Научная статья на тему 'Аскетический подвиг христианина как метод гносеологии (по трудам архим. Софрония (Сахарова))'

Аскетический подвиг христианина как метод гносеологии (по трудам архим. Софрония (Сахарова)) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
320
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аскетизм / богопознание / самопознание / личность / Христос / Святая Троица / нетварные энергии / ипостасное произволение / несводимость личности к природе / свобода / апофатизм / кенозис / смирение / культура сердца / умно-сердечная молитва / целостность личности / единство человечества / asceticism / knowledge of God / self-knowledge / person / Christ / the Holy Trinity / uncreated energies / hypostatic will / irreducibility of the person to nature / freedom / apophaticism / kenosis / humility / culture of the heart / mind-heart prayer / integrity of person / unity of humanity

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зинковский Станислав Анатольевич, Павлова Людмила Петровна

Основа богословской системы архим. Софрония (Сахарова) — положение о персональности Бога, Источника всего бытия и особенно бытия человека, сообразного в личном характере существования своему Творцу. Личный аскетический подвиг христианина рассматривается о. Софронием как необходимое условие процесса богои самопознания в рамках развития ипостасно-природных отношений с Триединым Богом. Архим. Софроний акцентирует внимание на абсолютной ипостасной свободе Бога, никого не принуждающей, но и не принуждаемой внешними подвигами аскета. Богопознание через восприятие нетварных Божественных энергий происходит при актуализации свободного личного произволения человека в аскетическом делании. Один из важнейших аспектов аскезы, по мнению о. Софрония, раскрывается через откровение, данное преподобному Силуану: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся». Парадокс этой максимы состоит в том, что личностное осознание своего внутреннего ада является необходимым условием возрождения и преображения нашей личности. Следуя к основанию перевернутой «пирамиды человечества» с целью соединиться с распятым Христом и опытно проживая принцип самоумаления, аскет восходит до уровня «похожести на Христа». О. Софроний описывает святоотеческую «культуру сердца», сокрытую в тени распространенного сегодня в мире культа «чистого» интеллекта. Именно сердце представляет собой интегрирующий центр личности, главный орган богопознания, и воспринимает Божественную энергию как преображающую силу. Основанием культуры сердца является Личность Христа — центр и мера бытия. Существенная сторона личного общения с Богом — гармоничное внутреннее единство ума и сердца и единство с ближними, достигаемое в умно-сердечной молитве, которую о. Софроний именует вершиной всех аскетических деланий. Необходимым условием аскетического подвига богои самопознания богослов признает смирение нашей личности в бездерзновенном предстоянии Богу, в осознании того, что всякое познание возможно только в рамках тончайшего личностного подвига общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ascetic Feat of a Christian as a Method of Gnoseology (According to Works of Archim. Sophrony (Sakharov))

The basic notion of the theological system of archim. Sophrony (Sakharov) is the personality of God, the Source of all that exists and especially of human existence, conforming in the personal nature of being to its Creator. The personal ascetic endeavor of a Christian is seen by Fr. Sophrony as a necessary condition for the process of God-knowledge and self-understanding within the development of hypostatic-natural relations with the Triune God. Archim. Sophrony focuses on the absolute hypostatic freedom of God, which does not force anyone, but not compelled itself by any external asceticism. The knowledge of God via perception of uncreated divine energies occurs when a person’s free will is actualized in ascetic activity. According to Fr. Sophrony one of the most important aspects of ascetics is reflected via revelation given to St. Silouan: ‘keep your mind in hell and do not despair’. The paradox of this maxim is that personal awareness of one’s inner hell becomes the necessary condition for the rebirth and transformation of human personality. Proceeding to the foundation of the inverted ‘pyramid of humanity’ in order to unite with the crucified Christ and experiencing the principle of self-humiliation, the ascetic ascends to the level of ‘resemblance to Christ’. Fr. Sophrony describes the patristic ‘culture of the heart’, overshadowed by the cult of ‘pure’ intellect which is widespread in the world today. It is the heart that represents the integrating center of personality, the main tool of God’s knowledge, and assimilates the divine energy as a transforming force. The basis of this culture of the heart is the person of Christ — the center and measure of being. An essential aspect of personal communication with God is the harmonious inner unity of mind and heart, as well as the unity with one’s own kind achieved by mind-heart prayer, which Fr. Sophrony finds to be the peak of all ascetic deeds. The theologian recognizes the humility of our personality, in non-daring stand before God in consciousness that all knowledge is possible only within the framework of the most subtle personal quest of communication, to be a necessary condition for the ascetic endeavor of knowledge of God and of our self.

Текст научной работы на тему «Аскетический подвиг христианина как метод гносеологии (по трудам архим. Софрония (Сахарова))»

ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. 2021. № 33. 129-152

УДК 233

Б01: 10.24412/2224-5391-2021-33-129-152

С. А. Зинковский (иеромонах Мефодий), Л. П. Павлова

аскетический подвиг христианина как метод гносеологии (по трудам архим. софрония (сахарова))

Аннотация. Основа богословской системы архим. Софрония (Сахарова) — положение о персональности Бога, Источника всего бытия и особенно бытия человека, сообразного в личном характере существования своему Творцу. Личный аскетический подвиг христианина рассматривается о. Софронием как необходимое условие процесса бого- и самопознания в рамках развития ипо-стасно-природных отношений с Триединым Богом. Архим. Софроний акцентирует внимание на абсолютной ипостасной свободе Бога, никого не принуждающей, но и не принуждаемой внешними подвигами аскета. Богопознание через восприятие нетварных Божественных энергий происходит при актуализации свободного личного произволения человека в аскетическом делании. Один из важнейших аспектов аскезы, по мнению о. Софрония, раскрывается через откровение, данное преподобному Силуану: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся». Парадокс этой максимы состоит в том, что личностное осознание своего внутреннего ада является необходимым условием возрождения и преображения нашей личности. Следуя к основанию перевернутой «пирамиды человечества» с целью соединиться с распятым Христом и опытно проживая принцип самоумаления, аскет восходит до уровня «похожести на Христа». О. Софроний описывает святоотеческую «культуру сердца», сокрытую в тени распространенного сегодня в мире культа «чистого» интеллекта. Именно сердце представляет собой интегрирующий центр личности, главный орган бого-познания, и воспринимает Божественную энергию как преображающую силу. Основанием культуры сердца является Личность Христа — центр и мера бытия. Существенная сторона личного общения с Богом — гармоничное внутреннее единство ума и сердца и единство с ближними, достигаемое в умно-сердечной молитве, которую о. Софроний именует вершиной всех аскетических деланий. Необходимым условием аскетического подвига бого- и самопознания богослов признает смирение нашей личности в бездерзновенном предстоянии Богу, в осознании того, что всякое познание возможно только в рамках тончайшего личностного подвига общения.

ключевые слова: аскетизм, богопознание, самопознание, личность, Христос, Святая Троица, нетварные энергии, ипостасное произволение, несводимость

© С. А. Зинковский, Л. П. Павлова, 2021

129

личности к природе, свобода, апофатизм, кенозис, смирение, культура сердца, умно-сердечная молитва, целостность личности, единство человечества.

Цитирование. Зинковский С. А., Павлова Л. П. Аскетический подвиг христианина как метод гносеологии (по трудам архим. Софрония (Сахарова)) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2021. № 33. С. 129-152. DOI: 10.24412/2224-5391-2021-33-129-152

сведения об авторах. Мефодий (Зинковский Станислав Анатольевич), иеромонах — доктор богословия, кандидат технических наук, доцент кафедры теологии Русской христианской гуманитарной академии (Россия, г. Санкт-Петербург). E-mail: m.zink@yandex.ru

Павлова Людмила Петровна — магистр богословия, аспирант Русской христианской гуманитарной академии (Россия, г. Санкт-Петербург). E-mail: mil-ka_pv2007@mail.ru

Поступила в редакцию 10.04.2020 Принята к публикации 15.09.2020

«Когда слово Откровения о Персоне дано нам, мы хотим познать его содержание, чтобы превратить наш подвиг в подвиг разумный»1.

Аскетическое делание как призвание монашества и христианства

Аскеза (от греч. аок^ак; — «упражнение», «практика», «образ жизни»)2, первоначально воспринимаемая в античном мировоззрении как «упражнения тела... ума и воли»3, получила глубокое переосмысление в христианстве, где стала осознаваться как необходимая составляющая пути бого- и самопознания, восстановления целостности личности и единения с Богом4. Первый пример христианской аскезы подает миру Христос, обращающийся к ученикам: «.подвизайтесь войти сквозь тесные врата» (Лк 13. 24) и «возьми крест свой и следуй за Мной» (Мк 8. 34). В аскетическом делании пребывали апостолы

1 Софроний (Сахаров), архим. Беседа 16: Богопознание и становление персоны // Его же. Духовные беседы: в 2-х т. Эссекс; М., 2003. Т. 1. C. 169-183, здесь: с. 173.

2 Liddel H., Scott R. A Greek-English Lexicon. Oxford, 1996. P. 257.

3 Литвинова Л. В. Аскетизм // Православная энциклопедия. Т. 3. М., 2001. С. 593-608, здесь: с. 593.

