УДК 940.84.8 Н.В. Филоненко,
кандидат исторических наук, доцент (г. Воронеж)
БОИ ЗА ПЛАЦДАРМЫ В РАЙОНЕ КОСТЕНКИ - АЛЕКСАНДРОВКА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Статья рекомендована к печати доктором исторических наук, профессором В.Н. Плаксиным, кандидатом исторических наук С.В. Марковой.
Аннотация. В работе рассматриваются боевые действия 141-и стрелковой дивизии 40-й армии Воронежского фронта против частей 2-й венгерской армии в августе 1942 г. по захвату и удержанию плацдармов на правом берегу Дона.
Ключевые слова: Воронежский фронт, переправа, плацдарм, венгерские войска.
N.V. Filonenko,
candidate of the history sciences, (Voronezh)
FIGHTS FOR BASES IN KOSTENKI-ALEKSANDROVKA AREA OF THE VORONEZH REGION IN THE YEARS OF GREAT PATRIOTIC WAR
Abstract. The paper considers the operations of the 141st rifle division of the 40th army of Voronezh front against the parts of the 2nd Hungarian army in August 1942 on capture and possession of the bridgeheads on the right coast of the Don.
Key words: Voronezh front, crossing, bridgehead, Hungarian armies
141-я стрелковая дивизия (2-го формирования) формировалась на основе директивы Военного Совета МВО от 14.12.41 г. № 00109426. Формирование проходило в г. Алатырь Чувашской АССР с 16 декабря 1941 г по апрель 1942 г. В конце мая дивизия вошла в состав 3-й резервной армии, а затем была переведена в состав 6-й резервной. В период боевой подготовки частей дивизии в начале июня 1942 г. дивизия была передислоцирована в район станции По-ворино Воронежской области.
23 июня 1942 г. дивизия получила приказ занять оборону на восточном берегу р. Дон, на рубеже: (иск.) устье р. Воронеж - х. Подлесный (8 км северо-западнее ст. Свобода) с задачей, имея предмостный оборонительный район на западном берегу р. Дон не допустить форсирования противником р. Дон. В состав дивизии входили 687, 745 и 796-й сп.
2 июля 1942 г. части дивизии со ст. Пово-рино были отправлены к Дону. Разгрузившись на нескольких станциях (Лиски, Бадеево, Давы-довка, Колодезная, Боево) дивизия с 5 по 8 июля по приказу штаба Брянского фронта с боями заняла оборону по р. Дон на участке: с. Семилуки - с. Духовское. Переправившиеся на этом участке группы противника были отброшены на западный берег и частично уничтожены. Бои по очистке от противника восточного берега р. Дон были закончены к 13 июля 1942 г. Дивизия двумя полками (687 и 745-м) перешла к обороне на рубеже: Семилуки-Духовское протяженностью 47 км. (796-й сп до начала августа принимал участие в боях за Воронеж, на восточных и юго-восточных окраинах города, и на участке Придача - Масловка. Он был в оперативном подчинении 6-й сд). Части дивизии приступили к укреплению переднего края обороны.
52
Линия фронта в районе обороны 141-й сд определялась р. Дон. На западном берегу были сосредоточены части 2-й венгерской армии. В одном из разведывательных сообщений о противнике говорилось: «Численно-боевой состав противника перед фронтом дивизии составляет примерно 6 тысяч человек. Артиллерийских батарей - 11, минометных батарей - 11. Действуют 6 и 9-я пехотные дивизии 3-го армейского корпуса венгров. На участке Юневка - Рудкино действует 17-й пп 9-й пд, на участке Рудкино - Алек-сандровка - 47-й пп 9-й пд, на участке Алексан-дровка-Маслов Рог - 52-й пп 6-й пд, на участке Маслов Лог - Архангельское - 46-й пп 6-й пд. Ближайшие резервы противника находятся в Ивановке, Россошки, Яблочное, Оськино»[1].
17 июля 1942 г. дивизия с частями усиления вошла в состав 40-й армии Воронежского фронта.
