Научная статья на тему 'БОГОСЛОВЫ В ТАТАРСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ НАЧАЛА ХХ ВЕКА'

БОГОСЛОВЫ В ТАТАРСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ НАЧАЛА ХХ ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
87
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФАТИХ АМИРХАН / ГАЯЗ ИСХАКИ / ШИГАБУТДИН МАРДЖАНИ / МУСА БИГИЕВ / УЧЕНЫЙ / РЕФОРМА / НАЦИОНАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гилазов Тагир Шамсегалиевич, Насипов Илшат Сахиятуллович, Шабакаев Рушан Ринадович

Статьи Фатиха Амирхана, Гаяза Исхаки, Наджипа Гасри и др., посвященные известным татарским богословам, являются объектом изучения данной работы. Дается краткий обзор последних монографических трудов ученых, посвященных истории татарской общественной и религиозно-философской мысли. Предметом исследования являются тематика и проблематика статей, а также принципы оценивания публицистами вклада богословов в обновление и развитие татарской нации в конце XIX - начале ХХ века. Господствовавшая в СССР до середины 1980-х годов идеология исключала возможность объективного исследования огромных пластов национальной истории и культуры, а также публицистики. Осмысление данного наследия на принципиально новой основе определяет актуальность и научную новизну темы данного исследования. В работе оценивается также вклад татарских публицистов в изучение и пропаганду научных трудов, жизненного пути авторитетных богословов. В ходе анализа публицистического наследия Ф. Амирхана, Г. Исхаки, Н. Гасри и др. было выявлено, что данные статьи создавались согласно концепции культурно-исторической школы. Татарские публицисты считали, что статьи должны быть средством преобразования национальной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEOLOGISTS IN TATAR JOURNALISM IN THE EARLY 20TH CENTURY

The article studies the works, written by Fatih Amirkhan, Gayaz Iskhaki, Najip Gasri and others, which are dedicated to famous Tatar theologians. It gives a brief overview of the latest scientific monographs, devoted to the history of Tatar social and religious-philosophical thought. The subject of the research is the topics and problems of these works, as well as the principles on which the publicists based their evaluation of the contribution that theologians made to the renewal and development of the Tatar nation in the late 19th- early 20th centuries. The ideology, that prevailed in the USSR until the mid-1980s, ruled out the possibility of an objective study of huge layers of national history and culture, as well as journalism. The comprehension of this heritage on a fundamentally new basis determines the relevance and scientific novelty of the topic under study. The article also assesses the contribution of Tatar publicists to the study and promotion of these authoritative theologians’ scientific works and their life paths. Our analysis of the journalistic heritage of F. Amirkhan, G. Iskhaki, N. Gasri and others has revealed that their articles were created in accordance with the concept of the cultural-historical school. The Tatar publicists believed that their work should be a means of transforming national life.

Текст научной работы на тему «БОГОСЛОВЫ В ТАТАРСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ НАЧАЛА ХХ ВЕКА»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2021. №4(66)

DOI: 10.26907/2074-0239-2021-66-4-162-169 УДК 821.512.145

БОГОСЛОВЫ В ТАТАРСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ НАЧАЛА ХХ ВЕКА

© Тагир Гилазов, Илшат Насипов, Рушан Шабакаев

THEOLOGISTS IN TATAR JOURNALISM IN THE EARLY 20th CENTURY

Tagir Gilazov, Ilshat Nasipov, Rushan Shabakaev

The article studies the works, written by Fatih Amirkhan, Gayaz Iskhaki, Najip Gasri and others, which are dedicated to famous Tatar theologians. It gives a brief overview of the latest scientific monographs, devoted to the history of Tatar social and religious-philosophical thought. The subject of the research is the topics and problems of these works, as well as the principles on which the publicists based their evaluation of the contribution that theologians made to the renewal and development of the Tatar nation in the late 19th- early 20th centuries. The ideology, that prevailed in the USSR until the mid-1980s, ruled out the possibility of an objective study of huge layers of national history and culture, as well as journalism. The comprehension of this heritage on a fundamentally new basis determines the relevance and scientific novelty of the topic under study. The article also assesses the contribution of Tatar publicists to the study and promotion of these authoritative theologians' scientific works and their life paths. Our analysis of the journalistic heritage of F. Amirkhan, G. Iskhaki, N. Gasri and others has revealed that their articles were created in accordance with the concept of the cultural-historical school. The Tatar publicists believed that their work should be a means of transforming national life.

Keywords: Fatih Amirkhan, Gayaz Iskhaki, Shigabutdin Mardjani, Musa Bigiev, scientist, reform, national and religious traditions.

Статьи Фатиха Амирхана, Гаяза Исхаки, Наджипа Гасри и др., посвященные известным татарским богословам, являются объектом изучения данной работы. Дается краткий обзор последних монографических трудов ученых, посвященных истории татарской общественной и религиозно-философской мысли. Предметом исследования являются тематика и проблематика статей, а также принципы оценивания публицистами вклада богословов в обновление и развитие татарской нации в конце XIX - начале ХХ века. Господствовавшая в СССР до середины 1980-х годов идеология исключала возможность объективного исследования огромных пластов национальной истории и культуры, а также публицистики. Осмысление данного наследия на принципиально новой основе определяет актуальность и научную новизну темы данного исследования. В работе оценивается также вклад татарских публицистов в изучение и пропаганду научных трудов, жизненного пути авторитетных богословов. В ходе анализа публицистического наследия Ф. Амирхана, Г. Исхаки, Н. Гасри и др. было выявлено, что данные статьи создавались согласно концепции культурно-исторической школы. Татарские публицисты считали, что статьи должны быть средством преобразования национальной жизни.

