Научная статья на тему 'БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СТАБИЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ'

БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СТАБИЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
49
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / КОРРУПЦИЯ / ЭКОНОМИКА / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / PUBLIC PROCUREMENT / CORRUPTION / ECONOMICS / ORGANIZATIONAL AND LEGAL MEASURES / PUBLIC FUNDS LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дараган В.В.

Рассматриваются вопросы влияния мероприятий по борьбе с коррупцией в сфере государственных закупок на национальную экономику Украины. Выделены наиболее приемлемые меры, направленные на стабилизацию и развитие экономики Украины. Предложены мероприятия, которые необходимо внедрить в Украине с целью повышения уровня законности в указанной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The fight against corruption in public procurement -a necessary condition for the stabilization and development of the national economy in Ukraine

Discusses the impact of measures to combat corruption in public procurement on the national economy of Ukraine. We select the most suitable measures for stabilization and development of the Ukrainian economy. The measures that must be implemented in Ukraine in order to improve the rule of law in this area.

Текст научной работы на тему «БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СТАБИЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ»

УДК 34(477)

БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СТАБИЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ

В.В. Дараган

Днепропетровский государственный университет внутренних дел Поступила в редакцию 15 сентября 2015 г.

Аннотация: рассматриваются вопросы влияния мероприятий по борьбе с коррупцией в сфере государственных закупок на национальную экономику Украины. Выделены наиболее приемлемые меры, направленные на стабилизацию и развитие экономики Украины. Предложены мероприятия, которые необходимо внедрить в Украине с целью повышения уровня законности в указанной сфере.

Ключевые слова: государственные закупки, коррупция, экономика, организационно-правовые меры, государственные средства, законодательство.

Abstract: discusses the impact of measures to combat corruption in public procurement on the national economy of Ukraine. We select the most suitable measures for stabilization and development of the Ukrainian economy. The measures that must be implemented in Ukraine in order to improve the rule of law in this area.

Key words: public procurement, corruption, economics, organizational and legal measures, public funds legislation.

Государственные закупки как средство государственного регулирования экономики обеспечивают развитие и функционирование всех сфер экономики страны. С помощью государственных закупок государство удовлетворяет свои нужды в тех или иных товарах, роботах или услугах, обеспечивает и финансирует бюджетные и внебюджетные государственные учреждения.

В последнее время сфера государственных закупок в Украине переживает сложные времена, что имеет очень негативные последствия для развития экономики страны в целом. Состояние сферы государственных

закупок в Украине вызывает беспокойство не только у представителей-

правоохранительных органов, бизнес-организаций и украинской обще- 27 ственности, но и представителей международных организаций и фондов, причем свое беспокойство эти организации высказывают через ощутимые для экономики Украины финансовые санкции.

Так, в конце 2011 г. Европейской союз официально сообщил о приостановлении безвозмездной бюджетной помощи органам государственной власти в связи с внесением Верховным Советом Украины изменений в процедуру государственных закупок. Беспокойство было вызвано в связи с решением не проводить конкурсные торги при закупке энергетических товаров, а также услуг по водоснабжению и водоотводу. Был также

© Дараган В. В., 2016

заморожен транш на 31 млн евро. При этом в Брюсселе отметили, что на этом санкции относительно Киева не завершатся1.

В настоящее время в Украине происходят процессы, направленные на восстановление украинской экономики. Как отмечается в экономическом обзоре, проведенном Всемирным банком для Украины, украинская экономика не растет уже в течение двух лет. Стабилизация макроэкономической ситуации должна сопровождаться внедрением структурных реформ для восстановления экономического роста2.

Более подробно предложения по реформам, предложенным Всемирным банком для Украины, были освещены в специальной записке «Дорожная карта для срочных макроэкономических и структурных реформ»3. Согласно указанному документу, первоочередной мерой должны стать макроэкономическая стабилизация и восстановление нормального функционирования банковской системы, для чего необходимо провести структурные преобразования. Не менее важны также мероприятия, направленные на повышение качества и прозрачности управления, поскольку кроме всех прочих причин, эти меры помогут повысить эффективность расходов бюджета, уменьшить потери от коррупции и повысить качество государственных услуг.

