ТРУДЫ КАФЕДРЫ БОГОСЛОВИЯ
Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви
№ 4 (16) 2022
И. Б. Гаврилов
Богословие истории преподобного Иустина (Поповича) в полемике с гуманизмом
УДК 271.22(497.11)-1:930.1(091) DOI 10.47132/2541-9587_2022_4_10 EDN WFFNRX
Аннотация: Статья содержит анализ основных тем богословия истории выдающегося сербского богослова ХХ в., представителя «неопатристического синтеза» преподобного Иустина (Поповича). Показано, что в его понимании все проблемы человека, общества и человечества могут быть верно осмыслены и разрешены лишь в контексте с Богочеловеком Христом. Отмечено, что большое внимание прп. Иустин уделял разоблачению гуманизма, под которым понимал не только мировоззренческую основу европейской цивилизации, но шире — смысл, направление и метод человеческого бытия в целом. В связи с проблемой гуманизма рассматриваются темы прогресса, эволюции и конечных судеб человечества в богословии прп. Иустина. Отдельное внимание уделяется его учению о культуре и просвещении. Анализируется экклезиологи-ческая концепция прп. Иустина о Церкви как месте соединения времени с вечностью, а также совершенном социуме, который является антитезой объединению человечества в рамках секу-лярной глобализации.
Ключевые слова: прп. Иустин (Попович), прот. Г. Флоровский, богословие ХХ в., сербское богословие, богословие истории, «неопатристический синтез», «вперед к отцам!», прогресс, эволюция, время и вечность, историческое развитие, полемика с гуманизмом, теогуманизм, Богочеловек, Церковь, миссия Церкви, христология, экклезиология, христианская антропология, культура, образование, аскетика, обожение, апокалипсис.
Об авторе: Игорь Борисович Гаврилов
Кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3307-9774
Для цитирования: Гаврилов И. Б. Богословие истории преподобного Иустина (Поповича) в полемике с гуманизмом // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2022. №4 (16). С. 10-34.
Финансирование: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-011-44069.
Статья поступила в редакцию 23.09.2022; одобрена после рецензирования 28.09.2022; принята к публикации 28.09.2022.
PROCEEDINGS OF THE DEPARTMENT OF THEOLOGY
Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church
No. 4 (16) 2022
Igor B. Gavrilov
St. Justin Popovich's Theology of History in Polemics with Humanism
UDC 271.22(497.11)-1:930.1(091) DOI 10.47132/2541-9587_2022_4_10 EDN WFFNRX
Abstract: The article contains the analysis of the main themes of the theology of history by St. Justin Popovich, an outstanding 20th century Serbian theologian, representative of the "neopatristic synthesis". It is shown that in his understanding all the problems of man, society and mankind can be correctly comprehended and resolved only in the context of the God-Man Christ. It is noted that St. Justin paid great attention to the exposure of humanism, which he understood not only as an ideological basis of European civilization, but more broadly — as a meaning, direction and method of human existence as a whole. In connection with the problem of humanism, the topics of progress, evolution and mankind's final fate in St. Justin's theology are considered. Special attention is paid to his teaching about culture and education. St. Justin's ecclesiological concept of the Church as a place of connection between time and eternity, and also as a perfect society, which is the antithesis of the unification of mankind within the framework of secular globalization, is analyzed.
Keywords: St. Justin Popovich, Archpriest G. Florovsky, 20th century theology, Serbian theology, theology of history, "neopatristic synthesis", "forward to the fathers!", progress, evolution, time and eternity, historical development, polemics with humanism, theohumanism, the God-Man, the Church, the mission of the Church, Christology, ecclesiology, Christian anthropology, culture, education, asceticism, deification, apocalypse.
About the author Igor Borisovich Gavrilov
Candidate of Philosophy, Associate Professor, Associate Professor at the Department of Theology
of the St. Petersburg Theological Academy.
E-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3307-9774
For citation: Gavrilov I. B. St. Justin Popovich's Theology of History in Polemics with Humanism. Proceedings of the Department of Theology of the Saint Petersburg Theological Academy, 2022, no. 4 (16), pp. 10-34.
