Научная статья на тему '\ большой разговор \ сказ про купца «Самохвала»'

\ большой разговор \ сказ про купца «Самохвала» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
419
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ большой разговор \ сказ про купца «Самохвала»»

34

В группу «Самохвал» помимо одноименной торговой сети входит один из старейших в стране мясокомбинатов -Таганский. Что может остановить рост цен на продукты? Где взять отечественную говядину? На эти и другие вопросы журналу «ВЕСТИ» ответил владелец холдинга Дмитрий Кувшинов.

а

^ >

Ирина ВОРОБЬЕВА

Сказ про купца «Самохвала»

Мясной ряд

— У вас собственная сеть магазинов, но где вы лично продукты покупаете?

— Только в «Самохвале», причем старюсь заезжать лично. Когда удается — делаю замечания, в основном по хозяйственной части: коврики не так лежат, выкладка товара неправильная. Но в основном в магазин ездят мои водители, созваниваясь с супругой.

— Что касается мясных продуктов, вы также поклонник Таганского мясокомбината?

— Можно и так сказать. Продукция нашего комбината — одна из лучших на рынке. Во-первых, это предприятие с 80-летней

историей, оно сохранило традицию выпуска качественной продукции по более жестким, чем современные, советским ГОСТам. Во-вторых, у нас действует постоянный ветеринарный контроль сырья. И, в-третьих, на комбинате работают люди старой закалки, поэтому за качеством здесь следят от входа сырья до выпуска конечной продукции, что подтверждают и независимые контрольные закупки, в том числе проводимые телевидением. Последнее время, по опросам покупателей, мы занимаем первые места по качеству продукции, наряду с Клинским комбинатом. Мы, кстати, работали с Таганским заводом и до его покупки, приобретая его продукцию для сети «Самохвал», поэтому, когда поступило

предложение стать владельцами предприятия, трудно было отказаться.

— Отечественные мясокомбинаты, в основном, работают на импортном сырье, а вы?

— Мы не исключение, 70% — доля замороженного импортного сырья, 30% — охлажденное сырье отечественных производителей. Однако мы постоянно повышаем (и будем повышать) последнюю составляющую.

— Что меняется в поставках отечественной говядины?

— Говядина востребована, но свинина сегодня — продукт №1. В нашей стране ее интенсивно используют в производстве колбасных изделий, 80% сырья — это свинина, а 20% — все остальное, не считая мяса птицы. Отечественная говядина — дело будущего. Выращивание свиней — процесс более

Дмитрий Кувшинов, владелец группы «Самохвал», родился в 1969 году в Москве в семье коренных москвичей. В 1993 году закончил факультет Управления строительством в городском хозяйстве Института управления им. Серго Орджоникидзе. В середине 90-х занялся дистрибьюцией голландской алкогольной продукции, затем организовал сеть магазинов «Стопка», переросшую в 2001 году в сеть «Самохвал», впоследствии создал производство пива и хлебобулочных изделий. В апреле 2007 года группа Кувшинова приобрела 75% акций Таганского мясокомбината. Женат, воспитывает пятерых детей.

простой и понятный. Свинья быстро растет, скоро размножается. Не случайно, сначала начали птицу разводить, теперь свиней, производство говядины — следующий этап.

— Таганский комбинат был единственным в Москве с собственным убойным цехом, он еще работает?

— Полтора года назад он еще работал, но к моменту покупки комбината в апреле прошлого года его уже закрыли. Нерентабельно возить животных на убой в центр Москвы. Сюда грузовик из-за расположения завода внутри третьего транспортного кольца может въехать только в ночное время, причем в сопровождении соответствующей машины и по специальному пропуску. Сейчас убойные цеха создают в местах выращивания скота. Этот цех комбината мы демонтировали и разместили там другие мощности.

— Как бы вы оценили степень конкуренции на рынке производства и продажи мясных изделий?

— Конкуренция жесткая. Производителей очень много, причем с каждым годом они работают все лучше, повышая качество продукции, упаковки. Мы сегодня выживаем благодаря собственной сети реализации. До нашего прихода на комбинат должного внимания маркетингу, дизайну упаковки вообще не уделялось, поэтому продукция «Таганки» проигрывает некоторым маркам.

— Каково соотношение продаж мясных изделий комбината в Москве и в регионах?

