30
Высшее техническое образование, 2017, том 1, № 1, с. 30-34
УДК 378:006(476)
С. С. Ветохин
Белорусский государственный технологический университет
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ АДАПТАЦИИ СИСТЕМЫ
ВНЕШНИХ ГАРАНТИЙ КАЧЕСТВА В БЕЛОРУССКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ К УСЛОВИЯМ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА
Дан анализ 8 индикаторов, введенных Европейской ассоциацией университетов для оценки национальных систем обеспечения качества в высшем образовании. Отмечены требования, сформулированные в этой связи к белорусской системе в рамках Дорожной карты, принятой саммитом европейских министров образования в 2015 г. в Ереване. Рассмотрены особенности белорусской системы обеспечения качества высшего образования национального уровня в свете основных показателей, применяемых в Болонском процессе. Показано наличие вектора преобразований, коррелирующего по направлению с Болонским процессом, при наличии все еще сохраняющихся существенных отличий. Среди последних в первую очередь отмечается устаревшая и подчиненная Министерству образования система аккредитации учреждений высшего образования, не отвечающая требованиям Европейских стандартов и руководств, а также слабая информированность и незначительное участие в процедурах академической общественности. В соответствии с системой индикаторов Европейской ассоциации университетов для первоочередного решения проблем предлагаются разработка правовой основы деятельности независимого агентства по аккредитации на основе Европейских правил и руководств, начало публикации полных отчетов аккредитационных групп в свободном для академической общественности и заинтересованных организаций доступе, вступление в Европейскую сеть обеспечения качества, создание условий для привлечения к аккредитации зарубежных специалистов и зарегистрированных агентств, а также включение в процессы аккредитации студентов и представителей работодателей.
Ключевые слова: высшее образование, Болонский процесс, аккредитация, компетенции.
S. S. Vetokhin
Belarusian State Technological University
THE STATE AND ADAPTATION PROSPECTS OF EXTERNAL QUALITY ASSURANCE SYSTEM IN BELARUSIAN HIGHER EDUCATION TO THE BOLOGNA PROCESS REQUIREMENTS
The analysis of 8 indicators, which were applied by European University Association for national quality assurance in higher education systems, is given. The requirements that were intended to the Belarusian system within the Road Map, which was adopted by the European ministers' summit in Erevan in 2015, are outlined. The features of Belarusian system of quality assurance in higher education at the national level are considered under the main descriptors that are in use in Bologna Process. Presence of the reform vector, which direction is in correspondence with bologna one, is shown. Nevertheless, there are still a lot of essential differences. The out of day accreditation system that doesn't meet the requirements of European Standards and Guides, poor informational transparence and low academician's participation in the procedures are among them. In the correspondence with the system of European University Association indicators it is offered to solve foremost the problems of full reports of accreditation teams publication for free access of academicians and stack-holder organizations, entry in European Network of Quality Assurance, forming the conditions for international specialists and accredited agencies involvement in accreditation procedures, and engaging students and employers in the accreditation process.
Key words: higher education, Bologna process, standard, competence, accreditation.
Введение. На протяжении последних 15 лет в Беларуси осуществлялась эволюционная модернизация системы высшего образования с учетом основных мировых тенденций. Это привело к появлению платного высшего образования для удовлетворения возросших образовательных потребностей населения, внедрению двух последовательных ступеней, некоторому сокращению сроков и сложности обучения на первой ступени, использованию основ системы переноса и накопления кредитов, усилению международной мобильности студентов и преподавателей, появлению элементов компетентностного подхода при формировании
стандартов высшего образования (СВО), что превратится, как ожидается, в рабочий инструмент разработчиков содержания образования и специалистов по аккредитации с внедрением их версии 3+ [1].
Основным ориентиром при этом являются подходы Болонского процесса, формирующего Европейское пространство высшего образования (ЕПВО), к участию в котором Беларусь допущена с мая 2015 г. При этом не отвергается использование опыта и других стран, в том числе России и Китая [2].
Вхождение Республики Беларусь в Болонский процесс оказалось не столько формальным, как для других стран, признанием общих для ЕПВО целей и ценностей, сколько ее прохождением через систему требований, установленных Дорожной картой, принятой специально для нашей страны совещанием европейских министров образования в мае 2015 г. в Ереване и рассчитанной на три года. В отношении качества образования Дорожная карта предусмотрела только замену интегрированного в структуру Министерства образования Департамента контроля качества на независимое агентство, действующее в соответствии с Европейскими стандартами и руководствами (ЕСР). В то же время оценка успешности национальных систем гарантий качества в рамках Болонского процесса проводится по целому набору показателей, которые нашей стране придется выполнять в силу взятых по Бо-лонской декларации обязательств.
