УДК [330.567.4:614](477)
Долот В.Д.,
Национальная академия государственного управления при Президенте Украины; докторант кафедры управления охраной общественного здоровья, кандидат наук
по государственному управлению (Украина, г. Киев)
Научный консультант — Радыш Я.Ф., профессор кафедры управления охраной общественного здоровья, доктор наук по государственному управлению,
профессор (Украина, г. Киев)
БОЛЬНИЧНЫЕ КАССЫ КАК ФОРМА ДОБРОВОЛЬНОГО СОЛИДАРНОГО УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ФИНАНСИРОВАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В УКРАИНЕ
В статье описана роль больничных касс как важного внебюджетного источника финансирования медицинской помощи и перспективного направления реформирования системы здравоохранения в Украине. Автором обоснована оптимальная модель деятельности больничных касс, представлена модель системы их договорных отношений. Определены преимущества, которые предоставляет сотрудничество государственных лечебных учреждений и управлений здравоохранения с больничными кассами региона.
Ключевые слова: больничная касса, финансирование медицинской помощи, софи-нансирование расходов на медицинскую помощь, страховые компании.
Введение. Важным ориентиром социального развития в Украине провозглашено реформирование системы здравоохранения, о чем говорится в ежегодном Послании Президента Украины Верховной Раде Украины в 2013 году. Среди важных шагов на пути к реализации указанного развития определено стимулирование применения системы официального софинансирования населения в процессе медицинского обслуживания, а также содействие дальнейшему развитию больничных касс, привлечению к ним предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности [4, с. 100]. Таким образом, главным в провозглашенном реформировании должен быть поиск социально адаптированных и экономически рациональных форм привлечения средств населения, что происходит во всех развитых странах мира.
Хотя принцип общественной солидарности является основой любой прогрессивной демократической системы, в нашем государстве он все еще не приобрел широкого распространения. Фактически
сегодня в Украине действует принцип индивидуальной ответственности граждан за покрытие расходов на медицинскую помощь. Деятельность больничных касс в Украине рассматривается как относительно новая форма добровольного солидарного участия населения в финансировании здравоохранения.
При анализе последних разработок и публикаций по теме нашего исследования было установлено, что вопросы поиска рациональных форм привлечения средств населения для медицинского обеспечения и формирования идеологии здравоохранения освещены в научных трудах Н. Гойды, Москаленка, Л. Подгорной, А. Уваренка.
Принципы общественной солидарности и развития негосударственного сектора медицинского обеспечения, что является основой любой прогрессивной демократической системы, изучали В. Ермилов, Москаленко, М. Шевченко.
Солидарное участие населения в софи-нансировании расходов на медицинскую помощь в форме больничных касс как одно из направлений реформирования для улучшения качества и доступности медикаментозного обеспечения рассматривали В. Ермилов, В. Парий, В. Пономаренко.
Вместе с тем на современном этапе деятельности больничных касс в Украине наблюдаются существенные различия и недостатки в организации их работы. Указанное и стало причиной актуальности поиска и обоснования оптимальной модели деятельности, а также системы договорных отношений больничных касс, с четким механизмом привлечения финансовых ресурсов в здравоохранение и эффективной системой контроля за их рациональным использованием.
Постановка задачи исследования. Задачей представленного исследования является определение оптимальной модели организации и принципов функционирования больничных касс как формы добровольного солидарного участия населения в финансировании здравоохранения в Украине. Методами исследования были выбраны системный анализ, статистический и социологический анализ.
Результаты исследования. В течение последних лет в Украине начали разви-
ваться больничные кассы как солидарные формы привлечения средств граждан в здравоохранение. В связи с отсутствием единой нормативно-правовой базы, регламентирующей их деятельность, правовой основой их создания и деятельности являются следующие нормативные акты:
— Конституция Украины, которая декларирует право на бесплатную медицинскую помощь в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения и право на медицинское страхование (статья 49) [1]. Механизм больничной кассы позволяет реализовать оба этих конституционных права. Во-первых, члены больничной кассы не оплачивают медицинскую помощь в момент ее предоставления, а солидарно накапливают финансовые ресурсы в виде членских персонализированных взносов на счет общественной организации — больничной кассы. Во-вторых, члены кассы реализуют свое право на применение солидарно накопленных средств при получении отдельных медицинских услуг, которые не обеспечены бюджетом, что является основой добровольной системы страхования на случай болезни;
— Основы законодательства Украины о здравоохранении (от 19.11.1992) [2]. В статье 18 этого документа предусматривается финансирование здравоохранения за счет государственного и местного бюджетов, фондов медицинского страхования, благотворительных фондов и источников, не запрещенных законодательством. Средства больничной кассы фактически являются солидарно накопленным фондом (по способу накопления) и медицинским страхованием (по цели накопления) ее членов.
