УДК 327
DOI10.34823/SGZ.2020.1.51301
О.А. БАЖЕНОВА научный сотрудник факультета мировой политики МГУ имени М.В. Ломоносова*
Бразилия во внешнеполитической паутине Трампа
В 1986 г. в американском политическом лексиконе появился новый термин - «основной союзник вне НАТО» (ОСВН). Он обозначает особый статус, присваиваемый главой Белого дома странам, не входящим в Североатлантический альянс, с которыми у США складываются тесные отношения в военно-стратегической сфере. Летом 2019 г. ряды обладателей статуса ОСВН пополнила Бразилия. Цель статьи - изучить роль латиноамериканского государства во внешнеполитической стратегии Д. Трампа.
Ключевые слова: Бразилия, США, Дональд Трамп, Жаир Бол-сонару, основной союзник вне НАТО.
O.A. BAZHENOVA Researcher of the Word polities faculty of Lomonosov Moscow State University
Brazil in Trump's foreign policy web
In 1986 the American political dictionary has been enriched with a new concept «Major Non-NATO Ally» (MNNA). This term defines a specific status attributed by the US president to countries beyond the North Atlantic Alliance with whom the United States develops close military-strategic relationship. In 2019 Brazil joined MNNA ranks. Article studies Latin American state's role in Trump's foreign strategy.
Keywords: Brazil, United States, Donald Trump, Jair Bolsonaro, Major Non-NATO Ally.
Этим летом Бразилия вошла в число основных союзников США вне НАТО - 31 июля 2019 г. президент Дональд Трамп поставил свою подпись под меморандумом о прис-
* Баженова Ольга Алексеевна, e-mail: [email protected]
воении ей этого звания1. Таким образом, Бразилия стала семнадцатой страной в мире, получившей этот статус, второй в Латинской Америке после Аргентины и первой, удостоенной звания при Трампе.
О своем намерении перевести двусторонние отношения на новый уровень президент США объявил 19 марта 2019 г. на совместной с лидером южноамериканского государства Жаиром Болсонару пресс-конференции в Розовом саду Белого дома: «Я собираюсь предоставить Бразилии статус основного союзника вне НАТО или, возможно, если подумать, то даже союзника по НАТО»2, - заявил президент. Как известно, от вступления в альянс Бразилию отделяют положения Североатлантического договора - присоединиться к военному блоку могут лишь европейские государства, что указано в 10-й статье учредительного документа . Препятствий же к обретению статуса основного союзника вне НАТО нет, присвоение этого звания - односторонняя прерогатива американского руководства.
Новая форма международного сотрудничества «основной союзник вне НАТО» была создана в конце 1980-х гг. Среди союзных государств администрация Рейгана выделила группу наиболее близких и стратегически значимых, которые получили название основных. Под термином «основной союзник вне НАТО» подразумевалось государство, не являющееся членом Североатлантического альянса, с которым целесообразно проводить различные совместные программы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для обеспечения оборонных потребностей Соединенных Штатов4.
1 Memorandum on the Designation of the Federative Republic of Brazil as a Major Non-NATO Ally [Electronic resource] // The White House [Official website]. URL: https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/memorandum-designation-federative-republic-brazil-major-non-nato-ally/ (accessed 04.10.2019)
2 Remarks by President Trump and President Bolsonaro of the Federative Republic of Brazil in Joint Press Conference [Electronic resource] // The White House [Official website]. URL: https://www.whitehouse.gov/briefings-state-ments/remarks-president-trump-president-bolsonaro-federative-republic-brazil-joint-press-conference/ (accessed 01.10.2019)
3 The North Atlantic Treaty [Electronic resource] // NATO [Official website]. URL: https://www.nato.int/cps/en/natolive/official_texts_17120.htm (accessed 07.10.2019)
4 S. 2638 (99th): National Defense Authorization Act for Fiscal Year 1987 [Electronic resource] // GovTrack.us: Tracking the U.S. Congress [Official website]. URL: https://www.govtrack.us/congress/bills/99/s2638#overview (accessed 15.08.2014)
Предоставление статуса основного союзника вне НАТО Бразилии не только открыло для нее преференциальный доступ к американскому оружию и военной технике, но, прежде всего, на долгие годы привязало латиноамериканское государство к США. Этот статус, несомненно, будет иметь долгосрочную проекцию на всю внешнеполитическую деятельность Бразилии. Возникает вопрос - почему выбор нового президента Соединенных Штатов пал именно на это государство, а главное - как это стало возможным?
