Научная статья на тему 'Болонские инструменты обеспечения качества: перспективы применения ECTS в белорусском высшем образовании'

Болонские инструменты обеспечения качества: перспективы применения ECTS в белорусском высшем образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ДОРОЖНАЯ КАРТА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА / СИСТЕМА ПЕРЕВОДА КРЕДИТОВ / КОМПЕТЕНЦИИ / РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / ТРУДОЕМКОСТЬ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ветохин Сергей Сергеевич

В работе рассматривается применение Европейской системы перевода кредитов (ECTS) в Европейском пространстве высшего образования и в Беларуси в связи с требованием Дорожной карты, принятой в Ереване в 2015 г., по интеграции белорусской высшей школы в Болонский процесс. Функции ECTS рассматриваются как с позиций учета трудоемкости учебной работы студента, так и с точки зрения применения системы при формировании учебных планов и учете компетенций. Показано, что в системе обеспечения качества высшего образования в Беларуси в настоящее время имеются отдельные элементы ECTS, которые в стандартах высшего образования поколения 3+ связываются с компетенциями. Однако действующие нормативы все еще направлены на связанные с плановыми часами ориентиры, а не на действительную трудоемкость и результаты обучения, слабо учитывают современную студенто-центрическую модель обучения. При этом, учитывая наличие хорошо разработанного руководства по применению ECTS, обновленного в 2015 г., и опыт использования зачетных единиц в уже действующих стандартах третьего поколения, в Беларуси имеется реальная возможность интегрировать этот европейский инструмент обеспечения качества в национальную систему высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BOLOGNA INSTRUMENTS OF QUALITY ASSURANCE: PROSPECTS OF ECTS APPLICATION IN BELARUSIAN HIGHER SCHOOL

Application of European Credit Transfer System (ECTS) in the European Higher Education Area and in Belarus in connection with the roadmap for the integration of the Belarusian higher school in Bologna Process, which was adopted in Yerevan in 2015, is discussed in the paper. Functions of ECTS are considered both from the point of view of the labor intensity of the students'' academic work and as well for application of the system in the processes of curricula formation and recognition of competencies. It is shown that in the quality assurance system of higher education in Belarus there are currently presented separate elements of ECTS, which are associated with competencies in the higher education standards of the generation 3+. However, the current standards are still focused on the reference points, connected with the planned hours, and not on the actual labor intensity and the results of the training; they do not take into account the modern student-centered model of education. Nevertheless, in respect with the existence of a well-developed ECTS Users'' Guide, updated in 2015, and the experience of using credits in already existing third-generation standards, Belarus has a real opportunity to integrate this European quality assurance tool into the national higher education system.

Текст научной работы на тему «Болонские инструменты обеспечения качества: перспективы применения ECTS в белорусском высшем образовании»

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

- ^^ -

УДК 378.140

С. С. Ветохин

Белорусский государственный технологический университет

БОЛОНСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА: ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ECTS В БЕЛОРУССКОМ ВЫСШЕМ

ОБРАЗОВАНИИ

В работе рассматривается применение Европейской системы перевода кредитов (ECTS) в Европейском пространстве высшего образования и в Беларуси в связи с требованием Дорожной карты, принятой в Ереване в 2015 г., по интеграции белорусской высшей школы в Болонский процесс. Функции ECTS рассматриваются как с позиций учета трудоемкости учебной работы студента, так и с точки зрения применения системы при формировании учебных планов и учете компетенций. Показано, что в системе обеспечения качества высшего образования в Беларуси в настоящее время имеются отдельные элементы ECTS, которые в стандартах высшего образования поколения 3+ связываются с компетенциями. Однако действующие нормативы все еще направлены на связанные с плановыми часами ориентиры, а не на действительную трудоемкость и результаты обучения, слабо учитывают современную студенто-центрическую модель обучения. При этом, учитывая наличие хорошо разработанного руководства по применению ECTS, обновленного в 2015 г., и опыт использования зачетных единиц в уже действующих стандартах третьего поколения, в Беларуси имеется реальная возможность интегрировать этот европейский инструмент обеспечения качества в национальную систему высшего образования.

