Научная статья на тему 'БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ В БРАЗИЛИИ: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ'

БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ В БРАЗИЛИИ: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2292
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / КОРРУПЦИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ АППАРАТЕ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНГРЕСС БРАЗИЛИИ / ФЕДЕРАЛЬНОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО БРАЗИЛИИ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА БРАЗИЛИИ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОЛИЦИЯ БРАЗИЛИИ / CORRUPTION / CORRUPTION IN THE STATE APPARATUS / CIVIL SOCIETY / ANTI-CORRUPTION / BRAZILIAN NATIONAL CONGRESS / BRAZILIAN FEDERAL GOVERNMENT / BRAZILIAN FEDERAL PROSECUTOR'S OFFICE / BRAZILIAN FEDERAL POLICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кобец Петр Николаевич, Клименко Алексей Иванович, Бражников Дмитрий Анатольевич

Профессиональному сообществу предлагается анализ противодействия коррупционной преступности в Бразилии для того, чтобы, сосредоточившись на размышлениях и выводах в отношении этого феномена, в последствии выработать меры по противодействию коррупции. Актуальность рассматриваемой проблематики состоит в том, что в современных условиях в Бразилии прошла череда коррупционных скандалов. В этой связи целью исследования явился анализ проблематики бразильских коррупционных проявлений. В качестве методической основы при проведении исследования использовалась совокупность общенаучных и частнонаучных методов, в том числе исторический. В процессе исследования авторским коллективом была отмечена одна из важных тенденций, а именно рост коррупционной преступности в государственном аппарате латиноамериканских стран. В том числе сделан акцент относительно того, что коррупционные скандалы с участием представителей законодательной и исполнительной власти неизменно приводят к одному из важнейших для самоощущения общества явлению - его разочарованию в исполнительной власти, ее идеях и реформах. Авторским коллективом также делается вывод о том, что актуальность рассматриваемой проблемы состоит в том, что задачи предупреждения политической коррупции в государственном аппарате Бразилии связаны с решением огромного пласта проблем и вопросов, требующих их изучения и анализа. Новизна проведенного исследования выражается в том, что авторы обозначили основные направления противодействия коррупции в Бразилии. Проведенное авторским коллективом исследование опыта Бразилии в сфере противодействия коррупции может послужить методической основой по подготовке различных документов в сфере противодействия коррупции в России. Данное исследование будет представлять интерес для специалистов, озабоченных проблемами борьбы с коррупцией в органах государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FIGHTING CORRUPTION IN BRAZIL: EXPERIENCES AND CHALLENGES

The professional community is offered an analysis of the fight against corruption in Brazil in order to focus on the reflections and conclusions regarding this phenomenon, and then develop measures to combat corruption. The relevance of the problem is that at the beginning of the new Millennium in Brazil was a series of corruption scandals. In this regard, the aim of the study was to analyze the problems of Brazilian corruption manifestations. A set of general scientific and specific scientific methods, including historical, was used as a methodological basis for the study. In the course of the study, the author's team noted one of the important trends, namely the growth of corruption crime in the state apparatus of Latin American countries. In particular, the emphasis is placed on the fact that corruption scandals involving representatives of the legislative and Executive authorities invariably lead to one of the most important phenomena for society's self-perception - its disappointment in the Executive power of its ideas and reforms. The authors also conclude that the relevance of the problem is that the problem of preventing political corruption in the Brazilian state apparatus is associated with the solution of a huge layer of problems and issues requiring their study and analysis. The novelty of the study is expressed in the fact that the authors revealed the main directions of combating corruption in Brazil. The study of Brazil's experience in the field of anti-corruption conducted by the authors team can serve as a methodological basis for the preparation of various documents in the field of anti-corruption in Russia. This study will be of interest to specialists interested in the problems of combating corruption in public authorities.

Текст научной работы на тему «БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ В БРАЗИЛИИ: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 343.9 ББК 67.408

DOI 10.24411/2073-0454-2020-10271 © П.Н. Кобец, А.И. Клименко, Д.А. Бражников, 2020

Научные специальности: 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право; 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ В БРАЗИЛИИ: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ

Петр Николаевич Кобец, главный научный сотрудник, доктор юридических наук, профессор Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России (121069, Москва, ул. Поварская, д. 25, стр. 1) Е-mail: pkobets37@rambler.ru

Алексей Иванович Клименко, начальник кафедры теории государства и права, доктор юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) Е-mail: klimenko_law@mail.ru

Дмитрий Анатольевич Бражников, доцент кафедры криминалистики, кандидат юридических наук, доцент МГТУ им. Н.Э. Баумана (105005, Москва, ул. 2-я Бауманская, д. 5, стр. 1) Е-mail: DAbrazh@mail.ru

