Научная статья на тему 'Богословский анализ искусственного интеллекта'

Богословский анализ искусственного интеллекта Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1310
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Библия / естественный интеллект / искусственный интеллект / человек / робот / робототехника / Бог / природа / технология / программа / Bible / natural intelligence / artificial intelligence / human / robot / robotics / God / nature / technology / program

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Горюнов Илья Андреевич

Способность рассуждать, абстрактно мыслить, формулировать идеи, приобретать знания и эффективно их реализовывать является проявлением природного интеллекта человека, отличающего его от животного мира. Стремительное научно-техническое развитие в середине XX столетия поставило перед человечеством проблему «интеллектуальных машин». В 1956 г. Дартмутский колледж в Гэмпшире (Великобритания) провел первую научную конференцию, посвященную вопросу искусственного интеллекта [17]. В ходе встречи многие исследователи вдохновились на осуществление проектов, связанных с моделированием человеческого разума. Среди них — Клод Шеннон, Марвин Мински и Джон Маккарти, заложившие основу для создания будущих «интеллектуальных» машин со способностью имитировать, или дублировать, функции человеческого мозга (способность к рассуждению, планированию, решению практических задач и проч.). На пути развития технологий искусственного интеллекта сторонники и последователи этих идей, красноречиво защищая «возможности машинного бессмертия и воскресения» [14], с нетерпением ожидают воцарения виртуального мира, способного заменить человека в различных сферах жизнедеятельности. Автор статьи в общих чертах стремится развеять подобные мифы и показать преимущества природного мышления перед искусственным через призму Священного Писания и святоотеческой традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Горюнов Илья Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bogoslovskii analiz iskusstvennogo intellekta [Theological Analysis of Artificial Intelligence]

The ability to reason, to think abstractly, to formulate ideas, to acquire knowledge and to implement them effectively is a manifestation of the natural intelligence of man, which distinguishes him from the animal world (Gen. 2: 19). The rapid scientific and technological development in the middle of the XX century marked the problem of “artificial machines” for mankind. In 1956, Dartmouth College in Hampshire (UK) held the first scientific conference dedicated to the issue of artificial intelligence. During the meeting, many researchers were inspired to implement projects related to the modeling of the human mind. Among them Claude Shannon, Marvin Minsky and John McCarthy, who laid the foundation for the creation of future «artificial» machines with the ability to imitate or duplicate the functions of the human brain (the ability to reason, plan, solve practical problems, etc.). On the way to the development of artificial intelligence technologies, supporters and followers of their ideas, eloquently defending “the possibilities of machine immortality and resurrection”, look forward to the reign of a virtual world that can replace a person in various spheres of life. The author of the article in general aims to dispel such myths and show the advantages of natural thinking over artificial thinking through the prism of Holy Scripture and patristic tradition.

Текст научной работы на тему «Богословский анализ искусственного интеллекта»

DOI: 10.24412/2686-9497-2021-13-14-9-17

Иерей И. А. Горюнов Богословский анализ искусственного интеллекта

Аннотация:

Способность рассуждать, абстрактно мыслить, формулировать идеи, приобретать знания и эффективно их реализовывать является проявлением природного интеллекта человека, отличающего его от животного мира. Стремительное научно-техническое развитие в середине XX столетия поставило перед человечеством проблему «интеллектуальных машин». В 1956 г. Дартмутский колледж в Гэмпшире (Великобритания) провел первую научную конференцию, посвященную вопросу искусственного интеллекта [17]. В ходе встречи многие исследователи вдохновились на осуществление проектов, связанных с моделированием человеческого разума. Среди них — Клод Шеннон, Марвин Мински и Джон Маккарти, заложившие основу для создания будущих «интеллектуальных» машин со способностью имитировать, или дублировать, функции человеческого мозга (способность к рассуждению, планированию, решению практических задач и проч.). На пути развития технологий искусственного интеллекта сторонники и последователи этих идей, красноречиво защищая «возможности машинного бессмертия и воскресения» [14], с нетерпением ожидают воцарения виртуального мира, способного заменить человека в различных сферах жизнедеятельности. Автор статьи в общих чертах стремится развеять подобные мифы и показать преимущества природного мышления перед искусственным через призму Священного Писания и святоотеческой традиции.

