Научная статья на тему 'Брачно-семейное поведение славянского населения Юга России в первой трети XX в.'

Брачно-семейное поведение славянского населения Юга России в первой трети XX в. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
129
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИП ВОСПРОИЗВОДСТВА / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД / СЕЗОННОСТЬ БРАЧНОСТИ / РОЖДАЕМОСТИ И СМЕРТНОСТИ / ЖИЗНЕОХРАНИТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / A TYPE OF REPRODUCTION / DEMOGRAPHIC TRANSITION / SEASONAL PREVALENCE OF MATRIMONY / BIRTH RATE AND DEATH RATE / LIFE PROTECTING OR LIFE-GUARDING BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Макаренко М. Ю.

Изменение брачно-семейного поведения представлено как закономерный этап социально-демографической модернизации переход к экономному типу воспроизводства. Традиционные источники историко-демографического исследования (материалы переписей, текущего статистического учета) дополнены текстом художественного произведения шолоховской эпопеи «Тихий Дон». Сделан вывод о постепенном нивелировании региональных особенностей естественного движения населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The matrimonial-family behavior of the population of Northern Caucasus in the first third of the twentieth century

Change of matrimonial-family behavior is presented as a natural stage of socially-demographic modernization transition to economical type of reproduction. Traditional sources of historical-demographical research (materials of the censuses and the current statistical account) are provided with the text of a literary work Sholokhov's epopees «Tihiy Don» ("Quiet Flows the Don"). The author makes the conclusion about gradual leveling regional features of natural movement of the population.

Текст научной работы на тему «Брачно-семейное поведение славянского населения Юга России в первой трети XX в.»

ББК С73(2Р37)6-4

БРАЧНО-СЕМЕЙНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СЛАВЯНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЮГА РОССИИ В ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX в.

© 2008 г. М.Ю. Макаренко

Кубанский государственный университет, Kuban StateUniversity,

350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149, 350040, Krasnodar, Stavropolskaya St., 149,

makarenkom@inbox. ru [email protected]

Изменение брачно-семейного поведения представлено как закономерный этап социально-демографической модернизации — переход к экономному типу воспроизводства. Традиционные источники историко-демографического исследования (материалы переписей, текущего статистического учета) дополнены текстом художественного произведения — шолоховской эпопеи «Тихий Дон». Сделан вывод о постепенном нивелировании региональных особенностей естественного движения населения.

Ключевые слова: тип воспроизводства, демографический переход, сезонность брачности, рождаемости и смертности, жизнеохра-нительное поведение.

Change of matrimonial-family behavior is presented as a natural stage of socially-demographic modernization — transition to economical type of reproduction. Traditional sources of historical-demographical research (materials of the censuses and the current statistical account) are provided with the text of a literary work — Sholokhov's epopees «Tihiy Don» ("Quiet Flows the Don"). The author makes the conclusion about gradual leveling regional features of natural movement of the population.

Keywords: a type of reproduction, demographic transition, seasonal prevalence of matrimony, birth rate and death rate, life protecting or life-guarding behavior.

Среди различных направлений социально-демографических исследований важное место занимает изучение брачно-семейных отношений, исторической ретроспективы их развития. Только проанализировав динамику процесса, можно создавать научно обоснованную и действенную семейную политику на современном этапе.

Без вовлечения в научный оборот, без анализа местных материалов наши представления о явлении остаются ограниченными. Данная статья пополняет региональное направление в изучении брачно-семейно-го поведения населения России.

Северный Кавказ - особая российская территория: не только самая многонациональная, но и характеризующаяся тем, что плотность компактного расселения этносов здесь одна из наиболее высоких в мире.

Формируясь на рубеже православия и ислама, население Северного Кавказа никогда не было единой общностью. В регионе до сих пор существуют (и, вероятно, продержатся еще не одно десятилетие) инертно-аграрные горские общества, продвинувшиеся по пути социально-демографической модернизации намного меньше, чем сопредельные русские края и области. Рассуждения наши и сделанные выводы касаются преимущественно модели брачно-семейного поведения славянского населения юга России.

Основа источниковой базы исследования - материалы переписей и текущего учета населения, документы архивов. Точность выводов неизбежно зависит от полноты и надежности статистики; уровень же ее снижается в годы войн и послевоенные периоды. Материалы переписи 1920 г., не говоря уже о предшествовавших ей сельскохозяйственных переписях 1916 и 1917 г., намного уступают данным 1897 и 1926 г.

