Илья СМИРНОВ
БОЛОНКА С ДИПЛОМОМ В ЗУБАХ
Openspace.ru имеет определенную познавательную ценность: с помощью этого ресурса можно отслеживать направление культурной политики. Что «креативный класс» считает полезным для населения.
Например, публикуется текст под заголовком «Русский артист как главная беда русского театра»1. Вне зависимости от того, есть в статье аргументы или нет, мотивы ее появления достаточно очевидны. Ведь именно актеры сегодня мешают превратить театр в филиал галереи М. Гельмана. И не потому, что они какие-то особенно идейные и патриотичные, а потому что в «"инсталляциях" им будет нечего играть»2. Профессиональное образование и опыт обесцениваются: ведь показать со сцены голую задницу может любой бомж.
Практически одновременно на том же Openspace выходит другая статья. Заголовок - «Русский театр как родовая травма»3 - перекликается с предыдущим, про русского артиста. И тоже отсылает к персонажу из «Вишневого сада»:
«Что ж там говорить, вы сами видите, страна необразованная, народ безнравственный, притом скука, на кухне кормят безобразно»4
Формально эта «родовая травма» не статья, а дискуссия, но очень специфическая, потому что в ней на разные голоса разложена одна и та же точка зрения. Только режиссер Евгений Каменькович сначала спорил: «Да это полная
*
ахинея...», но быстро одумался: «Я, в общем, с вами со всеми согласен». Что не удивительно, ведь эти «все» - не какие-нибудь актеры или сценографы, а главный редактор журнала «Театр» и ректор Школы-студии МХТ. Плюс еще одна особа, приближенная к Президентской Администрации и вхожая в руководство правящей (на тот момент) партии5. Впрочем, даже если партия и перестанет быть правящей, на положении режиссера К. Серебренникова это вряд ли отразится6.
С такими людьми нельзя не соглашаться, что бы они ни говорили.
В данном случае они озвучили новые установки по поводу образования. Начали с того, как правильно готовить режиссеров, но разговор быстро вышел за рамки одной из театральных профессий и приобрел общий, где-то даже мировоззренческий характер:
«Володя, но ведь в современных спектаклях часто и артистов-то
И. Смирнов
'Давыдова М.Ю. Русский артист как главная беда русского театра http://www.openspace.ru/theatre/ тШ'ШеШШЗЖ/
2 Тимашева М.А. Ответы на анкету «Критика - форма власти или независимое суждение?»
3 Русский театр как родовая травма http://www.openspace.ru/theatre/ events/details/33204/
Далее в тексте все ссылки на эту публикацию даются без сносок.
4 Чехов А.П. Вишневый сад. Действие 3. http://azJib.ru/cJchehow_a_p/ text_0'50.shtml; Панченко К. М. Консилиум целителей. http://k-panchenkoJivejoumal.com/5B7.html
5 Территория: Кирилл Серебренников http://www.territoryfest.ru/authors/ serebrennikov; Егорова О. Форум «Стратегия-2020» атл открытием //Известия, '5.04.2008 http://wwwJzvestia.ru/politicJ article3''5206/
6 Как только у партии «Единая Россия» возникли проблемы, чуткий к веяниям времени режиссер поспешил заявить о своих оппози-
В спорах о школах
никаких на сцене нет. И пьесы часто нет. И вообще литературного первоисточника нет. Словом "театр" описывается уже не только то, что описывалось лет двадцать назад, но и множество сопредельных территорий. И поэтому любые правила в нынешней системе координат уже не универсальны».
Ни артистов, ни пьесы, ни правил - чего ни хватишься, ничего у них нет. Есть только бюджетное финансирование. И постоянные требования выделить на то, чего нет, все больше и больше денег7. «Анатолий Смелянский: ...Система предоставления возможностей, о которой говорил Кирилл, обязательно потребует коренной ломки существующей системы образования. Поскольку она вся построена на чисто чиновничьем, советском, госплановом подходе».
