складывалось впечатление об Узбекистане как о глубокой провинции и культурной окраине СССР. Получив независимость, республика сделала многое и для развития своей экономики, и для развития своей культуры. Узбекистан добивается возвращения себе положения страны, которая была бы не только центром образования и науки в Азии, но также центром мусульманской учености. Новое прочтение национальной истории Узбекистан начал с нескольких символических жестов. В советские годы в сквере в центре Ташкента был поставлен памятник К. Марксу, сходный с тем, что стоит в Москве. Неожиданно этот памятник исчез, а на его месте появился памятник Тимуру - всадник на боевом коне с протянутой вперед рукой. На постаменте - слова, которые, согласно легенде, считал главными для себя полководец - «сила и справедливость». На другой площади Ташкента место памятника Ленину занял больших размеров глобус с увеличенным рельефным изображением Узбекистана. Тем не менее в Узбекистане никто не пытается осуждать все то, что было связано с его советской историей, хотя и относятся к ней критически. Это помогает лучше осваивать наследие советского времени. Конечно, здесь было пересмотрено все то, что относится к так называемому «хлопковому делу» 80-х годов.
В Узбекистане весьма почитаем сегодня бывший партийный лидер республики Ш. Рашидов. Там внимательно изучают не только историю своей страны, но и историю всего мусульманского Востока. Ташкент сегодня - это важный центр мирового востоковедения. Канонизировав Тимура как ключевую личность национальной истории, Узбекистан не отбрасывает социальные достижения и культурное наследие советского периода, а также ценности социализма. На этих, казалось бы трудно совместимых основаниях, в самом центре исламского мира создается новый Узбекистан.
«Дальний Восток», Хабаровск, № 1, 2007 г., с. 143-149.
Азер Байрамов,
политолог
БОРЬБА ВЕДУШИХ НЕФТЯНЫХ МОНОПОЛИЙ МИРА ЗА ТЭК АЗЕРБАЙДЖАНА
Закон о защите иностранных инвестиций, принятый в 1992 г., разрешает допуск прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в любую отрасль национальной экономики, открытую для иностранного
57
инвестора. Запрет действует лишь в отношении сфер обороны и национальной безопасности. Жестко регулируются иностранные капиталовложения в ключевые отрасли экономики - энергетику и мобильную связь. В нефтегазовую сферу они допускаются только в рамках соглашений о разделе продукции (СРП), подписываемых Государственной нефтяной компанией Азербайджанской Республики (ГНКАР) и ратифицированных парламентом (милли меджлисом). В ряде отраслей ограничена доля иностранного участия в уставном капитале предприятий, например в банковском секторе - до 50%.
Закон разрешает создание совместных предприятий, компаний, полностью принадлежащих иностранному инвестору, открытие представительств и филиалов зарубежных структур. Закон гарантирует иностранному инвестору режим не менее благоприятный, чем действующий в отношении местных компаний, то есть национальный режим. Это соответствует мировой практике и рекомендациям международных экономических организаций, в том числе Всемирного банка, ВТО, ОЭСР. Инвестору гарантируется свобода перевода прибыли и других форм доходов от своей деятельности, защита от возможной национализации или реквизиции собственности, за исключением специально оговоренных законодательством случаев. До сих пор ни одного случая национализации или реквизиции зарубежной собственности в азербайджанской практике не было.
Еще один тип законодательных актов в Азербайджане - международные договоры и соглашения. Среди них межгосударственные соглашения о взаимной защите и поощрении иностранных инвестиций, подписанные с 18 странами мира, в том числе с США, Австрией, Францией, Украиной, Узбекистаном, Киргизией, Казахстаном. С Россией такого соглашения нет.
Азербайджан отличается либеральной валютной системой при почти полном отсутствии ограничений на конвертацию средств от инвестиционной деятельности в иностранную валюту по рыночному курсу. Еще один фактор, определяющий инвестиционный климат страны, - степень открытости национальной экономики. Согласно данным неправительственного Фонда «Heritage Foundation», ежегодно рассчитывающего индекс экономической свободы, Азербайджан занимает 123-е место в мире. Ее индекс равен 3,51, т.е. экономика является в большей части закрытой.
