должительность неравномерны. Следует заметить, что готовить пищу необходимо несколько
Поступила 19.07.07.
раз в день, а вот мебель ломается даже не раз в месяц.
БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ УСТАНОВКИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА СЕМЬИ
Е. Н. Новикова, кандидат социологических наук
Кризисные процессы современного российского общества — депопуляция населения и низкая устойчивость брачно-семейных отношений, рост уровня разводов и внебрачной рождаемости, широкое распространение социального сиротства и девиантного поведения — непосредственно влияют на функционирование института добрачного поведения. Эти тенденции вызывают тревогу у общества и государства, так как состояние брачно-семейных отношений и демографическая безопасность России напрямую связаны с реализацией семейных потребностей.
Семья не только следствие, но и причина социально значимых действий. В современной семье происходит ослабление социально-психологического эффекта общности, что ускоряет разрыв преемственности между поколениями. В этих условиях молодежь обретает ценности во многом самостоятельно. Если в прошлом культура через механизм социального воспроизводства определяла выбор брачного партнера интересами рода, семьи, сословия, и индивид подчинялся стереотипам, принятым в обществе, то сегодня молодежь во многом свободна в своем поведении. Сфера общения современных молодых людей становится более дифференцированной и избирательной. Цен-
О
ностные ориентации юношей и девушек утрачивают матримониальную монополию: любовь, эмоциональные контакты и сексуальное удовлетворение представляют для них ценность сами по себе и не всегда соотносятся с вопросом, заключить брак или нет.
Выступая носителем инновационного потенциала развития социума, студенчество рас-
полагает особыми (как внутренними, так и внешними) возможностями для реализации своих установок и потребностей в сфере добрачного поведения. Являясь прогрессивной и наиболее активной частью молодежи, именно студенты через свое отношение к брачно-се-мейным ценностям детерминируют ее добрачное поведение, в значительной степени способствуют изменению самого этого социального института.
Изучение брачно-семейных установок молодежи представляет определенный интерес с точки зрения прогнозирования тенденций рождаемости и стабильности воспроизводства института семьи в будущем. На формирование брачно-семейных установок оказывает влияние целый ряд условий: образ жизни ро-
о
дительскои семьи, родственников; социально-экономическое развитие страны и политика государства в сфере брачно-семейных отношений; личные установки и потребности человека и т. д.
В апреле — мае 2005 г. в рамках диссертационного исследования нами был проведен опрос студентов, обучающихся в крупных высших учебных заведениях Республики Мордовия на тему «Тендерная специфика добрачного поведения студенческой молодежи», который позволил определить брачно-семейные установки юношей и девушек, их взгляды на брак и семью, отношение к семейным ценностям, представление о характере будущего супружества и т. д. Нами были опрошены студенты 3 — 4-х курсов, обучающиеся в вузах Республики Мордовия (Мордовский государ-
© Е. Н. Новикова, 2007
ственный университет им. Н. П. Огарева, Мордовский государственный педагогический институт, Саранский кооперативный институт). В выборочную совокупность включались студенты, не состоящие в браке и не состоявшие ранее в браке, не имеющие детей, что составило 10 % от генеральной совокупности (872 человека).
Говоря о добрачном поведении современной студенческой молодежи, следует подробно остановиться на рассмотрении особенностей брач-но-семейных установок юношей и девушек, представлений, взглядов, убеждений, качеств и привычек, связанных с готовностью к браку и семейной жизни. Как справедливо отмечает В. Т. Лисовский, брачно-семейные установки молодежи являются регуляторами поведения и предпосылками будущей семейной жизни [3].
Интерес представляет ряд эмпирических свидетельств, полученных в Советском Союзе во второй половине XX в. В частности, В. Т. Лисовский, изучая жизненные планы ленинградской молодежи в конце 1960-х гг., установил, что встреча любимого (любимой) и создание семьи для одних и тех же людей — события нетождественные. Социолог пришел к выводу, что юноши и девушки не видят в каждом партнере будущего супруга, любовные отношения могут привести к заключению брака, но они ценны и сами по себе [4].
Позднее, в 1978 — 1979 гг., лабораторией студенческой молодежи НИИКСИ при Ленинградском университете под руководством В. Т. Лисовского и С. И. Голода был проведен очередной опрос советских студентов разных вузов, с тем чтобы изучить мотивы ухаживания среди молодежи. Порядок расположения побудительных мотивов подтвердил установленный ранее В. Т. Лисовским факт о несовпадении любовных и матримониальных ориентаций у юношей и девушек [1, с. 69 — 72].
