Научная статья на тему 'Анализ функциональных возможностей и конструктивных особенностей мобильной техники'

Анализ функциональных возможностей и конструктивных особенностей мобильной техники Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
696
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мобильные энергетические средства / модуль / вариативность / трансформерность / энергетический модуль / технологический модуль
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Нехаев Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The following article reviews the basic models of portable vehicles built according to the modular approach and defines the prospective development trends.

Текст научной работы на тему «Анализ функциональных возможностей и конструктивных особенностей мобильной техники»

УДК 629.01

АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И КОНСТРУКТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ МОБИЛЬНОЙ

ТЕХНИКИ

Е.Н. Нехаев, аспирант, ХНАДУ

Аннотация. Дан обзор основных моделей мобильной техники, построенных по модульному принципу. Определены перспективные направления ее развития.

Ключевые слова: мобильные энергетические средства, модуль, вариативность, трансформерность, энергетический модуль, технологический модуль.

Введение

Дальнейшее развитие мобильной техники для сельскохозяйственного производства связано с расширением ее функциональных возможностей. На смену традиционным тракторам приходят мобильные энергетические средства (МЭС). Их сменяет еще более совершенная техника. В такой технике появляется вариативность, трансформерность, становится более высоким уровень автоматизации. Значительная часть новой техники строится по модульному принципу. Реализация данного принципа заключается в построении мобильного средства из функциональных блоков в зависимости от поставленных задач.

В связи с тем, что все эти виды и типы мобильной техники обладают разной производственной эффективностью, по-разному ведут себя в эксплуатации, возникает задача анализа их функциональных возможностей и конструктивных особенностей для более глубокого понимания перспектив и направления их развития, а также для выбора наиболее эффективных решений. Поэтому актуальным является обзор существующих моделей МЭС, анализ их функциональных возможностей и конструктивных особенностей, а также оценка их перспективности.

Анализ последних публикаций

Вопросы теории МЭС были поставлены и частично решены в конце 20-го века И.Н. Кутьковым, В.Т. Надыкто, А.В. Рослав-цевым и другими.

В середине 80-х и начале 90-х годов активно велись работы по разработке энергетических модулей на базе серийных энергетических средств. Рассматривались одноосные, двухосные и трехосные варианты энергетических модулей.

Разработка МЭС различного назначения проводилась в: НПО ВИСХОМ - для использования в свекло - картофеле - и овощеводстве; НПО НАТИ совместно с ГСКБ по универсальным пропашным тракторам - для обработки почвы; ВИМ - для нечерноземной и степной зон бывшего СССР; Гомельским комбайновым заводом - для зерноуборочных работ; Харьковским заводом тракторных самоходных шасси - для фермерских хозяйств, дорожного строительства, аэродромного обслуживания. МЭС также разрабатывались рядом зарубежных фирм: западногерманской AGG, французской Vandel, финской Valmet и многими другими.

В работе Яцкевича В.В., Лысенко А.Н. [1] рассматриваются одноосные варианты энергетических модулей с колесной формулой 2К2, которые разрабатывались на Харьковском заводе тракторных самоходных шасси. Разработкой и созданием таких энергетических модулей занимались и зарубежные фирмы, такие как западногерманская AGG, французская Vandel. Такие модели рассмотрены в учебном пособии В.Т. Надыкто с соавторами [2] и статье Г. Д. Петрова, В. А. Хво-стова, В.В. Золотарева, А.В. Большакова А.Н. Калюжного [3].

Макетные образцы двухосных энергетических модулей с колесной формулой 4К4 описаны в статье Г.М. Кутькова [4] и работе [2]. Такие модели были созданы НПО НАТИ совместно с ГСКБ по универсальным пропашным тракторам на базе серийного трактора МТЗ-142 с мощностью двигателя 110 кВт -МЭС-150 и 134 кВт - МЭС-200, на базе серийного трактора МТЗ-80 - создан МЭС-80, и на базе серийного трактора Т-150К -МЭС-300 с мощностью двигателя 190 кВт.

Можно отметить оригинальную модель энергетического модуля «Steyr-8300», «Steyr-8300A», разработанную австрийской фирмой Steyr с набором сельхозмашин фирмы Petinger. Такая модель описана в работах [2, 5].

