Научная статья на тему 'Бренд «Sochi-2014» как инструмент современной публичной политики на федеральном и региональном уровнях'

Бренд «Sochi-2014» как инструмент современной публичной политики на федеральном и региональном уровнях Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
422
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРЕНД / «SOCHI-2014» / ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ / ВЗАИМОВЛИЯНИЕ ПОЛИТИКИ И СПОРТА / ИНСТРУМЕНТ СОВРЕМЕННОЙ ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИКИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ УРОВНИ ВЛАСТИ / «SOCHI-2014» OLYMPIC GAMES / BRAND / INTERFERENCE OF POLITICS AND SPORTS / THE MODERN INSTRUMENT OF PUBLIC POLICY / THE FEDERAL AND REGIONAL LEVELS OF GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Казимирчик Л. В.

Автор выделяет пять критериев успешности применения политического бренда в качестве инструмента современной публичной политики на всех уровнях власти и рассматривает на их основе бренд XXII Зимних Олимпийских игр. На конкретных примерах раскрываются возможности использования данного инструментария в большой политике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Brand «Sochi-2014» as a Tool of Modern Public Policy at the Federal and Regional Levels

The author identifies five criteria of the success of the brand as a political tool of modern public policy at all levels of government and considers their brand through the XXII Winter Olympic Games. Disclose specific examples the possibility of using this tool in politics.

Текст научной работы на тему «Бренд «Sochi-2014» как инструмент современной публичной политики на федеральном и региональном уровнях»

Бренд «Sochi-2014» как инструмент современной публичной политики на федеральном и региональном

уровнях

Л.В. Казимирчик

В современном мире политические мифы, стереотипы, симулякры и бренды можно объединить в одну группу виртуальных моделей, наполняющих коммуникационное пространство, в котором живет общество.

Сегодня публичная политическая борьба сводится, по сути, прежде всего к воздействию на общественное сознание посредством формирования определенной медиареальности. С этой целью и создаются привлекательные образы, не имеющие порой ничего общего с реальной действительностью, но призванные удовлетворить ожидания и потребности населения.

Современная публичная политика становится все более виртуализирован-ной и медиатизированной. Для осуществления социального контроля используются симулякры, воспроизводящие и передающие смыслы, далекие от реальности. Необходимо отметить, что, по мнению Бодрийяра, идеология также прекратила свое существование, ее заменила симуляция, транслируемая через СМИ. Подобные виртуальные конструкции и бренды все больше влияют на реальные политические процессы, активно формируя политическое пространство как для населения, так и для власти.

Современные бренды являются нематериальными активами, составляющими иногда главную ценность в экономике и политике. Данный феномен представляет собой сложный и многозначный процесс, зависящий от степени проникновения массовой коммуникации в политику и от подачи информации в СМИ.

В рамках современной публичной политики в качестве инструмента активно применяются и спортивные бренды. Это может быть и использование брендов известных атлетов и тренеров для привлечения электората в рамках предвыборных кампаний, и победы в принципиальных матчах двух политических противников.

Не являются исключением и Олимпийские игры. Проведение главного спортивного события четырехлетия не только способствует экономическому, транспортному, культурному развитию региона — столицы Игр, увеличению финансирования детского, юношеского, массового спорта в стране — хозяйке Игр, но выявляет новые варианты взаимодействия сфер спорта и политики, предпосылки которого уходят еще к первой половине XX столетия. В то время золотая медаль на Олимпийских играх и установление мировых рекордов

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

141

Научные сообщения

позволяли стране-победительнице продемонстрировать все достоинства своей общественно-политической системы и укрепить международный авторитет. Это связано с тем, что в середине 1930-х гг. появились политические режимы, открыто использовавшие Олимпийское движение в своих интересах1. После окончания Второй мировой войны свое отражение в проведении главных стартов четырехлетия нашла холодная война между капиталистическим Западом и социалистическими странами.

В XXI в. в условиях медиатизации и виртуализации публичного пространства, где большинство политических акторов предстают перед аудиторией в виде определенных брендов, понятие «Олимпийские игры» отражает не столько спортивную составляющую, сколько успешный проект, предоставляющий возможности его использования в политических целях на всех уровнях политики.

При этом следует отметить, что на сегодняшний день отечественные и западные исследователи практически не анализируют в своих работах процесс трансформации спортивного бренда в политический, возможности его использования в качестве инструмента в современной публичной политике на различных ее уровнях. В рамках данной статьи мы обращаемся к данной теме и рассматриваем бренд «Sochi-2014» как один из способов использования спорта высших достижений в политических целях.

Так как «Sochi-2014» соединил в себе и экономические, и политические, и спортивные аспекты, то для определения результативности применения данного бренда в качестве инструмента в современной публичной политике на федеральном и региональном уровнях проанализируем его по ряду критериев.

