Научная статья на тему 'БОРЬБА ВЕРУЮЩИХ ЗА ХРАМЫ В КАЛИНИНСКОЙ ЕПАРХИИ В ПЕРИОД "ЦЕРКОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ"'

БОРЬБА ВЕРУЮЩИХ ЗА ХРАМЫ В КАЛИНИНСКОЙ ЕПАРХИИ В ПЕРИОД "ЦЕРКОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
35
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudArctic Forum
Область наук
Ключевые слова
КАЛИНИНСКАЯ ЕПАРХИЯ / "ЦЕРКОВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ" / ОТКРЫТИЕ ХРАМОВ / ВЕРУЮЩИЕ / ПРИХОД / ХОДАТАЙСТВА / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ СОВЕТА ПО ДЕЛАМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ / ЕПИСКОП

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дмитриев Николай Александрович

Статья посвящена одному из аспектов государственно-церковных отношений в СССР - борьбе верующих за храмы в Калининской епархии в период «церковного возрождения». Автор характеризует понятие «церковное возрождение», рассматривает процедуру открытия храмов, изучает формы борьбы верующих за открытие храмов. На основании архивных данных делается вывод о высокой активности верующих и результативности этой борьбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUGGLE OF BELIEVERS FOR CHURCHES IN THE KALININ DIOCESE IN THE PERIOD OF “CHURCH REVIVAL”

The article is devoted to one of the aspects of state-church relations in the USSR - the struggle of believers for churches in the Kalinin diocese during the “church revival”. The author describes the concept of “church revival”, examines the procedure for opening churches, and studies the forms of struggle of believers for opening churches. On the basis of archival data, author concluded about the high activity of believers and the effectiveness of this struggle.

Текст научной работы на тему «БОРЬБА ВЕРУЮЩИХ ЗА ХРАМЫ В КАЛИНИНСКОЙ ЕПАРХИИ В ПЕРИОД "ЦЕРКОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ"»

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

https://petrsu.ru

Студенческий научный электронный журнал StudArctic Forum

https://saf.petrsu.ru ISSN 2500-140Х

Студенческий научный электронный журнал

StudArctic Forum

№ 4 (20), 2020

Главный редактор

И. М. Суворова

Заместитель главного редактора

М.И. Зайцева

Редакционный совет

B.А. Шлямин В.С. Сюнёв

Г.Н. Колесников

C.В. Волкова

Редакционная коллегия

А.Ю. Борисов П.С. Воронина (ответственный секретарь) Р.В. Воронов Т.А. Гаврилов Е.О. Графова Л.А. Девятникова

А.А. Ившин А.Ф. Кривоноженко А.А. Кузьменков А.А. Лебедев (ответственный секретарь) Е.Н. Лузгина Ю.В. Никонова М.И. Раковская А.А. Скоропадская Е.И. Соколова И.М. Соломещ А.А. Шлямина

Службы поддержки

Е. В. Голубев А. А. Малышев

Издател ь

ФГБОУ «Петрозаводский государственный университет» Российская Федерация, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33

Адрес редакции

185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ленина, 33. Е-mail:saf@petrsu.ru http://saf.petrsu.ru

© ФГБОУ «Петрозаводский государственный университет», 2012-2021

Scientific journal StudArctic Forum

PFTROZAVOD5K STATE UNIVERSITY

©

https://saf.petrsu.ru ISSN 2500-140Х

https://petrsu.ru

Scientific journal

StudArctic Forum

No 4 (20), 2020

Editor-in-Chief

Irina Suvorova

Associate editor

Maria Zaitseva

Editorial staff

Valery Shlyamin Vladimir Siounev Gennady Kolesnikov Svetlana Volkova

Editorial staff

Alexey Borisov Polina Voronina (executive secretary) Roman Voronov Timmo Gavrilov Elena Grafova Lyudmila Devyatnikova Alexander Ivshin Alexander Krivonozhenko Alexander Kuzmenkov Alexander Lebedev (executive secretary) Elena Luzgina Yulia Nikonova Marina Rakovskaya Anna Skoropadskaya Evgeniya Sokolova