Ключевыеслова: Библия, естественный интеллект, искусственный интеллект, человек, робот, робототехника, Бог, природа, технология, программа

Искусственный интеллект и научная среда

Под искусственным интеллектом (от лат. «^еИес^» — 'рассудок', 'восприятие') принято понимать «направление науки и техники по созданию интеллектуальных машин, в частности интеллектуальных компьютерных программ» [18, р. 2]. В то же время данное определение является условным, поскольку на современном этапе развития технологий не представляется возможным «в общем виде описать, какие разновидности вычислительных операций [ученые] хотели бы называть интеллектуальными» [18, р. 2-3].

Многие современные биологи и физики склонны полагать, что объекты материального мира неразрывно связаны с информацией. Так, американский физик, автор термина «черная дыра» Джон Арчибальд Уилер утверждал, что атомы, составляющие тело человека, есть не что иное, как информационные «биты», а сама физическая реальность строится на выборе между «да» или «нет» [15]. В этой связи интеллект, с точки зрения ученого мира, предполагает анализ информации и принятие определенных решений в соответствии с той или иной целевой установкой. По мнению иеромонаха Мефодия (Зинковского), речь в данном случае идет о целеполагании, с той лишь разницей, что у искусственного интеллекта «целеполагание будет такое, каким его запрограммировали, тогда как у человека есть возможность постановки целей, превосходящих его природные, естественные возможности и установки» [11, c. 4].

На современном этапе тематика искусственного интеллекта вызывает особый интерес в научных кругах западного мира. Причем идеализации этого направления в науке способствовало развитие западного богословия в лице его видных представителей [11, c. 4], среди которых итальянский философ-схоластик XIII в. Фома Аквинский, соотносивший Божественную мысль с «Сущностью Бога» [13, с. 92] и тем самым косвенно допускавший идею воспроизведения этой Сущности искусственным путем, что крайне ошибочно.

Какова дальнейшая судьба этого технологического прорыва, едва ли способного выражать эмоции, чувствовать, осязать и самостоятельно принимать решения в условиях изменяющейся среды, ученые затрудняются прогнозировать. В этом вопросе ученый мир разделился на «скептиков» и «оптимистов», верящих в светлое будущее робототехники. Среди скептически настроенных по отношению к искусственному интеллекту ученых можно выделить профессора Оксфордского университета, директора Оксфордского института будущего человечества Ника Бострома, который выражает обеспокоенность повсеместным внедрением новых технологий. «Искусственный интеллект, — пишет он, — может быть менее человечен, чем пришелец» [2, c. 755].

Противоположное мнение высказывает американский исследователь, технический директор компании Google Рэй Курцвейл, который пророчит человечеству бессмертие путем внедрения головного мозга в компьютер, за счет чего физическое тело станет виртуальным [16, p. 142]. С позиции Церкви подобные заявления можно расценивать как фантазии помраченного грехом разума, но в среде некоторых ученых подобные толки имеют место быть.

Итак, в вопросе искусственного интеллекта среди ученых наблюдается двойственность мнений относительно будущности новых технологий.

Тем не менее, Священное Писание указывает на первенство человеческой личности по отношению к прочим творениям.

Природный и искусственный интеллект в Священном Писании

Искусственный интеллект не является самостоятельной сущностью, а лишь инструментарием для выражения воли и идей человека. В этой связи важной отличительной особенностью «процедурного» интеллекта перед естественным, является его ограниченность, в то время как живой разум, способный оценивать и производить действия в условиях постоянно изменяющегося общества, безграничен. На это указывает первая глава книги Бытия: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его... (Быт. 1, 27-28). Образ Божий в человеке проявляется в способности к творчеству, и это отличает людей от прочих живущих на земле существ. Так, сотворению человека предшествует Предвечный Совет Пресвятой Троицы (см.: Быт. 1, 26), что делает человека даже более совершенным, чем ангелы (см.: Евр. 2, 7). По этой причине ограничение искусственного интеллекта можно объяснить тем, что он проистекает от самого человека как проявление его творческого дара, полученного от Бога. А потому искусственный интеллект можно рассматривать исключительно с точки зрения человеческого творчества. И какие бы инновационные перемены не претерпевал искусственный интеллект, он никогда не сможет превзойти естественный разум, ибо «изделие» не может быть выше своего творца (см.: Лк. 6, 40; Рим. 9, 20-21; Мф. 10, 24; Ис. 29, 16). Как человек никогда не сможет превзойти Бога во всех сферах бытия (см.: 3 Езд. 5, 44), так и компьютер не сможет превзойти людей.

