Дятлов С. А.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ АЖИОТАЖНЫМИ ПРОЦЕССАМИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ГИПЕРКОНКУРЕНЦИИ
Аннотация. В статье систематизированы научные взгляды российских и зарубежных ученых на ряд проблем, связанных с анализом условий и закономерностей цифровой трансформации социально-экономических систем. Рассмотрены основные элементы модели «цикл хайпа». Обоснован междисциплинарный подход к исследованию сущности сетевых ажиотажных социально-политических процессов в условиях усиления глобальной инновационно-цифровой гиперконкуренции. Введены в научный оборот новые понятия, раскрывающие сущность ажиотажно-энтропийных процессов. Раскрыты основные положения авторской концепции энтропийно-синергичного подхода к анализу институтов регулирования ажиотажных процессов в условиях роста хаоса и усиления глобальной гиперконкуренции.
Ключевые слова. Сетевые ажиотажные процессы, циклы Гартнера, гиперконкуренция, цифровая конвергенция, конвергентные институты управления.
Dyatlov S.A.
THEORETICAL APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF THE CONCEPT OF MANAGING HYPE PROCESSES IN THE CONTEXT OF GLOBAL HYPERCOMPETITION
Abstract. The article systematizes the scientific views of Russian and foreign scientists on several problems related to the analysis of the conditions and patterns of digital transformation of socio-economic systems. The main elements of the "hype cycle" model are considered, an interdisciplinary approach to the study of the essence of network hype socio-political processes in the conditions of increasing global innovation and digital hypercompetition is justified. New concepts that reveal the essence of hype-entropy processes have been introduced into scientific circulation. The main provisions of the author's concept of the entropy-synergy approach are disclosed to analyze the institutions of regulating hype processes in the conditions of growing chaos and increasing global hypercompetition.
Keywords. Network hype processes, Gartner cycles, hypercompetition, digital convergence, convergent management institutions.
Введение
Современный этап развития мировой, национальных и региональных общественных систем характеризуется их глубинной цифровой трансформацией. Идет динамичное формирование технологической инфраструктуры глобальной сети нового поколения Нейронет, важнейшими элементами которой являются: системы сбора и обработки больших данных (Big Data), Интернет вещей, полифункциональные облачные сервисы, квантовые компьютеры и квантовые вычисления, нано-биотехнологии, социо-
ГРНТИ 06.01.11 © Дятлов С. А., 2021
Сергей Алексеевич Дятлов - доктор экономических наук, профессор кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 (812) 310-47-60. Е-mail: oetdsa@yandex.ru. Статья поступила в редакцию 01.07.2021.
нейроморфные интерфейсы, нейро-сетевая конвергенция. В условиях наступления цифровой эпохи становится господствующим новый вид конкуренции - глобальной инновационно-цифровой гиперконкуренции. Передовые цифровые, нейро-сетевые технологии призваны обеспечить победу в усиливающейся глобальной гиперконкурентной борьбе.
Глобальная инновационно-цифровая гиперконкуренция (hypercompetition) представляет собой динамичный, тотальный процесс глобального инновационно-цифрового соперничества между крупнейшими гиперконкурентными цифровыми компаниями-лидерами, представляющими развитые страны мира (например, Amazon, Google, Microsoft, IBM, Apple, Intel, Alibaba, Samsung и др.) и другими компаниями (странами) аутсайдерами. Важнейшей функцией цифровых глобальных лидеров (цифровых ИТ-агрегаторов) является их способность созидательно разрушать (программированно трансформировать) мировые, национальные и региональные рынки, институты и сообщества [3]. Глобальные цифровые компании за счет опережающих инноваций разрабатывают новые технологии, товары и сервисы, продвигают и реализуют их на традиционных и виртуально-сетевых рынках, захватывая и расширяя на них соответствующие рыночные, маркетинговые, статусные и идеологические ниши.
