УДК 316.48
С. Л. Таланов, А. В. Лымарев
Борьба с терроризмом в США, Великобритании, Израиле, России
В статье изучаются механизмы предупреждения и профилактики терроризма и экстремизма в некоторых экономически передовых странах мира (США, Великобритания, Израиль). Предлагаются мероприятия, направленные на уменьшение уровня террористической угрозы в России.
Ключевые слова: терроризм, экстремизм, этические и религиозные доминанты терроризма.
S. L. Talanov, A. V. Lymarev
Struggle against Terrorism in the USA, Great Britain, Israel, Russia
In this article authors study the mechanisms of terrorism and extremism warning and prevention in some advanced countries (the USA, the UK and Israel). The authors make some suggestions in using the events directed to reduce the terrorism threat level in Russia.
Keywords: terrorism, extremism, ethical and religious terrorism dominants.
Актуальность исследования
После распада СССР стремительные изменения в социальной действительности привели к объективным противоречиям в сферах экономики, быта, духовного развития и создали в России сложную криминальную ситуацию, которая способствовала росту напряженности в обществе. Неправильная миграционная политика в начале 90-х гг. привела к миграционному приросту выходцев из СНГ. Была разрушена прежняя система профилактики правонарушений. В стране наблюдается небывалый рост преступности, а также развитие ее наиболее опасной формы - терроризма.
Эмпирическая база исследования
В мае 2010 г. было проведено социологическое исследование с использованием метода фокус-групп по проблеме противодействия терроризму и экстремизму в Ярославской области. Отбор экспертов проводился, прежде всего, по критерию их компетентности, так как числен-
ность и репрезентативность группы экспертов оценивается не столько статистическими, сколько качественными показателями.
Кроме того, проведен контент-анализ журнальных статей (п=781; в период с 2008 по октябрь 2010 г.) в специализированных изданиях федерального уровня по проблеме терроризма и национальной безопасности («Национальная безопасность», «Безопасность Евразии», «Национальные интересы: приоритеты и безопасность», электронный научный журнал «Проблемы безопасности»).
Нами применены количественные и качественные методы, с акцентом на качественные стратегии - методы интервью и включенного наблюдения, позволяющие получить наиболее глубокий исследовательский материал. Количественные методы (статистические материалы, отражающие показатели преступности и социального контроля по РФ, ЦФО и анализ документов) выступили в роли вспомогательных.
Состав фокус-группы
Респондент (Участник) Пол Возраст Образование Квалификация Специальность Стаж* Должность
№ 1 мужчина 35 лет высшее юрист юриспруденция 12 лет старший оперуполномоченный уголовного розыска (УВД г. Рыбинска и Рыбинского района)
© Таланов С. Л., Лымарев А. В., 2011
Состав фокус-группы
Респондент (Участник) Пол Возраст Образование Квалификация Специальность Стаж* Должность
№ 2 женщина 37 лет высшее юрист юриспруденция 11 лет судья (г. Ярославль)
№ 3 мужчина 33 года высшее юрист юриспруденция 14 лет Судья (г. Рыбинск)
№ 4 мужчина 30 лет высшее юрист юриспруденция 10 лет ФСБ (г. Ярославль)
№ 5 женщина 38 лет высшее юрист юриспруденция 13 лет ФСБ (г. Рыбинск)
№ 6 женщина 32 года высшее юрист юриспруденция 8 лет следователь ФСБ (г. Ярославль)
№ 7 женщина 28 лет высшее юрист юриспруденция 5 лет ФСБ (г. Ярославль)
№ 8 женщина 32 года высшее юрист юриспруденция 7 лет старший инспектор (Федеральное бюджетное учреждение межрайонная уголовно-исполнительная инспекция)
№ 9 женщина 54 года высшее юрист юриспруденция 8 лет служба безопасности (администрация городского округа г. Рыбинска)
* работа в правоохранительных органах
Первый блок исследования был посвящен экспертной оценке состояния организации борьбы с терроризмом и экстремизмом в Ярославской области. Участникам группового интервью были заданы вопросы: Какие неотложные меры необходимы для повышения эффективности борьбы с терроризмом и экстремизмом в Ярославской области и в стране в целом? Каковы, на ваш взгляд, основные причины роста террористической угрозы?