Данные нашего исследования в целом подтверждают выводы социологов. Так, распределение мнений респондентов относительно наиболее важных для них первоочередных жизненных планов и ценностей в настоящее время показал, что ценность взаимной любви (61,01 % юношей и 75,23 % девушек) не совпадает с желанием вступления в брак (14,22 % юношей и 18,81 % девушек). С учетом того, что респонденты из всего перечня ценностных ориентаций могли выбирать до
семи вариантов ответов, каждый второй респондент выбирал вариант «взаимная любовь» и только каждый восьмой — «вступление в брак». Распределение ценностных ориентаций и жизненных планов студенческой молодежи представлены в табл. 1 и табл. 2.
В соответствии с полученными данными можно сделать вывод, что ухаживание, сексуальность и ценностные ориентации современной студенческой молодежи отделены от матримониальных намерений и имеют самостоятельную ценность. Объединяющим в ценностных ориентациях как юношей, так и девушек является то, что они в одинаковой степени стремятся к реализации собственных профессиональных интересов. Получение образования и независимости является для многих молодых людей в настоящее время первоочередными целями.
Данные исследования свидетельствуют также и о том, что некоторой долей популярности среди молодежи сегодня пользуются незарегистрированные браки (сожительства). Одно из первых исследований, посвященных изучению добрачного сожительства, было проведено С. И. Голодом в начале 1980-х гг. в Ленинграде. Во Дворце торжественной регистрации новорожденных социологом опрашивались супружеские пары. Согласно результатам, каждая пятая пара зачала ребенка до того, как юридически оформила брак. Как отмечает исследователь, «в связи с тем, что для многих молодых людей сожительство нередко предшествует официальному браку, то его вполне можно охарактеризовать как временную, но в большинстве случаев непременную ступень к правовому закреплению эмоционально и психологически оправдавших себя отношений». И далее: «Сколько же молодых людей не приходят к такому решению, точно сказать невозможно» [1, с. 200].
Полученные результаты свидетельствуют о том, что студенческая молодежь в большинстве своем ничего не имеет против «пробных» браков, причем это сегодня вполне приемлемо не только для холостых мужчин, но и для незамужних женщин. Как показали результаты исследования, девушки больше, чем юноши ориентированы на юридически зарегистрированный брак (22,25 % девушек и 11,93 % юношей), тем не менее примерно то же количество голосов прекрасной половины было отдано и в пользу незарегистрированного брака.
Таблица 1
Распределение ценностных ориентации,
и жизненных планов студентов,
% (юноши)
Ценностные ориентации Количество выборов, %
1. Здоровье 84,63
2. Образование 76,38
3. Взаимная любовь 61,01
4. Материальное благосостояние 59,40
5. Сексуальное удовлетворение 41,51
6. Родительская семья, родственники 39,45
7. Дружба, товарищество 37,39
8. Карьерный рост 36,01
9. Личная свобода, независимость 34,17
10. Внешняя привлекательность 27,29
11. Рождение детей 25,69
12. Личностное
самосовершенствование 19,59
13. Веселый, интересный досуг 19,27
14. Внимание, успех у
противоположного пола 17,43
15. Вступление в законный брак 14,22
16. Свободная любовь без
обязательств 12,39
17. Будущее Родины 11,01
18. Стиль, следование моде 10,09
19. Религия, служение богу 4,36
Таблица 2
Распределение ценностных ориентации
и жизненных планов студентов,
% (девушки)
Ценностные ориентации Количество выборов, %
1. Взаимная любовь 75,23
2. Здоровье 70,87
3. Образование 70,18
4. Материальное благосостояние 60,78
5. Родительская семья, родственники 45,41
6. Внешняя привлекательность 37,39
7. Личностное
самосовершенствование 34,86
8. Карьерный рост 32,80
9. Дружба, товарищество 31,19
10. Внимание, успех у
противоположного пола 24,77
11. Личная свобода, независимость 19,72
12. Вступление в законный брак 18,81
13. Рождение детей 18,58
14. Сексуальное удовлетворение 16,51
15. Веселый, интересный досуг 14,54
16. Свободная любовь без
обязательств 10,32
17. Стиль, следование моде 10,32
18. Будущее Родины 9,40
19. Религия, служение богу 5,73
У юношей процент голосов несколько выше (22,02 % девушек и 27,52 % юношей). Это, на наш взгляд, есть результат того, что в настоящее время тот факт, что люди живут вместе, не узаконив отношения, вполне адекватно воспринимающееся в обществе явление. Так отрицательно относятся к бракам-сожитель-ствам всего 0,69 % девушек и 1,61 % юношей; положительно — 44,72 % девушек и 48,39 % юношей; нейтрально — 51,61 % девушек и 44,95 % юношей; затрудняются с ответом 2,98 % девушек и 5,05 % юношей.
