еп^цъьп Ь4 ипви^впь^пьъ
«MADE IN ARMENIA»
РПЬЪПЬ U^Sh^ULPh^ t
DOI: 10.52174/2579-2989_2021_4_53
<^^шршпЬр. «Made in Armenia» ppbbq., шщшпп-цшцшь lшp£шqjó, hшJlшllшb шpsшq.pmpJшb hшqnшs, ьш^ш-LцшslnLpJnLb hшJlшlшbjb,
ipbfushL
Sbfushlh U hшqnшsh шpsшq.pmpJmbß pn[np àшdшbшlbbpmd tl ЦшpUnp nшqdшlшpшlшb ь2ш-bшlmpJmb t ni.bbgb[ £шJШшsшbj шqqшJjb ipb^b-umpJшb hшdшp: Ubp opbpmd, ujШJdшbшlnplшà hqnp bbpmdnl, jb^bu bшU hшJlшlшb шpsшq.-pшbfjb bшfaшщшslnLpJnLb 1рш[П1. In^bpnl, «Made in Armenia» ppbbq.j шlshlшgmЛ шцьшпш. 1гшp-âb[ hшslшщbu 2018 p.-jg hb^n: Sшpjbbp 2шpm-ьшц 1ш^1ш0 jbbnl Íд-mpfjшJjg' U ' hmdfj, U ' u|шspшush шpsшq.pшbfj шnmdnl, bbp^jmd ршл шп ршл i^inpà t шbmd[mób[m n[npsj hjd-bшfabq.jpß ' jpшlшbшgbb|_nl шьфшцшь шщpшbpш-bj2j lшpUnpdшb U шblш^mpJшb ршцшршцшьп-pjmb: U~jшdшdшbшl, Цшpbj t шub[, np hшJlшlшb ppbbrj шlshlшgdшb фш libó шqq.bgmpJmb t nibb-gb[ Lqшsbpшqdß' dfr fynq^g ifinfabnl шщшnnqj ф-pшpbpdmbfß ¡^ьцшцшь шpsшq.pшbfj blшsdшdp, jul djrnu Inq^g' tdpшpqnJj dfrçngnl цшь^ь[п1 pmpfшlшb hшqnшsh bbpdmämdß: Uju шЛ¡bj шp-qjmbfmd hшJ шщшnnqbbpß ufyub[ bb ьш^шщш^-impjmbß «Made in Armenia»-jb: fl[npsj qшp-qшgdшb hшdшp hшJsbmpJmb t bшU ш2^шphш-hn^l шщpшbfшbj2bbpj, npufbu bbpшlшLШ[шnm bbp hшbq.bш ifinpâp, npj hbsшqш qшpqш-
gmdß Цшpnq t !}шпьш[ hш£nqmpJшb qpшlшlшb:
Ti
_bnUu funphpq^jhh u^ph^bph^ mbfum^-Lh U hmq^urn^ шpmш^pmp;JmbQ 1пш]ши-тш^шЬ inbmbunLp^b l^шpUnpшqnLJb ójrnqbphg tp' щш-pm^^n^. nLnpsh hbmшqш qшpqшgdшb hqnp bbpmd: hunphp^j^h <ш]шитшЬт^ pbpU lupqjnL^pbpnLp^b
föbpbqш
сиспьшъзиъ
<^S< «Udpbpr» hbylшqnylшlшb Ibbyipnb
2010 p. qbpшqшbgmpJшdp ш-
1шpyib[ t pшlш[шlpjшso'
«^1ЬЦ1Ш1ШЬ U lSnLbjgju|Ш[ ЦШПШ-^pmd» lSшшbшqjsmPJшdp, jul 2012 p. ' bnijb lSшшbшqjsmPJшb lSшqjшylpшylnLpшb U шylшgb[ Цш-nшlшpdшb dшqjшspnшj шш^Ь-6шЬ: 2012-2015 pp. bqb[ t hшlш-6qbшdшdшJjb U qpnшш2P2nLpJшb lшnшlшpdшb шdpjnbj hшJgnpr: 2013 p.-jg ш2^1шу!П1.С[ t «Udpbpr» hbylшqnylшlшb tybbyipn-bmd:
¿ЬЬЦ^ЬШЦ 14 qjsшlшb hpшu|ш-pшlnLtäbpj, шл plrnd' dbl db-bшqpmpJшb hшdшhbqjbшl:
o o Q
Z <
ai <
I
LU CL
I
o
I -Q
CL
P
IL d
<=
CO J ZS CO e b
.D
.D
E§ j
IL <=
phwqw^wnnLJ qpw^wShbph Ph^D Jnm 150.000 Jwp^. tp, npD ^wqJrnJ tp DhT-hw-hni.p qpw^w&hbph 25%-d: bp^hPD hwJwp-^mJ tp fanphp^wjhh UhnLpjwh hwqrnu-sh U mbpumhlh wnw2hwhbpp Jwmw^w-pwphbphg ^^d:
UjdJ pbU h2^wS n|npmni.J qpw^wS-bbph pwhw^h D^^m^^D 8000 t, uw^wjti wjh 2wpnLhw^ni.J t ^wpUnp nwqJw^wpw-^wh h2whw^nLpjni.h rnhbhwi ^wjJwhw-^np^wS hqnp hbpmdn^:
