УДК 580.006
Ботаническая иллюстрация в экологическом просвещении: новые возможности
традиционного искусства
Холмова Е.Ю.
Дендрологический сад им. С.Ф. Харитонова, ФГБУ «Национальный парк «Плещеево озеро» г. Переславль-Залесский Ярославская область, Россия [email protected]
Аннотация. Приведены разные формы работы эколого-просветительского направления в национальном парке «Плещеево озеро» c использованием техники "ботаническая иллюстрация», подведены итоги за последние 5 лет работы в этом направлении, обобщён опыт взаимодействия с Ассоциацией содействия Российской культуре и искусству «Творческий союз».
Ключевые слова: Национальный парк «Плещеево озеро», Дендрологический сад им. С.Ф. Харитонова, ботаническая иллюстрация, экологическое просвещение, Ассоциация содействия Российской культуре и искусству «Творческий союз», фестиваль «Правдивая экология»
Botanical illustration in environmental education: new possibilities of traditional art
Kholmova E.Y.
S.F. Kharitonov Arboretum Garden, FSBI "Pleshcheyevo Lake National Park" Pereslavl-Zalessky Yaroslavl region, Russia [email protected]
Summary. Various forms of environmental education work in the Pleshcheyevo Lake national park using the "botanical illustration" technique are presented, the results of the last 5 years of work in this direction are summed up, and the experience of interaction with the Association for the Promotion of Russian Culture and Art "Creative Union" is summarized.
Key words: Pleshcheyevo Lake National Park, S.F. Kharitonov Arboretum Garden, botanical illustration, environmental education, Association for the Promotion of Russian Culture and Art "Creative Union", festival "Truthful Ecology"
«История русской ботанической иллюстрации еще не написана» - этой символической фразой начинается замечательная статья А. К. Сытина, повествующая о научной ценности, тонкостях создания, обстоятельствах развития этого жанра, стоящего на стыке искусства и науки [1].
В эпоху географических открытий путешественники-естествоиспытатели могли подтвердить и запечатлеть полученные научные данные только с помощью рисунка, придавая значение мельчайшим деталям, которые, с развитием систематики, имели огромное научное значение.
Иллюстрации, сделанные путешественниками в дальних экспедициях, становились произведениями искусства, красота природных форм пленяла и вдохновляла художников, и, вне всякого сомнения, искусство ботанической иллюстрации, формируясь на стыке науки и искусства, и сейчас является не только источником эстетического вдохновения и проявления личности, но и учебным пособием, одним из способов познания окружающего мира.
Глобальная и поглотившая все сферы нашей жизни урбанизация все больше и больше отрывает человека от естественной среды обитания, среды, в которой человек был сформирован как биологический вид. Отрываясь от естественной среды, стремясь к бытовому комфорту, обогащению и неосознанному потреблению, человечество не только теряет духовную связь с природой, оно теряет возможность выжить, попав при тех или иных обстоятельствах в свою «бывшую» среду обитания, лишившись привычных благ цивилизации.
Ушли в прошлое времена, когда дети все лето проводили в поле, в лесу, в садах и огородах, помогая взрослым, где с детства получали информацию о различных свойствах окружающих их растений. Сейчас контакт с живой природой, а особенно с растениями сводится к покупке букета цветов в магазине или к походу в фруктово-овощной отдел супермаркета. Даже в среде педагогов и воспитателей находится немалое количество людей, которые не смогут назвать виды окружающих их деревьев, кустарников, трав. Человек воспринимает растения как зеленый фон, в лучшем случае, как часть интерьера и не задумывается о потребностях растений, не думает о роли живых растений в жизни каждого.
Работая в природоохранной организации с давними экопросветительскими традициями, мы интуитивно, в течение нескольких лет, проводя различные традиционные мероприятия, старались
обратить внимание участников наших мероприятий не только на интересные растения - интродуценты, выращенные в дендросаду, но и на ту привычную флору, которая окружает нас в повседневной жизни.
Чтобы привлечь внимание к естественной красоте и полезным свойствам растений, в традиционный конкурс «Летопись природы» в 2019 г. была введена номинация конкурс рисунков «Ботаническая иллюстрация». Уже в 2020 г. в этой номинации приняли участие не только дети из нашего города, но и учащиеся и педагоги ГПОУ ЯО Рыбинского полиграфического колледжа, МУ ДО ЯЮЦ «Радуга», г. Ярославль, ГБОУ гимназия № 32 «Гимназия Петербургской культуры Василеостровского района г. Санкт- Петербурга». Работы были представлены в разных номинациях, но именно «ботаническая иллюстрация», ставшая теперь традиционной, оказалась наиболее интересной нашим участникам.