Ilya Solomesh Anastasia Shlyamina

Support Services

Evgeniy Golubev Anton Malyshko

Publisher

© Petrozavodsk State University, 2021

Address

33, Lenin av., 185910 Petrozavodsk, Republic of Karelia, Russia Е-mail:saf@petrsu.ru http://saf.petrsu.ru

© Petrozavodsk State University, 2012-2021

Студенческий научный электронный журнал StudArctic Forum

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

http://saf.petrsu.ru

http://petrsu.ru

История и археология

ДМИТРИЕВ Николай Александрович

Тверской государственный университет (Тверь, Российская

Федерация),

ost-nikolai@yandex.ru

Борьба верующих за храмы в Калининской епархии в период

«церковного возрождения»

Научный руководитель:

Татьяна Геннадьевна Леонтьева

Статья поступила: 10.12.2020; Принята к публикации: 18.12.2020;

Аннотация: Статья посвящена одному из аспектов государственно-церковных отношений в СССР - борьбе верующих за храмы в Калининской епархии в период «церковного возрождения». Автор характеризует понятие «церковное возрождение», рассматривает процедуру открытия храмов, изучает формы борьбы верующих за открытие храмов. На основании архивных данных делается вывод о высокой активности верующих и результативности этой борьбы.

Ключевые слова: Калининская епархия; «церковное возрождение»; открытие храмов; верующие; приход; ходатайства; уполномоченный Совета по делам Русской православной церкви, епископ.

Для цитирования: Дмитриев Н. А. Борьба верующих за храмы в Калининской епархии в период «церковного возрождения» // StudArctic Forum. 2020 № 4(20)

XX век стал самым трагичным в истории Русской православной церкви (далее - РПЦ). С первых лет советской власти до Великой Отечественной войны государство пыталось уничтожить церковь насильственными методами, репрессируя духовенство, закрывая или разрушая храмы. Казалось, что в 1930-е гг. церковь была практически разгромлена. Епархий, как административных единиц, почти не существовало, осталось 4 правящих архиерея. С началом войны произошёл перелом в церковно-государственных отношениях. Советский народ стал обращаться к Богу, начали открываться храмы и проводиться богослужения. В таких условиях в 1943 г. произошло примирение церкви и государства, началось «церковное возрождение».

В историографии до настоящего времени нет четкой формулировки термина «церковное возрождение» и однозначного мнения о содержании этого процесса. Ряд исследователей вслед за церковными деятелями 1940-1950-х гг. признают этот факт [7; 10; 13]. Другие - отрицают его, оценивая события 1943-1958 гг. как компромисс между РПЦ и властью.

Например, И.А. Курляндский отмечает ограничение деятельности верующих рамками прихода[9, с. 578.], М.В. Шкаровский подчёркивает непоследовательность государственной политики по отношению к церкви, стремление вытеснить её на периферию общественной жизни [20, с. 10], Т.Г. Леонтьева указывает на противоречивость данного процесса на примере Калининской епархии. К позитивным факторам она относит восстановление приходской системы, социальную поддержку престарелого духовенства, расширение гражданских прав верующих, но подчёркивает недостаток храмов, обрывочное образование духовенства, внутриприходские конфликты, лжедуховность [12, с. 16].

В данном случае под «церковным возрождением» понимается «процесс восстановления статуса РПЦ с 1943 по 1958 г., который характеризуется возрождением патриаршества и церковной структуры (патриарх -епархия - благочиния - приходы), открытием храмов, восстановлением кадрового состава духовенства». Представляется, что ключевым аспектом изучаемого процесса была борьба верующих за храмы. Этот сюжет тоже имеет свою историографию, из которой следует, что в разных регионах были различные формы борьбы верующих за храмы. Её суть можно представить в виде последовательных действий: появление инициативной

группы верующих, их ходатайства в разные инстанции, посещения лиц уполномоченных решать вопрос на местном уровне, и даже нелегальные богослужения на частных квартирах в случае отказов.

