотел узнать что-то о Боге, приезжали к о. Феофану.

1990-е гг. - время кардинальных изменений в стране. Происходит крушение прежней системы мировоззренческих, идеологических констант. В поисках поддержки, утешения, духовных смыслов многие обращаются к вере, приходят в церковь. Иеромонах Феофан приобретает авторитет у жителей как добрый и ревностный священнослужитель, духовный наставник. Определённую роль сыграл его монашеский чин.

Идентичность малого сообщества

В данном конкретном приходе в период его возрождения мы наблюдаем целый ряд признаков, подтверждающих формирование идентичности малого сообщества: авторитет харизматического лидера, интенсивное чувство приверженности общей истине, чувство единства [6, с. 267]. Первый настоятель относился к тем священникам, которые центром своего служения считали литургию. При этом о. Феофан демонстрировал крайне ревностное отношение к богослужению. Прихожане в результате поняли, почему Всенощное бдение называется всенощным, а литургия часто завершалась далеко за полдень (бывали случаи окончания литургии в 6 ч вечера). Настоятель пристально следил за соблюдением порядка в храме: так, до момента причастия выходить из церкви можно было только в крайнем случае. Младенцев, как и взрослых, причащали натощак, а поскольку нередко это происходило далеко за полдень, то создавало трудности для мам, успокаивающих подуставших малолетних детишек. Вспоминает прихожанка М. С-на: «Самое раннее, когда мы причащались - это в час дня. Обычно причащались гораздо позже» (Из воспоминаний М. С-ной. Запись 03.02.16 г.).

Строгостью отличалась и исповедь - батюшка исповедовал очень подробно, буквально, вытягивая грехи из человека. Он советовал каждый грех записывать в тетрадь. Часто прихожане приходили с це-

лыми кипами листков с записанными грехами, что поощрялось священником как признак хорошей подготовки к покаянию. Если грехов в тетради было написано мало, то о. Феофан предлагал подумать и написать ещё. Иногда батюшка назначал за какой-либо грех епитимью и требовал неукоснительного её выполнения. Некоторых прихожан такой подробный характер исповеди оттолкнул; другие, напротив, рассказывали об этом как об отличительной особенности настоящей религиозной жизни и рекомендовали другим людям, желающим воцерковиться. Кроме того, о. Феофан практиковал так называемую «генеральную исповедь», т. е. покаяние за всю прожитую жизнь начиная с семи лет. Для этого зачитывался огромный перечень грехов. Многие, прошедшие «генеральную исповедь», отзывались об этом, как о чём-то очень значительном в своей жизни.

Важным фактором, привлекающим верующих к о. Феофану и формирующим идентичность данного малого сообщества, были отстаиваемые им религиозные, мировоззренческие, идейные представления. Центральная часть этой мировоззренческо-идейной системы -эсхатологические ожидания, характерные для определенного сегмента верующих. Постепенно вокруг о. Феофана собираются люди, которые пристально интересуются всем, что связно с «концом света».

Религиозная идентичность таких людей имеет характерные особенности. В происходящих событиях усматриваются признаки, предвещающие «конец мира» - эпидемии, болезни, войны, нравственные проблемы и др. При чтении религиозной литературы верующими отдается предпочтение книгам, в которых затрагивается данная тема. Усваивая определенную концепцию спасения, такие верующие стараются строго придерживаться необходимых для спасения предписаний и решительно выступают против того, что им представляется опасным в сотериологической перспективе.

Так, среди прихожан отца Феофана, который сам сосредоточен на теме конца мира, ИНН объявляется печатью антихриста, а в паспорте нового образца отыскиваются всяческие бесовские знаки. Батюшка говорит, что брать эти документы нельзя, так как это является отступничеством от Бога. В храме постоянно распространялись брошюры и листовки подобного содержания. Некоторый период все интересы фокусируются вокруг ИНН. Происходит своеобразное замещение: от борьбы со своими грехами - к борьбе с ИНН, паспортами и штрих-кодами. Периодически появляется информация о конце света, даже называются конкретные даты, которые постоянно корректируются, переносятся. Это позволяет верующим поддерживать интенсивность своей религиозности. Важная тема обсуждения между

прихожанами - как нужно подготовиться к Апокалипсису. Обсуждение носит предметный характер: какие продукты заготовить, где устроить «схрон» с водой.