Как справедливо отмечает Т. А. Гурко, трансформация института современной семьи привела к многообразию ее форм и возможности выбора [2].
Но если в настоящее время вообще не вступать в какие-либо формы брачно-семей-ных отношений планирует 28,67 % девушек и 22,02 % юношей, а затрудняются с ответом 20,18 % юношей и 12,61 % девушек, то планы на будущее определены довольно позитивно. Четко вырисовываются две основные модели брачно-семейных отношений: юридически зарегистрированный брак (48,39 % девушек и 29,82 % юношей) и брак, освященный церковью с последующей юридической регистрацией (44,95 % девушек и 47,71 % юношей). Это свидетельствует о том, что студенческая молодежь, несмотря на толерантное отношение к сожительству, связывает свою жизненную стратегию с юридически зарегистрированным браком и семейным образом жизни.
В ходе социологического* исследования мы задали респондентам следующий вопрос: «Какие из нижеперечисленных брачно-семейных характеристик относятся к юридическому браку, а какие к незарегистрированному браку (сожительству)?» Распределение мнений респондентов представлено в табл. 3.
Полученные результаты подтверждают то, что, хотя незарегистрированный брак и приемлем для студенческой молодежи, тем не менее молодые люди связывают с ним прежде всего «удовлетворение сексуальных потребностей, упорядочение сексуальной жизни». Надежную защиту и опору, познание радости материнства и отцовства, по мнению молодых людей, может дать по большей части семья, основанная на юридически зарегистрированном браке.
Обобщая полученные результаты, можно сказать, что действия, установки, отношения и
ценностные ориентации добрачного поведения современной студенческой молодежи формируются не сами по себе, а являются результатом влияния разнообразных социальных факторов. Особое влияние на процесс формирования нравственной и психологической готовности молодежи к будущей семейной жизни оказывает родительская семья. Она формирует у будущих супругов и родителей определенные моральные и культурные нормы, стереотипы общения и поведения, представления о семейном укладе. Вместе с тем, как свидетельствуют результаты, отмечается снижение регулирующих воздействий семьи в отношении добрачного поведения детей. Было выявлено усиление личной свободы и индивидуальности в выборе брачного партнера, усиление открытости добрачной сексуальной сферы, повышение толерантности к добрачным половым связям и незарегистрированным бракам-сожительствам. Отмечено, что ухаживание, сексуальность и ценностные ориентации молодежи отделены от матримониальных и репродуктивных намерений и имеют самостоятельную ценность. Все это, на наш взгляд, является общим следствием трасформации и снижения регулирующего потенциала общественных норм в отношении добрачного поведения молодежи. Все-таки большая часть респондентов (практически все) предполагают в будущем вступить в брак. Вероятно, несмотря на формирование новых взглядов на семью и добрачное поведение, в обществе еще достаточно силен тысячелетний опыт семейных традиций. Молодые люди, так и не создавшие в свое вре-
мя семью, оказываются периферийными индивидами. Имеется в виду, что они не оцениваются по критериям «хорошие» или «плохие» — оценка идет по показателям соответствия неким социальным нормам и стереотипам, которые гласят: «Человек обязан иметь семью, брак должен быть законно зарегистрирован».
Вместе с тем нами были выявлены и определенные различия в добрачном поведении юношей и девушек. Так, если юноши в большинстве своем сохраняют традиционные установки на брак и семью, то девушки в этом плане более демократичны. Семья, дети, ведение домашнего хозяйства не рассматриваются девушками как единственное естественное предназначение. Получение образования, независимости является первоочередной целью не только для юношей, но и для девушек. Наблюдается стирание традиционного двойного стандарта в добрачном поведении: что можно мужчине, нельзя женщине.