4 9swai; — обожение, единодушно признаваемое отцами Церкви целью христианского аскетического подвига. О стяжании благодати Святого Духа, как цели христианской жизни, говорит, например, преподобный Серафим Саровский. См.: Беседа преп. Серафима Саровского о цели христианской жизни // Поучения и беседы преподобного Серафима Саровского. М., 1997. С. 195-272.

(Деян 24. 16), призывая христиан к подвигу веры и благочестия (1 Тим 6. 12; 4. 7; Евр 12. 4). С распространением христианства и особенно с развитием монашества понятие христианской аскезы стало достоянием всего мира. Архимандрит Софроний (Сахаров) высоко оценивал «величайший аскетический опыт» Церкви, именуя его сокровищем монашества православного Востока5. В то же время он рассматривал аскетическое делание как призвание всякого христианина6, а не только удел монашества, понимаемого им как один из модусов христианской жизни, опирающейся во всех своих возможных модусах на одни и те же духовные законы, следование которым «сопрягается с подвигом»7.

христоцентризм и ипостасность как главные свойства христианской аскезы

Христианское аскетическое делание рассматривается о. Софронием как призвание, в своих догматических основаниях принципиально отличающееся от любой иной аскетики. Первым таким отличием является его всецелая направленность к Личности Христа, к Святой Троице. Пребывая в русле святоотеческого учения и творчески осмысляя его, архим. Софроний именует смыслом и целью аскезы хранение заповедей Христа и «стремление к тому, чтобы заповеди эти стали единственным вечным законом всего нашего бытия»8: «.возлюби Бога всем сердцем твоим и всею душою твоею и всеми силами твоими. и ближнего твоего, как самого себя» (Мф 22. 37-39). В главных заповедях Христа наша аскетическая жизнь получает «свою собственную догматическую базу»9, что дает нам возможность осмысленно двигаться в нужном направлении.

Не отрицая наличие своего рода аскезы в различных нехристианских конфессиях (иудаизм, пантеизм, язычество и даже демонизм), архим. Софроний утверждает, что «всякое отклонение от Истины в исповедании влечет неизбежные отклонения в актах жизни»10, а следовательно, и в опытной гносеологии11, посредством

5 Софроний (Сахаров), архим. Таинство христианской жизни. Свято-Троицкая Сергиева лавра; Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, 2012. С. 16.

6 Там же. С. 15.

7 Софроний (Сахаров), архим. Об основах православного подвижничества // Сайт «Электронная библиотека RoyalLib.com». URL: https://royallib.com/read/saharov_sofroniy/ob_osnovah_pravoslav-nogo_podvignichestva.html#0 (дата обращения: 17.07.2018).

8 Софроний (Сахаров), архим. Рождение в Царство Непоколебимое. Эссекс; М., 2000. С. 118.

9 Софроний (Сахаров), архим. О догматических основах православной аскетики // Его же. О молитве. СПб., 2003. C. 252-259, здесь: с. 255.

10 Софроний (Сахаров), архим. Софроний (Сахаров), архим. Таинство христианской жизни. С. 177.

11 Обращаясь к понятию «гносеология» (греч. yvwmc; — знание и \oyoc; — учение), о. Софроний воспринимает его не столько в общефилософском смысле, как учение о возможности познания мира человеком, но подразумевает под христианской гносеологией «бытийное» богопозна-

которой происходит «врачевание человеческой души»12. Неразрывная связь догматических и смыслообразующих аспектов человеческой жизни с прочими аспектами такова, что нельзя затронуть основные, не задевая других. И «как повреждение в мозге человека приводит к тем или иным отклонениям в его жизнедеятельности, так и догматическая нечистоплотность постепенно порождает в духовной практике свои, все нарастающие с течением времени негативные плоды»13.

В качестве второго радикального отличия православной аскезы от иных аскетических практик о. Софроний обозначает ее ипостасный характер. Аскетический подвиг протекает в живом ипостасном общении подвижника с Богом и ближними, и плодом такого подвига становится единение с Богом, личностное познание Того, в Ком личность человека не теряется, но обретает новые качества через приобщение нетварным энергиям. В иных аскетических деланиях человек направлен на единение с «безымянным трансперсональным Абсолютом; чтобы растворить в океане сверхмысленного и свою персональ-ность, смешивая сию последнюю с индивидуализированною формою природного существования... Конечное развитие такой имперсоналистической аске-тики многих привело к усмотрению Божественного начала в самой природе человека; к тенденции к самообожению, лежащей в основе великого Падения»14.

Познание Христа как Живой Ипостасной Истины в стремлении уподобиться Ему составляет основу христианского подвига: «В любви нашей ко Христу пребудем непоколебимы! Всякое недоумение, всякое страдание наше несите, как жизнь Христа»15. «Подвиги» в нехристианских конфессиях, как правило, совершаются ради избавления от страданий или достижения тех или иных состояний, а не ради Христа, в них отсутствует искреннее покаяние как движение ко Христу, состоящее в «совлечении» ветхого человека16. И, что самое главное, в нехристианской аскезе человек не встречает личного, живого Бога17. Христианская аскеза, осмысляемая как подвиг «Христа ради», возможна только в недрах Церкви как Тела Христова, где мы принимаем Христа «как

ние и самопознание, не ограничивающиеся «одним интеллектом», но происходящие в живом «слиянии-общении всего человека с Актом Божественного Бытия» (Софроний (Сахаров), архим. Видеть Бога как Он есть. СТСЛ; Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, 2011. С. 208).

12 Иерофей (Влахос), митр. Православная психотерапия (святоотеческий курс врачевания души). СТСЛ, 2004. С. 347.

13 Мефодий (Зинковский), иером.; Кирилл (Зинковский), иером.; Баразенко К. В. Догматы веры и высшая нервная деятельность // Вестник психотерапии. 2017. № 63 (68). С. 95-112, здесь: с. 106.

14 Софроний (Сахаров), архим. О молитве. СТСЛ; Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, 2010. С. 202.

15 Софроний (Сахаров), архим. Прощальная беседа // Там же. Т. 1. С. 320-325, здесь: с. 323.

16 Софроний (Сахаров), архим. Видеть Бога как Он есть. С. 48.

17 Там же. С. 22.

Абсолютную Истину», а не как одного из «великих учителей человечества»18, и познаем Его в таинственном личностном общении.

восстановление целостности личности и ее познания как задачи христианской аскезы

Отцы Церкви созерцали тайну человеческой личности в ее Бого-ликости19, состоящей в личностной уникальности и целостности человечества во внутреннем и внешнем аспектах. Результатом грехопадения стали дезинтеграция человеческого естества, разобщение людей между собой и во внутренних силах ума, воли и сердца. Болезненная направленность человека на себя в отрыве от других привела к утрате «имевшего место до грехопадения целостного (интегрального) познания, проистекавшего из богообразной целостности личности»20. Будучи повреждены грехом, органы богопознания — ум и сердце человека — сделались неспособными видеть и познавать как себя, так и Бога. Православная аскетическая культура предлагает человеку возвращение утраченной способности бого-и самопознания посредством воспитания сил души и личности, трезвости ума и очищения сердца. В аскетическом делании, в основе которого лежит свободное ипостасное произволение, ум, сердце и воля подвижника направляются к Богу, и так постепенно восстанавливается троично-подобная целостность личности и ее способность к гармоничному познанию Бога и Его творения.

Рассматривая подвижничество как необходимую составляющую пути бого- и самопознания, архим. Софроний акцентирует внимание на важнейшем положении православной гносеологии о том, что «познание Бога дается нам чрез пребывание в Боге»21 и в «очищении сердца»22. Мы познаем Бога «всем нашим существом», и это «не простая интеллектуальная догадка. Библейское понятие знания — слияние в самом бытии, а не отвлеченное познание»23 одним лишь «ratio».

«Созданные из ничто, взятые от земли» (Быт 2. 7), мы не способны к слиянию с Богом и познанию Его на природном уровне24, Сущность Бога всегда

18 Софроний (Сахаров), архим. Таинство христианской жизни. С. 15-16.

19 Иустин (Попович), прп. Проблема личности и познания по учению святого Макария Египетского // Его же. Собрание творений / пер. с серб. С. Фонова. В 5 т. М., 2004-2007. Т. 1. С. 235310, здесь: с. 258.

20 Там же. С. 251-252.

21 Софроний (Сахаров), архим. О догматических основах православной аскетики // Его же. О молитве. СПб., 2003. C. 252-259, здесь: с. 220.

22 Иерофей (Влахос), митр. Православная психотерапия (святоотеческий курс врачевания души). С. 361.

23 Софроний (Сахаров), архим. О догматических основах православной аскетики. С. 222-223.

24 Софроний (Сахаров), архим. Беседа 22: О борьбе за пребывание умом в Боге // Его же. Духовные беседы. Т. 1. C. 240-246, здесь: с. 243.

останется для нас непознаваемой и неприступной. Однако уже античная мудрость знала истину о том, что «подобное познается подобным» (Эмпедокл, V в. до Р. Х.). Единение с Богом, по мысли о. Софрония, даже «до тождества» возможно благодаря только нашей ипостасной сообразности Творцу и достигается через уподобление Ему образом и содержанием нашего бытия. Движение к такому личностному уподоблению происходит через осознанную «жизнь по заповедям Его»25 и составляет основное содержание аскетики.

