Закон и право. 2022. № 1. С. 26-29. Law and legislation. 2022;(1):26-29.
Научная статья УДК 343.85
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-1-26-29
NIION: 1997-0063-1/22-003 MOSURED: 77/27-001-2022-1-203
Борьба с преступностью и охрана правопорядка в Псковской области в первые послевоенные годы
Роман Игоревич Иваняков1, Андрей Михайлович Егоров2
1 2 Академия ФСИН России, Псковский филиал, Псков, Россия
1 skspui@gmail.com
2 egorovam2009@rambler.ru
Аннотация. Статья посвящена истории органов охраны правопорядка Псковской области начиная с момента создания области в 1944 году и включая первые послевоенные десятилетия. Особое внимание в статье уделено основным задачам правоохранительных органов в этот период, а также специфике службы.
Ключевые слова: правоохранительные органы, охрана правопорядка, милиция, органы внутренних дел, Псковская область.
Для цитирования: Иваняков Р.И., Егоров A.M. Борьба с преступностью и охрана правопорядка в Псковской области в первые послевоенные годы // Закон и право. 2022. № 1. С. 26—29. https://doi.org/10.24412/ 2073-3313-2022-1-26-29.
Original article
Crime fighting and law enforcement in the Pskov region in the first post-war years
Roman I. Ivanyakov1, Andrey M. Egorov2
1 2 Academy of the FPS of Russia, Pskov branch, Pskov, Russia
1 skspui@gmail.com
2 egorovam2009@rambler.ru
Abstract. The article is devoted to the history of the law enforcement agencies of the Pskov region since the creation of the region in 1944 and covers the first post-war decades. Particular attention in the article is paid to the main tasks of law enforcement agencies during this period, as well as to the specifics of the service.
Keywords: law enforcement agencies, law enforcement, police, internal affairs agencies, Pskov region.
For citation: Ivanyakov R.I., Egorov A.M. Crime fighting and law enforcement in the Pskov region in the first post-war years // Law and legislation. 2022;(1):26—29. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-1-26-29.
После освобождения Пскова и Псковской области Указами Президиума Верховного Совета СССР от 22 — 23 августа 1944 г. были образованы Псковская и Великолукская области. В связи с этим были сформированы областные руководящие органы, в том числе управления внутренних дел. Районные и городские отделы НКВД начали формироваться по мере освобождения районов еще до образования
© Иваняков Р.И., Егоров А.М. М., 2021.
области, а к моменту ее создания они были укомплектованы личным составом на 66 — 67% [3].
31 августа 1944 г. приказом НКВД СССР № 001071 создается Управление НКВД по Псковской области. Вновь образованное Управление НКВД Псковской области возглавил Николай Алексеевич Алмазов, занимавший до этого должность заместителя начальника УНКВД Ленинградской области по кадрам. В составе УНКВД было образовано областное Управление милиции. Разместились все областные управления по адресу: Комиссаровский переулок, дом 2.
ЗАКОН И ПРАВО • 01-2022
18 октября 1944 г. был установлен новый режим дня сотрудников: начало работы — 10.00; обед — 14 — 15.30; ужин — 19 — 20; окончание рабочего дня — 23.00.
Только в апреле 1948 г. в целях «предоставления офицерскому, начальствующему составу и сотрудникам управления возможности систематических занятий по повышению своей общей и политической грамотности» график был несколько смягчен: перерыв на обед устанавливался с 16 до 18 часов, окончание работы — в 21 час 30 минут.
И наконец, только в мае 1951 г. продолжительность рабочего дня была сокращена до 19.00.
Основные задачи милиции в послевоенный период:
1) создание истребительных батальонов для обезвреживания и разминирования территории, выявление бывших военнослужащих германской армии, находящихся на территории области, изъятие оружия, оказание помощи сотрудникам НКВД в задержании преступников. К 1 января 1945 г. в области имелось 20 таких батальонов с 1995 бойцами;
2) налаживание строгого учета населения в результате эвакуации, реэвакуации и демобилизации;
3) фильтрация репатриантов, прибывших из зарубежных стран. Менее чем за год работы после окончания войны, к апрелю 1946 г., в Псковскую область прибыло 54,6 тыс. репатриантов, среди которых могли оказаться люди, сотрудничавшие в годы войны с врагом, или граждане с преступным прошлым. Однако фильтрация из-за формального отношения к ней органов НКВД и НКГБ области сначала осуществлялась медленно: она началась с опозданием, из всех прибывших за год было профильтровано лишь около 18,5 тыс., но даже в этих условиях было выявлено 679 человек, подлежавших спецпереселению в Коми АССР сроком на пять лет;
4) изъятие у населения большого количества огнестрельного оружия, обнаруженного на местах боев и оставленного оккупантами. Например, только в течение 1946 г. органами внутренних дел Псковской области было изъято 22 пулемета, 825 винтовок, 138 автоматов, 237 револьверов и пистолетов, 41 обрез, свыше 7 тыс. различных патронов, а также 92 ед. различного холодного оружия.