Борьба верующих за храмы изучалась на основе архивных материалов - в данном случае как основные были использованы отчёты уполномоченного Совета по делам РПЦ по Калининской области и Калининского епархиального управления, где даётся подробный анализ ходатайств и действий верующих. Следует пояснить, что в обязанность уполномоченного Совета по делам РПЦ входила регистрация духовенства, церквей, контроль за соблюдением законодательства о религиозных культах духовенством и верующими и он имел больше прав, чем управляющий епархией.

Периоду «церковного возрождения» предшествовали драматические события: репрессии, война. Православные храмы стали уходить из жизни верующих. Религиозное оживление началось с началом Великой Отечественной войны, когда на оккупированных территориях тысячами стали открываться храмы. В Калинине, например, немцами был открыт несколько месяцев Вознесенский собор. Инициатива об открытии храмов шла от народа, так как вера за годы гонений не угасла, ему нужна была духовная поддержка во время войны [8, с. 519]. С освобождением оккупированных территорий государство решило взять под контроль открытие храмов.

Регламентировало открытие церквей Положение «О порядке открытия церквей», утверждённое постановлением Совета народных комиссаров СССР от 28 ноября 1943 г. Процедура легализации была «многоступенчатой, длительной, бюрократически сложной» [11, с. 44], но во многом повторяла механизм легализации приходской деятельности 1930-х гг. Верующие подавали заявление с просьбой об открытии церкви местному облисполкому. Уполномоченный на месте должен был проверить, кто подписывал заявление, религиозную ситуацию. Принимал окончательное решение об открытии храмов Совет по делам РПЦ, куда и поступали заявления верующих из облисполкома [14, с. 263-265]. Всё это затягивало принятие решений, Совет по делам РПЦ мог регулировать численность приходов в СССР, удовлетворялись только около 10% ходатайств. От решения Совета по делам РПЦ открыть храм до передачи его верующим часто проходило больше года. Причины отказа тоже не отличались новизной - наличие поблизости действующего храма, аварийность культового здания, некорректно составленные заявления с поддельными подписями, использование церкви под хозяйственные или культурные нужды, отсутствие кадров. Часто уполномоченный подолгу отсутствовал на рабочем месте, находясь в командировках по области, что тормозило открытие храмов.

Борьбу за открытие храмов отражают ходатайства верующих уполномоченному и в другие инстанции -Совет по делам РПЦ, Совет министров СССР, управляющему епархией, в Патриархию. В 1946 г. верующими Калининской епархии было подано 310 обращений (в среднем по 2 обращения на каждый из 146 вакантных приходов), в 1947 г. - 312 (по 3,3 на 94 прихода), в 1950 г. - 62 (по 2,4 на 25), в 1951 г. - 17 (по 1,5 на 11), в 1953 г. - 31 (по 1,8 на 17), в 1954 г. - 19 (по 1,4 на 13) [3, Л. 2]. По данным М.В. Шкаровского, по количеству поданных заявлений за 1944-1947 г. Калининская епархия (1467) находилась на 3 месте из епархий РФСР после Рязанской (2490) и Московской (1819) [20, с. 343]. Под заявлениями чаще всего подписывались женщины, пенсионеры, инвалиды и люди, материально заинтересованные в открытии церкви (казначеи, старосты, просвирни, алтарницы, сторожа, певчие и т.д.). В послевоенные голодные годы церковь для самых незащищённых слоёв населения была последней надеждой.

Анализ ходатайств об открытии храмов показал, что мотивы, указанные в ходатайствах об открытии церквей, самые разные - некрещёные дети, невенчанные пары, неотпетые покойники, отсутствие поблизости церквей. Многие матери жаловались, что не могут помолиться об упокоении погибших на войне детей [5, Л. 3942]. Экономические проблемы, дефицит продуктов люди связывали с потерей веры в Бога [4, Л. 93].

