том 1
2019
К
Е ИССЛЕДОВАНИЯ
О Ч О
В
Н УДК 113
Богословие личности и динамическая теория материи
О Иеромонах Мефодий (Зинковский), иеромонах Кирилл (Зинковский) Оч
С Русская христианская гуманитарная академия,
Российская Федерация, 191011, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 15
О
РР Для цитирования: Иеромонах Мефодий (Зинковский), иеромонах Кирилл (Зинковский). Богословие личности и динамическая теория материи // Вопросы теологии. 2019. Т. 1, № 1. С. 8-19. http://doi.org/10.21638/spbu28.2019.102
Статья посвящена рассмотрению динамической теории материи в свете святоотеческого учения. Отправными положениями являются утверждения о единстве ипоста-сно-природной онтологии в Боге и человеке, о единстве материи и фокусном положении личности человека в динамике мира. Связь и единство ипостасного и природного начал позволяет через привлечение важнейших понятий богословия личности, таких как логос (\оуо;), тропос (тропо;), произволение (прошреак;), а также энергия ^¿руею) и сила (5ота|л;), определить основные положения динамической теории материи в ее святоотеческом понимании. Материя является одновременно «материалом» и «учителем» для человеческой личности, отражая в своей динамике характер личностных процессов и отношений человека с Богом и себе подобными. Святоотеческая мысль связывает позитивный или негативный характер динамики материи с движением к Богу, предначертанным в Божественных логосах, или от Него. Причиной искажения динамики стало грехопадение прародителей, в корне которого лежало растление произволения, направление его к идолопоклонническому наслаждению вследствие недоверия Богу и гордости. Воскресшая Плоть Христа — исходная точка движения материи к обожению. В преображенной телесности Христа все человеческое естество обрело потенцию безусловных бессмертия и нетления в отличие от телесности первозданного Адама, в которой тление и смерть существовали как возможность. В Воскресении Христовом человеческое естество получило новые логосы воскресения и нетления, реализация которых связана с тропосом, зависящим от направленности произволения. Путь к обожению, открытый для нас Христом, совершается в церкви через участие в таинствах и аскетическое делание и предполагает восстановление задуманной Богом иерархичности человеческого естества, где ум занимает главенствующее положение. Человек призван через исцеление произ-
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2019 © Общецерковная аспирантура и докторантура
им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2019
http://doi.org/10.21638/spbu28.2019.102
8
воления и укоренение в добродетелях, содействием нетварных Божественных энергий, привести материю мироздания к обожению, которое окончательно совершится в конце времен.
Ключевые слова: материя, личность, грехопадение, Христос, Воскресение, произволение, логосы, тропос, Божественные энергии, таинства, аскеза, иерархичность, обожение.
Понятие о динамической теории материи у мыслителей XX в.
Понятие о динамической теории материи получило распространение в русской философии с начала XX в. Упоминая эту теорию, русский философ Николай Лосский, с одной стороны, говорит о динамике движения материи и определяет ее как «подвижное реальное», а с другой — рассматривает материю как некое органическое целое1. Современник Н. Лосского Борис Вышеславцев, рассуждая о материи, употребляет термин «энергетизм» и утверждает, что «сила, движение, динамизм составляют сущность материи»2.
Представление о динамической теории материи, вытекающее из святоотеческого богословия, принадлежит крупнейшему богослову XX в. Владимиру Лосскому. Как и его отец Николай Лосский, он связывает эту теорию с учением о единстве мира, пребывающем в движении и изменении. По его замечанию, «динамическая теория материи... объясняет как изменение, происшедшее в первоначальной природе после грехопадения, так и воскресение тел. Элементы материи переходят из одного тела в другое таким образом, что вселенная представляет собою единое тело»3. Вл. Лосский опирается на учение о материи святителя Григория Нисского, согласно которому «все существует одно в другом, и все вещи взаимно друг друга поддерживают, ибо претворяющая сила в некоем вращении заставляет беспрестанно переходить одни земные элементы в другие, чтобы привести их снова к их исходной точке»4.
В данной статье мы попробуем развить эти представления о материи и связать их с важнейшими положениями богословия личности.
Динамическая теория материи понимается здесь следующим образом: видение материи (1) как единой и «отчасти» воипостасной5 и (2) как вполне подчиненной ^^ Творцу и подлежащей подвластности со стороны личности человека. Воипостасная материя составляет единую онтологию с совокупностью человеческих личностей. ^^ Остальная масса материи, являясь неким продолжением воипостасной своей части, также призвана к участию в гармонии сотворенного бытия, ответственность за которую от начала творения несут Адам и его потомки. ^
Исходя из сообразности Адама Богу, православное богословие видит основу ^ ^ равновесия между единством и множественностью именно в человеческой личности. Неделимым «атомом» бытия выступает в святоотеческом дискурсе ипостась Адама. Материя же во всех ее формах и видах, понимаемая как все многообразие
К
Е
О О
Рч
1 Лосский Н. О. Материя в системе органического мировоззрения. М.: Изд-во Г. А. Лемана
и С. И. Сахарова, 1918. С. 8. ^^
2 Вышеславцев Б. П. Философская нищета марксизма // Вышеславцев Б. П. Сочинения. М.: Раритет, 1995. С. 46.