В этой связи в настоящей работе проведен анализ соответствия характеристик нашей системы обеспечения качества в высшем образовании применяемым в Болонском процессе индикаторам.
Основная часть. В докладе Ассоциации европейских университетов, представленном совещанию европейских министров образования в мае 2015 г. в Ереване, фигурировало 8 индикаторов оценки национальных систем обеспечения качества высшего образования, каждый из которых отвечал решениям, принятым в разное время в рамках Болон-ского процесса.
Первым среди них фигурировал «Характер и ориентация национальных систем обеспечения качества». По этому показателю Беларусь вместе с другими пятью государствами отнесена к группе стран с устаревшей системой внешнего контроля качества. В число основных недостатков нашей системы входят наличие единственного признаваемого агентства по аккредитации, которое является структурным подразделением Министерства образования. Это не предоставляет УВО возможности выбора агентства и программы аккредитации, отвода назначенных экспертов, привлечения специалистов из других стран, эффективных апелляций. При этом оценки зарубежных агентств во внимание не принимаются. Оценки комиссии носят только формальный характер установления соответствия установленным критериям. При этом эксперты могут делать предложения по совершенствованию работы учреждения, которые в дальнейшем рассматриваются как обязательные предписания.
В этой связи в Дорожной карте для Беларуси прямо указана необходимость формирования правовых условий для создания независимого агентства по аккредитации УВО, действующего на основании Европейских стандартов и руководств - документа, обновленная версия которого была принята на том же (май 2015 г.) совещании министров. Организация деятельности такого агентства в соответствии с ЕСР позволит устранить и другие устаревшие особенности нашей системы.
Второй критерий, названный «Фокус на внешний контроль качества», трудно применить в наших условиях, поскольку механизм имплементации результатов аккредитации в настоящее время сведен к оперативному устранению выявленных несоответствий, но не предусматривает коррекции программы развития проверяемого УВО.
Еще более важным может оказаться отсутствие оценок способности УВО выявлять недостатки в своей работе и эффективно их устранять. Этот сложный и деликатный процесс связан со следующим, оцениваемым Ассоциацией европейских университетов критерием -«Публикация критических и негативных отчетов». Следует предположить, что ни одно УВО не включило в отчет, предоставляемый аккредитационной комиссии, выявленные самостоятельно проблемы, даже если к моменту проверки они были преодолены. Более того, эти отчеты, будучи исключительно позитивными, вообще не публикуются.
Не подлежат публикации и итоговые отчеты комиссий по аккредитации, хотя ознакомление академической общественности со справками экспертов проводится на итоговом собрании комиссии. Учреждения образования также не вправе публиковать такие отчеты, поскольку эти документы им не принадлежат. Департамент качества в последнее время несколько раз публиковал на сайте Министерства образования основные недостатки, обнаруженные в ходе аккредитационных проверок. Единственным механизмом ознакомления академической общественности с результатами инспекции остается устная информация экспертов на итоговом собрании. При этом и экспертов не ознакамливают с итоговым документом.
Относительно новым явлением, имеющим непосредственное отношение к данному критерию, стали оценки системы менеджмента качества учреждения, которые проводятся независимыми от Министерства образования агентствами. Они в существенной мере учитываются при проведении аккредитации, что позволяет снизить количество проверяемых параметров и сократить сроки аккредитации УВО как учреждения.
По этому критерию Беларусь входит в число 15 стран-участниц Болонского процесса, не публикующих отчетов. При этом наш ближайший партнер - Российская Федерация - от «засекречивания» отчетов уже отказалась.
Сложным для выполнения представляется и критерий «Влияние ЕПВО на развитие систем обеспечения качества», поскольку белорусское агентство по аккредитации использует в своей практике стандарты ЕПВО, в том числе Европейские стандарты и руководства, рекомендации Европейской сети обеспечения качества ENQA лишь выборочно. Оно не входит в существующие европейские сети таких агентств и в их европейский регистр. Возможно, переход на новые принципы работы станет одним из самых сложных препятствий при реализации Дорожной карты.
Трудности принятия зарубежных стандартов усугубляются отсутствием законодательной практики поощрения зарубежных инициатив, хотя такое уже происходит в других областях, например в метрологии и стандартизации, а главенство международных соглашений постоянно подчеркивается в законодательных актах. Однако Кодекс об образовании, допуская членство учреждений образования в международных организациях, не содержит поощрений для вступления в них, в том числе в ENQA. Последнее в настоящее время невозможно, поскольку это будет означать членство самого Министерства образования.
