УДК 613 : 66
БОЛЬШАЯ ХИМИЯ И ЗАДАЧИ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ НАУКИ
Член-корр. АМН СССР проф. Г. X. Шахбазян, Киев
В народное хозяйство страны, в быт советского человека стремительно входит химия. Декабрьский Пленум ЦК КПСС (1963) наметил грандиозный план развития химической промышленности. В постановлении Пленума указывается, что теперь мы с полным основанием можем сказать: «Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны, плюс химизация народного хозяйства». Вместе с электрификацией химизация отныне будет играть решающую роль в деле подъема жизненного уровня советских людей, повышения производительности труда.
Предметом особой заботы партии, правительства и народа является химизация сельского хозяйства. Химия — это не только высокий урожай, но и защита сельскохозяйственных растений, уничтожение сорняков, корм для животноводства. Стране нужны миллионы тонн кормовых дрожжей, микроэлементов, синтетических аминокислот, витаминов, антибиотиков и др.
Химия таит в себе огромные возможности для обеспечения населения одеждой, обувью, красивыми и доступными предметами обихода. Она способствует дальнейшему развитию жилищного строительства, созданию удобных, гигиенических условий в жилых и общественных зданиях и, следовательно, укреплению здоровья населения. Намечается развитие отстающего в настоящее время производства химических препаратов.
Министерство здравоохранения отметило перспективность поисков новых полимерных лекарственных соединений. Но особенно важно то, что, разрешая задачи по оздоровлению внешней среды, гигиеническая наука и санитарная практика вносят свою лепту в большое всенародное дело по развитию Большой Химии.
Огромное количество различных химических веществ извлекается из недр земли или создается человеком. Некоторые из них являются биологически активными и могут оказать неблагоприятное влияние на здоровье людей. Поэтому представляется важным изучить пути возможного попадания химических веществ в организм человека не только с воздухом, но и с водой, плодами, продуктами питания. Один из таких путей — использование в сельском" хозяйстве пестицидов (ДДТ, гексахлорана и др.) и их миграция в окружающей человека среде (Л. И. Медведь, Ю. С. Каган).
Большое количество различных вредных веществ выбрасывают, загрязняя окружающий воздух, почву и водоемы, химические заводы. Часто энергичная борьба за чистоту воздуха рабочих помещений не всегда сочетается с борьбой за чистоту окружающей предприятие среды. В частности, совершенно неудовлетворительно проводится работа по охране источников воды от загрязнения, по очистке промышленных сточных вод.
Все это выдвигает на первый план задачу изучения в социально-гиг'иеническом аспекте значения для здоровья населения химических веществ, находящихся в разное время, в разных количествах и концентрациях в среде обитания человека, и разработки мероприятий по обеззараживанию внешней среды на предприятиях, в населенных местах и в быту.
Имеющиеся данные говорят и о том, что вопросы оздоровления внешней среды как на производстве, так и вокруг него требуют совместных усилий гигиенических институтов разного профиля. Так, гигиенические вопросы, связанные с применением в сельском хозяйстве пестицидов, изучаются гигиеной труда. Сейчас внесено много нового в понимание действия различных ртутьорганических, фосфорорганических, хлорорганических и других соединений на организм животного и человека; санитарная практика располагает нормативами по предельно допустимой концентрации их в воздухе во время работы.
Однако не менее важный аспект исследования действия пестицидов на здоровье населения через продукты питания и загрязненные водоисточники еще не получил необходимого развития. Если же учитывать преимущественное действие некоторых пестицидов и то, что в объектах внешней среды они могут сохраняться даже в течение ряда лет в концентрациях, превышающих гигиенически допустимые величины, то опасность токсического действия становится значительной.
В интересах обеспечения безопасных для здоровья условий жизни населения перед медицинскими работниками в области гигиены питания, коммунальной гигиены и гигиены труда наряду с социально-гигие-ническими исследованиями вообще возникают неотложные задачи по изучению путей циркуляции пестицидов и других химических веществ, используемых в сельском хозяйстве, начиная с их производства и использования до поступления в почву, водоемы, в продукты питания, и изучению степени опасности пестицидов на каждом этапе их миграции и воздействия на население.
Эти исследования должны логически завершаться нормативными указаниями и разработкой мероприятий по охране воздуха, воды и пищевых продуктов от загрязнения токсическими веществами.