3 Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви // Богословские труды. 1972. № 8. С. 56. том 1
4 Там же. С. 56-57.
5 Частично воипостазированная, входящая в состав природы человека, частично призванная
быть «продолжением» тела человека, продолжением воипостазированной своей части. № 1
м
том 1
2019
s
№1 сотворенного «из ничего» вещества, несет в себе прежде всего начало единства. Это видно и из библейского повествования о неоформленном состоянии первозданного 2019 вещества, ставшего исходным материалом для последующих творческих деяний Творца. Здесь мы согласимся с мыслью Н. О. Лосского о превосходстве принципа органического единства над множественностью в бытии безличной материи. Для нас это превосходство принципа единства над множественностью в чисто материальном ^^ аспекте представляется важным прежде всего с антропологической точки зрения. ^^ Через ипостась человека — неделимый «атом» бытия — согласно замыслу Творца, |~н призвана обожиться и освятиться материя мироздания, пребывающая в таинствен-^^ ном единстве и многообразных формах.
Одна из важных идей православного богословия — идея о единстве ипостас-^ но-природной онтологии, о неразрывной связи личного и природного начал в Боге ^^ и в человеке. Связь и единство ипостасного и природного начал позволяет — через нР привлечение важнейших понятий богословия личности, таких как логос (ЛОуос;), О тропос (тропо;), произволение (прошреак;), а также энергия ^еруею) и сила ^^ (бшацк;), — выявить основные положения динамической теории материи в ее свя-Рц тоотеческом понимании.
Д Понятие произволение (лроа£реак;) будет рассматриваться как связанное с по-
^^ нятием личности; энергия (¿■уеруею) — как проявление сущности в противовес по-рр пулярным в последнее столетие антиэссенциальным тенденциям в философии науки и богословии, т. е. как познанная, точнее, воспринятая «часть» сущности; сила (бшацк;) — как потенциальная способность проявления энергии сущности.
Характер направленности движения материи и роль ипостасного начала в нем
Святоотеческое богословие позволяет говорить о возможности как позитивной, так и негативной динамики изменения материи, связывая характер этой динамики с движением к Богу или от Него. В рамках единой ипостасно-природной онтологии ипостасное начало видится отцами церкви как субъект действий: и в отрицательной динамике воипостасной материи, и в ее положительной динамике, т. е. на пути освящения и обожения.
В христианском видении материя предстает динамичной, оживотворенной «светоносной семенной» силой (бггуацк;)6, которую Бог ввел как потенциальную способность для участия в развитии, задаваемом личностью Бога и человека. В отличие от естественного для природных процессов закона кругового превращения стихий, здесь речь идет о том, что материя под действием Божественной благодати, посредником которой является Адам, призвана к восстановлению первоначальной гармонии и красоты, к приобретению новых свойств, характерных для обоженного состояния.
Святоотеческая мысль касается таких вопросов, как характер изменения материи в грехопадении праотцев, в человеческом естестве воскресшего Христа, в нашем естестве в результате приобщения к таинствам церкви, в аскетическом подвиге, а также вопросов об иерархичности человеческого естества и о значении произволения в движении материи к обожению.
6 См., напр.: Gregorius Nyssenus. Hexaemeron // Patrologiae cursus completus (series Graeca) (PG): in 161 t. / ac J.-P. Migne. Paris: J.-P. Migne editorem, 1863. T. 44. Col. 77-78; Григорий Нисский, свт. О шестодневе // Григорий Нисский, свт. Творения: в 8 ч. М.: Тип. Готье, 1861-1872. Ч. 1. С. 16-17.
Изменение свойств материи в грехопадении праотцев
Все сотворенное Богом было «добро зело» (Быт 1:31), изначально имея уникальные логосы (А.оуо;), ведущие в вечную жизнь и нетление и заключенные в Логосе Божественном. Логосы, или замыслы Творца о творении, являются теми скрепами, посредством которых, согласно Божиему Промыслу, существует мир. В соответствии с логосами, обожение есть истинное предназначение всего созданного Богом, а личность человека играет в этом процессе ключевую роль. Преподобный Максим Исповедник, в частности, говорит о существовании логоса вечного бла-гобытия каждого человека, причем замысел нашего благобытия связан напрямую с конечной целью Промысла — достижением богоподобия.
Причиной искажения той динамики материи, которая заложена в Божественных логосах, причиной изменения ее направленности — к разрушению и тлению — стало грехопадение прародителей человеческого рода. «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» (Прем 2:24).