Ключевые слова: Фатих Амирхан, Гаяз Исхаки, Шигабутдин Марджани, Муса Бигиев, ученый, реформа, национально-религиозные традиции.

В татарской литературе до начала ХХ века по причине ее синкретичности художественное произведение служило средством передачи общественной и философской мысли. В эпоху Исхаки и Тукая публицистика, как и другие отрасли, выходит на самостоятельный путь развития и становится площадкой для освещения актуальных политических, социальных, экономических, философских проблем эпохи. К началу XX века появились такие именитые публицисты, как Гаяз Исхаки, Фатих Амирхан, Галимджан Ибрагимов,

Галиасгар Камал, Габдулла Тукай, Наджип Гасри, Шариф Камал и др. В их публицистическом наследии наряду с актуальными общественными, социальными, национальными вопросами освещаются такие проблемы, как подготовка духовенства и духовно образованных мусульман, реформа исламского образования, образование национальной элиты, роль Муфтията, Духовного управления мусульман и др.

В советское время идеологические и социологические принципы в татароведении не позволяли

объективно и полно освещать жизнь и деятельность изменивших историю своего народа и своей эпохи личностей. Крайне негативное отношение к арабо-мусульманской науке и религии в новом социалистическом обществе поставило непреодолимый барьер на пути освоения поколениями советского периода научного потенциала татарского исламоведения и ориенталистики, накопленного до 1917 года. С распадом Советского Союза в свет начали выходить первые труды: «Просветление открывает свет... (Страницы из истории татарской общественной мысли)» («Мэгьрифэт нуры ачар... (Татар и^тимагый фикере тарихыннан сэхифэлэр)») [Абдуллин], «Марджани: ученый, мыслитель, просветитель» [Марджани: ученый...] и др. Вышли в свет десятки книг, посвященных Ш. Марджани, который своими религиозно-философскими трудами и просветительской деятельностью занимает особое место в целом поколении джадидистов конца XIX - начала XX века: «Библиотека Марджани...» [Мэрж;ани

китапханэсе...], «Марджани» [Мэр^ани], «Очерки Марджани о восточных народах» [Очерки Марджани...]. Публикация трудов Мусы Бигиева, размышлявшего о судьбе мусульманского мира в связи с мировыми историческими событиями, касавшимися судеб мусульманского мира, обогатила представления татарского читателя о великих личностях [Бигиев]. В очерках освещаются исторические этапы и основные течения татарской философской и общественной мысли 1000-летнего периода развития книжно-письменной культуры татарского народа [Очерки истории...], а монографический труд Л. И. Тухватуллиной посвящен исследованию процессов формирования новых представлений о человеке в татарской теологической литературе рубежа XIX-XX веков [Тухватуллина]. Был опубликован ряд статей, посвященных изучению истории мусульманских сообществ, общественного движения мусульман в России, деятельности муфтия М. Султанова, религиоведа М. Бигиева, которые стали идеологами как модернизации мусульманских обществ, так и обновления общественной жизни татар ([Загидул-лин], [Мухетдинов, Хабутдинов, Гимадеев] и др.).

Изданы очерки с портретами татарской интеллигенции - историков, просветителей, богословов, сыгравших большую роль в общественной жизни и истории татарской культуры XVШ - начала XX века ([Татар зыялылары], [Хабутдинов, 2003] и др.). В статье А. Хабутдинова, М. Хабутдиновой дается оценка татарской интеллигенции богословам, в частности Г. Баруди, чьи образы искажены в литературных произведениях, созданных в годы нового режима, восстанавливается историческая достоверность, объективно

оценивается их место в духовном и культурном подъеме татарского народа [Хабутдинов, Хабут-динова, 2017]. В трудах Т. Гилазова, где рассмотрена всесторонняя деятельность писателей, внесших большой вклад в возрождение татарского народа на рубеже XIX-XX вв., особое внимание уделяется их публицистическим статьям, освещающим религиозные проблемы, авторитетные личности, которые сыграли огромную роль в судьбе татарского народа ([Гыйлащев. Фатих Эмирхан...], [Гыйлащев. Татар халкыньщ...], [Гыйлащев, ХХ гасыр башы...] и др).

В научных изданиях, вышедших в последние годы, где представлено творчество Ф. Амирхана, Г. Исхаки, Г. Тукая, Г. Ибрагимова и др., опубликованы статьи, посвященные Габденнасыру Курсави, Каюму Насыри, Шигабутдину Марджани, Юсуфу Акчуре, Мусе Бигиеву, Зие Кама-ли, Садри Максуди и др. Однако особое место в этом поколении джадидистов, религиозных деятелей занимает Ш. Марджани. Обсуждение воплощения этой личности в работах татарских публицистов уместно начать со стихотворения татарского народного поэта Г. Тукая «Шигаб хазрет» (1913). «Если надо, то скажу: он - великолепный хазрет, / Он словно полная луна - он Шигаб хазрет, / Он сделал первым шаг к образованию, /Бесценный он для нашей нации хазрет». - «Кирэк булса, эйтеп бирэм: ул шэп хэзрэт, / Тулган ай кук балкып чыккан Ш^аб хэзрэт, / Мэгарифкэ ЭYвэл башлап адым салган, / Миллэт вчен бэhа щитмэс кыйбат хэзрэт») [Тукай, с. 271]. Известно, что поэт сочинил эту оду в дни подготовки к 100-летию Шигабутдина Марджа-ни. Философско-нравственные мысли Тукая направлены на оценку места великого ученого в национальной истории, роли великого мыслителя в судьбе татарского народа. Не только Тукай, но и его современники признают Ш. Марджани образованным ученым, человеком, изменившим ход истории. Историк татарской общественной мысли А. Хабутдинов пишет: «Современники Тукая: историки Газиз Губайдуллин, Габдельба-ри Баттал, Заки Валиди, писатели Фатих Амир-хан и Галимджан Ибрагимов видели в Марджани прежде всего колосса - блестящего ученого, доказавшего, что татарский народ может рождать личности, вызывающие уважение во всем мусульманском мире и в Европе» [Хабутдинов, 2003, с. 18].