Хотя эта кампания продолжалась в последующие годы, ее масштабы сокращались. В 1947 г., например, в области было изъято лишь 25 вин-
товок, 31 пистолет и револьвер, 4 автомата, 4 обреза, 630 патронов и др.;
5) одной из важнейших задач оставалась работа с беспризорными и безнадзорными детьми. Например, в течение 1946 г. в области был задержан 5651 человек, в том числе 2138 беспризорных и 2440 безнадзорных, в 1947 г. — 4598.
Основная часть задержанных поступала в детские приемники-распределители (ДПР в области было пять). Срок пребывания в ДПР устанавливался в две недели, после этого дети подлежали распределению по различным организациям. Так, из задержанных в области в 1947 г. 240 были направлены в школы ФЗУ и ремесленные училища, 722 — в детские дома, 96 — в лечебные учреждения и т.д.;
6) в рамках обеспечения охраны общественного порядка и безопасности граждан на территории области специальным решением облисполкома от 11 мая 1945 г. была установлена административная ответственность за появление в общественных местах в нетрезвом виде, распитие спиртных напитков в неустановленных местах, озорные действия, если они по своему характеру не подлежали более строгому наказанию. Виновные в нарушении этих правил подвергались исправительно-трудовым работам сроком до одного месяца или штрафу до 100 руб.
С 1 октября 1946 г. генералам и офицерам МВД повсеместно были установлены новые оклады денежного содержания: полковнику полагалось 1300 руб. в месяц, подполковнику — 1000, майору — 900, капитану — 700, старшему лейтенанту — 600, лейтенанту — 500, младшему лейтенанту — 400.
Устанавливались также надбавки за выслугу лет:
■ от двух до пяти лет — 5%;
■ от 5 до 10 лет — 10%;
■ от 10 до 15 лет — 15%;
■ от 15 до 20 лет — 20%;
■ от 20 до 25 лет — 25%,
■ от 25 до 30 лет — 30%;
■ более 30 лет — 40%.
Для сравнения: средняя заработная плата в СССР в 1946 г. составляла 520 руб.; с учетом индекса цен этого года на эту сумму можно было купить примерно 65 кг картофеля.
В первые послевоенные годы в органах внутренних дел Псковской области, как и везде, ощущался большой недостаток в кадрах. На Псковщине положение усугублялось тем, что к моменту образования области здесь не имелось гото-
ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 01-2022
вого аппарата, его предстояло сформировать заново.
Особенно высоким был недокомплект рядового состава милиции.
На 1 января 1945 г. некомплект кадров по всем подразделениям НКВД области составлял 17,9% от всего состава, по управлению милиции он доходил до 25,9% [1].
С учетом этого на службу принимали демобилизованных солдат и офицеров, бывших партизан, мобилизованных партийными и комсомольскими комитетами коммунистов и комсомольцев. Эти люди, впервые сталкивающиеся со спецификой службы, требовавшей не только мужества и преданности, но и профессиональных знаний, соответствующей подготовки, часто оказывались к ней неготовыми. К тому же в ряды сотрудников попадали не только непригодные, а просто недостойные люди, от которых приходилось освобождаться, а некоторых привлекать к ответственности. Например, только в 1945 г. поступили материалы о служебных проступках 124 сотрудников, на 87 из них были наложены различного рода взыскания.
Сотрудников, вновь поступавших на службу в органы МВД, следовало обучить основам оперативной работы, умению работать с людьми, разбираться в обстановке и др.
30 ноября 1944 г. приказом начальника УНКВД с целью повышения квалификации личного состава была введена специальная учеба всех сотрудников: по два часа дважды в неделю. В течение 1945 г. 48 сотрудников были направлены в различные школы НКВД (Московскую, Костромскую и др.).
В Изборске Управлением милиции были организованы месячные курсы, через которые за несколько месяцев 1945 г. прошли 202 человека.
В апреле 1949 г. для подготовки начальствующего, сержантского и рядового состава органов милиции сельской местности и городских отделений при Управлении милиции УМВД был организован учебный пункт.