Ключевые слова: высшее образование, Болонский процесс, Дорожная карта, обеспечение качества, система перевода кредитов, компетенции, результаты обучения, трудоемкость учебной работы.

S. S. Vetokhin

Belarusian State Technological University

BOLOGNA INSTRUMENTS OF QUALITY ASSURANCE: PROSPECTS OF ECTS APPLICATION IN BELARUSIAN HIGHER SCHOOL

Application of European Credit Transfer System (ECTS) in the European Higher Education Area and in Belarus in connection with the roadmap for the integration of the Belarusian higher school in Bologna Process, which was adopted in Yerevan in 2015, is discussed in the paper. Functions of ECTS are considered both from the point of view of the labor intensity of the students' academic work and as well for application of the system in the processes of curricula formation and recognition of competencies. It is shown that in the quality assurance system of higher education in Belarus there are currently presented separate elements of ECTS, which are associated with competencies in the higher education standards of the generation 3+. However, the current standards are still focused on the reference points, connected with the planned hours, and not on the actual labor intensity and the results of the training; they do not take into account the modern student-centered model of education. Nevertheless, in respect with the existence of a well-developed ECTS Users' Guide, updated in 2015, and the experience of using credits in already existing third-generation standards, Belarus has a real opportunity to integrate this European quality assurance tool into the national higher education system.

Keywords: higher education, Bologna process, Road Map, quality assurance, credit transfer system, competencies, learning outcomes, labor intensity of training work.

Введение. Проблемы обеспечения качества образования, в частности в высшей школе, занимают центральную позицию в концепциях развития национальных, региональных

и университетских систем. Мониторинг проблемы, постоянно ведущийся на государственном уровне через механизм аккредитации учреждений высшего образования (УВО) и педагогической общественностью в рамках научно-методических конференций и публикаций в специализированных журналах, показывает отсутствие ее окончательного решения. Гарантии качества рассматриваются и как непременное условие успешной реализации крупных международных проектов, а реализующие их организации и сообщества выработали целый набор критериев качества и инструментов их обеспечения.

В рамках Болонского процесса, об участии в котором наша страна заявила в 2015 г., проблемам качества высшего образования и инструментам обеспечения его гарантий уделяется значительное внимание. Поэтому в связи с наличием существенных отличий белорусской системы от сложившейся в Центральной и Западной Европе вступление Беларуси в Болонский процесс было обставлено определенными условиями, изложенными в Дорожной карте (Road Map).

Дорожная карта, принятая для Республики Беларусь на саммите европейских министров образования в Ереване в 2015 г., предусматривает постепенное внедрение, что включает и их законодательное закрепление в качестве обязательных, двух инструментов обеспечения качества: европейской системы перевода кредитов (European Credit Transfer System -ECTS) и приложения к диплому (Diploma Supplement). Оба этих инструмента были предусмотрены еще в 1999 г. самой Болонской декларацией и рассматриваются в Европейском пространстве высшего образования (ЕПВО) как непременное базовое условие для осуществления дальнейших преобразований и достижений целей Болонского процесса.

ECTS и результаты обучения. Применение ECTS не исчерпывается только оценкой трудоемкости учебной работы студента, хотя именно такая оценка лежит в основе данной системы. В действительности функции ее весьма широки: от формального объема изучения дисциплины до формирования образовательных траекторий (рисунок).

