Научная статья на тему 'БОРЬБА С КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬЮ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН. КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬ КАК ВИД МОШЕННИЧЕСТВА'

БОРЬБА С КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬЮ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН. КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬ КАК ВИД МОШЕННИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
881
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Киберпреступность / уголовная ответственность / правовая характеристика мошенничества / борьба с преступностью / безопасный город / нормативно-правовая база / государственная политика / концепция безопасности / постановление о судебной практике по делам о мошенничестве / мировой опыт. / Cybercrime / criminal responsibility / legal description of fraud / the fight against crime / safe city / legal framework / public policy / security concept / decree on judicial practice in cases of fraud / world experience.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рената Равильевна Алимова

В статье изучены основные моменты развития внедрения информационнно-комуникационных в Узбекистане. Комплексная программа «Цифровой Ташкент». Киберпреступность. Кибербезопасность. Обозначены нормативно-правовые основы законодательства уголовной ответственности преступлений. Рассмотрены меры, принимаемые государством для пресечения данного деяния. Изучен вопрос об актуальности данной проблемы и меры по безопасности граждан. Приводится мировой опыт по решению данной глобальной проблемы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the main points of the introduction of information and communication technologies in Uzbekistan. Integrated program "Digital Tashkent". Cybercrime. Cybersecurity. The normative-legal bases of criminal prosecution of crimes are designated. Measures taken to prevent this act are excluded. The question of the relevance of these problems and measures for the safety of citizens was studied. The world experience in solving this global problem is given.

Текст научной работы на тему «БОРЬБА С КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬЮ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН. КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬ КАК ВИД МОШЕННИЧЕСТВА»

БОРЬБА С КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬЮ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН.

КИБЕРПРЕСТУПНОСТЬ КАК ВИД МОШЕННИЧЕСТВА

Рената Равильевна Алимова

Старший лейтенант, Инспектор профилактики Управления По обеспечению

безопасного туризма ГУВД г.Ташкента

АННОТАЦИЯ

В статье изучены основные моменты развития внедрения информационнно-комуникационных в Узбекистане. Комплексная программа «Цифровой Ташкент». Киберпреступность. Кибербезопасность. Обозначены нормативно-правовые основы законодательства уголовной ответственности преступлений. Рассмотрены меры, принимаемые государством для пресечения данного деяния. Изучен вопрос об актуальности данной проблемы и меры по безопасности граждан. Приводится мировой опыт по решению данной глобальной проблемы.

Ключевые слова: Киберпреступность, уголовная ответственность, правовая характеристика мошенничества, борьба с преступностью, безопасный город, нормативно-правовая база, государственная политика, концепция безопасности, постановление о судебной практике по делам о мошенничестве, мировой опыт.

ABSTRACT

The article describes the main points of the introduction of information and communication technologies in Uzbekistan. Integrated program "Digital Tashkent". Cybercrime. Cybersecurity. The normative-legal bases of criminal prosecution of crimes are designated. Measures taken to prevent this act are excluded. The question of the relevance of these problems and measures for the safety of citizens was studied. The world experience in solving this global problem is given.

Keywords: Cybercrime, criminal responsibility, legal description of fraud, the fight against crime, safe city, legal framework, public policy, security concept, decree on judicial practice in cases of fraud, world experience.

ВВЕДЕНИЕ

Узбекистан уверенно вошел в век цифровизации, о чем свидетельствуют поэтапные действия правительства направленные на увеличение скорости и качестве интернета, повсеместного внедрения информационнно-

комуникационных во все сферы жизнедеятельности страны. Внедрение современных информационно-коммуникационных систем в сфере государственного и общественного управления является важным условием эффективной реализации проводимых социально-экономических и общественно-политических реформ и преобразований в стране. Последовательно совершенствуется и модернизируется система оказания государственных, банковских и других услуг в режиме онлайн, что максимально упрощает получение этих услуг населением и исключает коррупционную составляющую.