Искажение динамики целостного ипостасно-природного бытия первых людей произошло в результате нарушения их личностной связи с Богом через непослушание Ему. Они устремились к материальному без и помимо Бога. По слову преподобного Максима, Адам «паче Бога принял чувство... предлагающее [ему] плод запрещенного древа. и соделав предложенное начатком пищи, он плодом этим изменил жизнь, создав себе самому живую смерть на весь срок настоящего времени»7.
Грехопадение Адама и Евы было прежде всего личным, или ипостасным, действием, но оно сказалось на всем духовно-телесном составе человеческого естества и на всем окружающем мире. Материя, предназначенная Богом для нетления и для | \ | служения благобытию человека, сама по себе не имела «никакого основания [ло- [ | госа] как для сверхъестественного, так и для противоестественного»8, т. е. как для ^^ обожения, так и для тления, но всецело зависела от произволения человеческой ипостаси.
Когда Адам, предназначенный быть связующим звеном тварного и Божественного миров, в своем грехопадении отвернулся от Бога и устремился к чувственно-
я
о Ё
му, материя открылась для него вне Бога как неизбежно приносящая тление. Такое состояние материи, возникшее как результат умаления благодати Святого Духа и дара жизненных сил, можно определить как тленное и противоестественное по отношению к изначальному замыслу Бога.
В корне грехопадения человека лежало растление его свободного произволе- ^^ ния, изменение его направленности — не к Богу и к доброделанию, а к идолопо- Рц клонническому чувственному наслаждению, что было следствием недоверия Богу ^^ и пагубной гордости. ^^
РР
о
7 Максим Исповедник, преп. Трудности к Иоанну 38 // Максим Исповедник, преп. О различных недоумениях у святых Григория и (Амбигвы). М.: Ин-т философии, теологии и истории св. апостола том1 Фомы, 2006. С. 135 (РС 91: 1156 С). 2019
8 Максим Исповедник, преп. Богословско-полемические сочинения / пер. Д. А. Черноглазова
и А. М. Шуфрина. Св. гора Афон; СПб.: Изд-во РХГА, 2014. С. 445 (РС 91: 236 С). №1
№1 Воскресение Христа как начало движения материи
в вечную жизнь
том 1
2019
К
Святоотеческая мысль говорит о плоти Богочеловека Христа как исходной точке изменения динамики естества человека и всего мироздания, а значит, и ма-Цн терии. Сын Божий в воплощении воспринял в Свою предвечную Ипостась «тело, р г созданное и человеческое, чтобы Ему, как Зиждителю, обновив это тело, обожить ф его в Себе (^акатаа; ¿V еаитф беопо^ац) и, таким образом, всех нас, по подобию |-н Своего тела, ввести в небесное царство»9.
^^ В Воплощении телесность Христа была обоженной уже вследствие ипостасно-
го соединения Божественной и человеческой природ, но ее свойства качественно г | изменились после совершения домостроительства спасения человека и Воскре-| ^ сения Христа. Несмотря на предрешенность Воскресения на Предвечном Совете Святой Троицы, это изменение телесности не имело механического характера. Воскресение было осуществлено в земной жизни Христа через Его свободное личное ^^ произволение, находящееся в гармоничном согласии с Божественной волей всей р | Святой Троицы.
В преображенной телесности Христа все человеческое естество обрело потен-^^ цию безусловного бессмертия и нетления, в отличие от телесности первозданного рр Адама, в которой тление и смерть существовали как возможность. Воскресшее тело Христово имело свойства обычного человеческого тела (Лк 24:39), зримого и осязаемого, со следами ран, принимающего пищу (Лк 24:39-43; Ин. 20:20), и в то же время свойства совершенно новые. Христос проходил затворенными дверями, в одно мгновение перемещался на большие расстояния, становился невидимым и в завершении пребывания на земле вознесся телом на Небо, т. е. в мир духовный, иноприродный видимой вселенной.
В Воскресении Христовом человеческое естество получило новые логосы воскресения и нетления, в соответствии с которыми для материи человеческой плоти вновь открылся путь к нетлению. Это движение, заложенное Божественным Промыслом в новых логосах воскресения и нетления, происходит действием в человеке нетварных Божественных энергий и призвано к осуществлению — через обновленного человека — во всем окружающем его мире.
Реализация новых логосов, как и возможность превосхождения естества и движения к обожению для человеческих ипостасей, связана с понятием тро-поса (тропо;) как образа действия, зависящего от произволения человеческих ипостасей. Ипостасно направляемый тропос существования в греховном состоянии колеблется и находится в разобщенном состоянии с логосами, заложенными Богом для каждой человеческой личности и в материи, но в состоянии направленности к Богу способствует реализации логосов обожения и нетления как сверхъестественного и уникального ипостасного единства тварной и нетварной природ.
В воскресении тело человека получит обновление и «новый образ существования», в нем упразднятся неуправляемые и потенциально опасные «текучесть и изменчивость»10, которые будут заменены устойчиво-здоровой динамикой по-
9 Афанасий Великий, свт. На ариан слово второе // Афанасий Великий, свт. Творения: в 4 т. М.: Изд-во Спасо-Преображенского монастыря, 1994. Т. 2. C. 353.