Общаясь с педагогами детских садов, в 2020 г. в условиях всем известных обстоятельств, когда проведение экологических мероприятий в детских учреждениях сотрудниками национального парка было невозможно, мы искали новые формы взаимодействия. Так возникла идея ботанической прогулки по территории детского сада. Обследовав территорию детского сада, мы разработали «Методические рекомендации для воспитателей по проведению экскурсии по ботанической тропе» в МДОУ «Детский сад «Дюймовочка». Целесообразно было разделить методичку на две равноценные части - «Деревья и кустарники» и «Травянистые растения» Хочется подчеркнуть, что эта форма работы позволяет воспитателям не только рассказать о каких то конкретных растениях, найти интересные факты и привлечь внимание детей к обыденному, к тому, с чем они встречаются каждый день, но и приучают к ежедневным наблюдениям за окружающей средой, за изменениями, происходящими с растениями в течение всего года. Представляя растения, используемые в озеленении каждого конкретного детского сада, в совместно разработанном методическом материале мы использовали именно ботаническую иллюстрацию, поскольку цепкая детская память запечатлеет точные детали и признаки растений, а возможно в будущем пробудит интерес к дальнейшему грамотному их изучению. Мы считаем, что даже если дошкольники просто увидят, что есть такое направление в искусстве -ботаническая иллюстрация, а в науке ботанике есть такой инструмент - естественное правильное изображение растений, то можно считать, что работа проведена не зря. Повзрослев и увидев где бы то ни было ботаническую иллюстрацию, дети обязательно обратят внимание, и кто знает, возможно, это будет рождением нового художника или биолога. Также разработанный нами методический материал помогает воспитателям осуществлять принцип интеграции образовательных областей. Использовать ботаническую иллюстрацию как образец на занятиях художественно-эстетической направленности: рисовании, лепке, аппликации, конструировании из бумаги и бросового материала, что обеспечивает дошкольнику целостное восприятие окружающего мира. Результат интегрированного обучения проявляется в повышении уровня знаний, в глубине усваиваемых понятий и закономерностей. У педагогов появляется возможность показать детям мир во всем его многообразии, а это, в свою очередь, способствует не только интеллектуальному и эмоциональному развитию личности ребенка, но и формированию его творческого мышления.
Прекрасным, полезным и восхитительным стало сотрудничество с научно-образовательным Фестивалем «Правдивая экология». С идеей организации такого проекта - «Наука и экологическое образование через искусство» - решили выступить Ботанический сад Тверского госуниверситета, Ассоциация содействия Российской культуре и искусству «Творческий союз» и Ассоциация художников пленэристов. Фестиваль проходит под эгидой Международного совета ботанических садов (BGCI).
«История, литература, ботаника, экология, природопользование - работы выставок ботанического искусства являются богатым материалом для иллюстрации любого из этих общеобразовательных предметов. Включение подобного иллюстративного материала значительно упрощает усвоение информации слушателями, особенно школьного возраста. А мероприятия проекта сквозь призму природы в искусстве привлекают внимание к богатейшему литературному, культурному и историческому наследию России и, конечно, к остро стоящей на сегодняшний момент проблеме экологии» [2].
Один из этапов фестиваля «Правдивая экология» прошел в дендрологическом саду им. С.Ф. Харитонова 18 марта 2022 года. В визит-центре открылась художественная выставка ботанической иллюстрации и анималистики «Исчезающая красота России». Главными героями картин на выставке стали редкие и исчезающие виды растений и птиц нашей страны. Среди представленных художественных работ посетители увидели изображения толокнянки обыкновенной, купены многоцветковой, ириса сибирского - растений, занесённых в Красную книгу Ярославской области. Все работы были выполнены в стиле «ботаническая иллюстрация». Сам сад в это же время стал
своеобразной живописной мастерской - не смотря на холодный ветер, представители Ассоциации художников пленэристов увлечённо работали над своими произведениями. В дальнейшем сотрудничество продолжилось, ботанические иллюстрации наших новых друзей составили прекрасные выставки в библиотеке им. Малашенко г. Переславля-Залесского и в визит-центре ФГБУ «Национальный парк «Плещеево озеро».