Прототипом «Steyr-8300» можно считать УЭС «Полесье-250» с кормо-, свекло- и зерноуборочными модулями (Белоруссия, Гомельский комбайновый завод) [2, 6].

Завершением разработок в этом направлении считается создание конструкции УЭС «Ксе-рион» фирмы «Клаас», показанной в работе соавторов Погорелого Л., Коваль С., Шуринова В., Саенко В. [6].

Трехосные энергетические модули были описаны в статьях [2, 7 - 11]. Такие модули были разработаны: ВИМом на базе тракторов Т-150К и К-701 [2]; ВИСХОМом на базе самоходного шасси класс 2,5...3,3 с колесной формулой 6К4 или 6К6 [7 - 10]; финской фирмой Valmet с колесной формулой 6К4 [11].

В работе [2] приведены попытки создания многоосных энергетических модулей с мощностью двигателя 330.736 кВт и выше. Например, американской фирмой Versatile был создан и испытан трактор Big Roy с двигателем мощностью 442 кВт.

Однако как теоретические разработки, так и практика создания новых образцов мобильной техники не отвечают принципам полноты и системности.

Цель исследования

Целью данного исследования является анализ функциональных возможностей и конструктивных особенностей мобильной техники исходя из позиций системного подхода.

Анализ существующих моделей

Использование МЭС в сельскохозяйственном производстве позволяет повысить рентабельность за счет оптимального управления технологическими режимами при выполнении механизированных работ [12], снижения погектарного расхода топлива, снижения металлоемкости, снижения трудозатрат. Так, при разработке и создании одноосных энергетических модулей для фермерских хозяйств с колесной формулой 2К2 на Харьковском заводе тракторных самоходных шасси за основу брались следующие требования: минимальная материалоемкость и цена; универсальность и минимизация номенклатуры; высокая маневренность (способность разворачиваться на мелкоконтурных и неудобных для другой техники участках); минимизация трудозатрат на эксплуатацию и ремонт, позволяющая снизить себестоимость сельскохозяйственной продукции [13].

В основе такого одноосного энергетического модуля МЭС-0,6 использовалась база серийного самоходного шасси Т-16 МГ. МЭС-0,6 мог агрегатироваться с различными машинами для подготовки почвы, посева и ухода за растениями [13].

Принципиальная схема таких МЭС (на базе одноосного трактора с колесной формулой 2К2) получила определение жесткостыкуе-мых агрегатов, допускающих разъем как по вертикали, так и по горизонтали [14].

Жесткостыкуемые МЭС в основном предназначены для механизации работ на малых животноводческих фермах, мелкоконтурных полях, в агроцехах промышленных предприятий, селекционных и сортоиспытательных участках. Мощность двигателя таких МЭС находилась в пределах 22.33 кВт [1]. На основе одноосного трактора с колесной формулой 2К2 путем жесткого соединения с ним различных модулей можно получить следующие мобильные средства: транспортный; транспортно-технический; самоходное шасси; универсальный трактор с колесной формулой 4К4; самоходный комбайн; кормораздаточный агрегат; погрузчик и др. [1].

Западногерманская фирма AGG разработала одноосный тяговый модуль PU мощностью 115 кВт многоцелевого назначения, оснащенный кабиной, передней и задней сцепка-

ми, позволяющими агрегатировать орудия для пахоты, боронования посева, уборки зерновых и корнеплодов [2, 3].

Одноосные тяговые энергетические модули мощностью 92, 120 и 150 кВт выпускала также французская фирма Vandel [2, 3].

Недостатком одноосной конструкции является полная потеря ею в автономном положении качеств самостоятельной транспортной единицы [2].

Проблема автономного передвижения может быть решена двумя путями: введением переднего и заднего унифицированных стыковочных узлов и использованием технологических модулей (ТМ), присоединяемых к незанятому стыковочному узлу; применением специальной тележки, присоединяемой к задней навесной системе [13].

Заслуживают внимания двухосные модели МЭС, создаваемые на базе серийных тракторов МТЗ-142, Т-150К, МТЗ-80.

На базе серийного трактора МТЗ-142 НАТИ совместно с ГСКБ по универсальным пропашным тракторам был разработан МЭС-200, который состоял из энергетического модуля (серийный трактор МТЗ-142) с забалластированным транспортно-техноло-гическим модулем (ТТМ). Технологический модуль имеет независимый ВОМ. В качестве заднего навесного устройства ТМ использовался механизм навески трактора Т-150К [2].