Аннотация. Профессиональному сообществу предлагается анализ противодействия коррупционной преступности в Бразилии для того, чтобы, сосредоточившись на размышлениях и выводах в отношении этого феномена, в последствии выработать меры по противодействию коррупции. Актуальность рассматриваемой проблематики состоит в том, что в современных условиях в Бразилии прошла череда коррупционных скандалов. В этой связи целью исследования явился анализ проблематики бразильских коррупционных проявлений. В качестве методической основы при проведении исследования использовалась совокупность общенаучных и частнонаучных методов, в том числе исторический. В процессе исследования авторским коллективом была отмечена одна из важных тенденций, а именно рост коррупционной преступности в государственном аппарате латиноамериканских стран. В том числе сделан акцент относительно того, что коррупционные скандалы с участием представителей законодательной и исполнительной власти неизменно приводят к одному из важнейших для самоощущения общества явлению — его разочарованию в исполнительной власти, ее идеях и реформах. Авторским коллективом также делается вывод о том, что актуальность рассматриваемой проблемы состоит в том, что задачи предупреждения политической коррупции в государственном аппарате Бразилии связаны с решением огромного пласта проблем и вопросов, требующих их изучения и анализа. Новизна проведенного исследования выражается в том, что авторы обозначили основные направления противодействия коррупции в Бразилии. Проведенное авторским коллективом исследование опыта Бразилии в сфере противодействия коррупции может послужить методической основой по подготовке различных документов в сфере противодействия коррупции в России. Данное исследование будет представлять интерес для специалистов, озабоченных проблемами борьбы с коррупцией в органах государственной власти.

Ключевые слова: коррупция, коррупция в государственном аппарате, противодействие коррупции, гражданское общество, Национальный конгресс Бразилии, Федеральное Правительство Бразилии, Федеральная прокуратура Бразилии, Федеральная полиция Бразилии.

FIGHTING CORRUPTION IN BRAZIL: EXPERIENCES AND CHALLENGES

Petr N. Kobets, Chief Researcher, Doctor of Legal Sciences, Professor

All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (121069, Moscow, ul. Povarskaya, d. 25, str. 1) Е-mail: pkobets37@rambler.ru

Alexey I. Klimenko, Head of the Department of State and Law Theory, Doctor of Legal Sciences, Associate professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) Е-mail: klimenko_law@mail.ru

Dmitry A. Brazhnikov, Associate Professor of the Department of Criminalistics, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor

Bauman Moscow State Technical University (105005, Moscow, ul. 2-ya Baumanskaya, d. 5, str. 1 ) Е-mail: DAbrazh@mail.ru

Abstract. The professional community is offered an analysis of the fight against corruption in Brazil in order to focus on the reflections and conclusions regarding this phenomenon, and then develop measures to combat corruption. The relevance of the problem is that at the beginning of the new Millennium in Brazil was a series of corruption scandals. In this regard, the aim of the study was to analyze the problems of Brazilian corruption manifestations. A set of general scientific and specific scientific methods, including historical, was used as a methodological basis for the study. In the course of the study, the author's team noted one of the important trends, namely the growth of corruption crime in the state apparatus of Latin American countries. In particular, the emphasis is placed on the fact that corruption scandals involving representatives of the legislative and Executive authorities invariably lead to one of the most important phenomena for society's self-perception — its disappointment in the Executive power of its ideas and reforms. The authors also conclude that the relevance of the problem is that the problem of preventing political corruption in the Brazilian state apparatus is associated with the solution of a huge layer of problems and issues requiring their study and analysis. The novelty of the study is expressed in the fact that the authors revealed the main directions of combating corruption in Brazil. The study of Brazil's experience in the field of anti-corruption conducted by the authors team can serve as a methodological basis for the preparation of various documents in the field of anti-corruption in Russia. This study will be of interest to specialists interested in the problems of combating corruption in public authorities.

Keywords: corruption, corruption in the state apparatus, civil society, anti-corruption, Brazilian national Congress, Brazilian Federal Government, Brazilian Federal Prosecutor's office, Brazilian Federal police.

Скайоп-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Кобец П.Н., Клименко А.И., Бражников Д.А. Борьба с коррупцией в Бразилии: опыт и проблемы. Вестник Московского университета МВД России. 2020;(5):97—103.