Быстрое проведение реформ пошлет правильные сигналы обществу и потенциальным инверторам о том, что правительство серьезно относится к борьбе с коррупцией. Это предоставит ему поддержку в осуществлении таких важных реформ, как реструктуризация газового сектора, изменение системы государственных закупок и дерегуляция. Указанные меры уменьшат фискальные и квазифискальные дефициты, увеличат доходы бюджета и помогут частному сектору начать экономический рост.

Анализ специальной и юридической литературы свидетельствует о ,_ единичных попытках изучения вопроса противодействия коррупции во время проведения государственных закупок как одного из механизмов обеспечения экономической безопасности сферы государственных закупок.

В частности, к изучению проблем борьбы с коррупционными проявок лениями в сфере государственных закупок в Украине обращались такие ученые, как Л. М. Белкин, В. И. Василинчук, К. Ю. Водоласкова,

-М. Ю. Довгань, В. М. Емельянов, В. В. Ефимов, В. В. Коряк, Р. Р. Кузь-

28 мин, С. В. Нагачевский, Л. П. Скалозуб, В. Р. Сливенко, Д. А. Степанюк, Т. А. Часова, А. В. Черней и др.

Несмотря на значительное число публикаций, связанных с изучением проблем борьбы с коррупционными проявлениями в сфере государ-

1 Госзакупки дорого обходятся. URL: http://www.kommersant.ua/ doc.html?do-cId=1590491 (дата обращения: 05.05.2015).

2 Украша: економiчний огляд. URL: http://www.worldbank.org/ content/dam/ Worldbank/document/eca/ukraine/ua-macro-april-2014-uk.pdf (дата обращения: 05.05.2015).

3 Дорожня карта для термшових макроеконом1чних та структурних реформ. URL: http://www.worldbank.org/content/dam/Worldbank/document/eca/ukraine/ua-focus-april-2014-uk.pdf (дата обращения: 05.05.2015).

ственных закупок, вопросы влияния такой деятельности на национальную экономику Украины не изучались.

В настоящей статье попытаемся осветить вопросы влияния мероприятий, направленных на борьбу с коррупцией в сфере государственных . закупок на национальную экономику Украины, а также выделение наи- . более перспективных мер борьбы с коррупцией в сфере государственных д закупок. р

Для достижения цели были поставлены следующие задачи: а

— исходя из затрат на осуществление государственных закупок О определить объем ущерба, наносимого национальной экономике Укра- о ины в результате коррупционных действий в сфере государственных ь закупок; а

— проанализировать организационно-правовые меры предупреж- о дения коррупции в сфере государственных закупок с целью выделения о наиболее приемлемых мер, направленных на стабилизацию и развитие р экономики Украины; п

— проанализировать нормативно-правовое обеспечение законности во е время проведения государственных закупок в странах ближнего зарубе- о< жья с целью выделения мер, которые необходимо внедрить в Украине для повышения уровня законности в указанной сфере. ф

Борьба с коррупцией в сфере государственных закупок в настоящее ее

время является актуальной, поскольку объемы утраченных в результате _

незаконных действий государственных средств колоссальные. По заяв- с

лению на пресс-конференции в 2009 г. главы Счетной палаты Украины а

Валентина Симоненко: «При объемах закупок на текущий год в размере с

200 млрд грн. сегодня, из-за отсутствия конкурентоспособной системы, е

прозрачной системы, мы теряем порядка 35—40 млрд грн.». Глава Счет- н

ной палаты также заметил, что до 20 % всех заключенных соглашений из X

госзакупок — это элементарные «откаты»4, причем ситуация со временем а

не меняется. Так, в 2014 г. премьер-министр Украины А. Яценюк заявил: у

«Страна хорошо знает, что происходит в сфере государственных закупок. о

Общий объем средств, который проходит через государственные закупки, ; составляет 300 миллиардов гривен. Львиная доля этих средств, которые