На международной арене Бразилия занимает особое положение. Она находится на пятом месте среди стран мира
1
по площади и по численности населения , является девятой экономикой в мире по величине ВВП в номинальном исчислении2. По уровню и темпам развития науки и техники, природным ресурсам, значимости в региональных и глобальных делах Бразилия является одним из ведущих государств мировой системы XXI в.
После освобождения от португальской зависимости в 1822 г. Бразилия постепенно и последовательно наращивала свой экономический и политический потенциал. Окрепшая на сырьевом секторе, сегодня бразильская экономика превосходит другие экономики стран Южной Америки и расширяет свое присутствие на мировых рынках3. Бразилия - один из крупнейших поставщиков нефти на мировой рынок, по состоянию на конец 2019 г. компания PetroBras добывала 2,63 млн. баррелей нефти в сутки4.
Бразилия представляет собой не только привлекательного с экономической и политической точек зрения партнера, но прежде всего сильного и самостоятельного союзника, ведущего за собой множество государств континента. Отчего же руководство США не присвоило статус ОСВН Брази-
1 Central Intelligence Agency [Electronic resource] // CIA [Official website]. URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/br.html (accessed 04.10.2019)
2 GDP Ranked by Country 2019 [Electronic resource] // World Population Review [Official website]. URL: http://worldpopulationreview.com/countries/countries-by-gdp/#targetText=The%20world%20economy%20consists%2Ctof,be%20%2488%2C 081.13%20billion%20in%202019. (accessed 04.09.2019)
3 «Бразилия - восходящий центр экономического и политического влияния». Москва, изд-во ИЛА РАН, 2008 г.
4 Profile [Electronic resource] // Petrobras [Official website]. URL: http://www.petrobras.com.br/en/about-us/profile/ (accessed 04.10.2019)
лии ранее, например в 1997 г., наряду с еще одним государством Латинской Америки - Аргентиной?
Ответ лежит на поверхности. Во-первых, в период президентства Фернанду Энрики Кардозу двусторонние отношения развивались в положительном ключе и власти США не видели необходимости подключения дополнительных инструментов втягивания Бразилии в воронку своей внешней политики. Более того, присвоение статуса Аргентине было направлено на дестабилизацию отношений внутри Меркосур, в первую очередь на разобщение ее лидеров - Аргентины и Бразилии1. Включить последнюю в список ОСВН при последующих президентах, представляющих левую партию трудящихся, Луисе Инасиу Луле да Силва и Дилме Русеф было невозможно. Их последовательное правление характеризовалось прямым наступлением на интересы американского капитала, социальной политикой в пользу беднейших слоев населения, сближением с Россией и Кубой. При Луле да Силва, в 2006 г., Бразилия стала одной из стран-основательниц БРИКС, межгосударственного объединения, которое было задумано как противовес намерению США построить моноцентристский мир. Лула да Силва и Дилма Русеф проводили на мировой арене прагматичную и самостоятельную политику, преследуя прежде всего свои экономические и политические интересы. Среди всех стран региона Бразилия прикладывала наибольшие усилия к противодействию «прогрессирующей зависимости Латинской Америки от рынка США и инвестиций американского капитала»2. При стабильной внутренней финансовой системе, поддержанной государством, руководство Бразилии рассчитывало на перераспределение голосов в МВФ и ВБ с возможным вытеснением США с позиций доминирующего лидера в системе мировой экономики.
Вышесказанное объясняет немалые усилия, предпринятые американским политическим истеблишментом, для того чтобы президент Лула да Силва выбыл из предвыборной гонки в 2017 г.. Тогда он и был осужден, а уже в начале следующего года апелляционный суд подтвердил приговор. Латиноамериканские СМИ в преобладающем большинстве случаев ут-
1 Fraga R. La Cuestión Militar al Finalizar los 90, Edit. Centro de Estudios Unión para la Nueva Mayoría. Bs As. Cap III,VII, XI. Octubre 1997.
2 Маныкин А.С., Мальгин А.В., Наумова Н.Н., Сидоров А.А. Интеграционные процессы в современном мире: Учеб. пособие / Под ред. А.С. Маныкина. М.: МАКС Пресс, 2005, с. 247.
верждают, что обвинения против Сильвы были сфабрикованы и не доказаны. Схожая ситуация была спровоцирована и вокруг преемницы президента Лулы на посту президента Дилмы Русеф, которую отстранили от власти в результате импичмента, дискредитировав таким образом на политической арене. В этом просматривается прямая политическая линия руководства США на установление «лояльной» президентской силы в латиноамериканском государстве.
Ярый приверженец военного режима 1964-1985 гг., поклонник диктаторов Альфредо Стресснера и Аугусто Пиночета, отставной военный, Жаир Болсонару вступил в должность президента Бразилии в январе 2019 г.