1. Узнаваемость населением

Бренд «Sochi-2014» разработан Экспертным советом, входящим в структуру Оргкомитета Игр, с привлечением компании «Interbrand», известной своими успешными имиджевыми работами для таких автомобильных гигантов, как «Mazda», «BMW», «Porsche», для сети ресторанов фастфуда «McDonalds» и др. В прошлом году вошел в топ самых ценных российских брендов1 2. Можно с уверенностью сказать, что он известен практически каждому россиянину, а также знаком и миллионам жителей других стран3. То есть бренд XXII Зимних Олимпийских Игр близок и отвечает ожиданиям подавляющего большинства жителей страны и мира.

2. Устойчивое присутствие на федеральном и региональном уровнях

Так как Олимпиада является событием мирового масштаба, то все, что связано с ее проведением, обязательно находит отклик на всех уровнях власти. На федеральном уровне подготовку курировал Президент РФ, в 2013 г. была создана специальная Государственная комиссия по проведению Игр, возглавляемая

1 Ярким примером является нацистский режим. И первыми Играми, где просматривается открытое влияние политики на спорт, были именно берлинские.

2 http://www.interbrand.com/Libraries/Branding_Studies_RU/Best_Russian_Brands_2013.sflb.ashx

3 По состоянию на май 2013 г., 97% жителей страны осведомлены о проведении XXII Зимних Игр в РФ, при этом 83% положительно относятся к данному мероприятию: 46% активно поддерживают идею проведения Игр на Кубани, 47% считают себя сторонниками Игр // http://amurpress.ru/index. php?option=com_content&view=article&id=19063

142

Выпуск 2 2014

Л.В. Казимирчик

вице-премьером Правительства России Дмитрием Козаком, в которую вошли руководители основных министерств и ведомств, что позволило максимально расширить полномочия данного органа. В регионах местными Законодательными Собраниями были выбраны лица, ответственные за проведение Игр и эстафеты Олимпийского огня.4 Как мы видим, бренд «Sochi-2014» прочно закрепился на самых высоких уровнях власти.

3. Жизнедеятельность рассматриваемого политического бренда не менее семи лет

«Sochi-2014» возник в 2007 г. после получения РФ права на проведение Зимних Олимпийских игр. Одной из особенностей главного спортивного события четырехлетия является то, что бренд появился задолго до церемонии торжественного открытия, активно развивается и не исчезает после проведения мероприятия. Он не только будет увековечен в музее Олимпийский игр в Лозанне, но сохранится в сердцах миллионов людей, что позволит в будущем политикам использовать его для привлечения электората.

4. Частота использования в предвыборных кампаниях и на протяжении всего избирательного цикла

В рамках парламентских и президентских предвыборных кампаний 2011— 2012 гг. партия власти и главные претенденты на высшие должностные посты в стране активно применяли бренд «Sochi-2014», раскрывая его влияние на создание безбарьерной среды в городах, привлечение инвестиций в экономику РФ, укрепление имиджа и повышение престижа России.

5. Упоминаемость в СМИ (федеральных, региональных и блогосфере) за 2013 г.

Если провести контент-анализ материалов СМИ, вышедших в свет на территории РФ в течение прошлого года и использовавших в современной политике на разных уровнях бренд «Sochi-2014»5, то мы увидим, что федеральные и региональные СМИ публиковали материалы по данной тематике примерно поровну (380 и 400 сообщений соответственно). Интернет-пользователи выражали собственное мнение по поводу применения политического бренда XXII Зимних Олимпийских Игр в основном в Твиттере (700 статусов). Качественная оценка материалов показывает, что 2/3 доступных материалов нейтральные и 1/3 — негативные6. Позитивное отношение авторов к поднимаемым в статьях вопросам просматривается только в одном аспекте (0,1% от общего объема) — об использовании бренда Олимпиады для решения демографических проблем в стране7.

Рассмотрим подробно примеры того, как «Sochi-2014» выступает в качестве инструмента, позволяющего добиваться поставленных властной элитой целей — воздействовать на различных политических акторов, изменять имидж страны, реализовывать скрытые личностные амбиции бизнеса.

4 Например, в Краснодарском крае это вице-губернатор Александр Саурин.

5 Были проанализированы материалы по данной теме 22 федеральных средств массовой информации, 486 региональных СМИ, представляющих 83 субъекта РФ, популярные блоги, доступные в сети Интернет.

6 В основном это статьи и посты об увеличении в 7 раз стоимости проведения Олимпиады (по сравнению с первоначальной расходной схемой 2007 г.).

7 http://www.fontanka.ru/2013/04/25/164/

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

143

Научные сообщения

Депутаты, представители различных министерств и региональной власти, ряда общественных организаций, исследователи, уже не раз поднимавшие вопрос о возвращении к зимнему времени, подготовили соответствующий законопроект, внесенный в Государственную думу осенью 2013 г. В качестве весомого аргумента приводилась позиция Международного Олимпийского комитета (МОК)8 о «положительной оценке возврата России к зимнему времени»9. Используя в качестве инструмента бренд «Sochi-2014» и ссылаясь на заинтересованность мирового спортивного сообщества в переводе часовых стрелок, МОК скрыто стремится повлиять на внутриполитическую ситуацию в стране.