4 августа 1942 г. при личном посещении расположения штаба дивизии командующий 40-й армией генерал-лейтенант М.М. Попов отдал устный приказ командиру дивизии полковнику Тетушкину готовить операцию по захвату плацдарма на западном берегу р. Дон в районе Рудкино и высоты 158.4. Операцию было приказано выполнить силами одного стрелкового батальона, усиленного взводом автоматчиков, истребительным отрядом дивизии и 45-мм орудиями. Для проведения операции командарм приказал привлечь все дивизионные средства усиления 348 и 525-й ап и дивизион РС. А при планировании учесть поддержку отряда ночными бомбардировщиками и штурмовиками. Штабом дивизии был разработан план операции, произведена рекогносцировка местности и другие мероп-риятия[2]. 4 августа был отдан приказ, в котором определялось: «Учебным батальоном при поддержке одним дивизионом АП форсировать р. Дон на рубеже отметки 91.7. - 1 км севернее пристани у Гремячье. Ударом через восточную окраину Гремячье овладеть высотой 139.9. Истребительным отрядом форсировать р. Дон в изгибе реки 2,5 км западнее о. Кременчук и ударом через южную окраину Гремячье овладеть высотой 155.6»[3]. Но приказ о наступлении командующим 40-й армией вскоре был отменен.
6 августа командующий армией вновь прибыл в расположение штаба дивизии и отдал устный приказ готовить и провести в ночь с 7 на
8 августа 1942 г. операцию по форсированию р. Дон и захвату плацдарма в районе Костенки -Александровка[4].
Согласно разработанного плана, 687-й сп должен был форсировать р. Дон 2 км западнее Краснопогоново - северная опушка рощи 1 км южнее Краснопогоново, имея в первом эшелоне усиленный отряд автоматчиков со станковыми пулеметами, минометами и саперами с миноискателями и минами. Овладеть плацдармом на южной окраине Костенки. Закрепиться на нем фронтом на север и запад на рубеже западный берег р. Дон 0,5 км севернее водяной мельницы в Костенках - дорога Острогожск - Воронеж (высота 207.5) в готовности отразить контратаки противника со стороны Костенки, высота 206.0.
745-й сп должен был форсировать реку на участке северная и южная опушка леса 1 км южнее Краснопогоново, имея в первом эшелоне усиленный отряд автоматчиков со станковыми пулеметами, минометами и саперами с миноискателями и минами. Далее полк должен был овладеть плацдармом на северной окраине с. Александровка. Закрепиться на рубеже высоты 207.5 - высоты 220.2 в готовности отразить контратаки противника со стороны высот 220.0, 213.4 - Александровка.
Истребительный отряд должен был форсировать р. Дон на участке: излучина реки Дон западнее о. Кременчук. Овладеть высотой 158.4, закрепиться на ней в готовности отразить контратаки со стороны Рудкино, Ивановка, Костенки[5].
Начало операции было намечено на 23.00 7 августа. Действия дивизии должны были поддерживать 348, 525-й ап, часть 602-го ап, авиация и полк РС.
7 августа 1942 г. в 16.00 на командный пункт на северной опушке леса южнее х. Саратовский прибыл командующий Воронежским фронтом генерал-лейтенант Н.Ф. Ватутин, командующий 40-й армией М.М. Попов и ряд командиров штаба фронта и штаба армии. Были заслушаны доклады командира дивизии о плане операции и командиров частей о готовности к операции и получены указания о проведении операции.
В течение 7 августа командиры частей провели рекогносцировку местности. Рубежи обороны, занимаемые наступающими полками на восточном берегу, были переданы другим соедине-
ниям. Участок обороны 687-го сп - учебному батальону, участок 745-го сп передан 796-му сп, который прибыл в Олень-Колодезь утром 7 августа. До прибытия 796-го сп рубеж, занимаемый 2-м батальоном 745-го сп, передавался полковой школе 745-го сп. Третий батальон 745-го сп, как находившийся во втором эшелоне, не заменялся, а участок первого батальона 745-го сп не заменялся так же, так как рубеж его обороны совпадал с исходным положением для наступления.
В ночь на 7 августа к району переправ были доставлены переправочные средства: 28 саперных лодок грузоподъемностью 20 человек каждая, 5 надувных лодок А-3, 8 полупантонов Н-2П каждый на 40 человек. Переправа намечалась одновременно на широком фронте с соблюдением тишины, без артподготовки. К рассвету оба наступающих полка должны были быть на исходном рубеже для атаки после короткой, но энергичной артподготовки.