— Закон Украины "Об объединении граждан" (от 22.03.2012) [5]. Этот Закон предусматривает возможность объединения граждан с целью осуществления, в частности, медицинской и оздоровительной деятельности. Граждане имеют право получать качественную медицинскую помощь в случае заболевания. Для защиты этого общего для многих законного интереса граждане (согласно статье 1) могут объединяться в общественную организацию;
— Закон Украины "О благотворительности и благотворительных организациях" (от 05.07.2012) [3]. Согласно этому Закону одним из направлений благотворительной деятельности является содействие развитию здравоохранения (статья 3). А в статье 1 одной из организационных форм такой деятельности предполагается членская благотворительная организация;
— Указ Президента Украины от 07.12.2000 № 1313/ 2000 "О Концепции развития здравоохранения населения Украины" [6]. В разделе 4 Указа "Реорганизация системы управления в сфере здравоохранения" идет речь о создании двух секторов медицинской помощи: сектора общедоступной медицинской помощи и сектора дополнительных возможностей в сфере здравоохранения (общественно-солидарного сектора).
В результате рассмотрения указанных выше работ и нормативних актов нами обобщено, что больничные кассы предоставляют целевую помощь учреждениям здравоохранения, к которой относятся:
— обеспечение членов больничной кассы необходимыми медикаментами, реактивами, изделиями медицинского назначения на основе солидарного участия;
— предоставление членам больничной кассы своевременной и качественной медицинской помощи;
— разработка совместно с руководящими органами здравоохранения механизмов управления качеством предоставления медицинских технологий в лечебно-профилактических учреждениях всех уровней.
При анализе пакета услуг больничной кассы нужно обратить особое внимание на такие основные направления деятельности, как:
— предоставление качественных медикаментов и их эффективное использование;
— система контроля качества оказания медицинской помощи членам больничной кассы.
Поэтому в центре внимания должны находиться привлекательный спектр услуг (целевая помощь) и выгода для членов больничной кассы.
Кроме уже предлагаемого обеспечения лекарственными средствами по социаль-
но доступной цене и дотаций (полных или частичных) на диагностическое обследование члены больничной кассы также получают доступ к другим услугам на льготных условиях. К ним могут относиться скидки ("дисконтная программа") для членов больничной кассы на медикаменты, не прописанные врачом, лечение у стоматолога, посещение спортивных клубов, консультации по вопросам питания и прочее.
Медикаменты будут находиться в ряде больниц и поликлиник, или же пациент сможет бесплатно получить нужный препарат по рецепту в определенных аптеках. Членство в больничной кассе не привязывает человека к определенной больнице, он сможет обслуживаться в лечебно-профилактическом учреждении по его желанию, но по направлению лечащего врача. За средства больничной кассы будут производиться закупки лекарств путем проведения своеобразного тендера, на котором и будут определяться лучшие предложения по цене фармацевтических препаратов. Важно, что стоимость закупаемых препаратов будет на 30 — 40% меньше той, по которой лекарства реализуются в аптеках.
Закупки будут проходить без задержек, необходимые препараты будут всегда доступны пациентам. Если в больнице не окажется в наличии необходимых лекарств, то члена больничной кассы обеспечат медикаментами через аптеку, которая находится непосредственно в этой больнице, или через ту, с которой заключен контракт.
Медикаментозное обеспечение пациентов —членов больничной кассы должно производиться в соответствии с лекарственным формуляром (который разрабатывается Главным управлением здравоохранения и рекомендуется для использования всеми практикующими врачами). Лекарственный формуляр представляет собой перечень лекарственных средств с наиболее благоприятным соотношением затрат на лечение и результатов этого лечения. Формуляр создается с целью оптимизации использования лекарственных средств в лечебно-профилактических учреждениях для изучения качества лечения, его унификации и экономии расходов. Структура формуляра состоит из
перечня наименований лекарственных препаратов по международным непатентованным торговым названиям с указанием нозологии, при которой эти препараты применяются.