10 Флоровский Г., прот. Воскресение мертвых. URL: http://www.odinblago.ru/osnovnoe_ bogoslovie/voskresenie_mertvikh/ (дата обращения: 29.10.2018).
зитивного развития. Ипостасное начало в воскресении будет духовным центром, собирающим воедино и заново формирующим человеческое тело, ибо, по слову Вл. Лосского, «каждый элемент тела "охраняется как стражем"11 разумной способностью души, отмечающей его своей печатью, ибо душа знает свое тело даже тогда, когда его элементы рассыпаны по всему миру. Таким образом, в условиях смертности, после грехопадения, духовная природа души сохраняет некоторую связь с разобщенными элементами тела, которые она сумеет найти по воскресении, для того, чтобы они превратились в "тело духовное" — в наше истинное тело, отличное от грубой телесности — от "кожаных риз", данных Богом Адаму и Еве по грехопадении»12.
Восстановление природы человеческого тела по примеру воскресшего тела Христа в более «легкое и воздушное»13, по мысли святых отцов, является переходом телесной материи в иной, безболезненный и прекрасный образ бытия, а также основой восстановления и умножения первобытной красоты и гармонии всего материального мира14.
Изменение качеств человеческой телесности
в приобщении таинствам церкви и в аскетическом подвиге
Путь человеческого естества к обожению, открытый для нас Христом, начинает совершаться прежде всего в церкви, через участие в таинствах и через аскетическое делание. В таинствах человек верой и любовью «отдает Богу и вводит в область небесного, высвобождает материю, возвращает ее к первичной или к конечной славе и свободе. И материя, освященная этим освобождением, этой пронизанностью Божественной благодатью... возвращаясь к нам, прикосновением, приобщением обновляет нас в той мере, в которой мы способны это вос-принять»15.
Начало движения к обожению человеческое естество получает силою Святого Духа в таинстве крещения, духовно обновляясь в освященной воде купели. Но главным и важнейшим средством распространения обожения на весь человече- ^^ ский род становится Евхаристическое Тело Христа. Единением с бессмертным, воскресшим Телом Христа в таинстве Евхаристии христианин получает благодатные силы и залог своего будущего телесного воскресения.
Способность к усвоению естеством человека даров безусловного нетления и обожения происходит благодаря аскетическим трудам и жизни по заповедям, когда через усилие над своим естеством, повторяя тропосы земного существования Христа, христианин усвояет дары обожения своей природы.
Освящение и преображение человеческой природы не может происходить обособленно от ипостасного начала в силу единства ипостасно-природной онтологии. Любое аскетическое делание, призванное преобразить полноту при- Рч роды человека, от ума до телесного естества, через приобщение Божественным | | энергиям управляется ипостасным центром человека и направлено к личному ^^
11 Gregorius Nyssenus. Dialogus de anima et resurrection // PG 46: 76-77. PQ
12 Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. С. 57.
13 «то Xsnrorspov Т£ кш аершбе^» (Gregorius Nyssenus. Dialogus de anima et resurrection том i // PG 46: 108 А). 2019
14 Gregorius Nyssenus. Oratio Funebris de Placilla // PG 46: 877 А.
15 Антоний Сурожский, митр. Человек перед Богом. 2-е изд., доп. М.: Паломник, 2000. С. 253. № 1
НЧ
о
№1 Богу, совершается «ради Христа» (Мф 5:11; Ин 15:21)16, «ради Имени» или «во Имя» Его (Мф 19:29; Мф 24:9; Мк 9:37-41; Мк 13:13; Ин 14:14), «из любви и предан-2019 ности»17 Ему.
К
Иерархичность человеческого естества в движении освящения материи
о
|-н Святоотеческая мысль говорит об иерархичности сотворенного мира и есте-
^^ ства человека. Если все творение находится «под Богом» как Творцом и Причиной всего сущего, то вершину иерархии человеческого естества составляет ум как высшая часть души, «местопребывание личности, престол человече-| | ской ипостаси, содержащей в себе совокупность своего естества — дух, душу и тело»18.
Движение снизу вверх по иерархической лестнице бытия было изначальным ^^ замыслом Творца о человеке. «Человек был сотворен ради того, чтобы он любов-Рц ным томлением взошел к Причине, а затем уже низошел к творениям, но человек не сделал этого, а прежде, чем подняться к Богу, склонился к материи»19. Разложе-^^ ние материи имело причиной «обращение естества к обратному порядку20, когда рр пожелание склоняется не к прекрасному, а к тому, что само имеет нужду в украшающем»21. С целью возвратить направленность человека к Богу как источнику гармонии и красоты в мире стали выявляться онтологические свойства без-образ-ности и неустроенности вещества — через отступление благодати действием Божественного Промысла.