Важными и перспективными являются поиски химических веществ избирательного действия, которые, сохраняя пестицидные свойства, малотоксичны для человека и менее стойки во внешней среде. В этом направлении определенная работа уже проводится. Так, Киевский институт гигиены труда и профзаболеваний предложил заменить такие препараты, как тиофос, метилэтилтиофос, метилмеркаптофос, менее токсичными. Задача решается комплексными исследованиями с участием химиков, энтомологов и других специалистов.
Распространение во внешней среде химических веществ имеет место не только в сельском хозяйстве. При изучении проблемы микро-меркуриализма с точки зрения гигиены труда практикой установлено, что пары ртути легко попадают в производственные цехи и лаборатории и концентрируются в воздухе города, создавая определенный фон для отдельных его районов (И. М. Трахтенберг). Между тем современное состояние науки и техники позволяет в значительной степени успешно решать вопрос об улавливании и возвращении в производство его подчас очень ценных отходов. Этого, в частности, можно достигнуть путем создания замкнутого цикла водоснабжения, очисткой сточных вод с помощью ионитов, борьбой с пылью путем ее осаждения, очисткой воздуха ультразвуком, применением различного рода фильтров и т. д. Естественно, что для решения этих вопросов необходима совместная работа гигиенических и технологических институтов и проектных организаций.
Одной из важнейших задач в деле оздоровления внешней среды является научное обоснование предельно допустимых концентраций токсических веществ в воздухе промышленных предприятий, в атмосферном воздухе, в питьевой воде и воде водоемов, определение допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания и т. д. Гигиеническая наука накопила достаточный теоретический и практический опыт в разработке этой проблемы.
В настоящее время большинство гигиенических предложений по предельно допустимому содержанию химических ингредиентов и веществ в воздухе промышленных предприятий, атмосферном воздухе, в питьевой воде и воде водоемов, в пищевых продуктах получило законодательную силу. Советских гигиенистов не смущают обвинения зарубежных авторов в том, что в Советском Союзе пользуются слишком чувствительными методами при установлении этих нормативов. Наоборот, этим лишь подчеркивается выраженный профилактический характер советских исследований в области гигиенического нормирования и надежность советского санитарного законодательства. Но выполнение таких исследований связано с разрешением ряда теоретических и практических вопросов.
Необходимо шире проводить работу по установлению нормативов остаточных количеств токсических веществ в продуктах питания, расширить исследования по гигиеническому нормированию и в других областях санитарной практики. Для этого требуются энергичные поиски методов быстрого решения вопроса для огромного количества качественно своеобразных веществ, которые вырабатываются химической промышленностью.
По-видимому, нужно отобрать наиболее важные с точки зрения токсичности и практической значимости вещества и в первую очередь сосредоточить на них внимание.
Особенно актуальное значение в настоящее время приобретает гигиеническая оценка и определение предельно допустимых концентраций химических веществ, используемых в производстве полимеров, пластических масс, искусственного волокна, минеральных удобрений, пестицидов, кремнийорганических соединений, продуктов нефтехимии, некоторых тяжелых и редких металлов и др.
Внедрение различных пластмасс в быт должно привлечь внимание и с точки зрения коммунальной гигиены как в смысле широкого их использования, так и выявления возможных отрицательных свойств (плохая теплозащита, малая гигроскопичность и т. д.).
Наряду с глубокими и длительными исследованиями по научному обоснованию предельно допустимых концентраций как основы санитарного законодательства необходимо разработать наиболее простые «экспрессные» методы для токсикологической оценки веществ и предварительного решения вопроса в порядке токсикологической или ориентировочной санитарной экспертизы.
При решении этих вопросов, как и связанных с поисками веществ избирательного действия, помощь можно ожидать со стороны исследований, посвященных общим закономерностям, созданию стройной системы, касающейся связи между физико-химическим строением вещества- и его биологическим действием.
По отношению к некоторым органическим соединениям подобного рода закономерности установлены давно. Предложенная Н. В. Лазаревым система неэлектролитов позволяет внести четкость в вопрос об их физико-химических свойствах и биологическом действии. Подобного рода работы проведены и в части фосфорорганических (Ю. С. Каган), хлорорганических соединений (Е. И. Спыну) и многих других веществ как у нас, так и за границей (Мак Гауан и др.). Работы Е. И. Любли-ной в этом направлении, так же как данные других авторов, дали ей воз-
можность предложить сравнительно простой и доступный расчетный метод исчисления приблизительных (ориентировочных) предельно допустимых концентраций.