В республике, также, реализуются комплексные меры по активному развитию цифровой экономики, а также широкому внедрению современных информационно-коммуникационных технологий во все отрасли и сферы, прежде всего, в государственное управление, образование, здравоохранение и сельское хозяйство. В ноябрь 2018 года было принято Постановление Президента Республике Узбекистан № 4024 «О мерах по совершенствованию системы контроля за внедрением информационных технологий и коммуникаций, организации их защиты».

В частности, была начата реализация свыше 220 приоритетных проектов, предусматривающих совершенствование системы электронного правительства, дальнейшее развитие отечественного рынка программных продуктов и информационных технологий, организацию во всех регионах республики 1Т-парков, обеспечение данной сферы квалифицированными кадрами.

АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ

В связи с чем, был принят Указ Президента Республики Узбекистан № 6079 от 05 октября 2020 года «Об утверждении стратегии «Цифровой Узбекистан -2030» и мерах по её эффективной реализации». Кроме того, была установлена комплексная программа «Цифровой Ташкент», предусматривающий запуск геопортала, интегрированного с более 40 информационными системами, создание информационной системы управления общественным транспортом и коммунальной инфраструктурой, цифровизацию социальной сферы с последующим распространением данного опыта на другие регионы. Также был, утвержден ряд программ цифровых трансформаций, и одобрена стратегия «Цифровой Узбекистан — 2030», разработанную Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций.

В целях качественного и своевременного выполнения вышеуказанных возложенных задач, особое внимание уделяется вопросам

«кибербезопасности». В течении 2020 года было выявлено более 27 000 000 событий вредоносной и подозрительной сетевой активности, исходящей из адресного пространства сегмента сети Интернет, которые в свою очередь представили угрозу безопасному и стабильному функционированию информационных систем и ресурсов.

МЕТОДОЛОГИЯ

Киберпреступление - это преступная деятельность, целью которой является неправомерное использование компьютера, компьютерной сети или сетевого устройства. Большинство (но не все) киберпреступления совершаются киберпреступниками или хакерами, которые зарабатывают на этом деньги.

Данный вид преступления, как, впрочем, и все другие, таит в себе угрозу информационной безопасности общества. Помимо кражи денежных средств с банковских карт

Можно выделить две категории киберпреступлений:

- насильственные, или иные потенциально опасные (угроза физической расправы, киберпреследование, детская порнография, киберэкстремизм, кибертерроризм);

- ненасильственные преступления (противоправное нарушение владения в киберпространстве, киберворовство, кибермошенничество, реклама услуг проституции в сети интернет, незаконный оборот наркотиков с использованием сети интернет, азартные игры в сети Интернет, отмывание денег с помощью электронного перемещения, деструктивные киберпреступления и другие киберпреступления).

Однако в целом киберпреступления подразделяются на следующие виды:

- финансово-ориентированные киберпреступлеия;

- киберпреступления, связанные со вторжением в личную жизнь;

- социальные и политически мотивированные киберпреступления.

ОБСУЖДЕНИЕ

По мере роста количества пользователей интернета возрастает число и кибермошенников, которые действуют по одной схеме: сначала они устанавливают контакт с жертвой через электронную почту или социальные сети и просят ответить также по электронной почте, либо по телефону, факсу или любым другим способом. Как только приманка закинута, мошенники пытаются войти в доверие жертвы и, в конце концов, попросят ту или иную сумму денег, используя различные предлоги.

Фишинг - один из самых распространённых видов кибермошенничества, основанный на выявлении и изъятии у человека его персональных данных для доступа к банковским счетам, осуществляемых обманным путём. Чаще всего хакеры присылают пользователям файл или ссылку, содержащие вредоносные шифры. При переходе по таким ресурсам осуществляется считывание данных, взламывается банковский счёт и происходит снятие с него денег.

Фарминг - вид киберпреступлений, направленный на удалённое взламывание компьютера. Благодаря этому хакер получает к нему полный доступ: он может редактировать документы, наблюдать за пользователем компьютера с помощью аудио- и видеонаблюдения, вводить разные вредоносные программы, собирать информацию о пользователе. Главная особенность этого киберпреступления в том, что пострадавший даже не будет догадываться, что в данный момент с его компьютером производятся подобного рода манипуляции.

