Вергаскина Л.В.
Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета E-mail: [email protected]
БОРЬБА ЗА КАЧЕСТВО И УЛУЧШЕНИЕ АССОРТИМЕНТА ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЮЖНОГО УРАЛА В ГОДЫ ШЕСТОЙ ПЯТИЛЕТКИ (1956-1960 ГГ.)
Рассмотрена проблема ассортимента и качества изделий предприятий легкой промышленности Южного Урала в 1956-1960 гг. на примере Оренбургской и Челябинской областей. На основе анализа архивных материалов выявлены причины, особенности и проблемы обеспечения населения товарами широкого потребления и политика советского государства в решении данного вопроса.
Ключевые слова: легкая промышленность, ассортимент изделий, качество товаров, брак, штрафные санкции.
В послевоенные годы возросла потребность населения в товарах легкой промышленности -это ткани, одежда для взрослых и детей, обувь и другие товары. Но удовлетворить возросшие потребности населения легкая промышленность была не в состоянии. Несмотря на проводимые мероприятия по модернизации, механизации и автоматизации, реконструкции, техническому перевооружению предприятий легкой промышленности, все принимаемые меры позволяли лишь справляться с государственными заданиями, но никак не удовлетворять потребности населения.
Шестая пятилетка (1956-1960 гг.) предусматривала подъем материального и культурного уровня советского народа. Наряду с количественным ростом производства предметов народного потребления, обращалось внимание на улучшение качества продукции, расширение ассортимента и увеличение выпуска товаров, пользующихся у населения повышенным спросом [1, с. 11].
Предприятия легкой промышленности Челябинской области в 1956 г. в основном справились с планом в ассортиментном разрезе: из 180 наименований плана не было выполнено задание только по 9 позициям. В целом 18 предприятий из 22 полностью выполнили план. Швейная, обувная, валяльные отрасли обеспечили выполнение плана по выпуску первосортной продукции. По швейной отрасли выработали продукцию первого сорта 96%, при плане 95%, по обуви соответственно 88,5% и 88%, по шорногалантерейной 98,24% - 97,95%, по валяльновойлочной 79,6% - 79,0%. Из 22 предприятий
только Копейская швейная мастерская и Воздвиженский стеклозавод не выполнили план по выпуску продукции первого сорта [2, л. 2].
За 1956 г. более организованно решался вопрос с отбором моделей. В швейной отрасли в 1956 г. из 238 отобранных моделей освоили и внедрили 209, по обувной отрасли - соответственно 137 и 129 моделей, что позволило разнообразить ассортимент выпускаемой продукции.
Несколько расширила ассортимент выпускаемой продукции легкая промышленность Чкаловской области. В производстве было освоено 35 новых видов продукции, увеличено количество фасонов. Коллективы предприятий Чкаловского Обллегпрома обеспечили экономию сырья на два с лишним миллиона рублей. За выпуск продукции отличного качества соревновались 140 бригад, в которых состояло 4200 рабочих [3, л. 2а, 2б].
Подводя итоги развития легкой промышленности РСФСР за 1957 г., в отчете было отмечено, что легкая промышленность еще не полностью удовлетворяет растущие потребности населения. Некоторые текстильные, швейные и обувные фабрики, выполняя план по производству валовой продукции, нарушали установленный ассортимент, недодавая большое количество изделий, пользующихся широким спросом населения. Отдельные предприятия продолжали выпускать изделия устаревших образцов и моделей [4, л. 18].
Все перечисленные недостатки имелись и в работе предприятий легкой промышленности Южного Урала. Так, уже в 1958 г. предприятия легкой промышленности Оренбургского
совнархоза план по ассортименту выполнили по всем 53 наименованиям. При этом по кожза-воду им. Цвиллинга недовыполнили план по кожтоварам из свиного сырья, что компенсировали увеличением выпуска кожтоваров из рогатого скота [5, л. 3].
Значительное внимание уделялось решению проблемы с обеспечением товаров для детей. ЦК КПСС и Совет Министров СССР в своем Постановлении «Об увеличении производства, расширения ассортимента и улучшения качества детской одежды и обуви» от 15 марта
1958 г. считали, что промышленность располагает возможностями в течение ближайшего времени (2-3 года) увеличить производство детской одежды и обуви в таких размерах, чтобы полностью удовлетворить потребность населения, значительно расширить ассортимент и улучшить качества этих товаров в соответствии с запросами населения.