Большой резонанс в СМИ и блогосфере вызвал процесс принятия решения об участии грузинских спортсменов в Играх. Напомним, что до сих пор не восстановлены дипломатические отношения между РФ и Грузией, разорванные последней 2 сентября 2008 г. в ответ на признание Россией независимости двух автономных субъектов страны — Южной Осетии и Абхазии. После поражения своей партии «Единое национальное движение» на выборах в Парламент в октябре 2012 г. М. Саакашвили высказал мысль о возможном бойкоте Сочинских Игр. Но после смены власти новые руководители государства выступали за отправку делегации в Сочи, так как это не только престижно и важно для Грузии, но и подчеркивает, что страна, по словам премьер-министра Бидзина Иванишвили, «является членом большой олимпийской семьи и признает олимпийскую Хартию»10 11. То есть бренд предстоящих Зимних Игр был успешно применен в непростой политической ситуации. Хотя, с другой стороны, неучастие грузинских спортсменов никак не отразилось бы на имидже России как хозяйки соревнований.

Принятие российским парламентом в июне 2013 г. Федерального закона о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди детей вызвал резкую негативную реакцию за границей. Германия и США открыто призывали к бойкоту Олимпиады, глобальные партнеры Игр получали огромное количество отрицательных откликов из-за поддержки соревнований, обозначенных как «самая гомофобная и опасная Олимпиада»11. Свое недовольство по этому вопросу также выразила и Международная ассоциация легкоатлетических федераций (IAAF). МОК тоже не остался в стороне и выказал беспокойство по поводу вступления в силу данного юридического акта: «МОК хотел бы еще раз подчеркнуть свою долговременную приверженность недискриминации в отношении тех, кто принимает участие в Олимпийских Играх»12. То есть прикрываясь брендом «Sochi-2014», зарубежная пресса, лидеры государств, мировая политическая элита, международные организации поднимают острый вопрос об ущемлении гражданских прав сексуальных меньшинств на территории России и критикуют в острой форме внутреннюю политику, проводимую президентом В.В. Путиным.

8 МОК - Международный Олимпийский Комитет.

9 http://izvestia.ru/news/543476

10 http://www.yugopolis.ru/news/politics/2013/05/02/52078/olimpiada-v-sochi-mejdunarodnye-otno-sheniya-gruziya

11 http://medialeaks.ru/features/chto-to-poshlo-ne-tak-provaly-olimpiady-v-zapadnyx-karikaturax/

12 http://pln-pskov.ru/sport/138313.html

144

Выпуск 2 2014

Л.В. Казимирчик

На региональном уровне использование бренда «Sochi-2014» как инструмента неразрывно связано с проводившимися акциями протеста против символов Олимпиады (например, одиночный пикет в городе Санкт-Петербурге против установки часов, отсчитывающих время до старта Игр)13 или участия некоторых стран и атлетов14.

Особенно яркое освещение в СМИ получила история о закрытии местными чиновниками ряда выставок современных художников, объединенных общей темой «Welcome! Sochi-2014», в рамках работы фестиваля искусств «Белые ночи», проводившемся в Пермском крае в июне прошлого года. Представленные на всеобщее обозрение экспонаты, выполненные в жанре политической сатиры, высмеивали процессы, связанные с организацией и проведением Игр. И если, по замыслу авторов, работы были направлены на продвижение бренда соревнований в Сочи в странах Запада и созданы в рамках массовой культуры, то сенатор от Пермского края А. Климов сравнил создателей карикатур с Геббельсом15. Существует мнение, что посредством данного скандала и вовлечением в него бренда Игр осуществлялась дискредитация имиджа и политики действующего губернатора Пермского края В.Ф. Басаргина.

Итак, бренд первых отечественных Зимних Олимпийских игр активно используется в качестве инструмента современной публичной политики на федеральном и региональных уровнях. Но не всегда его применение позволяет достичь поставленных целей. Например, МИД РФ с помощью «Sochi-2014» еще до начала Олимпийских состязаний стремился добиться введения безвизового режима между Россией и странами Европейского союза (ЕС) , но решение вопроса отложено на конец текущего года.

Естественно, что рассмотренные в статье примеры данной политической технологии, используемой для давления международного сообщества на российскую политическую элиту; для дискредитации и смещения политических акторов и государственных деятелей; привлечения внимания мирового населения к принятым конкретным юридическим актам, направленным на ущемление определенных гражданских прав; для изменения имиджа как страны, так и отдельных личностей, не исчерпывают все многообразие возможностей данного инструментария.

13 http://www.regnum.ru/news/sport/1623244.html

14 Инициатива общероссийской общественной организации «Коммунисты России» не допускать до участия в Олимпийских играх в Сочи сборную команду США в ответ на принятие Америкой «закона Магнитского».

15 http://top.rbc.ru/society/11/06/2013/861464.shtml

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

145

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.