В начале 1920-х гг. ЦСУ с большой осторожностью подходило к отбору информации, подчеркивая, что за 1920-1922 гг. публикует сведения о естественном движении населения только в 20 губерниях и об-

ластях России «по данным загсов, где регистрация рождений и смертей носит сколько-нибудь исчерпывающий характер...» [1, с. 229]. Территории, послужившие основой образованного в 1924 г. Северо-Кавказского края, в эту двадцатку не входят. Оценивая сложившуюся ситуацию и свои возможности, региональные статистики вынужденно соглашались с решением Центра.

Учитывая недостаток статистических материалов, считаем возможным (и даже необходимым) обращение к источнику нетрадиционному - тексту шолоховской эпопеи «Тихий Дон». М.А. Шолохов виртуозно с литературно-художественной точки зрения и исторически предельно достоверно запечатлел и смену эпох, и фундаментальные перемены, происходящие на микроуровне - в сознании человека. Он жил повседневностью своих героев, с детства впитывая детали быта и нравов верхнедонских станиц, в художественном совершенстве перенесенные им на страницы «Тихого Дона».

О «необычайном историзме» книги писал литературный критик С.Н. Семанов. Он подчеркивал: текст ее станет «ценнейшим источником для всех грядущих историков» [2, с. 6].

.В начале XX в. в южно-российском социуме пока еще доминирует принцип человек для семьи (образное выражение А.Г. Вишневского), ведущий практически к полному врастанию индивида в ткань внутрисемейных отношений, растворению личности в семье.

Входя в семью мужа, женщина должна была выстраивать отношения не только с ним, но и со всеми домочадцами. Опосредованность связи супругов внутри большой семьи приводила к неблаговидным ситуациям. Сюжет о том, как «тянули колокол и до тех пор не могли поднять его, пока не были удалены снохачи», присутствует и у Б.Н. Миронова, и у А.Г. Вишневского. И пусть семью Мелеховых это явление касается только на уровне беспочвенных намеков в адрес младшей невестки («она с свекром, с Пантелеем хромым,

спуталась» [3]) и невостребованного Дарьиного предложения, но рассредоточенные по всему тексту романа упоминания о снохачестве позволяют заключить: оно привычно и распространено.

Хозяйственно-бытовой уклад жизни и не предполагал обособленности супругов, полной интимности их отношений. Искренне переживая за сына и любимую невестку, Пантелей Прокофьевич спрашивает жену: «Вместе легли али нет?».

Теория демографического перехода используется в исторической демографии для описания статики и смены типов воспроизводства населения. Демографический переход - смена расширенного воспроизводства (высокой смертности и высокой рождаемости) экономным (низкая смертность и низкая рождаемость). Перемены носят фундаментальный характер. Требует пересмотра вся система ценностей человека: жизнеохранительное поведение и отношение к смерти, любовь и выбор партнера, продолжение рода и воспитание детей.

Материалы архивов Северного Кавказа и опубликованные данные свидетельствуют [4, д. 113, л. 56-57; 5, л. 16; 6, с. 14]: в начале XX в. предпереходное состояние воспроизводства характеризовалось очень высоким уровнем смертности, прежде всего младенческой - треть родившихся не доживала до года. Резко возрастал уровень младенческой смертности в летние месяцы, особенно - в июле [4, д. 115, л. 15-16]. Выраженная сезонность сама по себе говорит о непреодолении пассивности в борьбе со смертью. В регионах Северного Кавказа с преобладающим неславянским населением сезонность смертности сохранится до конца 1930-х гг. [7, д. 6. л. 2].

Демографический переход начинается с переворота в смертности: в столице Кубани с 1911-1913 гг. до 1926 г. смертность сократилась в 2 раза, составив в итоговом году 1,6 % [6, с. 14]. Снижение смертности, проходившее по всей территории Кубани, сделало ненужной прежнюю высокую рождаемость: самый высокий (за счет своей компенсаторности) показатель 1925-1926 гг. не достигал довоенного уровня - 5,3 % [6, с. 14]. В начале 1930-х гг. продолжающееся снижение рождаемости вместе с катастрофическим подъемом смертности свели на нет наметившийся демографический взрыв.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. в хуторах Первого Донского округа вопреки церковному канону (крестить только на восьмой день) 90 % детей крестили в течение первых трех дней жизни [8, с. 207]. Поспешность объяснялась страхом, чтобы ребенок не умер некрещенным.

Шолоховские сюжеты также служат иллюстрацией: ребенок Аксиньи от Степана, «дитё» Дарьи, дочь Аксиньи и Григория умирают совсем маленькими; приблизительно в шестилетнем возрасте уходит Полюшка... На уровне массового сознания это, как правило, трагедией не считают. «Дитё у Дарьи померло», - так скупо и в общем-то равнодушно пишет тетка под диктовку деда о смерти племянника или племянницы (ни имя, ни пол ребенка в романе так и не названы).