Заповеди Христа о любви «суть отражение в нашем мире» духовных законов, происходящих от «вечной Божественной Жизни, и вместе путь к ней»26. Возлюбив Христа, мы действительно будем «хранить заповеди Его, ибо невозможно, любя Христа, не любить Его заповедей, в которых выражен дух Христов»27, не стремиться «поступать так, как поступал Сам Христос»28. Архим. Софроний говорит о постепенности аскетической актуализации ипостас-ного начала в христианине, которая «начинается с очень маленьких» личностных «актов послушания, покаяния, смирения, воздержания»29, направленных на изменение образа существования нашей природы. Так постепенно становится возможным, что «нам передаются состояния Бога, и мы становимся способными воспринять их»30.

Апофатизм аскетического делания и его несводимость к природной составляющей

Христианское представление об аскетическом делании опирается на возможность усвоения человеческой личностью нетварных Божественных энергий, в процессе которого и происходят само- и богопознание. Все отношения человечества с Творцом совершаются в богоустановленном порядке — от Отца через Сына в Духе Святом, потому и аскетический подвиг, как движение к бо-гопознанию, невозможно начать и продолжать вне Духа. Божественная благодать, общая для Лиц Святой Троицы, «подается человеку особым личным образом именно Третьим Лицом», от Отца через Сына Духом Святым31, Которым познается Христос, Сын Отца.

25 Софроний (Сахаров), архим. О догматических основах православной аскетики. С. 256.

26 Софроний (Сахаров), архим. Рождение в Царство Непоколебимое. С. 118.

27 Там же. С. 185.

28 Там же.

29 Софроний (Сахаров), архим. О догматических основах православной аскетики. С. 257.

30 Там же. С. 256.

31 Мефодий (Зинковский), иером. Об ипостасно-природном характере христианской аскезы // Развитие личности. 2015. № 1. С. 165-179, здесь: с. 167.

«Дух Божий смиренно ищет всякого человека на всех путях его, чтобы дать ему познание о Себе и тем приобщить Своей Божественной вечности»32, общей для трех Лиц Святой Троицы. Нетварные энергии безначального Божества вечно и неизменно устремлены к каждому, но усвоение энергий зависит от произволения нашего апофатического «я», которое является единственным «каналом» получения благодати33. Подвиг аскезы, как совокупность осмысленных человеческих действий, совершается в синергическом единении Бога и человека и сводится к одной цели: к гармонизации нашей воли и жизни с Волей и Жизнью Бога34, что позволяет сделать эффективным действие Духа в нас и для нас.

Через аскетические подвиги труда, воздержания, трезвения, молитвы, задей-ствующие все наше ипостасно-природное единство, мы стремимся приобщиться нетварным энергиям Света. Однако немаловажное значение архим. Софроний придает мысли о несводимости ипостасно-аскетических усилий к природным энергиям человека, о невозможности самостоятельного «раскрытия в себе Света нетварного» 35. Совершенство, искомое нами, «не заключено в тварной природе человека и потому не может быть достигнуто простым развитием возможностей этой природы, взятой в самой себе, в своей ограниченности»36. Разумный и свободный подвиг человека совершается в смиренном ожидании: «.доколе не придет всеут-верждающее действие Божественной благодати», ибо в противном случае все наши усилия останутся «лишь человеческим действием» и «следовательно — тленным»37.

Факт «иноприродности нетварного Света»38 приводит к осознанию ошибочности понимания аскетики как «процесса раскрытия в себе сокрытой благодати»39. Нетварный свет «не поддается чувственному контролю... он приходит неопределимым для нас образом»40, он неприкосновенный, невесомый, неименуемый, неудержимый, невещественный, не поддающийся принуждению, надмирный41, «неизъяснимо кроткий»42, он открывается нам и в то же время в своей апофатической глубине остается непостижимым.

32 Софроний (Сахаров), архим. Рождение в Царство Непоколебимое. С. 50.

33 Мефодий (Зинковский), иером. Об ипостасно-природном характере христианской аскезы. С. 167.

34 Там же.

35 Амбарцумов Ф. Н. Учение схиархимандрита Софрония (Сахарова) о нетварном Свете и святоотеческое предание: курсовое сочинение. СПбДА, 2006. С. 41.

36 Софроний (Сахаров), архим. Рождение в Царство Непоколебимое. С. 118.

37 Там же. С. 119.

38 Амбарцумов Ф. Н. Учение схиархимандрита Софрония (Сахарова) о нетварном Свете. С. 41.

39 Там же. С. 41-42.

40 Софроний (Сахаров), архим. Видеть Бога как Он есть. 2011. С. 192.

41 Там же. С. 214.

42 Там же. С. 197.

свободно-разумный характер аскезы и отсутствие технической зависимости ее динамики от природных усилий

Опираясь на святоотеческое предание и собственный внутренний опыт, архимандрит Софроний формулирует парадоксальное положение об отсутствии прямой технической зависимости динамики аскезы от внешних усилий человека, то есть от собственно природной составляющей43. Никакой подвиг личностного совершенствования не дает подвижнику гарантии приобщения Божественной благодати, поскольку личностно-субъективное аскетическое делание носит «свободно-разумный характер» и предполагает такой же характер Божественного ответа!

Ученик преподобного Силуана Афонского, утверждающего абсолютную свободу Бога в общении с человеком, архим. Софроний продолжает его мысль в следующих словах: «.если не благоволит Бог, человек пребудет вне подлинной жизни, вне Божественного Света, во "тьме кромешной" (ср.: Ин 6. 44)»44, независимо от внешней стороны аскетических подвигов. Принудить Бога к какому-либо тесному личному общению невозможно, как и невозможно выстроить жесткую систему, непременно и безвариантно ведущую человека к обожению. Опыт общения Бога и человека всегда уникален и носит ипостасный, а не механический характер. Бог приближается к человеку, когда в процессе очищения от страстей подвижник приходит «к некоему благодатному отчаянию» и совершенной «потере горделивой уверенности в собственных силах»45 и упования на свою аскезу.

Распространенной ошибкой человечества со времен Адама и Евы стала вера в «закон», или даже в «технологию», как некую «гарантию» спасения и благоденствия. Подобно тому как наш праотец поверил змию, гарантировавшему «богостановление» «автоматически» 46, мы легко забываем, что любые законы существуют ради личности, но отнюдь не наоборот (ср.: Мк 2. 27). Личностный Бог и выстроенные с Ним ипостасные отношения лежат в основании христианского аскетического делания, одновременно являясь его целью и залогом нашего благополучия.

Ипостасность как основная черта православной аскезы сочетается с ипо-стасностью православной гносеологии. Творения отцов Церкви становятся для нас своеобразными путеводителями в аскетических трудах. Однако мы призваны помнить об апофатической глубине жизни в Духе и относиться к святоотеческому наследию прежде всего как к «средству стяжания дара Бо-жия». Призвание христианина состоит отнюдь не в механическом повторении действий святых аскетов, но в сосредоточении внимания на внутрен-

43 Софроний (Сахаров), архим. Таинство христианской жизни. С. 14.

44 Амбарцумов Ф. Н. Учение схиархимандрита Софрония (Сахарова) о нетварном Свете. С. 42.

45 Гуревич Л. А. Преподобный Силуан и его ученик архим. Софроний. Клин. 2001. С. 239.

46 Рафаил (Нойка), иером. Живи мя по словеси Твоему. Духовные беседы / пер. с англ. иером. До-римедонта (Литовко). СТСЛ, 2014. С. 187-188.

нем устроении, в персональном отношении к «подвигу молитвы, смирения, послушания»47. Не становясь «рабом норм и правил», подвижник учится применять их как «творческие орудия»48 в личном стремлении к богоуподоблению и богопознанию. Тогда аскеза в полном смысле богословской гносеологии становится не пассивным восприятием уже ранее известных формул и методик, а «живым религиозным актом»49, наукой, искусством и культурой50.

«держи ум свой во аде и не отчаивайся»

Слова Христа, сказанные преподобному Силуану, — «держи ум во аде и не отчаивайся» — «суммируют всю сущность православного аскетического пути»51. Усилия христианских аскетов направлены на то, чтобы, «оставаясь еще в этой плоти, живя еще в этом мире, победить в себе грех», восстановить искаженный грехом первообраз. В этих словах содержится откровение, позволяющее свободно и сознательно двигаться по личностному пути возрождения первообраза, изначально заложенного в нашей сотворенной персоне52. Афонский святой прозрел в них «великую науку», Учитель которой — Господь наш Иисус Христос, а постижение растягивается на всю человеческую жизнь. Сущность этой науки заключается в приобщении к величайшему смирению Христову, а познание ее осуществляется посредством Духа Святого53.

В постижении науки Христова смирения архим. Софроний приводит яркий образ христианской аскезы, сравнивая человечество с опрокинутой пирамидой, на вершине которой находятся власть имущие, владеющие «теми, кто находится ниже (Мф 20. 25)»54. Христос Своим Воплощением, примером кенотического смирения опрокидывает, переворачивает пирамиду жизни, призывая больших к служению меньшим55. Так, вершина пирамиды — Сам Христос — становится ее основанием56. В подобном образе «опрокинутой пирамиды» открывается парадоксальная логика Царства Христа57.

47 Софроний (Сахаров), архим. Таинство христианской жизни. С. 14.