Funding: The reported study was funded by RFBR according to the research project No. 21-011-44069.
The article was submitted 23.09.2022; approved after reviewing 28.09.2022; accepted for publication 28.09.2022.
Окончательное решение любой проблемы не может не зависеть от конечной, абсолютной цели и смысла истории1.
Прп. Иустин (Попович)
...Я во имя человека остаюсь весь с Богочеловеком2.
Прп. Иустин (Попович)
Преподобный Иустин как представитель «неопатристического синтеза»
Одним из перспективных, развивающихся сегодня направлений богословских исследований стало богословие истории, предметом которого, в отличие от исторической науки, изучающей конкретные события, явления и феномены, выступает в первую очередь сама история, взятая как единое целое3. В то же время круг тем и проблем, рассматриваемых богословием истории, достаточно широк: от истории отдельно взятого человека до роли и значения Церкви в современном мире и движения всего человечества к апокалипсису4.
По мнению исследователей, работающих в данном направлении, интерес к нему был спровоцирован драматичными событиями минувшего века, поставившими перед человечеством сложные вопросы, связанные с осмыслением истории и положением человека в стремительно меняющемся мире5. Вместе с тем рассмотрение истории с позиций богословия оправдано и вне контекста эпохи: по сути своей история представляет собой измерение тварного бытия, смысл которого состоит в осуществлении замысла Божиего о человеке. Нельзя не согласиться с мыслью П. Б. Михайлова, что «как наука о человеке, история с необходимостью должна быть наукой богословской, коль скоро мы признаем, что конечная правда о человеке открыта в центральном христианском догмате о Боговоплощении»6.
Выдающимся православным богословом ХХ в., в трудах которого прослеживается антропологическая линия исторического познания, является архимандрит Иустин (Попович) (Сербский, Новый, Челийский) (1894-1979), прославленный Сербской Православной Церковью в лике преподобных7.
1 Иустин (Попович), прп. Философия и религия Ф. М. Достоевского. Минск, 2014. С. 6.
2 Иустин (Попович), прп. Философские пропасти. М., 2004. С. 16.
3 Легеев М., свящ. Богословие истории как наука. Метод. СПб., 2021. С. 13.
4 См., например: Легеев М., свящ., Мефодий (Зинковский), иером., Кирилл (Зинков-ский), иером. Периодизация «Эпохи утраченной экумены»: взгляд со стороны богословия истории // Русско-Византийский вестник. 2018. № 1. С. 64-72; Легеев М., свящ. У истоков богословия истории в Русской Церкви // Русско-Византийский вестник. 2019. № 1 (2). С. 104-114; Гаврилов И.Б. Богословие истории свт. Серафима (Соболева) в полемике с прогрессистским утопизмом ХХ в. // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 4 (12). С. 12-42.
5 См.: Легеев М, свящ. Богословие истории как наука. Метод. С.11; Михайлов П. Б. Богословие в истории и об истории // Его же. Категории богословской мысли. М., 2013. С. 240.
6 Михайлов П. Б. История как предмет богословия // Его же. Категории богословской мысли. С. 264.
7 О личности и жизненном пути прп. Иустина см.: Э.П.П., Никифоров М.В. Иустин // Православная энциклопедия. URL: https://www.pravenc.ru/text/1237931.html
Преподобный Иустин (Попович) — молодой богослов
Современный сербский исследователь Богдан Лубардич в книге «Иустин Челийский и Россия: пути рецепции русской философии и теологии» отмечает значительное влияние на прп. Иустина литературно-художественного творчества Ф. М. Достоевского, концепции «неопатристического синтеза» прот. Г. Флоровского, личности и идей митр. Антония (Храповицкого), а также целого ряда других известных русских философов и богословов. Однако исследователь считает, что прп. Иустин смог избежать элементов моралистического монизма митр. Антония, софиологии свящ. П. Флоренского, прот. С. Булгакова и прот. В. Зеньковского, а его наследие служит убедительным свидетельством того, что рецепция не обязательно предполагает трансляцию воспринятого, но может подвигнуть к его оригинальному переосмыслению и послужить источником собственного богословского творчества8.