Такая акцентированность на эсхатологии неизбежно приводит к снижению интереса к вопросам реальной жизни, к отказу от деятельного участия в жизни окружающего социума, к изменениям в иерархии значимого для верующих. Это подкрепляется формированием почти безусловного авторитета настоятеля в решении не только религиозных, но и мирских вопросов прихожан. Например, о. Феофан выражал категорично отрицательное отношение к лечению в больницах: лечиться у врачей нельзя, операции делать тоже нельзя. Всем, кто приезжал просить благословения на операцию, батюшка не давал благословения.

Серьезное внимание священнослужитель уделял внешнему виду прихожан. Прежде всего, это касалось женщин, для них одобряемый дресс-код предполагал юбку до пола, без разрезов, закрытые до запястья руки, на голове платок одет так, чтобы волосы не выглядывали наружу, никакой косметики, стричься нельзя, спать нужно тоже в платке.

Рассказывает одна из прихожанок: «Однажды отец Феофан совершал соборование, а у одной девочки лет 14-15 из под платка выбилась прядь волос. Из-за этого батюшка слегка оттрепал её за чуб. Видимо, девочке было обидно, она стояла и плакала. А отец Феофан сказал, что это грехи в ней плачут» (Запись 12.02.2016 г.).

Прихожане, собравшиеся вокруг о. Феофана, восприняли эти установления: уделяли значительное внимание богослужению, придерживались его требований относительно внешнего вида.

Постепенно религиозная идентичность членов общины приобретает черты фундаменталистского религиозно-центрированного типа [4, с. 131]. Представителям такого типа свойственны буквальная, однозначная трактовка религиозных истин и «правильного» религиозного поведения, отрицательное отношение к рациональной дискуссии, строгое исполнение религиозных предписаний самими и требование того же от других, а также жесткое отстаивание истинности собственного понимания религии и негативное отношение к другим версиям.

Тенденцию усиления «традиционалистских и фундаменталистских тенденций в больших религиях» отмечает Д. Эрвье-Леже. Исследовательница указывает на парадоксальную особенность религиозности современного человека, который формирует из разных доступных ему ресурсов свой «духовный самодел», отвечающий его

запросам. Но, нуждаясь в подтверждении своей истины («базовой определенности»), верующий стремится войти в религиозное сообщество, в котором находит коллективное обоснование схожих идей, принципов:

«внутри такой группы индивиды объединены интенсивным чувством приверженности некоей общей истине, порукой чему может служить авторитет харизматического лидера и / или чувство единства родственных душ. В таких крайних случаях потребность в твердой определенности внутри сообщества может привести к закрытию группы, складыванию в ней бункерных ценностей и идентичности убежища, которое становится как можно менее проницаемым для внешнего мира» [6, с. 267].

Такой тип идентичности обнаруживает и черты религиозной «ин-троверсии». Мы используем здесь типологию религиозных сообществ, предложенную Б. Уилсоном [7, с. 3-4]. Представители интроверсионистского подтипа сосредоточены на избранничестве, святости и превосходстве своего вероисповедания, сохранении в неизменности чистоты веры. Мир вне общины оценивался отрицательно, как погрязший в грехах. Мифологизированное отражение реальности следует логике бинарных оппозиций [2]. Созданная мифическая картина определяет содержание религиозной идентичности членов сообщества (в рассматриваемом случае члены прихода даже получили название у местных жителей - «феофановские»).

В 2004 г. о. Феофан покидает приход, его переводят в Тамбов настоятелем Казанского мужского монастыря. Следующий настоятель, который временно исполнял обязанности с декабря 2005 г. по май 2007 г., был из числа отставных военных. Он совершал богослужения в Спасо-Преображенском храме не часто, в среднем два или три раза в месяц. Такой периодичности хватало, чтобы удовлетворять религиозные потребности прихожан. В самом приходе произошли изменения, связанные с уходом Феофана - количество прихожан значительно уменьшилось. Очевидно, что многочисленные прихожане из разных городов приезжали именно к Феофану, как к своему духовному наставнику. В приходе остались лишь местные жители и немногие из близлежащих сёл, стали преобладать пожилые прихожане. В целом, этот период в церковной жизни прихода прошёл тихо и почти незаметно.