В 1958 г. на предприятиях Оренбургской области в швейных изделиях повышен удельный вес детского ассортимента с 11,3% до 12,7% [6, л. 2]. Задания по детскому ассортименту перевыполнили, за исключением ботинок маложенских. Недовыполнение плана по ботинкам маложенским на 1,9 тыс. пар произошло из-за задержки утверждения оптовых цен Исполкомом областного совета [5, л. 3].
Хуже дела с детским ассортиментом обстояли на предприятиях легкой промышленности местных советов. Очень плохо в городе Бузулуке было с пошивкой детской одежды и обуви. Проверяя ход претворения указанного выше постановления в жизнь, исполком городского Совета г. Бузулука установил неудовлетворительное планирование детского ассортимента. В городе имелось 15800 детей до 18 лет, из них в школах 7400 человек, в детских садах 875 и в яслях 290 детей. Планирование детского ассортимента шло не от этой цифры наличия детей, а с проданного в 1957 г. плюс 10%. Вопрос «Удовлетворяли ли проданные товары население?» не интересовал торгующие организации. Например, пальто детское для дошкольников совершенно не заказали, головных уборов заказали только 500 штук, детское белье - всего 1000 штук [7, л. 23-24].
При осуществлении курса на значительное увеличение товаров народного потребления особое значение приобретают вопросы улучшения качества изделий, надежности, долговечно-
сти, внешней отделки, а также способность к конкурентности.
Изучение годовых отчетов предприятий легкой промышленности Оренбургской и Челябинской областей показало, что в годы шестой пятилетки промышленные предприятия постоянно осваивали выпуск новой продукции. Так, в 1958 г. предприятиями Оренбургского совнархоза было освоено 17 новых изделий, в том числе: два артикула тканей из натурального шелка креп-шифона и чесуча, ботинки и туфли маложенские, различных наименований кожгалантерейных изделий.
Был выполнен план по ширпотребу всеми предприятиями управления легкой промышленности Оренбургского совнархоза. Выпущено готовой продукции в розничных ценах по Управлению на сумму 166,888 тыс. руб., что составило 103,3% к плану в 161,37 тыс. руб. Фактически было реализовано продукции на 166,7 тыс. руб. Таким образом, план реализации был перевыполнен на сумму 5,316 тыс. руб., в том числе: по обуви кожаной - 1105 тыс. руб, по перчаткам трикотажным - 1969 тыс. руб., по шорноседельным изделиям - 2609 тыс. руб. Не додали рынку кожгалантерейных изделий на сумму 367 тыс. руб., за счет ремней спортивных, не пользующихся спросом у населения [5, л. 4, 5].
Предприятия легкой промышленности Челябинской области в 1958 г. полностью справились с выполнением плана в развернутом ассортименте, из 184 позиций выполнили 183. Из 23 предприятий не выполнил план только Верхнеуральский кормозавод. В 1958 г. выработали больше швейных изделий на 30 млн руб., обуви на 105 тыс. пар, пряжи на 87 тыс. метров. Торговые организации области и города получили для продажи товаров широкого потребления на сумму 770,0 млн руб.
Однако выработка ассортимента товаров, особенно швейных изделий, детской обуви, галантереи, оставалась ограниченной, это было связано не столько с малым количеством моделей, сколько с плохими расцветками тканей, кожи и заменителя.
В Челябинской области за 1958 г. одежду пошили по 335 моделям, из них 200 моделей новых, внедренных в 1958 г., обуви по 240 моделям, из них 125 новых. Моделей было больше чем достаточно, но цвет ткани, верхних кожто-варов и заменителя крайне беден и, главным
образом, темных расцветок. Фабрики не вели необходимой работы с поставщиками сырья. В нарядах, выдаваемых Главтекстильсбытом, указывалась расцветка ткани, фабрики же поставщики этого не выполнили, а швейные фабрики своевременно не потребовали.