Участники группового интервью как «напряженную» оценили ситуацию, связанную с противодействием терроризму в стране. В качестве основных причин террористической угрозы указали миграцию из ближнего зарубежья, рост безработицы, распространение в СМИ (особенно в Интернете) идей и взглядов, ведущих к росту насилия, неравенства и нетерпимости.
Второй блок исследования был посвящен вопросам профилактики террористической угрозы и ее прогнозу на ближайшие годы. Участникам группового интервью были заданы вопросы: Кто должен заниматься профилактикой терроризма? Как, по вашему мнению, будет складываться ситуация, связанная с террористической угрозой в Ярославской области в ближайшие годы?
Участники фокус-группы отметили, что требуется продуманная и действенная система госу-
дарственных мер, направленных на борьбу с терроризмом. Обусловлено это тем, что существующая система противодействия терроризму в Ярославской области, отсутствие координации взаимодействия между различными службами и ведомствами, связанными с производством дел в отношении террористов, системная разобщенность правоохранительных органов способствует узковедомственному подходу, что приводит к отрицательному результату при противодействии терроризму. Кроме того, необходимо расширить полномочия правоохранительных органов.
Эксперты-практики выделили 4 фактора, которые, по их мнению, в наибольшей степени препятствуют борьбе с терроризмом в Ярославской области.
1. Безучастность граждан в поиске подозреваемых (неинформирование). Неэффективная работа агентуры в Северо-Кавказском округе.
2. Частое реформирование, «перетасовка» правоохранительных органов.
3. Низкий авторитет милиции в обществе, неудовлетворительные условия труда, социальная незащищенность, материальная необеспеченность сотрудников правоохранительных органов.
4. Отсутствие должного взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с правоохранительными органами области по противодействию терроризму.
Далее приводим некоторые высказывания экспертов.
Участник № 9: В Ярославской области террористические акты совершаются в основном представителями с Северного Кавказа. Почему с терроризмом должны бороться только Национальный антитеррористический комитет (НАК), ФСБ и МВД? Важно, чтобы в этот процесс включились и другие службы и ведомства. Например, я считаю, что срочно необходимо ужесточить миграционную политику в стране.
Участник № 7: Впервые месяцы после взрывов в Волгодонске, Москве телефоны в ФСБ, УВД разрывались от звонков бдительных граждан. Сотрудники оперативных служб не успевали принимать сообщения, идущие одно за другим. В настоящее время телефоны доверия, как правило, молчат, что затрудняет пресечение террористических актов. Необходимо оповещать население о террористической угрозе и о телефонах доверия ФСБ и МВД. Ввести шкалу уровней террористической угрозы для оповещения населения о возможных терактах, как в США.
Участник № 3: Необходимо вернуть в ст. 44 Уголовного кодекса РФ вид наказания «конфискация имущества», хотя бы для той категории граждан, которые привлекаются к уголовной ответственности за особо тяжкие преступления, в первую очередь для террористов.
Участник № 1: Рост терактов связан с ростом безработицы и социальной напряженности. Наличие так называемой «маятниковой» миграции населения, затрудняющей своевременное выявление и профилактику лиц, совершающих теракты, а также раскрытие совершенных ими преступлений.
Участник № 5: Профессиональная деградация и дезориентация личности в условиях рыночной экономики способствуют росту террористической угрозы.
Участник № 8: Изучала дела осужденных, большинство привлеченных к уголовной ответственности за совершение терактов на момент задержания активно употребляли наркотики. Если бы нас своевременно информировали наркологические службы о лицах, которые к ним обращаются, и вообще о состоящих в их учреждениях лицах, можно было бы вести активную профилактическую, а также агентурную работу.