Киберторговля наркотиками также осуществляется с помощью информационных технологий. С их помощью до клиента доводятся зашифрованные координаты местонахождения товара, осуществляется оплаты за «товар».

Кибертерроризм предполагает осуществление террористических действий с использованием и через посредство информационных технологий. К таким действиям относятся распространение информации о терактах, которые планируются к совершению в будущем, а также призывы к осуществлению террористических действий.

Борьба с киберпреступностью осложняется целым рядом факторов, а именно:

- киберпреступники - это не обычные мошенники, а хорошо обученные программисты, которые скрываются за экраном своего компьютера. Такую личность вычислить гораздо сложнее, чем обычного преступника.

-сталкиваясь с киберпреступлениями, сотрудники правоохранительных органов нуждаются в помощи высококвалифицированных специалистов в сфере программирования, в которых по-прежнему испы-тывается нехватка.

- немало трудностей возникает и с определением самого факта совершения данного преступления. Ввиду отсутствия возможности проведения квалифицированной экспертизы, зачастую бывает сложно доказать, что за то или иное действие предусмотрено наказание.

- достаточно трудно осуществлять контроль за уже существующими, постоянно обновляющимися и вновь возникающими видами киберпреступности.

В современном мире киберпреступность представляет собой серьёзную угрозу обществу и его информационной безопасности. Киберпреступность порождает комплекс социальных проблем, которые требуют незамедлительного реагирования и эффективного разрешения. С совершенствованием информационных технологий совершенствуется и киберпреступность, находящая проявление во многих сферах жизни и деятельности человека и общества в целом. Защита от данного вида преступлений предполагает корреляцию усилий на уровне международного сотрудничества и взаимодействия.

Для проведения эффективной политики по борьбе с информационными правонарушениями и киберпреступлениями могут быть предприняты следующие меры:

- совершенствование технологий, содействующих выявлению киберпреступлений в сети, а также способов проведения расследований данных правонарушений;

- максимально широкое использование технологии блокчейн для противостояния киберугрозам;

- развитие ресурсов искусственного интеллекта и их последовательное внедрение в сферу расследования киберпреступлений;

- ужесточение ответственности за совершение киберпреступлений;

- целенаправленная борьба с кибертерроризмом во всех его возможных формах и проявлениях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение, можно отметить, что ведущие мировые специалисты в IT-сфере единодушны во мнении, что в обозримом будущем сохранится тенденция к росту количества преступлений, совершаемых в сфере информационно-коммуникационных технологий, соответственно, необходимо разрабатывать новые и совершенствовать имеющиеся методы противодействия киберпреступности.

Кроме того, будет разработан проект закона «О кибербезопасности». В него планируется включить механизмы защиты информационных и коммуникационных технологий от современных киберугроз. В документе

также опишут права государственных органов, предприятий и организаций в сфере кибербезопасности и определят их обязанности в этой сфере.

ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Республики Узбекистан.

2. Уголовный Кодекс Республики Узбекистан.

4.Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию сферы информационных технологий и коммуникаций» № 5349 от 19.02.2018 г.

5. Постановление Президента Республике Узбекистан «О мерах по совершенствованию системы контроля за внедрением информационных технологий и коммуникаций, организации их защиты» № 4024 от 21.11.2018г.

6. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по созданию технологического парка программных продуктов и информационных технологий» № 17 от 10.01.2019 г.

7. Постановление Президента Республике Узбекистан «О дополнительных мерах по совершенствованию системы контроля за внедрением информационных технологий и коммуникаций, организации их защиты " № 4452 от 14.10.2019г.

8. Указ Президента Республики Узбекистан «Об утверждении стратегии «Цифровой Узбекистан -2030» и мерах по ее эффективной реализации № 6079 от 05.10.2020 г.

9. https://internetpolicy.kg/literacymodule/course_2/module1/glava1_1 .html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.