БОРЬБА ЗА ЦИФРОВОЙ СУВЕРЕНИТЕТ В УСЛОВИЯХ УСИЛЕНИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ ГИПЕРКОНКУРЕНЦИИ И ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ ФРАГМЕНТАЦИИ
Аннотация. В статье обосновывается новая концепция борьбы за цифровой национальный суверенитет в условиях усиления глобального системного кризиса, трансформации мировой экономики, геополитической фрагментации и усиления инновационно-цифровой гиперконкуренции. Дана характеристика глобальных гиперконкурентных компаний-лидеров. В рамках теории управляемого хаоса (управления в хаосе) раскрыта роль глобальных хаос-менеджеров в управлении процессами цифровой трансформации национальных и мировой социально-экономических систем. Сделан вывод о том, что в современном обществе сохранение национального и цифрового суверенитета - это борьба с этро-пийным хаос-менеджментом, борьба за интеллектуально-идеологический суверенитет, борьба за суверенитет принятия ключевых решений, связанных с программированием и управлением поведением отдельных людей, компаний, стран и человеческого общества.
Ключевые слова. Цифровой суверенитет, гиперконкуренция, искусственный интеллект, цифровой двойник, алгоритмические войны, информационная безопасность.
Dyatlov S.A.
THE STRUGGLE FOR DIGITAL SOVEREIGNTY IN THE CONTEXT OF INCREASING GLOBAL HYPERCOMPETITION AND GEOPOLITICAL FRAGMENTATION
Abstract. The article substantiates a new concept of the struggle for digital national sovereignty in the context of the strengthening of the global systemic crisis, the transformation of the world economy, geopolitical fragmentation, and the strengthening of innovation and digital hyper competition. The characteristics of global hypercompetitive leading companies are given. Within the framework of the theory of controlled chaos (management in chaos), the role of global chaos managers in managing the processes of digital transformation of national and global socio-economic systems is revealed. It is concluded that in modern society, the preservation of national and digital sovereignty is a struggle against entropic chaos management, a struggle for intellectual and ideological sovereignty, a struggle for the sovereignty of key decision-making, programming and behavior management of individuals, companies, countries and human society.
Keywords. Digital sovereignty, hyper competition, artificial intelligence, digital twin, algorithmic warfare, information security.
Введение
Данная статья написана на основе экспертного заключения, подготовленного автором по итогам сессии «Борьба за цифровой суверенитет. Как сохранить единое информационное пространство?» ПМЭФ-2021
ГРНТИ 06.81.23 EDN HJQZDS © Дятлов С.А., 2022
Сергей Алексеевич Дятлов - доктор экономических наук, профессор кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова д. 30-32 (Russia, St. Petersburg, Griboedov canal emb., 30-32). E-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 13.06.2022.
(см.: https://roscongress.org/sessions/spief-2021-borba-za-tsifrovoy-suverenitet-kak-sokhranit-edinoe-informatsionnoe-prostranstvo/about/#). Особенности современного этапа развития общества характеризуются нарастанием глобального системного кризиса, геоэкономической фрагментацией всей мировой экономики, глубинной цифровой трансформацией структур и институтов управления, а также формированием новейшей гиперконкурентной, нейро-сетевой (соционейроморфной) экономики.
Передовые, наиболее развитые страны начали постепенный переход к когнитивной нейро-сетевой экономике, основанной на соционейроморфной платформе «Нейронет», которая глубинно трансформирует отношения между людьми на всех уровнях и во всех сферах экономики и общества. Тотальная цифровая трансформация становится главным трендом развития ведущих стран мира. Так, в опубликованном в феврале 2020 года документе «White Paper on Artificial Intelligence» («Белая книга по искусственному интеллекту») сформулирована стратегия развития Европейского Союза, базовым элементом которой является комплексная цифровая трансформация на основе широкого использования искусственного интеллекта, которая должна стать движущей силой всей европейской экономики [11].
Сегодня стал господствующим совершенно новый вид конкуренции - глобальной инновационно-цифровой гиперконкуренции. Передовые нейро-сетевые технологии, основанные на нейронных сетях и сильном искусственном интеллекте, призваны обеспечить победу в усиливающейся глобальной гиперконкурентной борьбе на всех уровнях и во всех сферах. Глобальными лидерами становятся цифровые гиперконкуренты (digital hypercompetitor), к которым можно отнести крупнейшие транснациональные цифровые компании (например, Google, Microsoft, Amazon, IBM, Apple, Intel, Samsung и др.). Обычно к ним относят глобальные цифровые платформы (ФАГМА - пять глобальных цифровых компаний лидеров США, а также крупнейшие цифровые компании Китая, Кореи, Японии и Евросоюза).
