Научная статья на тему 'Бой на Уедокъинском перевозе'

Бой на Уедокъинском перевозе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
235
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванов Дмитрий, Березкин Андрей

Данная публикация принадлежит школьникам – членам исторического кружка. В ней описаны результаты исследования, сделанного по следам боёв между повстанцами и азинцами при форсировании водной преграды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бой на Уедокъинском перевозе»

УДК 94(470.51) “1918”

Иванов Дмитрий Березкин Андрей с.Вавож

Данная публикация принадлежит школьникам - членам исторического кружка. В ней описаны результаты исследования, сделанного по следам боёв между повстанцами и азинцами при форсировании водной преграды.

БОИ на УЕДОКЪИНСКОМ ПЕРЕВОЗЕ

Многих рыбаков и любителей природы привлекают лесные опушки по реке Вала. Особенно привлекательным стало место, получившее в народе название «Генеральский стол». Это высокий северный берег реки Вала метров на триста выше моста по дороге Вавож - Можга.

Современная карта местности. Омут на реке показан стрелкой.

Здесь когда была небольшая колхозная электростанция, а еще раньше Уедокьинская мельница. В память о ней остался небольшой речной перекат и широкий спокойный омут, на берегу которого выросли могучие ивы. Под кор-

нями этих столетних деревьев пробивается родничок с чистой и приятной на вкус водой.

Красота места немного испорчена следами бульдозера двадцатилетней давности, непонятно для чего столкнувшего край косогора в реку.

Это место давно выбрали любители отдыха, здесь даже установлен стол для еды. Но нас привлекло не это. Отдыхающие сваливают мусор в канаву, которая находится всего в пару метрах от стола и находящегося рядом кострища. Но, если присмотреться внимательно, то можно увидеть, что это не канава, а окоп, вырытый по всем правилам военного искусства.

Нас это место заинтересовало, и мы решили выяснить, что это за сооружения. На основе документов и воспоминаний нам хотелось определить: кто здесь вел земляные работы, для какой цели и когда.

Вначале мы выяснили, что на территории нашего района военные действия велись только в период гражданской войны в 1918 и 1919 годах.

Итак, к 1918 году в этом месте через Валу проходила дорога из Вавожа на деревню Волково и далее на село Большая Уча и станцию Сюгинская (сейчас город Можга). Дорога проходила через лес и по довольно крутому склону спускалась к мельнице, возле которой на берегу стоял домик мельника. Но плотина не была приспособлена для проезда, поэтому ниже омута был устроен перевоз. Для этого в воду был уложен настил из бревен, связанный веревками и закрепленный на обоих берегах. Телеги с грузом спокойно проезжали по этому настилу, правда под нагрузкой вода иногда доходила до осей тележных колес.

Каждую осень настил убирали и переезжали по окрепшему льду. После весеннего разлива перевоз снова возобновляли. Содержание этого переезда, в основном, возлагалось на жителей деревни Уе-Докья.

Ближайший перевоз через реку Валу находился у устья реки Кылт по дороге на Водзимонье, так называемый «Мальканский перевоз». Эти два наплавных моста, таким образом, были единственными переправами через полноводную реку на границе Вавожской и Волипельгинской волостей. По-военному они имели важное тактическое значение.

На первом этапе исследовательской работы с помощью нашего руководителя Мясникова И.П. мы выяснили, что в период наиболее ожесточенных боев Красной Армии против колчаковцев весной 1919 года линия фронта, в основном, проходила перпендикулярно течению реки. То есть Белые продвигались одновременно по северному и южному берегу Валы, поэтому строить укрепления по реке было бессмысленно. Правда, в качестве запасного варианта мы предположили, что, возможно, в период боев за Большую Учу здесь могли располагаться резервы, подготовившие дополнительную линию обороны. Но в этом случае здесь не осталось бы следов боёв - стреляных винтовочных гильз и осколков снарядов.

Авторы статьи в описываемой траншее.

Поэтому мы решили, что данная траншея имеет связь с событиями 1918 года. Известно, что Вавожская волость 28 августа 1918 года примкнула к Ижевско-Воткинскому восстанию, и на территории современного Вавожского района начались бои.

Из имеющихся источников нами была составлена хронология боев того периода:

5-7 сентября бой в районе Мальканский перевоз - Вавож;

10 - 11 сентября бой в селе Вавож;

28 сентября бой в районе села Большая Уча - деревня Березек;

1 - 9 октября бой в районе деревень Волково и Уе-Докья;1

4 - 9 октября бой у деревни Квачкам и села Вавож.