Известный татарский публицист Ф. Амирхан размышляет о роли отдельных личностей в историческом процессе. Поэтому целый ряд его публицистических статей посвящен лидерам нации, которые в период резких социально-общественных перемен «помогают истории

спокойно, благоприятно двигаться и ускорять то, что ей предназначено». - «тарихка булышучы, тарихньщ акрын гына, форсат белэн генэ эшлэячэк эшен ашыктыручы куэтлэр» [^амал Вэлиди, с. 119] (здесь и далее перевод наш. - Т. Г., И. Н., Р. Ш.), то есть «духовным руководителям». Среди них - выдающиеся личности, подготовившие почву для возрождения религиозно-философских учений, общественной мысли татар, татарской литературы и культуры.

В связи со 100-летием со дня рождения Ш. Марджани, который стоял у истоков духовного возрождения татарского народа, своими трудами способствовал пробуждению и развитию самосознания нации, вышли в свет несколько статей Ф. Амирхана. В статье «Тень Марджани в наших мечтах» («Безнец хыялларда Мэр^ани ^лэгэсе») (1915) автор, исходя из отношения к этому выдающемуся лидеру в его семье, размышляет о месте Ш. Марджани в истории культуры татарского народа, об общественно-национальном значении его личности. Ф. Амирхан пишет, что его предки с большим уважением относились к идеям татарского мудреца: «Поэтому в нашей семье имя Марджани, великого ученого, мыслителя воспринималось с большим уважением». -«Шуца кYрэ безнец гаилэдэ Мэр^ани исеме олуг бер галим, бер метэфэккир исеме буларак, зур бер ихтирам белэн яд ителеп килэ иде» [Эмирхан, 1984, с. 132]. Уважительное отношение в семье, непоколебимый характер перед богатыми прихожанами, авторитетный внешний вид видного ученого, выражение критической оценки другим муллам, мударрисам медресе, похвальные слова на языке народа создают особый тип, образ Марджани в душе подростка Фатиха.

В старших классах медресе «Мухаммадия» Ф. Амирхан изучает работы Ш. Марджани «На-зурат» («Назурат аль-хак фи фардийять аль-гашаи ва ин лям йагаб аш-шафак». - «Взгляд на истину о необходимости вечерней молитвы независимо от наступления сумерек» (1988)), «Элхикмэтел балига» («Альхикматель балига»), содержащие философско-методологические замечания и комментарии к произведениям известного средневекового теолога Галями Тафта-зани. Портрет Ш. Марджани, как и портрет его наставника Г. Курсави, придерживавшегося идей «открытия врат иджтихада» для каждого мусульманина и обновления ислама (тадждид), приобретает новые штрихи, и он признается Ф. Амирханом «как прогрессивный, национальный деятель татар» [Там же, с. 135].

С течением времени, когда происходит смена мнений и поколений в мире татар, а также в связи со 100-летием со дня рождения религиозного реформатора в душе Ф. Амирхана личность богослова возрождается как «научный тип, тип героя цивилизации». - «фэн тибы, ше^эгате мэдэния (мэдэният батыры. - Т. Г., И. Н., Р. Ш.) тибы». Публицист подытоживает мысль про Ш. Мард-жани о том, что он «звезда», духовный наставник, хадим нации, который вселил надежду в будущее татарского народа, показал путь к ее дальнейшему развитию [Там же, с. 136].

Историк А. Хабутдинов отмечает, что деятельность Ш. Марджани была направлена на воспитание элиты татарского народа: «В отличие от Гаспринского и джадидистов, он никогда не стремился создать всеобщую начальную школу, Марджани ставил целью образование национальной элиты» [Хабутдинов, 2003, с. 27]. Среди национальных хадимов, которых подготовил ученый Ш. Марджани, А. Хабутдинов выделяет Шакирзяна Тагира - автора первой новометод-ной азбуки на татарском языке; адвоката, депутата Первой Государственной Думы, члена ЦК партии «Иттифак», редактора первой татарской газеты «Казанский корреспондент» Саид-Гирея Алькина; видного городского деятеля, лидера казанского бюро партии «Иттифак» Мухаммед -Садыка Галикеева; Исмаила Гаспринского, который стремился создать нацию мусульман России по европейскому образцу, и др.

Рецензия Ф. Амирхана «Сборник в память о Марджани» («Мэр^ани хатирэсенэ мэ^муга») (1915) была написана на сборник, который был подготовлен татарскими учеными к 100-летию со дня рождения Ш. Марджани. В введении статьи автор сообщает, что в связи с этой датой у казанской интеллигенции возникла идея издания научного сборника. Освещая богословские труды и просветительскую деятельность Марджани с научной точки зрения, рецензент говорит о важном условии - привлечении специалистов, работающих в этих областях, и он выделяет три направления его деятельности: «Марджани - и богослов, и историк, и национальный хадим». -«Мэр^ани - бер галим дини дэ, бер меэррих тэ (тарихчы да. - Т. Г., И. Н., Р. Ш.), бер хадиме миллэт тэ иде» [Эмирхан, 1984, с. 137]. Современниками Ф. Амирхана ученый оценивается также в культурно-историческом контексте конца XIX - начала XX века. Например, Н. Гасри, акцентируя свое внимание на основных видах его деятельности, характеризует его прежде всего как крупнейшего богослова, религиозного реформатора своего времени: «Шигаб-хазрет - величайший мударрис своего времени, величай-

ший ученый исламского мира, реформатор, который стал решать часть национальных интересов по части религии». - «Ш^аб хэзрэт вакытыныц иц зур медэррисе, ислам деньясы-ныц иц зур галиме, ме^эддиде (реформаторы. -Т. Г., И. Н., Р. Ш.) булып милли ихтыя^-ларымызныц дини булганнарын тегэллэргэ то-тынды» [Гасрый, 1915]. «В своих богословских трудах и просветительской деятельности он стремился к своеобразному приспособлению ислама к изменяющейся действительности, к формированию национального самосознания татарского народа» [Шаhавиев, с. 73].