— С регионами мы практически не работаем, стараясь все продавать в Москве и в Московской области. Упор делаем на продукцию премиум-сегмента, мы не выпускаем сосиски по 30—40 рублей за кг, при средней стоимости 1 кг мяса 100 рублей. Лучше выпускать меньше продукции, но более высокого качества.

— Существуют ли сегодня ограничения по объемам поставок сырья?

— Нет, правительство, напротив, стимулирует как производство, так и продажу. Мы входим в десяток крупнейших предприятий, обеспечивающих население мясной продукцией, нам даже предоставлен целевой льготный кредит Департамента правительства Москвы на покупку сырья под 3,6% годовых. Он составляет 1 5% суммы, необходимой

Хорошая развлекательная площадка увеличивает привлекательность магазина

комбинату на покупку сырья в течение года; размер кредита — 85 млн. руб.

— Но региональные производители нередко жалуются на московские компании, мол, они забирают все квоты на поставки импортного мяса...

— Мы не забираем. Наоборот, у нас есть возможность купить больше сырья, но мы не приобретаем его из-за отсутствия соответствующего сбыта. Комбинат сегодня работает на одну треть возможной мощности.

— А как быстро в случае необходимости вы сможете добиться максимальной мощности?

— Дело в том, что москвичи достаточно привередливы: чтобы их завоевать, нужно сделать нечто особенное. Успех продукции на московском рынке зависит, прежде всего, от товарного вида, качество стоит на втором месте, и успеха здесь не добиться за один день. Мы только сейчас начинаем понимать, как это сделать: к примеру, заказали в Германии новую линию нарезки продукции, новую упаковку, которые будут уже в апреле. Что касается максимальной мощности, то на нее выйдет уже новый завод, но об этом я расскажу чуть позже.

— Московское правительство сейчас всячески способствует приходу

Холдинг «Самохвал» основан в 2001 году. В группу компаний входят 10 торгово-развлекательных центров, 65 магазинов в Москве, Московской области и городах ЦФО, а также Таганский комбинат купленный за $100 млн. в апреле прошлого года. К концу года компания планирует открыть еще 40 магазинов и 25 небольших магазинов формата «мясная лавка». В 2008 году «Самохвал» планирует получить выручку в $500 млн. При этом показатель EBITDA должен достигнуть $51 млн. Выручка в 2007 году по данным консолидированной отчетности составила $320 млн. без учета НДС, показатель EBITDA—$33 млн.

а о

п ш а

о 3 л с о ю

«У меня слово «самохвал» ассоциируется с русским купцом, расхваливающим свой товар покупателям, но он при этом отвечает за качество»

на столичныи рынок региональных производителей, как такая политика сказывается на работе комбината?

— Границы, что называется, открыты, но где продавать? Ведь производители сегодня в первую очередь идут в сети. А сети выдвигают ряд не всегда приемлемых условий. Нам, в частности, пришлось отказаться от работы с некоторыми сетями только из-за того, что бонусы, которые они запросили, делают сбыт там совершенно невыгодным.

Мы, кстати, решили в этом году развивать в Москве сеть небольших стационарных мясных лавок площадью не более 30 кв. м, как это распространено в Европе. Не секрет, что стоимость аренды в Москве высока и продуктовым магазинам выживать тяжело, а специализированные маленькие магазинчики могут и выжить, и предложить покупателю свежую продукцию. В большом дорогом магазине продукция нередко залежалая, продавцы не всегда вовремя убирают с прилавка просроченный товар (так как списание идет за их счет), предпочитая торговать до последнего. В нашей сети мясных лавок в основном будет продаваться свежее мясо, мясные полуфабрикаты и колбасные изделия. Если площади позволят, то предложим покупателю и овощи. В течение двух лет мы планируем открыть как минимум 100 магазинов по всей Москве, но преимущественно в районах новостроек и в ближнем Подмосковье — не далее 20—30 км от столицы. В районах новостроек магазинов не хватает, кроме того, есть свободные помещения. Ведь сегодня с площадью в столице две проблемы: помещения либо отсутствуют, либо если и появляются на рынке, то по очень высоким арендным ставкам, при которых тяжело зарабатывать.

— В январе вступили в силу поправки к закону «О защите прав потребителей», обязавшие производителей обозначать на упаковке содержание генетически модифицированных ингредиентов (ГМИ), если они использовались в производстве. Как это сказалось на деятельности вашего комбината?