Возвращение первозданной гармонии бытия путем ипостасной и природной направленности движения к Богу предполагает восстановление заданной Богом иерархичности. По отношению ко всему составу человеческой природы ум занимает главенствующее положение как контролирующее и интегрирующее начало. Человеческое естество только тогда бывает в гармонии и несет в себе образ Божий, когда управляется умом, и «разрушается же снова и распадается», когда разлучается «с преобладающим и поддерживающим»22 умственным началом. Именно ум имеет власть принимать решения23, от которых зависит состояние всего человеческого существа. При правильной направленности ума тело занимает подчиненное положение в иерархии человеческого естества: «Когда ум к Богу клонится, тогда имеет тело рабом»24.
16 «Только "Христа ради" делание приносит благодать Духа» (Беседа преп. Серафима Саровского о цели христианской жизни // Поучения и беседы преподобного Серафима Саровского. М.: Правило веры, 1997. С. 212).
17 См. об этом: Coliander T. The Way of the Ascetics. London: Hodder & Stoughton, 1960.
18 Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. С. 105.
19 Maximus Confessor. Quaestiones et dubia 64 // PG 90: 783.
20 «тг|е фйаешс; ярое; то ёцяаА-iv ysvr|Tcu ^ еяютроф^» (Gregorius Nyssenus. De hominis opificio // PG 44: 164 В).
21 Григорий Нисский, свт. Об устроении человека // Григорий Нисский, свт. Творения: в 8 ч. М.: Тип. Готье, 1861-1872. Ч. 1, гл. 12. С. 119.
22 Там же. С. 119.
23 Maximus Confessor. Mystagogia 5 // PG 91: 672 D.
24 Maximus Confessor. Capita de charitate 3. 12 // PG 90: 1020 C.
Божественные энергии
как источник освящения материи
Источником обожения человеческого естества Христа явилась Его Божественная Природа. Для христианина таким источником является дар нетвар-ных Божественных энергий (¿■уеруею). Божественные энергии святые отцы называют самой высшей «частью» человеческого естества, не принадлежащей ему как таковому, но существенно необходимой для полноценной гармонии его естества и движения человека к нетлению. Преподобный Максим использует термин «пер^р^стк»25, употребляемый в христологии для описания общения нетварной энергии, обоживающей человека, с его тварной природой26. Это является дополнительным аспектом иерархического устроения человека, ибо в его иерархии присутствует сверхъестественная составляющая, входящая в тесное общение (лер^шрп^;) с остальными частями его естества.
Преподобный Максим указывает на эту составляющую как на «сверхсущую силу, единственную, способную производить обожение и по благодати ставшую принадлежностью обоженных»27. Это не что иное, как высшие божественные логосы Промысла и предназначения человека, познаваемые им через приобщение ко Христу.
Святой Максим говорит не только о логосе природы человека, но и о «тропосе существования» этой природы, что отражает динамическое видение этой природы. Задавая динамику бытия иерархически устроенной человеческой природы, сам тропос бытия способен и призван непрерывно обогащаться и обновляться. Новый модус бытия ясно связывается преподобным Максимом «с союзом тварной и нет-варной природ»28.
Мы можем говорить о «присущей тварному плотности», но вместе с тем и о «прозрачности тварного» — благодаря присутствию Божественных энергий в са- | \ ] мом основании тварного мира29. Нетварные Божественные энергии задают иерар- [ | хический строй человека, поддерживают его бытие на уровне низшей природы ^^ (душевной и телесной). В то же время логосы просвещают высшие уровни человека — его ум и ипостась — и обогащают их причастием нетварным Божественным энергиям, которые подают высшим частям человека силу господства над всем человеческим естеством и познание логосов творения. Совершается это посредством причастия логосам, которые происходят от Единого Логоса — Воплощенного Бога Слова.
25
S
о
А
о
«wç ô\ov ôXoïc; ток; àÇiou; ауабояреяшс; nspixop^aavroç» (Maximus Confessor. Ambiguorum liber // PG 91: 1076 С).
26 Telepneff G. The Concept of the Person in the Christian Hellenism of the Greek Church Fathers: A study of Origen, st. Gregory the theologian, St. Maximos the Confessor. California: Berkeley, 1992. P. 372.
27 Maximus Confessor. Opuscula Theologica et Polemica // PG 91: 36 А.
28 Telepneff G. The Concept of the Person in the Christian Hellenism of the Greek Church Fathers. P. 368.
29 Клеман О. Православная космология, церковный гнозис и тайна тварного бытия / пер. А. В. Нестерук (введ. и гл. 1 работы: Clément O. Le Sens de la Terre // Le Christ Terre des Vivants. Essais том i Théologiques. Spiritualite Orientale. Bégrolles-en-Mauges: Abbaye de Bellfontaine, 1976. P. 83-97). URL: http://www.brooklyn-church.org/pravoslavnaya-kosmologiya-cerkovnyj-gnozis-i-tajna-tvarnogo-bytiya.
html (дата обращения: 05.10.2018). № 1
Рч
С
о
ÇQ
том 1
2019
№1 Значение произволения (npoaipeoi^)
в динамике освящения материи
том 1
2019
PQ
Движение материи во всех ее видах и на всех уровнях (включая и макромир, и микромир) к подлинному благу заложено в нее Богом через неискаженные Бо-^н жественные логосы30. Материя имеет потенциальную способность и призвание р г к энергийному проявлению своей зависимости от воли Творца и от произволе-ф ния — «прошреак;'а», сообразного Творцу человека. Освящение и обожение ма-|-н терии зависит от образа личного человеческого произволения и пользования ^ материей.