Актуальность рассматриваемой проблематики заключается в том, что сегодня уровень коррупции все чаще рассматривается как важный критерий оценки эффективности государства. При этом в условиях современности фактически все латиноамериканские правительства оказались втянуты в коррупционные скандалы и разбирательства. Импичменту, связанному с обвинением в коррупционных преступлениях, был подвергнут президент Гватемалы Отто Перес Молина. Серьезный ущерб аргентинской правящей партии был нанесен в результате выдвинутых обвинений в отношении президента страны К. Фернандес де Киршнер, а также против вице-президента Амадо Буду. В итоге эти обвинения подорвали авторитет правившей в Аргентине Хустисиа-листской партии. Коррупционные скандалы не обошли стороной Чили несмотря на высокий мировой и региональный рейтинг страны. В коррупционные скандалы были втянуты известные фигуры как правящей, так и ряда оппозиционных партий [10, с. 435-442].

При этом в государствах региона ведется активная борьба с коррупцией. И успехи государств Латинской Америки по противодействию коррупции весьма серьезны. По мнению большинства отечественных и зарубежных экспертов, это не имитационная, а вполне реальная борьба с коррупцией. И о серьезности этой борьбы свидетельствуют многочисленные завершившиеся обвинительными приговорами антикоррупционные процессы в ряде латиноамериканских государств, в том числе и процессы в отношении весьма влиятельных и авторитетных политиков и управленцев, как например ряда экс-президентов таких государств, как Гватемала, Никарагуа, Парагвай, Гаити, Венесуэла, Перу и др. [14, с. 48-62].

Одним из условий коррупционных проявлений в латиноамериканских государствах ряд авторов называет слабость демократических институтов, становление которых происходило под влиянием чужих и зачастую чуждых моделей и было связано с постоянными попытками их копирования. Это и привело к распространению режимов, при которых оппозиции сложно осуществлять контроль за исполнительной властью и законодательными органами, находящимися фактически в подчинении исполнительной власти; при этом и независимость судебной власти также вызывает обоснованные сомнения [4, с. 246-265]. Устремления ряда

латиноамериканских государств, связанные с поиском собственной автохтонной модели развития демократии после практически двухсотлетней приверженности импортированной форме государственного устройства, не дают ощутимых и значительных результатов.

Несмотря на это, как ранее отмечалось, в последние годы Латинская Америка и Карибский бассейн не оставляют попыток добиться определенных успехов в борьбе с коррупцией. Во многих странах региона в настоящее время существуют законы и механизмы для противодействия проявлениям коррупции, ведутся юридические расследования, растет и движение граждан, связанное с нетерпимостью в отношении коррупции [2, с. 803-811]. В регионе продолжается работа по расследованию ряда «громких случаев» коррупции. Например, дело Одебрехта привело к санкциям в отношении бизнесменов и политических деятелей на самых высоких уровнях в Бразилии из-за их причастности к взяточничеству и незаконному финансированию в обмен на государственные контракты1. В одной из крупнейших латиноамериканских стран с демократическим политическим режимом — Федеративной Республике Бразилия (далее — Бразилия) — прокуратура расследует дела политиков и бизнесменов, связанные с коррупцией2. Однако, политическая коррупция здесь признается как одно из самых крупных препятствий на пути экономического развития Бразилии.

Проблематика предупреждения коррупционных проявлений довольно неплохо исследована как зарубежными, так и российскими учеными [5, с. 29-36]. Например, российскими учеными были исследованы проблемы борьбы с коррупцией в ведущих мировых государствах [6, с. 167-175], а также специальные проявления коррупции, как например, коррупция в государственном аппарате [7, с. 12-15]. В настоящее время во многих странах наиболее характерны проявления политической коррупции [8, с. 42-46]. В большинстве своем исследователи предполагают, что полностью искоренить коррупцию очень сложно, но необходимо стремиться к снижению ее уровня [9, с. 40-44].

1 Латинская Америка и скандал Odebrecht // URL://https://-inosmi.ru/politic/20170227/238781280.html

2 Самый громкий коррупционный скандал в Бразилии раскрутили провинциальные прокуроры // URL://https://www.ve-domosti.ru/business/articles/2015/04/13/provintsialnie-prokurori-v-brazilii-raskrutili-samii-gromkii-korruptsionnii-skandal

Бразилия вызывает наш интерес не только как значимое крупное государство региона, активно развивающаяся страна, как член БРИКС (в которую входит и Россия), но и как, в определенном смысле, весьма репрезентативное в плане как проявлений коррупции, так и форм борьбы с ней латиноамериканское государство.

По мнению многих отечественных и зарубежных специалистов, коррупцией в Бразилии пронизано практически все государственное управление, как федеральная, так региональная и в том числе муниципальная система, а также все ветви власти. Особенности бразильской политической культуры, во многом определяемые неформальными практиками социальных взаимоотношений, оказывают свое влияние на результативность борьбы с коррупцией, поскольку активно противодействовать коррупционным проявлениям мешают не только несовершенные государственные структуры, но и негосударственные институты, а также и культурное принятие рассматриваемого феномена [13, с. 123-143].