Вроде бы, до сих пор к театральному образованию в нашей стране не было особых претензий, и российские специалисты самого разного профиля (от балетных танцоров до театральных критиков) не выглядели отсталыми незнайками на фоне зарубежных коллег. Что же такое внезапно произошло, какое стихийное бедствие, в результате которого сложившаяся система вдруг перестала устраивать своего же видного руководителя? И не по каким-то отдельным параметрам, а вся сразу и радикально?
Конечно, ломать - не строить. Предположим, разгромили «тоталитарную систему обучения».
А что предложим взамен? «Смелянский: .Конечно, учиться надо. И обучать надо. Образовательный стандарт есть в любом университете мира. Но у нас им накрывается вся система образования. Не остается никакого
пространства для маневра и свободного выбора. Почему нужно сорок предметов режиссеру учить и кто их должен выбрать, эти сорок предметов? Почему не сам учащийся? Может быть, я выберу сорок, но совершенно не тех, которые избрали для меня. Может, я хочу слушать именно этот курс у этого лектора, а другой лектор мне неинтересен. Давыдова: ... Куда правильнее, по-моему, не под тему искать педагога, а искать самих педагогов, ярких лекторов с какой-то своей нестандартной темой, необычным поворотом. Три спецкурса, прочитанные яркими людьми, дадут студентам больше, чем история театра, прочитанная "от и до" скучными начетчиками.»
Вроде бы, правильные слова произносятся, во всяком случае, такие, на которые у слушателя должна возникать положительная эмоциональная реакция. «Свобода». «Яркий». «Нестандартный». Но, во-первых, формулировки слишком уж неконкретны для профессиональных вузовских преподавателей. Должны быть хоть какие-то обязательные предметы -или ВСЕ расписание занятий по выбору учащихся? Вроде бы, сначала у А.М. Смелянского получается, что «стандарт» необходим, он «есть в любом университете мира». А под конец абзаца, наоборот: «выберу сорок, но совершенно не тех».
Однако главное, что настораживает - контекст. Ведь здесь же российскому театру в Вольтеры, то есть в Станиславские, предложен некто Йозеф Бойс8.
Волей-неволей закрадывается подозрение, что за красивыми словами про творческую свободу скрывается какой-то особый, совсем не творческий смысл. Самим
ционных настроениях через тот же Openspace: «Да, я пойду на митинг 24-го... Я был на Болотной площади, мне было важно увидеть лица пришедших людей. Лица прекрасные! Я после того митинга гордо сказал Томасу Остермайеру: "Смотри, 40 тысяч человек вышло!" А он пожал плечами: "Да у нас в Германии на гей-парад полмиллиона выходит"» http:// www.openspace.ru/theatre/events/ details/33057/
7«Молодежь» и президент: «Папа, вышли денег» http:// www.svobodanews.ru/content/ article/3540516.html
8 «Некий» сказано не для того, чтобы обидеть этого человека. Я бы и рад определить его каким-то другим словом, например, по профессии - но, извините, не могу этого сделать. «Бойс сидел в галерее на стуле, облив себе голову медом и наклеив на него настоящую золотую фольгу В руках он держал мертвого зайца. Спустя какое-то время он вставал, шел с зайцем в руках по небольшому галерейному залу, подносил его вплотную к картинам, которые висели на стене. Казалось, будто он говорит с мертвым зайцем. Затем он проносил животное над лежавшей среди галереи засохшей елкой, вновь садился с мертвым зайцем в руках на стул и начинал стучать ногой с железной пластиной на подошве по полу. Вся эта акция с мертвым зайцем была исполнена неописуемой нежности и огромной сосредоточенности» http://100v com. ua/ru/Yozef-Boys-person.
Рго настоящее
участникам «дискуссии» он хорошо известен. Но по каким-то соображениям они предпочитают не расставлять точек над ¡.
Похожее ощущение возникает при чтении сектантских брошюрок. Там напечатаны большими буквами (как в букваре) правильные слова про любовь, веру, взаимопомощь. Разве кто-то против любви? Или против свободы? И картинки в этих брошюрах красивые. Яркие. Нам улыбаются добрые люди с детьми на руках на фоне благостного пейзажа. Но «в игре наверняка что-то не так.»