идут на закупку лекарств, товарно-материальных ценностей, нефтепро--

дуктов, закупаемых через систему НАК «Нафтогаз Украины», «Укртранс- 29 нафта» и другие государственные компании, оседает в частных карманах. По экспертным исследованиям, около 40 процентов денег, которые идут по системе государственных закупок, остаются в коррумпированных карманах тех людей, которые осуществляют эти закупки»5. Данная ситуация, несомненно, оказывает негативное влияние на экономику страны в целом, препятствуя ее развитию.

4 Через вщкати на держзакушвлях бюджет втратить 35—40 млрд грн. URL: http://news.finance.Ua/ua/~/1/0/all/2009/ 09/14/171106 (дата обращения: 05.05.2015).

5 У четвер, 10 квггня 2014 року, вщбулися пленарт загадання Верховно1 Ради Украши сьомого скликання. URL: http://iportal.rada.gov.ua/news/Novyny/ Plenarni_zasidannya/ 91335.html (дата обращения: 05.05.2015).

При этом Украина не является исключением: такие же проблемы возникают и в других странах. Так, в Российской Федерации убытки от общего объема госзакупок на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, по оценкам экспертов, составляют свыше 300 млрд рублей (около 10 млрд долларов США) в год6. В Казахстане убытки от коррупционных преступлений в сфере государственных закупок за период 2008-2012 гг. составили более 7 млрд тенге7.

Такое состояние дел ставит перед всеми странами мира общую задачу - преодоление коррупционных проявлений во время проведения государственных закупок. Поэтому одной из первых задач, направленных на восстановление и стабилизацию экономики Украины, является преодоление коррупции в сфере государственных закупок.

Несмотря на такое состояние дел, мировое сообщество еще не выработало эффективного механизма противодействия коррупционным преступлениям и правонарушениям в этой сфере.

Эффективность осуществления государственных закупок всегда находится в центре внимания политиков и общества. Такое внимание связано с двуединой ролью феномена государственных закупок: с одной стороны, за счет государственных закупок государство осуществляет (по крайней мере, должно осуществлять) социальную функцию — обеспечение потребностей общества за счет публичных ресурсов, а с другой — эта деятельность становится источником и соблазном государственной бюрократии обращения части указанных ресурсов в свою пользу8.

Из-за коррупционных схем в сфере государственных закупок, согласно исследованиям экспертов, экономика Украины теряет от 20 до 40 % денежных средств, выделенных на их осуществление. Исходя из затрат на осуществление государственных закупок сумма ущерба национальной экономике от коррупции в указанной сфере за период с 1 января ^ 2009 г. по 31 декабря 2013 г. составила от 243,1 до 486,3 млрд грн. (общий --о объем государственных закупок за: 2009 г. — 105,3 млрд грн.; 2010 г. — о 172,1; 2011 г. — 325,1; 2012 г. — 428; 2013 г. — 185,4 млрд грн.)9. Указанная сумма ущерба равна годовому бюджету страны, что негативно влияет

30 6 Легализация (отмывание) доходов, полученных в результате хищения бюд--жетных средств и злоупотребления должностными полномочиями руководителями организаций с государственной долей участия. URL: http://eurasiangroup.org/ ru/restricted/ embazzelment_rus.doc (дата обращения: 05.05.2015).

7 Количество коррупционных преступлений в сфере госзакупок в Казахстане с каждым годом только растет. URL: http://www.inform.kz/rus/article/2547107 (дата обращения: 05.05.2015).

8 См.: Белкт Л.М. Актуальт проблеми удосконалення законодавства Укра1-ни про державт закутвт в контекст! зниження корупцшно! складово! при !х здшснент // Боротьба з оргатзованою злочинтстю i корупщею (теорiя i практика). 2012. № 1.С. 81.