Mwnw^wpnLpjwh ^n^^g n|npmh qwp-qwgJwhh nL^^wS fwj|bp u^ub[ bh dbn-hwp^b[ T-bnUu 2013 p.-hh, U t hw-
Jw^wmwu^wh nwqJw^wpnLpjnLh: Uj^ dwJwhw^ phpw^w^np^bL t yoqmwqnpS-^n^ wpmw^.pw^wh hqnpmpjmhhbph pwnni.JD, nph ^b^fmJ hhwpw^np ^[hhbp w^whn^b ^p^hw^h w6: S^jwihbpD jmJ bh, np, hu^w^bu, 2015-2019 pp. hhw-pw^np t ^wp5b[ w^whn^b n|npmh bnw-L|h w6':
2014 p. t ^wjwumwhh <wh-
pw^bmmpjwh t^nhn^^wjh hw^wpwpni.-pjwh hbm qnpSDh^bpmpjwJp U ^muwu-mwhh ^w2hmpjwh ^wnw^wpnLpjwh ^n^-^g ^hhwhuw^np^n^ «UpmwhwhJwh qSn^ wp^jnLhwpbpnLpjwh Jpgmhw^m-pjwh pwpb[w4^JD ^wJwumwhmJ, wp^hw-^whwgJwh U 2nL^wjw^wh wnw^binL-pjmhhbph ^gngn^» UULM-h wp^jni.hwpb-pw^wh qwpqwgJwh ^wqJw^bp^mpjwh (3RhLh^n) SpwqhpD, nph hqwmw^h tp mbfumhLh/hwqmumh wpmw^pmpjwh U
^n2^b^bhh/^w2^b hpbph n|npmhbpni.J qnp-Sn^ Jwuhw^np hwm^wSh wpmw^pn^hb-phh ^bpw^n^b[ ^bhumhw^ mhmbuw^w-pn^ umpjb^mhbph, npnhp mhw^ bh umb^-Sb|nL hnp w2^wmwmb^bp U hwumwmmh
^bp^n^ h^wumb|nL bp^pmJ wpdbfh w^b-
[wgJwhD, b^wJmh U wpmwhwhJwh Sw-^w[hbph w6hh2:
4bp2hh mwphhbphh, hwm^w^bu 2018 p. pw^wpw^wh hpw^wpSmpjmhhb-phg hbmn, hwqmumh 2nL^wjni.J u^rnnn-^w^wh ^wpfwqhSD ^mpni.^ ^n^n^m-pjmhhbp t ^pb[: Up^hw^wh t ^wp5b[ hwj-pbhw^wh ^nphp^whh2hbpn^ hwqmum ^pb[D, hh^h t[, wjhmhbmU wpJwmwhw-u^wnn^hbph 2p2whmJ, hw^w^wm-^mpjmh t SUw^npbL hwj^w^wh wpmw^-pwhfh h^wmJwJp: U^wnn^w^wh ^wp-fwqSh ^n^n^mpjwh hpbhg ^bpw^w-mwpm^ bh mhbgb[ hwj^w^wh wpmw^-pmpjmhD ^pwhb[m ^n^bpD, hh^bu hwU ^wmbpwqJD3:
<wj^w^wh w^pwhfwhh2D ^wpUnpb-[m h^wmw^n^ wjdJ pwqJw^n^Jwhh m2w^pmpjmh t ^wpS^^J n[npmh qwp-qwgJwhD: Ophhw^1 hwj ^hqwjhbphbphh oqhb[m hwmni.^ wnwfb[mpjmh t np^b-qpb[ LnpwSUmpjwh U ^hqwjhh ^w[w-sd, nph w2w^gmJ t mumgJwh U ^2wq-qwj hh hnpwSUmpjwh gmgw^pmpjmhhb-phh Jwuhw^gb[m, hh^^bu hwU n[npmhh wnh^nT. hbp^pm^bphg oqm^bLm hwjm hbp^wjwghn^hbphh:
n|npmh ^pwhJwhD ^m^wS ^2ngw-
1 Ghazaryan K., Ban on Turkish imports boosts Armenian fashion, Armenia 2021, https://eurasianet.org/ban-on-turkish-imports-boosts-armenian-fashion?fbclid=IwAR2FdteYaAFwVbtXXnudn6KR_0mwbA_M_JH-Vsnv9kw3wZRnJEbt6ZlXvyt8
2 https://enterprisearmenia.am/hy/pages-businessEnvironments/textile-and-garment
3 Umjh hnq.^rnSmJ hbp^rnjrng^rnS pn[np hl^wphbpD ^bpg^rnS bh pwg, hwuwhbLh wqpjnLphbphg:
4" . Ш-ГРЬРО- SbT-bMUq-hP . AMBERD BULLETIN . АМБЕРД БЮЛЛЕТЕНЬ
LT) LT)
Ol
сц<§-3 ±
II
J3 =
IJ
¡b. J3
II 1=
с
3
3
«3
ir
■i
сл
г-з-
-з' с з
3 -в Ь
s¡s ^
С с. EL 5 ц-
-2 g -з"^
—i с ~
^ Э
! J3 ^ 3
3
— Ql
i1 з
■ 3 -s* ¡ь.