Сегодня мир вступил в эпоху цифровых алгоритмических войн, осуществляемых на основе нейронных сетей с самообучающимся гибридным искусственным интеллектом. Оружием в этой войне стали передовые цифровые технологии и стартапы, прежде всего в области квантовых вычислений, био-нанотехнологий, безкремниевых чипов, гибридного нейро-сетевого искусственного интеллекта. Интегрированные экосистемы искусственного интеллекта и нейронных сетей, которые посредством глобальной сети нового поколения Нейронет позволяют оперативно осуществлять сбор, обработку, анализ больших данных о потребителях, конкурентах, конъюнктуре рынка, общественно -политических и рыночных шоках, ажиотажных социально-экономических процессах, а также осуществлять информационное манипулирование ими.
При этом возникает возможность корректировать, манипулировать и управлять (направлять в нужном направлении) поведением не только отдельных людей и групп людей (их воззрениями, предпочтениями, потребностями и интересами), но компаний, крупных социальных сообществ, регионов и стран. С помощью цифровых гиперконкурентных компаний формируются глобальные (наднациональные) центры управления, которые начинают все больше контролировать и трансформировать управленческие правительственные структуры и общественные институты отдельных стран, региональных блоков и мировой экономики в целом.
Для современного общества характерно многократное увеличение объемов, скорости, интенсивности подачи информации, больших данных и резкое ускорение динамики протекания общественно-политических и финансово-экономических процессов. Внезапно возникающие (зачастую программируемые) политические, экологические, техногенные и финансово-экономические события и их новостная интерпретация в традиционных и электронных СМИ с помощью глобальных социальных интернет-сетей могут привести к дестабилизации общественно-политической и финансово-экономической жизни.
Для современной цифровой экономики характерно многократное увеличение объемов информации, больших данных и ускорение динамики протекания общественно-политических и финансово-экономических процессов. Определенные политические, экологические, техногенные и финансово-экономические новостные события с помощью глобальных социальных интернет-сетей могут вызвать лавинообразный, ажиотажный интерес к ним и привести к дестабилизации общественно-политической и финансово-экономической жизни. Это можно назвать информационным ажиотажным взрывом. Под влиянием возникшего ажиотажа в короткий срок могут внезапно измениться экономическая конъюнктура, возникнуть кризисные явления, вырасти риски и резко измениться поведение международных, институциональных, частных структур и населения целых регионов и стран.
В современном цифровом обществе имеет место информационный взрыв, обусловленный повышением объемов и интенсивности общественных связей в глобальных сетях и взрывным ростом потоков больших данных, необходимостью их сбора, хранения, обработки и использования для принятия управленческих решений. В отдельных странах, регионах и во всем мире набирают силу информационный хаос и информационная энтропия, сопровождающиеся значительным ростом сетевых ажиотажных процессов и сетевых ажиотажных поведенческих аномалий в экономике и общественно-
политической жизни. Сегодня выросли риски, неуправляемость, неустойчивость национальных и мировой общественных и экономических систем.
Лауреат Нобелевской премии по экономике П. Кругман четко и лаконично сформулировал главную редкость трансформационного этапа перехода от индустриально-рыночной к цифровой парадигме общественного развития: «Истинная редкость в мире - это не ресурсы..., а понимание происходящего» [5]. Данная статья посвящена обоснованию авторского концептуального подхода к пониманию происходящего в условиях взрывного роста ажиотажно-энтропийных социально-экономических процессов и усиления глобальной инновационно-цифровой гиперконкуренции.
Обзор публикаций по проблеме
Следует отметить, что в научной мировой и российской литературе недостаточно разработаны теоретические и методологические подходы к исследованию хаотических, стохастических социально-политических процессов в условиях цифровой трансформации и усиления глобальной гиперконкуренции. Отсутствуют общепринятые методологические подходы к исследованию ажиотажных процессов в гиперконкурентной цифровой экономике. Целинное поле для исследований представляет разработка концепции формирования цифровых институтов управления сетевыми конвергентными процессами (сближения, взаимовлияния, взаимопроникновения) граждан, государственных, формальных и неформальных институтов в достижении конструктивных, созидательных социально-политических целей при одновременном противодействии негативным ажиотажным сетевым поведенческим аномалиям. Особую актуальность приобретает разработка концепции формирования гибридных институтов (государственных, рыночных, общественных, сетевых) регулирования и управления ажиотажными общественно-политическими процессами и снижения негативных эффектов от ажиотажных флуктуаций в экономике и обществе.