Материалы и методы
В условиях роста глобальной нестабильности, геополитической фрагментации и санкционных войн возникает необходимость разработки новых инновационно-цифровых методов координации, регулирования и управления, основанных на использовании нейро-сетей и экосистем сильного искусственного интеллекта (AI), который трансформирует всю систему институтов современного цифрового общества. Идет трансформация традиционных управленческих структур и активное формирование новых наднациональных и национальных институтов управления, которые начинают все больше контролировать и трансформировать управленческие правительственные структуры и общественные институты отдельных стран, региональных блоков и мировой экономики в целом.
Глобальные цифровые гиперконкурентные компании-лидеры в значительной мере формируют глобальное информационное пространство, контролируют и управляют цифровыми процессами в мировом сообществе. При этом стремительный рост объемов информации, больших данных в мире приводит в странах - цифровых аутсайдерах к потере контроля над национальными общественными процессами в реальном и виртуальном пространствах. При этом важнейшая цель острой гиперконкурентной и санк-ционной войны заключается в обеспечении гиперконкурентного доминирования стран - цифровых лидеров над остальными странами (странами - цифровыми аутсайдерами).
В цифровом обществе глобальная инновационно-цифровая гиперконкуренция является инструментом геополитической и интеллектуально-идеологической борьбы за национальный, прежде всего -цифровой, суверенитет. Поэтому в цифровом обществе борьба за национальный суверенитет, включая суверенитет военно-политический, экономический, научно-образовательный, медийный, культурный, мировоззренческий и идеологический, имеет информационную природу и выражается, прежде всего, в борьбе за цифровой суверенитет в реальном и виртуальном пространстве. Результаты и обсуждение
В современном цифровом обществе цифровой суверенитет - это, прежде всего, суверенитет принятия решений. Поэтому с помощью глобальных цифровых платформ (цифровых гиперконкурентных компаний) могут подвергаться коррекции и трансформации социально -экономические отношения и принятие решений на уровне отдельных правительств, государств, регионов и межгосударственных союзов во всех сферах общественной жизни. Глобальные гиперконкурентные цифровые лидеры извлекают информационную ренту, перераспределяя мировые ресурсы и мировой валовой доход в свою пользу. В последние годы инновационно-цифровой и статусно-управленческий разрыв между странами-глобальными лидерами и странами периферийного мира стремительно
нарастает. Страны-аутсайдеры теряют в значительной мере свой цифровой и вслед за ним - военный и национальный суверенитет.
В формирующейся цифровой нейро-сетевой экономике у разнообразных продуктов, технологий, устройств и людей появятся цифровые двойники (цифровые копии человека). Так, сетевой аналитик Р. Эндерле сделал заявление о том, что скоро в мире появятся первые версии мыслящих цифровых двойников людей из разных стран мира, которых компании будут принимать на работу вместо живых людей [8]. Предполагается, что в перспективе у каждого человека будет его цифровой двойник. Так, в Московском государственном техническом университет (МГТУ) им. М.В. Баумана создан первый в мире суперкомпьютер «Тераграф», с помощью которого можно создавать цифровые двойники людей и проводить на них эксперименты. По мнению разработчиков, данный суперкомпьютер будет использоваться для расчета угроз безопасности государства [1].
Представители трансгуманизма утверждают, что через некоторое время можно будет добиться создания цифровой копии человека и переноса оцифрованного мозга человека в цифровую копию. В результате этого можно достигнуть цифрового «бессмертия». Физическая оболочка будет уходить, конечно, но цифровая копия станет «вечной», и ее можно будет «переписывать» в новое физическое тело. Предположение о возможности полной загрузки сознания в компьютерную среду высказывал Р. Курцвейл из Google, оценивший время создания требующихся для решения данной задачи технологий в 30 лет [9].
Высказывается и пропагандируется точка зрения, в соответствит с которой «цифровой двойник» будет создаваться одновременно с рождением человека. С этого момента информация о нем будет накапливаться в государственных базах данных. С помощью «цифрового двойника» отдельным людям, коллективам, предприятиям, городам и регионам предстоит взаимодействовать с сетевым государством (электронно-сетевым правительством). Функции государства, возможно, по отношению к гражданам будут изменяться за счет появления наряду с управляющей и регулирующей функциями, сервисно-сетевой функции [7].