Таким образом, из данного перечня к обнаруженным следам больше всего подходят события 1 - 9 октября 1918 г.

Какие же исторические сведения дошли до нас о том событии?

Начнем с телеграммы командира 2-й Сводной дивизии 2-й Армии Восточного фронта В.М. Азина от 26 сентября 1918 года Военно-Революционному совету Армии:

«Высланная разведка и связь с Гореловым донесла, что противник в числе, точно не определённо, но приблизительно 2000 в Большой Уче и в деревне Большие Ключи от станции Сюгинская 14 вёрст. Большая Уча 20 вёрст. Для того, чтобы связаться с Гореловым, который находится в Вихареве, считаю необходимым послать батальон пехоты, 100 коней и одно конное трёхдюймовое орудие. Всё приготовлено. Немедленно прошу Вашу санкцию занять Учу. Перед нами задача - связь с Гореловым и занять Ижевскую узкоколейку» [1, с. 7] .

О дальнейших событиях мы узнаем из воспоминаний Березина Ивана Ивановича, бойца 28 стрелковой дивизии, гражданина деревни Буд(зимшур) -Пельги. Он говорит о том, что в деревнях, примкнувших к мятежу, начинается формирование отрядов против красных. «Была сформирована рота, в которой был и я и направлена в заставу в деревня Малая Сюга. В роте началось разложение. Слухи об этом дошли до белого офицера командира отряда Куликова, который собрал нас и стал запугивать. Мы побросали оружие и разбежались. За нами послали отряд и вновь отправили в штаб в Большую Учу. Когда белые отступили за Валу, мы побежали в лес. 28 сентября в нашу деревню пришла первая конная разведка красных. Я вышел к ним и сообщил, что белые имеют по 5-10 патронов. На другой день приезжал вооружённый отряд красных. Штаб красных был в Волково».

Таким образом, имеется первое сообщение о том, что белых и красных разделяет река Вала у деревни Волково.

Перекликается с этими сведениями и воспоминания Черных Андрея

1 Здесь и далее выделено авторами.

2 Существовавшая здесь тогда узкоколейная железная дорога использовалась для подвоза дров на Ижевский завод (Прим. издателя).

Мироновича, жителя деревни Бол. Ключи. «27 сентября 1918 года в 3 часа дня завязался бой. На нашу деревню стали наступать белые. Наши добровольцы 150 человек и эскадрон кавалерии Азина разгромил полк белой армии, где срублено на нашем поле 48 человек белых и очень много убито. Наш отряд прогнал белых за Валу. Командиром был товарищ Мулярчик, а комиссаром наш боец Обухов Андрей Миронович» [2, с. 256].

А вот ещё официальный документ - телеграмма Азина от 28 сентября 1918 года в Вятские Поляны Военно-Революционному Совету 2 армии:

«Доношу, что 27 сентября высланный батальон пехоты и орудие конное имели бой в деревне Большие Ключи, где белые были в составе 2 рот. Одна из Ижевска. Рабочие. После 2 часового боя Большие Ключи были заняты с небольшими потерями для противника в силу того, что обнаружив свою неустойчивость, белые разбежались к деревне Большая Уча в которой у них были силы. Судя по захваченным документам отряд в составе 6 рот под названием «Больше Учинский отряд». Где они нас встретили с боем. После полуторачасового боя белые бежали, оставив убитыми человек триста, по направлению села Вавож. Пехота закрепилась в деревне Большая Уча, а конница преследовала бежавших в беспорядке по полю, лесу и дороге до деревни Березек. Убегающие беспорядочно белые потеряли много убитых, после чего конница возвратилась в Большую Учу. За вчерашний бой трофеев отбито много: походная кухня с обедом и винтовок кавалерийских производства 1918 года. Из обыска убитых и канцелярских дел штаба белых, которые я вам вышлю, явствует, что патрон у них по 60 на бойца»[1, с. 8].

Телеграмма Азину в Сарапул от 7 октября 1918 года: «От Северихина получена телеграмма, из которой видно, что он срочно делает приготовление к переправе на Вавож. О Г орелове сведений не имеет. Удивляется нашей депеше о связи с Гореловым. Население сдается, завалили его переговорами о признании Советской власти».