Наличие двух навесных механизмов, разветвленной сети отбора мощности двигателя, грузовой площадки УТМ и т.д. позволяло эффективно использовать МЭС-200 для составления на его основе комбинированных агрегатов при реализации интенсивной и других технологий возделывания сельхозкультур [2, 5].

Эффективность МЭС-200 была подтверждена при использовании энергетического модуля с жаткой ЖВН-6Б, разработанной конструкторским бюро «Бердянсксельмаш», для скашивания зерновых культур в валки. Такая жатка отличалась от комбайнового варианта наличием адаптера для ее навешивания на задний навесной механизм энергетического модуля МЭС-200.

МЭС-200 агрегатировался с сельхозмашинами, предназначенными для выполнения работ в агрегате с тракторами Кл.3.

Применение МЭС-200, по сравнению с базовыми пахотными МТА, позволяло повысить сменную производительность новых агрегатов на 35... 37%, а расход топлива снизить не менее чем на 17% [2].

Однако отсутствие на ТТМ независимого ВОМ снижало возможность агрегатирования такого МЭС с сельхозмашинами к трактору Кл.3, требующими привода от ВОМ [5].

На базе серийного трактора Т-150К был создан МЭС-300 с мощностью двигателя 190 кВт [2].

Энергетический модуль МЭС-300 общего назначения отличался от серийного трактора Т-150К наличием синхронного привода ВОМ и двигателя СМД-601. Последний был оборудован корректором - переключателем, позволяющим в полевых условиях осуществлять перерегулировку дизеля с мощности 162 кВт на мощность 190 кВт.

Технологический модуль МЭС-300 был выполнен на базе заднего моста трактора Т-150К. Все его узлы, за исключением навесного и переднего сцепного механизмов, -штатные. Заднее навесное устройство позаимствовано от трактора К-700.

При сравнительных испытаниях МЭС-300 с серийными тракторами были получены следующие экономические показатели [2]:

- сменная производительность МЭС-300 на 66,3% больше в сравнении с МТА на базе гусеничного трактора Т-150 и на 68,0% в сравнении с агрегатом на основе колесного энергетического средства Т-150К. Основная производительность у МЭС-300 выше на 68,0 и 73,9% соответственно; обеспечивалось это за счет большей в 1,6 раза ширины захвата и на 5 - 9% большей скорости рабочего движения;

- экономия погектарного расхода топлива пахотного МТА на основе МЭС-300 в сравнении с агрегатом на базе гусеничного трактора составляла 20,1%, а колесного 43,9%. За счет высокой производительности нового агрегата удельные затраты металла ниже: в

сравнении с базовым гусеничным МТА - на 3,4% и с колесным - на 8,5%.

За счет своей достаточно высокой функциональности и универсальности МЭС-200 и МЭС-300 присуще множество схем присоединения к нему технологических частей МТА.

МЭСы могут агрегатироваться практически со всеми прицепными, полунавесными и навесными с.-х. машинами и орудиями, включая большегрузные седельные полуприцепы. Это возможно за счет установки на ТМ се-дельно-сцепного устройства (ССУ). Благодаря этому МЭСы можно использовать также в транспортных и тягово-приводных режимах [2].

Использование МЭС на транспортных работах возможно с большегрузными прицепами и с седельными полуприцепами.

На базе серийного трактора МТЗ-80 был создан МЭС-80 - универсально-пропашного назначения тягового класса 1,4.. .3.

МЭС-80 оборудовался синхронным ВОМ, делающим 3,5 оборота на 1м пройденного пути. В связи с этим технологический модуль МЭС-80 имел другое передаточное число согласующего редуктора и больший размер шин (16,9x38" вместо 16,9x30 ") [2].

Австрийская фирма Steyr разработала и выпускала малыми сериями оригинальную модель мобильного энергетического средства «Steyr-8300», «Steyr-8300A» с набором сельхозмашин фирмы Petinger [2, 6]. По возможности агрегатирования это средство напоминало реверсивный трактор «push-pull» (тяни -толкай). У «Steyr-8300» практически отсутствовало понятие передней и задней осей. В обоих направлениях хорошая обзорность, удобное расположение органов управления, реверсируемая трансмиссия. Высокая энергонасыщенность - 42 кВт/т позволяла создать ряд машин различного назначения с активными рабочими органами. Применение комбинированного привода (гидрообъемного -на ходовые колеса и механического - на ВОМ) было направлено на получение высокого КПД трансмиссии в целом.