Личное произволение человека являет себя в природно-энергийном волеизъ-г | явлении. Материя «принимает», позитивно воспринимает это волеизъявление в случае согласованности его со свойственными ей логосами, которые отражают замысел Творца и потенциально «готовы» принимать и даже предполагают динасу мическое движение в соответствии с волевыми «установками», согласными с им-^ манентной логосам логикой. Верно направленный «прошреак;», как образ действо-р | вания, всецело созвучен Божественным логосам31 и приводит к освящению и обо-жению материи.
^^ Преподобный Максим называет человека «частицей Бога» благодаря при-
сутствию логоса нетварного в каждом из нас, но тем не менее сохраняет понятие о свободе «лрошреак'а», отмечая возможность движения этой «частицы» не к Источнику своего бытия, а от Него, «к небытию»32. В случае несогласованности произволения с логосной логикой возникает энергийное искажение материального бытия, ибо сами логосы творения неуничтожимы и не подлежат повреждению, но возможно искажение тропосов бытия материи. Такая тропосно искаженная динамика материи призвана указать на ошибочность руководящего импульса, происходящую от неверного произволения.
Человек призван через исцеление произволения и укоренение в добродетелях привести все творение в состояние безусловного нетления и обожения, «объединив небо и землю», и соделать «единой и совершенно нераздельной по отношению к самой себе чувственную тварь»33.
Заключение
Отправными положениями нашего исследования о динамической теории материи в рамках Священного Писания и Предания стали утверждения о единстве ипостасно-природной онтологии, неразрывной связи личного и природного начал в Боге и в человеке, о единстве материи и о фокусном положении личности человека в динамике мира. Материя оказывается одновременно своеобразным «материалом» и «учителем» для человеческой личности, она отражает в своей динамике характер наших личностных процессов и отношений с Богом и друг с другом.
30 Maximus Confessor. Epistolae // PG 91: 369 A.
31 Joannes Damascenus. Sacra parallela // PG 95: 1285 A; см. также: 1524 C; PG 91: 965 B, 1085 C, 1392 C D.
32 Maximus Confessor. Ambiguorum liber // PG 91: 1084 D.
33 Ibid. 1308 А.
Динамическая теория материи, рассматриваемая в свете святоотеческого мышления и богословия личности, представляет еще много интересных тем для анализа.
Подобно семенам, сокровенным в земле, материя до Второго пришествия Христова хранит в себе тайну воскресения (ср. Мк 4:27). Начатками воскресения церковь считает нетленные мощи святых, в естестве которых благодатью Святого Духа таинственно изменяется структура, отсутствуют или принимают качественно иной характер процессы распада.
Промысл Божий устроил таинство смерти и воскресения для «совершенного устранения зла из всех существ», чтобы «во всех снова воссияла боговидная красота (то 0еое1бе; каЛЛо;), по образу которой были мы созданы в начале»34. Во всеобщем воскресении, когда Бог будет «все во всем» (1 Кор 15:28), отрицательный вектор движения материи мироздания утратит силу, всегда креативным и бесконечным станет ее движение к обожению — вслед за беспредельным восхождением к единению с Богом человеческих личностей35. Однако, к сожалению, будет иметь место и непрерывно ослабевающая в своей потенции отрицательная динамика материи, воипостасной личностям, навсегда отвергшим Творца и Его замысел. Вверенная от начала бытия вселенной Адаму и его потомкам материя возводится к великой славе и гармонии «Новым Адамом» — Христом (и его последователями), но низводится к бесчестию и тлению отступающими от общения с Ним.
Статья поступила в редакцию 13 октября 2018 г.
Статья рекомендована в печать 12 февраля 2019 г.