48 Мефодий (Зинковский), иером. Об ипостасно-природном характере христианской аскезы. С. 172.

49 Там же. С. 166.

50 Софроний (Сахаров), архим. Об основах православного подвижничества.

51 Белов В. Н. Аскетика в русской духовной традиции. Саратов, 2011. С. 116.

52 Софроний (Сахаров), архим. Таинство христианской жизни. С. 175.

53 Захария (Захару), архим. Пища для монахов. Монастырь Путна, 2013. С. 17.

54 Там же. С. 13

55 Софроний (Сахаров), архим. Таинство христианской жизни. С. 189.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

56 Захария (Захару), архим. Пища для монахов. С. 14.

57 Софроний (Сахаров), архим. Таинство христианской жизни. С. 197.

Примером Своего «движения вниз» Христос заповедал и нам следовать этому пути, на котором подвижник «путешествует ко дну, где. полнота ис-тощания предваряет полноту совершенства»58. Степень стяжания личностью духовных плодов обусловливается глубиной самоумаления, главным условием обретения которых оказывается сознательное «движение вниз»59. Только там, «внизу», возможно «соединиться с Главою пирамиды»60. Но не каждый в силах спуститься туда, и главным препятствием здесь становится «гордость, которая, по слову преподобного Силуана, "мешает нам любить"»61.

В обетовании Христа о будущем веке «мы. будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин 3. 2), познание Христа связывается с нашим подобием Ему, и о. Софроний раскрывает суть этого подобия: «В чем подобны? — В образе бытия, как и апостол Павел говорит про Христа: "будучи образом Божиим, Он принял образ раба" (Флп 2. 6-7)»62. В основе православной аскетики лежит евангельский принцип личного истощания, стремления к «бесконечно малому»63, аскетический «спуск вниз»64. Богопознание как приобщение тварной человеческой ипостаси нетварным энергиям Божества происходит благодаря личностному кенозису, подобному ипостасному кенозису Сына, с момента вочеловечения до Голгофы и конца времен.

Схождение Христа «в преисподние места земли» с дальнейшим «восхождением превыше небес» признается ключом для обретения и умножения человеческой личностью благодати, подаваемой Третьим Лицом Святой Троицы (Еф 4. 8-10)65. Именно такое подражание Христу заложено в откровении о неотчаянном содержании ума во аде. И здесь мы сталкиваемся с парадоксальным фактом христианской веры: вольное самоосуждение на ад является наиболее действенным способом освобождения от ада66.

Кенотичность христианской аскезы как средства бого- и самопознания утверждается богословом в качестве неустранимого «духовного закона»: «Я го-

58 Rytsar R. The kenotic theology of Anthony Bloom metropolitan of Sourozh (1914-2003) in anthropological perspective. Canada: Ottawa, 2012. P. 97. Режим доступа: URL: https://ruor.uottawa.ca/ bitstream/10393/22756/1/Rytsar_Roman_2012_thesis.pdf (дата обращения: 12.03.2020).

59 Захария (Захару), архим. Пища для монахов. С. 14.

60 Снытко Е. А. Духовно-нравственное воспитание личности в свете учения схиархимандрита Софрония (Сахарова). Дисс. ... магистра педагогики. РГПУ им. Герцена, 2016. С. 101.

61 Захария (Захару), архим. Пища для монахов. С. 16.

62 Софроний (Сахаров), архим. Беседа 16: Богопознание и становление персоны // Его же. Духовные беседы. Т. 1. C. 169-183, здесь: с. 174-175.

63 Софроний (Сахаров), архим. О молитве. С. 25.

64 Захария (Захару), архим. Пища для монахов. С. 14.

65 Там же.

66 Захария (Захару), архим. Христос как Путь нашей жизни: введение в богословие старца Софрония (Сахарова). М., 2002. С. 360.

ворю о всем этом, как о духовном законе, в силу которого, по слову апостола Павла, "все хотящие благочестно жить во Христе, гонимы будут" (2 Тим 3. 12). И это — неустранимо»67. Но в то же время и с той же убедительностью о. Со-фроний говорит о неустранимости внимательного, заботливого Промысла Бо-жия в отношении личностей, решившихся вступить на сей духовный путь68.

Яичностное смирение как основа само- и богопознания

Если первая часть совета «держать ум свой во аде» одной из трактовок имеет «терпеливо переносить скорби и мучения»69, то вторая — «не отчаиваться» — содержит «твердое упование на Господа»70. Надежда, «возводящая сердца в вечность»71, становится для о. Софрония средством стяжания смирения72, превосходящего всякое отчаяние73.

Архим. Софроний говорит о двух ступенях смирения: аскетическом (деятельном), или естественном, и Божественном, сверхъестественном, или Христовом, смирении. Смирение первого рода является относительным, ему свойственен элемент сравнения, когда подвижник осознает себя «хуже всех»74. Смирение второго рода, Божественное, — абсолютно. Как «полнота благодати Святого Духа»75, оно является «категорией Божественной любви»76 и проявляется в кенотическом истощании, способном отдавать себя другим «до конца»77. Христово смирение оказывается не «чертой характера», но Божественным атрибутом78, отражающим «ипостасное бытийное самоопределение» каждой Ипостаси Святой Троицы по отношению к двум другим Ипостасям79.

67 Софроний (Сахаров), архим. Рождение в Царство Непоколебимое. С. 112-113.

68 Там же. С. 113.

69 ЛаршеЖ.-К. Преподобный Силуан Афонский. М., 2015. С. 37.

70 Там же. С. 53.

71 Амбарцумов Ф. Н. Учение схиархимандрита Софрония (Сахарова) о нетварном Свете. С. 194.

72 Софроний (Сахаров), архим. Видеть Бога как Он есть. С. 35.

73 Там же. С. 14, 43.

74 Вспомним случай с прп. Антонием Великим, который просил Господа открыть, «в какую меру он достиг», Господь послал его к александрийскому сапожнику, подвизающемуся в помысле «все спасутся, один я погибну», и преподобный понял, что меры сапожника он не достиг. См.: Софроний (Сахаров), иером. Преподобный Силуан Афонский. Минск, 2001. С. 43.

75 Захария (Захару), архим. Христос как Путь нашей жизни. С. 290, 296.

76 Там же. С. 297.

77 Софроний (Сахаров), архим. Рождение в Царство Непоколебимое. С. 24.

78 Николай (Сахаров), иерод. Основные вехи богословского становления архимандрита Софрония (Сахарова) // Церковь и время. 2011. № 3 (16). С. 229-270, здесь: с. 242.

79 Там же. С. 242.

Именуя смирение «Божественным атрибутом», о. Софроний называет его и атрибутом, естественной потребностью, личности человека80. Сознавая непостижимость Бога, о. Софроний подчеркивает, что Христово смирение невозможно описать с помощью нашего языка, и земная, временная жизнь не может вместить Божественного смирения в полной мере81. Но в то же время он призывает нас не умалять великого замысла Бога о человеке, оправдывая «себя трудностью и неудобством стяжания такой степени Божественного смирения»82. Христианская жизнь протекает в «духе и истине» (Ин 4. 23), а заповеди Христа носят характер абсолютности, поэтому «нет и не может быть таких условий, когда соблюдение их стало бы совершенно невозможным»83 хотя бы отчасти.

Различие между двумя видами смирения корнями уходит к древним отцам Церкви. Так, например, преподобный авва Дорофей, говоря о первом виде смирения, возвышает брата над собой. Во втором же виде смирения — Христовом — «приписывает Богу свои подвиги»84. Также и преподобный Иоанн Лествичник аскетическое смирение называет «смирением кающихся», тогда как второе — «смирением совершенных»85.

Событие лицезрения преподобным Силуаном живого Христа во Святом Духе открывает, что благодатное смирение является «плодом боговидения»86, опытного богопознания. Смирение от живой встречи с Личностью Христа, от «созерцания Лика» Его, ведет аскета к очищению внутреннего мира и духовной прозрачности, необходимой для самопознания. И это самопознание укрепляет в потребности стяжания смирения, без которого всякая аскеза и «добродетель теряет свою силу, достоинство и ценность»87. Ипостасное аскетическое усилие подвижника и благодатная помощь триипостасного Бога сливаются в синергию познавательного процесса, все более возводящего человека к уподоблению своему Создателю, пребывающему в предвечной, таинственной и смиренной любви Трех Лиц.

80 Софроний (Сахаров), архим. О смирении // Сайт «Русская народная линия». URL: http://rusk-line.ru/monitoring_smi/2000/03/01/o_smirenii (дата обращения: 15.05.2018).

81 Софроний (Сахаров), архим. Рождение в Царство Непоколебимое. С. 167.

82 Мефодий (Зинковский), иером. Значение добродетели смирения в христианской жизни: курсовое сочинение. СПбДАиС, 2002. С. 91.

83 Софроний (Сахаров), иером. Аз есмь. СТСЛ; Монастырь святого Иоанна Предтечи, 2017. С. 28.

84 Дорофей, авва, прп. Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. М., 2010. С. 65.

85 Иоанн Лествичник, прп. Лествица, возводящая на небо. М., 2013. Степень 5. 29. С. 131-132.

86 Захария (Захару), архим. Христос как Путь нашей жизни. С. 293.

87 Софроний (Сахаров), архим. Таинство христианской жизни. С. 23.