Действительно, не так.
Кто знаком с «образовательными реформами»9, насаждавшимися в нашей стране с начала 1990-х годов, сразу опознает источник вдохновения. «Три спецкурса, прочитанные яркими людьми, дадут студентам больше, чем история театра, прочитанная "от и до" скучными начетчиками». Если смахнуть пропагандистскую шелуху, то перед нами так называемое модульное образование. Важнейшая составная часть «Болонского процесса».
Так уж получилось, что из продуктов этого процесса на поверхность всплыли только пресловутые бакалавры с магистрами, и до сих пор бултыхаются в лучах общественного внимания под нестройный аккомпанемент вопросов: «А зачем? А кому это надо? А кому мешало то, что было?». Отвечаю. Сформировавшаяся в нашей стране (точнее, сформированная по немецкому образцу) номенклатура: специалист с высшим образованием, кандидат наук, доктор наук
никак не мешала (и не мешает) людям, получившим научное
образование потом продолжать учиться или работать за границей. У меня есть много знакомых - физиков, биологов, математиков, историков - которые без особых затруднений входили в соответствующие профессиональные сообщества за рубежом с советскими дипломами в руках. Если по каким-то конкретным специальностям (например, медицинским) возникали проблемы, то они были связаны не с оформлением диплома, а с особыми требованиями местной корпорации врачей, не заинтересованной в лишней конкуренции.
В результате «реформы» у нас механически растянуто высшее образование («магистратура») и введено еще какое-то недовысшее - «бакалавриат», который многие отождествляют с техникумом, и напрасно, потому что в старом добром советском техникуме учили, во-первых, быстрее, во-вторых, конкретному делу, в-третьих, выпускали в свет не полуфабрикат, а работника.
Таким образом, Министерством образования и, прости господи, науки растрачены огромные ресурсы, человеческие и материальные, чтобы получить результат, который не лучше, а намного хуже (неудобнее, неэффективнее) того, что был.
Но это полбеды. В конце концов, любой ущерб может быть возмещен упорным трудом, даже после нашествия Тохтамыша и Девлет-Гирея Россия довольно быстро восстанавливалась. Однако в «Болонском наборе» есть такие подарки, которые просто обессмысливают само понятие «образование». Если их удастся внедрить, будет уже все равно, как и кому раздавать дипломы и ученые степени. Хоть из детского сада в Академию наук.
9 Слова «реформа», «реформатор» применительно к образованию здесь и далее в кавычках потому что реформа - это, по определению, деятельность общественно-полезная, хотя бы по замыслу. Никто не называет Гришку Распутина реформатором православия.
В спорах о школах
И это как раз модули.
Если вы будете искать определение, что это такое, по специальной литературе, производимой «реформаторами образования», быстро утонете в «ученой» зауми:
«Сущность модульного обучения состоит в том, что содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические блоки-модули, содержание и объем которых могут варьировать в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации обучающихся, желаний обучающихся по выбору индивидуальной траектории движения по учебному курсу.»10.
Но даже если я начну нормальными, человеческими словами объяснять, что на самом деле имеется в виду, многие читатели, безнадежно изуродованные «тоталитарным образованием», все равно не поверят.
- Да как такое возможно?
Мы ведь привыкли, что обучение должно быть последовательным. От простого - к сложному. После первой главы - вторая. Сначала учим цифры, и только потом (через несколько лет) составляем уравнения и доказываем теоремы. Сначала первобытное общество, потом Крещение Руси. И историю театра изучаем в такой же естественной последовательности: античный, потом средневековый, потом эпохи Возрождения11.
А иначе как? Как понять абсурдистов ХХ столетия, если ты понятия не имеешь о предыдущих этапах развития европейского театра, и слова «современный миракль» «мистерия», «гиньоль, игра Панча и Джуди»12 тебе вообще ничего не говорят?
Но, оказывается, можно и по-другому. Один из самых авторитетных наших учителей истории Л.А. Кацва столкнулся с этим «по-другому» в Англии. И потом пытался по радио объяснить соотечественникам, как там преподают его любимую науку.