Научные исследования цифровой трансформации общественно-политических систем рассматривают широкий спектр проблем, прежде всего, возможностей, порождаемых цифровизацией, среди которых выделяются реализация прав граждан на доступность, транспарентность информации, на сетевое обсуждение востребованных обществом направлений развития социально-политических процессов, возможность участия в принятии решений при выборе указанных направлений, получения государственных услуг в электронном дистанционном формате [1, 11]. Ряд исследователей уделяет большое внимание анализу цифровых преобразований и цифровой конвергенции [9, 13, 16], включая проблемы роста информационного воздействия и влияния на поведение населения, появления ажиотажных циклов и аномалий в поведении граждан и структур гражданского общества.
Ряд исследователей отмечает возникновение новых вызовов, угроз, опасностей, аномалий и ажиотажных деструктивных социальных процессов [6, 9, 15], особенно с появлением возможности монетизации массового распространения непроверенной (фейковой) информации в социальных сетях. По мере выхода каждой инновации на рынок проявляются негативные воздействия (например, информационные вбросы недобросовестных конкурентов), которые вызывают снижение интереса потребителей к продукту [14].
Исследованию методов и моделей сетевого воздействия и манипулирования сознанием социальных групп и отдельных категорий посвящены труды ряда исследователей [2, 10]. Началась разработка математических моделей для количественной оценки такого влияния. В основе таких моделей лежат закономерности распространения информации по принципам диффузионного влияния обладателей информации на последователей, устанавливающие пропорциональность темпа распространения и влияния информации пропорционально числу носителей информации. Такой процесс характерен для пандемии вирусных заболеваний, являющихся по сути аналогом вирусной информации, причем, как позитивного характера, так и деструктивного характера, не отвечающего интересам общественного развития, населения регионов и целых стран. В последнее время появились исследования отечественных ученых, посвященных анализу проблем динамики цифровых инноваций и сложных ажиотажных социально-политических процессов [7].
Следует отметить также исследования в российской научной литературе, посвященные анализу деструктивных социально-экономических процессов на основе энтропийно-синергийного подхода [4].
Результаты и обсуждение
Позитивное исследование ажиотажных социально-экономических процессов и управление данными процессами также базируется на теории управляемого хаоса. Большой вклад в разработку теории
управляемого хаоса внес Стивен Манн [19]. Он делает акцент на необходимости «усиления эксплуатации критичности» и «создании хаоса» как инструментах обеспечения национальных интересов США. В рамках развиваемой нами концепции хаос - это всегда информационно обусловленный, программируемый и управляемый процесс, результат определенного целенаправленного воздействия определенных субъектов - хаос-менеджеров.
У хаоса есть свои субъекты управления - так называемые кризисные хаос-менеджеры (энтропийные менеджеры). В основу организации управляемого хаоса положена перестройка массового сознания, мышления и логики принятия решений и, по сути, конструирование глобальными хаос-менеджерами системных кризисов посредством создания в атакуемой системе «критически слабых мест», «болевых точек» с целью создания хаоса в подвергаемой деструктивному воздействию системе. Такие целенаправленные энтропийные воздействия хаос-менеджмента на систему ведут к ее дезорганизации, росту в ней хаоса и энтропии. Затем с помощью запрограммированных ресурсных воздействий на систему формируют в ней новые параметры порядка и задают новую траекторию развития, которая отвечает интересам глобальных хаос-менеджеров.
В связи с этим логично ввести понятие «ажиотажный хаос». Применительно к решению проблемы управления логично ввести понятия «управление в хаосе» с помощью инициирования, поддержания и управления ажиотажными общественно-политическими процессами, которые являются важнейшим элементом механизма ведения гиперконкурентной борьбы. В 1996 г. в издательстве Мичиганского университета (США) была опубликована коллективная монография «Теория хаоса в социальных науках: основы и применения» Главы этой монографии были сгруппированных в четыре раздела: хаотическая динамика в данных социальных наук; теория хаоса и политическая наука; теория хаоса и экономика; приложения в социальных науках и управлении социальными системами [12].