Следует сказать несколько слов о типе священников из бывших военных, к которому принадлежал второй настоятель. Они составляют сегодня заметную категорию священнослужителей в РПЦ. Эти люди принесли с собой в церковную жизнь и некоторые характерные особенности, позволяющие говорить об отдельном типе религиозной

идентичности. С одной стороны, они довольно легко вписывались в церковную структуру, иерархически организованную, предполагающую внутреннюю дисциплину, подчинение начальству. Как результат, успешный карьерный рост, назначение на значимые и ключевые епархиальные должности. С другой стороны, они становятся проводниками и апологетами модели церковной жизнедеятельности, предполагающей вертикальный принцип организации, с минимумом инициатив снизу, и максимальным сосредоточением власти, ресурсов в руках епископа, настоятеля. Прихожане в такой модели воспринимаются не как равнозначные участники внутрицерковных процессов, а как человеческий ресурс для исполнения распоряжений начальства, как участники богослужения и заказчики треб. Статус прихожанина как активного участника в решении вопросов жизнедеятельности общины, тем более вопросов ее управления, распоряжения средствами, определения приоритетных задач, слабо воспринимается такими священниками. Потому понятно, что при таком настоятеле приход как община верующих не развивается, а становится исключительно местом совершения богослужений и требоисполнительства.

1 июня 2007 г. настоятелем Спасо-Преображенского храма был назначен иерей Владимир Алейников. В качестве напутствия правящий архиерей сказал следующее: «Сохраните то, что осталось. Обстановка на приходе не простая. У них там "фольклорное православие"» (Из личной беседы свящ. Владимира Алейникова с епископом Тамбовским и Мичуринским Феодосием (Васневым). Запись 1.06.2007 г.). Вероятно, архиерей имел в виду, что «феофанов-ское православие» прихожан заключает в себе элементы определенной субкультуры, сформировавшейся внутри русского православия, и некоторые проявления этой субкультуры уже приобретают статус фольклора.

Новому настоятелю было необходимо сразу включиться в работу по нескольким направлениям: практически вновь собирать приход, открыть воскресную школу для детей поселка, выполнять разномасштабные, но неотложные строительные работы и еще многое другое.

Прихожан, после отъезда о. Феофана, осталось немного, поэтому задача № 1 - привлечение новых прихожан. Постепенно такие стали появляться в храме: кто-то приходил из любопытства, кто-то осознанно пришел к новому священнику с другими требованиями, кому-то батюшка сказал несколько искренних добрых слов, посочувствовал в беде, что-то посоветовал. Приход не быстро, но начал собираться. Были и те, кто, начав с энтузиазмом посещать храм, спустя некоторое время охладевали и пропадали.

В округе есть несколько сел, которые территориально можно отнести к приходу Спасо-Преображенского храма: Шпикулово, Туголу-ково, Максим Горький, Петровка, Новый Свет, Искра, Петровское. В этих населенных пунктах священник совершал молебны на Великие праздники, соборовал и причащал, служил панихиды в Родительские субботы, проповедовал, просто общался с народом, находил слова утешения в человеческой скорби, разделял радости. Такая деятельность имела последствия: по нескольку человек из этих сел начали посещать приход, со временем стали постоянными прихожанами. В самих же селах за годы служения отца Владимира Алейникова сложились небольшие общины, которые, в случае открытия храма, могли бы стать основой нового прихода. Так произошло в с. Петровское (бывшее Кропоткино), в котором открыли храм в честь Покрова Богородицы. И те, кто ранее постоянно собирались на молебны, стали постоянными прихожанами новооткрытого прихода. Со временем встал вопрос об открытии воскресной школы для детей поселка. Этот вопрос был решен посредством увеличения в местной школе часов преподавания «Основ православной культуры».

Таким образом, приход благополучно развивался, открывая новые направления деятельности и привлекая новых людей. Большая часть прихожан на сегодняшний день это местные жители, которых настоятелю удалось объединить вокруг общего дела - восстановления их храма.

Идентичность прихожан в контексте религиозных практик

Состав прихожан современного православного прихода с точки зрения их идентичности неоднороден. Можно выделить определенные типы. Прихожане первого типа: их религиозные практики ограничиваются участием в богослужениях, чаще всего, праздничных, они также исполняют обряды жизненного цикла: крещение, отпевание; соблюдают некоторые религиозные предписания: время от времени исповедуются и причащаются (обычно один или два раза в год); как правило, придерживаются определенных ограничений в период Великого поста. Они изредка помогают с уборкой территории и хозяйственными нуждами. Но они не стремятся к более активному участию в жизни прихода, к фиксированному членству в общине, не участвуют во внебогослужебной жизни прихода, не готовы принять на себя обязательства по выполнению постоянных поручений, видов служения. В случае смены места жительства они легко меняют посещаемый храм. Представителей такого типа религиозной идентичности можно в полном смысле этого слова назвать прихожанами, но не членами

