Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 2
УДК 340
БОРЬБА С АКТАМИ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
А. В. Багрова, Е. С. Щебляков
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Рассматривается безопасность гражданской авиации и борьбе с актами, направленными против безопасности гражданской авиации. Отражены основные ключевые понятия, и показана правовая сторона данной темы.
Ключевые слова: гражданская авиация, авиационная безопасность, незаконные акты против безопасности гражданской авиации, преступление
THE SUPPRESSION OF ACTS AGAINST THE SAFETY OF CIVIL AVIATION
A. V. Bagrova, E. S. Sheblyakov
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
E-mail: [email protected]
This article devoted to the safety of civil aviation and the suppression of acts against the safety of civil aviation. The article describes the basic key concepts, and shows the legal aspect of the topic.
Keywords: civil aviation, aviation security, unlawful acts against the safety of civil aviation, crime
Проблемы обеспечения безопасности гражданской авиации возникли едва ли не вместе с самой гражданской авиацией. Уже в 1923 году английский ученый-криминолог Безил Томсон предсказывал, что «в плохих руках самолет может быть использован для совершения опасного преступления, а также для бегства преступника из страны, где ему грозит судебное наказание» [3]. Последующие годы подтвердили эти опасения английского специалиста, хотя произошло это не сразу.
Динамичное развитие гражданской авиации и все более интенсивная эксплуатация глобальной сети международных воздушных линий заставляет постоянно совершенствовать как техническую, так и правовую сторону решения данной проблемы. Следует отметить, что особую актуальность проблеме авиационной безопасности добавили события 11 сентября 2001 г., после которых во всем мире стали предприниматься беспрецедентные меры обеспечения авиационной безопасности. Прежде, чем перейти к рассмотрению данной проблемы, необходимо определиться с определением понятия гражданской авиации. Согласно статье 21 воздушного кодекса Российской Федерации гражданская авиация это:
1. Авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики
2. Авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ.
Таким образом, гражданская авиация предполагает использование воздушного судна в мирных целях. После определения понятия «гражданская авиация» можно переходить непосредственно к безопасности гражданской авиации.
Согласно статье 83 воздушного кодекса Российской Федерации авиационная безопасность -состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации [1].
Незаконные акты против безопасности гражданской авиации - действия угрожающие безопасности воздушных судов. Согласно Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, подписанной в Монреале 23 сентября 1971 года, такие действия классифицируются как преступления [2].
Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»
Любое лицо совершает преступление, если оно незаконно и преднамеренно:
а) совершает акт насилия в отношении лица, находящегося на борту воздушного судна в полете, если такой акт может угрожать безопасности этого воздушного судна;
б) разрушает воздушное судно, находящееся в эксплуатации, или причиняет этому воздушному судну повреждение, которое выводит его из строя или может угрожать его безопасности в полете;
в) помещает или совершает действия, приводящие к помещению на воздушное судно, находящееся в эксплуатации, каким бы то ни было способом устройство или вещество, которое может разрушить такое воздушное судно или причинить ему повреждение, которое может угрожать его безопасности в полете;
г) разрушает или повреждает аэронавигационное оборудование или вмешивается в его эксплуатацию, если любой такой акт может угрожать безопасности воздушных судов в полете;
д) сообщает заведомо ложные сведения, создавая тем самым угрозу безопасности воздушного судна в полете.
2. Любое лицо также совершает преступление, если оно:
а) пытается совершить какое-либо из преступлений, упомянутых в пункте 1 настоящей Статьи;
б) является соучастником лица, которое совершает или пытается совершить любое такое преступление.
Данная Конвенция требует, чтобы участники Конвенции применяли в отношении таких преступлений «суровые меры» и требует, чтобы участники брали под стражу преступников либо для их выдачи, либо для осуществления преследования по делу. Так же для предотвращений данных преступления применяются меры по обеспечению авиационной безопасности, указанные в 84 статье Воздушного кодекса Российской Федерации, а именно:
1) предотвращение доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома;
2) охрана воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц;
3) предполетный и послеполетный досмотры в соответствии с Федеральным законом «О полиции».
Однако законодательно не указано, как должна проходить подготовка высококвалифицированных пилотов, а также сотрудников полиции, которые несут службу на объектах гражданской авиации, хотя это и является важной составной частью в механизме обеспечения авиационной безопасности.
Библиографические ссылки
1. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ. Ст. 21, 83, 84.
2. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации от 23.09.1971. Ст. 1, 3.
3. Международное бюро полиции // Архив из криминологии. 1923. Т. 75. С. 109.
© Багрова А. В., 2015