Научная статья на тему 'Большой пёстрый дятел Dendrocopos major похищает птенцов снегиря pyrrhula pyrrhula'

Большой пёстрый дятел Dendrocopos major похищает птенцов снегиря pyrrhula pyrrhula Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
131
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Большой пёстрый дятел Dendrocopos major похищает птенцов снегиря pyrrhula pyrrhula»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2009, Том 18, Экспресс-выпуск 504: 1419-1421

Большой пёстрый дятел Dendrocopos major похищает птенцов снегиря Pyrrhula pyrrhula

А. В. Бардин

Кафедра зоологии позвоночных, биолого-почвенный факультет, Санкт-Петербургский университет, Университетская набережная, 7/9, Санкт-Петербург, 199034, Россия

Поступила в редакцию 16 сентября 2009

О хищничестве большого пёстрого дятла Dendrocopos major написано достаточно много. В большой обзорной статье, посвящённой этому вопросу, В.П.Иванчев (2000) составил список видов птиц, для которых были описаны случаи разорения гнёзд большим пёстрым дятлом. Этот список включает 42 вида, в том числе 4 вида вьюрковых: зяблика Frin-gilla coelebs, зеленушку Chloris chloris, щегла Carduelis carduelis и чижа Spinus spinus. Мои наблюдения в окрестностях города Печоры Псковской области позволяют добавить в этот список ещё один вид — снегиря Pyrrhula pyrrhula.

Гнездо снегиря с 6 сильно насиженными яйцами я нашёл 26 мая 2004 на правом берегу Пачковки, круто спускающемся в долину речки. Наверху раскинулся зеленомошный бор, а склон порос густым смешанным лесом из ели, сосны, берёзы, осины. В этом месте, в старых осинах, каждый год гнездятся различные дятлы, поэтому старых дупел очень много и их занимают в основном скворцы Sturnus vulgaris. В эти дни они интенсивно кормили подросших птенцов, летая за кормом на расположенные недалеко поля. Помимо скворцов, в этом месте на площади в четверть гектара гнездились и другие птицы (Fringilla coelebs, Turdus philomelos, T. iliacus, T. merula, Prunella modularis, Phylloscopus collybita, Ph. trochilus, Ph. sibilatrix, Sylvia atricapilla, Parus major, P. montanus, P. caeruleus, Certhia familiaris, Regulus regulus, Ficedula hypoleuca, Muscicapa striata, Siphia parva, Anthus trivialis), образуя своего рода смешанное поселение, тогда как вокруг в лесу птиц было гораздо меньше. В последние годы, когда общая плотность населения воробьиных сократилось примерно на порядок, такая неравномерность распределения гнездящихся птиц в лесу стала особенно бросаться в глаза.

В 2004 году здесь гнездились две пары дятлов: чёрные Dryocopus martius и большие пёстрые (раньше здесь регулярно гнездились зелёные дятлы Picus viridis, а желны начали гнездится только два года назад). Большие пёстрые дятлы выдолбили дупло в той же осине, где в прошлом году гнездились чёрные дятлы. Дупло желны располагалось на высоте 4 м и было ориентировано на юг, дупло большого пёстрого —

на высоте 5 м и ориентировано на северо-северо-восток. Прошлогоднее дупло больших пёстрых дятлов в соседней осине заняли поползни 8Ша еигораеа, основательно обмазав входное отверстие белой глиной. 26-30 мая я несколько раз наблюдал за поползнями, кормящими больших птенцов, и имел возможность попутно следить за их соседями-дятлами. У больших пёстрых дятлов тоже были птенцы, но ещё маленькие, поскольку «тикали» они совсем тихо.