Вопрос о научных основах переноса на человека результатов сани-тарно-токсикологического изучения степени действия вредных веществ на животных и соответственно рекомендуемых токсических веществ также требует своего разрешения. Нужны большие и тщательные на-бледения над людьми, пребывающими в условиях воздействия токсических веществ предельно допустимых концентраций, и сопоставление этих наблюдений с экспериментально полученными данными. В ряде случаев это может дать возможность ставить вопрос о пересмотре некоторых существующих гигиенических параметров.
Существующие токсикологические лаборатории должны и по названию, и по направлению своей работы быть санитарно-токсикологиче-скими и ориентированы на решение вопросов гигиенической науки и санитарной практики. Нужно, чтобы деятельность этих лабораторий не кончалась на эксперименте, а, где только возможно, захватывала вопросы, касающиеся условий, в которых живет и трудится человек.
В литературу все чаще проникают сообщения о канцерогенных свойствах многих химических веществ. Изучение таких свойств химических соединений — важная и трудная задача гигиенической науки. До сих пор в этой области нет еще научно обоснованных методов изучения. К тому же не всякое вещество, вызывающее опухолевый рост у животных, проявляет канцерогенные свойства при поступлении в организм человека.
Для определения подобных веществ предстоит провести большие гигиенические, патофизиологические и клинические исследования. Однако оснащенность гигиенических институтов и кафедр, как правило, не соответствует современному уровню научных работ в этой области.
В решении этих проблем необходимо систематическое участие специалистов смежных медицинских дисциплин (патофизиологов, биохимиков, онкологов, гистохимиков) с физиками, химиками и технологами.
Большое внимание должно быть уделено разработке методов практического контроля за соблюдением гигиенических нормативов. Во-первых, нужны достаточно чувствительные методы для выявления подчас чрезвычайно малых величин допустимых концентраций вещества в объектах внешней среды (порядка сотых и тысячных долей мг на ж3). Промышленно-санитарная химия разработала большое количество методов определения токсических веществ, встречающихся в производстве, в том числе экспрессных методов, дающих возможность в короткие сроки получить нужный ответ (определение окислов азота, цианистого водорода, паров ртути, хлора, тетраэтилсвинца и многих других). Работы в этом направлении должны развиваться и дальше- не только научно-исследовательскими институтами, но и всей сетью практических санитарных учреждений. Во-вторых, частота информаций о концентрации токсических веществ во внешней среде, необходимых для постоянного санитарного контроля ее, так велика, что требует механизации и автоматизации этого процесса. Автоматически непрерывно действующие газоанализаторы и сигнализаторы уже есть. Стационарный газоанализатор окиси углерода с сигнальным приспособлением был давно предложен Ленинградским институтом гигиены труда. Имеются аналогичные приборы для сигнализации о концентрациях сернистого ангидрида, аммиака, хлористого водорода, паров углеводородов и др. Необходимо разработать типовые приборы, добиться их серийного выпуска и снабжения ими санэпидстанций, промышленных и коммунальных предприятий и объектов в нужном количестве. Важно также приступить, хотя бы в головных гигиенических институтах, к разработ-
ке вопросов кибернетики применительно к задачам гигиенической науки и санитарной практики.
Большие задачи в деле предварительного санитарного надзора возникают в связи с вновь строящимися и реконструируемыми заводами. В предстоящее семилетие предстоит построить примерно 200 и реконструировать 500 действующих химических предприятий. Если своевременно не устранить санитарные недостатки при проектировании, то потом, как известно, исправлять допущенные неполадки будет и чрезвычайно трудно, и дорого. Опыт Института гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана показывает, что наряду со значительным улучшением качества проектирования предприятий органической химии все же в этом серьезном деле имеются существенные упущения. До настоящего времени неправильно определяется санитарно-защитная зона, не выполняются гигиенические требования к производственному оборудованию, недостаточно внимания уделяется вопросам обезвреживания и утилизации отходов производства, плохо обосновываются принятые системы вентиляции, запроектированные бытовые помещения не соответствуют действующим санитарным нормам и др.
Химическая промышленность — одно из наиболее механизированных производств. Здесь осуществляется модернизация оборудования, внедряются современные технологические процессы, ручные операции постепенно вытесняются машинами, обычно герметичными. Технический прогресс ведет к автоматизации, к непрерывному процессу в технологии, к дистанционному управлению и т. д. Все это имеет большое гигиеническое значение, в корне изменяет к лучшему условия труда. Но для достижения высокой технической и гигиенической культуры на предприятиях химической промышленности нужна как постоянная совместная работа гигиенических институтов с химико-технологическими, так и участие гигиенистов в работе проектных организаций на всех этапах проектирования строительства и производственного испытания. Такое содружество имеет место в ряде случаев и сейчас, однако оно должно быть повсеместно.
