Научная статья на тему 'Брачные коллизии в былинном эпосе'

Брачные коллизии в былинном эпосе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY-NC-ND
269
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Петров Никита Викторович

The article focuses on the primary cataloging and, partly, systemati-zation of the epic motives of matrimonial themes. Match-making and related collisions, to a greater or lesser extent, fall within the chronologically arranged episodes of the «biographies» of the epic heroes that are most popular in the national tradition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marriage Collisions in Russian Epic

The article focuses on the primary cataloging and, partly, systemati-zation of the epic motives of matrimonial themes. Match-making and related collisions, to a greater or lesser extent, fall within the chronologically arranged episodes of the «biographies» of the epic heroes that are most popular in the national tradition.

Текст научной работы на тему «Брачные коллизии в былинном эпосе»

Фольклористика

Н.В. Петров

БРАЧНЫЕ КОЛЛИЗИИ В БЫЛИННОМ ЭПОСЕ

Данная работа не ставит своей целью исчерпывающее историко-типологическое описание и анализ эпических сюжетов «о сватовстве» в широкой сравнительно-исторической перспективе, предметом нашего интереса прежде всего является первичная каталогизация и отчасти систематизация былинных мотивов матримониальной тематики — «смысловых пятен», «семантических сгущений», как именуют эти вызывающие в среде исследователей споры элементы1.

Эпические коллизии, относящиеся к воинским и матримониальным подвигам героя (освобождение родной земли от различных врагов, многообразные формы борьбы с антагонистами, взятие города в результате военной хитрости или предательства и т. д.), в большинстве эпических нарративов более или менее схожи. «Мотивы сватовства» распространены в составе архаических и классических эпических нарративов, что отмечали большинство исследователей (А.Н. Веселовский, В.М. Жирмунский, А.М. Ло-бода, Е.М. Мелетинский, В.Ф. Миллер, В.Я. Пропп, Б.Н. Путилов, М.Е. Халанский и др.). К этой категории элементов ученые относили, к примеру, «добычу невесты»; «похищение или брачное состязание как испытание силы жениха/свата»; мотив «дева-воительница» и пр.2 Матримониальные коллизии, характерные для архаической эпики и сохраняющиеся (часто в редуцированном или видоизмененном состоянии) в эпосах классической формации, представлены главным образом в сюжетах о героическом сватовстве и похищении женщин (сестер, невест, жен) врагами3.

Вопрос о сравнительно-морфологическом исследовании эпических сюжетов о сватовстве ставился в совместной работе германиста Т. Фрингса и слависта М. Брауна4. В том же русле разрабатывал данную проблематику и Ф. Гейслер, книга которого «Сватовство в ми-

ровой литературе»5 представляет «каталог мотивов сватовства», выведенных из синхронного сопоставления сказки, эпоса и рыцарского романа6. Тему сватовства в архаических формах героического эпоса на материале тюрко-монгольских, карело-финских, кавказских, шумерских текстов рассматривает Е.М. Мелетинский, но русской былине в главе «От архаического эпоса к классическому» отведено всего несколько страниц7. Более богатой по содержанию является его же статья «О былинных мотивах»8, в которой главным образом рассматриваются мифологическая семантика и происхождение интересующих нас былинных мотивов.

Сватовство и соположенные с ним коллизии, такие, как похищение женщины антагонистом, бой с соперником-претендентом за нее, причинение ущерба герою женщиной-колдуньей и пр., в той или иной мере примыкают к хронологически упорядоченным эпизодам «биографии» наиболее популярных9 в народной традиции эпических богатырей (Иван Годинович, Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович)10. Тем не менее существуют герои, для которых сватовство и/или женитьба оказываются единственными событиями их «эпической жизни» (например: Соловей Будимиро-вич, Дунай Иванович).

Эпических песен классической формации, которые включают повествовательные элементы, относящиеся к матримониальным претензиям героя, довольно много11: процент былин с тематикой сватовства и брака от общего числа варьирует от одной локальной традиции к другой и составляет от 12 до 20%. В.Я. Пропп выделяет часть из них в особую группу, которую называет «былины о сватовстве»: «Садко», «Михайло Потык», «Иван Годинович», «Дунай», «Козарин», «Соловей Будимирович», «Алеша Попович и сестра Петровичей-Збродовичей», «Хотен Блудович»12. Порядок, в котором Пропп располагает былины, условно может быть назван «диахроническим»: первая былина содержит наибольшее число «древних элементов или прослоек, а последняя — наименьшее. Однако только ли для данных сюжетов «сватовство» является «стержнем»? Заметим, что сюжетные элементы тематический группы «сватовство» или «брачные коллизии» включены в былины «Чурила Пленко-вич», «Добрыня и Алеша».

