Научная статья на тему 'Борьба земской медицины с массовыми острозаразными заболеваниями в конце XIX – начале XX вв'

Борьба земской медицины с массовыми острозаразными заболеваниями в конце XIX – начале XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
479
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / ЗЕМСТВО / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ОСТРОЗАРАЗНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / HISTORY / ZEMSTVO / HEALTH CARE / INFECTIOUS DISEASES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Глазман А. М.

На примере деятельности в Пензенской губернии в конце ХIХ – начале ХХ вв. земских медицинских учреждений по борьбе с массовыми острозаразными заболеваниями рассмотрен тезис о значимости исторического опыта для современной системы здравоохранения. В статье освещаются мероприятия по созданию противоэпидемической службы в изучаемый период, делается вывод о том, что органы местного самоуправления в сфере медицины адекватно относились к проблеме растущего уровня распространения острозаразных заболеваний среди населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Struggle of zemstvo healthcare with infectious diseases in the boundary of XIX and XX centuries

The activity of medical establishments related to struggle with infectious diseases in the boundary of XIX and XX centuries in Penza state was investigated for comprehension of significance of historical experience for modern health care system. Disclosed little known subject about measures on the development of antiinfectious service. Has been made withdrawal that local medical establishments were very considerate towards growing level of infectious diseases among the population.

Текст научной работы на тему «Борьба земской медицины с массовыми острозаразными заболеваниями в конце XIX – начале XX вв»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 27 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES

№ 27 2012

УДК 61(09) = 908

БОРЬБА ЗЕМСКОЙ МЕДИЦИНЫ С МАССОВЫМИ ОСТРОЗАРАЗНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

© А. М. ГЛАЗМАН Пензенский государственный университет, кафедра коммуникационного менеджмента email:aglazman@list.ru

Глазман А. М. - Борьба земской медицины с массовыми острозаразными заболеваниями в конце XIX - начале XX веков // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 27. С. 561-563. - На примере деятельности в Пензенской губернии в конце Х1Х - начале ХХ вв. земских медицинских учреждений по борьбе с массовыми острозаразными заболеваниями рассмотрен тезис о значимости исторического опыта для современной системы здравоохранения. В статье освещаются мероприятия по созданию противоэпидемической службы в изучаемый период, делается вывод о том, что органы местного самоуправления в сфере медицины адекватно относились к проблеме растущего уровня распространения острозаразных заболеваний среди населения.

Ключевые слова: история, земство, здравоохранение, острозаразные заболевания.

Glazman A. M. - Struggle of zemstvo healthcare with infectious diseases in the boundary of XIX and XX centuries // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V.G. Belinskogo. 2012. № 27. Р 561-563. - The activity of medical establishments related to struggle with infectious diseases in the boundary of XIX and XX centuries in Penza state was investigated for comprehension of significance of historical experience for modern health care system. Disclosed little known subject about measures on the development of antiinfectious service. Has been made withdrawal that local medical establishments were very considerate towards growing level of infectious diseases among the population.

Keywords: history, zemstvo, health care, infectious diseases.

Предметом исследования является во многом неоднозначная, но, несомненно, интересная история возникновения и развития земской противоэпидемической службы.

Российская государственность переживает сегодня период поиска новых форм государственного устройства, которые сочетали бы в себе принципы централизма и местного самоуправления для эффективного функционирования всех сфер жизнедеятельности. Одной из основополагающих задач в создании и укреплении во всех смыслах «здорового» государства является забота о здравоохранении. В условиях, когда страна выбирает путь своего национального возрождения и развития, изучение земского самоуправления в сфере медицины и здравоохранения приобретает не только историческую, но и практическую значимость. Российские политики и экономисты обращаются к западным моделям управления и нередко недооценивают исторический опыт России во всех отраслях, как на центральном, так и на местном уровне.

Основой для создания эффективной модели местного управления может стать опыт российского земства, доказавшего свою жизнеспособность. Многое из этого опыта: принципы организации и деятельно-

сти земских учреждений, создание системы медикосанитарной помощи населению - должно быть изучено и практически осмыслено с позиций возможности применения в современных условиях.

Создание в ряде губерний России к концу 1880-х годов стройной врачебно-санитарной организации на основах выборности, представительности и относительной самостоятельности внутри земских учреждений в значительной степени повлияло на политическую культуру российского общества.