В 2016 г. в связи с коррупционным расследованием от должности была отстранена на тот момент президент страны Д. Русефф. В 2017 г. за совершение коррупционных преступлений был осужден предшественник Д. Русефф — бывший президент Бразилии И. Лула да Силва [11, с. 69-79]. В настоящее время проводится расследование в отношении сменившего на посту президента Д. Русефф — М. Темера, который был арестован в марте 2019 г. в связи с подозрениями в коррупции. В том числе проводится расследование и в отношении ряда других представителей политической элиты Бразилии.

Коррупция в Бразилии напрямую влияет на благосостояние граждан, влечет снижение государственных инвестиций в здравоохранение, образование, инфраструктуру, безопасность и др. Она увеличивает социальное и экономическое неравенство3. Исследования, проведенные Фондом Getulio Vargas (FGV) 2009 дают основание утверждать, что экономика Бразилии теряет от коррупции каждый год от 1 до 4% ВВП страны, эквивалент на сумму, превышающую 30 млрд долл. США4. Опрос проведенный в 2015 г., специалистами института Datafolha, показал, что, по мнению населения, коррупция является важнейшей проблемой в Бразилии5.

В настоящее время в Бразилии сохраняется статус — «very strong» (очень сильное), который был при-

своен в 2009 г. антикоррупционному законодательству страны некоммерческой организацией — Global Integrity [1, с. 100-122]. К статистике Global Integrity обращались многие средства массовой информации. Она также используется Всемирным банком и другими структурами, деятельность которых направлена на оценку коррупционных проявлений. Global Integrity предоставляет эмпирически верифицированные данные и аналитику, связанную с определением тенденций коррупции в различных странах. Методика анализа коррупции Global Integrity основана на концепции измерения так называемой «противоположности коррупции», а именно показателей доступа общественности к информации о деятельности государственных структур и наличии механизмов контроля гражданского общества за деятельностью государственного аппарата. Эти данные позволяют определять сильные и слабые стороны в плане коррупции в государственных органах и учреждениях различных стран6.

Создаваемые на протяжении нескольких десятилетий в Бразилии разнообразные контролирующие службы и неправительственные гражданские ассоциации, а также принятие соответствующих нормативных правовых актов, должны были повлиять на снижение коррупции. Так, с 2004 г. в стране функционирует Portal da Transparencia — правительственный портал, обеспечивающий «прозрачность» правительственных расходов Федерального Правительства Бразилии. На этом портале публикуется список всех расходов и денежных переводов, сделанных Федеральным Прави-тельством7.

Высшим органом финансово-экономического контроля выступает Федеральный Счетный трибунал (Tribunal de Contas). Он оказывает содействие Национальному конгрессу Бразилии в осуществлении его контрольных полномочий8.

В настоящее время в Бразилии активно функционируют многочисленные неправительственные граж-

3 O custo da corrupgao no Brasil // URL: https://professorlfg.jus-brasil.com.br/artigos/139906808/o-custo-da-corrupcao-no-brasil

4 FGV: corrupgao custa R$ 30 bi ao ano para a economía do País // URL://https://www.terra.com.br/noticias/brasil/politica/fgv-corrup-cao-custa-r-30-bi-ao-ano-para-a-economia-do-pais,d6aa6f7d7-fc4b310VgnCLD200000bbcceb0aRCRD.html

5 Pela 1a vez, corrupgao é vista como maior problema do país, diz Datafolha // URL://https://www1.folha.uol.com.br/poder/2015/11/1712475-pela-1-vez-corrupcao-e-vista-como-maior-problema-do-pais.shtml

6 Global Integrity // URL://http://report.globalintegrity.org/

7 Portal da Transparencia // URL://http://www.portaltransparen-cia.gov.br/

8 Tribunal de Contas da Uniao // URL://https://www.wikiwand.-com/pt/Tribunal_de_Contas_da_Uni%C3%A3o

данские ассоциации и группы наблюдателей, проявляющие интерес к борьбе с коррупцией. Например, группа Прозрачность Бразилии — Transparencia Brasil (TB) — является независимой бразильской организацией, основной целью которой выступает борьба против коррупции9.