Так, весь IV квартал 1957 г. и I квартал 1958 г. Кыштымская швейная фабрика шила ясельное мальчиковое пальто только из ткани темных расцветок, пальто для девочек ясельное и дошкольное из ткани Арамильской фабрики - коричневого и грязно-вишневого цвета. Магнитогорская обувная фабрика в ^квартал 1957 г. и I квартал 1958 г. получила отвратительный яловый и свиной товар - хром от Красноярского кожевенного завода - и пошила из него обувь, а опротестовала приемку кожтовара только тогда, когда база отказалась принимать обувь из этого вида товара.
Много претензий у торговых организаций было по вопросам шкалы размеров и роста [8, л. 2, 18-19]. Таким образом, не все предприятия использовали имеющиеся возможности, позволяющие улучшать качество и ассортимент товаров, увеличивать производство товаров, пользующихся спросом [9, с. 148].
Постановление Совета Министров РСФСР от 22 августа 1959 г. № 1409 «О расширении ассортимента и улучшении качества швейных изделий» предусматривало проведение ряда мероприятий по значительному расширению ассортимента и улучшению качества швейных изделий. В документе отмечалось, что план по ассортименту многие предприятия не выполняют, ввиду чего систематически недодают в торговую сеть необходимые товары. Одной из причин недопоставок отдельных видов изделий являлась недостаточная специализация швейных фабрик, загруженность их многочисленной номенклатурной продукцией. При отсутствии специализации производства частые переходы на пошив новых изделий вели к снижению производительности труда и ухудшению качества изделий.
Постановление Совета Министров РСФСР предполагало значительное улучшение дела моделированной работы. Однако дома моделей не удовлетворяли полностью потребности фабрик в моделях, несвоевременно разрабатывали отдельные фасоны одежды. При моделировании не всегда учитывались особенности тканей и условия массового пошива, в связи с чем задержива-
лось внедрение в производство новых моделей. Не освоив новые фасоны, фабрики поставляли продукцию в моделях, не заказанных торговыми организациями [10, л. 4-5].
Оренбургский совнархоз обязали наряду с остальными совнархозами во второй половине
1959 г. пересмотреть ассортимент тканей, обеспечить увеличение выработки тканей для пошива женского и мальчикового пальто, мужских костюмов и женских шерстяных платьев. Расширить ассортимент тканей для пошива детской одежды, плащей, сорочек, пижам, школьной формы, а также рабочей одежды для взрослых и подростков [10, л. 44].
В итоге план по выпуску продукции в 1959 г. в ассортименте в основном выполнили все предприятия Оренбургского совнархоза. По Оренбургской обувной фабрике план по сапогам женским и полуботинкам мальчиковым не выполнили во втором квартале из-за отсутствия ре-зачной стали для производства резаков меньших размеров. В III и IV кварталах по просьбе базы Главобувь торга был увеличен выпуск сапог мужских взамен женских и полуботинок мальчиковых для рабочих строителей Гайского комбината, а также сельхозработ. План продукции на экспорт, установленный шорно-седельной фабрике в количестве 10 тыс. ремней, выполнили досрочно 25 ноября 1959 года. За 1959 г. предприятия легкой промышленности Оренбургского совнархоза освоили 15 видов новых изделий, в том числе: обувная фабрика - 2, шорно-седельная фабрика - 7, перчаточная фабрика - 3, шелкокомбинат - 3 [11, л. 3, 4].
Хуже обстояло дело на предприятиях по Оренбургскому областному управлению легкой промышленности местного подчинения. Если в
1958 г. при плане выпуска новых швейных изделий в 123 модели, фактически внедрили 165 [12, л. 80], то в 1960 году по Оренбургскому областному управлению легкой промышленности план по освоению новых моделей не выполнили. Из 314 моделей внедрили 286, или 86%. Швейная фабрика им. Сталина при задании в 49 моделей внедрила 32, Орская швейная фабрика из 31 модели - 11. Обувные предприятия недопоставили кожаной обуви на 1,2 млн руб. из-за недостаточного выделения качественных кожтоваров, пригодных для изготовления модельной обуви [13, л. 75, 76]. Имеющиеся мощности обувного и кожевенного производства не
могли удовлетворить потребности населения в обуви и кожаных изделиях.