Ключевой методологией исследования ажиотажных процессов является модель ажиотажных циклов, которую разработали и предложили специалисты компании «Gartner». В 1995 году Gartner ввела в употребление понятие «Цикл хайпа» (Hype Cycle). Данный термин можно также перевести, как цикл ажиотажа, цикл общественного интереса и признания. Модель «Цикл зрелости технологий (Gartner Hype Cycle)» была предложена компанией Gartner для анализа и прогнозирования тенденций появления и развития новых технологий. В рамках этой модели определяется то, насколько перспективной является та или иная технология на основании степени интереса (ажиотажного или незначительного интереса) к ней со стороны специалистов, общества и рынка.
Кривая Гартнера имеет пять участков, соответствующих пяти фазам ажиотажного цикла. Выделяют следующие этапы ажиотажного цикла (от рождения новой технологии до стабильного коммерческого внедрения и выхода на рыночное плато):
1) technology trigger - зарождение технологии и первые публикации о ней;
2) peak of inflated expectation - возникает общественный интерес-ажиотаж к новой технологии, благодаря новизне, технология становится популярной и вызывает бурные обсуждения в обществе;
3) trough of disillusionment - выявляются недостатки технологии, в обществе отмечается разочарование технологией, связанное с несоответствием ожиданиям;
4) slope of enlightenment - поиск эффективных решений проблем новой технологии, устраняются недостатки, интерес к технологии возвращается, появляются ее первые коммерческие внедрения на рынке и появляется стабильная аудитория пользователей данной технологии;
5) plateau of productivity - плато производительности, наступление зрелости технологии, технология переходит из разряда новой в обыденную, бизнес и общество воспринимает технологию как данность, осознавая её реальные преимущества и недостатки [17].
На основе выводов этой модели специалистами и управленческими структурами принимаются решения об использовании конкретной технологии в той или иной сфере общественно-политической жизни, при принятии бизнесом решений по инвестированию в ее поддержку и выводу на рынок. Компания Gartner ежегодно готовит и публикует доклады «Цикл ажиотажа» (Hype Cycle). Серия ежегодных докладов «Цикл ажиотажа фирмы Gartner для нарождающихся технологий» (Gartner's Hype Cycle for Emerging Technologies) [18] включает оценку на период до 10 лет современных инновационных технологий, которые, пройдя этапы ажиотажного цикла, либо устаревают, либо имеют соответствующий потенциал роста, а также преобразуют способы ведения организациями бизнес-деятельности.
Например, в одном из прошлых отчетов компании Gartner был дан анализ нескольких десятков разнообразных инновационных технологий (большие данные, облачные вычисления, роботы, системы трёхмерной биопечати, программное обеспечение «software-defined anything» и др.). В данном отчете Gartner был сделан вывод о том, что технологии «большие данные» и «облачные вычисления» официально прошли этап «пика завышенных ожиданий» и входят в фазу ажиотажного цикла «этап разочарования», так как эти технологии стали общеизвестными и большинство новых достижений носят характер доработок и добавок, а не революционных сдвигов.
В отчете Gartner в 2020 года выделено пять основных перспективных технологий до 2030 года:
• композитная архитектура предприятия - призвана обеспечить модульный принцип бизнес-процессов, делает бизнес-модели более гибкими и эффективными за счет постоянного развития инноваций и адаптивных изменений, что позволяет быстро перестраиваться в кризисный период;
• доверие алгоритмам - модель цифрового доверия, в которой инновационные технологии и математические алгоритмы обеспечивают сбор, анализ, хранение и безопасность больших данных о вещах, процессах и людях;
• созидательный искусственный интеллект - искусственный интеллект, который основан на нейронных сетях и который быстро оценивает и учитывает текущее изменение условий, оперативно на них реагирует и предлагает эффективное решение возникших задач;
• цифровой двойник - цифровая модель технологии, процесса, объекта, оборудования, компании, сотрудника, позволяющая анализировать и прогнозировать их текущее и будущее состояние и поведение;
• нано-чипы без кремния - безкремниевые многофункциональные ДНК-наночипы, которые представляют собой встраиваемые в ДНК организма синтетические наночипы.