Работа с художниками Ассоциации содействия развитию культуры и искусства «Творческий союз» плодотворна, стала традиционной и продолжается в настоящее время.
В 2023 г. выставку «Исчезающая красота России», проходившую с 5 мая по 19 сентября в разных местах: в информационном центре административного здания национального парка «Плещеево озеро», в информационном центре дендрологического сада им. С. Ф. Харитонова, в отделе природы Костромского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, в естественно-историческом отделе Ярославского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, в Доме культуры г. Переславля-Залесского, в Центральной городской библиотеке им. А. П. Малашенко посетило 41814 человек.
С 23 октября 2023 г. по 01 декабря 2023 г. жителям и гостям города Переславля-Залесского Национальным парком «Плещеево озеро» в Доме культуры г. Переславля-Залесского была представлена выставка ботанической иллюстрации «Рябчики», а в информационном центре административного здания национального парка «Плещеево озеро» и Центральной городской библиотеке им. А. П. Малашенко была представлена выставка «Эпосы народов России. Растения и животные». Эти выставки посетило 2543 человека.
С января 2024 г. в Доме культуры г. Переславля-Залесского, в информационном центре административного здания национального парка «Плещеево озеро», в информационном центре дендрологического сада им. С. Ф. Харитонова, в Доме культуры г. Переславля-Залесского открыты и работают выставки ботанической иллюстрации «Флора и фауна стран Южной Африки», «Зима -шишки и иголки». Безусловно, эти выставки тоже понравятся нашим посетителям, привлекут внимание, позволят восхититься красотой простых и привычных природных объектов.
«Как сделать экологическую сознательность привычкой и образом жизни? Как бережное отношение к Природе, к живым существам, друг к другу превратить в социальную норму общения? Экологические и природоохранные проблемы невозможно решить, работая только с последствиями. Необходимо устранять причину - экологическую безграмотность и безответственность, отсутствие осознанного потребления, недостаточное информирование по существующим экологическим проблемам»- эти вопросы, цели и задачи Фестиваля «Правдивая экология» волнуют и нас, полностью совпадают с вопросами и целями работы экологического просвещения национального парка, поэтому мы, безусловно, надеемся на дальнейшее сотрудничество.
Таким образом, привлекая заинтересованные организации и неравнодушных единомышленников, мы стараемся обратить внимание людей разных возрастных категорий на простую и чистую красоту природы, на ее хрупкость и незащищенность, на возможность традиционного и рационального ее использования, на важность существования богатой флоры вокруг нас.
Создавая дендрологический сад, заслуженный лесовод России, почетный гражданин г. Переславля-Залесского С.Ф. Харитонов и специалисты, работавшие с ним, фактически заложили основы эколого-просветительской работы в нашем городе и в созданном в последствии национальном парке. «Дендрарий - это для детей опытное поле, школьная лаборатория в натуре по биологии растений» [3] - говорил Сергей Федорович, уделяя работе со школьниками большое значение, и мы стараемся продолжать эти традиции.
Список литературы:
1. Голубева И. В. Новые подходы экологического воспитания: ботаническое искусство как основа образовательного процесса // Сборник статей VII Всероссийской конференции по экологическому образованию. Часть 1. [Электронный ресурс]. - Неправительственный экологический фонд имени В.И. Вернадского, 2021. - URL:
https://vemadsky.rU/assets/files/1/82/%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0%20%D0%A1%D0 %B 1%D0%BE%D 1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D 1%81%D 1%82%D0%B0%D 1%82%D0%B
5%D0%B9%20%D0%92%D0%9A%D0%AD%D0%9E_%D0%A7%D0%B0%D 1%81 %D 1%82%D 1%8C %201.pdf (дата обращения 13.02.2024 )
2. Сытин А.К. Особенности русской ботанической иллюстрации первой половины XVIII века» // Московский электронный ботанический журнал - URL:
http://herba.msu.ru/journalsplus/Herba/icones/sytin2.html (дата обращения 13.02.2024)
3. Харитонов С. Ф. Благотворный союз // Газета «Коммунар». 7 сентября 1982; Переславская Краеведческая Инициатива. Тема: дендросад. № 506.