При первичном анализе сюжетов имеет смысл рассматривать эпический материал в синхронном срезе, что позволяет каталогизировать и структурировать содержательные элементы былин. Такой принцип научных изысканий (при вариации задач и методов работы) в эпосоведении уже применялся13. Опираясь на опыт исследователей, кратко рассмотрим способы формализации сюжетно-мо-

тивных сегментов при описании былин. Из имеющихся «указателей» существует претендующий на исчерпывающую полноту, но вызывающий много вопросов указатель «былинных сюжетных типов и мотивов» Л.А. Астафьевой14. Исследовательница исходит из литературоведческого понятия «композиции» былинного текста15, но не все былины одноконфликтны (как «Суровец-Суздалец» или «Илья и разбойники»), поэтому обычная терминология (завязка, кульминация и пр.) ко всему произведению не всегда применима. Учитывая опыт Л.А. Астафьевой, возможно, стоит отказаться от рассмотрения внесюжетных элементов16, так как они в большинстве случаев не обязательны и без них обходятся многие сказители. Однако если эти «факультативные элементы» приводят к обострению конфликта в былине и, следовательно, дальнейшему движению сюжета, то их, с оговорками, необходимо отмечать. Вероятно, сюже-тообразующими будут и некоторые номинации типических мест, обозначенных в работах П.Д. Ухова17.

Другой указатель — Ю.И. Смирнова, в русском эпическом томе серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока», — нацелен на описание региональной традиции и не включает большинства мотивов, характерных для русского эпического фонда. Это скорее грамотно составленный каталог повествовательных звеньев региональной традиции18.

В более глубоко разработанной системе для описания эпоса Х. Ясон19 основной единицей описания выступает Epic Content Type20. Элементарные эпические сюжеты21 (далее ЭЭС. — Н. П.) (их всего 14) группируются по трем категориям: «Формы боя», «Конфликты», «Брачные коллизии». Здесь нас интересует третий фрагмент данной системы, а именно «Брачные коллизии» и все элементарные сюжеты, входящие в этот фрагмент. «Героическое сватовство», если рассматривать парадигматическую составляющую указателя, является лишь одним из элементов (в сюжет эпического текста могут входить и другие элементы, например формы боя и т. д.). Однако Х. Ясон предлагает не только парадигматическую классификацию элементарных сюжетов, но и описывает их синтагматическую структуру, ориентируясь, в основном, на модель В.Я. Проппа. Структура состоит из «сегментов эпического повествования» (Epic Narrative Segments). Такая последовательность, как и последовательность функций В.Я. Проппа, жестко задана, но совершенно не обязательно, чтобы в тексте присутствовали все ее элементы. В свою очередь, существуют варианты реализации каждого элемента. Единицы самого подробного уровня классификации обозначены буквами и выстроены в синтагматические цепочки. Для разных сюжетов предлагается специальные наборы ролей. Аппа-

рат элементарных сюжетов Х. Ясон позволяет классифицировать тексты, выделяя целые группы в зависимости от того, какие элементарные сюжеты в них присутствуют.

Суммируя результаты исследователей, можно сказать, что основой для выделения типа произведения, конфликтов и основных этапов эпического действия являются сюжетообразующие содержательные элементы. Однако в одной эпической песне могут располагаться тематически разнородные группы мотивов. В пределах одного текста они могут объединяться как фигурой главного героя22 — так называемый «биографический» принцип контаминации23, — так и тематической схожестью коллизий. Очевидно, существуют некоторые константы, которые повторяются из былины в былину и тем самым создают впечатление среди исследователей некоторой общности, такой, что тексты, включающие эти элементы, можно объединить в сюжетный тип. Действительно, если использовать термин «элементарный сюжет» (в данном случае — эпический), то речь при этом идет лишь о сегменте эпического текста, «сцементированном» одним конфликтом.