Дятлы кормили птенцов, порой их грели, кормились сами. Самец иногда долбил на расположенной рядом «кузнице» полураскрытые шишки сосны. При этом у него оставалось время и для другой деятельности, очень меня заинтересовавшей (самка вела себя скрытно и попадалась на глаза редко). Дело в том, что самец проявлял большое любопытство в отношении гнёзд соседей, которые он, казалось, специально разыскивал, ориентируясь на поведение птиц. Он регулярно заглядывал в дупла поползня, большой синицы и скворцов, не делая, однако, попыток разбоя. Подлетевшие вдруг хозяева привычно отгоняли его, с налёта ударяя в спину или голову. Дятел столь же привычно отступал, и никаких скандалов не возникало. Кроме гнёзд в дуплах, дятел выслеживал и навещал открыто расположенные гнёзда, в частности, лесной завирушки, зяблика, пеночек. Сторонился он только скандальных дроздов, но и их гнёзда он, очевидно, разведал. Таким образом, время своего «активного безделья», по терминологии В.Р.Дольника (2004), самец дятла заполнял как бы игровым «исследовательским поведением». Однако собранную при этом информацию он мог затем использовать и для добывания пищи. Вскоре я смог в этом убедиться.

26 мая около 15 ч 30 мин на участок залетела сойка ОаггиЫв glan-ёапив. Её появление вызвало переполох, зяблики и дрозды стали её окрикивать и преследовать. Этим переполохом и воспользовался дятел, «под шумок» незаметно подлетел к какому-то из знакомых гнёзд и вскоре принёс голого птенчика. Он уселся на сук, где в кузнице торчала сосновая шишка, прижал ещё шевелившегося птенца грудью, выбил шишку и вставил на её место птенца. Затем несколькими ударами отчленил ему голову, съел её, а измельчённое ещё несколькими ударами тельце отнёс своим птенцам. В этот же день дятел на моих глазах принёс на эту кузницу ещё одного птенчика. Судя по пятнам засохшей крови, кузница уже не раз использовалась для разделки жертв наряду с раздалбливанием шишек. Последнее также было своего рода пустым времяпрепровождением, поскольку семян в шишках к концу мая осталось очень мало.

Уже упомянутое гнездо снегиря было устроено на ёлочке со срубленной вершиной, в результате чего она имела несколько стволиков. Гнездо располагалось на боковой ветви на высоте 1.8 м от земли и было

совершенно скрыто в гуще веточек. Наружный слой построен из сухих веточек ели и жимолости, достигая в диаметре 25 см из-за торчащих в стороны прутиков. Чаша сплетена из тонких сухих веточек ели, Березы, вереска и большого количества корешков трав. Лоток выстлан тонкими корешками трав. Высота постройки 9.5 см, диаметр лотка 6.5 см, глубина лотка 3.2 см.

Дятел, видимо, давно высмотрел это гнездо (ёлочка находится в пределах видимости от гнездового дерева дятла) и неоднократно подлетал посмотреть, как бы просто из любопытства, повисая на тонких веточках и просовывая голову в гущу прутьев. При этом никаких попыток сгонять наседку или трогать яйца в её отсутствие он не делал. Однако 29 мая, когда вылупились птенцы, дятел их утащил. Самка оказала сопротивление, потеряв в схватке часть перьев, в том числе маховое (дятел схватил её за крыло). Однако снегирям (в отличие, например, от зябликов), не удаётся организовать «птичьего переполоха», привлекая более сильных союзников, в частности дроздов. И дятлу удалось, не привлекая внимания остального птичьего населения, перетаскать всех птенчиков снегиря.

Литература

Дольник В.Р. 2004. Изучение поведения животных с помощью анализа их бюджетов времени и энергии // Рус. орнитол. журн. 13 (249): 22-32. Иванчев В.П. 2000. Хищничество большого пёстрого дятла Dendrocopos major // Тр. Окского заповедника 20: 107-127.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2009, Том 18, Экспресс-выпуск 504: 1421-1422

Новая находка мохноногого сыча Aegolius funereus pallens в Памиро-Алае

И. А. Абдусалямов, Р. Л. Бёме

Второе издание. Первая публикация в 1984*

4 октября 1982 на северном склоне Туркестанского хребта в арчов-никах ущелья Офтанги-Сай, был пойман паутинной сетью взрослый мохноногий сыч подвида Aegolius funereus pallens (Schalow, 1908). Предыдущая встреча, также на Туркестанском хребте, была отмечена С.К.Далем (1936). Учитывая оседлость этого сыча, можно предпола-

* Абдусалямов И. А., Бёме Р. Л. 1984. Новая находка мохноногого сыча (Aegolius funereus pallens Schalow) в Памиро-Алае // Орнитология 19: 171.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.