687-сп к 5.00 8 августа сосредоточился в районе переправы. 7 и 9-я ср в 9.00 на подручных средствах переправились на западный берег р. Дон и начали наступление на восточную окраину с. Костенки (другие подразделения полка переправиться не смогли). Противник из Гре-мячье открыл ураганный огонь из шестиствольных минометов и артиллерии. Наступающие роты понесли большие потери, комсостав полностью вышел из строя. Роты смогли продвинуться от берега на 200 метров и залегли. В течение дня противник артиллерийско-миномет-ным и пулеметным огнем обстреливал переправу и восточный берег реки.
В ночь на 9 августа 2 и 3-й батальоны 687-го сп смогли переправиться и в 4.00 заняли исходный рубеж для штурма с. Костенки[6]. 1-й сб готовился к переправе в ночь на 10 августа.
9 августа в 5.00 после небольшой артподготовки 2 и 3-й сб 687-го сп ворвались в Костен-ки, заняв восточную окраину села и соединив свой левый фланг с 2-м сб 745-го сп. Было взято в плен 20 солдат противника. При переправе пленных на восточный берег лодка была обстреляна противником. Пленные погибли. Противник, к 15.00 подтянув резервы (более 2-х батальонов), перешел в контратаку. Контратака была отбита. Уничтожено около 100 солдат и
офицеров противника[7]. В 16.00 подразделения 687-го сп вновь перешли в наступление, но под воздействием сильного пулеметного огня противника с правого фланга и огня тяжелых минометов из оврага севернее Рудкино подразделения залегли и окопались (3-й батальон в 150-200 метрах от восточной окраины Костенки, 2-й батальон вблизи места переправы). За время боя подразделения полка уничтожили три станковых пулемета противника и одну минометную батарею. Потери полка составили 100 человек раненых, 20 человек убитых. Командир полка подполковник Богатырев при обстреле КП полка ранен осколком мины, был эвакуирован в госпи-таль[8]. 18 августа на должность командира 687-го сп был назначен капитан Тарасов.
745-й сп несмотря на то, что в 23.00 7 августа сосредоточился в лесу южнее Краснопогоно-во, переправу своевременно начать не смог. Переправочные средства, которые должны были подвозиться армейским транспортом, не были подвезены. В 2.00 8 августа подразделения полка начали переправу с помощью подручных средств. 3-й сб и часть 2-го сб форсировали р. Дон. С рассветом противник открыл огонь по переправе. Переправа подразделений полка была прекращена. Переправившиеся батальоны в 5.00 после артподготовки начали наступление на восточную окраину с. Александровка, но, не достигнув рубежа атаки, из-за интенсивного огня противника, залегли на подступах к селу. В течение дня и ночи на 9 августа подразделения полка отражали неоднократные контратаки противника и выдерживали интенсивный минометный и пулеметный огонь. В ночь на 9 августа 1-й сб, часть 2-го сб и часть артиллерии были переправлены на западный берег. После артиллерийской подготовки в 16.00 9 августа подразделения полка вторично атаковали восточные окраины Александ-ровки и к 19.00 двумя ротами овладели ею. В течение 9 августа подразделения полка отразили 8 контратак противника. Было уничтожено до 300350 солдат и офицеров противника. Подразделениями полка совместно с артиллерией уничтожено 2 тяжелых пулеметных гнезда, 10 огневых точек, 5 минометных батарей, 4 орудия ПТО, 5 легких орудий, 6 отдельных минометов противника. Полк потерял убитыми и ранеными около 600
54
человек, в том числе около 75 человек комсоста-ва[9].
796-й сп 8 августа, поддерживая наступление 687 и 745-го сп, переправил на западный берег 70 человек и овладел с. Востриково.
В ночь на 10 августа в район с. Костенки были переправлены 1-й сб 678-го сп и полковая школа. 1-й сб должен был наступать на северную окраину села. Полковая школа и 3-й сб сосредоточились для атаки на юго-восточную окраину Костенки.