Особым фактором, оказывающим влияние на добрачное поведение студенческой молодежи, является вузовская и студенческая субкультура. Под воздействием данного фактора у студенческой молодежи формируются прогрессивные тенденции тендерной специфики в социальном институте добрачного поведения. Конкретными показателями данной прогрессивной тенденции тендерной специфики являются широко распространяющееся равноправие между юношами и девушками в студенческой среде; толерантное отношение к мужским и женским качествам и свойствам; про-
Таблица 3
Распределение мнений респондентов на вопрос «Какие из нижеперечисленных брачно-семейных характеристик относятся к юридическому браку, а какие
к незарегистрированному браку (сожительству)?», %
Варианты ответов Юридически зарегистрированный брак Незарегистрированный брак
Юноши Девушки Юноши Девушки |
Относится Не относится Относится Не относится Относится Не относится Относится Не относится
Приносит счастье материнства и отцовства 87,84 12,16 91,06 8,94 42,20 57,80 41,74 58,26
Накладывает ответственность за семью и ее членов 88,30 11,70 95,64 4,36 48,39 51,61 38,30 61,70
Упорядочивает сексуальную жизнь 83,72 16,28 72,25 27,25 62,84 37,16 59,17 40,83
Дает статус мужа (жены) 98,39 1,61 94,04 5,96 12,39 87,61 22,48 77,52
Налаживает быт 80,73 19,27 83,94 16,06 44,95 55,05 44,04 55,96
Дает чувство безопасности 77,29 22,71 82,80 17,20 34,17 65,83 36,01 63,99
явление социальной активности в общении с противоположным полом, четко выраженная самостоятельная позиция по вопросу о создании семьи и заключению брака.
Резюмируя множество научных источников и опираясь на собственное исследование, можно сделать вывод, что на протяжении долгого времени социальный институт добрачного поведения постоянно видоизменялся, меняется он и сейчас. Социальный институт добрачного поведения эволюционирует вместе с изменениями, происходящими в обществе. Сегодня брак не является обязательным условием существования человека. Изменился сам процесс выбора брачного партнера, долгое время доминировавшие экономические мотивы в большинстве своем уходят на второй план. Совершенствуется молодежное добрачное общение, усиливается его открытость, которая
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ / С. И. Голод. СПб., 1998.
2. Гурко Т. А. Трансформация института современной семьи / Т. А. Гурко / / Социологические исследования. 1995. № 10. С. 95 — 99.
3. Лисовский В. Т. Молодежь: любовь, брак, семья. Социологические исследование / В. Т. Лисовский.
СПб., 2003.
4. Лисовский В. Т. Советское студенчество: социологические очерки / В. Т. Лисовский. М., 1990.
Поступила 25.04.07.
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СЕМЬИ В СВЕТЕ БИБЛЕЙСКОГО УЧЕНИЯ
М. С. Полетаева
Человечество вступило в третье тысячелетие своей жизни, отсчитываемое от Рождества Христова. Каким оно будет, каким будет XXI век? С каким багажом входит сегодня общество в новое тысячелетие? Что можем оставить мы грядущим поколениям? Ответы на эти вопросы во многом определяются отношением между творением и Творцом, между человеком и Богом.
Бурное развитие науки и техники решает многие проблемы жизни человека, но не ис-
© М. С. Полетаева, 2007
проявляется в разнообразном составе участников, не ограниченном пространственными рамками. В настоящее время брак становится добровольным делом двух молодых людей, которые даже при наличии экономической зависимости от родителей нередко не посвящают их в свои намерения.
В решении проблем молодежи должны быть заинтересованы не только сами молодые люди, но и государственные органы власти, в целом все российское общество. Это связано прежде всего с высокой значимостью данной демографической группы для развития и будущего семьи, социума и государства. В настоящее время актуально создание действующей государственно-общественной системы подготовки молодежи к браку и семейной жизни на федеральном, региональном и местном уровне.
ключает при этом, а, наоборот, требует стремительного развития и совершенствования в духовной и нравственной области. Необходимость в гармонии духовного и материального существовала во все времена. «Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед», — говорил древнегреческий философ Аристотель (384 — 322 до Р. X.), а австрийский писатель Э. Ка-нетти (1905 — 1994) со справедливой долей иронии так характеризует знание людей о че-