9 Проведення закушвель товарiв, робтт i послуг за державт кошти в Украшт URL: http ://ukrstat.org/uk/operativ/operativ2014/fin/zakup/zakup_u/zak314_u.htm (дата обращения: 05.05.2015).

о -1

о

X

СП

о

не только на экономику страны, но и на экономическую и национальную безопасность в целом.

В связи с наличием коррупционной составляющей сферы государственных закупок возникает острая необходимость определения ос- . новных мер предупреждения коррупции в указанной сфере. С целью . более эффективного их применения и внедрения, по нашему мнению, Д такие меры необходимо классифицировать по определенным направле- р ниям, каждый из которых выполняет отдельную функцию для достижения общей цели - предотвращения коррупции в сфере государственных закупок в Украине10:

1. Адаптационный - приведение организации проведения государ- ь ственных закупок в Украине в соответствие с рекомендациями и стан- а дартами стран - членов Европейского союза. о

2. Обеспечение прозрачности и гласности — обеспечение принципа от- § крытости и прозрачности на всех стадиях закупок; разработка и внедре- р ние системы общественного контроля за осуществлением государственных закупок; обеспечение обнародования информации о закупке.

3. Карательный — создание системы эффективного противодействия коррупции, при которой совершение противоправных деяний в сфере государственных закупок влечет неизбежную ответственность лиц, ви- е новных в их совершении; закрепление в Уголовном кодексе Украины е нормы, предусматривающей ответственность лиц, входящих в состав ко- -митета по конкурсным торгам, за нарушение законодательства в сфере у

государственных закупок. §

р

-с =1 .г

го

4. Организационно-управленческий — уменьшение коррупционных рисков во время проведения переговорной процедуры закупки (у одного е участника); увеличение числа «конкурентных» процедур (открытые торги, х

ч г

двухступенчатые торги, электронный реверсивный аукцион и др.); предо- о ставить право общественным активистам в рамках осуществления обще- § ственного контроля вести фото-, аудио- и видеосъемку во время раскры- П тия предложений конкурсных торгов; разработать для контролирующих о органов контрольный список признаков, которые указывают на возмож- : ность возникновения сговора между участником торгов и их заказчиком; привлекать при осуществлении законотворческих процессов специалистов из других стран с целью предоставления правительству предложений относительно прозрачного реформирования сферы государственных закупок; обеспечить прохождение обучения по вопросам организации и осуществления закупок всеми членами комитета по конкурсным торгам.

5. Правовой — внедрять нормативно-правовые акты, которые будут детально определять практические аспекты осуществления государ-

31

10 См.: Дараган В.В. Щодо заходав запоб1гання корупци у сфер1 державних закушвель // Кримшально-правов1 та кримшолопчт засади протидп корупцп : З61рник матер1ал1в М1жнародно1 науково-практично1 конференций [17 квггня 2014 року, м. Харгав] / МВС Украши ; Харгавський нац. ун-т внутр. справ ; На-ук.-досллд. ш-т вивч. пробл. злочинност! 1м. акад. В.В. Сташиса НАПрН Украши ; Кримшолопчна асощащя Украши. Харгав, 2014. С. 119—122.

ственных закупок, почти не оставляя заказчикам пространства для маневрирования; закрепить на законодательном уровне нормирование государственных нужд (касается закупки предметов роскоши); утвердить межведомственный план мероприятий по противодействию преступлениям и другим правонарушениям в сфере государственных закупок; закрепить на законодательном уровне механизм, который позволит минимизировать коррупционные риски во время проведения переговорной процедуры закупки (закупки у одного участника).

6. Превентивный — внедрение системы мер по недопущению в состав комитета по конкурсным торгам лиц, которые были привлечены согласно закону к ответственности за совершение в сфере государственных закупок коррупционного правонарушения или осуждены за преступление, связанное с нарушением процедуры закупки, другое преступление, совершенное из корыстных побуждений, судимость с которого не снята или не погашена в установленном законом порядке; закрепление на законодательном уровне необходимости прохождения обучения по вопросам организации и осуществления закупок всеми членами комитета по конкурсным торгам.