10 августа противник, подтянув резервы, внезапным налетом автоматчиков выбил подразделения 745-го сп с восточной окраины Александровки. Понеся большие потери, полк отошел и занял оборону в 400 метрах восточнее села. В течение ночи на 11 августа полк закреплялся на занимаемых рубежах и отражал многочисленные атаки противника, пытавшегося на этом направлении выбить наши части с западного берега р. Дон. К утру в первом батальоне осталось 15 человек. Командир батальона ст. лейтенант Мазуркин пропал без вести, комиссар батальона Крылов был ранен. Во втором батальоне людей, сплоченных в боевые единицы не осталось. Остатки батальона влились в другие подразделения полка. Командир батальона ст. лейтенант Юдин и комиссар Сотов были ранены. Третий батальон вместе с пешей разведкой полка и истребительной ротой занял оборону на левом фланге в 800 метрах от Александровки. В составе батальона осталось около 40 человек. Командир батальона ст. лейтенант Савенок был ранен, с поля боя не был вынесен. Комиссар батальона ранен. Командир полка майор Хлебников был тяжело ранен. Во время операции в медсанбате скончался[10]. Часть полковой школы (56 человек) заняли оборону на восточном берегу р. Дон в районе переправы. Полковая батарея 120-мм минометов, полковая рота 82-мм и батарея ПА находились на огневых позициях на восточном берегу. Потери личного состава этих подразделений около 30 человек. Батарея ПТО была переправлена на западный берег и заняла ОП в боевых порядках полка. Огнем противника 2 орудия были выведены из строя.
10 августа 687-й сп вел ожесточенные бои, наступая на Костенки. 3-му сб с остатками роты автоматчиков и группой полковой школы, объеди-
ненные в отряд под командой ст. лейтенанта Ива-нюты к вечеру удалось занять с левого фланга полка восточную окраину с. Костенки в районе церкви. Группа автоматчиков под командой Мурзина ворвалась в Костенки, овладела рядом огневых точек и уничтожила до двух взводов пехоты противника. 2-й сб и истребительный отряд под командой лейтенанта Гробовик пытались занять южную окраину села, но успеха не имели. Часть 1-го сб под командой лейтенанта Кузянова, действуя на правом фланге полка, попытались занять восточную часть с. Костенки правее церкви, но под сильным огнем противника залегли на подступах к селу. В ночь на 11 августа были подвезены переправочные средства, удалось переправить на западный берег полторы роты и остатки полковой школы, в количестве 50 человек. В течение ночи производилась перегруппировка подразделений для нового штурма с. Костенки. Противник ночью и днем 11 августа по позициям 687-го сп вел интенсивный огонь, особенно по району переправы, что крайне затрудняло подвоз боеприпасов и питания. Потери полка с 8 по 11 августа составили: убитых 100 человек, в том числе комсостава 4, ранено 600 человек в том числе комсостава 36. Особенно тяжелые потери понесли 2 и 3-й сб и рота истребителей. В 4, 5, 8 и 9-й ср комсостав полностью выбыл из строя[11].
На участке 796-го сп противник с вечера 10 августа начал вести интенсивный огонь по боевым порядкам и предпринял контратаку с целью выбить наши части из Востриково. Под давлением превосходящих сил противника, потеряв 20 человек убитыми, группа, по приказу командира полка, отошла на восточный берег. В дальнейшем наблюдением было установлено, что противник накапливал свои силы в районе Во-стриково. В Борщево правее церкви были обнаружены блиндажи и окопы со щелями и пулеметными гнездами с гарнизоном до взвода. Из этих окопов противник обстреливал позиции 1-го батальона 796-го сп[12].
12 августа после перегруппировки подразделений 687-го сп в 2.00 началось наступление на Костенки. Противник к этому времени на северо-западную окраину села подтянул свою артиллерию и минометы, а в роще, что южнее церкви, сосредоточил 2 роты в качестве подвиж-
ного резерва. Подразделения полка, достигнув восточной окраины Костенки, были контратакованы противником и под воздействием огня залегли. В течение дня полк вел ожесточенные бои на этом направлении, но к вечеру, не выдержав натиска, оставил западный берег. Подразделения, оставшиеся для прикрытия переправы, днем 13 августа вели непрерывный бой с противником. В 20.00 противник на северо-западной окраине с. Костенки сконцентрировал более двух батальонов пехоты и после 40-минутной артподготовки перешел в контрнаступление, обходя фланги подразделений полка. Два взвода 3-го сб в течение суток дрались в окружении и погибли. Потери полка с 8 по 15 августа составили: убито - 637 человек, ранено и пропало без вести - 1422 человека. Потери в вооружении: винтовок - 780, пистолетов - 11, автоматов -160, пулеметов - 51, пулеметов станковых - 18, ПТР - 44, 50-мм минометов - 20[13].
Вечером 12 августа противник подтянул резервы в район с. Александровка и силой до полка предпринял контратаку. В результате боя подразделения 745-го сп были вынуждены отойти на берег реки, где вели непрерывную перестрелку с противником. В результате больших потерь в подразделениях полка на западном берегу осталось не более 100-120 человек[14].