Изучение земской медицины является особенно актуальным сегодня в условиях развития муниципальной модели медицины, когда государство оказалось не в состоянии обеспечить качественную бесплатную медицинскую помощь населению.

Первое постановление о мерах борьбы с эпидемиями относится к 1882 году. Собрание этого года поручило управе в случае появления эпидемии в уезде приглашать необходимый медицинский персонал, производя на это расходы из 5 % сбора на непредвиденные надобности. Однако борьба с возникавшими в разных пунктах уезда эпидемиями развивалась крайне вяло. Сознавая свою беспомощность, которую как нельзя лучше иллюстрирует один из врачей (Румян-

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Гуманитарные науки ♦ № 27 2012 г.

цев), указывающий, что «практикующиеся способы борьбы с эпидемиями сводятся лишь к медицинскому лечению, частой езде и доставлению отчетов» [5, с. 56], участковые врачи не раз выступали в 1882 году перед собраниями с предложениями, имевшими целью внести известную планомерность и систему в дело борьбы с эпидемиями. Так, исходя из правильной точки зрения, что выяснение и изучение факторов, влияющих на развитие эпидемий, должно иметь первенствующее значение в деле рациональной борьбы с последними, врачи ходатайствовали (1886 г.) об учреждении санитарной комиссии и должности санитарного врача. На них возлагались надежды в плане содействия в выработке более продуктивных противоэпидемических мероприятий.

Насколько тогда была еще не популярна идея организации земской санитарии, показывает постановление собрания сессии 1886 года, которое решительно отвергло санитарную организацию, «не усмотрев», как гласит журнал заседания, насущной необходимости и пользы от нее. Такая же участь постигла и другое предложение врачей, считавших важным своевременное оповещение о появлении первых случаев инфекционных заболеваний и рекомендовавших привлечь к надзору за состоянием здоровья населения сельских старост, возложив на них обязанность доставлять ежедневно или не менее двух раз в месяц сведения такого рода, независимо от отсутствия эпидемий.

Собрание 1886 года предложение это отклонило, мотивируя отказ «невозможностью привести его в исполнение» [3, с. 8].

Отрицательное отношение встретило и предложение врача Рамзайского участка П. С. Румянцева, склонявшегося к тому, чтобы упорядочить дело борьбы с заразными болезнями. Собрание в 1887 году, обсудив его предложение об учреждении должности постоянного фельдшера для командировок в места появления эпидемии, «невзирая на силу и характер заразных болезней» [1, с. 32], не нашло возможным осуществить этот проект по следующим мотивам: в случае появления более или менее опасных эпидемий управа специально командирует фельдшера в пораженные местности, назначение же постоянного фельдшера вызывало значительные расходы.

Однако собрание следующего года оказалось уже солидарным в этом вопросе с врачами и приняло следующее постановлении: «... в видах устранения неудобств приглашения временных фельдшеров при появлении эпидемических болезней, разрешить управе нанять одного запасного фельдшера с местопребыванием в с. Чернецовке, где гласным собрания предоставлена ему бесплатная квартира» [2, с. 12]. В свободное время фельдшер должен был заниматься оспопрививанием.

Назначение фельдшеру вышеуказанного местопребывания встало в противоречие с ходатайством участкового врача, находившего целесообразным пребывание фельдшера для командировок на врачебном пункте.

До 1904 года мы не встречаем в трудах собраний руководящих постановлений по борьбе с заразными заболеваниями. В указанном году созванное управой перед собранием совещание врачей, остановившись на вопросе о мерах борьбы с непрекращающимися в уезде эпидемиями, признало необходимым в целях своевременной изоляции острозараженных больных устройство заразных отделений при Кучкинской и Пановской больницах. Собрание согласилось с этим заключением и поручило управе разработку вопроса о строительстве «заразных» отделений к следующему очередному собранию.

Но управа в собрании 1905 года не представила проектного плана и сметы на строительство «заразных» отделений, мотивировав это тем, что «практических результатов, за неимением средств, она не предвидела» [2, с. 14]. Собрание в эту сессию подтвердило свое постановление о разработке проекта «заразных» отделений. Но из того, что собранием, со ссылкой на денежное стеснение, было отклонено несколько предложений управы (в том числе и о приглашении двух постоянных фельдшеров), выработанных на совещании с врачами, следует заключить, что управа имела основание считать постановление собрания о строительстве «заразных» отделений носящим, так сказать, символический характер.