Строго говоря, следует отделять стержневые мотивы (ядерные для ЭЭС — иноземный герой сватается к «нашей» принцессе; герой похищает девушку, которая предает его сопернику-претенденту во время боя; возвращаясь домой, муж попадает на свадьбу своей жены) и расширяющие (факультативные для ЭЭС). Если конфигурации расширяющих элементов обязательно присутствуют в сюжете, то это говорит о его матримониальной топике (сватовство героя — зооморфная жена — похищение жены соперником — наказанная жена; герой-сват — женитьба на девушке-богатырке — состязание с ней в меткости и пр.). Выделение таких звеньев позволяет говорить не о так называемых «испорченных» сюжетах, а лишь о наличии в сюжете только одного или двух содержательных компонентов — ЭЭС24.

Следующая группа элементов входит в былины других сюжетных типов. Это одиночные (редко двойные) дополняющие и орнаментальные мотивы (девушка пытается сбросить в погреб богатыря с помощью опрокидывающейся кровати; героя соблазняет жена старшего богатыря). Или в сюжете «Ставра Годинови-ча» — переодетая жена героя сватается к дочери эпического князя). Эти сюжетные звенья можно отнести к матримониальной тематике с некоторой долей условности, они имеют другую функцию: в первом случае это застава, которую преодолевает Илья Муромец, во втором — это мотивирующий встречу двух богатырей эпизод и получение силы Ильей, в третьем — вызволение мужа женой.

Однотипные ЭЭС входят как внутренне замкнутые образования в эпические биографии разных героев русского эпоса.

Довольно «прозрачные», т. е. ясно различимые в былинном тексте эпизоды воинской и матримониальной тематики побуждают к составлению указателя данных элементов. Попытки такого рода предпринимались не раз (см. выше) — это естественная часть научной работы при описании фольклорной (в данном случае эпической) традиции как национального, так и регионального уровней.

Сначала определим, какой набор сюжетных ролей характерен для былин о брачных коллизиях героя.

Эпический владыка (Владимир), герой (богатырь), невеста/жена25, помощник/спаситель (родственники героя по женской линии, товарищи, конь, собака, птица, сверхъестественное существо), противник/соперник.

На втором этапе необходимо определить доминантные мотивы, из которых складываются ЭЭС: 1. Герой сватает невесту для феодала; 2. Герой сватает невесту для себя; 3. Иноземный герой сватается к племяннице феодала; 4. Невеста самопросватывается; 5. Герой женится на девушке-богатырке, предварительно победив ее; 6. Герой спускается в могилу к умершей жене-колдунье; 7. Похищенная героем девушка/жена предает его сопернику во время боя; 8. Герой находит похищенную жену, которая предает его сопернику; 9. Герой, возвращаясь домой, попадает на свадьбу своей жены; 10. Жена освобождает плененного мужа; 11. Герой возвращает из плена сестру и предотвращает инцест; 12. Отвергнутая княгиня подкладывает герою княжескую чашу, обвиняя его в воровстве; 13. Герой вступает в любовную связь с поленицей26.

Итак, предварительно выделяются сюжетные типы: сватовство, которое, в конечном счете, ведет к браку (1 — 4)27; разрушенный брак (5 — 8); разрушенный и восстановленный брак (9 — 10); предотвращенный инцест (11); любовные коллизии (12 — 13)28.

Данная структура не детализирована и предполагает лишь мета-текстовые формулировки ЭЭС с распределением последних по сюжетным типам в разделе указателя «матримониальные коллизии». Сюжетные типы составлены на основании общности конфликтов и обязательных в данных ЭЭС персонажей: сватовство (герой (его окружение) — невеста — феодал (его окружение)); разрушенный брак (герой — зооморфная жена / поленица / колдунья / жена-предательница — соперник); разрушенный и восстановленный брак (герой — жена / жена-помощница — ложный герой); предотвращенный инцест (герой — сестра — антагонист); любовные коллизии (герой — жена другого богатыря или феодала / поленица).

Если говорить о женских персонажах, то невеста в русском эпосе чаще всего — из «иного» мира: либо колдунья, дочь морского царя, имеет зооморфный облик, либо поленица. Данный факт связывает былины со сказкой, с одной стороны, и архаическим эпосом — с другой.