Недостатком «Steyr-8300» являлась плохая приспособленность для выполнения тяговых операций. «Steyr-8300» не получил распро-

странения в сельхозпроизводстве [2]. Специалисты фирмы 81еуг на основе тягового и технико-экономического анализов пришли к выводу, что для тракторов мощностью до 110 кВт наиболее оптимальной является схема с передними колесами, несколько меньшего размера, чем задние [2]. За счет этого увеличилась грузоподъемность управляемых колес трактора при сохранении удовлетворительной поворачиваемости. Появилась возможность установки переднего навесного устройства, способствующего расширению функциональных возможностей трактора.

УЭС «Полесье-250», являющийся прототипом «81еуг-8300», имел высокую (до 8 т) грузоподъемность передней навески и хорошо агрегатировался с комбинированными навесными и полунавесными - пассивными, грун-тообрабатывающими и уборочными машинами [6]. Это стало возможным благодаря созданию оригинального навесного жатвен-но-молотильного модуля. Благодаря этому прямые издержки на уборке зерновых, по сравнению с комбайном «Дон-1500», снизились в 2,5 раза [6].

Как один из вариантов по реализации концепции модульно-блочной техники рассматривалась возможность создания на базе УЭС-250 зерноуборочных комплексов КЗР-10 «Полесье-Ротор» со сменными адаптерами для уборки кормовых культур, а также доос-нащения УЭС-250 другими модульными агрегатами украинского производства для посева, предпосевной обработки почвы, уборки сахарной свеклы и т.д. [6].

Более универсальным энергетическим средством конца 90-х среди двухосных можно считать УЭС «Ксерион» фирмы «Клаас». Его гидромеханическая коробка передач оснащалась электроуправлением, двигатель располагался в межосевом пространстве, мощная гидросистема, быстро перемещаемая кабина в три положения и др. УЭС «Ксерион» имел высокую грузоподъемность, хорошо агрега-тировался с комбинированными почвообрабатывающими, посевными орудиями и менее удачно - с громоздкими свеклоуборочными и подобными им машинами. Однако он не рассчитан для агрегатирования с крупногабаритными модулями зерноуборочных и кор-моуборочных комбайнов [6].

Трехосный вариант МЭС был разработан ВИМ для нечерноземной и степной зон быв-

шего СССР [2]. Мощность двигателя, выполненного на базе узлов и агрегатов Т-150К, доведена до 184 кВт. Рама жесткая и не имела шарнирных сочленений. Управление МЭС осуществлялось поворотом передних и задних колес с помощью гидропривода. Задний ВОМ позволял отбирать до 80% мощности. Конструкция МЭС позволяла установку емкостей 6.. .8 м3 для семян и удобрений, а также задних и боковых механизмов навески.

Трехосное МЭС аналогичного назначения было разработано ВИМ и на базе трактора К-701, мощность двигателя 330 кВт, продольная база - 6 м, минимальный радиус поворота - 10,75 м [2].

ВИСХОМом был разработан ВЭС-150 для использования в свекло - картофеле - и овощеводстве. ВЭС в сборе представлял собой однобрусное трехосное самоходное шасси класса 2,5.3,5 с колесной формулой 6К4 или 6К6. Он мог использоваться с различными машинами для посева, ухода и других операций возделывания сельхозкультур. Ба-лансирная ходовая система, управляемая с помощью гидроцилиндров, значительно упрощала агрегатирование с орудиями в межосевой зоне путем поднятия переднего моста и «наезда» на них [7 - 10].

Такая же идея использовалась французской фирмой Dehondt при создании приставки PRM-200, которая стыковалась с колесным трактором в передней его части и имела автономные опорные колеса с шинами [15]. К приставке присоединяются навесные и полунавесные машины фронтального типа.

Финской фирмой Valmet была создана модель трехосного трактора с колесной формулой 6К4, у которого передние движители управляемые, а задние с помощью гидроцилиндра двойного действия могут быть подняты в транспортное положение [11].