— Никак. Мы ГМИ не используем. Мы даже первыми из мясных комбинатов получили разрешение маркировать свою

продукцию знаком «Не содержит ГМО!» (Разрешение получено от Комиссии по выдаче разрешений на маркировку пищевых продуктов, не содержащих ГМО (генетически модифицированных организмов), под председательством руководителя московского Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы — Владимира Малышкова — «ВЕСТИ»).

— Какова, по вашим данным, доля продуктов с содержанием ГМИ хотя бы на московском рынке?

— Не менее 60%.

— После покупки вами комбината на рынке появились предположения, что новый собственник перенесет производство в Московскую область. Такой перенос возможен?

— Нерентабельно держать в центре Москвы завод на 5 гектарах земли. Так что, покупая комбинат, мы действительно планировали построить на этой площади крупный торгово-офисный, гостиничный центр, а завод плавно перенести в Подмосковье недалеко от Троицка, где у нас есть кусок земли. Новый завод я хочу сделать по последнему слову техники, построив его с нуля, поскольку перестраивать что-либо в про-

Российские говядина и телятина - дело будущего, пока у нас набирает обороты свиноводство

цессе производства очень тяжело. Вместе с немецкими специалистами мы сейчас разрабатываем технологическую сторону проекта. Все оборудование будет импортным, в основном немецким и австрийским. Эти страны — лидеры в производстве мясной продукции на рынке Европы. Мы планируем внедрить современные высокотехнологичные линий, чтобы свести к минимуму участие человека в производстве.

— Для вас возможна продажа завода как бизнеса?

— Я собственник большого холдинга, включающего три направления. Ритейл — сеть продуктовых магазинов разного формата: и маленьких, и больших, и гипермар-кетов; девелопмент — мы сами строим и эксплуатируем торгово-развлекательные центры, и третье направление — собственное производство, а также автотранспортное предприятие, обслуживающее весь холдинг. Развивать их, чтобы достичь значительных успехов, становится все сложнее. Либо необходимы финансовые партнеры в одном

или в другом проекте, либо, не исключаю, от чего-то придется отказаться. Хотя сейчас все бизнесы друг другу помогают, работая вокруг ритейла.

Торговать по-русски

— Как появилось название «Самохвал»?

— Его придумала моя супруга.

— Вас не смущает, что самохвал, как следует из словаря Даля, означает хвастун, и вызывает неоднозначную реакцию, как и прежнее название сети «Стопка»?

— Не смущает. «Самохвал» — русское слово. Нам хотелось иметь название с русской этимологией. «Патерсон», «Ашан», «Меркадо» — очень приличные компании, но их названия далеки от русского языка. У меня «Самохвал» ассоциируется с русским купцом, расхваливающим свой товар покупателям, но он при этом отвечает за качество: хвалюсь-хвалюсь, но за качество отвечаю. Это мое кредо. Я отвечаю за качество своим именем. На рынке очень дорога репутация. Можно оказаться хорошим бизнесменом, но непорядочным человеком, я предпочитаю быть и хорошим бизнесменом, и порядочным человеком.

— Исполнился ровно год после покупки группой «Самохвал» комбината, что именно изменилось на комбинате, в компании в течение этого года?

— В очень плохом состоянии были производственные площади — плитка, полы, вентиляция. В срочной замене нуждалась часть оборудования, пришлось закупать новое, и оно уже либо действует, либо идет его монтаж. Мы начали работать с ассортиментом, отказались, как я уже сказал, от невыгодных контрактов с некоторыми крупными сетями, в которых изделия продавались дешевле возможной цены. Это позволяло комбинату делать объем, за счет чего, как считало прежнее руководство, удавалось компенсировать часть управленческих издержек. На свободные площади комбината я перевел центральный офис группы, другие производства, в частности успешно работающий пивзавод. В наступившем году мы в несколько раз увеличили объем производства пива под нашим фирменным названием «Самохвал», которое продаем в нашей же сети магазинов, причем только свежее — в разлив.