Проделанный анализ будто бы позволяет произвести реконструкцию исходного текста былин с матримониальными коллизиями и выстроить некую инвариантную конфигурацию, складывающуюся из всех известных сюжетов о сватовстве.

Нормальное (с точки зрения «обычного права» и установившейся традиции) развитие брачных намерений со стороны героя привлекает ряд элементарных эпических сюжетов: сватовство, выполнение героем свадебных задач, увоз невесты к себе. Сюжет осложняется и развивается включением соперника-претендента: при условии, что девушка на стороне героя, богатырь побеждает соперника. Следующий микросюжет образовывается, если девушка проявляет враждебность по отношению к герою (она просватана за другого). В этом случае соперник временно побеждает героя, однако последнему на помощь приходят представители сверхъестественных сил и равновесие восстанавливается. Однако продолжение брака невозможно: жена изменила ему, и герой ее наказывает / убивает. Если девушка необычного происхождения, то в этом случае возможны два варианта развития сюжета: поленица, суженая героя проявляет свои богатырские качества, оказываясь лучше героя; герой ее убивает, увидев в ее чреве необычных сыновей, совершает самоубийство и из его крови берет начало река. Будучи зооморфной, невеста всячески пытается нанести богатырю ущерб; если это получается, то его помощники ликвидируют ущерб, жену убивают, и богатырь женится на ее сестре, помогавшей ему. Часто данный сюжет осложняется: жену похищает чужеземный соперник. Если невеста является (при всей ее зооморфности) колдуньей, наносящей ущерб богатырю, то спасает героя родственница по женской линии. Герой женится на колдунье и на правах мужа убивает ее за неверность. Если в сюжете фигурирует сестра героя, то он строится следующим образом: герой видит похитителей девушки, освобождает ее, хочет на ней жениться, узнав, что она его сестра, предотвращает инцест. Отношения между мужем и женой реализуются в сюжетах: муж на свадьбе своей жены и переодетая жена спасает мужа из плена. Любовные коллизии героя второстепенны по сравнению с матримониальными и представляют собой развернутые до ЭЭС мотивы, реализующиеся в авантюрном плане: «жена старшего богатыря соблазняет героя» и «герой имеет любовную связь с поленицей».

Кроме того, для построения полноценной структуры эпических ЭС необходимо учитывать главную оппозицию: свой У8 чужой — и ее многочисленные перекодировки (этнические, конфессиональные и пр.), активную У8 пассивную позицию героя29.

Третий этап построения структуры включает в себя более детализированный анализ каждого ЭЭС и рассмотрение включающихся в него сюжетных ситуаций, мотивов. Представим совокупность данных элементов в порядке простого перечисления. Это чудесные превращения, изменение облика для достижения цели (Добрыня принимает скомороший облик, чтобы прийти на свадебный пир обманом отнятой у него жены); предупреждения, предсказания, увещевания: «Она не будёт тебе она нонь не будёт жона, Будёт фсё ровно да как потпазушна змея!» [Григ. 414; ср.: Аст. 43]; зароки и запреты в отношении женщин (зарок лечь в могилу с мертвой женой — «Михайло Потык» иногда — «Дунай» [Рыб. 113, 116, 196; Гильф. 6, 39, 40, 52], обещание героя жениться на своей спасительнице — «Михайло Потык» [Рыб. 28, 182, 113, 189, 113, 166; Гильф. 39, 52, 150; Григ. 333], запрет хвастать женой — «Ставр Годинович», запрет выходить замуж за побратима, узнавание (герой демонстрирует искусную игру на музыкальном инструменте («Ставр», «Добрыня и Алеша»), по игре на гуслях участники пира, а порой и сама Настасья начинают догадываться, что перед ними не скоморох или калика, а Добрыня. Мотив узнавания реализуется в ситуациях, когда Добрыня подносит своей жене чашу вина с перстнем или мать узнает Добрыню по родимому знаку); этические нормы в брачных коллизиях (герой отказывается от женитьбы на княжеской племяннице, которую он освободил: «Добрыня и Змей» [Т-М 21]; герой отказывается от невесты как награды за освобождение города от врага: «Михайло Данилович» [Марк. 12]); чудесные помощники (героя спасают птицы, чудесное оружие, божья матерь, сестра, калика, странник; змей, вороны приносят живую воду; животные/птицы приносят известие о беде, произошедшей во время отлучки героя).