Учет аудиторной работы

Учет самостоятельной работы

Учет сложности учебной работы

Выполнение дескрипторов

уровня образования

Качество усвоения (Грейды)

ECTS

Вклад в формирование компетенций уровня образования (ESG)

Учет селективных и факультативных курсов

Формирование учебных траекторий

Учет иной учебной деятельности

Формирование программ учебных дисциплин

Функции и применение ECTS

В Дорожной карте в части имплементации ECTS и оценки результатов обучения говорится, что Беларусь для достижения необходимых результатов возьмет на себя следующие обязательства: «К концу 2015 г. [будет разработан] план имплементации до конца 2017 г. ECTS в соответствии с пересмотренным Руководством пользователей (ECTS Users' Guide) и с учетом приоритетности результатов обучения (Learning Outcomes - LO), структуры учебных планов, их реализации, оценки и применения для программ мобильности».

В действительности работы по изучению и применению системы ECTS в Беларуси начались существенно раньше. Например, в Республиканском институте высшей школы ознакомление с кредитными технологиями входило в программы курсов повышения квалификации преподавателей УВО на протяжении последних 15 лет [1]. На официальном уровне точкой отсчета можно считать решение Республиканского совета ректоров № 2 от 10 июня 2009 г., утверждающего, что образовательные стандарты высшего образования второго поколения основываются на компетентностном подходе и позволяют внедрять систему образовательных кредитов по типу ECTS для поддержки студенческой мобильности. Третье поколение белорусских стандартов высшего образования и разработанные на их основе учебные планы уже действительно содержали графу учета кредитов. А в решении того же совета № 1 от 9 октября 2014 г. обозначено: «действующие образовательные стандарты высшего образования ... вводят оценку трудоемкости образовательной деятельности самого обучающегося посредством системы зачетных единиц, разработанной на основе Европейской кредитно-трансферной системы».

В проекте Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее - Кодекс), представленном Министерством образования для открытого обсуждения с 1 февраля 2017 г., также сделаны определенные шаги по сближению с моделью ЕПВО. В частности, в статье 2 среди принципов государственной образовательной политики указывается необходимость «интеграции в мировое образовательное пространство при сохранении и развитии традиций системы образования». Этот принцип определенно требует некоторого механизма вхождения в новую систему и адаптации национальных подходов к международным. В том числе явно просматриваются инструменты поддержки международной мобильности студентов и специалистов, к которым как раз и относятся признанные системы учета выполненной учебной работы, такие как ECTS.

Оценка трудоемкости при изучении учебной дисциплины вводится в статье 81 Кодекса в виде необязательной альтернативы традиционной оценки в академических часах: «.может применяться система академических часов и (или) система зачетных единиц (кредитов)». В той же статье зачетная единица (кредит) определяется как «числовой способ выражения объема учебной деятельности студента (слушателя, аспиранта, адъюнкта, соискателя) в процессе аудиторной работы, самостоятельной работы, практики». Порядок их применения устанавливается при этом Министерством образования, что оправдано в целях унификации расчетов на национальном уровне и последующих перерасчетов в случаях международной мобильности. Такое определение не противоречит подходам, принятым при формировании ECTS. Однако статья 81 содержит внутреннее противоречие: академические часы рассматривают обычно как измерение продолжительности аудиторных занятий, что не может приниматься в качестве эквивалента полной нагрузки студента, включающей и самостоятельную работу. Очевидно, Министерство образования будет вынуждено дать свое понимание данного понятия в дополнительных нормативных правовых документах, что не вполне корректно юридически.

Возможность альтернативного применения академических часов и кредитов также может создать проблемы у провайдера образования. В частности, оценку в часах в настоящее время УВО производят фактически самостоятельно, но отсылка к несуществующему еще документу о порядке применения, во-первых, относится к обоим видам оценки трудоемкости, во-вторых,

делает возможным для УВО отказаться от применения зачетных единиц, при этом любой нормативный акт Министерства, обязывающий их введение, будет противоречить Кодексу, где выбор предоставляется. В этом контексте можно предложить применение в Кодексе более четкой и обязывающей формулировки, например с разграничением применения академических часов для планирования учебного процесса, что в большей степени будет относиться к работе преподавателей, и кредитов - для оценки объема работы именно студента.