Мы выпускаем четыре сорта — фильтрованное, нефильтрованное, темное, янтарное. Пиво пользуется большим спросом, оно очень высокого качества. Солод используем только чешский. Как только наши производители начнут выпускать солод соответствующего качества, мы с удовольствием будем закупать отечественное сырье. Сейчас завод выпускает 300 т пива в месяц, весной прошлого года, для сравнения, объем

производства составлял 92 т. Помимо пивзавода, на территорию комбината была переведена еще и пекарня. Поясню, в пекарне выпускают полуфабрикат, замораживают, а в печах магазинов, например, подмосковных, выпекают горячий хлеб. Московские магазины, если позволяет логистика, получают уже готовый горячий хлеб. Годовой объем производства хлебопекарного цеха — 10 тонн.

Кроме того, сейчас на этой же территории мы запускаем цех по производству салатов. Постоянно ведем работу с персоналом. Мы получили очень большой коллектив — около 1500 человек. Комбинат не мог позволить себе такое число сотрудников, в том числе поэтому и показатели были убыточными. Нам пришлось пересмотреть кадровую политику, сократить примерно 500 человек, в основном управленцев и менеджеров. На одного рабочего приходилось три управленца. Сейчас полтора.

— Какова рентабельность пивного производства, хлебопекарного?

— Пивного — около 200%, хлебопекарного— 100%

— Наценка в сети одинакова, независимо от расположения магазина?

— Нет. В Брянске и Орле цены ниже, чем в Москве на те же продукты. Там мы работаем практически с нулевой рентабельностью из-за очень низкой покупательной способности.

— Почему же в таком случае вы решили развиваться за пределами Московской области?

— Хотелось федерального развития. Всегда хочется, чтобы бизнес развивался,

В продукции Таганского комбината генетически модифицированных ингредиентов нет

не стоял на месте. Но, развивая, сталкиваешься с рядом трудностей, одна из которых — отсутствие подходящих по формату площадей, поэтому приходится идти все дальше и дальше. В Москве и конкуренция высока, и площадей нет, а если есть, то дорогие.

— В чем разница ведения бизнеса в Москве, ближнем Подмосковье и в регионах?

— Москва и ближнее Подмосковье, что, по сути, тоже Москва — это один менталитет. Дубна — другой, Рязань — третий. В регионах сильна привычка покупать продукты местных производителей. В Обнинске, например, московское молоко не берут, они привыкли пить обнинское и молоко, и кефир.

В регионах мы стараемся, если позволяет площадь, делать развлекательные центры. Там эта ниша практически пуста, к тому же хорошая развлекательная площадка увеличивает привлекательность магазина. Прибыль от кинотеатра, к примеру, небольшая, но он привлекает покупателей. Люди заходят в кафе или бар, в магазин, дети тут же играют на батутах, в автоматы. Это увеличивает проходимость и становится дополнительным преимуществом супермаркетов.

— Иными словами, отдельно взятый развлекательный бизнес дохода не приносит?

— В этом году, не считая Таганского комбината, мы хотим достичь $500 млн.

о

п ш а

о 3 л с о ю

« Я не знаю, как арендные ставки связаны с финансовым кризисом, но они выросли как минимум на 15%»

выручки, из них 95% придется, как мы рассчитываем, на ритейл; 3,5% даст развлекательный бизнес и 1,5% — доход от аренды.

— Как отличается стоимость вашей продукции — пива, хлеба, мясных изделий на прилавках вашей сети от цены этой же продукции в не принадлежащих вам магазинах?

— Мы в целом предпочитаем держать низкую торговую наценку на свою продукцию — в пределах 10%. В наших магазинах продукция Таганского комбината на 5—10% дешевле, чем в остальных сетях.

— Вы продаете в магазинах своей сети продукцию других мясокомбинатов?

— Конечно, как минимум пяти, другой вопрос, что 50% реализуемого объема — продукция нашего комбината.

Все вокруг чужое

— Каковы типичные жалобы покупателей?

— В основном жалуются на качество обслуживания в некоторых магазинах или на отсутствие какого-либо товара.

— Иными словами, на первом месте — человеческий фактор. Насколько для вас актуальна сегодня кадровая проблема?

— В компании работает шесть с половиной тысяч человек: 5800—в ритейле и 700— на комбинате, так что кадровый вопрос — вопрос №1. Один в поле не воин, бизнес можно делать только с командой, единомышленниками, отвечающими за свою работу, причем эти единомышленники должны быть не только слева и справа от тебя, но и непосредственно в торговле, на производстве.

— Как этого добиться?