Три предприятия легкой промышленности Челябинской области в 1960 г. не выполнили план по выпуску первосортной продукции: Челябинский кожзавод выпустил продукции первого сорта - 95,6%, вместо 95,9% по плану, Троицкая обувная фабрика - соответственно 77,2% и 81,4%, Миасская швейная фабрика - 95% и 95,7%. При проверке качества швейных изделий 1,1% проверенной продукции был понижен в сортности и 6,1% возвращено на переделку, по обуви -соответственно 2,46% и 1,6%. Много претензий было от торгующих организаций в части разнообразия одежды и обуви по фасонам, моделям и расцветкам тканей и кожтоваров [14, л. 111].
В то же время следует отметить, что творческий коллектив Бузулукской кожгалантерей-ной фабрики в 1960 г. разработал много новых моделей: сумок женских, детских, хозяйственных, дорожных, кошельков, портмоне. Из них 15 получили отличную оценку на Всероссийском просмотре кожгалантерейных изделий в Москве в октябре 1960 г. [13, л. 76].
Технический и общественный контроль за качеством товаров на многих предприятиях был поставлен недостаточно. Имелось много претензий и по качеству продукции легкой промышленности. В этом отношении наблюдалось резкое ухудшение положения. Многочисленные жалобы потребителей, торгующих и кооперативных организаций, ведомств и производственных предприятий свидетельствовали о низком качества промышленных изделий. Вопрос о качестве продукции подвергался систематическому изучению и был поставлен в середине 50-х гг. как актуальнейшая задача для продукции легкой промышленности.
За 1956 г. предприятия Челябинского управления заплатили 653 тыс. руб. штрафных санкции торговым организациям за перевод продукции в понижении сорта, вследствие нарушения технологической дисциплины на производственных процессах. Возврат изделий в процентах по предприятиям легкой промышленности в 1956 г. составил: фабрика «Одежда» - 35%, Магнитогорская швейная фабрика №2 - 25%, Кыштым-ская фабрика - 22%, Троицкая швейная фабрика - 8,2% [2, л. 10].
Борьба за качество изделий имела большое значение для производства, так как, сокращая
процент возврата изделий с финиша, можно было увеличить производительность труда [8, л. 28]. Как указывается в архивных документах, директор фабрики «Смычка» Кушковой в 1956-
1957 гг. резко ухудшил руководство фабрикой, на фабрике появилась большая текучесть кадров, большие простои, недостаток квалифицированных кадров. Это сказалось на качестве выпущенных валенок - во 2 и 3 кварталах базой Главобувь понижено в сортности валенок больше, чем на 6,5% [2, л. 8].
В 1958 г. несколько улучшилось качество изделий челябинской легкой промышленности. Из 23 предприятий 20 выполнили план выпуска первосортной продукции. Работа по улучшению качества продукции оставалась главной задачей в работе предприятий. В то же время в 1958 г. не снизился процент возврата швейных, галантерейных изделий и обуви с финиша на переделку. На некоторых предприятиях он составил 30% и выше. Особенно большой возврат изделий был на челябинской фабрике «Одежда» - 25% и на Кыштымской швейной фабрике - 35%, на Троицкой швейной фабрике - 15%, на Магнитогорской обувной фабрике - 8% [8, л. 3, 27]. Почти все предприятия продолжали выпускать продукцию с производственными дефектами, продукцию неправильно оценивали по сортности и, как правило, сортность завышалась.
Из-за низкого качества, ограниченного ассортимента, а также несоответствия многих изделий требованиям моды возникли серьезные проблемы со сбытом товаров. Продолжался выпуск товаров с отклонениями от государственных стандартов. Имелись серьезные отступления от согласованного в договорах ассортимента продукции [15, л. 177].
Например, основные оптовые базы «Главодежда» и «Главобувь» в 1958 г. возвратили продукцию на переделку и понизили продукцию в сортности, за что предприятия заплатили базам 244 тыс. руб. штрафных санкций.
Швейные фабрики Челябинской области выработали и поставили торговым организациям свыше 2 млн швейных изделий, из них 2,6% торговые организации проверили своими бракерами. Из этих проверенных изделий 14,5% вернули на переделку и 3% понизили в сортности, в целом это составило 17,5%. По отдельным предприятиям показатель был еще выше и составил в 1958 г. до 35%. «Лидером» выпуска не-
доброкачественной продукции была Коркинская швейная фабрика, 34,5% ее продукции понизили в сортности.