православная культура сердца

Созерцая жизнь современного человечества, архим. Софроний констатировал глубокий разрыв между святоотеческой культурой сердца и распространенным в мире культом «чистого» интеллекта, приводящим к «сердечной атрофии»88. Ум современного человека, отягченный последствиями грехопадения и ложными идеалами научно-технического прогресса, непрестанно вырывается «вовне» и становится неспособным углубиться в свой личностный мир, познавая в нем живой образ Живого Бога89. Человеку сегодня «представляется богатством большая осведомленность о событиях, о достижениях научных и т. д. при страшно низкой культуре сердца»90. Ум такого человека по преимуществу «занят приобретением внешних познаний и отрывается от сердца»91.

Тем временем сердце человека наряду с умом занимает одно из главенствующих положений в иерархии человеческого естества. Именно сердце представляет собой «ядро человеческого бытия»92, «интегрирующий центр личности»93 и, будучи главным «органом богопознания», воспринимает Божественную энергию как действенную, преображающую силу.

Именно в сердце в первую очередь синергийно «сожительствуют наше тварное начало с нетварной силой Бога, наше повседневное истощание и могущество, уничижение и слава»94. «Соединение человеческого духа с Духом Христа происходит в глубине сердца»95. Обладая таинственной глубиной, наше сердце может быть источником злых помыслов (Мф 15. 19), а может вести нас к лицезрению Бога (Мф 5. 8). «Единственно по состоянию нашего сердца», как индикатора нашего внутреннего «я», «мы судим о том, когда и в какой мере мы погрешили»96 или в какой мере исполнили подобающее.

Православная культура сердца основывается на Личности Христа как центре и мере бытия: «Никому не отдайте Христа! Пусть Он будет единственным

88 Снытко Е. А. Духовно-нравственное воспитание личности. С. 108.

89 Софроний (Сахаров), архим. О познании Бога и человека // Его же. Таинство христианской жизни: сб. ст. и архивных мат-лов. The Monastery of St. John the Baptist, 2007. С. 25-28, здесь: с. 27.

90 Софроний (Сахаров), архим. Беседа 27: Страдания, через которые познается единство человечества, как путь спасения в наше время // Его же. Духовные беседы. Т. 1. C. 283-291, здесь: с. 290.

91 Софроний (Сахаров), архим. Таинство христианской жизни. С. 229.

92 Афанасий (Евтич), еп. «Приступит человек, и сердце глубоко» // Сайт «Православие^и». URL: https://pravoslavie.ru/sretmon/uchil/evtich1.htm (дата обращения: 19.03.2020).

93 См.: Мефодий (Зинковский), иером. Богословие личности в XIX-XX вв. СПб., 2014. С. 207.

94 Софроний (Сахаров), архим. Рождение в Царство Непоколебимое. С. 100.

95 Захария (Захару), архим. Пища для монахов. С. 15.

96 Софроний (Сахаров), архим. Беседа 2: О риске в духовной жизни, национализме и всечелове-честве // Его же. Духовные беседы. Т. 1. C. 38-47, здесь: с. 47.

Царем нашего сердца со Отцом и Духом Святым»97. В стремлении ко Христу мы открываем сердце пред Ним, чтобы Дух Святой начертал в нас образ Хри-ста98, и ради этого делания Господь посылает в сердце благодать и мир99. Познав Господа Духом Святым, сердце непрестанно влечется к Нему как Свету100. «Мил сердцу Господь, — наша радость и веселие, и крепкое упование»101, а без Него сердце «уныло и болит»102.

Заповедь о любви к ближнему (Мф 22. 39) подвигает нас к расширению сердца в заботе «о каждом из наших братьев и сестер»103. «Любовь перемещает жизнь любящего в лицо возлюбленного», и постепенно жизнь наших ближних становится содержанием нашей жизни104. Таинственно и вне нашего контроля «проходит рост нашего сердца перед Богом (ср.: Лк 17. 20). Мы не можем объяснить логически, каким образом развивается оно, начинает мыслить себя и "любить ближнего, как самого себя" (ср.: Мф 22. 39)»105, постепенно раскрываясь к страданиям «всего человечества, и во времени и в пространстве»106. Мы просим в молитве, чтобы Господь Духом Святым согревал сердца всех людей любовью Своей107, и начинаем проживать человеческую историю «как единую», «с которою тесно связана и наша личная жизнь»108.

Открывая сердце Христу, мы собираем во Христе и наш ум109, «все время направляя его на свет заповедей Христа»110, что «изменяет мысли души и делает их божественными, небесными, добрыми»111. Срастворенный с нетварными энергиями ум «исцеляется, становится целостным, интегральным»112, но в пол-

97 Софроний (Сахаров), архим. Прощальная беседа // Там же. Т. 1. С. 320-325, здесь: с. 324.

98 Софроний (Сахаров), архим. Беседа 5: Образ Иисуса Христа // Там же. Т. 1. С. 61-68, здесь: с. 67.

99 Силуан Афонский, прп. Писания старца Силуана // Софроний (Сахаров), иером. Преподобный Силуан Афонский. Минск, 2001. С. 271-470, здесь: с. 306.

100 Там же. С. 280.

101 Там же. С. 291.

102 Там же. С. 282.

103 Софроний (Сахаров), архим. Беседа 9: Об организации жизни монастыря по принципу персоны // Его же. Духовные беседы. Т. 1. С. 98-107, здесь: с. 106.

104 Софроний (Сахаров), архим. Завещание // Там же. Т. 1. С. 326-328, здесь: с. 3328.

105 Софроний (Сахаров), архим. Беседа 2. С. 47.

106 Софроний (Сахаров), архим. Беседа 27. С. 291.

107 Силуан Афонский, прп. Писания старца Силуана. С. 307.

108 Софроний (Сахаров), архим. Беседа 5. С. 64.

109 Макарий Великий, прп. Беседа XXXI. 1 // РС 34. Со1. 728Э -729А.

110 Софроний (Сахаров), архим. Беседа 22. С. 246.

111 Макарий Великий, прп. Беседа XXXI. 2 // РС 34. Со1. 729В; Иустин (Попович), прп. Проблема личности и познания по учению святого Макария Египетского. С. 304.

112 Иустин (Попович), прп. Путь Богопознания. Гносеология святого Исаака Сирина // Его же.

ноте он может функционировать только в благодатном единении с сердцем. Нетварные энергии как «хороший координатор» объединяют все силы нашего естества113, и «чрез внимание ума, храня чистоту сердца»114, мы постепенно и как бы вновь осваиваем тайну единства личностно-природной онтологии человечества. Так, единство Адама, переживаемое личностью аскета, оказывается напрямую связано для него с его внутренней, личностной целостностью.

умно-сердечная молитва как высший образ аскетического делания

Основываясь на святоотеческом учении, архим. Софроний говорит об умно-сердечной молитве как высшем образе аскезы, считая малоплодной как молитву с участием воображения, уводящую «в область мечты и фантазии»115, так и молитву-размышление, увлекающую в отвлеченную область схоластики. Жизнь христианина заключается в реальном общении с Единым Истинным Богом, Которому несвойственны фантазия и голая рассудочность116. В созерцательной умно-сердечной молитве подвижник трезвомыслием лично предстоит Богу, совлекаясь рабства энергиям воображения и рассудка.

Полагая, что в святоотеческом учении об умно-сердечной молитве «культура православного аскетизма достигает своего наивысшего выражения»117, «вершиной всех аскетических деланий, центром, от которого всякое иное действие» и познание «черпает свою силу и утверждение»118, о. Софроний считает умно-сердечную молитву. Он рассматривает это учение в контексте катаклизмов XX века и событий собственной жизни и особенное внимание в нем уделяет актуализации ипостасно-природной целостности человека и осмыслению единства всего человечества.

Первым шагом на пути молитвенно-аскетического делания архим. Со-фроний называет веру119 . Совершая подвиг веры120, подвижник находит путь

Собрание творений. Т. 1. С. 310-337, здесь: с. 312.

113 Афанасий (Евтич), еп. «Приступит человек, и сердце глубоко».

114 Снытко Е. А. Духовно-нравственное воспитание личности. С. 110.

115 См.: Софроний (Сахаров), иером. Преподобный Силуан Афонский. С. 124-126.

116 Софроний (Сахаров), архим. Таинство христианской жизни. С. 18.

117 Там же. С. 16.

118 Софроний (Сахаров), архим. Об основах православного подвижничества.

119 О вере как внутренней установке и основе всего аскетического христианского подвига пишет святитель Игнатий: «Стяжи подвиг веры — и будешь всемогущ, будешь всегда победителем. Тогда захочешь ли употребить в дело подвиг телесный, или подвиг душевный, — увидишь их ожившими, возмогшими о Господе. Если же захочешь обойтись без них, — одною челюстию ос-лею — смирением — поразишь иноплеменников. Верою возвеличь в себе Бога и Он возвеличит тебя безстрастием и духовным разумом» (Игнатий (Брянчанинов), свт. Письмо 141 // Его же. Письма о христианской жизни (555 писем). Минск, 2004. С. 225).