7. Социально-экономический — создание системы эффективного противодействия коррупции, при которой совершение противоправных деяний в сфере государственных закупок влечет неизбежную ответственность лиц, виновных в их совершении; обеспечение справедливой и адекватной оплаты труда членов комитетов конкурсных торгов и лиц, осуществляющих прием закупаемых товаров (работ, услуг); внедрение системы мер защиты трудовых интересов членов комитетов конкурсных торгов и лиц, осуществляющих прием закупаемых товаров (работ, услуг) в случае оказания давления на них со стороны руководства.

Предложенная система мероприятий, направленных на предупреждение коррупции в сфере государственных закупок в Украине не претендует на совершенство и может видоизменяться исходя из конкретных общественных или экономических потребностей на определенных этапах сч социально-экономического развития государства.

Наиболее приемлемыми и эффективными мерами, направленными на стабилизацию и развитие экономики Украины, по нашему мнению, 32 являются: закрепление в Уголовном кодексе Украины нормы, предусматривающей ответственность лиц, входящих в состав комитета по конкурсным торгам, за нарушение законодательства об осуществлении государственных закупок; разработка и внедрение системы общественного контроля за осуществлением государственных закупок; закрепление на законодательном уровне механизма, который позволит минимизировать коррупционные риски во время проведения переговорной процедуры закупки (закупки у одного участника).

Рассмотрим детально каждую из указанных мер и их возможное влияние на уровень коррупции в сфере государственных закупок.

Первой предлагаемой нами мерой является закрепление в Уголовном кодексе Украины нормы, предусматривающей ответственность лиц,

--о

Q -1 Q X

о\

Q

входящих в состав комитета по конкурсным торгам, за нарушение законодательства в сфере государственных закупок.

В Украине, как и в большинстве стран, ответственность за коррупционные правонарушения предусмотрена лишь административными нор- . мами, при этом отсутствуют непосредственные нормы, которые предусма- . тривали бы уголовную ответственность за нарушения законодательства д в сфере государственных закупок. Однако в некоторых странах проис- р ходят определенные сдвиги в направлении внедрения соответствующих норм в уголовное законодательство.

Так, в Уголовном кодексе Грузии внедрена ст. 195.1 «Нарушение пра- б вил участия в государственных закупках», соответствующая норма при- о сутствует также в Уголовном кодексе Кыргызской Республики, а именно ст. 306 «Составление контракта, осуществление государственной закупки наперекор интересам Кыргызской Республики»11. В Российской Фе- о дерации о необходимости уголовной ответственности за неоднократные р нарушения во время осуществления государственных закупок заявлял "< руководитель Федеральной антимонопольной службы12. и

Не совсем понятной в этом вопросе является позиция Казахстана, X ведь прямая норма, которая предусматривала ответственность за нарушения порядка проведения публичных торгов, аукционов и конкурсов, была предусмотрена ст. 197 Уголовного кодекса Республики Казахстан, однако указанная статья в 2011 г. была исключена из кодекса в связи с ее несовершенством и крайне редким применением13. Указанные из- с менения, по нашему мнению, не совпадают с официальной статистикой д относительно уровня выявления преступлений в сфере государственных с закупок. Как заявил официальный представитель Агентства Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) Мурат Жуманбай, количество таких преступлений растет из года в год, по его словам, 78 % из всех выявленных в 2012 г. ы коррупционных преступлений составляют преступления, которые выяв- у лены в сфере государственных закупок14. о

Таким образом, разработка и введение уголовной ответственности за . нарушение законодательства об осуществлении государственных закупок является закономерным, социально обусловленным и своевремен-_

го с

-е-

О) "О

CD

т

го CD X I

ным шагом. 33

11 Уголовный кодекс Кыргызской Республики от 1 октября 1997 г. № 68. URL: http://kenesh.kg/RU/Articles/7307-UGOLOVNYJ_KODEKS_KYRGYZSKOJ_ RESPUBLIKI_v_ red_ZKR_10_ot_1032012g.aspx (дата обращения: 05.05.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 Уголовный кодекс дополнят статьями за нарушение законодательства о госзаказе. URL: http: http://www.pro-goszakaz.ru/forum/forum81/topic274/ (дата обращения: 05.05.2015).