Особое внимание руководством милиции уделялось внешнему виду сотрудников. Службе снабжения предписывалось обмундирование личному составу «выдавать в срок, хорошего качества, по росту», в пятидневный срок организовать обслуживание услугами парикмахерской рядового состава на льготных условиях.
В январе 1948 г. было рекомендовано начать решительную борьбу «с нарушениями в ношении формы». Сотрудники УМВД обязывались
являться на службу во всех случаях в форме, за исключением тех, кому по характеру работы надевать форму было нецелесообразно.
С 1946 г. в области повсеместно начинается создание бригад содействия милиции (бригад-мил), куда принимались лица не моложе 18 лет, не скомпрометировавшие себя, выразившие желание добровольно помогать милиции. Продолжительность непрерывного несения службы для них устанавливалась не более четырех часов в сутки. Лицам, принятым в бригадмил, выдавались удостоверения единого образца и нарукавная повязка с надписью «Бригадмил» [2].
В течение 1946 г. бригады проделали в области следующую работу: выявлено и задержано воров — 54, хулиганов — 76, дезертиров из армии — 4, дезертиров военной промышленности — 37, других преступных элементов — 85. На 1 января 1947 г. насчитывалось 184 бригады, в них входили 1900 человек.
Список источников
1. Егоров A.M. Переустройство системы исправительно-трудовых колоний Псковской области в условиях реорганизации и ликвидации ГУЛАГа (конец 1940-х — начало 1960-х годов) // Рос. полиция: три века служения Отечеству: Матер. юбилейной Междунар. науч. конф., по-свящ. 300-летию российской полиции. г. Санкт-Петербург. 23 — 25 апреля 2018 г. / Под ред. Н.С. Нижник. СПб, 2018. С. 1020—1024.
2. Меняйло Д.В., Харченко A.B. Роль советской общественности в борьбе с преступностью // Правоохранительные органы России: проблемы формирования и взаимодействия: Материалы Межвуз. науч.-практ. конф. 7 ноября 2019 г. Псков, 2019. С. 88—92.
3. Очерки становления и развития пенитенциарных учреждений в Псковском крае: Монография / М.Н. Богданов, А.М. Егоров, Р.И. Ива-няков, В.Б. Лебедев, А.В. Седунов, А.В. Филимонов. Псков, 2017. С. 101—102.
References
1. Egorov A.M. Reorganization of the system of corrective labor colonies of the Pskov region in terms of reorganization and liquidation of the Gulag (the late 1940's — early 1960-ies) // The Russian police: three centuries of service to the Fatherland: proceedings of the anniversary of the international. nauch. conf. dedicated to the 300th anniversary of the Russian police. St. Petersburg. April 23 — 25, 2018 / Ed. N.S. Nizhnik. SPb., 2018. Pp. 1020—1024.
ЗАКОН И ПРАВО • 01-2022
2. Menyailo D. V., Kharchenko V.A. The Role of the Soviet public in the fight against crime // Law enforcement agencies of Russia: problems of formation and interaction: Materials of Inter-university. Scientific and practical conference on November 7, 2019. Pskov, 2019. Pp. 88-92.
3. Essays on the formation and development of penitentiary institutions in the Pskov Region: Monograph / M.N. Bogdanov, A.M. Egorov, R.I. Ivanyakov, V.B. Lebedev, A.V. Sedunov, A.V. Filimonov. Pskov, 2017. Pp. 101-102.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Нотариат. 6-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки / Под ред. Г.Б. Мирзоева, Н.Д. Эриашвили, Н.М. Илюшиной.
ISBN: 978-5-238-02629-9
Представлена история становления и организация нотариа-тов в Российской Федерации; дана характеристика норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие при удостоверении нотариусами бесспорных прав и фактов; рассмотрены вопросы свидетельствования документов, выписок из них, оформления наследственных прав, придания документам исполнительной силы и выполнения других предусмотренных законом действий в целях обеспечения защиты прав и интересов граждан и юридических лиц.
Учтены последние изменения в законодательстве о нотариате и проанализированы новые нормативные акты, относящиеся к нотариальной деятельности.
Для студентов и аспирантов юридических вузов, а также руководителей хозяйствующих субъектов.
Информация об авторах
Иваняков Р.И. — кандидат исторических наук Егоров А.М. — кандидат исторических наук, доцент
Information about the authors Ivanyakov R.I. — candidate of historical sciences Egorov A.M. — candidate of historical sciences, associate professor
Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 29.10.2021; одобрена после рецензирования 08.12.2021; принята к публикации 14.12.2021.
The article was submitted 29.10.2021 ; approved after reviewing 08.1 2.2021 ; accepted for publication 14.12.2021.
LAW & LEGISLATION • 01-2022