Научная статья на тему 'Борьба с правонарушениями в информационной сфере как направление деятельности органов обеспечения общественной безопасности'

Борьба с правонарушениями в информационной сфере как направление деятельности органов обеспечения общественной безопасности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
189
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Борьба с правонарушениями в информационной сфере как направление деятельности органов обеспечения общественной безопасности»

Известия ТРТУ

Тематический выпуск

привнесении строгих рациональных подходов в нетрадиционные для них области.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев С. С. Государство и право. М.: Юрид. лит., 1994.

2. Новицкий И. Б. Римское право. М. 1994.

Часнык К. А., Совгир Ю. М.

БОРЬБА С ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Важным моментом процесса информатизации является восприятие человеком получаемой информации. Пока информация не дошла до потребителя, ее содержание (при неискаженной передаче) практически не меняется. Но как только информация достигла сознания человека, с нею происходят порой невероятные метаморфозы: источник информации (автор) вкладывал в нее один смысл, а потребитель воспринял ее с противоположным смыслом; или воспринял правильно, но решение принял противоположное тенденции, указанной в информации; или, передавая ее третьему лицу, внес такие дополнения, которые породили новую информацию, существенно искажающую первичную. Вариантов искажения информации в процессе ее движения множество, в том числе умышленных. Последний вариант называют дезинформацией.

Конечная цель информатизации — передать информацию потребителю, не исказив ее содержания, не извратив смысла на протяжении всего пути движения информации. Это и является одним из направлений деятельности органов обеспечения общественной безопасности в борьбе с правонарушениями в информационной сфере.

Для потребителя информации важно иметь надежный инструмент оценки качества информации. Роль такого инструмента могут выполнить оперативные критерии социальной информации, на защиту которой и выходят органы обеспечения общественной безопасности.

Словом “критерий” обычно обозначаются качественные признаки каких-либо предметов, явлений, процессов или степень их развитости. Критерии социальной информации — это ее качественные признаки, в которых выражаются сущностные стороны общественной жизни.

Основополагающий критерий социальной информации — интересы людей. Люди принадлежат к разным группам, их интересы поэтому заметно отличаются друг от друга. Интересы наемного работника и предпринимателя могут существенно разойтись в распределении прибыли, но оказаться вполне солидарными в отношении интересов своего Отечества.

Нынешнее расслоение российского общества по материальному положению людей приводит их интересы в состояние, близкое к антагонистическому. Уровень благосостояния “верхних” (самых богатых) (около 10 процентов населения) в 20—30 раз превышает материальное обеспечение “нижних” (самых бедных) (около 10 процентов). Между ними располагается основная масса работающего населения, производящая почти весь объем материальных и духовных благ и услуг, чьи доходы уступают “верхним” (10 процентам населения) не менее чем в десять раз.

Такое неравное положение различных слоев населения оказывает влияние на содержание, распространение и восприятие социальной информации. “Верхние” слои общества заинтересованы в формировании и

Раздел IV. Проблемы правового обеспечения муниципального управления и правовой информатики

распространении информации, отражающей и защищающей их интересы. А другие слои (большинство населения) испытывают потребность в правдивой информации об их несправедливом общественном положении. Не получая ее в достаточной мере, обделенное большинство начинает выражать недовольство, протестовать, порождая информацию, направленную против интересов состоятельного меньшинства. По данным опросов общественного мнения, эта информация набирает силу. Правящие круги, внимательно следя за этой тенденцией, реагируют на нарастание волны информации, отражающей недовольство трудящихся, стремясь “сбить ее высоту”. В одних случаях это удается сделать, но чаще всего — нет. Обращение к силовым методам борьбы лишь “подливает масла в огонь”.

Следующий из критериев — экономические возможности реализации интересов трудящихся. Сократить разрыв между доходами “верхних” (10 процентов) и “нижних” (10 процентов населения) слоев можно, но только налаживая отечественное производство и на этой базе повышая жизненный уровень. Пока не остановлено падение производства, прочное согласие невозможно.

В процессе реализации правовых гарантий и санкций защиты интересов трудящихся необходимо слить воедино, как минимум, три потока социальной информации: законодательный (нужна сущностная корректировка рыночных законов), пропагандистский (законы необходимо довести до сознания людей) и управленческий (правящие структуры должны следить за тем, как исполнительные органы воспринимают и реализуют законы, своевременно получать и направлять информацию, стимулирующую деятельность исполнителей).

Достаточно надежным инструментом оценки экономических возможностей, правовых гарантий и санкций защиты интересов трудящихся является исторический опыт, фиксирующийся в официальных документах, статистике, политических программах, научных трудах, аналитических материалах, устных преданиях народа и т. п.

Результирующим критерием социальной информации правомерно рассматривать патриотическое единство. Единство возможно только в том случае, когда интересы трудящихся составляют действительную ось государственной политики, когда их реализация опирается на надежный фундамент экономических возможностей и прочную правовую базу. В сегодняшних условиях о патриотическом единстве народа можно говорить при условии заботы об экономических и правовых подпорах реформ.

Названные выше оперативные критерии социальной информации могут служить настоящим инструментом анализа и оценки социальной информации, когда они применяются в комплексе. Все критерии взаимосвязаны и дают результат, когда употребляются во взаимосвязи.

Егоров А. В., Неткачев Р. В.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-СОВЕТУЮЩИХ СИСТЕМ В УПРАВЛЕНИИ

В настоящее время применение информационных технологий в совершенствовании муниципального управления и правовой деятельности является достаточно новым направлением в научных исследованиях. В связи с этим является актуальной разработка информационно-советую-щих систем (ИСС) применительно к решаемым в этих областях задачам.

Основными этапами разработки ИСС являются:

1) исследование предметной области (ПО);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.