Итак, создание «интеллектуальных» роботов — это демонстрация творческой силы, которую человек реализует свободно. В то же время пример Вавилонской башни (см.: Быт. 11, 4-9) демонстрирует то, как любое свободное творческое действие, если в его основе лежит беззаконие и грех, может быть разрушено Творцом. Необходимо признать факт, что в чрезмерном увлечении искусственным интеллектом таится опасность подмены человека роботом, что в конечном итоге может привести к отрыву людей от Бога и друг от друга, к искажению картины мира, к пониманию Вселенной как компьютера, к восприятию людей как «приложений-убийц» [15]. Таковых увлеченных искусственным интеллектом «строителей», согласно святому апостолу Павлу, ожидает праведный Суд Божий (см.: Быт. 1, 18-32), поскольку они осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный

тленному человеку... Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца... (Рим. 1, 21-25, 32).

Проявление «тайны беззакония» уже отчасти видны в современном мире, когда с помощью робототехники люди удовлетворяют не только бытовые потребности, но даже свои плотские страсти, предпочитая настоящим женщинам «жен-роботов». По мнению потребителей, преимуществом такого робота является способность оказывать те или иные услуги без претензий и обид [19], исключая взаимную ответственность друг перед другом. Более того, предлагаемый компанией ТшеСотрапюп робот может не только вступать в половую связь, но и «...дискутировать и выражать свою любовь к вам. беседовать, выслушивать вас и ощущать ваше прикосновение» [8, с. 314]. Но несмотря на, казалось бы, мнимую комфортабельность, такой робот не может удовлетворить религиозные потребности человека, поскольку «религия. находится вне потребительской сферы» [5]. По мнению митрополита Илариона (Алфеева), эксперименты с искусственно мыслящими аппаратами таят в себе скрытую угрозу ослабить волевую составляющую человека, деактуализировать личность, а потому не принесут человечеству никакого счастья [5].

Итак, искусственный интеллект лишен творческой способности и ограничен рамками заложенной в его основу программы. Более того, гаджет не только подменяет собой межличностные отношения, но и лишает человека возможности молитвенно общаться с Богом.

«Библейский» человек vs робот

Библия характеризует человека с точки зрения его взаимоотношений с Богом и окружающими людьми. Основанием и прообразом для человеческого диалога могут являться внутритроичные диалогические отношения, когда Сын прославляет Отца (см.: Ин. 17, 4), равно как Отец прославляет Сына (см.: Ин. 12, 28), во свидетельство Духа Святого (см.: Ин. 15, 26). И эта взаимопроникновенность отношений каждого Лица является выражением их взаимной любви (Ин. 15, 9). Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего... в умилостивление за грехи наши (1 Ин. 4, 9-10), — свидетельствует святой апостол Иоанн Богослов. Потому в диалогическом взаимодействии людей друг с другом главенствующую роль играют вовсе не общественный статус или материальная составляющая, а именно любовь (см.: 1 Ин. 4, 12) и «ум Христов» (1 Кор. 2, 16). То есть все чувства и поступки человек обязан сочетать со Христом (см.: Фил. 2, 5), ибо, по слову преподобного Максима Исповедника, «обладать умом Христовым. значит [постоянно] мыслить по Господу и всегда мыслить Его» [9, с. 336]. Для достижения этой цели святой призывает человека изменить свой «тропой»

(с греч. 'образ') мышления1, приложив максимум усилий в работе над собой. И если переложить на робота выполнение всех бытовых технических работ, то волевые качества индивида ослабеют, и едва ли у него будет мотивация изменять себя, следовать евангельским заповедям.

Естественный ум, просвещенный премудростью Божией, открывает человеку возможность отличать доброе от злого, истину от лжи. Апостол Иаков пишет: Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его создания (Иак. 1, 18), где под «словом истины» понимается евангельское откровение. Для святителя Игнатия (Брянчани-нова) евангельские заповеди являются тем законом, по которому будет судить нас Бог и «от которого зависит наша вечная участь»2.