В Центральном Г осударственном архиве сохранился следующий документ о награждении орденом Боевого Красного Знамени:

«Командир батальона 3 сводного полка 2 сводной дивизии товарищ Викст за ряд отличий в боях под Казанью и под Ижевском...

В боях под Ижевском 3-му сводному полку была дана задача - связаться с гореловским полком, для чего необходимо было взять село Вавож. Позиция противника, находящаяся на правом гористом берегу глубокой реки, была почти не преступна. Подступы к ней находились под сильным огнем противника. Выполнить такую трудную задачу вызвался товарищ Викст, бывший тогда начальником пеших разведчиков. Взяв с собой только несколько товарищей, товарищ Викст, пользуясь темнотой, подполз к реке, где и оставил своих товарищей, а сам переплыл реку, захватил на неприятельском берегу лодку и возвратился обратно. Усадив в лодку своих товарищей, товарищ Викст отплыл к неприятельскому берегу. Всё это было проделано так тихо, что противник обнаружил их только тогда, когда они были на середине реки.

Открытым белыми пулеметным и ружейным огнем лодка была прострелена и стала наполняться водой, но храбрецы добрались до берега и, несмотря на убийственный пулеметный и ружейный огонь и превосходящие силы противника, как львы, бросились на окопы, выбили врага и обратили белых в паническое бегство. Связь была восстановлена» [3, с. 250].

Следы траншеи в центральной части укреплений.

Этот день вспоминает и участник восстания Макар Игнатьевич Хлыбов, бывший в то время делопроизводителем Вавожского отряда: «Наш отряд тогда держал позицию по реке Вале совместно с Ижевскими ротами и отрядами Ува-Туклиским, Большеучинским и Волипельгинским.

На 10 день этого боя красноармейцы отряда Азина перешли реку Валу на Валинской мельнице, по устроенному ими самими мосту, и тотчас же заняли деревни Уедокья, Подчулко, Яголуд, Балян, Малую Гурезь-Пудгу, Косаево и выселок Андриановский. В тот же день запылали деревни Уедокья, Малая Гу-резь-Пудга, Балян, Косаево и Андриановский, а по левую сторону Валы деревни Ломселуд, Новые-Вари и Старые Вари подожженные красноармейцами. Наши отряды с имеющимся тогда уже одним орудием, отбитым у красноармейцев под селом Агрызь и стоящим под деревней Уедокьей, спешно отступили в пределы Нылги-Жикьинской и Кыйлудской волостей».

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сказать о том, что

Иванов Д., Берёзкин А. Бой на Уедокъинском перевозе укрепления на Уедокьинском перевозе - это следы боев осени 1918 года.

Вид на следы мельничной плотины (слева) из пулеметного окопа.

После поражения ижевско-воткинских повстанцев в боях под Большой Учой возникла угроза прорыва дивизии Азина на Вавож и Нылгу, которые прикрывали Ижевск с запада. Поэтому в конце сентября на северном берегу реки Валы начинают закрепляться роты Вавожского, Нылгинского и Ува-Туклинского отрядов Народной армии. К ним примкнули отдельные группы из Большеучинской и Волипельгинской волости.

В течение двух недель боев с 27 сентября по 9 октября здесь была оборудована сплошная линия обороны на протяжении полукилометра. Линия состояла как из траншей для стрельбы с колена, так и одиночных стрелковых окопов такой же глубины. В районе укреплений отмечены ямы от укрытий, которые, возможно, имели перекрытия из брезента или бревен.

При осмотре укреплений нами было собрано на бруствере траншеи только в одном месте 8 стреляных гильз и 1 целый патрон со следом осечки, а также винтовочная пуля со следами нарезов и несколько шрапнельных пуль из свинца. Все гильзы имеют маркировку «Remington - 17», то есть выпуска 1917 года. Вблизи окопа найден фрагмент снаряда размером с ладонь.

К моменту окончания боев большинство окопов было брошено или оставлено в полуготовом состоянии. Возможно, это можно объяснить падением дисциплины в среде мятежников, которые терпели поражение по всему фронту и

самовольно оставляли позиции.

Несмотря ни на что, эти укрепления задержали наступление Красной Армии с запада и продлили сопротивление Ижевско-Воткинской армии на несколько дней.

Находки на местах боёв.

Источники и библиография

1. Рукописный фонд Уд НИИ, д. 126

2. Рукописный фонд Уд НИИ, д. 125

3. 2 армия в боях за освобождение Прикамья и Приуралья. 1918 - 1919. Документы. - Устинов: Удмуртия, 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.