58
Макроэкономическая ситуация, сложившаяся в республике в 2000-е годы, оказала положительное влияние на инвестиционный климат, но осталось и немало проблем. Среди них - крупный государственный сектор экономики с большим числом убыточных предприятий, попытки вмешательства государства в деятельность частного сектора. Излишнее госрегулирование в форме лицензирования, сертификации, низкая оплата труда чиновников, общая слабость управления являются предпосылками для коррупции. Вследствие слабого развития банковской системы и рынка капитала ограничен доступ малых и средних компаний к капитальным ресурсам. Недостаточно высока степень защиты прав и интересов иностранных инвесторов, выполнения контрактных обязательств, требует совершенствования существующая практика установления цен на энергоресурсы и транспортные услуги.
Благодаря крупным запасам энергоресурсов Азербайджан является одной из самых успешных стран с переходной экономикой, прежде всего на постсоветском пространстве, по привлечению иностранных инвестиций. Доля иностранных инвестиций в ВВП республики выросла с 15-25% в конце 90-х годов до 50% в 2004 г. Они составляют 85% всех капиталовложений в азербайджанскую экономику, причем 75% из них являются прямыми.
Основной инвестор в экономику Азербайджана - Великобритания, объем ее иностранных инвестиций возрос с 0,7 млн. до 96,7 млн. долл. На втором месте - ОАЭ, совокупный объем инвестиций которых увеличился с 0,7 млн. до 63,5 млн. долл. На третьем месте - США: 2,1 млн. в 1995 г. и 45,5 млн. долл. в 2004 г. Иностранные инвестиции в три крупнейших морских месторождения энергоресурсов Азербайджана - Азери, Чираг, Гюнешли - уже составили 2 млрд. долл., а по прогнозу возрастут до 15 млрд. долл. Крупнейшим из иностранных инвесторов является ВР (Бритиш Петролеум), владеющая 25,5% акций самого крупного месторождения страны - Шах-Дениз в составе Азербайджанской международной операционной компании. Корпорация вложила в разработку месторождения 3,1 млрд. долл. Она также является ведущим акционером по разработке третьего по значению месторождения углеводородного сырья - Алов. Из числа новых инвесторов необходимо отметить китайскую государственную нефтяную компанию СОТС, владеющую 30% акций по разработке месторождения Кур-санги - Карабах. Российская корпорация «ЛУКойл» имеет по 50% акций в разработке сухопутных месторождений Говсани и Зих,
59
Ширвани. Ее доли в разработке морских месторождений AMOK -10%, Ялама (Д-222) - 60, Шах-Дениз - 10%. В 2003 г. «ЛУКойл» вышла из инвестиционного проекта Азери - Чираг - Гюнешли. Подобный шаг стал следствием новой стратегии корпорации по диверсификации своего участия в различных инвестиционных проектах, в которых она не является оператором.
Экономика страны стоит перед непростой задачей - необходимостью открытия новых месторождений углеводородного сырья. В противном случае поток зарубежных инвестиций будет постоянно снижаться. Среди других проблем назовем следующие: более 80% привлеченных в проекты инвестиций идет на закупку технологического оборудования, сырья и материалов в развитых странах, на оплату деятельности зарубежных сервисных компаний. Соответственно на долю совместных компаний, зарегистрированных в Азербайджане, остается менее 20% совокупных зарубежных инвестиций, но и эта доля в абсолютном выражении будет уменьшаться начиная с 2009 г. Кроме того, количество рабочих мест, созданных в рамках реализации инвестиционных проектов в ТЭК, будет сокращаться по мере уменьшения инвестиционных потоков.
Всего Азербайджан заключил 23 соглашения о разделе продукции с 30 компаниями из 15 стран мира. За 1995-2004 гг. суммарный объем привлеченных зарубежных инвестиций только по подписанным нефтяным и газовым контрактам составил 60 млрд. долл. Не все инвестиционные проекты оказались успешными, некоторые из них провалились. В 1998 г. экономически нецелесообразными были признаны проекты Карабах и Дан-Улдузу - Ашрафи при прогнозных запасах нефти в 200 млн. т и с совокупным инвестиционным потенциалом в 4 млрд. долл. В 2001-2003 гг. подобная участь постигла четыре других соглашения о разделе продукции: Ленкорань - Дениз - Талыш - Дениз; Атешгях - Янан - Тава - Му-гань - Дениз; Огуз; Кюрдаши - Араз - Дениз - Мугань - Дениз. Прогнозные запасы нефти перечисленных четырех СРРД составляют 280 млн. т, а совокупный инвестиционный потенциал -8,3 млрд. долл.