Напротив, искусственный интеллект, порождающий ложные представления об истине, становится препятствием на пути к Богу, формируя культ власти и влияния у его основоположников. Такие лишенные Божественной благодати изобретения подобны бесчувственным иудеям, которых некогда обличал Христос Спаситель словами пророка Исаии: Да не увидят глазами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их (Мф. 13, 15). Потому лишь зернышко Божественной благодати, даруемое человеку в таинстве Крещения, способно устремить его к познанию истины (1 Ин. 5, 20). Приобщаясь живой Истине3, тварная личность4 сопричащается нетварной Божественной благодати (см.: 2 Пет. 1, 4; Лк. 17, 21) и способна постигать тайны духовного мира. В то же время эта Истина не доступна «искусственному», не являющемуся личностью, роботу, взаимодействующему с окружающей средой в рамках смоделированных математических сценариев.

Человек — это вершина Божьего творения, потому свести его природное мышление только лишь к реализации гносеологических и алгоритмических процессов невозможно. Это мышление настолько совершенно, что даже «природному бытию сама Вселенная весьма тесна» [12, с. 25].

Реализация свободы «библейского» человека предполагает и ответственность как за свое существование, так и за врученный ему Богом мир (см.: Прем. 9, 1-4). Как пишет В. Н. Лосский, человек несет ответственность

1 Святой патриарх Каллист и его сподвижник Игнатий Ксанфопулы, поясняя слова преподобного Максима, говорят о различении святым воображения (как следствия некоей греховной страсти) и мысли (как действия ума): «...Иное есть мечтание и иное помышление, или мысль. Они производятся разными силами и свойствами движения разнятся: ибо мысль есть действие или произведение ума, а мечтание — плод страсти, напечатление образа, представляющего нечто чувственное, или как бы нечто чувственное» [6, с. 370-371].

2 Святитель Игнатий пишет: «По евангельским заповедям мы будем судимы на суде, установленном от Бога для нас, христиан православных, — на том суде, от которого зависит наша вечная участь» [4, с. 33].

3 Под Живой Истиной понимается Христос Спаситель [3].

4 «Личность, — пишет иеромонах Мефодий (Зинковский), — это не душа и не тело, а синтез тела и души и нечто, превосходящее этот синтез» [11, с. 8].

за весь мир именно потому, что он есть тот логос, в котором мир находит свое выражение, и «только от нас зависит — богохульствует он или молится» [7, с. 500]. Благодаря молитве не только преображается человеческая природа, но и освящается все космическое пространство во всем своем многообразии. Но молитва — это вовсе не надуманное общение с роботом, а личностная встреча с Живым Существом (Лк. 20, 38), способным услышать нас и ответить на наши просьбы (Ин. 16, 23). Именно в этом диалоге заключено нравственное возрастание человека, его стремление к нравственному идеалу и постижение Истины (см.: Еф. 3, 16-21).

Отсутствие морально-нравственной рефлексии, которая предполагает ответственность личности за принятие решений и совершение определенных действий, является главным отличием роботов от людей. Ибо может ли бессознательное отвечать за собственные поступки?

Итак, человек является величественным творением Божиим, тем, «кто, содержа в себе свою природу, природу превосходит.» [10, с. 51]. Безусловно, роботы могут быть достаточно интеллектуальными, ловкими, верными помощниками, но они никогда не смогут заменить человека — любимое дитя Божие (Рим. 8, 16). Организм человека являет собой удивительное сочетание различных психофизиологических функциональных систем, которые сложны для понимания и превосходят конструкции роботов, обладающих примитивным интеллектом.

Машина лишена нравственного совершенства, она не способна сопереживать, сочувствовать, радоваться, жертвовать собой ради ближнего. У нее нет вечной, бессмертной души, которая не разрушается после смерти физического тела (см.: Пс. 15, 10-11; Пс. 48, 16). Более того, у компьютера отсутствует живое мышление, которое очищается от примеси греха через внутреннюю работу и молитвенный диалог с Богом. Именно в этих диалогических отношениях человек приобщается «жизни будущего века» и познает тайны духовного мира, извлекая необходимые знания об Истине и различая правду от лжи.

Источники и литература:

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1992.

2. Бостром, Н. Искусственный интеллект. Этапы. Угрозы. Стратегии / Н. Бостром; пер. с англ. С. Филина. М., 2016.