Отсутствие в проекте Кодекса исходных данных для расчета кредитов, не создавая проблемы непосредственно, все же представляется нежелательным. Введение трехуровневой болонской схемы высшего образования, включающей аспирантуру, логично было бы сопроводить рамочными кредитными дескрипторами для описания отдельных курсов, периодов обучения и самих ступеней. Это тем более стоит сделать, потому что в болонской системе такая оценка дана при достаточно широком диапазоне свободы, а выход за пределы установленных норм может трактоваться как девальвация применяемых национальных единиц объема учебной работы и приводить к отказу от признания наших дипломов за рубежом в странах с более строгой системой учета. И такая опасность не эфемерна: дипломы советских УВО во многих государствах признавались как магистерские, а современные белорусские этот статус не получают и оставляют их обладателей бакалаврами, не взирая на декларирование их профессиональности, наличие квалификации и официально соответствующие этой квалификации первичные должности в сфере профессиональной деятельности.

Более сложной проблемой является опора на результаты обучения (LO), которые в русскоязычной научно-педагогической литературе и правовых актах последнего времени присутствуют в интерпретации компетенций. В действительности компетенции, представляя собой результаты обучения, не эквивалентны им, а лишь входят в результаты составной частью. Данную проблему следует обсуждать совместно с проблемой зачетных кредитов, которые должны оценивать не столько затраченное время, сколько ценность полученного в результате обучения результата, подразделяясь на профессиональные, позволяющие их обладателю осуществлять деятельность в выбранной области, и надпрофессиональные, определяющие самореализацию и социализацию выпускника. При этом в соответствии с упомянутым выше ECTS Users' Guide сохраняет временную нормировку в виде 30 зачетных кредитов за семестр. Широко пропагандируемый и в некоторой мере присутствующий в наших стандартах компетентностный подход должен был бы заставить разработчиков стандартов и учебных планов пересмотреть объемы изучения учебных дисциплин в соответствии со значением компетенций, приобретаемых студентом в результате их освоения. Однако этого в настоящее время не происходит и не может произойти без глубокого критического анализа содержания образования в соответствии с непротиворечивыми целями, поставленными на национальном уровне и в рамках ЕПВО. Последнее может быть сделано только после внедрения в белорусских системах высшего образования и управления трудовыми ресурсами Дублинских дескрипторов и построенной на их основе системы профессиональных стандартов. Такие стандарты переводят задачи образования с передачи студентам суммы знаний (именно так построены современные стандарты высшего образования в большинстве стран постсоветсткого пространства) к формированию у них набора требуемых компетенций. Отсутствие дескрипторов, сформулированных на языке LO, для описания уровней высшего образования, как и оценок этих уровней в кредитах ECTS, делает предлагаемую в проекте Кодекса систему весьма неопределенной, пытающейся одновременно реализовывать явно устаревшие подходы утилитарного образования советских времен при характерном жестком отборе поступающих с не до конца осмысленными новыми подходами Болонского процесса эпохи массового высшего образования.

Еще одной проблемой при внедрении ECTS может стать требование применения сту-дентоориентированной модели обучения. В ней студентам предоставляется достаточно

много свобод и возможностей по формированию индивидуальных образовательных траекторий. Модель предполагает также эффективные критические оценки студентами предлагаемых учебных мероприятий. В этих условиях без ECTS просто невозможно обойтись. В нашей системе высшего образования в настоящее время появляются отдельные элементы предлагаемой в ЕПВО модели: возможность выбора специализации, факультативы, курсы по выбору студентов - однако они еще не сложились в единую систему.

Следует отметить, что отставание в процессе внедрения ECTS нашей страны от других участников ЕПВО не является катастрофическим, поскольку в соответствии с докладом [2] систему национальных профессиональных стандартов приняли только в 22 государствах, а систему ECTS полностью внедрили в 44. При наличии хорошо зарекомендовавшего себя руководства по зачетным кредитам ECTS Users' Guide [3] эта проблема выглядит вполне решаемой.