Таким образом, реально и плодотворно работают только четыре соглашения о разделе продукции. Это - «контракт века» по разработке нефтяных месторождений Азери - Чираг - Гюнешли, разработка месторождения природного газа Шах-Дениз, строительство и ввод в эксплуатацию нефтепровода Баку - Тбилиси - Джей-хан, которые дадут стране совокупный доход в объеме 27-64 млрд.
60
долл. и обеспечат работой до 3 тыс. человек в пиковые периоды. Завершается строительство Южно-Кавказского трубопровода. Реализуются еще семь соглашений по доразработке старых сухопутных месторождений Азербайджана, но их вклад в общую добычу нефти в стране минимален.
Положительные моменты подписанных соглашений о разделе продукции для азербайджанской экономики следующие: привлечены зарубежные инвестиции в объеме 16,8 млрд. долл.; предусмотрена добыча 950 млн. т условного топлива в рамках двух соглашений АЧГ и Шах-Дениз до 2025 г., что позволит в перспективе ликвидировать зависимость от импортных закупок природного газа для внутренних нужд и начать собственный экспорт (как это было до 1991 г.); сдан в эксплуатацию трубопровод Баку — Тбилиси — Джейхан протяженностью 1760 км, пропускной способностью 50 млн. т нефти в год и объемом инвестиций 2,95 млрд. долл.; ведется сооружение Южно-Кавказского газопровода пропускной способностью 8 млрд. куб. м природного газа в год и стоимостью 0,9 млрд. долл., что даст возможность диверсифицировать географию экспортных трубопроводов страны.
При явных преимуществах соглашений о разделе продукции для азербайджанской экономики у них есть и негативные стороны. К ним относятся:
- крайне низкая доля национального капитала в инвестиционных проектах. В трех крупнейших проектах - АЧГ, Шах-Дениз и Баку - Тбилиси - Джейхан доля национального капитала не превышает 10%, а значительная часть инвестиций идет на закупку необходимого оборудования и материалов зарубежного производства. В самой стране финансовые средства расходуются на приобретение строительных материалов, продовольствия и горючесмазочных материалов, на оплату труда местных работников и совместных сервисных предприятий. Так, оператор трех крупнейших проектов ВР Azerbaijan использовал труд румынских сварщиков для производства глубоководных оснований двух морских стационарных платформ, сославшись на то, что для подготовки квалифицированного сварщика необходимо как минимум десять лет;
- реально (но с разной степенью эффективности) осуществляется половина из 23 подписанных соглашений о разделе продукции. Причины носят как экономический (например, прогнозы в отношении некоторых проектов не оправдались после бурения разве-
61
дочных и оценочных скважин), так и политический (из-за позиции Ирана по отношению к южно-каспийским проектам) характер;
- фактический объем привлеченных зарубежных инвестиций оказался меньше ожидавшегося объема;
- соглашения не предусматривают модернизацию предприятий нефтяного машиностроения, создание новых производств, что позволило бы облагородить структуру экспорта, уменьшить зависимость от закупок иностранного оборудования и обеспечить работой десятки тысяч граждан.
Таким образом, опыт Азербайджана по привлечению иностранных инвестиций позволяет сделать целый ряд выводов как о положительном влиянии ПИИ на экономику страны, так и о необходимости постоянно контролировать процесс заключения соглашений о разделе продукции, чтобы свести к минимуму возможные негативные последствия реализации этих соглашений для экспортного потенциала страны.
«Власть», М., 2007 г., № 1, с. 55-58.
КАЗАХСТАН: ПРЕТЕНЗИИ НА РЕГИОНАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО МОГУТ ТОРМОЗИТЬ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Казахстан сегодня уже является региональным гегемоном Центральной Азии, и это может казаться лестным для страны, но в то же время создает риски для успеха интеграционных процессов в регионе - это мнение, озвученное известным политологом из Англии Акинер, можно считать одной из новаций, прозвучавших в ходе конференции. «Центральная Азия 2007: ключевые факторы безопасности», прошедшей в марте 2007 г. в Алма-Ате. Организаторами ее стали Институт мировой экономики и политики при Фонде Президента Республики Казахстан и Фонд им. Фридриха Эберта. Суть этих рисков эксперт видит в том, что соседние азиатские страны СНГ не готовы разделять лидерские амбиции Казахстана, и чем настойчивее они будут озвучиваться, тем сильнее будет отторжение. На экспертном уровне такая оценка публично звучит впервые, хотя в кулуарных беседах об этом говорилось давно. И к этому взгляду стоит отнестись внимательно.
62