Представители данного направления считают, что каждому человеку будет строиться цифровой профиль в облаке, который постоянно пополняется, и вырабатывается система мер по управлению им, его поведение и принимаемыми решениями. Происходит формирование и развитие рынка предсказаний и управления человеческим поведением - предсказательная и программируемая аналитика - возможность по цифровому профилю человека предсказывать его поведение, а также с помощью инвазий-ных или полевых дистанционных соционейроморфных интерфейсов программировать и управлять поведением отдельных людей, групп, общностей и человеческого общества в целом.
Теоретическим концептом и механизмом реализации гиперконкурентных преимуществ стран-лидеров является теория управляемого хаоса (управления в хаосе), одним из разработчиков которой является С. Манн. Он делает акцент на необходимости «усиления эксплуатации критичности» и «создании хаоса» как инструментах обеспечения национальных интересов США [10]. На наш взгляд, хаос - это всегда информационно обусловленный, программируемый и управляемый процесс. Создание хаоса и управление в хаосе являются важнейшими элементами механизма ведения современной глобальной гиперконкурентной борьбы [3].
У любого социально-экономического процесса есть свои субъекты управления и функциональной реализации, имеющие сложную иерархически субординированную структурно-функциональную организацию. Условия (программы, сценарии и ресурсное обеспечение) возникновения и развития управляемого (программируемого) хаоса в той или иной стране и регионе создают глобальные хаос-менеджеры, а реализуют - функциональные энтропийные макро-менеджеры национальных элит.
Важнейшим принципом теории управляемого хаоса (управления в хаосе), разрабатываемым глобальными хаос-менеджерами, является разрушение субъектности национального этноса, предполагающее потерю национальными функциональными менеджерами управляемости и контроля над социально-экономическими и военно-политическими процессами внутри страны, которым присущи энтропийное мышление и энтропийная логика принятия управленческих решений [4, с. 159]. Реальной альтернативой навязанной России в последние десятилетия концепции энтропийного хаос-менеджмента является разрабатываемая информационно-синергийная парадигма и концепция управления и принятия решений, а также победы в усиливающейся глобальной гиперконкурентной борьбе.
Цифровая эпоха - это эпоха цифровых алгоритмических войн (санкционных войн), осуществляемых на основе использования гибридного сильного искусственного интеллекта с развитой интегра-тивно-распределенной системой соционейроморфных интерфейсов. Помощник по закупкам министра ВВС США У. Ропер в январе 2021 года заявил о том, что в мир вступил в эпоху алгоритмической войны. В публикации, размещенной на страницах издания «Popular Mechanics», он отметил, что оружием в этой войне стали «коммерческие технологии и стартапы». Современные технологии уже прочно вошли во все сферы жизни. Сегодня алгоритмическая война рассматривается как новое поле битвы, а системы искусственного интеллекта - это новое оружие в XXI веке [6].
В апреле 2020 года Комиссия национальной безопасности по искусственному интеллекту при Конгрессе США рекомендовала увеличить расходы на разработку искусственного интеллекта и методов ведения алгоритмической войны в 2022 году до 4 млрд долларов. Бывший и.о. министра обороны США П. Шэнахэн заявлял о том, что Пентагону нужно использовать AI на всех уровнях вооружённых сил. Бывший замминистра обороны США Б. Ворк заявил, что в будущем «алгоритмическая война, основанная на AI, даст нам самое большое военное конкурентное преимущество». Алгоритмическую войну включили в проект отчета Совета национальной безопасности США по искусственному интеллекту, в котором отмечено, что наличие развитого искусственного интеллекта определит «будущее могущество США» [5].
В основе кибервойск, геополитических и финансовых институтов, созданных в ведущих странах мира (Великобритания, Китай, Россия, США и др.) лежит использование систем сильного искусственного интеллекта [2]. Можно сделать вывод о том, что в современном цифровом обществе борьба за цифровой суверенитет - это борьба за интеллектуально-идеологический суверенитет, борьба за суверенитет принятия ключевых решений, включающий программирование и управление поведением отдельных людей, компаний, стран, макрорегионов и человеческого общества в целом. Заключение
В свете вышеизложенного логично поставить вопрос о цифровом программировании и управлении на основе использования сильного искусственного интеллекта геополитическими процессами, т.е. в определенном смысле - о программировании и управлении будущим состоянием отдельных людей, компаний, стран, регионов и всего человечества. Следует сделать логичный вывод о том, что в современном обществе сохранение национального и цифрового суверенитета - это борьба с энтропийной логикой принятия управленческих решений, этропийным хаос-менеджментом, борьба за интеллектуально-идеологический суверенитет, борьба за суверенитет принятия ключевых решений, против программирования и управления поведением отдельных людей, компаний, стран и человеческого общества в целом.