Наиболее успешной попыткой соединить идеи применения оценок, подобных ECTS, и переориентации учебного процесса на требуемые результаты представляется новая модификация белорусских стандартов высшего образования, получившая наименование поколения 3+, разработанная для бакалавриата и магистратуры [4, 5]. Они содержат результаты обучения и диапазоны кредитов для соответствующего уровня образования и представлены на сайте «Республиканский портал проектов образовательных стандартов высшего образования». Для так называемого научно-ориентированного профессионального образования в качестве третьего цикла высшего образования вышеназванные оценки, к сожалению, не разработаны.

Выводы. Очевидно, специалистами наших УВО и Республиканского института высшей школы в нашей стране обеспечено движение к внедрению одного из важнейших инструментов обеспечения качества образования и мобильности студентов, предусмотренных Болонской декларацией и Дорожной картой 2015 г. для Беларуси. В частности, понимание сущности этого инструмента нашло отражение в проектах стандартов высшего образования поколения 3+, которые будут внедряться после принятия окончательного решения о переходе на болонскую систему бакалавриата и магистратуры. Однако и в этих продвинутых документах компетенции как результаты обучения остаются лишь отражением объемных показателей, что оставляет возможность и практически не изменяет существующих подходов формирования образовательных траекторий и учебных программ. Очевидно, эта проблема не может быть решена только в рамках системы образования, но требует непосредственного участия таких стекхолдеров, как работодатели и Министерство труда и социальных отношений, которые, наконец, должны сформулировать свои требования к выпускникам УВО и изложить их в виде профессиональных стандартов.

Литература

1. Ганчеренок И. И. Кредитные технологии в высшем образовании // Вышэйшая школа. 2003. № 4. С. 15-18.

2. The European Higher Education Area in 2015: Bologna process implementation report. European Commission EACEA Eurydice. Luxembourg: Publication Office of the European Union, 2015. 304 p.

3. ECTS Users' Guide 2015 [Электронный ресурс] // Европейская комиссия: сайт. URL: http://ec.europa.eu/education/ects/users-guide/assets/ects_users-_guide_web.pdf (дата обращения: 10.10.2017).

4. Макет образовательного стандарта высшего образования первой ступени [Электронный ресурс] // Республиканский институт высшей школы: сайт. Минск, 2013. URL: http://www.nihe.bsu.by/index.php/ru/norm-doc (дата обращения: 01.04.2017).

5. Макаров А. В. Реализация компетентностного подхода при проектировании стандартов высшего образования поколения 3+ // Высшее техническое образование. 2017. Т. 1, № 1. С. 13-23.

References

1. Gancherjonok I. I. Credit technologies in higher education. Vysheyshaja shkola [Higher school], 2003, no. 4, pp. 15-18 (In Russian).

2. The European Higher Education Area in 2015: Bologna process implementation report. European Commission EACEA Eurydice. Luxembourg, Publication Office of the European Union, 2015. 304 p.

3. ECTS Users' Guide 2015. Available at: http://ec.europa.eu/education/ects/users-guide/assets/ects_users-_guide_web.pdf (accessed 10.10.2017).

4. Maket obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovanija pervoy stupeni [The model of the educational standard of higher education of the first stage]. Minsk, 2013. Available at: http://www.nihe.bsu.by/index.php/ru/norm-doc (accessed 01.04.2017).

5. Makarov A. V. Implementation of the competence approach in the drafting of the standards of higher education of generation 3+. Vysshee tehnicheskoe obrazovanie [Higher technical education], 2017, vol. 1, no. 1, pp. 13-23 (In Russian).

Информация об авторе

Ветохин Сергей Сергеевич - кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой физико-химических методов сертификации продукции. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13 а, Республика Беларусь). E-mail: veto@belstu.by

Information about the author

Vetokhin Siarhei Siarheevich - PhD (Physics and Mathematics), Head of the Department of Physical and Chemical Methods of Products Certification. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, The Republic of Belarus). E-mail: veto@belstu.by

Поступила 10.10.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.