И пусть страдает Аксинья, видя, как угасает Танюшка, но бессмысленным кажется ей бороться с «наказани-

ем божьем» при помощи земных средств (лекарств, фельдшеров); может спасти только молитва. Крестьянской пассивности героини противопоставлена позиция старика Листницкого: «Скажи ему (врачу. - М.М.), что не уедет. пока не вылечит мне девчонку!». За этим рационализмом, преодолевающим социальную и психологическую инерцию обреченности невежества, будущее.

Присутствовала (даже в городах) и сезонность рождаемости. Так, в 1911 г. в Ставрополе больше всего родившихся православного вероисповедания было в феврале, меньше всего - в августе [4, л. 58]. Таким образом, пик и спад перинатального периода оптимально согласовывался с сохранением аграрных традиций жизни городов Северного Кавказа.

Насколько желанной была многодетность в богатых и хлебных регионах Юга? Несмотря на сложившийся стереотип, многодетность, по всей видимости, не была ни тотальной, ни особенно желанной: напрямую, например, называет свое состояние «бедой», оценивая предстоящее прибавление, многодетная соседка Коршуновых.

Совсем по-другому в большинстве случаев ждали первенца. Особенно это касается семьи Мелеховых: здесь рождение ребенка могло послужить основой окончательного примирения супругов. Кроме того, проводив обоих сыновей на фронт, старики обеспокоены тем, что «переведется мелеховская порода». Поэтому ожидаема и понятна радость главы семьи: «казака с девкой подарила сноха. Вот сноха - так сноха! Господи, бож-же мой! За такую-то милость чем я ей, душеньке, отхвитаю?»

В начале XX в. на юге России возраст вступления в первый брак даже у горожанок очень редко превышал 25-летний рубеж, большинство выходили замуж, не достигая двадцати лет [7, л. 59]. Многочисленные примеры из текста «Тихого Дона» свидетельствуют: в верхнедонских станицах среднестатистический возраст - 17-18 лет: Аксинья, например, выходит замуж в семнадцать, Наталья - на год позже.

Средняя продолжительность жизни, составлявшая 29 лет для мужчин и 31 год для женщин, четко регламентировала практически каждый год половозрелой жизни. Даже небольшой переход верхней границы социальной нормы вступления в брак был крайне нежелателен. Не часто игнорировалась и нижняя планка [9, д. 516, л. 86].

С началом Первой мировой войны возросло количество внебрачных рождений. В 1915 г. незаконнорожденные составили 4,9 % родившихся в кубанских городах. В предвоенное пятнадцатилетие этот показатель составлял в среднем 2,8 % [10, с. 21.), опускаясь в некоторые годы в отдельных городах гораздо ниже модальной величины. Так, например, в 1907 г. в Майкопе он составил всего 0,8 % [11, д. 2346, т. 2, л. 680], а в Анапе в том же году случаев внебрачных рождений вообще не было зарегистрировано [5, д. 23, л. 764]. Аналогичной была и ситуация в Ставрополе: по всем конфессиям (выделялись родившиеся православного, римско-католического, армяно-григорианского вероисповеданий, а также - лютеране, старообрядцы и иудеи) в 1911 г. внебрачных рождений практически не отмечено [4, д. 167, л. 62, 66, 71, 74, 78].

Долгие годы войны, уведя мужчин из мест постоянного проживания, перенесли сроки заключения брака на более позднее время. 1920 г. - начало своеобразной компенсации, пик которой приходится на следующий - 1921 г., когда уровень брачности, например, в Краснодаре вырос чуть ли не в два раза по сравнению с довоенными показателями: в 1911-1913 гг. в Екатеринодаре заключено 12 браков на 1000 среднегодовой численности населения, в 1921 г. - около 23 %о [6, с. 17]. Затем последовал спад - в 1922 г. коэффициент снизился до 10,9, что было вызвано, вероятно, падением уровня жизни - это был самый тяжелый для Кубани год [5, д. 23, л. 14]. В этом же году на Ставрополье аналогичный показатель составил 9 %о [4, д. 167, л. 103]. К середине 1920-х гг. происходит постепенное возвращение к довоенным показателям [5, л. 14].

Свадьба младшей сестры Григория Дуни Мелеховой состоялась приблизительно в июне 1920 г.; невесте двадцать один год. Это уже очень много, тем более что о ней, пятнадцатилетней, сказано «рано вызрела, как яблоко-скороспелка». Михаил Кошевой женится около двадцати семи лет. Превышен не только традиционный для мужчин возраст вступления в брак, нарушается и разница в годах между женихом и невестой, поскольку идеальной, с позиций крестьянского менталитета, считалась разница не более двух-трех лет.