Наиболее активные верующие приходили в ведомство уполномоченного, к епархиальному архиерею, в Патриархию, Совет по делам РПЦ с просьбой об открытии храмов. Например, в отчёте за 2-ой квартал 1946 г. уполномоченный сообщает, что в период с апреля по июнь 1946 г. им было принято 195 человек. Некоторые из них приходили в город пешком за десятки километров и в резких формах настаивали удовлетворить их ходатайства, приводили текст из конституции о свободе вероисповедания, обвиняли уполномоченного в бюрократизме, в нечуткости, в нежелании пойти навстречу населению [5, Л. 30]. В деле об открытии храма в д. Николо-Реня, Завидово, Толмачи можно увидеть множество заявлений верующих в разные инстанции [17, Л. 29]. В отчаянии добиться правды, верующие пытались подкупить уполномоченного подарками (деньгами, продуктами и др.). Например, жители села Уральское Лихославьского района предложили уполномоченному

корзиночку яиц за пересмотр решения об открытии храма. Подарок принят не был [1, Л. 44]. В деле церкви с. Троица Удомельского района отложился акт допроса старосты Петухова А.А., который предложил уполномоченному 500 руб. за ускорение регистрации священника к его приходу [15, Л. 2-5].

В отчётах Калининского епархиального управления управляющие епархией из года в год отмечают активность верующих - ходатаев об открытии храмов. Например, в 1948 г. епископ Арсений подчёркивает, что от верующих поступило множество ходатайств. Верующие сокрушались, что не могут удовлетворить свои духовные потребности из-за отсутствия храмов, а сами церкви, построенные их предками, разрушаются, просили разрешения хотя бы отремонтировать храмы [16, Л. 8]. В отчёте за 1956 г. архиепископ свидетельствует: «Ходаки от верующих об открытии храмов и назначении священников на вакантные места часто осаждают Архиепископа, но, к сожалению, не всегда можно удовлетворить просьбы верующих из-за недостатка в кадрах священнослужителей, а дело открытия храмов не зависит от Управляющего Епархией» [18, Л. 4].

В связи с дефицитом действующих храмов и зарегистрированного духовенства верующие подчас сами выполняли функции священников. Нелегальные собрания верующих происходили в домах г. Осташкова, г. Кимры, в церкви на погосте Серемха Осташковского района, совершались паломничества на Оковецкий святой ключ [5, Л. 32]. Конкурентами рукоположенных клириков становились женщины, которые в годы закрытия церквей прятали у себя иконы и церковную утварь [11, с. 52].

По статистике открытия храмов в Калининской епархии (табл. 1) на 1943 г. (начало «церковного возрождения») было открыто 58 храмов, за 1944-1950 гг. по данным уполномоченного по решению правительства СССР открыто 34 храма [2, Л. 13]. По настоятельным ходатайствам верующих был открыт в 1946-1947 гг. собор «Белая Троица» в областном центре г. Калинине, в районных городах в Осташкове Знаменская церковь, в Торжке Михайло-Архангельская церковь др. приходы [6, Л. 15-22]. К 1948 г. стали ощущаться перемены в правительственном курсе: часть управленцев считала послабления церкви слишком радикальными. К тому же переход к мирной жизни уже состоялся и церковь вновь стала идеологическим соперником. Это заметно в статистике открытия храмов. Во многих действующих храмах прекращаются богослужения из-за отсутствия духовенства. Возобновление службы и восстановление регистрации церквей, как видно из таблицы, происходит только после смерти И.В. Сталина с 1953 по 1958 г. По количеству действующих церквей на 1955 г. (окончание «церковного возрождения) Калининская епархия была одной из лидирующих в Центральной России - 80 храмов [4, Л. 60] (после Московской - 213, Ярославской - 143) [19].

Таблица 1. Церкви Калининской епархии в 1946-1964 гг.

