ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2016, Том 25, Экспресс-выпуск 1233: 3-6
Большой баклан Phalacrocorax carbo - новый гнездящийся вид дельты Селенги (озеро Байкал)
И.В.Фефелов, Ю.А.Анисимов, А.В.Безруков
Игорь Владимирович Фефелов. Научно-исследовательский институт биологии
ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет», а/я 24, Иркутск, 664003, Россия.
E-mail: [email protected] Юрий Андреевич Анисимов, Алексей Викторович Безруков. ФГБУ «Байкальский государственный заповедник», пос. Танхой, Республика Бурятия, 671220, Россия. E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 3 января 2016
Большой баклан Phalacrocorax carbo sinensis (Blumenbach, 1798) в настоящее время восстанавливает свою гнездовую популяцию на озере Байкал после сорокалетнего отсутствия. После появления в 2006 году первых гнёзд в проливе Малое Море численность баклана на Байкале и в Байкальском регионе бурно растёт (Пыжьянов, Пыжьянова 2010; Попов, Малеев 2011; Пыжьянова и др. 2015).
До последнего времени места гнездования баклана были приурочены к тем же районам, где дольше всего сохранялись и его последние гнёзда в 1960-х годах: пролив Малое Море на западном побережье Байкала и Чивыркуйский залив — на восточном. Оба участка характеризуются небольшой глубиной, относительно хорошей прогреваемостью воды и, как следствие, обилием рыбы, а также наличием труднодоступных скалистых островов. В то же время дельта реки Селенги, крупнейшее водно-болотное угодье на Байкале, обладает большинством этих признаков, за исключением скальных островов. Несмотря на это, не существует никаких данных, которые подтверждали бы размножение баклана в дельте Селенги в период его высокой численности. М.Г.Бакутин (1950) в своей кандидатской диссертации упоминает лишь миграционные скопления бакланов на периферийных островах дельты в 1930-1940-х годах. Поскольку он специально исследовал водоплавающих птиц дельты, можно определённо заключить, что в этот период баклан здесь не гнездился. Правда, в это время численность вида на Байкале уже снижалась (Гусев 1980). Для 1950-х годов баклан был охарактеризован как обычный пролётный, но не гнездящийся вид дельты Селенги (Швецов, Швецова 1967). Нет данных об его размножении в дельте и в старых источниках. Например, И.Г.Георги (Georgi 1775) говорит только о многочисленном гнездовании большого баклана в целом по озеру, а также на севере Байкала совместно с серой цаплей Ardea cinerea.
В период интенсивных орнитологических исследований в дельте Селенги (1970-1990-е годы) баклан определённо здесь не гнездился;
единичных особей не ежегодно наблюдали в качестве залётных (Фе-фелов и др. 2001). Несколько возросла частота встреч вида в этом районе в 2000-х годах, а особенно после 2006 года, когда он начал вновь размножаться на Байкале. Так, 29 мая 2008 у села Посольское (несколько южнее дельты Селенги) встречена уже стая из 21 баклана.
Наконец, в 2013 году были получены первые подтверждения размножения вида в дельте Селенги, а именно, в колонии серой цапли на протоке Северная, на восточной границе заказника «Кабанский». Это средняя часть центрального сектора дельты, расстояние до озера Байкал составляет около 8 км. Колония цапель известна по крайней мере с 1992 года, когда здесь гнездилось несколько десятков пар; позднее численность этих птиц увеличилась. Гнёзда в колонии располагаются на деревьях в галерейном ивовом лесу вдоль Северной; последняя в настоящее время, после перехвата её верховий новым промоем, превратилась из протоки в цепочку стариц. Общая длина основного поселения цапель близка к 1 км.
В мае 2013 года А.В.Безруков обнаружил здесь больших бакланов во время фотосъёмки в колонии со специально построенной вышки-укрытия. Число их гнёзд составило более 42, а число особей — не менее 110. В 2014 году количество бакланов уже превышало количество цапель. При специальном обследовании поселения 2 июня 2015 нами обнаружено, что численность бакланов многократно выросла и составляет порядка 610-630 гнёзд. В целом в районе колонии держалось не менее 1400 особей. Поэтому следует предположить присутствие на колонии и негнездящихся птиц. Также нужно учесть, что часть особей находилась на кормёжке. Преобладали птицы взрослой окраски. Интересно, что белое пятно на бедре, характерное для весенне-летнего наряда, присутствовало далеко не у всех особей. На колонии находились и молодые (белобрюхие) птицы; не исключено, что некоторые из них уже размножались, так как сидели на ветвях вблизи гнёзд. На одном дереве могло находиться несколько заселённых гнёзд. В центральной части колонии во время учёта, судя по звукам, уже были птенцы, в периферийных частях они, видимо, ещё не вывелись.
Часть гнёзд была построена самими бакланами (в частности, в соседних участках ивняка на старицах), но многие представляли собой бывшие гнёзда цапель. Численность самих цапель в колонии была невелика: порядка 15-20 пар. Жилые гнёзда цапель и бакланов могли располагаться на соседних или одних и тех же деревьях на расстоянии нескольких метров, явных конфликтов между птицами разных видов не отмечено. Тем не менее, бакланы явно вытеснили с колонии большую часть цапель. Например, в ближайших окрестностях фотовышки в 2015 году осталось лишь одно гнездо, заселённое цаплями, хотя в 2013 году цапли преобладали над бакланами в соотношении 23:11.