«Л. Кацва: А что касается Англии, то там, понимаете, нет такого предмета, там нечто совершенно иное. Сегодня изучается по документам, скажем, Холокост, завтра египетские фараоны. К. Ларина: Это в школе? Л. Кацва: В школе, конечно. Послезавтра Елизавета I и так далее. Связной истории ни Англии, ни Европы, ни мира англичане своим ученикам не дают»13.
Л.А. Кацва, будучи честным профессионалом, от такого «преподавания» не в восторге. Что ж, давайте предоставим слово противоположной стороне. А.П. Логунов с самого начала «Болонского процесса» активно включился в его рекламное обеспечение:
«...болонский процесс позволит нам продвинуться в самой образовательной культуре от традиций века девятнадцатого к системе, я надеюсь, века двадцать первого, в которой каждый человек имеет право распоряжаться собой, своим временем и нести за это ответственность. Это очень важно.».
Он приводит конкретный пример - куда и как мы должны продвинуться.
«Мне рассказывали коллеги из Нью-Йорка, как в одной школе ввели курс катания на пони и все дети побежали записываться, хотя зачем им в Нью-Йорке кататься на пони. Они не выбрали, может быть, какой-то более важный курс - например, искусство переходить
10Принципы модульного обучения: Методическая разработка для преподавателей http://window.edu.ru/ ж<1о\№/ИЬгагу/р(1Ш1?р_1(1=16696.
11 Мокульский С.С История западноевропейского театра. Ч. 1.М.: Художественная литература, 1936.
12Эсслин М. Театр абсурда, СПб.: Балтийские сезоны, 2009, С. 287, 412,170.
13 Предвзяты ли российские учебники по истории?http://www.echo.msk. ru/programs/assemb¡y/26723/.
Рго настоящее
улицу, правила дорожного движения. Но это была их ошибка, их решение. Не хватило им какого-то курса, они возьмут больше в следующем году»14.
Применительно к высшему образованию это выглядит так: «вы, желая быть специалистом по античности, выбираете курс по истории античных причесок».
Выбираете не факультативом и не спецкурсом. Не в дополнение к истории Древней Греции, а ВМЕСТО нее. Это не шутка. Наши соотечественники, получившие «тоталитарное» образование, бывают сильно удивлены не только английскими школами, но и немецкими университетами, где филологи-выпускники не знают, кто такой Байрон, потому что «выбрали» французский романтизм. А общего курса европейской литературы Нового времени им никто не читал.
Обоснование - все та же вожделенная «свобода». Сопоставив приведенную ниже цитату 8-летней давности с нынешними рассуждениями А.М. Смелянского, вы можете судить о том, насколько последний оригинален:
«...у нас вся ответственность в образовательном процессе возложена на меня как декана факультета. Ну, по крайней мере 70% этой ответственности. Потому что я как представитель поколения, которое формирует образование сейчас, навязываю вам модель в соответствии со своими приоритетами. Простите меня, а кто мне дал право определять для вас ваши образовательные приоритеты. Потом вы заканчиваете и говорите: "Александр Петрович, не тому вы меня учили. Лучше бы я вместо вашего курса по
политической историографии занималась избирательными технологиями, лучше я вместо маркетинга изучала бы менеджмент"».
Не правда ли, интересный выбор предметов? «Маркетинг», «менеджмент», «избирательные технологии», «катание на пони».
Впрочем, и само слово «предмет» здесь неуместно. Ведь «нет такого предмета» - история. Математики, географии, литературы тоже нет.
«Модульная система означает отказ от предметного преподавания.
В любой стране высшее образование, в основе которого лежит научное знание, является специальным: его цель - подготовка добротного специалиста. Недостаточность такого образования для жизни в современном обществе (а не только в профессии) была ясна очень давно, но лишь относительно недавно и поначалу лишь немногие стали осознавать ее как реальную опасность для цивилизации» (Ю.Н. Афанасьев) 15.