Следует отметить, что в настоящее время наиболее передовыми инновационными технологиями, которые входят в повышательную фазу ажиотажного цикла, являются технологии квантовых вычислений, гибридный искусственный интеллект с соционейроморфным интерфесом. Перспективным направлением исследований является обоснование в рамках междисциплинарного направления информационного энропийно-синергийного подхода к исследованию закономерностей, факторов и особенностей цифровой трансформации российской общественно-политической системы и управления сетевыми ажиотажными социально-политическими процессами в обществе. Важное научно-теоретическое и практическое значение имеет определение новой роли и новых функций цифровых конвергентных институтов управления ажиотажными социально-политическими процессами в экономике и обществе.
Большую теоретическую значимость имеет обоснование необходимости конвергенции и гибкого сочетания традиционных административно-плановых, рыночных и новых цифровых, нейро-сетевых методов и инструментов, призванных обеспечить повышение эффективности традиционных и новых институтов регулирования и управляемое, корректируемое достижение устойчивого развития и социально-политической стабильности в российском обществе. Особый научный интерес представляет разработка концепции формирования конвергентных организационных структур и институтов стимулирования и управления ажиотажными социально-политическими процессами в российском обществе, включающими меры сближения, цифровой конвергенции гражданских, бизнес-, государственных формальных и неформальных институтов для противодействия информационно-сетевым, деструктивно-энтропийным ажиотажным процессам в российском обществе, а также достижения национальных целей, реализации национальных проектов, программ обеспечения социально-политической стабильности и получения конвергентных синергийных эффектов в российском обществе.
Выявление и анализ закономерностей формирования и функционирования институтов управления и регулирования ажиотажных общественно-политических процессов в глобальных сетях имеют большие перспективы и потенциал масштабирования на локальном, национальном, межгосударственном и глобальном уровнях.
Важнейшую роль в глобальной гиперконкурентной борьбе играют интегральные цифровые платформы, передовые экосистемы искусственного интеллекта и нейронных сетей, которые посредством глобальной сети нового поколения Нейронет позволяют оперативно осуществлять сбор, обработку, анализ больших данных о потребителях, конкурентах, конъюнктуре рынка, общественно-
политических и рыночных шоках, ажиотажных социально-экономических процессах, а также осуществлять информационное манипулирование ими. При этом возникает возможность корректировать, манипулировать и управлять (направлять в нужном направлении) поведением не только отдельных людей и групп людей (их воззрениями, предпочтениями, потребностями и интересами), но компаний, крупных социальных сообществ, регионов и стран.
Современное цифровое общество - это во многом программируемое и управляемое общество, и возникающие в нем ажиотажные общественные процессы, выводящие общественную систему из состояния равновесия и стабильного развития, - это во многом программируемые и управляемые процессы, отражающие усиление и обострение глобальной гиперконкурентной борьбы. Для современного общества характерно многократное увеличение объемов, скорости, интенсивности подачи информации, больших данных и резкое ускорение динамики протекания общественно-политических и финансово-экономических процессов. Внезапно возникающие (зачастую программируемые) политические, экологические, техногенные и финансово-экономические события и их новостная интерпретация в традиционных и электронных СМИ с помощью глобальных социальных интернет-сетей могут вызвать к ним лавинообразный, ажиотажный интерес и привести к нарастанию хаоса, дестабилизации общественно-политической и финансово-экономической жизни. Это можно назвать информационным ажиотажно-манипуляционным шоком (взрывом).