С 2010 г. в Бразилии действует Lei Ficha Limpa — Закон «О безупречной репутации», содержащий запрет на выдвижение кандидатуры на выборах в течении восьми лет, если эта кандидатура была ранее отстранена от должности, осуждена коллективным органом или подала в отставку с целью избежать отстранения. Закон был одобрен в Палате Представителей и был принят Сенатом единогласно. Президентом страны Закон был подписан, как Дополнение от 4 июня 2010 г. № 13510.

На портале Portal da Transparencia находится список всех расходов и денежных переводов, сделанных федеральным правительством, а также список всех людей, получающих пособия Bolsa FamMia, и информация, сколько они всего получили денежных средств11. Bolsa Familia — это программа социального обеспечения правительства Бразилии, входящая в сеть федеральных программ помощи Fome Zero. Программа предполагает финансовую помощь бедным семьям с детьми. Исходя из того, что эти семьи должны быть минимально обеспечены (обеспечение школьного образования, вакцинация)12. Программа Bolsa Familia была упомянута в качестве важного инструмента, позволяющего снизить уровень бедности в стране13. Центр политических исследований Фонда Гетулио Варгаса опубликовал результаты исследования, показывающие, что в период с 2003 по 2005 гг., в стране произошло снижение количества нищих людей. Отчасти можно говорить, что это заслуга и рассматриваемой программы, ведь она является весьма масштабной; так, к февралю 2011 г., Программа охватила 26% населения Бразилии14.

В XXI в. в Бразилии была кардинально изменена деятельность двух главнейших субъектов по борьбе с коррупцией: Федеральной прокуратуры и Федеральной полиции. Органы федеральной полиции Бразилии созданы более 150 лет назад и в общем виде сохранены и до сегодняшних дней [16, с. 190]. И в соответствии со ст. 144 Конституции 1988 г. Федеральная полиция, Федеральная дорожная и Федеральная железнодорожная полиция входят в систему федеральных органов исполнительной власти. А Военная и Гражданская полиция представляют из себя структуры, создаваемые

на уровне штатов с подчинением правительствам этих штатов [12, с. 23-25].

В условиях реалий XXI в. значение Федеральной полиции в качестве правоохранительного органа, борющегося с проявлениями организованной преступности и коррупции, постоянно растет. В настоящее время федеральные органы государственной власти играют все более активную роль в борьбе с коррупцией на всех уровнях, (хотя большая часть усилий по-прежнему осуществляется полицией штата, прокуратурой штата и судами штата). Федеральная прокуратура и Федеральная полиция все активнее сотрудничают друг с другом и с судебными органами в трехстороннем порядке в целях противодействия коррупции. Но в любой стратегии снижения коррупции есть процессуальный выбор и тактический выбор между политическим, гражданским и уголовным судопроизводством. Это часто может привести к различным видам ответственности, начиная от публичного позора (разрушения репутации) до выявления и уничтожения преступных сетей, и от гражданских наказаний, таких как штрафы, до уголовной ответственности. Прокуроры и полиция вынуждены делать жесткий выбор между различными тактиками, исходя из их предполагаемой эффективности и вероятности того, что они действительно окажут какое-то влияние на коррупционеров. Кроме того, несмотря на значительное улучшение трехстороннего взаимодействия между Министерством юстиции, Федеральной полицией и судами, их сотрудничество, тем не менее, характеризуется сохраняющейся напряженностью и соперничеством.

Важно также отметить, что бразильские СМИ являются одной из самых эффективных сил в выявлении некоторых видов коррупции [15]. Несмотря на имеющиеся недостатки в работе бразильских СМИ, многообразие и динамизм национальных средств массовой информации позволили прессе играть важную роль в федеральном процессе борьбы с коррупцией, активно

9 Congresso em Foco // URL://https://congressoemfoco.uol.com.br/

10 A Lei Complementar n°. 135 de 2010, mais conhecida como Lei da Ficha Limpa // URL://http://www.planalto.gov.br/ccivil_03/Leis/-LCP/Lcp135.htm

11 Portal da Transparencia // URL://https://transparencia.infrae-ro.gov.br/

12 Family friendly: Brazil's scheme to tackle poverty // URL://-https://www.bbc.com/news/10122754

13 Cash Aid Program Bolsters Lula's Reelection Prospects // URL://http://www.washingtonpost.com/wp; dyn/content/article/-2006/10/28/AR2006102800823.html?nav=rss_world/southamerica

14 Family friendly: Brazil's scheme to tackle poverty // URL://-https://www.bbc.com/news/10122754

^¡¡^ ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ^¡¡^

проводя расследования, вызывая реакцию других субъектов борьбы с коррупцией и выступая в качестве важного связующего звена с гражданским обществом. Хотя не все организации средств массовой информации полностью независимы от политического давления, плюрализм национальной прессы является весьма полезным средством против коррупции.