Болсонару считается крайне правым политиком, неоднократно выступавшим с презрительными комментариями в адрес женщин, иммигрантов и представителей сексуальных меньшинств. Его избирательная кампания была построена на эксцентричных высказываниях и заявлениях о том, что его «кумиром и примером для подражания» является президент США. Вследствие такого поведения в СМИ Болсо-нару получил прозвище «Трамп из тропиков» .
Новоизбранный президент намерен придерживаться экономического курса, отличного от курса своих предшественников. Партия трудящихся в рамках борьбы с последствиями финансового кризиса стимулировала экономику государства посредством увеличения расходов и поддержания экспансии бизнеса за рубежом. Болсонару же обещал, в частности, продать государственную нефтяную компанию Ре^оЬ^, в коррупционных операциях с деньгами которой обвиняли предшествующих президентов.
Борьба с коррупцией и криминалом, ультраконсерватизм и неолиберализм в экономике - главные пункты программы Болсонару. Особое внимание новый президент намерен уделить всеобъемлющей приватизации, которую он рассматривает не только в качестве источника пополнения казны и сокращения внешнего долга, но прежде всего как идеологи-
1 Trump of the Tropics: How Brazil's President Came to Power [Electronic resource] // The New York Times [Official website]. URL: https://www.nytimes.com-/2019/03/20/podcasts/the-daily/jair-bolsonaro-brazil.html (accessed 04.11.2019)
ческую задачу по недопущению возвращения к власти левых, «способных внедрить режим наподобие Венесуэлы»1.
Одним из первых шагов Болсонару после прихода к власти стал пересмотр бразильской программы «Больше врачей» (Más Médicos). В ее рамках кубинские врачи по межправительственному соглашению за символическую зарплату вели лечебную практику в отдаленных уголках Бразилии - там, куда не едут работать местные и иностранные врачи по причине тяжелых условий. В связи с утверждением Болсонару новых неприемлемых условий министерство здравоохранения
Кубы было вынуждено отозвать медиков, работавших по этой
2
программе .
У этого политического, антикубинского решения нового президента Бразилии, вероятно, будут плачевные социальные последствия. По прогнозам Панамериканской организации здравоохранения, в результате закрытия программы «Больше врачей» к 2030 г. в Бразилии могут погибнуть 37 тыс. детей в возрасте до пяти лет3. Ведущие бразильские эксперты сходятся во мнении, что у Болсонару нет опыта государственного управления. «Никто не знает, куда и каким курсом он идет»4, - считает бывший президент Бразилии Фернанду Энрики Кардозу.
Другим проамериканским аспектом внешнеполитической повестки Ж. Болсонару является ситуация в Венесуэле. О действиях правительства соседней южноамериканской страны, переживающей глубокий социально-экономический кризис, президент отзывается критически. По его мнению, в Венесуэле царит «разруха», а власти подавляют оппозицию «диктаторскими методами». За осуждающими высказываниями Болсонару кроется следование Бразилии в фарватере американского внешнеполитического курса. Именно новый основной союзник вне НАТО, по планам руководства США,
1 Бразилия: 100 дней президента [Электронный ресурс] // Независимая газета [Офиц. сайт]. URL: http://www.ng.ru/dipkurer/2019-04-07/10_7550_bra-zilia.html (дата обращения 03.11.2019)
2 Bolsonaro: Cuba se retira del programa "Más Médicos" en Brasil por las condiciones anunciadas por el presidente electo [Electronic resource] // BBC [Official website]. URL: https://www.bbc.com/mundo/noticias-america-latina-46213794 (accessed 31. 10.2019)
3 Ibidem.
4 Jair Bolsonaro, Brazil's apprentice president [Electronic resource] // The Economist [Official website]. URL: https://www.economist.com/the-ameri-cas/2019/03/28/jair-bolsonaro-brazils-apprentice-president (accessed 02.11.2019)
должен сыграть весомую роль в дестабилизации соседней Венесуэлы. Об этом свидетельствует, в частности, визит Болсонару в Вашингтон в марте 2019 г., который состоялся именно в разгар венесуэльского кризиса. В ходе встречи представители администрации США говорили о возможности вооруженного вторжения в Венесуэлу с целью отстранения президента Николаса Мадуро от власти. Бразилии в этом мероприятии отводится роль возможного плацдарма для агрессии. Болсонару положительно воспринимает перспективу размещения в своем государстве американской военной базы. Он также отметил, что для использования территории Бразилии в интервенционистских планах США против Венесуэлы необходимо согласие бразильского парламента, однако этот вопрос еще не поднимался. В настоящее время смещение Н. Мадуро не является первостепенной задачей во внешнеполитической повестке США ввиду очевидного провала их ставки на венесуэльскую оппозицию. Более того, в преддверие выборов президента вероятная неудача вторжения в Венесуэлу, сопровождаемая массовой гибелью американских солдат, будет иметь негативные последствия для предвыборной кампании Д. Трампа. Однако в случае его переизбрания вопрос об активизации «работы» против Венесуэлы, несомненно, вновь будет выдвинут на первый план внешней политики США.
