Научная статья на тему 'Большая утрата научного сообщества'

Большая утрата научного сообщества Текст научной статьи по специальности «Агробиотехнологии»

CC BY
85
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Большая утрата научного сообщества»

БОЛЬШАЯ УТРАТА НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА

29 января 2007 г. на 70 году жизни скоропостижно скончался выдающийся учёный в области теории и создания наземных тягово-транспортных систем и мобильной сельскохозяйственной техники академик Россельхозакадемии, доктор технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, лауреат Государственных премий СССР и Республики Беларусь Ксеневич Иван Павлович.

И.П. Ксеневич родился 5 мая 1937 г. в д. Русакови-чи Столбцовского района Минской области. По окончании Белорусского института механизации сельского хозяйства он работал сначала в этом же ВУЗе, а затем на Минском тракторном заводе главным конструктором и генеральным конструктором ГСКБ по пропашным тракторам. В 1980-1986 гг. Иван Павлович был начальником технического управления Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР, в 1990-1991 гг. академиком-секретарём Отделения механизации и электрификации сельского хозяйства ВАСХНИЛ, с 1989 г. осуществлял научное руководство отделом мобильных энергетических средств для растениеводства Всероссийского НИИ механизации сельского хозяйства (ВИМ).

Будучи вице-президентом Российской инженерной академии, академиком-секретарём секции «Машиностроение» (автомобильное, тракторное, строительное и дорожное) РИА, президентом Научно-технического объединения «Росэлектротранс», официальным консультантом Международного общества инженеров мобильной техники (8АЕ) в России И.П. Ксеневич сочетал напряжённую научную работу с масштабной организационной деятельностью.

Особое место в жизни Ивана Павловича занимала редакционно-издательская деятельность. Как член редакционных советов он участвовал в подготовке издания энциклопедии «Машиностроение» и таких научно-технических журналов, как «Тракторы и сельскохозяйственные машины», «Техника в сельском хозяйстве», «Экология и промышленность Рос-

сии», «Мехатроника», был главным редактором технико-аналитического информационного журнала «Приводная техника».

Очень много он сделал в сфере научного обоснования и создания семейства универсально-пропаш-ных тракторов «Беларусь», которые сегодня служат базовой машиной тракторного парка России и успешно эксплуатируются в 120 странах мира.

Труды И.П. Ксеневича обогатили теорию и практику создания новой тракторной техники методами оптимизации параметров машинно-тракторных агрегатов, унификации и построения ресурсоэкономных экологически безопасных блочно-модульных энергетических средств. Иван Павлович автор 430 опубликованных работ, включая 138 свидетельств на изобретения и патентов, среди которых патенты Англии, Германии, Италии, Канады, Швеции, Франции, 3 энциклопедий, десятков монографий, циклов статей, посвященных вопросам проектирования тракторов, автоматизации режимов их работы, повышению эффективности использования машин в различных условиях.

В 1976 г. за разработку научных основ повышения рабочих скоростей машинно-тракторных агрегатов И.П. Ксеневичу была присуждена Государственная премия СССР, в 1984 г. за создание и организацию серийного производства унифицированных тракторов «Беларусь» с повышенным моторесурсом — Премия Совета Министров СССР, в 1996 г. за цикл учебников и пособий «Тракторы для высших учебных заведений» — Государственная премия Республики Беларусь.

Иван Павлович постоянно генерировал новые технические идеи в области развития сельскохозяйственных тракторов и предлагал их оригинальные решения.

До последнего дня своей жизни И.П. Ксеневич разрабатывал концептуальные предпосылки создания сельскохозяйственного трактора XXI века, важнейшими характеристиками которого он считал гибкое построение, блочно-модульную конструкцию, обеспечивающую адаптивную вписываемость в агротехнологии, использование наукоемких компонентов высокого уровня и широкого применения, включая гибридную моторно-силовую установку, уменьшенную на 30 % массу базовых моделей при сохранении тягового класса, что должно позволить создать машины, полностью удовлетворяющие перспективным экологическим требованиям, ив 1,5...1,8 раза снизить затраты энергии на выполнение единицы полезной работы.

За большой вклад в науку Иван Павлович награждён орденом Знак Почёта, рядом медалей СССР и РФ, Золотой медалью им. Горячкина В.П.

Академик И.П. Ксеневич навсегда останется в памяти людей, посвятивших свою жизнь агроинженер-ной науке и сельскохозяйственному производству.

Достижения науки и техники АПК, №2-2007

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.