— Во-первых, мы организовали в этом году учебный центр. Начали обучать продавцов, как следует обслуживать покупателя, как выкладывать товар. Во-вторых, работаем над мотивацией, и, в-третьих, доносим до сотрудников, прежде всего через руководителей, что тот же товар на прилавках — не ничей, как многие часто думают, а частная собственность, и относиться к ней нужно как к своей.

— В компании «Евросеть» Евгения Чичваркина, с которым мы также недавно разговаривали, главный моти-

вационный фактор — зарплата, хороший работник хорошо зарабатывает. У вас иной подход?

— Зарплаты у нас высокие и официальные. Зарплата состоит из двух частей: 80% — постоянная оплата, 20% — переменная часть, зависимая от финансовых показателей конкретного сотрудника. Иными словами, я могу мотивировать сотрудника в пределах этих 20%. С другой стороны, у каждого магазина есть ежемесячный минимальный план по продажам. Магазин, перевыполнивший план, получает дополнительный бонус к зарплате, распределяемый среди сотрудников директором. Кроме того, существенный фактор — борьба с «несунами», иначе говоря, с воровством персонала. В коллективах, где этого нет или практически нет, зарплата значительно выше, чем в магазинах, где это безобразие происходит. Если процент воровства выше допустимого, то его компенсирует коллектив. В общем, мотивация простая: не воруй и лучше работай. В связи с тем, что зарплаты у нас высокие и стабильные, люди держатся за место. Текучесть есть, но в пределах 10% за год.

— Сегодня с кадровой проблемой сталкиваются практически все российские компании, что, на ваш взгляд,

В магазинах сети «Самохвал» помимо мяса и колбасы Таганского комбината продается горячий хлеб из собственных цехов группы

нужно сделать для исправления ситуации в масштабах страны?

— Наверное, повысить уровень образования. Например, мой старший сын — студент экономфака МГУ. Я советовал ему туда поступать, считая, что МГУ, МГИМО — главные вузы страны, флагманы российского образования. Но сейчас, когда я с ним разговариваю и вижу качество обучения, книги, которые он читает, я понимаю, что лучше бы отправить его учиться экономике за границу. У нас обучение отстает от современной экономики.

— Сегодня процент роста заработной платы не соответствует росту производительности труда, что снижает конкурентоспособность...

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Согласен. Людям приходится платить больше, чем они этого стоят, в том числе и управленческому составу.

— Где же выход?

— Это очень серьезная проблема. Если говорить о топ-менеджерах, то не исключено, что я приглашу на работу какого-либо европейского управленца. Да, в этом случае ему придется преодолевать языковой барьер,

проблемы, связанные со спецификой рынка, но, на мой взгляд, это вопросы второстепенные. Управленцы за границей не дешевле, чем у нас, при этом первоначальный уровень их подготовки выше, чем в отечественных вузах. На рынке труда, как и везде, должна быть высокая конкуренция.

Любить родную землю

— Что может ограничить рост цен на продукты? По данным одной из английских исследовательских компаний, львиная доля прибыли на продукты достается ритейлорам, и об этом же нам говорят в телевизионных репортажах о росте цен ...

— Это какие-то неправильные исследования. У меня наценка от 10 до 27%. Надбавку в пределах 100% можно сделать только на продукцию собственного производства, за счет того, что я купил автоматические линии и экономлю на управленских расходах. На чужом продукте сделать 90% невозможно. Так что ограничить рост цен могут конкуренция и дешевые кредиты. Если бы была возможность, я бы предпочел купить больше помещений. Сейчас у меня порядка 30 площадок в собственности, и здесь я независим от арендных ставок. Там же, где аренда растет, — расходы увеличиваются. Зарплаты из-за инфляции нужно компенсировать. Все это, естественно, заставляет нас пересматривать цены, хотя, возможно, и не так часто, как это делают другие. Поверьте мне, что сверхприбылей у нас нет.

— Мы уже несколько лет проводим сравнительный рейтинг продовольственных корзин разных сетей, в целом за полгода цена этой корзины увеличилась на 30%...

— Это произошло за счет производителей, говорю вам об этом и как продавец, и как производитель. Рост цен на сырье, энергоносители отражается на себестоимости, потому и торговле приходится цены пересматривать — она ведь тоже должна зарабатывать. Стоимость же сырья растет из-за его недостатка.