Дата 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952

Зарегистрированные церкви 94 97 98 94 90 80 80

Действующие / недействующие 89/5 92/5 92/6 86/8 73/17 69/11 60/20

Дата 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1964

Зарегистрированные церкви 80 80 84 87 91 91 57

Действующие / недействующие 61/19 64/16 80/4 82/5 82/9 88/3 47/10

Подсчитано по: ГАТО. Ф. Р-2723. Оп. 1. Д. 11. Л. 75; Д. 12. Л. 27; Д. 13. Л. 55 и др .

Подводя итоги, можно отметить, что в документах Совета по делам РПЦ, созданного в 1943 г., Калининская епархия числится одной из самых активных на территории РСФСР по борьбе за открытие храмов. Проведённое исследование в целом подтверждает это утверждение и позволяет заключить, что этот период был наиболее благоприятным для верующих епархии после 1917 г., они, хоть и с ограничениями, всё же получили возможность молиться в своих храмах и участвовать в церковной жизни.

Список литературы

1. Государственный архив Тверской области (ГАТО). Ф. Р-2723. Оп. 1. Д. 10.

2. ГАТО. Ф. Р-2723. Оп. 1. Д. 11.

3. ГАТО. Ф. Р-2723. Оп. 1. Д. 12.

4. ГАТО. Ф. Р-2723. Оп. 1. Д. 15.

5. ГАТО. Ф. Р-2723. Оп. 1. Д. 7.

6. ГАТО. Ф. Р-2723. Оп. 1. Д. 8.

7. Гордиенко Н.С. Современное русское православие. - Л.: Лениздат, 1988. - 302 с.

8. Курляндский И.А. Политика сталинской власти в отношении открытия православных церквей в СССР в 1943-1953 гг. // Советское государство и общество в период позднего сталинизма. 1943-1953 гг.: Материалы VII международной научной конференции. Тверь, 4-6 декабря 2014 г. - М.: Полит. энциклопедия; Президентский центр Б.Н. Ельцина, 2015. - С. 519-526.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Курляндский И.А. Сталин, власть, религия. - М.: Кучково поле, 2011. - 720 с.

10. Куроедов В.А. Религия и церковь в советском государстве. - М.: Политиздат, 1981. - 263 с.

11. Леонтьева Т.Г. Калининская епархия в послевоенный период (1945-1953 гг.) // Вестник Тверского государственного университета. - Серия: История. - № 4. - 2016. С. 39-58.

12. Леонтьева Т.Г. Церковная повседневность эпохи позднего сталинизма в провинциальном измерении // Советское государство и общество в период позднего сталинизма. 1943- 1953 гг.: Материалы VII международной научной конференции. Тверь, 4-6 декабря 2014 г. - М.: Полит. энциклопедия; Президентский центр Б.Н. Ельцина, 2015. - С. 8-16.

13. Одинцов М.И. Русская православная церковь накануне и в эпоху сталинского социализма. 1917-1953 гг. - М.: Политическая энциклопедия, 2014. - 424 с.

14. Постановление СНК СССР «О порядке открытия церквей» от 28 ноября 1943 г. № 1325 // Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Сборник документов / Сост. О.Ю. Васильева, И.И. Кудрявцев, Л.А. Лыкова. - М.: Издательство Крутицкого подворья; Общество любителей церковной истории, 2009. - С. 263-265.

15. Тверская епархиальная научная библиотека. Архивный отдел (ТЕНБ АО). Ф. 2. Д. 189.

16. ТЕНБ АО. Ф. 2. Д. 165.

17. ТЕНБ АО. Ф. 2. Д. 238.

18. ТЕНБ АО. Ф. 2. Д. 322.

19. Федотов А.А. Особенности развития Русской Православной Церкви в Центральной России в 19431958 гг. Б. м., 2013. // Богослов.ги. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bogoslov.ru/text/3541536.html (дата обращения 25.10.2020).

20. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в XX веке. - М.: Вече, Лепта, 2010. - 480 с.