Лекарства и изделия медицинского назначения лечебное учреждение получает по поручению и за подписью его руководителя и бухгалтера как благотворительную безвозвратную помощь. Полученные расходные документы учитываются фармацевтом лечебного учреждения в журналах учета или вносятся в компьютерную программу учета медикаментов.
Для предоставления качественных услуг разрабатывается система управления качеством медицинских услуг, их мониторинг и аудит. Контроль качества услуг должен осуществляться и обеспечиваться посредством мониторинга соответствующих сфер, медицинских стандартов и клинических протоколов. Возможность контроля за качеством оказания медицинской помощи членам больничной кассы закреплена в договорах с лечебными учреждениями. Обязательным условием является наличие в каждом лечебно-профилактическом учреждении врача-эксперта.
Таким образом, обобщено, что оптимальной моделью деятельности больничной кассы является деятельность, которая базируется на следующих принципах:
— использование стандартизации при медикаментозном обеспечении (лекарственный формуляр, протоколы лечения);
— закупка лекарств через оптовые фармацевтические фирмы;
— договорные отношения с учреждениями здравоохранения;
— обеспечение пациентов лекарствами через лечебные учреждения;
— коммуникации с предприятиями, организациями различных форм собственности, лечебно-профилактическими учреждениями, семейными врачами;
— как можно больший охват населения и лечебно-профилактических учреждений определенной территории;
— улучшение качества оказания медицинской помощи;
— отсутствие ограничений в сумме затрат и количестве случаев лечения;
— наличие системы контроля за рациональным использованием ресурсов.
Важным моментом является то, что через систему двусторонних соглашений между больничными кассами члены этих касс могут получать необходимую медицинскую помощь в различных регионах Украины в рамках программ медикаментозного и диагностического обеспечения.
На рисунке 1 схематически представлена модель системы договорных отношений больничной кассы.
Рисунок 1 — Система договорных отношений больничной кассы
Больничные кассы вводят договорные отношения с государственными лечебными учреждениями региона. Выгодами этого сотрудничества будет следующее:
— больничная касса оплачивает медикаменты, заказаные больницей для лечения членов организации;
— врач обретает уверенность, что, имея в наличии все необходимые лекарства, он сможет полностью выполнить свой профессиональный долг;
— больничная касса предоставляет больницам благотворительную помощь в виде медицинского оборудования, необходимого для полноценного обследования членов больничной кассы;
— использование врачом лекарственного формуляра обеспечивает использование новинок фармации.
Преимуществами, которые дают управлению здравоохранения больничные кассы, будет следующее:
— привлекая внебюджетные средства, больничная касса помогает больницам региона обеспечивать полноценное лечение и обновлять медицинское оборудование. Помощь больничной кассы составляет значительный процент к бюджетному финансированию на приобретение медикаментов;
— совместно со специалистами управления здравоохранения региона внедряется формулярная система в учреждениях здравоохранения.
А теперь — более широкий взгляд на проблему: что же в целом может дать Украине механизм больничных касс? Рассмотрев информацию о деятельности страховых компаний, обозначим основные отличия в работе больничных касс и страховых компаний, занимающихся медицинским страхованием.
Во-первых, страховая компания — это юридически оформленная единица предпринимательской деятельности, которая берет на себя обязательство страховщика и имеет на это соответствующую лицензию (Гражданский кодекс). Больничная касса — неприбыльная общественная организация (согласно Закону Украины "Об объединении граждан"). Итак, страховая компания — это коммерческая структура, цель которой — получение прибыли, в
то время как больничная касса — неприбыльная общественная и благотворительная организация, цель которой — помощь больному.
Во-вторых, сумма внесенных на случай заболевания средств. Поскольку страховая компания по своей природе является коммерческой организацией, она вынуждена предполагаемую прибыль заложить в страховой взнос, что увеличивает его размер. Больничная же касса основную часть собранных средств (более 80%) использует на реализацию медицинских программ, то есть она является социально-ориентированной организацией.
В-третьих, принципиальное отличие в прозрачности, целеустремленности и персонализованности расходов средств больничной кассы, чего нет в страховой компании.
В-четвертых, членство в больничной кассе предполагает активное участие ее членов, общественности, органов власти в контроле ее деятельности, формировании рабочих органов, определении задач по реализации региональной политики в здравоохранении и направления развития кассы, что недостижимо в страховой компании.