Таким образом, «добротный специалист» представляет «опасность для цивилизации».
А лучшее средство от этой страшной опасности - как раз модули.
Вот вам долгожданное определение. Модули - клочья от науки, бессмысленно надерганные то там, то здесь, и перемешанные с политической пропагандой, оккультизмом, да с чем угодно, что под руку подвернулось.
В приведенных выше цитатах цели и задачи «реформ» сформулированы обобщенно, применительно к образованию в целом. «Дискуссия» в Openspace позволяет уточнить некоторые нюансы применительно к художественным вузам:
14Логунов А.П. Нам придется менять отношение к сфере образования http://old.russ.ru/ist_sovr/ sumerki/20030407_log.html
15Афанасьев Ю.Н. Болонский аршин http://old. russ. ru/ist_ sovr/ sumerki/20030407_afan.html
В спорах о школах
«Давыдова: Вообще, наше представление о современном искусстве (я это ясно поняла, когда работала в Институте искусствознания в секторе "Современного западноевропейского искусства") чаще всего заканчивается примерно на авангарде 1920-х годов. Дальше мысль не двигается. Мне говорят: вот Пикассо, он ведь умел рисовать и учился рисовать. Сальвадор Дали умел рисовать. Мондриан умел. Они сначала овладели ремеслом, а уж потом стали куролесить. Но если пойти дальше, заглянуть в 1960-е или 1970-е, то мы увидим, что эта логика начинает хромать. А Йозеф Бойс умел рисовать? А Энди Уорхол? Но они-то в отличие от многочисленных выпускников наших художественных училищ как раз и были художниками. А в современном контексте режиссер все чаще приближается по самому способу существования в искусстве к актуальному художнику. И в таком случае становится не вполне ясно, что же понимается под словосочетанием "мастерство режиссера"».
Как видите, принципиальные установки те же самые. «Добротный специалист» современному театру не нужен. Слово «мастерство» устарело и потеряло смысл. А художником называется тот, кто не умеет рисовать.
И это не просто отвлеченная болтовня. Помаленьку внедряются соответствующие технологии. Например «модульный курс профилактики курения». Восьмиклассникам (!) на полном серьезе предлагается задание «Веселые животные»: «...двигаются по кругу, изображая по сигналу ведущего какое-либо животное». Или: «Ученики
становятся в круг, держась за руки. Каждый по очереди говорит: "Я могу сказать "нет" табаку!" После каждого высказывания вся группа повторяет эту фразу, ритмично хлопая в ладоши»16.
Вот на что «реформаторы» тратят учебные часы, освобожденные от астрономии и русской литературы. И ведь не корысти ради, а токмо волею самих учеников, которым должно быть обеспечено неукоснительное право свободного выбора.
Предвижу вопрос:
- И это все всерьез? Неужели кто-то из профессоров действительно считает, что школьники могут свободно выбирать между арифметикой и ковырянием в носу, а вузы -это «своего рода социальные сети, только наяву, офлайн»? Ведь если сегодня у нас на уроке Холокост, завтра - по выбору: гладиаторские игры или охота на мамонта, послезавтра - средневековые королевские династии, то с равным успехом можно изучать королей по карточной колоде. Ученик ровным счетом ничего не поймет. Зачем же нужна такая школа, в которой становятся не умнее, а наоборот? Если в вузе не готовят специалистов, то почему он называется высшим учебным заведением, и почему я - налогоплательщик - должен такое заведение оплачивать?
Могу вас успокоить, дорогие читатели. Те, кто это придумал, сами получили нормальное «тоталитарное» образование. Они не глупее нас с вами. И в возникшем у вас вопросе уже заключен ответ.