Решающую роль в гиперконкурентной цифровой экономике играют экосистемы искусственного интеллекта и нейронных сетей, которые позволяют оперативно осуществлять сбор, обработку, анализ больших данных о потребителях, конкурентах, конъюнктуре рынка, рыночных шоках и ажиотажных социально-экономических процессах посредством Интернет. После обработки системами сильного искусственного интеллекта всей этой информации для конкретных клиентов будут подбираться и предлагаться персонифицированные умные предложения о товарах и услугах с учетом их индивидуальных запросов, интересов и предпочтений. При этом возникает возможность корректировать и управлять (направлять в нужном направлении) поведением не только отдельных людей и групп, но и социальных сообществ и крупных контингентов людей.
На наш взгляд, концепция исследования и управления ажиотажными общественно-политическими процессами должна развиваться в рамках междисциплинарного научного направления и информационной энтропийно-синергийной методологии, предполагающих расширение, углубление предмета и методов исследования. Учитывая междисциплинарность темы исследования, разрабатываемая концепция исследования ажиотажных социально-политических процессов должна основываться на синтезе методологических положений и методов анализа целого ряда научных дисциплин: информационной парадигмы; теории сложных систем; энтропийно-синергийного анализа, институциональных преобразований; математического моделирования; метода эмпирических измерений; метода статистического анализа; аналитического метода; функционального метода; метода сравнительного анализа и др.
Междисциплинарность и недостаточная изученность актуальных проблем обусловливает необходимость расширения предмета исследования и развития междисциплинарного категориального аппарата, включающего введение в научный оборот и характеристику целого ряда новых понятий и разработку новых положений, имеющих научную новизну и практическую значимость: «сетевые ажиотажные общественно-политические процессы», «сетевые поведенческие аномалии», «хаос-менеджмент», «энтропийный менеджмент», «ловушки управления в хаосе», «цифровая конвергенция», «конвергент-но-сетевые институты управления» и др.
В современном цифровом обществе важнейшей целью является борьба за механизм принятия решений и управления массовыми общественными процессами. Поэтому с помощью глобальных цифровых платформ в общественное, корпоративное, групповое и индивидуальное сознание могут внедряться информационно-идеологические и поведенческие вирусы - это вирусы идеологии, вирусы менеджмента, вирусы принятия неэффективных энтропийно-управленческих решений. При этом главной особенностью этих информационно-сетевых вирусов является то, что они посредством квантовых компьютеров, глобальных нейронных сетей с искусственным интеллектом являются, по содержанию - информационно-сетевыми, по механизму - программируемыми, самораспространяющимися и самовоспроизводящимися, а по форме являются ажиотажно-энтропийно-манипуляционными, т.е. имеют форму ажиотажных общественно-политических шоковых воздействий, неопределенных состояний, поведенческих аномалий и деструктивных процессов.
Стратегическая цель заключается в обеспечении гиперконкурентного доминирования инновационно-цифровых лидеров над цифровыми аутсайдерами. Важнейшей задачей гиперконкурентных цифровых лидеров является манипуляционное изменение-трансформация массового (общественного, группового и индивидуального) сознания и мировоззрения людей (конкурентов). Важнейшей задачей является разрушение субъектности развития стран, разрушение субъектности государственных, законодательных, правительственных, корпоративных, семейных и личностных структур и институтов, принимающих решения в условиях нарастания информационного ажиотажа и хаоса.
Важными структурными элементами антисистемного энтропийно-манипуляционного механизма являются создаваемые и щедро финансируемые институты и структуры конструирования и создания полифункциональных кризисов (мировоззренческих, идеологических, финансово-экономических, научно-образовательных, культурных), которые можно определить как энтропийный менеджмент с присущей ему энтропийной логикой принятия управленческих решений. Методологический инструментарий теории управляемого хаоса и теории энтропийной логики сегодня превратился в практический инструмент ведения глобальной гиперконкурентной борьбы. Заключение
В формирующемся цифровом обществе глобальная гиперконкурентная борьба, включающая подавление управленческой инициативы и самостоятельности субъектов при принятии решений, манипуля-ционные технологии, является информационно-вирусной по природе, приводящей к нарастанию хаоса и энтропии. Поэтому в цифровом обществе концепция управления ажиотажными общественно-политическими процессами в качестве важнейшей составляющей должна включать эффективное управление в хаосе, депрограммирование кризиса и деструктивного ажиотажного поведения. Организационно-методологическим инструментарием депрограммирования хаоса и хайповых общественно-политических процессов являются инновационно-цифровые методы регулирования и управления, включающие методы информационного содержательного анализа и программирования будущих результатов на основе разработки многоуровневых, многовариантных матриц принимаемых управленческих решений.