Информация об авторах:
Иеромонах Мефодий (Зинковский С. А.) — д-р богословия, канд. техн. наук, доц.; rev.methody@yandex.ru ^^ Иеромонах Кирилл (Зинковский Е. А.) — д-р богословия, канд. техн. наук, доц.; ierej.cyril@mail.ru
С
The Theology of the Person and the Dynamic Theory of Matter ^^
Hieromonk Methody (Stanislav A. Zinkovskyi), hieromonk Kirill (Evgenii A. Zinkovkyi)
Russian Chrisatian Academy of Humanities,
nab. r. Fontanki, 15, St. Petersburg, 191011, Russian Federation
For citation: Zinkovskyi S. A., Zinkovskyi E. A. The Theology of the Person and the Dynamic Theory of Matter. Issues of Theology, 2019, vol. 1, no. 1, pp. 8-19. http://doi.org/10.21638/spbu28.2019.102 (In Russian)
The article is devoted to the consideration of the dynamic theory of matter in the light of patristic doctrine. The starting points are statements about the unity of the hypostatic-natural ^^ ontology in God and man, about the unity of matter and the focal position of the human per- p ^ sonality in the dynamics of the world. Matter is both the "material" and a "teacher" for the human person, reflecting in its dynamics the nature of personal processes and human relations ^H with God and between ourselves. Patristic thought connects the positive or negative nature ^^ of the dynamics of matter with the movement to God or away from Him. The reason for the distortion of the dynamics was the fall of our ancestors, which was rooted in the corruption of
__том 1
34 Григорий Нисский, свт. Слово к скорбящим о преставившихся от настоящей жизни в вечную 2019 // Григорий Нисский, свт. Творения: в 8 ч. М.: Тип. Готье, 1861-1872. Ч. 7. С. 530-531 (PG 46: 536 B).
35 См.: Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. С. 23.
№ 1 17
s
o
PL,
G
№ ] volition. The resurrected Body of Christ is the starting point of the movement of matter to dei-
fication. In the Resurrection of Christ, human nature received new logos of resurrection and incorruption, the implementation of which is associated with the tropos, depending on the direction of the free will. The path to deification, opened for us by Christ, is accomplished in the Church through participation in the Sacraments and ascetic feats and involves the restoration of the hierarchy of human nature conceived by God, where the mind occupies a dominant I^T] position. Man is called to bring the matter of the universe to deification, which will finally take
place at the end of times.
^^ Keywords: matter, person, the fall, Christ, the Resurrection, volition, logos, tropos, Divine
|~H energies, the sacraments, asceticism, hierarchy, deification.
o
^ References
H
Afanasii Velikii, svt. (1994) "Na arian slovo vtoroe" [Against the Arians Discourse 2], in Afanasii Velikii, l_Q svt. Tvoreniia. In 4 vols. Moscow, Spaso-Preobrazhenskogo monastyria Publ., vol. 2, pp. 260-369. (In
Russian)
Antonii Surozhskii, mitr. (2000) ChelovekperedBogom [A man before God], 2nd ed., supl. Moscow, Palomnik Publ. (In Russian)
Coliander T. (1960) The Way of the Ascetics. London, Hodder & Stoughton.
Florovskii G., prot. Voskresenie mertvyh [Resurrection of the dead]. URL: http://www.odinblago.ru/
osnovnoe_bogoslovie/voskresenie_mertvikh (accesed 29.10.2018). (In Russian) Gregorius Nyssenus (1857-1866) "De hominis opificio", in Patrologiae cursus completus (series Graeca)
(PG). In 161 vols., ed. by J.-P. Migne. Paris, J.-P. Migne editorem, vol. 44, column. 123-256. Gregorius Nyssenus (1857-1866) "De mortuis non esse dolendum", in Patrologiae cursus completus (series
Graeca) (PG). In 161 vols., ed. by J.-P. Migne. Paris, J.-P. Migne editorem, vol. 46, column. 497-538. Gregorius Nyssenus (1857-1866) "Dialogus de anima et resurrectione", in Patrologiae cursus completus (series
Graeca) (PG). In 161 vols., ed. by J.-P. Migne. Paris, J.-P. Migne editorem, vol. 46, column. 12-160. Gregorius Nyssenus (1857-1866) "In Hexaemeron explicatio apologetica", in Patrologiae cursus completus (series Graeca) (PG). In 161 vols., ed. by J.-P. Migne. Paris, J.-P. Migne editorem, vol. 44, column. 61-124.
Gregorius Nyssenus (1857-1866). "Oratio Funebris de Placilla", in Patrologiae cursus completus (series
Graeca) (PG). In 161 vols., ed. by J.-P. Migne. Paris, J.-P. Migne editorem, vol. 46, column. 877-892. Grigorii Nisskii, svt. (1861-1872) "Ob ustroenii cheloveka" [About the human condition], in Grigorii
Nisskii, svt. Tvoreniia. In 8 parts. Moscow, Tipografiia V. Got'e, part 1, pp. 76-222. (In Russian) Grigorii Nisskii, svt. (1861-1872) "O shestodneve" [On the Hexaemeron], in Grigorii Nisskii, svt. Tvoreniia.
In 8 parts. Moscow, Tipografiia V. Got'e, part 1, pp. 1-75. (In Russian) Grigorii Nisskii, svt. (1861-1872) "Slovo k skorbiashchim o prestavivshikhsia ot nastoiashchei zhizni v vechnuiu" [The word to the grieving for those who have passed from present life to eternal life], in Grigorii Nisskii. Tvoreniia. In 8 parts. Moscow, Tipografiia V. Got'e, part 7, pp. 485-536. (In Russian)
Joannes Damascenus (1861-1872) "Sacra parallela", in Patrologiae cursus completus (series Graeca) (PG).