Ф. Амирхан пишет, что для достижения поставленной цели была создана комиссия из пяти человек, а вопросы материального обеспечения издания сборника и организации работ были возложены на Газиза Губайдуллина. О трудах ученого в области толкования Корана писал Габдул-ла Гисмати, о биографии, которая занимает наибольшую часть сборника, - Шахар Шараф, статью, освещающую путь Марджани в вопросах веры - Кашшаф Тарджемани, о книгах по мусульманскому праву (фикху) Ш. Марджани - Та-гир Ильяс, а Газиз Губайдуллин написал две статьи, раскрывающие новые страницы в деятельности ученого, освещавшие как его взгляды на светские науки и искусство, так и исторические труды. Учеными Марджани оценивается как «первый татарский историк», обратившийся к проблемам этногенеза татарского народа, «обладавший обширными знаниями о различных культурах, народах мусульманского Востока, всесторонне исследовавший эту проблему». - «терле мэдэниятлэр, меселман Кенчыгышы халыклары турында биниhая киц белемнэргэ ия булып, элеге проблеманы hэрьяклап тикшергэн» [Юзиев, с. 47]. Кроме того, авторами статей, всесторонне дополняющих и углубляющих эти основные отрасли деятельности авторитетного ученого, являются Галимжан Баруди, Ризаитдин Фахретдин, Юсуф Акчура, Хабиб аль-Назар, Абдурахман Гумеров, Хасангата Габаши. В предисловии к сборнику его составители, известные татарские интеллектуалы Г. Баруди, Б. Шараф, Г. Губай-дуллин, Р. Фахретдинов и др., цитируют слова Ш. Марждани о сохранении мусульманской идентичности и культуры в истории всего человечества: «Живущие на земном шаре человеческие дети (дети Адама. - авт.) служат культуре различных племен и нации, они стараются оставить своим детям и внукам общественное наследство культуре своих наследников». - «^ир шарында яши торган адэм балаларыныц терле кавем вэ миллэтлэре мэдэният юлында хезмэт иткэннэр, Yзлэреннэн соц килэчэк бала hэм

оныкларына мирас ^ыелмасы буларак мэдэниятлэрен калдыра барганнар» [Мэр^ани: Фэнни-популяр ^ыентык, с. 10]. Как справедливо отмечает А. Хабутдинов, «татары благодаря Марджани почувствовали себя частью мировой цивилизации, но частью отдельной, самостоятельной, не тождественной другим частям» [Ха-бутдинов, 2003, с. 17]

Автор рецензии рассматривает издание сборника, не имеющего прецедента в национальной печати, как «очень ценное достояние нашей литературы». В дальнейшем он ставил вопрос о публикации серьезных и научных работ о трудах К. Насыри, Г. Тукая и И. Гаспринского, рассматривая эти личности как представителей поколения, воспитанного под влиянием ученых и религиозных воззрений Ш. Марджани.

Ф. Амирхан посвятил Мусе Бигиеву несколько своих публиистических работ. В истории татарской религиозной и философской мысли М. Бигиев известен как религиозный деятель, реформатор с такими же либеральными взглядами, как у Г. Курсави, Г. Утыз-Имани, Ш. Марджани. Он продолжил деятельность своего наставника Ш. Марджани. Как писал А. Юзиев, он «оставил после себя не только богатое наследие, но и учеников и последователей, которые продолжат его дело. Одним из них был преподаватель петербургского университета, ученый-просветитель Х. Фаизханов (1828-1866). Традиции Марджани по истории арабо-мусульманской философии, изучению проблем исламской богословской науки продолжают такие ученые, как Муса Бигиев, Галимджан Баруди, Риза Фахреддин, Кашшаф Тарджемани» [Юзиев, с. 49].

Ф. Амирхан написал рецензию на крупномасштабный труд М. Бигиева «Кавагаде фикъhия» («Правила фикха»). Она не вошла в вышедшие в советское время сборники писателя. Публицист рассматривает историю исламского образования. Автор статьи указывает на то, что Муса Бигиев сделал серьезный шаг в вопросе реформы фикха, который был затронут в татарском мире 40-50 лет назад. М. Бигиев подверг «критике используемые в медресе книги по богословию и фикху и предлагал обратиться к богатейшему в мусульманской литературе, философии богословскому наследию» [Хайрутдинов, с. 378]. В результате каноны фикха, хаотично преподаваемые в медресе, были определенным образом упорядочены.

Фельетон Ф. Амирхана «Качества, присущие нам» (О качествах, соответствующих нашей природе) («Затымызга менасиб сыйфатларымыз» (Асылыбызга туры килэ торган сыйфатлар)) был напечатан в газете «Идел» в номере от 22

декабря 1909 года и 12 января 1910 года [Эмирхан, 1989, с. 156-164]. Она была написана в связи с разгоревшимся на страницах журнала «Шура» спором по поводу публикации книги Мусы Бигиева, освещающей проблемы Ислама. Богослов в 1909 году в 22-м (15 ноября) номере журнала опубликовал статью «История религий» («Тарихы эдъян (диннэр. - Т. Г., И. Н., Р. Ш.)», а позже вышла его книга «Всеохватность милости Аллаха (Милость Божия для всех одинакова)» («Рэхмэте илЛия гомумия (Аллаhныц рэхмэте барлык кешелэргэ дэ бер)») (1910). Он обращается к идее средневековых мусульманских мыслителей «об универсальности милости Всевышнего».