а3
J3
¥ с с. tí-3 5
5
3 _
If г
Cl Ö
I--
К Ü". Ü".
п
-
s --
3-
3 й-
s &
Uli
цз §
S .3 o- J?
С
II
-3- S
1 = ^ -t. ^ а- "Ь oî W
—, —
ï J J с 3
0
0O
i-.
¡I-
0:
ci
"J
CD
ГЧ
СЧ
0
ГЧ
■3 >3
Jjié m 3 ^ ^ CJ 3 Ta jp
Ю О)
N
_3"
ю -С-
3
Б1 t
-с j3
il 3" 3" 3 3
Pi
'-з
5i! с
J3 3 J3
§ 3
i, ом Ё С с. с
[1 3 и1
H
CJ
>3 -to
ÏÏ з
Ol
^ 3
3
Щ
âl 3 гЯ ю с
(N С__,
£ J 3- i.
I
J 3 Ë.
I-S 3 - 3 ^
Eaf -, 3 3 Ë
^ 5 з d-- t. 3
ï J =i
,3
с
-13
CT)
3 m
4
с d--
T 00
¿cri in CT) j3
0 ^
01
_ 3
J 3
fl
f-i -з'-Е,
1 со oí .
0 to
01 ю
чз
£S- Ol
0 S3
S I
01 È.
oo с
т— c.
0 EÍ
01 3
l1!
3 §-с 3
E^-C
3 5
■i3 c CT" 3
CT) 3 j CJ Ql-l-f C- A-'O
Hl
1И1
If'S
3 fl л
3 3 3 £ 3" d"
- = с
I ¿ *
^ с a
— - J
= 3 -Ез'гз
ÖL 3
-с ?
,3
.3 ^3
Ë 3
II
? CL
-13
CJ
43
3 =¡ 3 "E
-3" -13 ,3 c^ ,3 С -С.
с. см
it ä
Ё ^ 3
С. 3 TI
3
ом 3 с
щ
111 с. 3
f If
3 jз
'З'З 5
I ^
? 3 -и î^l
ом d^
с с.
J3
j3 CJ
j3
3 ?
с с. c^ 3 5
3 5
J3
с О) CJ с.
J3 j3
3 -
i j3
3 3
С О) = J3
с
J^CTl ' • 'лШ È.
1 d-J O
- il
^ o
J3
o i-Ü-
oí 3 ЕЕ 3 3 ^
i- с
-С- Ol £&.Ю
J3 Ь j3 J
CM 3
c. 4.
j3 .
J J3
CJ
3 J3
3
■
Ǥ
3 c.
J3
0
01
CL
Ii
J3
i О)
-13
^ i 3 =¡
с
С 5 E-
с з'
J £&: -E:
S 1-i
5 5 5
о
2 со
-13 _, d- J3 С-ЧЗ
3 3
J3
5=3-fi i ÏH
С с. Ol С. с С-
¡■3 ¿
J3 с
5 g'® q á5
5 "З'О!
С-j3
j3
3 Ol
-ß1 ■З1
3
с
£S-
CJ ■
j3 j3
3 3 с
CT) g
II
Ю
3
J3 j3 j3
■31 .. Ë
3 3 £
С- С Ti
CT; E i.
-13 Ё -§-
^ 3" I ё
J-f i
Ё 3
Ь CJ
с 5
-i CJ
J3
3 3
-13 j3
>3 c.
3 3
EL'S
i ê! 3" Ë з ^
.is 3
-EÜ С Ol С
ч
-13
Ol 3
=r
п.
-лс
CTli-з Jj.