По обувной продукции процент перевода и возврата в 1958 г. в целом составил 5,6%: по Магнитогорской обувной фабрике - 6,1%, Златоустовской обувной фабрике - 8,4%.
Фабрика «Одежда» в IV квартале 1958 г. не выполнила шкалу размеров и роста по мужскому и женскому пальто, Челябинская швейная фабрика №2 - по мужскому улучшенному костюму, Каслинская фабрика - по мужским хлопчатобумажным костюмам.
Вместе с тем можно привести и положительный пример. Так Златоустовская швейная фабрика всегда выпускала изделия по шкале размеров и роста и со стороны базы, на протяжении
1958 г., к ним не было ни одной претензии.
Не всегда должностные лица на предприятиях занимались или имели возможность заниматься своими прямыми обязанностями. Начальник Управления легкой промышленности в своем докладе, посвященном итогам работы предприятий легкой промышленности Челябинской области за 1958 г. и планы на
1959 г., отметил, что Кыштымская, Челябинская швейная фабрика №2, фабрика «Одежда» не освоили многофасонных процессов и не выполнили планов освоения моделей в сроки, которые требовала база. Причиной было названо плохое руководство директорами фабрик, проявившееся в том, что многие главные инженеры не занимались инженерными вопросами, а больше решали вопросы снабжения. Руководители фабрик не создали необходимые условия главным инженерам на фабрике, а требовали от них повышения уровня руководства предприятием. Для решения поставленных вопросов закрепили на предприятиях кадры на отдельных ответственных участках. После этого цеха были укрупнены, чтобы руководители цехов несли за их работу полную ответственность. Много претензий имелось к работе отделов технического контроля. Отделы ОТК работали в 1958 г. бесконтрольно. Начальник ОТК - номенклатура Управления, о чем многие директора не знали и свободно меняли работников на этой должности по своему усмотрению. Управление потребовало провести с начальниками ОТК совещание по вопросам их работы, проверку знаний, тем са-
мым повысить их роль в деле выпуска качественной продукции [8, л. 14-15, 20, 22, 23].
Качество готовой продукции на предприятиях легкой промышленности Оренбургского СНХ по плану на 1958 г. обеспечили все предприятия управления, кроме: кожзавода им. Цвиллинга, по которому по 2 изделиям из 7 план не выполнили (подошва рантовая, сходы рантовые); шорно-седельная фабрика не выполнила 2 направления из 32. Однако изучение архивных документов показало многочисленные недостатки выпущенной продукции. Сортность оказывалась ниже плановой по причине низкого качества сырья и недостаточного внимания со стороны инженерно-технических работников. Таким образом, из 48 изделий по Управлению план сортности выполнили по 44. Качество готовой продукции в 1958 г. вызвало много претензий у населения и торгующих организаций. Так, на Оренбургской обувной фабрике внут-рифабричный возврат продукции на переделку составил 6,7% к общему выпуску, перевод продукции в понижение сортности - 3%. В целом по Управлению выплачено было рекламаций различным покупателям за счет понижения сортности 87,5 тыс. руб., в том числе: по Оренбургскому шелкокомбинату - 86 тыс. руб., обувной фабрике - 1,5 тыс. руб. Потери от понижения сортности составили 80 тыс. руб., в том числе: по Оренбугскому шелкокомбинату - 14 тыс. руб., кожзаводу им. Цвиллинга - 51 тыс. руб., обувной фабрике - 1 тыс. руб., по шорноседельной фабрике - 14 тыс. руб. [5, л. 4-5]
Таким образом, в годы шестой пятилетки качество выпускаемой продукции улучшалось, но недостаточно. Несмотря на создание новых видов изделий легкой промышленности, многие из них по своим техническим и потребительским качествам отставали от современных требований. Потребность населения в товарах народного потребления удовлетворялась не полностью. Претензии к выпускаемой продукции легкой промышленности Южного Урала были очень большие: модели до предела упрощены, однотипные, выпускались большими партиями и многое другое.
Среди причин можно отметить: однотипность ассортимента выпускаемой продукции, отсутствие постоянной связи с потребителями; недопустимо длительные сроки, связанные с оформлением технической документации, а так-
же установлениями оптовых и розничных цен; освоение и выпуск новых изделий улучшенного качества, как правило, приводили к временному ухудшению показателей работы предприя-
тий; отсутствие материального стимулирования коллективов и предприятий, участвовавших в выпуске изделий повышенного качества и т. п.