М. Бигиев, опираясь на обнаруженные им аргументы и доказательства из Корана и Сунны, доказывал конечность во времени ада и всеохватность милости Аллаха, благодаря которой люди, придерживавшиеся самых разных вероисповеданий, вплоть до языческих, будут спасены» [Хайрутдинов, с. 378].

Статья Н. Гасри «Шигаб хазрет» («Ш^аб хэзрэт»), посвященная 100-летию со дня рождения и 25-летию со дня смерти Шигабутдина Марджани, была опубликована в газете «Ил» в номере от 2 января 1915 года. В статье в жанре юбилейной статьи публицист пытается определить место и ценность научной деятельности Ш. Марджани в истории культуры татарского народа. Н. Гасри связывает факт выхода Ш. Марджани на поле боя с потребностью времени, среды [Гасрый, 1915]. Несмотря на то что таких великих людей можно пересчитать по пальцам, он выражает сожаление, что татарская нация не смогла достойно почтить их память.

Н. Гасри выделяет основные отрасли многогранной деятельности Ш. Марджани. Автор статьи в первую очередь характеризует его как крупного богослова и религиозного реформатора своего времени, а во-вторых, выделяет деятельность Ш. Марджани в направлении создания и написания национальной истории и называет его «национальным историком». Мнение автора статьи о Ш. Марджани перекликается с оценками З. Вали-ди, Ф. Амирхана, Г. Исхаки, Г. Тукая и других.

Статья Н. Гасри «Вопрос о медресе» («Мэдрэсэ мэсьэлэсе») (1914), с одной стороны, затрагивает проблематику публицистики Г. Ис-хаки, Ф. Амирхана, Г. Тукая, Г. Ибрагимова, Г. Камала, с другой - роль личности, духовного вождя в историческом процессе, в жизни нации [Гасрый, 1914]. В статье в центр ставится проблема выпуска образованных мулл в медресе, преподавателей-хадимов в связи с отсутствием университетов у татар. По мнению публициста, с

течением времени меняются функции и обязанности мулл. К современному мулле он относится с разных ракурсов: он ученый-религиовед, грамотный советник народа в бытовых вопросах, общественный хадим, осведомленный в вопросах национального характера. Для достижения этих целей возникает необходимость обновления, реформирования системы образования в медресе.

Проблему подготовки «духовных вождей», «наставников» «духовных учителей» Н. Гасри рассматривает в национально-общественном контексте и в рамках поликультурного пространства. Для эффективной деятельности мулл, духовенства, с присущими им характерными качествами, навыками и знаниями, он прежде всего определяет структуру и объем образования в медресе. Невозможно транслировать Коран, знания шариата без методики преподавания религиозных наук, без выполнения роли национального деятеля, без знания родного языка, алфавита, литературы и истории. Так как мусульманский священник является гражданином России, то и знание отечественной истории становится обязательным условием. Подчеркивается важность осведомленности муллы в области всеобщей истории, психологии, общественных наук, чтобы он мог выполнять обязанности «духовного пастуха, вождя общины» («бер рух кетYчесе, ^эмэгать юлбашчысы») [Гасрый, 1914].

К 120-летию со дня рождения Ш. Марджани была написана статья Гаяза Исхаки «Хазрет Ши-габутдин аль-Марджани» («Ш^абетдин эл-Мэр^ани хэзрэтлэре») (1936), оставившая после себя большое публицистическое наследие, обладающее широким тематическим пространством и жанровым разнообразием. Писатель начинает статью с оценки эпохи, в которой жил ученый. Во время учебы в Бухаре из-за большой способности рассуждать и выносить суждения он не только соглашался с изложенным в книге, но и вступал в споры с одноклассниками и наставниками по религиозным вопросам. Он говорит о необходимости пересмотра некоторых положений фикха (мусульманского правоведения), отстаивает идеи обновления ислама, об адаптации некоторых канонов ислама к татарской жизни: «Поскольку в основе построения нашей Идель-Уральской тюрко-татарской национальной жизни лежит единство, единство религии и нации, Шигаб-хазрет укрепил и религиозную основу нашей национальной жизни». - «Безнец Идел-Урал терек-татарныц милли тормышыныц коры-луы дин белэн миллэтнец бергэлеге, берлэшеп кулга-кул тотынып баруы нигезендэ булганга, Ш^аб хэзрэт милли тормышыбызныц дини ни-гезен дэ ныгытты» [Исхакый, с. 107]. По возвра-

щении в Казань подчеркивается, что религиозные реформистские взгляды доставляли Шигаб-хазрету большие трудности, но ученый не отказывался от своего пути, от киблы (направления). Положительно оценивались стойкость характера, смелость Марджани, сохранявшего свой авторитет и престиж перед купечеством, которое в то время был достаточно могущественным.

Г. Исхаки анализирует многогранную деятельность Ш. Марджани на пути служения татарскому народу в тесной связи с его качествами характера, врожденным талантом. Гаяз Исхаки высоко ценит религиозного деятеля, оставившего глубокий след в татарском просветительском движении и национальной исторической науке. Публицист рассматривает ценность Шигабут-дин-хазрета в той же культурной, общественно-национальной плоскости, что и его современники: «Шигаб-хазрет, с нашей националистической точки зрения, это не только имам, не только му-даррис, не только религиозный ученый. Он -слуга нации, организатор общества, который строит нашу нацию на новой основе, очищает ее корни, чтобы защитить от будущих ветров». -«Ш^аб хэзрэт, безнец миллэтчелек ноктасыннан караганда, ул бер имам гына, бер медэррис кенэ, бер дин галиме генэ тYгелдер. Ул миллэтебезне яца нигезгэ корышучы, миллэтебезнец килэчэк жил-давылда саклануы ечен аныц тамырын тазартучы бер милли хезмэтчебездер, бер ил тезYчебездер» [Там же].