-13
"Si S
5-
èf
>3 а
-L_f С
It
c- 3
II
-13 -13 -C j3
3 3
-13 13
II
5 JZ. 3 E*
-C d-
Ю С
3
3 cl
II if
ai
У
E. 3 ^
II
3
tl fi d- 3
_ J3
Ipt
= -13 <5 5
1^-5-3
J cl
3 ^ E
4 3 3 3
^ с -13 ^
-С- 3
=- 3 J3
■S-lit
^ -V
-13 ? CL -3-
■ 3 3
-I CT) il3
3 CL ff
£¿ Ql
С- с с з1
3 -13 ^ 3" J ,3
Jr
CL Ё.'З
J i-1
1 I
3^3 3 -5-
-13 £Ë__E_
5 3
j3 1-3 Ю
5 CT1 3
3 3 ^
Е- О.Ю, ^^ £
-13 с
J -
5 "i: -13
■
3 ю
.J3
с ? =
-C CSJ C- _
3-ii
3 С -с
43 ^
il :
CSJ
j3 3 jj.
Л ,3
ю 3 ^ 1
Ë 3 C E 3 ^3
c^
j3
с
CJJ3
II
3 ± 3" 5
С- с.
3 3
ÍI
■ с -
3 3 Ë
с J CL 3 3 ..
3 >3 CT) 3
3 л
с С
fl 5
-13
с 5
3^
-13
:I! il
CT) j3
3 i, & ?
U —1
3 4 fl-3
^ 3 s
3 5 d" 3 3
J 3 Ii"3 1
i. 5* #f C
It
er d-i-i
J3
-3-43
3
> C-
C <!
J 3
_C CL
^—
_ 3
-13
3 ¿
J3
3 Ä I- CT)
E^ 3
n
II
3 3
3 fl 3
3 d-
CJ С
d-J
5- Ст)^3 с J3
3 3
>3 -3
J3 3 Ë
ю 1 f =
3 d-
II f ë
l'i
f 4Á
II
3
43 J)
a
3 Ë
■a a;
3 E §■ a
S
a-r
û-
fe
fi-ï
С J)
с S.
-П t¡
со £
ai <
I .û Q.
P
il d
il
tz
CO J Ь CO e b
.D
.D
Ез
J
il <=
^uujriLhh
¿mfrnhh
foi ^
(8 т^тЬиш^шрп^ umpjb^m):
H|npmh ршр0р hbpmdh ^uhh ^^jnrç ^^ шд дтдш^^2 t p^h
шбр: Ophhш^, 2018 p.-hg hbmn 1 тшр^ш р^ршдршЛ hшqnшmh шртш^рш^ш! ninprnrnd qpшrç^шöhbph ш6Ь[
t 20%-пф t пр ш^ ninprnrnd
<ш]шитш^ ni.hh mшphhbph hшpnшs фпр0, иЬфш^ш^ шртш^рш^ш^ rç.nijphbp, фпрйшпт. ш2^штп1.0', hu^ ш-Л^ш^шрипрр1 4bp2h^u hшЛdшmшpшp ^rn^bih t: ^Ьрп^2]ш[ шпш^т^ш^Ь-ph hшJш^mJpQ t, пр ^bp2h^ шш-
phhbphh Лр bp^pmd ЪЬр^рф mbfumhLh U hшqnшmh шpmшrç.pnLpjшdp hшJ^ш^шh ^шqdш^bpщnLpJnLhhbph, пр-цЬи ш2^шphшhn£ш^ шщpшh£шhh2hbph hшhrç.bu hhu-
rnhmmmp: Uju^hun^' hшJ ш2^штш^д-hbpp ф ^hh шhqшd ш4ЬLh дшбр ш2^ш-тш^шрЙпф fuh, ophhu^, UpUb[jmh Ьфп-^шй Ьфшuhш^шh т^тЬиш^шЬ ^mpjmhmJ, JшmmgmJ bh pшpöp прш^ h ^.Ьщ, фпр0^1
qшpqшgnLdQ ^шрп^ t П.ШП1Ш| hш2nrçnL-p^h qpш4ш^шh, hh^h ^uhh bh
шр^.Ь1 huL| шп^ш ÖbnppbpnL^bpp:
Ophhш^, hшJ-hmшLш^шh «ишртЬрш) Qh^bpmpjmhp hh^rn^p^L t 2019 p.1 шр-тш^.рЬ|п4 hmшLш^шh MaxMara, Moncler, Peuterey, Dolce&Gabbana, Dainese U шд hшhpшhшJm ppbhrçhbph hшqnшmhbp: «иртш^р^шб t <шJшumшhmJ» mrnppb-рш12ш1п^ hшqnшmh шpmшhшh4nLd t hmrnihrn, пртЬфд tl ш2^шphh mшppЬp bp^phbp: ЧшqJш^ЬpцmpJmhh
6 https://www.sartex.am/about
7 http://www.gloria.am
hшm qшpqшдhmJ t hp шртш^рш^ш! hqnpnLpjnLhhbpQ, ^ршпп|Л hnpшqnLJh mЬ^hnLnqhшhЬp, hш4ш^hbLn4 П.ШП1Ш| шпшзштшрр шшрш0Ш2Р2Ш1ШЛ: Ch^b-pnip^h t «иртш^р^шб t ^ш-