13 См.: Куатова А.С. Проблемы квалификации преступлений в сфере государственных закупок в Республике Казахстан. URL: http://ores.su/index.php/-3152013/372-2013-03-20-15-45-32 (дата обращения: 05.05.2015).

14 Количество коррупционных преступлений в сфере госзакупок в Казахстане с каждым годом только растет. URL: http://www.inform.kz/rus/article/2547107 (дата обращения: 05.05.2015).

По нашему мнению, в целях усиления ответственности членов комитета конкурсных торгов за умышленные нарушения законодательства в сфере государственных закупок Уголовный кодекс Украины необходимо дополнить ст. 210.1 «Нарушение лицами, входящими в состав комитета по конкурсным торгам, законодательства об осуществлении государственных закупок»15.

Безусловно, введение уголовной ответственности за нарушение законодательства в сфере государственных закупок полностью не изменит ситуацию, которая сложилась в настоящее время в сфере государственных закупок, однако такое введение в ощутимой мере повлияет на снижение уровня коррупции в указанной сфере, что в свою очередь повысит ее экономическую безопасность.

Второй предлагаемой нами мерой является разработка и внедрение системы общественного контроля за осуществлением государственных закупок.

Разработка и внедрение организационно-правовых основ участия общественности в профилактике коррупции в сфере государственных закупок приобретают особое значение. Это обусловлено рядом факторов:

— Конституция Украины гарантирует гражданам Украины право на информацию и их участие в управлении государственными делами, обеспечение открытости формирования и реализации стабильной, понятной экономической и социальной политики, получение достоверной информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

— сфера государственных закупок является одной из наиболее подверженных коррупции, побороть которую без участия общественности крайне сложно;

— без поддержки общественных организаций государство не способ-01 но обеспечить качественный контроль за проведением государственных

закупок, поскольку данная деятельность связана с привлечением значило тельного числа разного рода специалистов.

о Мы поддерживаем мнение Ю.А. Ковальчук, что основой для разработки такого механизма могло бы стать принятие закона Украины «Об

-общественном (гражданском) контроле», который позволил бы создать не

34 только юридические, но и фактические предпосылки для активизации и объединения общественных усилий в борьбе с коррупцией в сфере государственных закупок в Украине. Разработка и внедрение налаженного механизма осуществления общественного контроля в сфере государственных закупок позволит16:

15 См.: Дараган В.В. Про необхщтсть введення кримшально1 вщповвдаль-ност! за порушення законодавства про здшснення державних закушвель // Нау-ков1 записки 1нституту законодавства Верховно1 Ради Украши. 2014. № 4. С. 89.

16 См.: Ковальчук Ю.А. К вопросу о перспективах взаимодействия общественных организаций и органов государственной власти в борьбе с коррупцией в сфере государственных закупок в Украине // Деятельность органов государственной власти по противодействию организованной преступности и коррупции : мате-

В целом анализ ст. 39 Закона Украины «Об осуществлении государ-

X

— снизить уровень коррупции в сфере государственных закупок;

— значительно снизить затраты государственных средств на приобретение товаров, работ и услуг;

— значительно увеличить число общественных организаций, дея- .

тельность которых будет направлена на осуществление контроля в сфе- .