Как и в целом по стране, на Северном Кавказе «прогрессивное» законодательство, упростившее процедуру развода, привело к катастрофическому их росту. В Краснодаре, например, в 1920 г. на 1 развод приходилось 29 браков; в 1921 г. - 23; в 1923 - 12,7; в 1924 г. - 10,3; в 1925 г. - 4,0. Исключением, нарушающим общую тенденцию увеличения количества разводов, стал 1922 г.: за весь год было зарегистрировано только 15 разводов (т.е. на один развод приходилось 106 браков). Объясняется это, вероятно, как и в случае с брачностью, переживавшимся Краснодаром экономическим кризисом [12, с. 163]. И в Краснодаре нашла проявление тенденция, отмеченная П. Сорокиным в Петрограде: наименее прочными оказались браки, заключенные уже после революции. Из общего числа разводов, оформленных за 1925 г., 78,6 % падает на браки, заключенные после 1920 г. [5, д. 114, л. 10].

Реальное количество разводов (и на Северном Кавказе, и в целом по стране) намного превышало показатели, приводимые в статистических материалах, так как загсы фиксировали лишь разводы по взаимному согласию супругов. В остальных случаях (их большинство) вопрос о разводе решался в судебном порядке. На суды возлагалась обязанность представлять в местные отделы загса справки о разводах, что часто не выполнялось.

Значительная часть горожан региона оставалась крестьянами не только по происхождению, сохраняя традиционный характер труда и образ жизни. О том, что многие жители Краснодара, Ставрополя и других крупных городов Северного Кавказа не утратили связи с земледелием, свидетельствует повышение коли-

Поступила в редакцию

чества заключаемых браков в феврале и сентябре-октябре. Сохранялась непосредственная внешняя цензура, поскольку большинство абортов, официально разрешенных в 1920-е гг., проводились подпольно; причина - ожидаемая негативная реакция общественного мнения.

Все же социальный контроль сельского типа начинает постепенно уходить в прошлое. Репродуктивное и матримониальное поведение горожан перестает быть воспроизведением передающихся из поколения в поколение норм, приобретая черты индивидуального сценария. При таком подходе само решение обзавестись детьми, число их, сроки рождения становится результатом сознательного выбора. На «усиленное применение мер искусственного предупреждения деторождения» в годы Первой мировой указывает Д. Мерхалев: он подчеркивает, эти меры, являющиеся в мирное время «привилегией городов», находят теперь широкое распространение и в деревнях [5, д. 114, л. 15].

В брачно-семейном поведении, как в фокусе, сосредоточены практически все представления и ожидания человека, его мотивы и намерения. Темп развития демографической модернизации на юге России в начале XX в. значительно отставал от уровня центральных и северо-западных губерний. Однако региональные особенности постепенно нивелировались. Социальные потрясения первой трети XX в. (1-я мировая и гражданская войны, голодные годы), ускорявшие процесс, в большей степени коснулись Юга. К началу 1930-х гг. аграрный Юг России по уровню развития модернизации во многом догнал урбанизированный Центр.

Литература

1. Боярский А.Я. К вопросу о естественном движении населения в России и в СССР в 19151923 гг. // Население и методы его изучения. М., 1975.

2. Семанов С.Н. «Тихий Дон» - литература и история. М., 1977.

3. ШолоховМ.А. Собр. соч.: В 9 т. Т. 2-5. М., 1965-1966.

4. ГАСК, ф. 80, оп. 1.

5. Лебедев Л. Брачность, рождаемость и смертность в г. Краснодаре за 1924-1925 гг. // ГАКК, ф. Р-1547, оп. 1.

6. Население и хозяйство Кубанского округа: Стат. сб. за 1924-1926 гг.: В 2 т. Т. 2. Краснодар, 1928.

7. ЦГА РСО-А, ф. Р. 384, оп. 7.

8. Власкина Т. Ю. Родильно-крестильный комплекс // Очерки традиционной культуры казачеств России. М.; Краснодар, 2005.

9. ГАРО, ф. 353, оп. 1.

10. Мерхалев Д. Города кубанского края (статистический очерк). По данным Всероссийской переписи 1917 года. Екатеринодар, 1919.

11. ГАКК, ф. 454, оп. 1.

12. Подольская З.П. Брачность города Краснодара в 1925 году // Кубанский науч.-мед. вестн. Краснодар, 1928.

31 октября 2007 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.