— Если бы вас пригласили на заседание правительства, посвященное

Торговая наценка в сети «Самохвал» -от 10 до 27%

сдерживанию роста цен, то какие бы реальные меры вы предложили?

— Возрождать собственную промышленность, которая сейчас полностью в упадке; предоставлять дешевые кредиты; не вкладывать российские деньги в акции американских компаний.

— Вам возразят: при советской власти триллионы вкладывались в сельское хозяйство и что в результате?

— При советской власти все было государственное, а значит ничье. Я вижу по своей компании: люди совсем по-другому относятся к делу, каким-либо образом участвуя в нем или заплатив хотя бы рубль собственных денег.

Так что, если вернуться к реальным мерам, то, во-первых, приобретая что-либо, я должен быть уверен, что у меня это завтра не отберут. Во-вторых, необходимы дешевые кредиты на подъем собственной промышленности, а государство должно контролировать, чтобы они не пошли на запад. В-третьих, нужно сделать понятными земельные отношения. Сегодня требуются годы жизни на оформление земельного участка. Необходима понятная и простая процедура. Если это торги, то открытые, с использованием СМи, даже, возможно, специального канала на телевидении. Нужно лишить чиновника возможности продавать что-либо своим

людям, получая определенное вознаграждение. Жестко контролировать расходы чиновников: ведь доходы их проследить невозможно, а расходы хорошо видны. Позволяет ли им оклад жить так, как они живут? Откуда у чиновников виллы? Если у меня спросят: «На какие средства ты живешь в таком дорогом доме?», я покажу свои доходы, декларации, размер кредита, который я взял в том же Сбербанке на покупку земельного участка и строительство дома.

— По вашей информации, какие регионы отличаются повышенной «взят-коемкостью» и почему?

— Вообще мы предпочитаем взяток не давать. Но мы динамично развивающаяся компания. Мне надо быстро делать бизнес, выстраивать потоки, открывать магазины, потому что я каждый день плачу проценты банкам, зарплату, аренду и так далее. И когда мне говорят, что срок оформления документов — от месяца до трех, но мы можем ускорить процесс за соответствующее вознаграждение, я предпочитаю его выдать. Я не могу ждать. Если здесь три месяца документы пролежат, там три месяца, то когда я открою магазин? Я не могу персоналу сказать: «Посидите дома, пока я разрешение от администрации не получу». Поэтому приходится обращаться к фирмам-посредникам, оказывающим помощь в решении таких вопросов. Но это не правильно.

Я согласен с Гавриилом Поповым, считавшим, что взятки нужно узаконить. Все «черные» моменты лишь усиливают коррупцию. На мой взгляд, на двери кабинета каждого чиновника должен висеть прайс-лист: хочешь получить документ завтра — заплати 20 тыс. руб. в окошечко или на расчетный счет. И девочка, которая готовит эти документы, ночь будет сидеть, чтобы успеть в срок, зная, что получит свою копеечку от этих 20 тыс. Хотя я уверен, что через неделю все и как надо будут успевать в рабочее время, понимая, что им за это дополнительно заплатят — они меньше покурят, меньше просидят в столовой. Если же сделают что-либо с ошибкой — будут переделывать за свой счет.

В течение же 30 дней документы должны готовить бесплатно. С положительным

ох □

ё г

Е □

« Доля продуктов с содержанием генетически модифицированных ингредиентов на московском рынке составляет сегодня не менее 60%»

а о

п ш а

о 3 л с о ю

ответом или отрицательным, но документ должен быть, особенно, если речь идет о собственности — об оформлении земельного участка или помещения.

— Вы — богатый человек, а в нашей стране гигантский разрыв между доходами самых богатых людей и самых бедных, что ненормально, и в развитых странах, в число которых мы стремимся войти, этого нет...

— Да, и это к революции может привести...

— Как, на ваш взгляд, можно решить эту проблему?

— Если мы говорим о пенсионерах, то государство обязано обеспечить работавших всю жизнь людей. Для государства также, на мой взгляд, не проблема платить достойную зарплату учителям, которых в масштабах страны по пальцам пересчитать. Кроме этого, им нужно официально разрешить репетиторство — оно не везде поощряется директорами школ.