ре государственных закупок, что в свою очередь, несомненно, повлияет Д

на объем обработанной информации, связанной с проведением государ- р

о

ственных закупок; а

— получить постоянно действующий бесплатный источник информа ции о нарушениях, связанных с осуществлением государственных заку- о пок; ь

— привлекать общественные организации к разработке и реализации а планов и программ, направленных на борьбу с коррупцией в сфере госу- о дарственных закупок; §

— активизировать интерес правоохранительных органов к борьбе с р коррупцией в сфере государственных закупок. Ц

Третьей предлагаемой нами мерой является закрепление на законо- е дательном уровне механизма, который позволит минимизировать кор рупционные риски во время проведения переговорной процедуры закуп

ки (закупки у одного участника). е

го

О)

ственных закупок»17 указывает на то, что законодатель не в полной мере -, учел недостатки предыдущего закона. По нашему мнению, положения у указанной нормы требуют изменений с целью предотвращения возмож- а ных коррупционных рисков. т

Во-первых, исходя из положений п. 2 ч. 2 ст. 39, который регулирует е условия применения переговорной процедуры закупки, непонятно, как х принимается решение о проведении переговоров с конкретным участ- о ником (участниками) в случае отсутствия конкуренции (в том числе по а техническим причинам) на соответствующем рынке (при отсутствии аль- П тернативы). о

Во избежание злоупотреблений положениями указанной нормы, по : нашему мнению, указанный пункт закона необходимо изложить в следующей редакции: «Отсутствие конкуренции (в том числе по техническим причинам) на соответствующем рынке, вследствие чего договор о закупке может быть заключен только с одним поставщиком, при отсутствии при этом альтернативы. Применение переговорной процедуры закупки в этих случаях осуществляется на основании соответствующей справки Антимонопольного комитета Украины или соответствующего его территориального отделения» (курсив наш. - В. Д.).

Во-вторых, с целью обоснования решения о применении такой процедуры участником делается ссылка на документы, подтверждающие

риалы VI Междунар. науч.-практ. интернет-конф. (Екатеринбург, 26 марта — 3 апреля 2014 г.) / отв. ред. Ю. А. Воронин, С. И. Вейберт. Екатеринбург, 2014. С. 70.

17 Про здшснення державних закушвель: Закон Украши вщ 10.04.2014 № 1197^11 // В1домосп Верховно! Ради Украши. 2014. № 24. Ст. 883.

35

наличие условий применения процедуры закупки, размытость нормы в данном случае может привести к абсурдным случаям, которые уже встречались во время обоснования процедуры закупки у одного участника, что также может быть использовано злоумышленниками. Прежде всего, указанное касается закупки в случае насущной необходимости в ее осуществлении в связи с возникновением особых экономических или социальных обстоятельств, которые делают невозможным соблюдение заказчиками сроков для проведения процедур конкурсных торгов. Насущной необходимостью, например, может быть подготовка к празднованию профессионального праздника и др.

Поэтому во избежание коррупционной составляющей рассматриваемой нормы, а также учитывая специфику субъектов, определенных в п. 3 ч. 2 ст. 39, и то, что координацию и контроль за деятельностью органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны в мирное время осуществляет Совет национальной безопасности и обороны Украины в соответствии с возложенными на нее функциями (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона Украины «О Совете национальной безопасности и обороны Украины»)18, предлагаем указанный пункт изложить в следующей редакции: «Насущной необходимости в осуществлении закупки в связи с возникновением особых экономических или социальных обстоятельств, которые делают невозможным соблюдение заказчиками сроков для проведения процедур конкурсных торгов, а именно связанных с немедленной ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, с особым периодом, если заказчиком выступает Министерство обороны Украины, Министерство внутренних дел Украины, Служба безопасности Украины, Национальная гвардия Украины, Государственная пограничная служба Украины, Служба ,_ внешней разведки Украины, Государственная служба специальной связи и защиты информации Украины, Государственная служба Украины . по чрезвычайным ситуациям, а также предоставлением в установленном порядке Украиной гуманитарной помощи другим государствам. Примеси нение переговорной процедуры закупки в таких случаях осуществляется по решению Совета национальной безопасности и обороны Украины, ~~ кроме случая предоставления Украиной гуманитарной помощи другим государствам» (курсив наш. — В. Д.).