Правители всегда были заинтересованы в подготовке квалифицированных специалистов, и не только в военных технологиях, но и в сугубо гуманитарных, поскольку
16Авесхан Македонский. Как Вовочка изучал на уроке женские ножки. 1йр://рв. 1september.ru/artide. =200405315
Рго настоящее
последние связаны с управлением людьми, их эмоциями и тем самым «свободным выбором», о котором произносится так много пустых вы-сокопарностей. Если специалистов не хватает, страна или, в терминологии профессора Ю.И. Семенова, «социальный организм», становится неконкурентоспособной. Ее ресурсы (включая рабочую силу) присваивают удачливые соседи. Таким образом, получается, что для правящей элиты выгодно давать гражданам хорошее образование. Но дальше - парадокс (или, если хотите, синдром) А.Д. Са-харова-Р. Оппенгеймера. Чем лучше человек образован, тем более он склонен к вольномыслию. Об это противоречие в свое время разбился Советский Союз. Молодые люди, в которых журнал «Квант» и театр А.В. Эфроса воспитали привычку к самостоятельному мышлению, начали применять свои аналитические способности к официальной пропаганде и к речам руководителей.
Наверное, идеальным для начальства был бы такой специалист, который знает все про 15-ю хромосому, смутно догадывается о существовании 16-й и убежден, что Белоруссия - это мусульманская страна по соседству с Ираком. Может быть, не Белоруссия, а Белосирия, но бомбить все равно нужно, потому что органы не ошибаются.
«Болонский процесс» как раз и решает три важнейшие социальные задачи. Первая - ползучий пересмотр основных завоеваний демократических (и социалистических) революций, в ходе которых простолюдины добились для себя очень широких (по мнению элиты, слишком широких) гражданских
прав и социальных гарантий. Проблема «лишних» знаний становится особенно острой, если власть формируется по результатам всеобщего голосования. Как заметил Б.Ю. Кагарлицкий, «чем более дебильное, безграмотное и бестолковое население, тем меньше опасности, что оно сумеет воспользоваться своими политическими правами»17. Отсюда и сетования «реформаторов» на «перенасыщение, перепроизводство знаний, которые вкладываются в студентов»18. Вторая задача - «выдерживать» детей и подростков под присмотром и скрывать реальный уровень безработицы за отчетностью о массовом обучении молодежи непонятно чему.
Наконец, третья задача касается тех, кому все-таки придется стать специалистом. Нужно предусмотреть, чтобы у них было как можно меньше возможностей (и желания) предаваться интеллектуальным излишествам за рамками своей узкоспециальной производственной функции. Для этого как раз и отменяют общие курсы (чтобы студент не понимал внутренней логики даже профильных дисциплин), а учебную программу заменяют мельтешением модулей.
При всей своей изощренности этот «прекрасный новый мир» вписывается в реальность со скрипом. Ведь на самом деле нельзя изучать отдельно взятую 15-ю хромосому без базовых знаний по биологии и органической химии. Поэтому там, где от квалификации выпускника реально зависят кошельки и жизни, преподавание остается «тоталитарным» и «предметным». Представьте себе хирурга, который разрезать умеет, а зашить - нет, потому что на 4-м году обучения
"Кагарлицкий Б.Ю. Образование как подрывная сила //Школьное обозрение, '999, № 2-3. С. 44.
18 Логунов А.П. Указ. соч.
В спорах о школах
свободно выбрал вместо курса «Наложение швов» курс «Борьба с sexual harassment в условиях хирургического стационара». Сколько заплатит стационар за эту болонку родственникам незашито-го покойника? Зато гуманитарные и творческие вузы - самое место для преподавания клочьев от наук. Господствующая идеология велит нам верить в «развал искусства на элитарное и кичевое»19, т. е. на обслуживание снобистских комплексов - и поточное тиражирование суррогатов; ни то, ни другое не требует для своего создания глубоких знаний и развитого интеллекта.
Здесь необходимо одно важное замечание. Читатели, наверное, обратили внимание на то, что пропаганда «образовательных реформ» у нас все время сопровождается ссылками на зарубежный опыт - «Запад нам поможет!». Не зря же соответствующая программа называется «Болонской», а все ее базовые элементы первоначально внедрялись в Западной Европе и США, и только потом заимствовались нашими чиновниками. Отсюда может возникнуть ложная расстановка сил: российская (советская) традиция против вредных влияний из-за рубежа. Наши против иностранцев. Но, во-первых, и традиция не совсем российская: она в свое время была заимствована с Запада, прежде всего из Германии, где учился наш первый великий просветитель М.В. Ломоносов. Во-вторых, для наших западных соседей «Болонский процесс» обозначил такой же резкий и болезненный разрыв с их подлинной (высокой) культурой. Причем произошло это сравнительно недавно, а по историческим масштабам буквально вчера.