Проанализировав публицистическое наследие Ф. Амирхана, Г. Исхаки, Н. Гасри и др., мы выявили, что статьи появились под непосредственным влиянием концепции культурно-исторической школы. Татарские публицисты ратовали за публицистику, тесно связанную с современной национальной действительностью, способную быть средством преобразования национальной жизни. Видно, что под влиянием общественно-национальных, научных и религиозных взглядов таких видных религиозных деятелей, как Шигабутдин Марджани, Муса Бигиев, Галимджан Баруди, пробудивших татарскую нацию и приведших ее в движение, формируется поколение джадидистов татарской интеллигенции. Благодаря их самоотверженному труду жизнь татарского народа начинает строиться на новом фундаменте и готовится прочная основа для дальнейшего ее сохранения. Каждый интеллигент в этой цепочке вносит свой неоценимый вклад в развитие национального самосознания, культуры татарского народа, в продвижение его на новые европейские широты.

Список литературы

Бигиев М. Избранные труды: В 2 т. Т. 2: Обращение к Великому Турецкому Национальному Собранию, Введение к трактату «Аль-Муафакат», Воззвание к мусльманским нациям, Женщина в свете священных аятов благородного Корана / сост. и пер. с осман. А. Хайрутдинова. Казань: Татар. кн. изд-во, 2006. 256 с.

Загидуллин И. К. Оренбургское магометанское духовное собрание - центр реформ мусульманского сообщества конца XIX века // TATARICA. 2014. № 2

(3). С. 122-139.

Марджани: ученый, мыслитель, просветитель. Сб статей. Казань: Татарское кн. изд-во, 1990. 191 с.

Мухетдинов Д. В., Хабутдинов А. Ю., Гимадиев И. Ф. Муса Биги как историк общественного движения российских мусульман // ТАТАШСА. 2015. № 1

(4). С. 118-126.

Очерки истории татарской общественной мысли: Татар. кн. изд-во, 2000. 191 с.

Очерки Марджани о восточных народах. Казань: Татар. кн. изд-во, 2003. 175 с.

Тухватуллина Л. И. Проблема человека в трудах татарских богословов: конец XIX - начало XX веков. Казань: Татар. кн. изд-во, 2003. 207 с.

Хабутдинов А. Лидеры нации. Казань: Татар. кн. изд-во, 2003. 159 с.

Хабутдинов А. Ю., Хабутдинова М. М. Историческая основа и прототипы героев пьесы Н. Исанбет «Ьижрэт» (1923): размышления после спектакля «Качаклар» («Беглецы») (режиссер И. Зайниев) // TATARICA. 2017. № 1 (8). С. 107-123.

Хайрутдинов А. Г. Муса Бигиев (Муса Джаруллах) // Татарская энциклопедия: В 5 т. / Гл. ред. М. Х. Хасанов, отв. ред Г. С. Сабирзянов. Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ. 2002. Т. 1: А-В. С. 378-379.

Абдуллин Я. Мэгьрифэт нуры ачар... (Татар ижтимагый фикере тарихыннан сэхифэлэр). Казан: Татар. кит. нэшр., 1987. 197 б.

Эмирхан Ф. З. Эсэрлэр: Дурт томда. 4 т.: Эдэбият-сэнгать тэнкыйте, биографик материаллар, хатлар. Казан: Татар. кит. нэшр., 1984. 390 б.

Эмирхан Ф. З. Эсэрлэр: Дурт томда. III т.: Публицистика. Казан: Татар.кит.нэшр., 1989. 512 б.

Гасрый Н. Мэдрэсэ мэсьэлэсе (съезд дикькатенэ) // Ил. 1914. 17 июнь (№ 31).

Гасрый Н. ШиИаб хэзрэт // Ил. 1915. № 56. 2 гыйнвар.

Гыйлащев Т. Ш. Татар халкыныц рухи Иэм мэдэни яцарышында Ф. Эмирхан // Фэнни Татарстан. 2021. № 1 (29). Б. 87-104.

Гыйлащев Т. Ш. Фатих Эмирхан тэнкыйтендэ Иэм публицистикасында татар зыялылары // Языки культуры в контексте исторического наследия: к 100-летию со дня рождения Э. Р. Тенишева: сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. (г. Пенза, 21-23 апреля 2021 г.) / под ред. Ж. З. Туктарова, В. Ф. Му-хамеджановой, Г. Х. Самочкиной. Пенза: Изд-во ПГУ, 2021. (376 с.). С. 105-109.

Гыйлащев Т. Ш. ХХ гасыр башы эдэби hэм мэдэни контекстында Н. Гасрый ижаты // TATAICA. 2021. № (1). Б. 51-77.

Щамал Взлиди: эдэби hэм тарихи-документаль жыентык / тез. Дилэрэ Абдуллина, Ж^удэт Мицнуллин. Казан: ^ыен, 2010. 624 б.

ИсхакыйГ. Эсэрлэр 15 томда. 11 т.: публицистика / фэнни мех. З. Рэмиев, тез., текст. эзерл., ацл. hэм искэрм. эзерл.; кереш мэкалэ авт. З. Мехэммэтшин. Казан: Татар. кит.нэшр., 2001. 447 б.

Мэржани китапханэсе: фэнни-библиографик жыентык / Тез. Р. Ф. Мэрданов; фэнни мех. И. Г. Ьадиев. Казан: Милли китап, 2004. 122 б.