В рамках обосновываемого нами методологического подхода сутью гиперконкурентно-синергийной стратегии управления энтропийно-ажиотажными процессами в экономике и обществе является не выбор какого-то одного пути (метода или инструмента), ведущего к непредсказуемому результату, а создание таких условий, чтобы все выбираемые пути вели к конечной цели, а также использование такого многофункционального методологического инструментария (многовариантных матриц принимаемых управленческих решений), которые адресно и эффективно используются в соответствии с конкретной ситуацией и изменяющимися обстоятельствами и обеспечивают запрограммированную реализацию поставленных (запрограммированных) целей и победу в острой гиперконкурентной борьбе. Благодарности
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 21-011-31179.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авдеева И.Л. Использование платформенных технологий в современном государственном управлении // Вестник экспертного совета. 2019. № 1 (16). С. 28-32.
2. Захаров В.Я., Трофимов О.В., Фролов В.Г. Взаимодействие участников сложных экономических систем: роль государства в развертывании Индустрии 4.0 // Экономические отношения. 2020. № 10-2. С. 409-424.
3. Дятлов С.А. Энейро-сетевая гиперконкурентная экономика. Монография. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017. 133 с.
4. Дятлов С.А. Энтропийная экономика: методология исследования глобального кризиса. М.: Изд-во ИНФРА-М, 2017. 404 с.
5. Кругман П.Р. Возвращение великой депрессии? М.: Эксмо, 2009.
6. Малик Е.Н. Цифровизация политико-управленческой модели в государстве: проблемы трансформации и перспективы // Социальная политика и социальное партнерство. 2019. № 12. С. 12-16.
7. Минаков В.Ф. Информационные процессы в формировании ажиотажных циклов // Развитие территорий. 2021. № 2 (24). C. 76-82.
8. Минаков В.Ф. Парадигма цифровой конвергенции социально-экономических отношений // Россия, Европа, Азия: цифровизация глобального пространства. Сборник научных трудов II международного научно-практического форума. 2019. С. 126-129.
9. Мартыненков Б.В., Мартыненков В.В. Новые вызовы цифровизации политической системы государства // Международный академический вестник. 2020. № 3 (47). С. 84-88.
10. Математическое моделирование и информатика социальных процессов. Сборник трудов. М.: Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН, 2019. 162 с.
11. Наливайченко Е.В. Развитие цифровой экономики в условиях глобализации. Симферополь: Ариал, 2019. 276 с.
12. Теория хаоса в социальных науках: основы и применения. Мичиганский университет, 1996. 345 с.
13. Трофимов В.В., Трофимова Л.А., Минаков В.Ф. и др. Цифровая конвергенция в экономике. Монография. СПб., 2019. 150 с.
14. A Spatio-dynamic modelling of environmental safety of the Russian Federation regions // Procedia Manufacturing. 2017. Vol. 8. Р. 315-322.
15. Butler B., Aufderheide P., Jaszi P., Cox K. Cracking the Copyright Dilemma in Software Preservation: Protecting Digital Culture through Fair Use Consensus? // Journal of Copyright in Education and Librarianship. 2019. Vol. 3, Issue 3.
16. Dyatlov S.A., Lobanov O.S. The effects of convergence of regional systems in the digital economy // ACM International Conference Proceeding Series. Proceedings Papers - 3rd International Scientific and Practical Conference, DEFIN 2020. Р. 3390814.
17. Gartner Hype Cycle. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gartner.com/en/research/methodolo-gies/gartner-hype-cycle (дата обращения 29.06.2021).
18. Gartner. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gartner.com/doc/2816917 (дата обращения 29.06.2021).
19. Mann S.R. Chaos Theory in Strategic Thought // Parameters. US Army War College Quarterly. Vol. XXII, Autumn 1992. P. 54-68.