Сфера охвата средств массовой информации широка, они тесно сотрудничают как с государственными антикоррупционными структурами (включая федеральные), так и с организациями, представляющими гражданское общество [3, с. 88-99].

Средства массовой информации служат важнейшим каналом обмена информацией между правительственными учреждениями, помогая создавать сложные нарративы из фрагментарных свидетельств, возникающих в публичной сфере. Обеспечивая освещение проблем коррупции, фокусируя внимание общественности на определенных событиях, средства массовой информации стали важным институтом в бразильской системе борьбы с коррупцией. Тем не менее, несмотря на увеличение числа разоблачений политической коррупции в условиях нового тысячелетия, роль СМИ в системе борьбы с коррупцией неоднозначна. Новостные организации не в полной мере приспособлены для освещения всех видов коррупции; они склонны отдавать приоритет сенсационным скандалам, игнорируя менее драматичные, но не менее пагубные формы проявления коррупции. В этой связи важно отметить, что СМИ становятся все более профессиональными, автономными и проявляют напористость при расследовании фактов коррупции. И государственные субъекты борьбы с коррупцией все больше признают важность средств массовой информации по борьбе с коррупционными проявлениями. В сложившейся ситуации может возникнуть риск политизированности, манипу-лятивности и неполноты освещения коррупционных проявлений.

В заключение необходимо отметить, что коррупция как социальное явление, как и преступность вообще, существовали во все времена, и в этой связи будет правильным указать на то, что в дальнейшем вряд ли она будет полностью ликвидирована. Между тем, снижение ее проявлений в стране до минимальных размеров, при которых она не сможет представлять серьезной опасности для государства и гражданского общества, как следует их практики ряда государств мира, абсолютно возможно, но только при осуществ-

лении комплексного подхода к борьбе с этим явлением. Однако, в условиях роста научно-технического прогресса нельзя полагаться на то, что преступники не смогут обзавестись достаточно эффективными орудиями, противостоящими правоохранительным органам. Более того, практика показывает, что они используют новые общественные инициативы, кибернетические, информационные и иные ресурсы, гарантирующие им получение незаконного дохода. Поэтому в тех государствах, в которых уровень коррупции выше нежели чем в других, важнейшим из условий дальнейшего развития становится формирование антикоррупционных стандартов поведения и установки общественного сознания на неприятие коррупционных проявлений. Также необходимо искоренять факторы, способствующие зарождению коррупции, среди которых: несовершенство законодательства, имущественное неравенство, избыточная бюрократизация государственного аппарата, различие в властно-административном и экономическом статусе государственных служащих (государственные служащие наделенные серьезными полномочиями должны иметь достойную зарплату и социальное обеспечение), неразвитость рынка юридических услуг, наряду с избыточной юридизацией общественных отношений и т.д. Разумеется, это в определенной степени касается и Бразилии.

Особо следует подчеркнуть, что в экономическом плане высокий уровень коррупции может быть вызван обеднением общества, неспособностью государства содержать государственный аппарат (т.е., обеспечивать достойное социальное обеспечение и зарплаты государственным служащим). Причем это может иметь долгосрочный эффект. Так, привыкшие решать за счет населения свои имущественные проблемы чиновники, даже в случае, если государство выходит из кризиса и начинает платить достойную зарплату, сохраняют определенную коррупционную инерцию (нечто подобное мы наблюдали и в России после 90-х гг.) и необходим целый комплекс мер по противодействию коррупции, чтобы противостоять этой инерции.

Также верно и видно из приводимых нами выше примеров, что противостоять коррупции можно только в условиях налаженного диалога и эффективной правовой коммуникации государства и гражданского общества. Попытки наладить такую коммуникацию мы и наблюдаем в Бразилии. Однако, здесь следует понимать, что гражданское общество может способствовать антикоррупционной политике государства только

тогда, когда в обществе нет «спроса на коррупцию». Такой «спрос» возникает в случае неразвитости рынка юридических услуг, избыточной юридизации общественных отношений и бюрократизации государственного аппарата (человеку проще защитить свой законный интерес незаконным — коррупционным путем, чем разбираться в сложных законах, подзаконных актах, юридических процедурах и т.д.).