Сюжеты былин, которые так или иначе связанны с брачными коллизиями, распределяются, грубо говоря, на три группы: в одних брачная тематика составляет стержень, на который нанизываются остальные «резонирующие» семантические элементы («Потык», «Соловей Будимирович», «Хотен Блудович», «Женитьба князя Владимира»); другие имеют отношение к матримониальным коллизиям, но в них на равных правах «снуются» другие мотивы («Садко», «Дунай», «Козарин», «Иван Годинович»); третьи включают в свой состав брачные мотивы, но доминируют иные составляющие («Илья и Сокольник», «Илья и жена Святогора»).

Список сокращений

Аст. — Былины Севера / Записи, вступ. ст. и коммент. А.М. Астаховой. Т. 1. Мезень и Печора. М.; Л., 1938; Т. 2. Прионежье, Пинега и Поморье / Подгот. текста и коммент. А.М. Астаховой. М.; Л., 1951.

БПЗб — Былины Печоры и Зимнего берега (новые записи) / Изд. подгот. А.М. Астахова, Э.Г. Бородина-Морозова и др. М.; Л., 1961.

Гильф. — Онежские былины, записанные А.Ф. Гильфердингом летом 1871 года. Изд. 4-е. Т. 1. М.; Л., 1949. Т. 2. М.; Л., 1950. Т. 3. М.; Л., 1951.

Григ. — Архангельские былины и исторические песни, собр. А.Д. Григорьевым в 1899-1901 гг. Т. 1. М., 1904. Т. 2. Прага, 1939. Т. 3. СПб., 1910.

Марк. — Беломорские былины, записанные А. Марковым. С предисловием В.Ф. Миллера. М., 1901.

Рыб. — Песни, собранные П.Н. Рыбниковым: В 3 т. / Под ред. Б.Н. Путилова. Петрозаводск, 1990.

С-Ч — Онежские былины / Подбор былин и науч. ред. текстов Ю.М. Соколова. Подгот. текстов к печати, примеч. и словарь В.И. Чичерова. М., 1948.

СБ I, II — Былины: В 25 т. СПб.; М., 2001 (Свод рус. фольклора). Т.1, 2: Былины Печоры: Север Европейской России.

Т-М — Русские былины старой и новой записи / Под ред. Н.С. Тихонравова и В.Ф. Миллера. М., 1894.

Примечания

1 Прояснению понятия «мотив» в фольклористическом дискурсе в большей мере поспособствовала следующая книга: Мальцев Г.И. Традиционные формулы русской народной необрядовой лирики: (Исследования по эстетике устнопоэ-тического канона). Л., 1989. Наиболее полный анализ понятия «мотив» в системе гуманитарных наук представлен в книге новосибирского исследователя: Силантьев И.В. Мотив в системе художественного повествования. Проблемы теории и анализа. Новосибирск, 2001.

2 Например, см. метатекстовую формулировку эпических мотивов сватовства в: Жирмунский В.М. Эпическое творчество славянских народов и проблемы сравнительного изучения эпоса. М., 1958.

3 Мелетинский Е.М. Судьба архаических мотивов в былине // Живая старина. 1998. № 4. С. 12-13.

4 Исследование проводилось на славянском, германском и восточном материале. См.: Frings Th, Braun M. Brautwerbung. Leipzig, 1947.

5 GeiblerF. Brautwerbung in der Weltliteratur. Halle (Saale), 1955.

6 В превосходной работе В.М. Жирмунского, где преимущественно разбираются «древние типы сказаний о сватовстве, которые связывают эпос с богатырской и волшебной сказкой», наиболее полно дается библиография исследова-

ний, в которых так или иначе рассматриваются мотивы сватовства в мировых эпосах, см.: Жирмунский В.М. Указ. соч.

7 Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса: Ранние формы и архаические памятники. М., 2004. С. 423-449.

8 Мелетинский Е.М. О былинных мотивах // Фольклор и народная культура. М., 2003. С. 335-351.

