Научная статья на тему 'Борис Соколов. Михаил Булгаков - политический писатель'

Борис Соколов. Михаил Булгаков - политический писатель Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
224
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Борис Соколов. Михаил Булгаков - политический писатель»

Борис Соколов

МИХАИЛ БУЛГАКОВ - ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПИСАТЕЛЬ*

Реферируется глава из книги доктора филологических наук Бориса Вадимовича Соколова о творчестве М.А. Булгакова. В письме Правительству от 28 марта 1920 г. М.А. Булгаков утверждал, что он стал сатириком и при этом является продолжателем русской культурной традиции.

Подход писателя к идеям Л. Д. Троцкого был неоднозначным. Так, Булгаков разделял «злую иронию Троцкого по отношению к дореволюционной интеллигенции» (с. 12). Однако писатель не принимал у Троцкого «классового подхода к литературе и жизни и веры в грядущее торжество и благотворное значение мировой социалистической революции» (с. 15). Своеобразная приверженность Троцкого к национальной культуре предопределила «определенную симпатию к нему со стороны Булгакова» (с. 17). С Троцким писатель полемизировал в «Мастере и Маргарите», а вот одним из прототипов сатаны в этом романе, по мнению автора реферируемой работы, был В.И. Ульянов-Ленин. Автор считает, что Ленин - прототип не только Воланда, но и некоторых второстепенных персонажей романа.

Еще в ранней сатирической булгаковской повести «Роковые яйца» образ профессора Персикова является пародией на председателя Совнаркома В.И. Ульянова-Ленина. В «Мастере и Маргарите» отражен Ленин не только в Воланде, но и в персонаже из сна

* Соколов Б.В. Михаил Булгаков - политический писатель // Соколов Б.В. Расшифрованный Булгаков: Тайны «Мастера и Маргариты». - М.: Эксмо; Яуза, 2010. - С. 9-117. 94

Михаил Булгаков - политический писатель

Никанора Ивановича Босого в главе 15, т.е. в артисте Савве Пота-повиче Куролесове, чья фамилия напоминает о последствиях для России деятельности вождя большевиков и его товарищей, которые действительно «покуролесили» (с. 33). Персонажа, имеющего своим прототипом Ленина, Борис Соколов находит и в булгаков-ской пьесе «Бег», осмысливающей Гражданскую войну с некоммунистических позиций. Это образ Парамона Ильича Корзухина (с. 38).

Одним из прототипов Воланда, по широко распространенному мнению, послужил Сталин. Известно, что исторический разговор Булгакова со Сталиным по телефону состоялся 18 апреля 1930 г., после которого писатель был зачислен на работу во МХАТ. Воланд дарует Мастеру вечный приют, а по инициативе Сталина МХАТ возобновил представления пьесы Булгакова «Дни Турбиных». В письме Сталину от 30 мая 1931 г. Булгаков спрашивал разрешения на зарубежную поездку, которого он так и не получил. Борис Соколов предполагает, что якобы Сталин испугался того, что Булгаков может стать невозвращенцем, ведь писатель хотел выехать за границу вместе с женой.

Главный герой в булгаковской пьесе «Батум» - Сталин в молодые годы. Пьеса была запрещена 14 августа 1939 г. По словам режиссера МХАТа В.Г. Сахновского, «пьеса получила наверху резко отрицательный отзыв» (с. 63). Администратор МХАТа Ф.Н. Михальский полагал, что Сталину могло не понравиться в пьесе «Батум» зачитываемое полицейское описание внешности Джугашвили (с. 67). В «закатном» булгаковском романе Сталин появляется, но не называется по имени. В одном из вариантов финала романа возникла темная точка и стала разрастаться. Это было мужественное лицо, о котором Воланд сказал, что «он правильно делает свое дело» (с. 73). Это лицо И.В. Сталина, намек на которого испугал слушателей последних глав романа 15 мая 1939 г. Литературный критик Н.С. Ангарский уверял писателя, что «это напечатать нельзя», даже прослушав булгаковское чтение всего первых трех глав романа (с. 75).

В «Мастере и Маргарите» воплощен и Николай Иванович Бухарин, т.е. превращенный в борова «нижний жилец», который наделен некоторым портретным сходством с Бухариным. В главе 21 домработница Маргариты Наташа намазала ему лысину кремом Азазелло, и он превратился в борова, на котором Наташа догнала

Борис Соколов

летевшую на щётке Маргариту. «Воланд оказывается милосерднее Сталина, не пощадившего своего прежнего любимца Бухарина» (с. 77). Борова не зарежут на кухне, а просто подержат там до окончания бала князя Тьмы. Борис Соколов считает, что при превращении «нижнего жильца» в борова Булгаков пародировал слова А.Я. Вышинского, назвавшего на процессе «право-троцкистского блока» Н.И. Бухарина «слезливой помесью свиньи и лисицы» (с. 77).

На Великом балу у сатаны в романе «Мастер и Маргарита» присутствуют два руководителя НКВД - Генрих Григорьевич Ягода и Николай Иванович Ежов. Это выскочившие из камина отравители: один из них велел своему подчиненному обрызгать ядом стены кабинета человека, разоблачений которого он очень опасался. Так Г.Г. Ягода устроил покушение на Н.И. Ежова при помощи своего секретаря П.П. Буланова. Однако впоследствии обвинили Н. И. Ежова в том, что «ртутное отравление» он сам и организовал (с. 86). Борис Соколов пишет, что эпизод с Ягодой, Булановым и Ежовым присутствует уже в булгаковском тексте, созданном в середине 1938 г. (с. 88).

В главе 12 «Черная магия и ее разоблачение» появляется председатель Акустической комиссии московских театров Аркадий Аполлонович Семплеяров, а Фагот разоблачает его любовные похождения. Главным прототипом Семплеярова был Авель Соф-ронович Енукидзе, секретарь Президиума ЦИК и председатель Правительственной комиссии по руководству Большим и Художественным театрами. В 1935 г. Енукидзе обвинен Пленумом ЦК ВКП(б) в бытовом разложении и в 1937 г. расстрелян за «измену Родине» вместе с рядом других подсудимых, среди которых был Борис Сергеевич Штейгер, уполномоченный Коллегии Нар-компроса РСФСР. Бывший барон Штейгер является прототипом убитого булгаковского барона Майгеля, которого в романе называют наушником и шпионом.

Автор реферируемой работы Борис Соколов заключает, что «Мастер и Маргарита» - «это роман не только философский и фантастический, но и остросатирический, причем сатира Булгакова носит политический характер» (с. 116).

И. Л. Галинская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.