Вместе с тем, следует учитывать, что оценка уровня коррупции становится политико-идеологическим инструментом, позволяющим осуществлять давление на суверенное государство (попытки внешнего давления на латиноамериканские правительства имеют весьма долгую историю). Таким образом, следует очень осторожно относиться к характеристике коррупции в Бразилии и других государствах региона, обращая внимания как на используемые методы оценки, так и на субъекты этой оценки. С сожалением следует констатировать, что ряд стран, которые выступают в качестве наиболее яростных критиков коррупции (в том числе в России и Бразилии), коррупция выступает своего рода привилегией правящего класса. Это возможно как в силу легализации некоторых «пограничных» практик, вроде лоббизма в США, так и в силу высокой латентности «неденежной» коррупции среди элиты (протекционизм, решение дел «по знакомству»), чему способствует, например система образования в Великобритании (элитные частные школы, Университеты, клубы, общества) и, отчасти, в США, которые в этом отношении восприняли британскую традицию. Создается ситуация, когда обычные государственные служащие преимущественно действуют в рамках закона элиты, решают свои проблемы и проблемы своих компаний «кратчайшим путем» (именно в силу этого один юрист — выпускник частной школы и престижного университета может более эффективно решить поставленную перед ним руководством компании задачу чем целая команда юристов, не обладающая столь солидными и обширными знакомствами); все это в Великобритании усугубляется «де-факто» сословным характером общества. Аналогичные примеры можно привести и в отношении других относительно благополучных стран. Что же касается политической коррупции в Бразилии, то следует признать, что элитарная коррупция в этой стране, в отличии от США и Великобритании, более открыта и выявляется правоохранительными органами и институтами гражданского общества (о чем свидетельствуют приводимые в

настоящей статье данные). Вместе с тем, коррупция довольно распространена и на низовых (не элитарных) уровнях и в этом смысле, а также с учетом ранее сказанного, она не является «привилегией» господствующего класса.

Литература

1. Васильева В.М. Регулирование конфликта интересов на государственной службе: бразильский опыт (ч. 1) // Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. № 2. С. 100-122.

2. Гайнутдинова Л.А. Государство и гражданское общество в Аргентине и Бразилии // В сб.: Россия и Ибероамерика в глобализирующемся мире: история и современность: Доклады и мат. третьего междунар. форума. СПб., 2017.

3. Григорьев И.В. Концентрация СМИ Бразилии (история, современность, проблемы) // В сб.: Журналистика XXI в.: исторический опыт и современное развитие: Межвуз. сб. науч. трудов / Под ред. А.А. Ма-гометова. Владикавказ, 2016.

4. Ивановский З.В. Тенденции политического развития в начале XXI века // Латинская Америка: избирательные процессы и политическая панорама / Отв. ред. З.В. Ивановский. М.: ИЛА РАН, 2015.

5. Кобец П.Н. Кодекс этики госслужащего. Для эффективной борьбы с коррупцией Россия может обобщить опыт зарубежных стран // Человек и закон. 2008. № 10. С. 29-36.

6. Кобец П.Н. Уголовно-правовые и криминологические особенности предупреждения коррупционной преступности в Китайской Народной Республике в середине второго десятилетия XXI столетия // Российский журнал правовых исследований. 2017. № 3 (12). С. 167-175.

7. Кобец П.Н. О некоторых направлениях использования в отечественном законодательстве зарубежного и международного опыта предупреждения, и пресечения коррупции в государственном аппарате // Следователь. 2009. № 2 (130). С. 12-15.

8. Кобец П.Н. Международный опыт предупреждения и пресечения коррупции в государственном аппарате и возможности его использования в отечественной законодательной практике // Международное публичное и частное право. 2008. № 5 (44). С. 42-46.

9. Кобец П.Н. Уголовно-правовые особенности предупреждения коррупционной преступности в Китайской Народной Республике. Уголовное право в

эволюционирующем обществе: проблемы и перспективы: Сб. науч. статей. Курск, 2018.

10. Костогрызов П.И. Коррупция и антикоррупционная политика в латиноамериканских странах: современные вызовы и тенденции // Актуальные проблемы научного обеспечения государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции: Сб. науч. трудов по итогам Всерос. науч. конф. Екатеринбург, 2014.

11. Мартынов Б.Ф. «Эндемичность» коррупции для Латинской Америки // Междунар процессы. 2018. Т. 16. № 1. С. 69-79.

12. Саудаханов М.В., Егоров С.А. Конституционно-правовые основы деятельности и структура органов полиции Федеративной республики Бразилии // Международный журнал конституционного и государственного права. 2017. № 4. С. 23-25.

13. Шитова Е.Н. Методы борьбы с коррупцией в Бразилии: достижения и новые вызовы // NB: Международные отношения. 2015. № 1. С. 123-143.

14. Bautista O.D. El problema de la corrupcion en America Latina y la incorporacion de la etica para su solucion // Espacios Publicos. Madrid, 2012. Ano 15 (35). Р. 48-62.