Участник № 4: Только за 9 месяцев 2010 г. в Северо-Кавказском федеральном округе совершено 246 преступлений террористического характера, 37 диверсионно-террористических актов. Это 76 % от общего количества в РФ. Ди-версионно-террористические группы, действующие в округе, продолжают периодически серьезно дестабилизировать общественно-политическую ситуацию в регионе. В настоящее время благодаря военной реформе в стране образовано 85 бригад различного назначения, которые способны контролировать ситуацию и адекватно реагировать на террористические угрозы. К сожалению, оружие с Северного Кавказа по-прежнему поступает преступным группировкам Ярославской области.
Кроме того, на мой взгляд, у некоторой части населения широкий доступ к оружию. Нужно ужесточить контроль за выдачей и хранением оружия.
Участник № 2: Важно ужесточить ответственность за пособничество террористам». Все чаще к уголовной ответственности за терроризм привлекаются бывшие военнослужащие. Предлагаю создавать больше рабочих мест для уволенных в запас.
Участник № 6: Почему до сих пор не закрыт доступ в Интернете к сайтам, содержащим призывы к национальной розни? Куда смотрят соответствующие подразделения? При реализации стратегии предпочтение должно отдаваться мерам профилактического, культурного, воспитательного и образовательного характера. Ориентация на увеличение (ужесточение) сроков наказания или необдуманное их уменьшение, как показал мировой и отечественный опыт, не обеспечивает устойчивого успеха по противостоянию террористической угрозе, и, как правило, порождает дополнительные трудности, усложняет решение проблемы.
С нашей точки зрения профилактическая работа должна строиться с применением всех современных форм социального контроля, включая информационный социальный контроль, осуществляемый в ходе деятельности средств массовой информации по освещению темы террористической угрозы и правоохранительной проблематики. Управление информационными потоками позволяет акцентировать внимание общественности на тех или иных вопросах общественной безопасности, подключать общественную поддержку к осуществлению социальных программ
и мер, осуществляемых правоохранительными органами и властями, общественными организациями.
На страницах российских научных журналов постоянно идет острая и в то же время корректная дискуссия по самым актуальным проблемам национальной безопасности. Предлагаются конкретные меры по уменьшению террористической угрозы. К сожалению, к мнению экспертов не всегда прислушиваются соответствующие подразделения и службы.
За последние годы на территории России на железнодорожном транспорте, в метро и в аэропортах было совершено более десятка терактов. Для их предотвращения периодически и целенаправленно разрабатываются, принимаются законы, издаются указы и постановления [1]. К сожалению, ликвидировать угрозу терактов пока не удалось. Яркий пример - теракт 24 января 2011 г. в аэропорту Домодедово, который выявил, помимо традиционных проблем, связанных с обеспечением безопасности (в частности, неинформированность), еще одну проблему - разобщенность служб безопасности в аэропортах.
Учитывая, что, к сожалению, террористическая угроза по-прежнему сохраняется, нелишне обратиться к зарубежному опыту борьбы.
В западных странах после распада СССР произошло изменение направления внешнеполитического вектора с противостояния Советскому союзу на борьбу с терроризмом, который постепенно стал восприниматься как наиболее серьезная угроза национальной и глобальной безопасности. Проблема противодействия терроризму, особенно после событий 11 сентября 2001 г., стала наиболее актуальной в XXI в., что привело к изменению нормативной базы, регулирующей работу специальных служб, направленных на борьбу с террором. Анализ методов работы западных спецслужб позволил выявить слабые места в области координации информации и разграничения полномочий. Особое место при обсуждении методов борьбы с международным терроризмом занимает вопрос о предупреждении потенциальной террористической угрозы. Так, в США особое значение уделяется деятельности средств массовой информации, являющихся наиболее современной и популярной формой социального контроля. Долгосрочная британская стратегия по противодействию терроризму выразилась в четырех направлениях: «предотвращение», «преследование», «защита» и «готовность». Среди основных приоритетов в данной
области можно выделить обеспечение безопасности общества и сведение к минимуму возможностей нарушения повседневных условий жизни; обеспечение гарантии того, что люди и организации, как в государственном, так и в частном секторах, отвечающие за защиту от террористов и ликвидацию последствий терактов, могли эффективно выполнять свои обязанности; доведение до сведения всех компаний и организаций степени террористической угрозы и обеспечение условий, гарантирующих принятие этими компаниями и организациями необходимых, адекватных угрозе мер безопасности для защиты собственности и персонала.