Борьба за суверенитет России - это борьба за будущее России, как могучего, самостоятельного, независимого государства. Сегодня, в эпоху усиления глобального системного кризиса мировой экономики, геоэкономической фрагментации, инновационной гиперконкуренции и ведения алгоритмических и санкционных войн, для России важнейшее значение приобретает разработка концепции обеспечения комплексной безопасности развития российского общества в XXI веке, включая обеспечение цифрового суверенитета личности, общества и государства. Необходимо преодолеть энтропийное мышление и энтропийную логику принятия управленческих решений национальных элит (энтропийных национальных макро-менеджеров).
Перед мировым и российским научным сообществом в настоящее время поставлен вопрос о поиске и формулировании новой научной парадигмы устойчивого общественного развития, адекватно отражающей противоречивые реалии и вызовы сегодняшнего дня и формирующиеся закономерности наступающей нейро-цифровой эпохи. Перспективы такого поиска с наибольшей полнотой открываются в направлении интегрирования различных разделов частных наук и их специфических методов в новую интегрированную научную дисциплину - теорию гиперконкурентой нейро-сетевой экономики с присущими ей синергийными (антиэнтропийными) методами принятия управленческих решений.
Для России нужна новая информационно-синергийная парадигма и концепция управления и победы в условиях усиления глобальной гиперконкурентной борьбы алгоритмических (санкционных) войн. Сегодня цифровой государственный суверенитет - это не только суверенитет в сфере информации и информационных технологий, но и практически во всех областях общественной жизни (геополитической, военной, технологической, финансово-экономической, культурной, медиа, научно-образовательной,
экологической, медицинской, идеологической и мировоззренческой). Поэтому борьба за цифровой суверенитет, включая суверенитет мировоззрения, идеологии, мышления, посредством обеспечения информационных принципов комплексной безопасности - это борьба за независимость, самостоятельность и безопасность личности, семьи, бизнеса, общества и государства в условиях перехода к цифровой нейро-сетевой эпохе, которая сопровождается беспрецедентным нарастанием противоречий в условиях усиления глобальной гиперконкуренции и кризисных явлений в российской и мировой экономике.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Джабборов Д. В России создан суперкомпьютер для цифрового клонирования людей и городов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gazeta.ru/tech/news/2022/06/03/17861138.shtml (дата обращения 10.06.2022).
2. Дятлов С.А. Сингулярность цифровой нейро-сетевой экономики: монография. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2021. 178 с.
3. Дятлов С.А. Теоретические подходы к разработке концепции управления ажиотажными процессами в условиях глобальной гиперконкуренции // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2021. № 4 (130). C. 27-34.
4. Дятлов С.А. Энтропийная экономика: методология исследования глобального кризиса. М.: Инфра-М, 2017. 350 с.
5. Задорников Д. Что такое алгоритмическая война, объявленная в США. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.osnmedia.ru/world/chto-takoe-algoritmicheskaya-vojna-obyavlennaya-v-ssha/?utm_source=yxnews&utm_ medium=desktop (дата обращения 15.04.2021).
6. Зотов С. Власти США заявили о начале алгоритмической войны. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://shraibikus.com/1109397-568521109397.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения 15.04.2021).
7. Как аналитика и ИИ меняют будущее: 8 трендов на 2021 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ai.cnews.ru/articles/2021-01-31_kak_analitika_i_iskusstvennyj_intellekt (дата обращения 10.06.2021).
8. Романов В. Предсказано скорое появление цифровых двойников людей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gazeta.ru/tech/news/2022/06/13/17923160.shtml (дата обращения 13.06.2022).
9. KurzweilR. The Singularity Is Near. N.Y.: Viking, 2005.
10. Mann S.R. Chaos Theory in Strategic Thought // Parameters. US Army War College Quarterly. 1992. Vol. XXII. Р. 54-68.
11. EU unveils wide-ranging digital strategy with global implications for Apple & other big tech. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://appleinsider.com/articles/20/02/19/eu-unveils-wide-ranging-digital-strategy-with-global-implications-for-apple-other-big-tech (дата обращения 18.10.2021).