По мнению академика университета Чили Хильберто Аран-да, размещение американской военной базы на территории нового союзника вне НАТО не только обострит внутреннюю напряженность в Венесуэле, получающей военную помощь от России, но и серьезно осложнит отношения с Бразилией1.
В период с 1941 по 1945 гг. США располагали военно-воздушной базой вблизи города Наталь на северо-востоке страны, однако находящиеся в последние годы у власти правительства левых сил ограничивали присутствие США. С приходом к власти Болсонару взаимодействие США и Бразилии начало усиливаться и расширяться. Множество совместных решений было принято еще до получения латиноамериканским государством статуса основного союзника вне НАТО. Так руководство США проверяло готовность новой
1 Военные базы США в Бразилии: плацдарм для действий против Венесуэлы? (El Espectador, Колумбия) [Электронный ресурс] // ИноСМИ [Офиц. сайт]. URL: https://inosmi.ru/politic/20190109/244359561.html (дата обращения 08.11.2019).
администрации следовать в фарватере внешнеполитического курса Вашингтона. Первые договоренности были достигнуты во время визита Ж. Болсонару в Вашингтон.
18 марта 2019 г. Бразилия и США подписали «соглашение о технических гарантиях», предусматривающее среди прочего коммерческие запуски спутников и ракет с бразильского космодрома Алкантара в северном бразильском штате Ма-раньян1. После ратификации соглашения Конгрессом Бразилии оно откроет новые коммерческие возможности для двух государств в области передовых космических технологий, включая разработку, производство и совместное использование спутников. Также НАСА и Бразильским космическим агентством было подписано соглашение о запуске совместно разработанного исследовательского спутника в ближайшем будущем.
Во время весеннего визита президент Болсонару также объявил о своем намерении освободить граждан США от необходимости получения туристической визы, решение вступило в силу в июне 2019 г.2. В конце июля главы двух государств начали переговоры по подготовке соглашения о свободной торговле, которое сможет стать достойной для Вашингтона альтернативой договору о Североамериканской зоне свободной торговли.
По состоянию на конец 2019 г. Соединенные Штаты являются вторым по величине торговым партнером Бразилии. В 2018 г. объем двусторонней торговли товарами и услугами достиг 103,9 млрд. долл. Основу импорта Бразилии из
США составляют самолеты, автомобили, нефтепродукты,
3
электроника, оптические и медицинские инструменты .
В сентябре 2019 г. состоялось 17-е пленарное заседание по коммерческому диалогу. Регулярные обмены между министерством торговли США, министерством экономики Бразилии и другими учреждениями и регулирующими органами продолжались в течение всего года. Президенты Трамп и Болсонару объявили о новом этапе Форума генеральных
1 US-Brazil Technology Safeguards Agreement [Electronic resource] // U.S. Department of State [Official website]. URL: https://www.state.gov/u-s-brazil-technology-safeguards-agreement/ (accessed 20.10.2019).
2 U.S. relations with Brazil [Electronic resource] // U.S. Department of State [Official website]. URL: https://www.state.gov/u-s-relations-with-brazil/ (accessed 04.11.2019).
3 Ibidem.
директоров в США после их встречи 19 марта 2019 г.. Президенты также договорились создать Энергетический форум США-Бразилии для содействия торговле и инвестициям, связанным с энергетикой.
Подводя итог, следует отметить, что руководство Соединенных Штатов своевременно воспользовалось расположением нового президента Бразилии и его проамериканским внешнеполитическим курсом. Присвоение статуса основного союзника вне НАТО второму латиноамериканскому государству - расчетливый стратегический шаг Д. Трампа. Новое «звание» не только выделило Бразилию среди прочих, но в первую очередь связало «почетными» обязанностями по отношению к своему северному соседу.
Инструмент «ОСВН» очередной раз проявил себя на практике, открыв арену взаимодействия с передовой державой Латинской Америки. Как справедливо отметил профессор политологии Принстонского университета Дж. Айкенберри, эти многочисленные формы взаимодействия расширяют американское влияние, создавая стимулы для других стран принимать участие в этом сотрудничестве, а не работать против 1
американской власти .
1 Ikenberry J.G. America Unrivaled: The Future of the Balance of Power. Ithac: Cornell University Press, 2002, p. 32.