120 Кирилл (Зинковский), иером. Некоторые аспекты христианской аскезы в век информацион-

обретения Личного Бога и себя, открывается Божественным энергиям. Ипо-стасная открытость Богу действием нетварных энергий приводит к познанию любви Божией. Любовь Божия как «нетварная жизненная энергия Божества»121 «чрез веру зарождается в сердце, и ум поставляется пред новым внутренним событием. Пламя сей Любви привлекает всецело ум в сердце, и. он сливается с сердцем во-едино и созерцает Бытие во Свете Божественной Любви. Человек становится "целым": исцеленным»122, по-новому познает себя и окружающую действительность, ему открывается, «что познание это есть общение в бытии... и прежде всего в любви»123.

Напоминая о свободно-личностном характере аскезы и самого умно-сердечного делания, о. Софроний призывает нас к подвигу смирения и предлагает не торопиться в достижении «высоких устроений», поскольку в лицезрение Бога человек возводится действием Божественной благодати124. В то же время видение Бога в умно-сердечной молитве определяется им «нормальным», т. е. необходимым для нас, «религиозным состоянием человеческого духа»125. По принятии первых волн благодатных энергий Бога подвижнику предстоит много потрудиться, чтобы приобрести навык хранения их, в памяти о том, что «одно смирение может спасти человека, и одной гордости достаточно, чтобы свести в адскую тьму»126.

Осознание многоипостасного единства человечества по образу Святой Троицы становится для подвижника призванием к особому роду молитвы — ипостасной молитве за всего Адама и все человечество127, связанной с открытием неповторимости и великой вечной ценности каждой человеческой личности. Учителем такой молитвы стал для о. Софрония преподобный Силуан: «Молю Тебя, Милостивый Господи, дай всему народу от Адама до конца веков познать Тебя, что Ты благ и милостив, да насладятся все народы миром Твоим

ных войн // Актуальные вопросы церковной науки: научный журнал. СПб., 2019. № 2. С. 242251, здесь: с. 247.

121 Софроний (Сахаров), архим. О молитве. С. 80.

122 Софроний (Сахаров), архим. Видеть Бога как Он есть. С. 209.

123 Софроний (Сахаров), архим. Беседа с семьей // Его же. Письма в Россию. Эссекс; М., 1997. С. 7-41, здесь: с. 23.

124 Софроний (Сахаров), архим. Подвиг богопознания. Письма с Афона (к Д. Бальфуру). СТСЛ, 2010. С. 302.

125 Софроний (Сахаров), иером. Преподобный Силуан Афонский. С. 126.

126 Софроний (Сахаров), архим. Видеть Бога как Он есть. С. 22; Его же. Таинство христианской жизни. С. 23.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

127 См.: Павлова Л. П. Единство природно-личностной онтологии человека по образу триединого Бога по учению архим. Софрония (Сахарова) // Сб. мат-лов XIX Свято-Троицких еже-годн. междунар. академических чтений в Санкт-Петербурге 29 мая — 1 июня 2019 г. / отв. ред. Д. В. Шмонин. СПб., 2019. С. 79-87, здесь: с. 81-82.

и да видят все свет лица Твоего»128. Молитва за всего Адама становится призванием и уделом святых подвижников, осознающих живое единство человечества и достигших кенотического образа бытия по примеру Христа, опытно познавших, что «в этом чудном единстве каждый, в каком-то смысле, внутри своей ипостаси является центром всего: все и всё — для него. Он же все свое и всего себя отдает для всех и каждого»129.

Ревностный служитель Божественной литургии, как отражения «живого предстояния перед Вечным и Живым Богом»130, о. Софроний особенно относился к литургической молитве, также именуя ее ипостасной молитвой131 за всего Адама, по подобию Гефсиманской молитвы Христа. Старец воспринимал Литургию как «объемлющую собою <...> все планы нашего бытия в его обращенности к Богу»132, а литургическую молитву вкупе со святым Причастием называл «полнотой» христианской аскетической жизни, но одновременно и одной из «тягостных» молитв133, утверждая необходимость «ее жить и разуметь»134. Созерцая в литургической молитве важнейшие события мировой истории — «начало» мира и Божественный Совет Святой Троицы, падение праотцев и искупительный кенотический подвиг Бога Сына, Его Воскресение и Вознесение, ниспослание Духа Святого и ожидание Второго Пришествия, мы призваны все глубже познать «сокровенную тайну распятия любви Божией»135.

Молясь за все человечество, преподобный Силуан молится и за врагов, и о. Софроний открывает величие и значение этой молитвы, признавая ее высшим выражением аскетического делания и условием продолжения земной истории: «Молитву за врагов и за весь мир он ощутил, как вечную жизнь, как Божественное действие в душе человека, как несозданную благодать и дар Святого Духа; и. как скоро не станет на земле. хотя бы отдельных носителей этой благодати, так кончится земная история, и никакая человеческая наука, ни культура не предотвратят этой гибели»136.

128 Силуан Афонский, прп. Писания старца Силуана. C. 312.

129 Софроний (Сахаров), архим. Завещание. C. 327.

130 Софроний (Сахаров), архим. Молитвенное приношение. Предисловие // Сайт «Азбука веры». URL: https://azbyka.rU/otechnik/Sofronij_Saharov/molitvennoe-prinoshenie-startsa-sofronija/#0_1 (дата обращения: 10.08.2020).

131 Софроний (Сахаров), архим. Видеть Бога как Он есть. С. 267.

132 Софроний (Сахаров), архим. Молитвенное приношение. Предисловие.

133 Софроний (Сахаров), архим. Видеть Бога как Он есть. С. 268.

134 Софроний (Сахаров), архим. Молитвенное приношение. Предисловие.

135 Софроний (Сахаров), архим. Видеть Бога как Он есть. С. 277.

136 Софроний (Сахаров), иером. Преподобный Силуан Афонский. С. 222.

Заключение

«От маленьких вещей переходите к беспредельному!»137

«Как я хочу, чтобы вы все были поэтами»138, — эти слова о. Софрония относятся к устроению всей нашей христианской жизни и христианской аскетики. Благовестием Христа мы воспринимаем вдохновение жизни вечной, «которое никогда не умаляется», «о котором Он говорит как об огне (см.: Лк 12. 49)» 139, и которое мы призваны сохранить. Христианская аскеза открывается для нас глазами о. Софрония как творческий свободно-разумный подвиг хранения Божественного вдохновения ради достижении личностного христианского совершенства140 посредством постепенного деятельного преодоления падшего состояния человеческого естества на пути бого- и самопознания.

В основу христианского аскетического подвига о. Софроний полагает глубокие личностные отношения человека с Богом, покоящиеся в колыбели абсолютной свободы. Отсутствие механистичности в синергийном гносеологическом процессе делает динамику аскезы фактически несводимой к природной составляющей и к законам «мира сего». Необходимое условие аскезы — личное смирение подвижника. О. Софроний прозревает в откровении о безотчаянном, уповательном содержании ума «во аде» истину об ипостасном кенозисе как естественной составляющей пути богопознания.

Суть христианского аскетического подвига о. Софроний видит в восстановлении внутреннего личностного и общечеловеческого единства. В «непрестанном предстоянии Абсолютному Богу»141, Высшему Первому Уму в умно-сердечной «чистой молитве» за всего Адама мы призваны восстановить в себе целостность и «полноту в единстве духа, души и тела» и реально пережить единство всего человечества142.

Источники

1. Macarius Aegyptus. ИошШае // РС 34. Со1. 448-821.

2. Дорофей, авва, прп. Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. М., 2010.

137 Софроний (Сахаров), архим. Беседа 24: Как я хочу, чтобы вы все были поэтами // Его же. Духовные беседы. Т. 1. С. 257-263, здесь: с. 263.

138 Там же. С. 257.

139 Софроний (Сахаров), архим. Беседа 16. С. 183.

140 Софроний (Сахаров), архим. Об основах православного подвижничества.

141 Софроний (Сахаров), архим. Таинство христианской жизни. С. 21.

142 Там же. С. 228.

3. Игнатий (Брянчанинов), свт. Письма о христианской жизни (555 писем). Изд. 3-е. Минск, 2004.

4. Иоанн Лествичник, прп. Лествица, возводящая на небо. М., 2013.

5. Иустин (Попович), прп. Собрание творений / пер. с сербского С. Фонова. В 5 т. М., 2004-2007. Т. 1.

6. Серфим Саровский, прп. Беседа преп. Серафима Саровского о цели христианской жизни // Поучения и беседы преподобного Серафима Саровского. М., 1997. С. 195-272.

7. Силуан Афонский, прп. Писания старца Силуана // Софроний (Сахаров), иером. Преподобный Силуан Афонский. Минск, 2001. C. 271-470.

8. Софроний (Сахаров), архим. Видеть Бога как Он есть. Свято-Троицкая Сергиева лавра; Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, 2011.

9. Софроний (Сахаров), архим. Духовные беседы: в 2-х т. Эссекс; М., 2003. Т. 1.

10. Софроний (Сахаров), архим. Молитвенное приношение // Сайт «Азбука веры». URL: https://azbyka.rU/otechnik/Sofronij_Saharov/molitvennoe-prinoshenie-startsa-sofronija/#0_1 (дата обращения: 10.08.2020).

11. Софроний (Сахаров), архим. О догматических основах православной аскетики // Его же. О молитве. СПб., 2003. C. 252-259.

12. Софроний (Сахаров), архим. О молитве. Свято-Троицкая Сергиева лавра; Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, 2010.