Пособие Умберто Эко «Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки» отражает западноевропейскую ситуацию 1970-х годов и устанавливает очень высокий уровень требований: «Сколько времени отвести на диплом? Скажу сразу: не больше трех лет, не меньше шести месяцев. Не больше трех лет - потому что если за это время вы не осилили тему и не собрали материал, значит, одно из трех. (печальные для студента варианты прилагаются. - И.С.). Не менее шести месяцев - потому что, даже чтобы породить подобие грамотной журнальной статьи, страниц на шестьдесят, пока вы изучите материал, составите приличную библиографию, кончите делать конспекты и напишете текст, шесть месяцев пронесутся - не заметите. Разумеется, более опытному ученому на такую статью столько времени не надо, у него накоплены выписки, конспекты, карточки, а дипломник начинает почти с нуля»20.
Люди, которые трудились именно так, еще живы и вполне дееспособны. Им трудно понять, как можно, поучившись полгода какому-нибудь «модулю» в солнечной Италии, потом переехать во Францию, там поучиться чему-нибудь еще, никак не связанному с предыдущим, - и так, ничем себя всерьез не утруждая (ведь утруждать человека - значит нарушать его права и свободы), получить через несколько лет диплом специалиста по «трансгендерным дискурсам».
Л.А. Кацва отмечает, что в Англии профессиональное сообщество учителей «очень серьезно обеспокоено» преподаванием истории в виде обрывков. Такого рода «инновации» на Западе тоже
" Файбисович С. Художник и зритель // Общая газета, 1995, № 26.
20Эко Умберто. Как написать дипломную работу Гуманитарные науки. М.: Книжный дом «Университет», 1993. С. 28.
Pro настоящее
насаждаются сверху, идеологическим и политическим начальством, которое вынуждено преодолевать сопротивление «предметников». То есть специалистов, знающих и любящих свой предмет.
К сожалению, их позиции оказались подорваны, во-первых, так называемой Молодежной революцией с ее пафосом торжествующего инфантилизма21, во-вторых, распадом СССР и, соответственно, резким ослаблением стимулов к прогрессивному развитию в государствах победившего блока.
Но это, конечно, тема для специальных исследований. Возвращаясь на Openspace, отметим характерную особенность поучительной «дискуссии» о театральном образовании в России. Что (и кто) подается как образец в режиссерской профессии.
«Я хочу сейчас обратиться к Кириллу Серебренникову, который в отличие от Епифанцева и Богомолова не заканчивал режиссерский факультет. И не находился в тенетах так называемой "тоталитарной системы", которая "формирует и закаляет". Кирилл, как ты научился ставить спектакли?"» -спрашивает модератор дискуссии Марина Давыдова.
К.М. Панченко22 в этой связи вспомнил классику:
«Г-жа ПРОСТАКОВА. Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение!
ТРИШКА. Да вить портной-то учился, сударыня, а я нет».
Но давайте обратим внимание на ответ портного, т. е., простите, режиссера, не изуродованного «тоталитарным образованием»:
«Потом я захотел учиться у Любимова. Я приезжал в Москву,
ходил на Таганку, там каждый спектакль мне казался увлекательным аттракционом.»
Нужно обладать очень специфическим зрением, чтобы в спектаклях классической любимовской Таганки увидеть АТТРАКЦИОН. Аттракцион «Дом на набережной». Аттракцион «А зори здесь тихие».