В течение ночи на 13 августа с западного берега было эвакуировано более 200 раненых. Из-за отсутствия переправочных средств еще около 100 раненых осталось на западном берегу.
С 13 по 15 августа подразделения 745-го сп приводили себя в порядок, собирали оставленное на поле боя оружие, производили минирование занимаемых позиций. В течение ночи на 14 августа на западный берег для усиления было переправлено два стрелковых взвода. Из Алек-сандровки противник вел редкий минометный и пулеметный огонь. По уточненным данным за период боев с 7 по 15 августа потери 745-го сп составили: убито - 887 человек, ранено и пропало без вести 1187 человек[15].
17 августа на правом фланге 745-го сп противник сосредоточил до роты пехоты и пытался вести разведку боем с целью просочиться на восточный берег р. Дон для выяснения прочности нашей обороны. Для этого он подготовил две резиновые лодки. В результате боя противник потерял
до 50 человек убитыми и ранеными и отошел на ранее занимаемые позиции. В 23.00 противник вновь попытался произвести разведку, но огнем нашей артиллерии был рассеян и отброшен к Алек-сандровке. В плен было взято два венгра.
19 августа на левом фланге 745-го сп, действовавшего на западном берегу, противник сконцентрировал до двух взводов пехоты и пытался атаковать левый фланг 1-го сб. Организованным огнем наших минометов и пулеметов было уничтожено до 20 солдат, остальные в панике бежали. В 14.00 противник пытался возобновить атаку, но был рассеян огнем полковой артиллерии.
В дальнейшем на этом направлении противник неоднократно пытался выбить наши части с западного берега р. Дон, но безуспешно[16].
27 августа 1942 г. в расположение 141-й сд прибыл член Военного совета 40-й армии бригадный комиссар И.С. Грушецкий. От имени Президиума Верховного Совета СССР он вручил ордена и медали бойцам и командирам частей дивизии, которые в боях с немецко-венгерскими оккупантами проявили мужество и отвагу. Ордена и медали получили: в 796-м сп орден «Красной звезды» ст. лейтенант Алексеев П.Д., политрук Ульмин П.Е и ст. политрук Юсов; в 687-м сп медаль «За боевые заслуги» красноармеец Колоколов И.К.; в 745-м сп медаль «За отвагу» красноармеец Колчин Ф.И., ст. сержант Филиппов А.А., красноармеец Шаманаев М.Ф., ст. лейтенант Зюзин С.Г. и мл. лейтенант Поздняков Н.И.[17]
Примечания:
1. Центральный архив Министерства обороны РФ. - Ф.
1367. Оп. 1. Д. 11. Л.3 об.
2. ЦАМО РФ. - Ф. 1367. Оп. 1. Д. 11. Л. 15.
3. ЦАМО РФ. - Ф. 1367. Оп. 1. Д. 5. Л. 25.
4. ЦАМО РФ. - Ф. 1367. Оп. 1. Д. 11. Л..
5. ЦАМО РФ. - Ф. 1367. Оп. 1. Д. 5. Л. 26.
6. ЦАМО РФ. - Ф. 1367. Оп. 1. Д. 11. Л. 15 об.
7. ЦАМО РФ. - Ф. 1367. Оп. 1. Д. 11. Л. 16.
8. ЦАМО РФ. - Ф. 1367. Оп. 1. Д. 9. Л. 22.
9. ЦАМО РФ. - Ф. 1367. Оп. 1. Д. 9. Л. 22 об.
10. ЦАМО РФ. - Ф. 1367. Оп. 1. Д. 9. Л. 25.
11. ЦАМО РФ. - Ф. 1367. Оп. 1. Д. 9. Л. 24.
12. ЦАМО РФ. - Ф. 1367. Оп. 1. Д. 9. Л. 25 об.
13. ЦАМО РФ. - Ф. 1367. Оп. 1. Д. 11. Л. 16 об.
14. ЦАМО РФ. - Ф. 1367. Оп. 1. Д. 9. Л. 27.
15. ЦАМО РФ. - ф. 1367. Оп. 1. Д. 11. Л.17 об.
16. ЦАМО РФ. - Ф. 1367. Оп. 1. Д. 11. Л. 1.
17. ЦАМО РФ. - Ф. 1367. Оп. 1. Д. 11. Л. 18 об.
56