In 161 vols., ed. by J.-P. Migne. Paris, J.-P. Migne editorem, vol. 95, column. 1041-1588. Kleman O. (1976) Pravoslavnaia kosmologiia, tserkovnyi gnozis i taina tvarnogo bytiia (vvedenie i glava 1) [Orthodox Cosmology, Church Gnosis and the Mystery of Creature (introduction and first chapter)], transl. by A. V. Nesteruk (in Clément O. "Le Sens de la Terre", in Le Christ Terre des Vivants. Essais Théologiques. Spiritualite Orientale. Bégrolles-en-Mauges, Abbaye de Bellefontaine, pp. 83-97). URL: http://www.brooklyn-church.org/pravoslavnaya-kosmologiya-cerkovnyj-gnozis-i-tajna-tvarnogo-bytiya.html (accessed 05.10.2018). (In Russian) Losskii N. O. (1918) Materiia v sisteme organicheskogo mirovozzreniia mirovozzrenija [Matter in the organic
worldview system]. Moscow, G. A. Lemana i S. I. Sakharova Publ. (In Russian) Losskii V. N. (1972) "Ocherk misticheskogo bogosloviia Vostochnoi Tserkvi" [Essay on the Mystical
Theology of the Eastern Church], in Bogoslovskie trudy, no. 8, pp. 9-128. (In Russian) Maksim Ispovednik, prep. (2014) Bogoslovsko-polemicheskie sochineniia [Theological and polemic works], transl. by D. A. Chernoglazova and A. M. Shufrina. Sv. gora Afon; St. Petersburg, RkhGA Publ. (In Russian)
Maksim Ispovednik, prep. (2006) "Trudnosti k Ioannu" 38 [Ambigv. to John 38], in Maksim Ispovednik, prep. O razlichnykh nedoumeniiakh u sviatykh Grigoriia i (Ambigvy). Moscow, In-t filosofii, teologii i istorii sv. apostola Fomy. (In Russian) Maximus Confessor (1857-1866) "Ambiguorum liber", in Patrologiae cursus completus (series Graeca) (PG).
In 161 vols., ed. by J.-P. Migne. Paris, J.-P. Migne editorem, vol. 91, column. 1031-1418. Maximus Confessor (1857-1866) "Capita de charitate", in Patrologiae cursus completus (series Graeca) (PG).
In 161 vols., ed. by J.-P. Migne. Paris, J.-P. Migne editorem, vol. 90, column. 959-1082. Maximus Confessor (1857-1866) "Epistolae", in Patrologiae cursus completus (series Graeca) (PG).
In 61 vols., ed. by J.-P. Migne. Paris, J.-P. Migne editorem, vol. 91, column. 361-650. Maximus Confessor (1857-1866) "Mystagogia", in Patrologiae cursus completus (series Graeca) (PG).
In 161 vols., ed. by J.-P. Migne. Paris, J.-P. Migne editorem, vol. 91, column. 633-718. Maximus Confessor (1857-1866) "Opuscula Theologica et Polemica", in Patrologiae cursus completus (series
Graeca) (PG). In 161 vols., ed. by J.-P. Migne. Paris, J.-P. Migne editorem, vol. 91, column. 9-286. Maximus Confessor (1857-1866). "Quaestiones et dubia", in Patrologiae cursus completus (series Graeca)
(PG). In 161 vols., ed. by J.-P. Migne. Paris, J.-P. Migne editorem, vol. 90, column. 785-856. Serafim Sarovskii, prep. (1997) "Beseda o tseli khristianskoi zhizni" [A conversation about the purpose of Christian life], in Poucheniia i besedy prepodobnogo Serafima Sarovskogo. Moscow, Pravilo very Publ., pp. 195-272. (In Russian)
Telepneff G., rev. (1991) The Concept of the Person in the Christian Hellenism of the Greek Church Fathers:
A study of Origen, st. Gregory the theologian, St. Maximos the Confessor. California, Berkeley. Vysheslavtsev B. P. (1995) "Filosofskaia nishcheta marksizma", in Vysheslavtsev B. P. Sochineniia. Moscow, Raritet Publ., pp. 15-451. (In Russian)
Received: October 13, 2018 Accepted: February 12, 2019
Author's information:
Stanislav A. Zinkovskyi (hieromonk Methody) — Dr. in Theology, Cand. of Technical Sci., Associate Professor of Theology; rev.methody@yandex.ru
Evgenii A. Zinkovskyi (hieromonk Kirill) — Dr. in Theology, Cand. of Technical Sci., Associate Professor of Theology; ierej.cyril@mail.ru
С
о
о
h-Q
о
о
Рч
с
о
ÇQ
том 1
2019 № 1 19
S