JшumшhmJ» mшppЬpшh2шhh ш2^шphhh hbp^rnjrnghb| np^bu прш^ Ьрш2^^:
LJшh ophhrn^ t hшU «GLORIA» ^шр^ qnpörnprnhQ' hh^шrç.p4шö 1977 p^^-hhh: 4bp2hh ^^hh mшphhЬph Qhpшgfmü qnpôupuhmJ bh ф fuh^
mb^hh^^h ^bprnqhhni^bp, 4bp2hhQ' 2018 p4ш^шhhh: UjdJ qnpôrnprnhh шр-mш^pшJшubpQ hшqbgшö bh JUKI, PFAFF U ш2^шphшhп£ш^ шл $hp^hbph' ^ш-Jшhш^ш^hg ^шph Лfbhшhbpn4 U urnp-рш^прт^Ьрп^:
«GLORIA» ^шph mhh 2 Jшu-
hш6Jm^, npmb^ ш2^шттй t 2500 ш2-^штш^д:
Ьр^т Jшuhш6Jm^bpmJ шJuш^шh шр-тш^р^тЛ t 150.000 mшppbp mbuш^h hrnqnLum, pш6^nhhbp, Jnmngh^Lш4шp-hbph hшqmum U mrnppbp цш2mцшhh^ hшqmumhbp: GLORIA ^rnph фшpph^шh шpmш^pmJ t hшqmum rnjh^huh b^pn-шцpшhfшhh2bph hшJшp, hh^-^huhf bh1 MONCLER, DAINESE, LEBEK INTERNATIONAL FASHION GmbH & Co.KG, Bierbaum-Proenen GmbH & Co. KG, Bétran-court, CWS-boco International GmbH, Paul H. Kübler Bekleidungswerk GmbB & Co KG, Productions GmbH & Co. KG, Il Gufo, Магия Детства, Peuterey, Lady & Gentleman City, DARBBAGS, Chaga-Chaga U шд1|7:
Lbp^pm^bpp ^prnhbini.
4" • Ш-ГРЬРП- SbT-bMUq-hP . AMBERD BULLETIN . АМБЕРД БЮЛЛЕТЕНЬ
LO
З 5
& £ f If I
I s -a
II -3
■ft §
со £ ь
ïn : 4 j й 3
¿53
• • •
CJ ■Д
Ê.
-з- I
M
? 4)
ti Qi 4)
3 = ■J-S:
M
_D 5
^
ъ I I I I
3 с? с? e c?
& g g g g
о о о о о
go О Ö о
о о о о
2 п w t ю
^з о о о о £.0 0 0 0
5 •з 3
IN Я f « 1)
•••••••
5 <§-
3
¥
с.
&
3
V
V
d-3
¡г' jj
9-ÜU^US4bP 3
9-ÜU^US4bP 4
«Made in Armenia» ppbbq.^ ^pnq^nip^b шqrçЬgnLpJnLЪp
82,4%, qmqшhbaшpшп |пп1.1 t Ьши шп-mmumhJmbjmb hmqmum,
11,2%-q |пп1.1 t pшgшaшщbu l^jl^l^bQ, U if^jb 1%-b Qb^hшbпшцbu (пш^ш^шь шп^ш^пшЬр ¿h qbrnii:
<шпg4nп^bпh 54,8%-q b2ni.J t, пп «Made in Armenia» pпbb^h^ шaш4bLшщbu u|ub[ bb uUbabL 2018 p.-hg hbsn:
«-mJ 2018 р. ршпшрш^шЬ |лпшп-шп-ÖmpJmbbbпh QbpшgfmJ U r|.пшbghg hbsn hb¿ni.J thb hmj|m|mb шпsш^пшbfhb Ьш-^шщшт^ш^тЬ тш[т i^uhb |п£ьп' lujn-4hun^ bцшumbLn4 uщшanпш|шb |шп-^qöh фпфп^^р|шь2 U qшп| шш[п^ «Made in Armenia» pпbbq.h iu|mh|mgi^-bQ: üjq. i^uhb bb ijl^jnLJ bшU hшпgJшb шп^|^ЬрЬЬпо ^йш^шт^п 3):
rЛштbпшql^g hbsn «n'¿ pnLП£ш|шbhb» fшпnq¿mpJmbQ Uu übö luqnbgnLpjnLb m-bbgш4 «Made in Armenia» pпbbq.h iu|sh-|шд!шь фш: ■£шпnq¿nLpjnLbhg pшgh,