15. Dana de la Fontaine, Thomas Stehnken, The Political System of Brazil, Springer-Verlag Berlin Heidelberg, 2016.

16. Tourinho Filho, F. 2004. Processo Penal vol.1. p. 190. Sro Paulo: Saraiva.

References

1. Vasil'eva V.M. Regulirovanie konflikta interesov na gosudarstvennoy sluzhbe: brazil'skiy opyt (ch. 1) // Voprosy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravle-niya. 2015. № 2. S. 100-122.

2. Gaynutdinova L.A. Gosudarstvo i grazhdanskoe obshchestvo v Argentine i Brazilii // V sb.: Rossiya i Ibe-roamerika v globaliziruyushchemsya mire: istoriya i so-vremennost': Doklady i mat. tret'yego mezhdunar. foruma. SPb., 2017.

3. Grigor'evI.V. Kontsentratsiya SMI Brazilii (istoriya, sovremennost', problemy) // V sb.: Zhurnalistika XXI v.: istoricheskiy opyt i sovremennoye razvitiye: Mezhvuz. sb. nauch. trudov / Pod red. A.A. Magome-tova. Vladikavkaz, 2016.

4. IvanovskiyZ.V. Tendentsii politicheskogo razvi-tiya v nachale XXI veka // Latinskaya Amerika: izbira-tel'nye protsessy i politicheskaya panorama / Otv. red. Z.V. Ivanovskiy. M.: ILA RAN, 2015.

5. Kobets P.N. Kodeks etiki gossluzhashchego. Dlya effektivnoy bor'by s korruptsiyey Rossiya mozhet obo-bshchit' opyt zarubezhnykh stran // Chelovek i zakon. 2008. № 10. S. 29-36.

6. Kobets P.N. Ugolovno-pravovye i kriminologiche-skie osobennosti preduprezhdeniya korruptsionnoy pre-stupnosti v Kitayskoy Narodnoy Respublike v seredine vtorogo desyatiletiya XXI stoletiya // Rossiyskiy zhurnal pravovykh issledovaniy. 2017. № 3 (12). S. 167-175.

7. Kobets P.N. O nekotorykh napravleniyakh is-pol'zovaniya v otechestvennom zakonodatel'stve zaru-bezhnogo i mezhdunarodnogo opyta preduprezhdeniya, i presecheniya korruptsii v gosudarstvennom apparate // Sledovatel'. 2009. № 2 (130). S. 12-15.

8. Kobets P.N. Mezhdunarodnyy opyt preduprezhdeniya i presecheniya korruptsii v gosudarstvennom apparate i vozmozhnosti ego ispol'zovaniya v otechestvennoy zakonodatel'noy praktike // Mezhdunarodnoe publichnoe i chastnoe pravo. 2008. № 5 (44). S. 42-46.

9. Kobets P.N. Ugolovno-pravovye osobennosti preduprezhdeniya korruptsionnoy prestupnosti v Kitayskoy Narodnoy Respublike. Ugolovnoye pravo v evolyutsioni-ruyushchem obshchestve: problemy i perspektivy: Sb. nauch. statey. Kursk, 2018.

10. Kostogryzov P.I. Korruptsiya i antikorruptsion-naya politika v latinoamerikanskikh stranakh: sovremen-nyye vyzovy i tendentsii // Aktual'nye problemy nauchnogo obespecheniya gosudarstvennoy politiki Rossiyskoy Fede-ratsii v oblasti protivodeystviya korruptsii: Cb. nauch. trudov po itogam Vseros. nauch. konf. Ekaterinburg, 2014.

11. MartynovB.F. «Endemichnost'» korruptsii dlya Latinskoy Ameriki // Mezhdunar protsessy. 2018. T. 16. № 1. S. 69-79.

12. Saudakhanov M.V., Egorov S.A. Konstitut-sionno-pravovye osnovy deyatel'nosti i struktura organov politsii Federativnoy respubliki Brazilii // Mezhdunarodnyy zhurnal konstitutsionnogo i gosudarstvennogo prava. 2017. № 4. S. 23-25.

13. Shitova E.N. Metody bor'by s korruptsiyey v Brazilii: dostizheniya i novye vyzovy // NB: Mezhduna-rodnye otnosheniya. 2015. № 1. S. 123-143.

14. Bautista O.D. El problema de la corrupcion en America Latina y la incorporacion de la etica para su solucion // Espacios Publicos. Madrid, 2012. Ano 15 (35). R. 48-62.

15. Dana de la Fontaine, Thomas Stehnken, The Political System of Brazil, Springer-Verlag Berlin Heidelberg, 2016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Tourinho Filho, F. 2004. Processo Penal vol.1. p. 190. Sro Paulo: Saraiva.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.