Если что мешает современным российским режиссерам ставить хорошие спектакли, то не избыток, а наоборот - недостаток образования, от чего происходит сужение кругозора до рекламной наклейки и неспособность внятно интерпретировать даже хорошую пьесу, не говоря уже про разнообразную графоманию^сю, которую человеку малообразованному трудно отличить от литературы. Он радостно изобретает велосипед, причем сразу поломанный. А на сцене мы видим аттракционы в худшем смысле слова, т. е. бессмысленные наборы балаганных трюков, равно применимых (не применимых) к Островскому, Куни и братьям Пресняковым. Эти трюки наши «культовые» постановщики готовы бесконечно тиражировать:
«.я поеду к Васильеву в Венецию, в Италию. Он там читает курс. Я заплачу деньги, прослушаю этот курс, и я пойму, что мне там нужно - одну мысль, или две, или пять, или сто услышу, запишу. Дальше я поеду на репетицию в Париж. Вот сейчас Патрис Шеро выпускает спектакль. Я еду к Шеро и сижу на репетициях. Я еду в Москву, в Берлин, в Вильнюс.».
Нельзя не отметить роль профессора А.М. Смелянского в «коренной ломке» того, чем он поставлен руководить. Причем его собственное образование
" Смирнов И. Цветочки и ягодки. К 40-летию Молодежной революции // Россия, 21,2008, № 3 http:// www.russia-21.ru/XXI/RUS_21/ ARXIV/2008/nom_3.pdf?56f9fa20
22Панченко КМ. Консилиум целителей http://k-panchenkoJivejournal. com/513/.html
В спорах о школах
замечательное и вкус безупречный, он ведает, что творит, и зорко высматривает в окружающем культурном пространстве то, что следует оправдать, поощрить и благословить на дальнейшие свершения в том же духе.
«Вручение еще одной спецпремии жюри предварялось речью Смелянского - самой длинной и обстоятельной за всю церемонию: было такое ощущение, что традиционалистскую часть театральной общественности готовят к неожиданному удару. Так и вышло: "Золотую маску" получил московский режиссер Михаил Угаров за самый громкий, скандальный и, пожалуй, самый новаторский спектакль сезона - "Жизнь удалась"».
— Задача театра - отражать то, что происходит в современной жизни, - оправдывался Анатолий Смелянский за этот выбор. - Россия развивается трудно, и театр пытается понять, что это за языковая реальность, что это за молодые люди, которым не хочется брать в рот ни одного цензурного слова и которые десятью словами могут выразить все, что их волнует. Пьеса Павла Пряжко, по которой поставлен спектакль, написана почти исключительно матом. Председатель жюри подчеркнул, что спектакль при этом поставлен интеллигентным человеком и сыгран пятью интеллигентными актерами - ведь и романы о педофилах, к примеру, совершенно не обязательно пишут любители маленьких детей»23.
Пряжко - это, если кто не в курсе, гражданин, который обложил матом А.П. Чехова24 как раз накануне выступления А.М. Смелянского с замечательной
речью про новаторство из трех букв.
И в заключение, чтобы с максимальной четкостью определить мотивы - ради чего они так усердствуют? - и при этом не навязывать читателю собственных оценочных суждений, приведу цитаты еще из одного материала, опубликованного ОрепБрасе.
«.Все странное и болезненное в современном искусстве отсылает в конечном счете к современным представлениям о человеческой природе, - например, в том виде, в котором они явлены в психоанализе. Именно из этого тревожащего и неприятного складывается новый гуманизм. Не сентиментальный гуманизм Руссо и не самообожествление Ренессанса, а тот гуманизм, который родился из постановки под вопрос всех чувств, ценностей и божеств. И современное искусство - плод и образ этого нового гуманизма»
«Образ самого человека на одном из уровней восприятия предстает как - ничего не поделаешь - экскремент»25.
Какой гуманизм, такое и образование.
23 Денисова Саша. Москва говорит матом // Русский репортер. http://www.go1denmask.ru/press. php?id=967.
24 14.04.2010 Павел Пряжко: «Чехов плохой драматург» http://o1d.go1denmask.ru/press. php?year=16&type=0&nid=918.
25 Глеб Напреенко. Неприятие современного искусства - это неприятие гуманизма http://www.openspace.ru/art/events/ detai1s/33665/?expand=y