Принцип вытеснения пока не вполне понятен, так как серые цапли прилетают в дельту Селенги раньше - в первой декаде апреля, иногда и во второй половине марта (Фефелов и др. 2001), до вскрытия водоёмов. Первые бакланы появляются в регионе не ранее второй половины апреля, лишь изредка в первых числах месяца (Попов 2014). Возможно, цапли сами покидают колонию вследствие соседства с многочисленными бакланами.
В центральном секторе дельты Селенги, между протоками Северная и Средняя, регистрировались многочисленные одиночки и стаи перелетающих и кормящихся бакланов (до 180 экз.). Выше протоки Халюн их не видели. Основные места кормёжки — озёра и старицы, обмелевшие вследствие низкого уровня воды в Байкале и Селенге. На протоках бакланы встречаются значительно реже. Специальные наблюдения за питанием не проводились. Однако в трёх случаях, когда добычу удалось рассмотреть, ею оказался ротан Perccottus glenii — нежелательный интродуцент из бассейна Амура, который приобрёл высокую численность в дельте в 1980-е годы. Несмотря на чужеродный статус этой рыбы в местной экосистеме, сейчас она представляет собой основной корм для рыбоядных птиц.
В более западной части дельты, между протоками Средняя и Пер-шиха, регистрировались только небольшие группы пролетающих, реже — кормящихся бакланов. Ещё западнее, в районе протоки Галутай и центрального русла Селенги, эти птицы не встречались. Интересно, что в крупном древесном поселении серой цапли, расположенном по левому берегу центрального русла у начала протоки Шаманка, баклан отсутствует вовсе. По сообщению С.В.Пыжьянова, в июле 2015 года на периферийных островах западной части дельты, от залива Черкалов Сор до центрального русла, гнездовий баклана не было найдено. Возможность его размножения в других местах в тростниках нижней дельты хотя и не исключается, но требует специальной проверки.
Таким образом, колонизация дельты Селенги большим бакланом проходит пока по точечному типу: птицы концентрируются в единственном поселении. В дельте в целом численность гнездящихся и не-гнездящихся бакланов в 2015 году (без учёта потомства) можно ориентировочно оценить в 1.6-2 тыс. особей.
Литератур а
Бакутин М.Г. 1950. Водоплавающие птицы дельты р. Селенги. Гусеобразные - Anseri-
formes. Дис. ... канд. биол. наук. Улан-Удэ: 1-128. Гусев О. 1980. Большой баклан на Байкале // Охота и охот. хоз-во 3: 14-17; 4: 14-16. Попов В.В. 2014. Ранняя встреча большого баклана Phalacrocorax carbo (L., 1758) на р.
Ангара в г. Иркутске // Байкал. зоол. журн. 1 (14): 122. Попов В.В., Малеев В.Г. 2011. Гнездование большого баклана Phalacrocorax carbo (L., 1758) на Братском водохранилище // Байкал. зоол. журн. 2 (7): 116.
Пыжьянов С.В., Пыжьянова М.С. 2010. Современное состояние большого баклана на
Байкале и Хубсугуле (Монголия) // Изв. Иркут. ун-та. Сер. Биол. Экол. 3, 1: 60-63. Пыжьянова М.С., Пыжьянов С.В., Ананин А.А. 2015. Большой баклан в Центральной Азии: динамика ареала в XX-XXI веках // Экосистемы Центральной Азии в современных условиях социально-экономического развития: Материалы междунар. конф. Улан-Батор, 1: 341-344. Фефелов И.В., Тупицын И.И., Подковыров В.А., Журавлёв В.Е. 2001. Птицы дельты Селенги: Фаунистическая сводка. Иркутск: 1-320. Швецов Ю.Г., Швецова И.В. 1967. Птицы дельты Селенги // Изв. Иркут. сель.-хоз.
ин-та: Вопросы охотничьего хозяйства и зоологии 25: 224-231. Georgi J.G. 1775. Bemerkungen einer Reise im Russischen Reich im Jahre 1772. 2 Bde. S.Petersburg: 1-920.
Ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2016, Том 25, Экспресс-выпуск 1233: 6-10
Новые сведения о птицах Сахалина
С.Н.Аббакумов
Сергей Николаевич Аббакумов. Ул. Больничная, д. 36, кв. 210, Южно-Сахалинск, 693013, Россия. E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 2 января 2016
При просмотре фотоснимков, размещаемых в социальных сетях сахалинскими фотографами-любителями, мною были собраны сведения, дополняющие известную информацию по орнитофауне острова. Опросом авторов были уточнены даты, места и обстоятельства встреч птиц. Данные, не имеющие фотоподтверждения, но достоверность которых не вызывает сомнений, отмечены как личные сообщения. Статья дополнена таблицей со ссылками на источники иллюстраций некоторых встреч. Таксономический статус видов соответствует Списку птиц Российской Федерации (Коблик и др. 2006), а порядок их перечисления -«Фауне птиц Северной Евразии в границах бывшего СССР» (Коблик, Архипов 2014).
Anas (poecilorhyncha) zonorhyncha. Обычно на Сахалине одномоментно наблюдались одиночки, пары или группы до 3 чёрных крякв (Нечаев 1991; Тиунов, Блохин 2011). На болотце к югу от города Шах-терска 23 августа 2015 держалась стая в 7 особей.
Aythya ferina. Осенью на Сахалине красноголовый нырок встречен лишь 17 сентября 1988 на заливе Астох (Тиунов, Блохин 2011). В последнее же время местными охотниками добывались: 1) селезень 7 октября 2006 на одном из нижних притоков в приустьевой части реки Поронай; 2) молодая птица 11 октября 2011 в западной части косы, от-