ртпр ш^шь шпшш^пш^шь h^qmum ¿bbп^пbLQ |тпт.| фп^д |лпшфбшф ^пптт.!: <bmцшmbпшqJjшb 2п2шьп1.1 <шjшumшbmJ bl^miJnlJ t фттд qus nпh' рпф£'ш|шь шп^ш^п^р]шь 1пш-qrnus |шбшапп 2шт ^шь^рььп фпш-фп^^ bb l^bbg nLnn|wönLpjnLbQ' |ш6ш-ab -n| шьпш|шь шпшш^пшь^: Oпhbш|' Mavi pпbb^h ||шбша£т| qpшпфп rnbrnb-uш4шпnп umpjb|mQ фпшфп^^ t' uцш-annhb шпш2шп|^т| шьпш|шь шптшп-п^р|шь Prime Casual Wear pпbbq.h mb-пш|шь шпшш^пп1.р|шь h^qmum, Wikiki gшbgшJhb |"uшbnLpbbпQ п-шп^ bb am-uш|шb ьпп pпbbпh bbп|шjшgmgh¿: Чш-пUnп t Lujb hшbqшJшbfQ, пп ü^b¿U ььп-
1П1.01ШЬ i^qb^' Гс^пф^ш_фд Ш^ЬШ-2шт ЬЬП|П|ПП ШЩПШЬ£lu^mJpQ 1пш-qrnusb tп: "Ъш^ФЬш! шЬпш^шЬ шп-ШШП-ПШЬ^ uшhJшbшфш|фLJ tп hhJ-ЬШ|ШЬП1.1 qmщшbbпn4, bbпfbшqqbu-sn|, hu| iujd"J nLnn|wönLpjni.bQ r|.b4h фпbшhшqnLuтh, pш6|nbbbпh шптшп-
ПП1.Р|П1.ЬЬ t' фт|ш0 LПшgbbLnL рпфрш-|ШЬ l^qnLumbnbbh pшgQ: h пЬц, 2П|-|ШЬ oпbgoп hшJшLп4^J t bшU iïmuшuтш-bhg ЬЬП|П|Ш6 l^qnLumbnbbni|:
ЬШ^ФЬШ! n¿ übö
шцпшЬ^ bbп|пnпbbпh 2П2шЬ^! iubg-|шд|ш6 hшпg^^bпhg чшпq пшп^ш|, ПП 4bп2hbbbпu ЬЬп|ш]^! hшJтbфL bb фшффт!: ^шqmuтh |ш6шарп| qpшп-фп фпрп U ^2hb |шqJш|bпцmpJmbbb-ПQ, mbbbшLn4 uшhJшbшфш| pjm^b, |ш-ппп thb hпbbg p^JL тшL ^mпfhшJhg ЬЬП-|пbL hшqmuт, fшbh пп ¿|шп фпрп hJpш-^шьш| цшт4hпblm pшpпnlpjnlb, hb^^bu bшU, Lnqhushl шат!п|, Ш^ЬШ^Ш^Ь-Lhb tп, hb¿Q ¿h |шпbLh шubL Qhbшuтшbhg ььп|п!шь jшuhb: ltnluшuтшbhg hшqmu-sh bbп|пmJQ фпрп-hbi i^rn¿bLh t, mush, hшпg4nпbbпQ b2bghb, пп тпп|ш0тр|т-bQ фn^bL bb nb4h ^шпuтшb' nпчbu am-uш|шb шптшппшbfh ЬЬП|П!ШЬ Jшт¿b-Lh 6шbшцшпh: ^Ш^"Ш1ШЬШ|, ЬЬП|ППП тbтbuш4шпnп umpJb|тbbпQ b2bghb, np hпbbg qnпömbbmpJшb QbpшgfmJ ЬЬП|Ш-jrnJ pш^4mJ bb |п|bш|h tJpшпqnJh. ^ |nn^g COVID-19-n| цш]1шЬш|пп4ш0 uшhJшbшфш|m^bп, ПППЬ^ qпbpb pnLnp Ьп^пЬЬп^! tL ЬЬп|п!шЬ ^bпhпbbп bb шaш2шgпbL, hu| JjnLu |nn^g' hbтцштb-ПшqJJшb ^шJшbш|шhшт4шömJ föni^-
■ uinhljniniud
■ l^bnljUlhLLKjnLULn ■ IjnbujintiLl libnlmihujqnLULn • llbnebwqqblJLn
• uinliwliuib, bpbO.njub
HhqujjLbni-uljujlj huKjnLULn • WJL
(63.3%)
(30%) (30%)
!(10%)
(16.7%)
10
^OU^USMbP 5
i hmqmurn^ mbuw^fabpp
15
20
f^mj^g lbp^pJml mpqbf: ^bmUmpmp1 bqpm^mgnLpjnLlQ ^^l t- fmjL mn fmj[ qmpqmglbL ub^m^ml mpmm^.pnLpjnLlQ, mj^^un^ n^ ^mjl m^mhn^n^ mlmb-um^ml mnm2Qlpmg, mj[U pmgb[n^ lnp m2^mmmmb^bp, l^mqbglbLn^ ^m^m-6ni.pjni.lQ lbpJnL&nL^g:
Ppbl^ m^m^mgJml hmJmp 2ms ^m-pUnp t qlbp^ ^mpqm^npmJp: <mpg^n^ Jmulnipjml ^mp&^fn^ hmj^m^ml hmqnwm^ qlbpQ h^^m^mlrnJ hmJm-^msmu^mlmd bl ^.pm npm^l, ^l^bn mpmmumhJmljml^ hbm hmJm^pb[^u ^pmlf pmpSp bl:
<mpgJml mp^jni.lfni.J ^mpq ^.mpdm^ lmU, np u^mnnqlbp^ ^ um^mp qmlq^mS h^^m^mlrnJ lm^m^mm^nLpjnLlQ mm-L^u t hmj^m^ml mpmm^pmpjml mp^n-mwdb^bl^l, qni^b^bl^l, wjlmhbmU ^bp-lmhmqrnum^l, lbpflmqqbum^l U m^h
f^ ¿w^n^ bpb^njml ^qwjlbpw^wl pml-^mpdbf hmqrnum^l (q&m^mm^bp 5):
2qwLh m6 t mpdmlmqp^b hmm^m^bu qni^mlbp^, ^bpmp^rnlbp^ m pm6^nllb-p^, qnp6^m6fh mpmm^pmpjml Sm^mLlb-p^ mnniJn^:
<mj^m^ml hmqnwm mpmm^pn^lbp^g mnm^b hb^^lm^mpjml bl ^mjbLmJ ^b-Lmlmb, tLhlm, Viva, Ul^l^, HLum^ml, ULbfu, Snu^, Light affect, z.g.est, you & me, Viva, Sir Qochar, Gart U ^ 2mpf mjL ^mq-Jm^bp^mpjmllbp, npnlf mpmm^pmJ bl mp^nmmd, ^bplmhmqnwm U qm^mlbp: 4bp2^llbp^u mlmllbpl mp^bl ^npm-^bu mpJmmmgmS bl hmj qlnp^lbp^ uqm-nn^m^ml q^mm^gmpjml ^2:
<m2^h mnlbLn^ mjl ^mumQ, np jrnpw-fmlyrnp u^mnnq^ hmJmp mnm2lmj^li t qlmj^l f m^mf m^mlmpjmlQ, ^bmf t l2bL, np, hmpg^n^lbp^ mbuml^jnil^g, mp-
О_сг^чиъьп Ь4. 1ГР8иЧ8ПМЭвПКЬ . РЫНКИ И КОНКУРЕНЦИЯ . MARKETS AND COMPETITION . ?0?|/
О "
^ ^ | | I | Е 5' ^f-l ё 1 f i | ? f !■# J-ri'-i f ■§» p f - - f ? " -Д| E I
o-i^ O- _T §-35 E 3 E 3 _E_ > A Е- с E ^ E E, з E E .g E. _ ь. E £ 3 A^ a E д с ^ з з"— 7 с E ^ E
^E^E 5 Е-^ДД E t 3lf p'S з ^^E^f |-§-E = £■ S £ £
F^^S E ^C^lJp^i ^^ з e| " E ^ -I
-F f f E -i If -tiff § J.* П I Ijj f£ E - ^
I B.|| ¥ -f ¡--§>| £ E ^ Е ^ I, Г ft kf^E ff ^ E-f E -- E 1 5 |
___Ел- Е--П- Ь -3- =5 о E ^ Е- "P-3 -G СрШ^- д- 0) fc г— "3 -E E ^ з,Е сг_р ^ C- E
. Sr-c--1 с ftr -H ^ E rg 3 zj^Ec^-P-Bt E-- о-"3 С ^ СГ E •• -p 3 "" ^ ^ з ^ S- з FE з E
И Ml г » if-r Д g 5 P tl - E If > If - ]T| | ifff" s
IjHI i!f!i!»i i|"|ilPil|Hlf»iti fiiiuffll !|
-з E E E E? < гр^з^^з to ЕГ ^ E E £ ^ з E ¿г E тз ^r- -3 00 q =г E ^ r- E ^ "E^f ^ E с
О- ^i^^^ECfEc^ =5 E F A -5 -ptQ £ СП != -P ^.-3- r i to s " Ю & &Д- E
Яс 7 Ез ^OfqoJ&c^E^ "з £ ^ g £ 5 E c^l C--C--p чо E з F^E E Jg-rC. E E E
С а .иг v ccrcTi-^i-^^ia) i i i ITI iccri-^'ij-ri^icrcri i c^ , - Ti 1..1
-3 3 a-ro
3 гз
сг cr "q3
E-P
Л
3
tQ СГ
e 3
tr-l
"tQ ^гЗ & О.ГЗ
fD
fo СГ
E E
-P E E E E 5 E
& ГЗ
S E
a"
^ 1D
=г E E
^^ Е- ^
F a-
q > a-
3 J-T
fD
E
£3 BJ 3
E ~ E
f3T3 ISO 3 C' 3- Sir F
4 =3" ^
E -P
■H
3
T3 13 & 3
E ^
■3 .3-
E E
= E
1 I
3 E £
E^ E
■p & с 35 E cr
■ ^ &E-
Q".