Мэржани: Фэнни-популяр жыентык / Фэнни мех. М. Г. Госманов. Казан: ^ыен, 2010. 704 б.

Татар зыялылары: тарихи портретлар: Укытучылар hэм югары сыйныф укучылары ечен мэкалэлэр жыентыгы / Тез. Р. М. Мехэммэтшин. Русчадан Э. М. Камалов тэрж. Казан: Мэгариф, 2003. 208 б.

Тукай Г. М. Эсэрлэр. Академик басма: 6 томда: 2 т.: шигъри эсэрлэр (1909-1913) / тез., текст., иск. hэм ацл. эзерл. З. Р. Шэйхелисламов, Г. А. Хеснетдинова, Э. М. Галимжанова. Казан: Татар. кит. нэшр., 2011. 384 б.

Шаhавиев Д. А. Мэржани Шиhабетдин // Татар энциклопедиясе: 6 томда / Баш мехэррир Э. М. МазИаров, жаваплы мехэррир Г. С. Сабиржанов. Казан: ТР ФАнец Татар энциклопедиясе институты, 2014, т: М-П. Б. 93-94.

Юзиев А. ШиИабетдин Мэржани (1818-1889) // Татар зыялыллары: тарихи портретлар: Укытучылар hэм югары сыйныф укучылары ечен мэкалэлэр жыентыгы / Тез. Р. М. Мехэммэтшин. Русчадан Э. М. Камалов тэрж. Казан: Мэгариф, 2003. Б. 40-49.

References

Abdullin, Ia. (1987). M3g"rif3t nury achar... [Revealing the Light of Enlightenment]. (Tatar iжtimagyi fikere tarikhynnan sэkhifэlэr). 197 p. Kazan, Tatar. kit. mshr. (In Tatar)

Bigiev, M. (2006). Izbrannye trudy: V 2 t. [Selected Works in Two Volumes]. T. 2: Obrashchenie k Velikomu Turetskomu Natsional'nomu Sobraniiu, Vvedenie k traktatu "Al'-Muafakat", Vozzvanie k musl'manskim natsiiam, Zhenshchina v svete sviashchennykh aiatov blagorodnogo Korana. Sost. i per. s osman. A. Khairutdinova. 256 p. Kazan', Tatar.kn.izd-vo. (In Russian)

Gasryi, N. (1914). M3dr3S3 mas'ahse (s"ezd dik"katen3) [The Issue of Madrasahs (to the Members of the Congress)]. Il. 17 iiun' (No. 31). (In Tatar)

Gasryi, N. (1915). Shihab kh3zr3t [Shihab Hazrat]. Il. No. 56. 2 gyinvar. (In Tatar)

Gyilaжev, T. Sh. (2021). Fatikh dmirkhan t3nkyitend3 h3m publitsistikasynda tatar zyialylary [Tatar Intellectuals in Fatih Amirkhan's Critique and Journalism]. Iazyki kul'tury v kontekste istoricheskogo naslediia: k 100-letiiu so dnia rozhdeniia E. R. Tenisheva: sb. st. po materialam Vseros. nauch.-prakt. konf. (g. Penza, 21-23

aprelia 2021 g.). Pod red. Zh. Z. Tuktarova, V. F. Mukhamedzhanovoi, G. Kh. Samochkinoi. Penza, izd-vo PGU, (376 p.). Pp. 105-109. (In Tatar)

Gyila^ev, T. Sh. (2021). XX gasyr bashy adabi ham madani kontekstynda N. Gasryi i^aty [Spiritual Heritage of N. Gasri in the Literary and Cultural Context of the Early 20th Century]. TATAICA. No. (1), pp. 51-77. (In Tatar)

Gyila^ev, T. Sh. (2021). Tatar khalkyny^ rukhi ham madani ia^ryshynda F. dmirkhan [F. Amirkhan in the Spiritual and Cultural Revival of the Tatar People]. F3nni Tatarstan. No.1 (29), pp. 87-104. (In Tatar)

Iskhakyi, G. (2001). dsarlar 15 tomda [Works in 15 Volumes]. 11 t.: publitsistika. Fanni mekh. Z. Ramiev, tez., tekst. azerl., a«l. ham iskarm. azerl.; keresh makala avt. Z. Mekhammatshin. 447 p. Kazan, Tatar. kit.nashr. (In Tatar)

Iuziev, A. (2003). Shihabetdin Marjani (18181889) [Shigabutdin Marjani]. Tatar zyialyllary: tarikhi portretlar: Ukytuchylar ham iugary syinyf ukuchylary echen makalalar ^yentygy. Tez. R. M. Mekhammatshin. Ruschadan O. M. Kamalov tar^. Pp. 40-49. Kazan, Magarif. (In Tatar)

Khabutdinov, A. Iu., Khabutdinova, M. M. (2017). Istoricheskaia osnova i prototipy geroev p'esy N. Isanbet "hi^rat". Razmyshleniia posle spektaklia "Kachaklar" ("Begletsy") (rezhisser I. Zainiev) (1923) [Historical Basis and Prototypes of the Characters in N. Isanbet's Play "khizhrat" (1923): Reflections after the Performance "Kachaklar" ("Runaways") (directed by I. Zayniev)]. TATARICA. No. 1 (8), pp. 107-123. (In Russian)

Khabutdinov, A. (2003). Lidery natsii [Leaders of the Nation]. 159 p. Kazan', Tatar. kn. izd-vo. (In Russian)

Khairutdinov, A. G. (2002). Musa Bigiev (Musa Dzharullakh) [Musa Bigiev (Musa Jarullah)]. Tatarskaia entsiklopediia: V 5 t. Gl. red. M. Kh. Khasanov, otv. red G. S. Sabirzianov. T. 1: A-V. Pp. 378-379. Kazan', Institut Tatarskoi entsiklopedii AN RT. (In Russian)