13. Софроний (Сахаров), архим. О познании Бога и человека // Его же. Таинство христианской жизни: сборник статей и архивных материалов. The Monastery of St. John the Baptist, 2007. С. 25-28.

14. Софроний (Сахаров), архим. О смирении // Сайт «Русская народная линия». URL: http://ruskline.ru/monitoring_smi/2000/03/01/o_smirenii (дата обращения: 15.05.2018).

15. Софроний (Сахаров), архим. Об основах православного подвижничества // Сайт «Электронная библиотека RoyalLib.com». URL: https://royallib.com/read/saharov_sofroniy/ ob_osnovah_pravoslavnogo_podvignichestva.html#0 (дата обращения: 17.07.2018).

16. Софроний (Сахаров), архим. Подвиг богопознания. Письма с Афона (к Д. Бальфу-ру). 2-е изд. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2010.

17. Софроний (Сахаров), архим. Таинство христианской жизни. Свято-Троицкая Сергиева лавра, Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, 2012.

18. Софроний (Сахаров), иером. Аз есмь. Свято-Троицкая Сергиева лавра; монастырь святого Иоанна Предтечи, 2017.

19. Софроний (Сахаров), иером. Преподобный Силуан Афонский. Минск, 2001.

20. Софроний (Сахаров), архим. Беседа с семьей // Его же. Письма в Россию. Эссекс; М., 1997. С. 7-41.

21. Софроний (Сахаров), архим. Рождение в Царство Непоколебимое. Эссекс; М., 2000.

С. А. Зинковский (иеромонах Мефодий), Л. П. Павлова Литература

1. Амбарцумов Ф. Н. Учение схиархимандрита Софрония (Сахарова) о нетварном Свете и святоотеческое предание: курсовое сочинение. СПбДА: Санкт-Петербургская духовная академия, 2006.

2. Афанасий (Евтич), еп. «Приступит человек, и сердце глубоко» // Сайт «Православие. Ru». URL: https://pravoslavie.ru/sretmon/uchil/evtich1.htm (дата обращения: 19.03.2020).

3. Белов В. Н. Аскетика в русской духовной традиции. Саратов, 2011.

4. Гуревич Л. А. Преподобный Силуан и его ученик архимандрит Софроний. Клин, 2001.

5. Захария (Захару), архим. Пища для монахов. Монастырь Путна, 2013.

6. Захария (Захару), архим. Христос как Путь нашей жизни: введение в богословие старца Софрония (Сахарова). М., 2002.

7. Кирилл (Зинковский), иером. Некоторые аспекты христианской аскезы в век информационных войн // Актуальные вопросы церковной науки: научный журнал. 2019. № 2. С. 242-251.

8. Иерофей (Влахос), митр. Православная психотерапия (святоотеческий курс врачевания души). Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2004.

9. Ларше Ж.-К. Преподобный Силуан Афонский. М., 2015.

10. Литвинова Л. В. Аскетизм // Православная энциклопедия. Т. 3. М., 2001. С. 593-608.

11. Мефодий (Зинковский), иером. Богословие личности в XIX-XX вв. СПб., 2014.

12. Мефодий (Зинковский), иером. Значение добродетели смирения в христианской жизни: курсовое сочинение. СПб.: СПбДАиС, 2002.

13. Мефодий (Зинковский), иером. Об ипостасно-природном характере христианской аскезы // Развитие личности. 2015. № 1. С. 165-179.

14. Мефодий (Зинковский), иером.; Кирилл (Зинковский), иером.; Баразенко К. В. Догматы веры и высшая нервная деятельность // Вестник психотерапии. 2017. № 63 (68). С. 95-112.

15. Николай (Сахаров), иерод. Основные вехи богословского становления архимандрита Софрония (Сахарова) // Церковь и время. 2011. № 3 (16). С. 229-270.

16. Павлова Л. П. Единство природно-личностной онтологии человека по образу триединого Бога по учению архимандрита Софрония (Сахарова) // Сборник материалов XIX Свято-Троицких ежегодных международных академических чтений в Санкт-Петербурге 29 мая — 1 июня 2019 г. / отв. ред. Д. В. Шмонин. СПб., 2019. С. 79-87.

17. Рафаил (Нойка), иером. «Живи мя по словеси Твоему». Духовные беседы / пер. с англ. иером. Доримедонта (Литовко). Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2014.

18. Снытко Е. А. Духовно-нравственное воспитание личности в свете учения схиархимандрита Софрония (Сахарова) / дисс. ... магистра педагогики. РГПУ им. Герцена, 2016.

19. Liddel H., Scott R. A Greek-English Lexicon. Oxford, 1996.

20. Rytsar R. The kenotic theology of Anthony Bloom metropolitan of Sourozh (1914-2003) in anthropological perspective. Canada: Ottawa, 2012. Режим доступа: URL: https://ruor.uottawa. ca/bitstream/10393/22756/1/Rytsar_Roman_2012_thesis.pdf (дата обращения: 12.03.2020).

Hieromonk Methody (Zinkovskiy), Lyudmila P. Pavlova

ascetic feat of a christian as a method of gnoseology (according to works of archim. sophrony (sakharov))

Abstract. The basic notion of the theological system of archim. Sophrony (Sakharov) is the personality of God, the Source of all that exists and especially of human existence, conforming in the personal nature of being to its Creator. The personal ascetic endeavor of a Christian is seen by Fr. Sophrony as a necessary condition for the process of God-knowledge and self-understanding within the development of hypostatic-natural relations with the Triune God. Archim. Sophrony focuses on the absolute hypostatic freedom of God, which does not force anyone, but not compelled itself by any external asceticism. The knowledge of God via perception of uncreated divine energies occurs when a person's free will is actualized in ascetic activity. According to Fr. Sophrony one of the most important aspects of ascetics is reflected via revelation given to St. Silouan: 'keep your mind in hell and do not despair'. The paradox of this maxim is that personal awareness of one's inner hell becomes the necessary condition for the rebirth and transformation of human personality. Proceeding to the foundation of the inverted 'pyramid of humanity' in order to unite with the crucified Christ and experiencing the principle of self-humiliation, the ascetic ascends to the level of 'resemblance to Christ'. Fr. Sophrony describes the patristic 'culture of the heart, overshadowed by the cult of 'pure' intellect which is widespread in the world today. It is the heart that represents the integrating center of personality, the main tool of God's knowledge, and assimilates the divine energy as a transforming force. The basis of this culture of the heart is the person of Christ — the center and measure of being. An essential aspect of personal communication with God is the harmonious inner unity of mind and heart, as well as the unity with one's own kind achieved by mind-heart prayer, which Fr. Sophrony finds to be the peak of all ascetic deeds. The theologian recognizes the humility of our personality, in non-daring stand before God in consciousness that all knowledge is possible only within the framework of the most subtle personal quest of communication, to be a necessary condition for the ascetic endeavor of knowledge of God and of our self.

Keywords: asceticism, knowledge of God, self-knowledge, person, Christ, the Holy Trinity, uncreated energies, hypostatic will, irreducibility of the person to nature, freedom, apophaticism, kenosis, humility, culture of the heart, mind-heart prayer, integrity of person, unity of humanity.

Citation. Zinkovskiy S. A., Pavlova L. P. Asketicheskii podvig khristianina kak metod gnose-ologii (po trudam arkhim. Sofroniia (Sakharova)) [Ascetic Feat of a Christian as a Method of Gnoseology (According to Works of Archim. Sophrony (Sakharov))]. Vestnik Ekaterinburg-skoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2021, no. 33, pp. 129-152. DOI: 10.24412/2224-5391-2021-33-129-152

About the authors. Methody (Zinkovskiy Stanislav Anatolievich), Hieromonk — Dr. Hab. (Theology), PhD (Engineering), Associate Professor of Theology at the Russian Christian Academy for the Humanities (Russia, Saint Petersburg). E-mail: m.zink@yandex.ru

C. A. 3MHKOBCKMM (uepoMOHax Me^ogMM), fl. n. naBHOBa

Pavlova Lyudmila Petrovna — Master of Theology, postgraduate student at the Russian Christian Academy for the Humanities (Russia, Saint Petersburg). E-mail: milka_pv2007@mail.ru

Submitted on 10 April, 2020 Accepted on 15 September, 2020

References

1. Afanasii (Evtich), ep. «Pristupit chelovek, i serdtse gluboko». Available at: https://pravosla-vie.ru/sretmon/uchil/evtich1.htm (accessed: 19.03.2020).

2. Ambartsumov F. N. Uchenie skhiarkhimandrita Sofroniia (Sakharova) o netvarnom svete i sviatootecheskoe predanie [Archimandrite Sophrony (Sakharov)'s Teaching on Uncreated Light and the Patristic Tradition: PhD-thesis]. Saint Petersburg, 2006. Unpublished.

3. Belov V. N. Asketika v russkoi dukhovnoi traditsii [Asceticism in the Russian Spiritual Tradition]. Saratov, 2011.

4. Dorofei, prp. Prepodobnogo ottsa nashego avvy Dorofeia dushepoleznye poucheniia i po-slaniia s prisovokupleniem voprosov ego i otvetov na onye Varsanufiia Velikogo i Ioanna Pro-roka [The Venerable Father of Ours Abba Dorotheus' Edifying Teachings and Messages with the Addition of His Questions and Answers to Those by Varsanufy the Great and John the Prophet]. Moscow, 2010.