Прошло еще шесть лет. В феврале 1910 года Управа в докладе чрезвычайному собранию о мерах борьбы с эпидемиями просила у собрания разрешения (которое и получила) «относить» все расходы, вызываемые борьбой с возникающими в уезде эпидемиями (например, на уплату временному эпидемическому фельдшерскому персоналу, приобретение необходимых медикаментов, дезинфекционных средств), на счет ассигнований на непредвиденные расходы, а не на счет случайных остатков от ассигнований на медицину [4, с. 28]. Как мы упомянули выше, такое постановление имело место еще в сессию 1882 года, но с течением времени оно потеряло свой raison d’etre, так как земство не проявляло инициативы в деле упорядочения борьбы с эпидемиями, и расходы на паллиативные мероприятия не превышали остатков от ассигнований на медицину. В 1910 году, с которым связывается определенный поворот земства в сторону реорганизации медицины в уезде на рациональных основах, избранная из среды гласных комиссия, без участия участковых врачей, отмечая дефекты существующей организации, указала и на отсутствие «заразных» отделений при больницах. Вопрос об устройстве таковых собрание, согласно заключению комиссии, передало для разработки новому земскому органу - врачебносанитарному совету. Последний тогда выдвинул на первый план вопрос о нормальной сети медицинских участков, в связи с которым поставлен был и вопрос об устройстве при существующих и проектируемых больницах «заразных» отделений.

Как видим, мероприятия земства в области борьбы с эпидемиями отличались изрядной хаотичностью. Мы не будем касаться в данной статье мер временного характера в виде открытия временных «заразных»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►>

бараков, приглашения фельдшеров на эпидемию для усиления наличного персонала и тому подобного. Эти меры, вызывая значительные расходы, распределенные соответствующим образом между уездным и губернским земствами, являлись лишь слабым паллиативом в деле борьбы с «заразными» болезнями и не оставляли, по прекращении эпидемии, никакого следа в общем строе уездной медицины. Мы останавливались только на тех мероприятиях, которые выражали попытку систематизации и упорядочения борьбы с эпидемиями, преследовали цель создания постоянно функционирующей противоэпидемической организации.

Таким образом, получается довольно безотрадная картина. С одной стороны, почти все стремления врачей ввести дело борьбы с эпидемиями в рамки определенной системы, придать ей характер постоянной организации наталкивались на индифферентность собрания, источником которого всегда являлась ограниченность финансовых ресурсов земств; с другой стороны, некоторые эпидемические мероприятия, начатые под давлением самой жизни, властно требовавшей иного отношения к этому народному бедствию, не доводились до конца и предавались забвению. Так было, например, с постановлением собрания 1888 года об учреждении должности постоянного эпидемического фельдшера. Собрание признало временную противоэпидемическую организацию неудовлетворяющей основному требованию правильной постановки борьбы с эпидемиями - быстроте действий. В развитие же постоянной организации в последующие сессии не было принято ни одного идентичного постановления.

Однако уже через некоторое время в уездах налицо был персонал временно приглашенных за счет уездного земства на эпидемию фельдшеров, который по прекращении эпидемии не распускался, а по ходатайству участковых врачей, из года в год возобновляемому, оставался на врачебных пунктах.

Пребывание фельдшерского эпидемического персонала на службе круглый год свидетельствует о признании земцами важной роли противоэпидемической организации не только во время развившейся эпидемии, но и в периоды относительного затишья, для наблюдения за спорадическими случаями и предупреждения развития их в грозную эпидемию.

Таким образом, оставался лишь шаг к легализации земским собранием существующей de facto постоянной противоэпидемической организации, которая является одним из элементов правильно организованной кампании против эпидемии. Дальнейшие же шаги должны были быть строго сообразованы с заранее обдуманным и разработанным в деталях общим планом противоэпидемических мероприятий.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Врачебно-санитарная хроника Пензенской губернии. Пенза, 1913.

2. Врачебно-санитарная хроника Пензенской губернии. Пенза, 1914.

3. Врачебно-санитарная хроника Пензенской губернии. Пенза, 1915.

4. Врачебно-санитарная хроника Пензенской губернии. Пенза, 1916.

5. Гаврилов Т. Е. Обзор деятельности земских лечебных учреждений Пензенской губернии за 1896 год. Пенза, 1897. 56 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.