Предложенные нами изменения в Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок», по нашему мнению, позволят минимизировать коррупционные риски во время проведения переговорной процедуры закупки (у одного участника).

Проведенный анализ нормативно-правового обеспечения законности во время проведения государственных закупок в странах ближнего зарубежья позволил выделить следующие меры, влияющие на снижение уровня коррупции в рассматриваемой сфере, которые необходимо вне-

18 Про Раду нащонально! безпеки 1 оборони Украши: Закон Украши вщ 05.03.1998 № 183/98-ВР // Вщомост! Верховно! Ради Украши. 1998. № 35. Ст. 237.

СП

о

дрить в правовую систему Украины с целью стабилизации национальной экономики19:

— разрабатывать и внедрять нормативно-правовые акты, которые будут детально определять практические аспекты осуществления госу- . дарственных закупок, почти не оставляя заказчикам пространства для . маневрирования (опыт Румынии); Д

— увеличить перечень информации, которую согласно ст. 10 Закона р Украины «Об осуществлении государственных закупок» должен опубли- а ковать заказчик на веб-портале Уполномоченного органа (опыт Румы- О нии);

— привлечение во время осуществления законотворческих процессов ь специалистов из других стран мира с целью предоставления правитель- а ству предложений относительно прозрачного реформирования сферы го- о сударственных закупок (опыт Чешской Республики); §

— создание благоприятных условий для бизнес-среды, с целью побу- р ждения последних к предоставлению в открытом виде ключевой инфор- Ц мации о договорах государственных закупок, которые ими выполняются е (опыт Чешской Республики);

— внедрение реестра недобросовестных участников государственных закупок (опыт Республики Казахстан); е

— закрепить на законодательном уровне нормирование государ- е ственных нужд (касается закупки предметов роскоши) (опыт Российской -, Федерации); у

го

д

— утвердить межведомственный план совместных действий Генераль- а ной прокуратуры Украины, Министерства внутренних дел Украины Службы безопасности Украины, Государственной финансовой инспекции Украины, Министерства доходов и сборов Украины и Антимонопольного комитета Украины по противодействию преступлениям и иным о правонарушениям в сфере государственных закупок (опыт Российской а Федерации); П

— дополнить Уголовный кодекс Украины нормой, предусматрива- о ющей уголовную ответственность за нарушение законодательства в сфе- : ре государственных закупок (опыт Грузии и Кыргызской Республики).

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

— предприниматель и представители заказчиков в большинстве случаев к стоимости предмета закупки, еще до проведения процедуры закупки, добавляют от 20 до 40 % «откатов», что в дальнейшем влияет на их себестоимость и, в свою очередь, не только на финансовое состояние государственных структур и предприятий, но и на функционирование национальной экономики в целом;

— наиболее перспективными направлениями предупреждения коррупции в сфере государственных закупок как в Украине, так и в неко-

37

19 См.: Дараган В.В. Организационно-правовые меры обеспечения законности в сфере государственных закупок в Украине // Юридическая наука и практика : Вестник Нижегородской Академии МВД России. 2014. № 4 (28).С. 117.

торых странах являются: усовершенствование нормативно-правового регулирования процедур осуществления государственной закупки; организационно-правовое обеспечение общественного и государственного контроля в сфере государственных закупок; ужесточение мер ответственности за нарушения, связанные с проведением государственных закупок;

— выработка эффективного механизма борьбы с коррупцией в сфере государственных закупок не только является перспективным направлением стабилизации экономики Украины, но и даст реальные предпосылки для ее развития.

Днепропетровский государственный университет внутренних дел

Дараган В. В., кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры оперативно-розыскной деятельности и специальной техники

E-mail: velcom2007@mail.ru Тел.: 380957957595

Dnepropetrovsk State University of Internal Affairs

Daragan V.V., Candidate of Legal Sciences, Senior Lecturer of the Operational and Investigation Activity and Special Technique Department

E-mail: velcom2007@mail.ru Tel.: 380957957595

38

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.