3. Иванов, М. С. Догмат / М. С. Иванов. URL: http://www.pravenc.ru/text/178707.html (дата обращения: 20.01.2021).

4. Игнатий (Брянчанинов), свт. Приношение современному монашеству. Полное собрание творений / святитель Игнатий (Брянчанинов). M., 2003. Т. 5.

5. Иларион (Алфеев), митр. Общение с Богом невозможно заменить никаким искусственным разумом / митрополит Иларион (Алфеев). URL: https://pravoslavie.ru/ 107735.html (accessed: 18.01.2021).

6. Иноков Каллиста и Игнатия Ксанфопулов наставление безмолвствующим, в сотне глав. Добротолюбие: в 5-ти т. / пер. с греч. свт. Феофана Затворника. M., 2010.

7. Лосский, В. Н. Боговидение / В. Н. Лосский; пер. с франц. В. А. Рещиковой. M., 2006.

8. Майленова, Ф. Г. Любовь и роботы. Станет ли человечество дигисексуальным? / Ф. Г. Майленова // Вестник Российского университета дружбы народов. M., 2019. № 23 (3).

9. Максим Исповедник, прп. Главы о богословии и о Домостроительстве воплощения Сына Божия / преподобный Максим Исповедник; пер. А. И. Сидорова // Избранные творения. M., 2004.

10. Мефодий (Зинковский), иером. Богословие личности в XIX-XX вв. / иеромонах Мефодий (Зинковский). СПб., 2014.

11. Мефодий (Зинковский), иером. Православное богословие личности и проблематика искусственного интеллекта / иеромонах Мефодий (Зинковский) // Христианское чтение. СПб., 2020. № 6.

12. Пушкарев, А. В. Философские основания искусственного интеллекта : дис. ... канд. философ. наук / А. В. Пушкарев. Уфа, 2017.

13. Фома Аквинский. Является ли ум пассивной силой? / Фома Аквинский // Сумма теологии / пер. С. И. Еремеева. Киев, 2005. № 3 (1).

14. Шурман, Д. Искусственный интеллект: христианский ответ / Д. Шурман. URL: https://www.proza.ru/2018/09/10/1651 (дата обращения: 08.02.2020).

15. Kelly, K. God is the Machine. Wired. Available at: https://www.wired.com/2002/12/ holytech/ (accessed: 15.01.2021).

16. Kurzweil, R. The Age of Spiritual Machines: When Computers Exceed Human Intelligence. NY, 2000.

17. Lewis T; Writer S. A Brief History of Artificial Intelligence. Available at: https://www. livescience.com/49007-history-of-artificial-intelligence.html (accessed: 08.02.2020).

18. McCarthy, J. What is artificial intelligence? Stanford, 2007.

19. Robotic Spouse. Retrieved from tvtropes. Available at: http://tvtropes.org/pmwiki/ pmwiki.php/Main/RoboticSpouse (accessed: 18.01.2021).

References:

1. Bibliia. Knigi Sviashchennogo Pisaniia Vetkhogo i Novogo Zaveta [The Bible. Scripture Books of the Old and New Testaments]. Moscow, 1992.

2. Bostrom N., Filina S. (transl.) Iskusstvennyiintellekt. Etapy. Ugrozy. Strategii [The Artificial Intelligence. Stages. Threats. Strategies]. Moscow, 2016.

3. Ivanov M. S. Dogmat [The Dogma]. Available at: http://www.pravenc.ru/text/178707. html (accessed: 20.01.2021).

4. Ignatii (Brianchaninov), svt. [St. Ignatius (Brianchaninov)]. Prinosheniesovremennomu monashestvu [An Offering to Modern Monasticism]. Polnoe sobranie tvorenii [Complete Collection of Creations]. Moscow, 2003, vol. 5.

5. Ilarion (Alfeev), mitr. Obshchenie s Bogom nevozmozhno zamenit' nikakim iskus-stvennym razumom [Communication with God сannot be Replaced by Any Artificial Intelligence]. Available at: https://pravoslavie.ru/107735.html (accessed: 18.01.2021).