Необходимо отметить, что полное выполнение требований ENQA оказалось проблематичным для большинства стран ЕПВО, которые, используя многие подходы и документы этой организации, не готовы до сих пор принять ее политику в целом. Лишь несколько стран обязали на законодательном уровне свои агентства к участию в ENQA.
«Возможность учреждений высшего образования получать оценку от зарубежных агентств» также рассматривается как один из основных критериев соответствия национальных систем болонским принципам. Получение белорусскими УВО оценки от зарубежных агентств не запрещено, но юридической силы не имеет и во внимание при государственной аккредитации или других оценках не принимается. В то же время практикуется аккредитация систем менеджмента качества УВО от зарубежных агентств, в частности, немецкого агентства Veritas, что считается престижным, но не имеющим последствий.
Не проводится оценка программ трансграничного образования. Внутри страны такое образование должно полностью соответствовать образовательному стандарту определенной специальности и проходить аккредитацию по национальным правилам.
Очевидно, выполнению этого критерия препятствует монопольное положение Департамента качества. Как правило, наличие единственного национального агентства в стране приводит к такому же итогу, осложняясь и другими местными факторами. Поэтому реализация этого согласованного результата интеграции в рамках ЕПВО буксует и достигнута в полной мере только в 8 странах (в СНГ - только в Казахстане), но еще 12 государств уже допускают ограниченное участие зарубежных агентств.
Шестой критерий «Оценивание национальных систем в соответствии с ЕСР» относит Беларусь к числу последних 6 в ЕПВО стран, процесс аккредитации УВО в которых никак не связан с ЕСР.
Дополнительным «невыполнением» болонских критериев выступает формирование комиссий по аккредитации без привлечения студентов, что, как считается, не дает возможности провести объективную оценку эффективности студенческого самоуправления и качества образования в целом, поскольку из процесса исключен один из потребителей образовательной услуги. Здесь Беларусь находится среди 12 стран-аутсайдеров.
В последнее время неоднократно поднимался вопрос о вовлечении работодателей в управление университетами, в том числе о включении их в состав советов УВО. Практика показала нежелание даже базовых предприятий проявлять такую активность. Тем не менее в Болонском процессе используется индикатор «Вовлечение работодателей в процессы обеспечения качества», что предполагает включение в состав комиссий по аккредитации и другие органы этой сферы специалистов из организаций-потребителей кадров, выпускаемых УВО. В ЕПВО отношение к этой рекомендации ЕСР не однозначно - только половина стран-участниц Болонского процесса в разной степени сделала участие работодателей обязательным.
В Беларуси при существующей системе критериев оценивания вклад работодателей был бы незначительным. На наш взгляд, более существенным представляется действующая обязательная практика согласования с работодателями стандартов специальностей, типовых учебных планов специальностей и типовых программ учебных дисциплин, а также их обязательное участие в итоговой аттестации (защита выпускных работ и последующая оценка уровня подготовки).
Заключение. Приведенный выше компаративный анализ показал, что выполнение требований Дорожной карты является непростой задачей, требующей изменения как законодательства, так и действующих практик. Наибольшие сложности возникают при внедрении Европейских стандартов и руководств в области обеспечения качества, значительная часть которых предполагает переформирование сложившихся институтов и изменение подходов к проблемам качества высшего образования на всех уровнях в самой системе образования и у ее социальных партнеров.
Вероятно, не все требования Дорожной карты будут выполнены в полной мере в установленные сроки. Однако движение к целям Болонского процесса ощутимо приносит определенные результаты.
Литература
1. Макаров А. В. Реализация компетентностного подхода при проектировании стандартов высшего образования поколения 3+ // Высшее техническое образование. 2017. Т. 1. № 1. С. 13-23.
2. Богуш В. А. Актуальные вопросы развития непрерывного профессионального образования в Республике Беларусь // Вышэйшая школа. 2017. № 1. С. 4-6.
References
1. Makarov A. V. Implementation of the Competence Approach in the Drafting of the Standards of Higher Education of Generation 3+. Vysshee tehnicheskoe obrazovanie [Higher Technical Education], 2017, vol. 1, no. 1, pp. 13-23 (In Russian).
2. Bogush V. F. Actual Problems of the Development of Continuous Professional Education in the Republic of Belarus. Vyshejshaya Shkola [Higher School], 2017, no. 1, pp. 4-6 (In Russian).
Информация об авторе Ветохин Сергей Сергеевич - кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой физико-химических методов сертификации продукции. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Свердлова, 13 а, Республика Беларусь). E-mail: [email protected].
Information about the author Vetokhin Siarhei Siarheevich - PhD (Physics and Mathematics), Head of the Department of Physial and Chemical Methods of Products Certification. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected].
Поступила 10.05.2017