Примером создания многоосных МЭС с большой мощностью двигателя может служить созданный и испытанный американской фирмой Versatile трактор Big Roy с двигателем Cummins мощностью 442 кВт [2]. Для снижения удельного давления на почву и обеспечения нормальных тягово-сцепных качеств этот МЭС оборудовался четырьмя подрессоренными осями с восемью ведущими колесами.

Трехосные и многоосные ЭС реального применения в сельскохозяйственном производстве не нашли из-за большой конструктивной сложности, недостаточной маневренности, низкой годовой загрузки в течение года [2].

Выводы

1. В настоящее время промышленность выпускает различные виды мобильной техники. Одна из тенденций развития этой техники -модульное ее построение, что связано с повышением эффективности, прежде всего за счет расширенных функциональных возможностей и оптимизации конструктивных параметров.

2. Перспективными направлениями развития являются: появление дополнительных модулей, применение вариативности и трансфор-мерности, увеличение энергонасыщенности и уровня автоматизации с одновременным повышением надежности.

3. Имеющиеся теоретические работы по мобильной технике являются недостаточными и подлежат дальнейшему развитию.

Направлением дальнейшего развития данных исследований следует считать анализ новых видов и типов мобильной техники с позиции ее информатизации и интеллектуализации.

Литература

1. Яцкевич В.В., Лысенко А.Н. О разработке

трактора с колесной формулой 2x2 и же-сткостыкуемых агрегатов на его базе // Тракторы и сельхозмашины. - 1984. -№6. - С. 8 - 11.

2. Новi мобшьш енергетичш засоби Украши.

Теоретичш основи використання в зем-леробствк Навч. поабник / В.Т. Надикто, М.Л. Крижачювський, В.М. Кюрчев, С.Л. Абдула, 2006. - 337с .

3. Петров Г.Д., Хвостов В.А., Золотарев В.В.,

Большаков А.В., Калюжный А.Н. Модульные принципы построения самоходных с.-х. агрегатов // Тракторы и сельхозмашины. - 1984. - №4. - С. 7 - 10. 4. Кутьков Г.М. Исследования модульного энерготехнологического средства // Тракторы и сельскохозяйственные машины. -1989. - № 12.

5. Кутьков Г.М. Ксеневич И.П. Блочно-

модульные МТА // Тракторы и сельскохозяйственные машины. - 1990. - №1. -С. 8 - 10.

6. Погорелый Л., Коваль С., Шуринов В.,

Саенко В. Модульно-блочные уборочно-транспортные машины нового поколения. Развитие конструкций и концепция разработки универсальных энергосредств и комплексов машин // Техшка АПК: Науково-техшчний журнал. - №1, 1999. - С. 6 - 9.

7. Петров Г.Д. Перспективы создания высо-

копроизводительных самоходных машин для индустриального производства корнеклубнеплодов и овощей // Тракторы и сельхозмашины. - 1982. - №4.

8. Петров Г.Д., Хвостов В.А. Возделывание

пропашных культур с единой унифицированной базовой колеей // Механизация и электрификация сельского хозяйства. - 1984. - №2.

9. Петров Г.Д. Модульные принципы по-

строения самоходных с.-х. агрегатов // Тракторы и сельхозмашины. - 1985. -№4.

10. Петров Г.Д. Создание самоходных сель-

хозмашин на базе высвобождаемого

энергетического модуля // Тракторы и сельхозмашины. - 1987. - №12.

11. Гумилевский Ю.Н. Трехосный трактор

«Уа1ше1 1502» // Тракторы и сельхозмашины. - 1978. - №2.

12. Лебедев А.Т. Наука про трактори: про-

блеми та ршення / Вюник Харюв. нац. техшч. ун-ту сшьського господарства iменi Петра Василенка. - Харюв, 2007. - Вип. 60. - С.5 - 14.

13. Хвостов В.А., Селифанов С.Е. Модульное

построение машин для фермерских хозяйств // Тракторы и сельскохозяйственные машины. - 1990. - №10. - С.4 - 7.

14. Яцкевич В.В. О принципе модульного

построения сельскохозяйственных мобильных агрегатов // Тракторы и сельхозмашины. - 1982. - №10.

15. Беляев Н.М. Мощные и сверхмощные

колесные с.-х. тракторы за рубежом // Тракторы и сельхозмашины. - 1986. -№5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рецензент: В.И. Клименко, профессор, д.т.н., ХНАДУ.

Статья поступила в редакцию 14 апреля 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.