О E
■1D
3 СГ
СГ ■Aid . a- =3
IS
"D 3
, a- E
3 3,
3,—r
3, ■D
з1" C— ю 3
E tQ
3^ ■ГЗ .
A-C3
3 E
S 3--
I|e
E E £
(Q 3 ГЗ
& ' E E E & CF1D
- S &
3,
-If
E-E E
3,.
гз
1D
■ 3^
■10 P"
-3-
3^ 3r
-P E
3 & Fte
с з E
3
^3 a-
33 -b ГО 3
-сё
Е 3 E
3
л tQ
«I
a-33
-3 33
С 3"
H" E
E "
^ E
3
3^
с
3---3
Э E E E
Of
a-
E Ala o-E E'
"if
E ■ 3 E E EES
E £ F a-
SD j-
a> »5
з' E
ГЗ > ••
3^ & "P
-£3-3 ^ Dr
if 3-
1 = СГЗ
E
Or P"
or
E тз
¡1 -3
■3 -E 3 ^ 35 E cr^
A ^ E
q "P tQ £ q cv
3 cv E E
1 1 1 1
K. Ghazaryan, «Ban on Turkish imports
boosts Armenian fashion», Armenia 2021,
https://eurasianet.org/ban-on-turkish-im-
ports-boosts-armenian-fashion?fbclid=IwAR2Fd-
teYaAFwVbtXXnudn6KR_0mwbA_M_JHVsnv9kw3w-
ZRnJEbt6ZlXvyt8
Sbfum^Lh ^ L|wph n|nprn,
https://enterprisearmenia.am/hy/pages-businessEn-
vironments/textile-and-garment
4.
«<uijiiiumiiiti|i mbfum^L b rnp|il|nmiiid"|i n|nprn|i quipquigduiti nuiqdixi^iiipnLpjnL'b», 2013,
https://www.mineconomy.am/media/2232/1473.pdf <|Щ|-|1тш|ш1|шЬ «Umpmbgu» pt^bpmpjmt, https://www.sartex.am/about
Тереза ШАГРИМАНЯН
Администратор исследовательского центра «Амберд», АГЭУ
РЫНКИ И КОНКУРЕНЦИЯ
БРЕНД «MADE IN ARMENIA» СТАНОВИТСЯ ВСЕ БОЛЕЕ АКТИВНЫМ
Производство текстиля и одежды всегда имело большое стратегическое значение для национальной экономики Армении из-за своего мощного потенциала. Активизация бренда «Сделано в Армении» особенно заметна после 2018 г., на активизацию которого во многом повлияли призывы, направленные на поощрение предпочтения армянских продуктов. В течение многих лет Армения зависела от Турции в плане сырья для готовой продукции, что теперь стало проблемой в этом секторе, поэтапное решение которой ведет к независимости, активации собственного бренда. Следовательно, война оказывает большое влияние на активацию бренда. Это повлияло на активизацию бренда с обеих сторон, изменило отношение потребителя к продукции армянского производства, а также через эмбарго на ввоз турецкой одежды. В дополнение ко всему этому, армянские потребители стали отдавать предпочтение бренду «Сделано в Армении». Для развития отрасли было откровением быть субподрядчиком всемирно известных брендов, дальнейшее развитие которых может стать залогом успеха.
Ключевые слова: бренд «Made in Armenia», поведение потребителей, одежда армянского производства, предпочтение армянскому, текстиль.
Tereza SHAHRIMANYAN
Administrator at "Amberd" Research Center, ASUE
MARKETS AND COMPETITION
«MADE IN ARMENIA» BRAND IS ACTIVATING
The production of textiles and clothing has always been of great strategic importance to the national economy of Armenia due to its strong potential. The activation of "Made in Armenia" brand is especially evident after 2018. This process was greatly influenced by the populist calls aimed at promoting the preference for Armenian products. For years, Armenia has depended on Turkey in terms of "raw materials" for finished products, which has now become a problem in the sector, the step-by-step solution of which leads to independence, activation of its own brand. Consequently, the war has a great impact on the activation of the brand. It influenced the activation of the brand on both sides, it changed the attitude of the consumer towards the products of Armenian production, as well as through the embargo on the import of Turkish clothes. As a result of all this, Armenian consumers began to give priority to "Made in Armenia" brand. For the development of the industry, it was a revelation to be a subcontractor of world-famous brands, the further development of which can be a guarantee of success.
Keywords: brand "Made in Armenia", consumer behavior, clothes of Armenian production,
preference for Armenian, textiles