После взрывов 7 июля 2005 г. в Лондоне правительство Великобритании приняло глобальные меры по недопущению терактов на транспорте.
Так, в метро стали проводиться непрерывные проверки пассажиров. Испытания прошли специальные «умные» камеры наблюдения, издающие сигнал тревоги, если пассажир оставит какой-либо предмет без присмотра.
Станции оборудовали металлодетекторами, большим количеством камер слежения. На станциях появились полицейские с собаками, вынюхивающими взрывчатку.
С 1 февраля 2010 г. лондонский аэропорт Хитроу и аэропорт Манчестера стали проводить выборочное сканирование авиапассажиров в полный рост с помощью новых устройств. Принцип действия простой, правда, требует определенной затраты времени. Люди заходят в кабинку, где с помощью рентгеновских лучей малой силы создается трехмерное черно-белое изображение их обнаженного тела. Полученные анонимные изображения после просмотра офицером безопасности в отдельной комнате подлежат уничтожению.
Службы безопасности аэропортов проводят выборочную проверку пассажиров, которая, однако, носит обязательный характер. Если пассажир выбран для сканирования и отказывается его проходить, он не допускается к полету.
Опыт зарубежных стран может быть использован для выявления несовершенства механизмов противодействия и профилактики террористической угрозы в России, для выявления факторов, способствующих благоприятному развитию страны в области обеспечения национальной безопасности.
Предложения по уменьшению террористической угрозы
1. Установить во всех общественных местах камеры видеонаблюдения.
2. Помещения вокзалов и аэропортов разделить на маленькие залы, чтобы исключить большое скопление народу.
3. Установить рамки металлоискателей при входе во все помещения, где может наблюдаться большое скопление людей.
4. Ужесточить требования при трудоустройстве в правоохранительные органы. При трудоустройстве в полицию, службу безопасности, установить обязательную проверку на «детекторе лжи» (полиграфе).
5. Провести ревизию в миграционных подразделениях. Ужесточить внутренний (служебный) контроль за выдачей паспортов.
6. Предложить депутатам Государственной Думы РФ рассмотреть вопрос о запрете перемещения по стране родственникам террористов.
7. Вести постоянный мониторинг обстановки внутри страны и за ее пределами в целях выявления потенциальных террористических угроз.
8. Контроль пассажиров должен начинаться с момента их приближения к аэропортам и вокзалам. Для достижения этой цели необходимо установить вокруг этих территории многочисленные видеокамеры кругового контроля.
9. В местах большого скопления людей должны работать переодетые в штатское психологи, которые растворяются в толпе и ведут наблюдение поведенческих реакций пассажиров. Благодаря этому в Израиле удалось достичь снижения террористической угрозы в аэропорте им. Бен-Гуриона (Тель-Авив).
Позитивные факторы экономического и социального характера обладают естественным профилактическим свойством. Последние годы Правительством РФ уделяется серьезное внимание Северо-Кавказкому Федеральному округу. Каждый год в округе создаются новые рабочие места, увеличивается благосостояние граждан, строятся физкультурно-оздоровительные центры и т. д. Как только стабилизируется ситуация в округе, сразу произойдет уменьшение террористической угрозы в других субъектах федерации, в частности в Ярославской области.
Библиографический список
1. См.: Федеральный Закон «О противодействии терроризму» № 35-ФЗ от 6 марта 2006 г.; Федеральный Закон «О противодействии экстремистской деятельности» (в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 № 148-ФЗ, от 27.07.2006 № 153-ФЗ, от 10.05.2007 № 71-ФЗ, от 24.07.2007 № 211-ФЗ, от 29.04.2008 № 54-ФЗ); Федеральный закон РФ «О транспортной безопасности» от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ.; Указ Президента РФ «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте». № 403 от 31 марта 2010 г.