Считаем, что для Украины в период реформирования медицинской отрасли следует использовать многолетний опыт работы больничных касс — контролируемого, целевого обеспечения пациентов медикаментами, изделиями медицинского назначения и необходимыми диагностическими мероприятиями.
Выводы. Научной новизной данной публикации является разработка модели системы договорных отношений больничной кассы и описание преимуществ, которые предоставляет сотрудничество государственных лечебных учреждений и управлений здравоохранения с больничными кассами региона.
Социально-экономический эффект от деятельности больничных касс состоит в том, что благодаря социально приемлемым членским взносам больничные кассы находятся в нижнем ценовом сегменте, поэтому их маркетинговые предложения смогут удовлетворить ожидания самых широких слоев населения.
Дальнейшие научные исследования в данном направлении должны быть направлены на изучение готовности населения к солидарному участию в финансировании здравоохранения через механизм больничных касс.
Библиографический список
1. Конститущя Украши, прийнята на п'ятш сесп Верховно! Ради Украши 28 червня 1996 року [Електронний ресурс]. — Режим доступу: http://zakon.rada.gov.ua
2. Основи законодавства Укра!ни про охорону здоров'я: Закон Украши в]д 19 листоп. 1992 року № 2801-ХП // В1дом. Верховно! Ради Укра!ни, 1993, № 4. - Ст. 19.
3. Про благодшну д1яльшсть та благодiйнi оргатзацп: Закон Укра!ни в]д 5 лип. 2012 року № 5073-У1 // В]дом. Верховно! Ради Укра!ни, 2013, № 25. - Ст. 252.
4. Про внутршне i зовшшне становище Укра!ни в 2013 рощ: Щорiчне Послания Президента Укра!ни до Верховно! Ради Укра!ни. - К.: Н1СД, 2013. - 576 с.
5. Про громадсью об'еднання: Закон Укра!ни вiд 22 бер. 2012 року № 4572-У1) // В]дом. Верховно! Ради Укра!ни, 2013, № 1. - Ст. 1.
6. Про концепщю розвитку охорони здоров'я населення Укра!ни: Указ Пре-
зидента Украши вщ 7 грудня 2000 року № 1313/2000 [Електронний ресурс]. — Режим доступу: http://zakon1.rada.gov.ua/ cgi-bin/laws/main.cgi
The bibliography
1. The Constitution of Ukraine, adopted at the Fifth Session of the Verkhovna Rada of Ukraine on 28 June 1996 [Electronic resource]. — Access mode: http://zakon.rada.gov.ua
2. Basic Act of Ukraine on Health Care: No. 2801-XII, November the 19th, 1992 // Vi-domosti of Verkhovna Rada of Ukraine, 1993, № 4. - Art. 19.
3. Charity and Charitable Organizations Act of Ukraine: No. 5073-VI, July the 5th, 2012 // Vidomosti of Verkhovna Rada of Ukraine, 2013, № 25. - Art. 252.
4. On the Internal and External Situation of Ukraine in 2013: Annual Speech of the President of Ukraine to the Verkhovna Rada of Ukraine. - K.: NISR, 2013. - 576 p.
5. Public Associations Act of Ukraine: No. 4572-VI, March the 22th, 2012 // Vidomosti of Verkhovna Rada of Ukraine, 2013, № 1. - Art. 1.
6. Concept of Public Health Development in Ukraine: the President of Ukraine Decree No. 1313/2000, December the 7th, 2000 [Electronic resource]. - Access mode: http://za-kon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi
Dolot V., e-mail: vassilinal@ukr.net
National Academy of Public Administration, office of the President of Ukraine; the postdoctoral student of the public health management department, Candidate of Science in Public Administration (Ukraine, Kiev).
The Academic Adviser — Radysh Y., professor of the public health management department, Doctor of Science in Public Administration, Professor (Ukraine, Kiev).
HEALTH INSURANCE FUNDS AS A FORM OF VOLUNTARY SOLIDARITY PARTICIPATION OF POPULATION IN THE HEALTH CARE FINANCING IN UKRAINE
This article describes the role of health insurance funds as an important source of extra-budgetary funding of health care and long-term direction of the health system reform in Ukraine. The author has proved the best health insurance funds model, provided a model of their contractual relationship system. The advantages that offers the cooperation between government hospitals and health departments with the health insurance funds in the region were established.
Key words: health insurance fund, health financing, co-financing of health care costs, insurance companies.