9 Статистический сбор данных региональных сборников показал, что на долю сюжетов, группирующихся вокруг подвигов Ильи Муромца, приходится примерно 20% от всех былин; Добрыня и Алеша фигурируют, соответственно, в 14 и 8% сюжетов, популярность остальных героев несколько ниже — на их долю приходится примерно от 1 до 5% сюжетов. Усредненные данные приводятся по сборникам онежских и печорских былин [Гильф.; СБ I, II] (далее тексты былин будут кодироваться квадратными скобками: сначала идет сокращенное название сборника, затем номер текста. При ссылке на страницу сборника после двоеточия указывается номер страницы).

10 В былину о Святогоре включен сюжет о его неверной жене [Рыб. 52, сноска]. Илья имеет сына Сокольника от поленицы, либо калачницы — данный мотив разворачивается иногда в целый сюжет; участвует в адюльтерном похождении в былине о «Святогоре и его жене» освобождает Русь от злой «королевичны», губящей богатырей [Рыб. 13]. Добрыня Никитич в былине «Добрыня и Змей» освобождает княжну: она предлагает себя в жены, герой отказывается; встречается в чистом поле с поленицей, которая или победив, или будучи побежденной, становится его женой. Антагонистом героя, желая заполучить Добрыню в мужья, становится и колдунья Маринка Кайдаловна. В былине «Неудачная женитьба Алеши» — герой имеет жену. Следовательно, жена/невеста как персонаж включается в структуру сюжетов вокруг Добрыни. Алеша Попович часто рассматривается былиной как ухажер — бабий насмешник. Его любовные приключения отражены в былине «Алеша Попович и сестра Петровичей-Збродови-чей», где герой соблазняет сестру указанных братьев и хвастает этим на пиру, после чего братья заставляют его жениться, либо он это делает сам. В другом былинном сюжете («Неудачная женитьба Алеши»), также связанном с матримониальными претензиями героя, он лжет, объявляя, что Добрыня умер, дабы жениться на его жене, «вдове» побратима.

11 В этой связи интересно замечание В.М. Жирмунского, что число сюжетов южнославянского эпоса, в которых Марко Кралевич выступает в качестве жениха различных невест, увеличивается в песнях «среднего периода»; см.: Жирмунский В.М. Указ. соч.

12 Пропп В.Я. Русский героический эпос. М., 2006. С. 88-184, 427-450.

13 См. след. работы: Габель М.О. К вопросу о технике русского былинного эпоса. Формы былинного действия // Научные записки Научно-исследовательской кафедры истории европейской культуры (Науковi записки Науково-дослщчо1 катедри ютори европ. культури). Харьков, 1927. Вып. II. С. 49-63; Форма диалога в былинах // Збiрн. на пошану ак. Д. Багашев. Харьков, 1928; Скафтымов А.П. Поэтика и генезис былин: Очерки. М.; Саратов, 1924.

14 Астафьева Л.А. Сюжет и стиль русских былин. М., 1993.

15 Там же. С. 13-73.

16 К внесюжетным элементам относятся разного рода запевы, концовки, формулы быстротекущего времени день за днем, будто дождь дождит, «лирические отступления» и «психологические зарисовки».

17 См., например: Ухов П.Д. Из наблюдений над стилем сборника Кирши Данилова // Русский фольклор: Материалы и исследования (I). М., 1956. С. 97-116; Атрибуции русских былин. М., 1970.

18 В него входят: «увоз девушки/женщины» (Иван Годинович, Потык, Царь Со-ломан едет за похищенной женой); «необыкновенная жена/женщина» («Садко», «Дунай», «Женитьба Добрыни»: Добрыня встречает богатыршу Настасью и женится на ней и Добрыня женится на Настасье — дочери Микулы Селяни-новича, Илья угадывает подложную кровать); «отношения между братом и сестрой» («Козарин» — жену Добрыни, он наезжает на них в поле и губит (в составе «Добрыня и Алеша»), «Алеша Попович освобождает свою сестру», «Братья разбойники и сестра» («Алеша и сестра Петровичей-Сбродовичей»)); «муж на свадьбе своей жены«: «Добрыня и Алеша»; «отношения между мужем и женой» («Ставер Годинович» — жена освобождает мужа из темницы, Добрыня на пиру хвалится своей женой); «отношения между молодцем и девушкой» (Добрыня и Маринка) — Русская эпическая поэзия Сибири и Дальнего Востока / Сост. Ю.И. Смирнов. Новосибирск, 1991.