Если же мы говорим о работоспособных людях, а в основном небольшой доход у низкоквалифицированных работников, то людей надо занять. Надо возрождать промышленность, строить не только торговые центры и таун-хаусы, а производить товар, выращивать сельскохозяйственную продукцию. Рост промышленности будет стимулировать потребность в рабочих местах.

У нас сто лет назад была аграрная страна, а сейчас все овощи импортируются. И здесь только государство поможет. Почему никто не развивает аграрный сектор? Это долгоиграющий проект, на него нужны длинные, дешевые деньги.

Не все могут нефтью торговать, этим занимаются как раз 10% наиболее богатых людей. Государство должно позаботиться о направлении прибыли от продажи нефти и газа на развитие экономики, о предоставлении дешевых кредитов, решении вопросов собственности. Зачем государству огромное количество федеральной земли по всей стране? Муниципальная земля давно продана, причем за бесценок, а федеральная, которой в России 90%, находится в подвешенном состоянии.

— Как на развитие вашего бизнеса повлиял мировой финансовый кризис?

— Мы только начинаем с этим сталкиваться. Во-первых, один из иностранных фондов, с которым мы ведем переговоры по поводу покупки незначительного числа акций нашей ритейловой компании, в связи с кризисом не может принять окончательного решения. И, во-вторых, подорожали банковские кредиты и арендные ставки. Я, правда, не знаю, как последние связаны с финансовым кризисом, но они выросли как минимум на 15%.

— Как развиваются ваши отношения со Сбербанком? Вы упоминали,

что взяли первый кредит в самом начале вашего бизнеса...

— Я рано женился — в 20 лет, сразу после службы в погранвойсках Прибалтийского приграничного округа на острове Хьюма в Эстонии. Появился ребенок, надо было кормить семью, пришлось и учиться, и работать. Трудился и менеджером, и курьером, купил плохенький «москвичок», на котором «бомбил» по ночам. Словом, хватался за все — лишь бы принести копейку в семью, потому что родители практически не помогали, что, наверное, хорошо, поскольку заставляет быть более самостоятельным. Постепенно познакомился с крупными голландскими производителями алкоголя, начал продавать их продукцию в Москве, открыл оптовый склад, при складе появился первый магазинчик, затем второй, третий, таким образом, родилась сеть магазинов «Стопка», ставшая затем «Самохвалом».

Но у меня был достаточно маленький бизнес, тем не менее, когда я открывал оптовый склад, то взял кредит на пополнение оборотных средств в Среднерусском банке.

Сейчас отношения со Сбербанком очень успешно развиваются. Мы договорились со Среднерусским банком о совместном строительстве торгово-развлекательных центров по линии проектного финансирования. Среднерусский банк также хотел бы принять участие в строительстве нового мясоперерабатывающего завода, но у нас непростая ситуация. Офис нашей компании находится в Москве, строить же я буду в области, а Среднерусский банк обслуживает клиентов, находящихся в области. Мы же, как компания, чей офис находится в Москве, обслуживаемся в Краснопресненском

В магазинах сети «Самохвал» помимо мяса и колбасы Таганского комбината продается «живое» пиво собственного производства

отделении, не предоставляющем длинных кредитов — в отличие от Среднерусского банка. И как раз сейчас вопрос «Как с нами быть?» решается в Центральном офисе Сбербанка, поскольку компания должна работать только с одним отделением.

— Вы каким-либо образом занимаетесь политикой?

— Нет. У меня нет на это времени. Заниматься нужно чем-то одним — либо бизнесом, либо политикой. В противном случае политика будет направлена на личное обогащение. В политике, на мой взгляд, должны быть богатые, состоявшиеся в бизнесе люди, но ради политики они должны оставить бизнес. Бедному человеку нечего делать в политике, он будет думать не об общем благе, а о личном.

— За какую сумму вы готовы продать свой бизнес?

— Весь бизнес я не готов продавать. Чем я тогда буду заниматься? Я же хочу пользу приносить своей стране. В личном плане у меня все в порядке. Человеку больше того, что он сможет скушать, не нужно. Есть дом, машина, прекрасная семья, в этом году родился пятый ребенок, причем все пятеро детей от одной любимой жены. Жена, как и родина, должна быть одна.

— Сегодня модно увлекаться горными лыжами, дайвингом, а у вас есть хобби?

— Мое самое большое хобби — моя семья. Люблю путешествовать. Если получается, то все вместе на недельку выезжаем куда-нибудь. #

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.