6. Feofan Zatvornik [Theophan the Recluse] (transl.). Inokov Kallista iIgnatiia Ksanfopu-lov Nastavlenie bezmolvstvuiushchim, v sotnie glav [Monks Callista and Ignatius Ksanfopulov Instructions to the Silent, in a Hundred Chapters]. Dobrotolubie — Philokalia: in 5 vols. Moscow, 2010.

7. Losskii V. N., Reshchikova V. A. (transl.) Bogovidenie [Vision of God]. Moscow, 2006.

8. Mailenova F. G. Liubov'iroboty. Stanetlichelovechestvo digiseksual'nym? [Love and Robots. Will Humanity Become Digisexual?]. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby na-rodov — Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Moscow, 2019, no. 23 (3).

9. Maksim Ispovednik, prp. [Maximus the Confessor], Sidorov A. I. (transl.). Glavy o bo-goslovii io Domostroitel'stve voploshcheniia Syna Bozhiia [The Chapters on Theology and the Housebuilding of the Incarnation of the Son of God]. Izbrannye tvoreniia [Selected Creations]. Moscow, 2004.

10. Mefodii (Zinkovskii), ierom. [hieromonk]. Bogoslovie lichnosti v XIX-XX vv. [Theology of Personality in the XIX-XX Centuries]. St. Petersburg, 2014.

11. Mefodii (Zinkovskii), ierom. [hieromonk]. Pravoslavnoe bogoslovie lichnosti i prob-lematika iskusstvennogo intellekta — The Orthodox Theology of Personality and Problems of Artificial Intelligence. Khristianskoe chtenie [The Christian Reading]. St. Petersburg, 2020, no. 6.

12. Pushkarev A. V. Filosofskie osnovaniia iskusstvennogo intellekta [Philosophical Foundations of Artificial Intelligence]: dissertation for the degree of Candidate in Philosophy. Ufa, 2017.

13. Foma Akvinskii [Thomas Aquinas], Eremeev S. I. (transl.). lavliaetsia li um passivnoi siloi? [Is the Mind a Passive Force?]. Summa Teologii — The Sum of Theology. Kiev, 2005, no. 3 (1).

14. Shurman D. Iskusstvennyi intellekt: khristianskii otvet [Artificial Intelligence: Discerning a Christian Response]. Available at: https://www.proza.ru/2018/09/10/1651 (accessed: 08.02.2020).

15. Kelly K. God is the Machine. Wired. Available at: https://www.wired.com/2002/12/ holytech/ (accessed: 15.01.2021).

16. Kurzweil R. The Age of Spiritual Machines: When Computers Exceed Human Intelligence. NY, 2000.

17. Lewis T; Writer S. A Brief History of Artificial Intelligence. Available at: https://www. livescience.com/49007-history-of-artificial-intelligence.html (accessed: 08.02.2020).

18. McCarthy J. What is artificial intelligence? Stanford, 2007.

19. Robotic Spouse. Retrieved from tvtropes. Available at: http://tvtropes.org/pmwiki/ pmwiki.php/Main/RoboticSpouse (accessed: 18.01.2021).

Ierei [Priest] I. A. Goriunov

BoGosLovsKII ANALiz isKussTvENNoGo INTELLEKTA [Theological Analysis of Artificial Intelligence]

Abstract:

The ability to reason, to think abstractly, to formulate ideas, to acquire knowledge and to implement them effectively is a manifestation of the natural intelligence of man,

which distinguishes him from the animal world (Gen. 2: 19). The rapid scientific and technological development in the middle of the XX century marked the problem of "artificial machines" for mankind. In 1956, Dartmouth College in Hampshire (UK) held the first scientific conference dedicated to the issue of artificial intelligence. During the meeting, many researchers were inspired to implement projects related to the modeling of the human mind. Among them Claude Shannon, Marvin Minsky and John McCarthy, who laid the foundation for the creation of future «artificial» machines with the ability to imitate or duplicate the functions of the human brain (the ability to reason, plan, solve practical problems, etc.). On the way to the development of artificial intelligence technologies, supporters and followers of their ideas, eloquently defending "the possibilities of machine immortality and resurrection", look forward to the reign of a virtual world that can replace a person in various spheres of life. The author of the article in general aims to dispel such myths and show the advantages of natural thinking over artificial thinking through the prism of Holy Scripture and patristic tradition.

Keywords: Bible, natural intelligence, artificial intelligence, human, robot, robotics, God, nature, technology, program

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.