19 См.: Yason H. Motif, type and genre: A manual for compilation of indices & a bibliography of indices and indexing. Helsinki, 2000. FF Communications. No. 273; также применение ею методической разработки в . Epic. Oral Martial Poetry Models and Categories. Israel Ethnographic Society, Preprint series. №. 23. Jerusalem, 2004.

20 Данный термин примерно соответствует «элементарному эпическому сюжету» и формально соотносим с дефиницией Б. Кербелите (элементарный сюжет), используемой ею для анализа повествовательных нарративов — см., к примеру, предисловие к работе Кербелите Б. Типы народных сказок. Структурно-семантическая классификация литовских народных сказок. М., 2005.

21 Наряду с этим понятием в тексте будет использоваться и более частное — «группа мотивов», которая, собственно, и составляет ЭЭС.

22 В таком случае ЭЭС располагаются в линейной временной последовательности. Приведем пример: змееборство Добрыни, в результате которого герой освобождает племянницу Владимира; герой бьется с поленицей и женится; Владимир отсылает героя за данью, в это время Владимир к его жене сватает Алешу Поповича (муж на свадьбе жены) [Григ. 52; С-Ч 271, 273]. Вероятно, это основной принцип объединения сюжетов: А.М. Астахова на материале северных записей подсчитала, что более 89% былин дают усложненное контаминацией повествование об одном герое: Астахова А.М. Указ. соч. С. 97.

23 Термин «контаминация» несколько неудобен для исследования ввиду «семантической нагруженности» и представляет собой как взаимодействие близких по значению элементов, в результате которого возникают новообра-

зования или изменение жанрового статуса одного из элементов, так и текстологический прием, соединение текстов разных редакций одного произведения (например, произведений древнерусской литературы). Термин прочно укоренился в исследовательской литературе с середины ХХ в., см., например: Там же, однако нередко применяется не совсем корректно. К примеру, петрозаводские фольклористы, подготовившие третье издание «Песен, собранных П.Н. Рыбниковым», используют дефиницию «контаминация» при анализе текста «Скопина»: «...этот текст — "контаминация" мотивов из песни о Ско-пине и былины о наезде литовцев (поляков)» [Рыб. 21. Т. 1. С. 509]. Впрочем, ни в одном из вариантов былины «Наезд литовцев» поляки не упоминаются. Таким образом, при использовании термина «контаминация» надо разграничивать ее виды: жанровую (использование разных жанров фольклора в одном тексте); сюжетную (соединение нескольких эпических сюжетов в один текст); мотивную (сопряжение мотивов из разных сюжетов в один текст) и т.п.

24 [БПЗб 26] — «Дунай-сват». Былина «представляет законченную былину, содержащую первую часть сюжета о Дунае — добывание невесты для князя Владимира. Вторая часть — "женитьба Дуная" — опущена» [БПЗб. С. 534-535].

25«Возможной» женой может быть и сестра героя — «Михайло Козарин».

26 Данный ЭЭС варьирует: поленица может быть представительницей «чужого» этноса (былина «Илья и Сокольник» из мотива) или женой «старшего» богатыря («Илья и Святогор»).

27 Логика развития сюжета предполагает как удачный, так и неудачный исход — в связи с этим и не указывается финал ЭЭС. Кроме того, данный ЭЭС требует более детальной разработки, так как четко выделяются сюжетные оппозиции: сватовство героя приводит к браку У8 самопросватывание невесты приводит к отказу от брака (герой отказывается от женитьбы на колдунье, которая вследствие этого превращает богатыря в животное) и пр.

28 Строго говоря, любовные приключения героя не являются в чистом виде брачными отношениями, однако возможность таковых предполагает построение текста.

29 Ввиду большого объема информации подобный анализ в рамках данной статьи не может быть представлен. Тем не менее отметим две тенденции в сюжетах с брачными коллизиями: героическая — завоевание, увоз от родителей, где герой — активное лицо, и сказочно-авантюрная, в которой герой — пассивный резонатор: встреча с девушкой случайна, далее могут следовать колдовство, превращения и опять герой может жениться или отказаться от женитьбы («Глеб Володьевич», «Добрыня и Маринка»). Если герой женится, то следуют новые приключения, оканчивающиеся как положительным, так и отрицательным исходом. При его отказе от женитьбы следует борьба с волшебницей и освобождение от ее чар с помощью чудесного помощника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.