12.02.2013
Список литературы:
1. Ласкин, С. Т. Шестая пятилетка - боевая программа крутого подъема материального и культурного уровня жизни советского народа / С. Т. Ласкин, К. С. Коваленко. - Киев, 1956.
2. ОГАЧО. Ф. Р-1613. Оп. 37. Д. 4.
3. ГАОО. Ф.846. Оп.3. Д 999а.
4. ГАРФ. Ф.259. Оп. 42. Д.608.
5. ГАОО. Ф.2594. Оп.1. Д. 35.
6. ГАОО. Ф.846. Оп.3. Д. 1355.
7. Филиал ГУ ГАОО в г. Бузулуке. Ф. 358. Оп. 1. Д.187.
8. ОГАЧО. Ф. Р-1613. Оп. 37. Д. 27а.
9. Кисляков, Б. И. Легкая индустрия за 50 лет / Б. И. Кисляков. - М., 1967.
10. ГАРФ. Ф. 259. Оп. 42. Д. 3225.
11. ГАОО. Ф.2596. Оп. 1. Д. 63.
12. ГАОО. Ф. 846. Оп. 3. Д.1091.
13. ГАОО. 846. Оп. 3. Д. 1101.
14. ГАРФ. Ф.А-259. Оп. 42. Д. 6640.
15. Севостьянова, И. В. Проблема качества продукции на предприятиях легкой промышленности Среднего Поволжья в 1971-1985 гг. / И. В. Севостьянова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2007. - Т. 14, № 37.
Сведения об авторе:
Вергаскина Любовь Васильевна, старший преподаватель кафедры истории и теории государства и права Бузулукского гуманитарно-технологического института (филиала) Оренбургского государственного университета 461040, г. Бузулук, ул. Комсомольская, 112, е-шаП: [email protected]
UDC 94(470.55/.58).084.9 Vergaskina L.V.
Buzuluk humanitarian technological institute (the branch ) Orenburg state university E-mail: [email protected]
FIGHT FOR QUALITY AND IMPROVEMENT OF THE PRODUCT RANGE OF THE ENTERPRISES OF LIGHT INDUSTRY OF SOUTH URAL IN THE SIXTH FIVE-YEARS PERIOD (1956-1960)
This article exercises the problems of the range and quality of products of the enterprises of light industry of the South Ural in 1956-1960 on the example of the Orenburg and Chelyabinsk regions. The features and problems of providing the population by consumer goods and policy of the Soviet state in the solution of the matter are
established, on the basis of the analysis of archival materials the reasons.
Key words: light industry, range of products, quality of goods, marriage, penalties.
Bibliography:
1. Laskin, S. T. The sixth five-years period - the fighting program of a steep slope of a material and cultural standard of
living of the Soviet people / S. T. Laskin, K. S. Kovalenko. - Kiev, 1956.
2. Joint State Archive of Chelyabinsk region (JSAChR). F. R-1613. In. 37. C. 4.
3. State Archive of Orenburg region (SAOR). F. 846. In. 3. C. 999 a.
4. State archive of the Russian Federation (SARF). F. 259. In. 42. C. 608.
5. SAOR. F. 2594. In. 1. C. 35.
6. SAOR. F. 846. In. 3. C. 1355.
7. SAOR branch of state institution in Buzuluk. F. 358. In. 1. C. 187.
8. JSAChR. F. R-1613. In. 37. C. 27a.
9. Kislyakov, B. I. The easy industry in 50 years. - M, 1967.
10. SARF. F. 259. In. 42. C. 3225.
11. SAOR. F. 2596. In. 1. C. 63.
12. SAOR. F. 846. In. 3. C. 1091.
13. SAOR. F. 846. In. 3. C. 1101.
14. SARF. F. A-259. In. 42. C. 6640.
15. Sevostyanova, I. V. Problem of quality of production at the enterprises of light industry of Central Volga Area in 19711985 / I. V. Sevostyanova // News of the Russian state pedagogical university of A. I. Herzen. - 2007. - T 14, № 37.