5. Gurevich L. A. Prepodobnyi Siluan i ego uchenik arkhim. Sofronii [The Reverend Monk Si-louan and His Disciple Archimandrite Sophrony]. Klin, 2001.

6. Hierotheos (Vlachos), met. Pravoslavnaiapsikhoterapiia (sviatootecheskii kurs vrachevaniia dushi) [Orthodox Psychotherapy (The Holy Fathers' Course of Healing of the Soul)]. Holy Trinity Sergius Lavra, 2004.

7. Ignatii (Brianchaninov), svt. Pis'ma o khristianskoi zhizni (555 pisem) [Letters on the Christian Life (555 letters)]. Minsk, 2004.

8. Ioann Lestvichnik, prp. Lestvitsa, vozvodiashchaia na nebo [Stairway to Heaven]. Moscow, 2013.

9. Iustin (Popovich), prp. Sobranie tvorenii: v 5-ti t. [Collection of Works: in 5 vols.]. Transl. by S. Fonov. Moscow, 2004-2007, vol. 1.

10. Kirill (Zinkovskiy), ierom. Nekotorye aspekty khristianskoi askezy v vek informatsion-nykh voin [Some Aspects of Christian Asceticism in the Age of Information Wars]. Aktual'nye voprosy tserkovnoi nauki: nauchnyi zhurnal — Current Issues of Church Science: Scientific Journal. Saint Petersburg, 2019, no. 2, pp. 242-251.

11. Larchet J.-C. Prepodobnyi Siluan Afonskii [Saint Silouan of Athos]. Moscow, 2015.

12. Liddel H., Scott R. A Greek-English Lexicon. Oxford, 1996.

13. Litvinova L. V. Asketizm [Asceticism]. Pravoslavnaia entsiklopediia — Orthodox Encyclopedia. Mocow, 2001, vol. 3, pp. 593-608.

14. Macarius Aegyptus. Homiliae. PG 34, cols. 448-821.

15. Methody (Zinkovskiy), ierom. Bogoslovie lichnosti vXIX-XX vv. [Theology of Personality in the 19th-20th Centuries]. Saint Petersburg, 2014.

16. Methody (Zinkovskiy), ierom. Ob ipostasno-prirodnom kharaktere khristianskoi askezy [On the Hypostatic and Natural Character of Christian Asceticism]. Razvitie lichnosti — Personal Development, 2015, no. 1, pp. 165-179.

17. Methody (Zinkovskiy), ierom. Znachenie dobrodeteli smireniia v khristianskoi zhizni: kursovoe sochinenie [Significance of the Virtue of Humility in Christian Life: PhD-thesis]. Saint Petersburg Theological Academy, 2002.

18. Methody (Zinkovskiy), ierom.; Kirill (Zinkovskiy), ierom.; Barazenko K. V. Dogmaty very i vysshaia nervnaia deiatel'nost' [The Doctrines of the Faith and Higher Nervous Activity]. Vestnik psikhoterapii — Bulletin of Psychotherapy, 2017, no. 63 (68), pp. 95-112.

19. Nikolai (Sakharov), ierod. Osnovnye vekhi bogoslovskogo stanovleniia arkhimandrita Sofroniia (Sakharova) [The Key Milestones of Archimandrite Sophrony (Sakharov)'s Theological Formation]. Tserkov' i vremia — Church and Time, 2011, no. 3 (16), pp. 229-270.

20. Pavlova L. P. Edinstvo prirodno-lichnostnoi ontologii cheloveka po obrazu triedinogo Boga po ucheniiu arkhim. Sofroniia (Sakharova) [The Unity of the Natural-Personal Ontology of Man in the Image of the Triune God According to the Teaching of Archim. Sophrony (Sakharov)]. Sbornik materialov XIX Sviato-Troitskikh ezhegodnykh mezhdunarodnykh aka-demicheskikh chtenii v Sankt-Peterburge 29 maia — 1 iiunia 2019 g. [Collection of Materials of the 19-th Holy Trinity Annual International Academic Readings in Saint Petersburg May 29 — June 1, 2019]. Saint Petersburg, 2019, pp. 79-87.

21. Rafail (Noika), ierom. Zhivi mia po slovesi Tvoemu. Dukhovnye besedy [Enliven Me According to Thy Words. Spiritual Conversations]. Transl. by hierom. Dorimedont (Litovko). Holy Trinity Sergius Lavra, 2014.

22. Rytsar R. The Kenotic Theology of Anthony Bloom Metropolitan of Sourozh (1914-2003) in Anthropological Perspective. Canada: Ottawa, 2012. Available at: https://ruor.uottawa.ca/ bitstream/10393/22756/1/Rytsar_Roman_2012_thesis.pdf (accessed: 12.03.2020).

23. Serafim Sarovskii, prp. Beseda prep. Serafima Sarovskogo o tseli khristianskoi zhizni [Conversation of Reverend Seraphim of Sarov on the Purpose of the Christian Life]. Pouche-niia i besedy prepodobnogo Serafima Sarovskogo [Teachings and Conversations of St. Seraphim of Sarov], Moscow, 1997, pp. 195-272.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Siluan Afonskii, prp. Pisaniia startsa Siluana [The Writings of Elder Silouan]. Sophrony (Sakharov), ierom. Prepodobnyi Siluan Afonskii [St. Silouan of Athos]. Minsk, 2001, pp. 271470.

25. Snytko E. A. Dukhovno-nravstvennoe vospitanie lichnosti v svete ucheniia skhiarkhiman-drita Sofroniia (Sakharova) [Spiritual and Moral Education of a Person in the Light of Teaching of Schiarchimandrite Sophrony (Sakharov)]. Master-thesis. Saint Petersburg, Herzen Pedagogical University, 2016.

26. Sofronii (Sakharov), arkhim. Beseda s sem'ei [Conversation with the Family]. Idem. Pis'ma v Rossiiu [Letters to Russia]. Essex; Moscow, 1997, pp. 7-41.

27. Sofronii (Sakharov), arkhim. Dukhovnye besedy: v 21. [Spiritual Conversations: in 2 vols.]. Essex; Moscow, 2003, vol. 1.

28. Sofronii (Sakharov), arkhim. Molitvennoe prinoshenie [Prayer Offering]. Available at: https://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Saharov/molitvennoe-prinoshenie-startsa-sofroni-ja/#0_1 (accessed: 10.08.2020).

29. Sofronii (Sakharov), arkhim. O dogmaticheskikh osnovakh pravoslavnoi asketiki [On the Dogmatic Foundations of Orthodox Asceticism]. Idem. O molitve [On Prayer]. Saint Petersburg, 2003, pp. 252-259.

30. Sofronii (Sakharov), arkhim. O molitve [On Prayer]. Holy Trinity Sergius Lavra; Monastery of St. John the Baptist, 2010.

31. Sofronii (Sakharov), arkhim. O poznanii Boga i cheloveka [On the Knowledge of God and Man]. Idem. Tainstvo khristianskoi zhizni. Sbornik statei i arkhivnykh materialov [Mystery of the Christian Life]. The Monastery of St. John the Baptist, 2007, pp. 25-28.

32. Sofronii (Sakharov), arkhim. O smirenii [About Humility]. Available at: http://ruskline.ru/ monitoring_smi/2000/03/01/o_smirenii (accessed: 15.05.2018).

33. Sofronii (Sakharov), arkhim. Ob osnovakh pravoslavnogo podvizhnichestva [About the Basics of Orthodox Asceticism]. Available at: https://royallib.com/read/saharov_sofroniy/ ob_osnovah_pravoslavnogo_podvignichestva.html#0 (accessed: 17.07.2018).

34. Sofronii (Sakharov), arkhim. Podvig bogopoznaniia. Pis'ma s Afona (k D. Bal'furu) [Feat of the Knowledge of God. Letters from Athos (to D. Balfour)]. Holy Trinity Sergius Lavra, 2010.

35. Sofronii (Sakharov), arkhim. Rozhdenie v Tsarstvo Nepokolebimoe [Birth to the Unshakable Kingdom]. Essex; Moscow, 2000.

36. Sofronii (Sakharov), arkhim. Tainstvo khristianskoi zhizni [Mystery of the Christian Life]. Holy Trinity Sergius Lavra; Monastery of St. John the Baptist, 2012.

37. Sofronii (Sakharov), arkhim. Videt'Boga kak On est' [We Shall See Him As He Is]. Essex, 1985.

38. Sofronii (Sakharov), ierom. Az esm' [I am the Lord thy God]. Holy Trinity Sergius Lavra; Monastery of St. John the Baptist, 2017.

39. Sofronii (Sakharov), ierom. Prepodobnyi Siluan Afonskii [St. Silouan of Athos]. Minsk, 2001.

40. Zakhariia (Zakharu), arkhim. Khristos kak Put' nashei zhizni: vvedenie v bogoslovie startsa Sofroniia (Sakharova) [Christ as the Way of Our Life: An Introduction to the Elder Sophrony (Sakharov)'s Theology]. Moscow, 2002.

41. Zakhariia (Zakharu), arkhim. Pishcha dlia monakhov [Food for the Monks]. Putna Monastery, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.