Mardzhani: uchenyi, myslitel', prosvetitel' (1990) [Mardjani: A Scientist, Thinker and Educator]. Sb statei. 191 p. Kazan', Tatarskoe kn. izd-vo. (In Russian)

Mukhetdinov, D. V., Khabutdinov, A. Iu., Gimadiev, I. F. (2015). Musa Bigi kak istorik obshchestvennogo dvizheniia rossiiskikh musul'man [Musa Bigi as a Historian of the Social Movement of Russian Muslims]. TATARICA. No. 1 (4), pp. 118-126. (In Russian)

Marjani kitapkhanase: fanni-bibliografik ^yentyk (2004) [Marjani Library: A Scientific-Bibliographic Collection]. Tez. R. F. Mardanov; fanni mekh. I. G. hadiev. 122 p. Kazan, Milli kitap. (In Tatar)

Marjani: Fanni-populiar ^yentyk (2010) [Marjani: A Popular Science Collection]. Fanni mekh. M. G. Gosmanov. 704 p. Kazan, ^yen. (In Tatar)

Ocherki istorii tatarskoi obshchestvennoi mysli (2000) [Essays on the History of Tatar Social Thought]. 191 p. Tatar. kn. izd-vo. (In Russian)

Ocherki Mardzhani o vostochnykh narodakh (2003) [Essays by Mardjani on the Eastern Peoples]. 175 p. Kazan', Tatar. kn. izd-vo. (In Russian)

Shahaviev, D. A. (2014). Marjani Shihabetdin [Shigabutdin Marjani]. Tatar entsiklopediiase: 6 tomda. Bash mekharrir O. M. Mazharov, ^avaply mekharrir G.

S. Sabir^anov. T: M-P. Pp. 93-94. Kazan, TR FAne« Tatar entsiklopediiase instituty. (In Tatar)

Tatar zyialylary: tarikhi portretlar: Ukytuchylar ham iugary syinyf ukuchylary echen makalalar ^yentygy (2003) [Tatar Intellectuals: Historical Portraits: Collection of Articles for Teachers and High School Students]. Tez. R. M. Mekhammatshin. Ruschadan O. M. Kamalov tar^. 208 p. Kazan, Magarif. (In Tatar)

Tukai, G. M. (2011). dsarlar. Akademik basma: 6 tomda [Works. Academic Edition: 6 Vols]. 2 t.: shig"ri asarlar (1909-1913). Tez., tekst., isk. ham a«l. azerl. Z. R. Shaikhelislamov, G. A. Khesnetdinova, E. M. Galim^anova. 384 p. Kazan, Tatar. kit. nashr. (In Tatar)

Tukhvatullina, L. I. (2003). Problema cheloveka v trudakh tatarskikh bogoslovov: konets XIX - nachalo XX vekov [The Problem of Man in the Works of Tatar Theologians: the Late 19th - Early 20th Centuries]. 207 p. Kazan', Tatar. kn. izd-vo. (In Russian)

Гилазов Тагир Шамсегалиевич,

кандидат филологических наук, доцент,

Казанский федеральный университет, 420008, Россия, Казань, Кремлевская, 18. [email protected]

Насипов Илшат Сахиятуллович,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

доктор филологических наук, профессор,

Башкирский государственный

педагогический университет

им. М. Акмуллы,

450008, Россия, Уфа,

Октябрьской революции, 3 а.

Росссийский исламский университет

Центрального духовного управления

мусульман России,

450008, Россия, Уфа,

Чернышевского, 5.

nasipov2021 @yandex.ru

Шабакаев Рушан Ринадович,

преподаватель,

Росссийский исламский университет

Центрального духовного управления

мусульман России,

450008, Россия, Уфа,

Чернышевского, 5.

[email protected]

Zagidullin, I. K. (2014). Orenburgskoe magometanskoe dukhovnoe sobranie - tsentr reform musul'manskogo soobshchestva kontsa XIX veka [The Orenburg Muslim Spiritual Assembly: The Reformation Centre of the Muslim Society in the Late 19th Century]. TATARICA. No. 2 (3), pp. 122-139. (In Russian)

Omirkhan, F. Z. (1984). dsarlar: DYrt tomda [Works in Four Volumes]. 4 t.: Odabiiat-sangat' tankyite, biografik materiallar, khatlar. 390 p. Kazan, Tatar. kit. nashr. (In Tatar)

Omirkhan, F. Z. (1989). dsarlar: DYrt tomda [Works in Four Volumes]. III t.: Publitsistika. 512 p. Kazan, Ta-tar.kit.nashr. (In Tatar)

Wamal Validi: adabi ham tarikhi-dokumental' ^yentyk (2010) [Jamal Walidi: A Literary and Historical-Documentary Collection]. Tez. Dilara Abdullina, ^aYdat Minnullin. 624 p. Kazan, ^yen. (In Tatar)

The article was submitted on 30.08.2021 Поступила в редакцию 30.08.2021

Gilazov Tagir Shamsegalievich,

Ph.D. in Philology, Associate Professor, Kazan Federal University, 18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420008, Russian Federation. [email protected]

Nasipov Ishat Sahiyatullovich,

Doctor of Philology, Professor,

Bashkortostan State Pedagogical University (BSPU) named after M. Akmullah,

3 a October Revolution Str., Ufa, 450008, Russian Federation. Russian Islamic University of the Central Spiritual Administration of Muslims of Russia,

5 Chernyshevskogo Str., Ufa, 450008, Russian Federation. nasipov2021 @yandex. ru

Shabakaev Rushan Rinadovich,

Assistant Professor,

Russian Islamic University of the Central Spiritual Administration of Muslims of Russia,

5 Chernyshevskogo Str.,

Ufa, 450008, Russian Federation.

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.