общины. Обычно эта категория составляет по численности большинство. Но в случае формирования малого сообщества, обнаруживающего тенденцию к самоизоляции, ситуация существенно меняется. «Избранное меньшинство» постепенно вытесняет из прихода тех, кто не разделяет их системы взглядов и ценностей, и становится большинством. Так произошло в приходе пос. Демьян Бедный в период настоятельства о. Феофана. Основное ядро составляли приезжавшие из других населенных пунктов специально к Феофану как к своему духовному наставнику, чья практика религиозной жизни соответствовала их представлениям о христианском образе жизни. Именно приверженцы строгости религиозной жизни и формируют общину во главе с о. Феофаном. Одновременно наблюдается и другая тенденция: число местных прихожан уменьшается.

Второй тип прихожан представляет собой активный и постоянный «костяк». Они регулярно участвуют в богослужениях - не только праздничных, но и субботних, воскресных, исполняют предписания, соблюдают посты. Их религиозные практики имеют систематический и разнообразный характер. Они ведут различную внебогослужебную деятельность на приходе. Их религиозная идентичность оказывает влияние и на внецерковную жизнь: мировоззренческие принципы, мотивацию поступков, выбор спутника жизни, образование, работу. Эта категория прихожан и составляют общину. Такая религиозная идентичность не сегментирована по интересам; все жизненные интересы центрируется религиозной установкой.

Для «активистов» приход имеет многоуровневое содержание: участие в богослужении и обрядах (удовлетворение «потребности в святыне»), изучение вероучения, религиозное воспитание детей, пребывание в сообществе единомышленников, приложение жизненных сил и способностей, возможность реализации творческого потенциала. Будучи заинтересованными в сохранении такого комплекса функций, они участвуют в их воспроизводстве.

Выводы

На примере одного прихода можно увидеть, что индивиды конструируют свои идентичности из различных доступных символиче-

ТЛ __С С

ских ресурсов. В поисках легитимации «своей» религиозной истины индивиды выбирают сообщество, коллективная идентичность которого соответствует их запросам, позволяет получить подтверждение правильности своего «религиозного решения».

Групповая идентичность приходской община как малого сообщества не имеет гомогенного характера. Для ее описания мы используем

понятие бриколажа: члены одной общины демонстрируют различные модели идентификации: крайнюю позицию стремящейся к закрытости группы с формированием «бункерных ценностей», оппозицию окружающему миру, «идентичность убежища» тех, кто находит в сообществе поддержку и помощь [6, с. 267], умеренные унаследованные культурные идентичности и др.

Проведенный анализ подтверждает сложный характер современной религиозности, которой свойственны разнонаправленные процессы: растущая индивидуализация, размывающая идентичности больших религий, вызывает активизацию локальных идентичностей, идентичностей малых сообществ. Данная социальная среда по-своему интерпретирует религиозную традицию, которая получает свое развитие на уровне индивидуальной и групповой идентичностей.

Список литературы

1. Бабич Н. С., Хоменко В. И. Логические и практические трудности многомерного подхода к измерению религиозности // Социологический журнал. -2013. - № 2. - С. 89-96.

2. Леви-Стросс К. Глава XI. Структура мифов // Леви-Стросс К. Структурная антропология. - М., 2001. [Электронный ресурс]. - URL: http://yanko.lib.rU/books/cultur/stross_struktur_antrop.htm#_Toc76573490 (дата обращения: 28.09.2018).

3. Папков А. А. Необходимость обновления православного церковно-общественного строя. [Электронный ресурс]. - URL: http:// favor2.chat.ru/hist39ap.htm. (дата обращения: 12.02.2019).

4. Пронина Т. С. Религия и поиски идентичности в постсоветской России. -Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2015.

5. Энциклопедический словарь социологии религии / под ред. М. Ю. Смирнова. - СПб.: Платоновское философское общество, 2017.

6. Эрвье-Леже Д. В поисках определенности: парадоксы религиозности в обществах развитого модерна // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2015. - № 1. - С. 254-268.

7. Wilson В. R. An Analysis of Sect Development // American Sociological Review. - 1959. - Vol. 24. - No 1. - P. 3-4.

Статья поступила: 24.01.2019. Принята к печати: 22.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.