Естественно, что для осуществления стоящих перед гигиенической наукой задач в деле дальнейшего развития Большой Химии и обеспечения санитарного благополучия населения нужен ряд организационных мероприятий. Опыт работы Комитета по изучению и регламентации ядохимикатов при Госсанинспекции СССР по предварительной гигиенической апробации химических соединений до их внедрения в широкую практику, как и существование других подобных комитетов по гигиеническому нормированию в области гигиены труда и коммунальной гигиены, подсказывает необходимость согласования и координации их деятельности для возможно более полного и быстрого удовлетворения запросов важнейших отраслей Большой Химии.
Необходимо расширить и укрепить санитарно-токсикологические лаборатории в гигиенических институтах и кафедрах там, где это может дать быстрый эффект развития исследований и где будут размещены промышленные химические комплексы, определить круг вопросов, которыми они должны заниматься.
Нам представляется целесообразным создавать по примеру Московской санэпидстанции в областных санэпидстанциях промышленных районов и при специализированных санэпидстанциях некоторых сельских районов санитарно-токсикологические лаборатории.
Большая работа предстоит по подготовке специальных кадров, внедрению в преподавание не только на санитарно-гигиенических, но и на лечебных факультетах в медицинских институтах, а также в институтах усовершенствования врачей знаний в области токсикологии химических веществ и мер профилактики возможных интоксикаций.
Гигиенисты и санитарные врачи по примеру медиков города Волжского должны активно включиться в образцовое обслуживание тружеников Большой Химии и всего населения по санитарному обеспечению условий их труда и быта. Всесоюзное гигиеническое общество и его отделения должны всеми средствами содействовать дальнейшему развитию химии и решению возникающих при этом задач гигиенической науки и санитарной практики.
Поступила 23/ХП 1963 г.
УДК 613.63 : 678
ДЕЙСТВИЕ МАЛЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ ГЕКСАМЕТИЛЕНДИАМИНА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
Аспирант А. Е. Кулаков Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва
Гексаметилендиамин (ГМД) применяется в промышленности главным образом как промежуточный продукт в производстве солей АГ или СГ (адипинат и себацинат ГМД), из которых методом поликонденсации получают полиамидную смолу нейлон, служащую материалом для изготовления одноименного синтетического волокна и различных пластмассовых изделий. В качестве промежуточного продукта ГМД используют также в производстве полиуретанов, из которых получают специальный каучук и пластмассовые изделия. В производстве эпоксидных смол и некоторых красок ГМД играет роль отвердителя. Его используют также в производстве химического пеногасителя.
В воздухе цехов ГМД обнаруживается в значительных концентрациях (А. П. Мартынова и др.). Литературных данных о загрязнении ГМД атмосферного воздуха нам не удалось найти.
ГМД — H2N(CH2)6NH2 —■ кристаллическое вещество, имеющее тяжелый неприятный запах. Температура плавления 42°, кипения — 204—205°, застывания — не ниже 38,5°. ГМД является сильным органическим основанием, очень хорошо растворяется в воде, хорошо — в спиртах и во многих других органических растворителях. Вещество обладает высокой летучестью, особенно в расплавленном виде, жадно поглощает СО из воздуха и водяные пары, образуя карбонат. При длительном хранении на открытом воздухе ГМД окисляется кислородом воздуха и темнеет.
По химической структуре ГМД близок к таким ядам, как путрес-цин и кадаверин, образующимся при гниении белков. Литература по токсикологии рассматриваемого соединения немногочисленна и относится в основном к изучению действия его больших концентраций. Из опубликованных данных следует, что ГМД обладает общим резорбтивным действием, сопровождающимся нарушением проницаемости мелких кровеносных сосудов, понижением артериального давления, изменением морфологии крови, дистрофическими и дегенеративными сдвигами во внутренних органах (печени, легких, почках, селезенке, головном мозгу и др.). Кроме того, ГМД оказывает угнетающее действие на центральную нервную систему. При его нанесении на кожу (даже в небольших концентрациях) появляются сухие и влажные некрозы (Curtis и Clemm; Ceresa и Blasiis; А. П. Мартынова).
При вдыхании ГМД вызывает сильные головные боли (С. И. Вольф-кович с соавторами). В малых концентрациях это вещество может сенсибилизировать организм чувствительных людей и вызвать дерма-