DMITRIEV Nikolai Alexandrovich

History and archeology

The Tver State University (Tver, Russian Federation), ost-nikolai@yandex.ru

The struggle of believers for churches in the Kalinin Diocese in the period

of "church revival"

Scientific adviser: Abstract: The article is devoted to one of the aspects of state-church

Tatiana Leontieva relations in the USSR - the struggle of believers for churches in the

Paper submitted on: 12/10/2020; Kalinin diocese during the "church revival". The author describes the

Accepted on: 12/I8/2020; concept of "church revival", examines the procedure for opening

churches, and studies the forms of struggle of believers for opening churches. On the basis of archival data, author concluded about the high activity of believers and the effectiveness of this struggle. Keywords: Kalinin diocese; "church revival"; opening of churches; believers; parish; petitions; commissioner of the Council for the Affairs of the Russian Orthodox Church; bishop.

Bibliography

1. State Archives of the Tver region (GATO). F. R-2723. Op. 1. D. 10.

2. GATO. F. R-2723. Op. 1. D. 11.

3. GATO. F. R-2723. Op. 1. D. 12.

4. GATO. F. R-2723. Op. 1. D. 15.

5. GATO. F. R-2723. Op. 1. D. 7.

6. GATO. F. R-2723. Op. 1. D. 8.

7. Gordienko N.S. Sovremennoe russkoe pravoslavie. - L.: Lenizdat, 1988. - 302 s.

8. Kurlyandskii I.A. Politika stalinskoi vlasti v otnoshenii otkrytiya pravoslavnykh tserkvei v SSSR v 1943-1953 gg. // Sovetskoe gosudarstvo i obshchestvo v period pozdnego stalinizma. 1943-1953 gg.: Materialy VII mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. Tver', 4-6 dekabrya 2014 g. - M.: Polit. entsiklopediya; Prezidentskii tsentr B.N. El'tsina, 2015. - S. 519-526.

9. Kurlyandskii I.A. Stalin, vlast', religiya. - M.: Kuchkovo pole, 2011. - 720 s.

10. Kuroedov V.A. Religiya i tserkov' v sovetskom gosudarstve. - M.: Politizdat, 1981. - 263 s.

11. Leontieva T.G. Kalinin Diocese in the postwar period (1945-1953 biennium) // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. - Seriya: Istoriya. - № 4. - 2016. - S. 39-58.

12. Leontieva T.G. Tserkovnaya povsednevnost' epokhi pozdnego stalinizma v provintsial'nom izmerenii // Sovetskoe gosudarstvo i obshchestvo v period pozdnego stalinizma. 1943- 1953 gg.: Materialy VII mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. Tver', 4-6 dekabrya 2014 g. - M.: Polit. entsiklopediya; Prezidentskii tsentr B.N. El'tsina, 2015. -S. 8-16.

13. Odintsov M.I. Russkaya pravoslavnaya tserkov' nakanune i v epokhu stalinskogo sotsializma. 1917-1953 gg. - M.: Politicheskaya entsiklopediya, 2014. - 424 s.

14. Postanovlenie SNK SSSR «O poryadke otkrytiya tserkvei» ot 28 noyabrya 1943 g. № 1325 // Russkaya pravoslavnaya tserkov' v gody Velikoi Otechestvennoi voiny 1941-1945 gg. Sbornik dokumentov / Sost. O.Yu. Vasil'eva, I.I. Kudryavtsev, L.A. Lykova. - M.: Izdatel'stvo Krutitskogo podvor'ya; Obshchestvo lyubitelei tserkovnoi istorii, 2009. - S. 263-265.

15. Tver diocesan scientific library. Archival department (TENB AO). F. 2. D. 189.

16. TENB AO. F. 2. D. 165.

17. TENB AO. F. 2. D. 238.

18. TENB AO. F. 2. D. 322.

19. Fedotov A.A. Osobennosti razvitiya Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi v Tsentral'noi Rossii v 1943-1958 gg. B. m., 2013. // Bogoslov.ru. [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.bogoslov.ru/text/3541536.html (data obrashcheniya 25.10.2020).

20. Shkarovskii M.V. Russkaya Pravoslavnaya Tserkov' v XX veke. - M.: Veche, Lepta, 2010. - 480 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.