По замечанию автора серии фундаментальных монографий и статей о богословии истории свящ. Михаила Легеева, контуры этой новой науки проступают на стыке таких пограничных областей, как святоотеческое аскетическое богословие, христианская антропология и экклезиология, а также христианская историософия9. Характерно, что большинство работ прп. Иустина относятся именно к названным областям10 и рассматривают как проблемы
(дата обращения: 10.09.2022); Афанасий (Евтич), иером. Жизнеописание отца Иустина // Иустин (Попович), прп. Собрание творений преподобного Иустина (Поповича): в 5 т. Т. 1. М., 2004. С. 7-62; Човек Богочовека Христа: споменица = афьерыца = feastschrift = homage / Уредио епископ Атанасще. Београд; Требине, 2004. 381 с.; Jycmrn Нови Ъелц]-ски, прп. На Богочовечанском путу. Важево, 2014. 431 с.
8 Лубардик Б. Jустин Ъели]ски и Русща: путеви рецепци]е руске философи]е и тео-логще. Нови Сад, 2009. С. 13-16.
9 Легеев М., свящ. Богословие истории как наука. Опыт исследования. СПб., 2019. С. 320.
10 Главный трехтомный догматический труд прп. Иустина «Догматика Православной Церкви» (Догматика Православне Цркве. Београд, 1932. Кн.. 1; 1935. Кн.. 2; 1978.
богословия истории, интегрированного в экклезиологию, актуальные для XX-XXI вв. (что есть история в свете взаимоотношений Церкви и мира, исторический процесс глобализации мира и значение Церкви, конечные судьбы Церкви и мира), так и ключевые для предыдущих эпох (история как процесс обожения, развитие человека как Церкви, значение таинств и личных усилий человека в этом процессе), а также и ряд основополагающих тем богословия истории (линейность истории, теоцентричность, христоцентрич-ность и экклезиоцентричность истории, центростремительный и центробежный векторы исторического движения человека, социума и человечества, время и вечность и др.).
В качестве главных тенденций в богословии XX в., имеющих принципиальные различия в богословском осмыслении и отношении к истории, принято выделять два конкурирующих направления, получивших условные наименования «неопатристического синтеза» и «евхаристической экклезиологии». К первому направлению, возводимому к программной фразе стоявшего у его истоков прот. Г. Флоровского «вперед к отцам!», многие исследователи относят и прп. Иустина (Поповича)11. Хотя направление «неопатристического синтеза» неоднородно и вопрос о его критериях остается дискуссионным, однако одним из наиболее наглядных признаков считается обращение авторов при решении актуальных догматических вопросов к святоотеческому богословию12, что можно увидеть и в трудах прп. Иустина13. Как подчеркивает свящ. М. Легеев,
Кн.. 3) опирается на святоотеческую аскетику и постулирует неотделимость вероучения от его практической реализации в жизни христианина. Все три научные работы преподобного — незащищенная оксфордская диссертация «Философия и религия Ф. М. Достоевского» (Философи]а и религща Ф. М. Досго]евског // ХришЬански живот. Београд, 1922. Год. 1. Бр. 2. 1923. Год. 2. Бр. 4; Сремски Карловци, 1924), докторская диссертация на богословском факультете Афинского университета «Проблема личности и сознания по св. Макарию Египетскому» (To npoß^n^ яроомяжот^тод ка т^д yv«OE«g ката tov "Ayiov Marapiov tov AiyunTiov. 'A9^vai, 1926) и диссертация в семинарии в Сремских Карловцах «Гносеология св. Исаака Сирина» (Гносеоло-ги]а св. Исака Сирина // Пут. Београд, 1934. С. 269-280, 335-350) — посвящены проблемам христианской антропологии, «тайне человека», волновавшей прп. Иустина, как и Достоевского, всю жизнь. Экклезиология, помимо конкретного рассмотрения в догматике, имплицитно присутствует во всех сочинениях прп. Иустина, но также можно упомянуть и наиболее известную российскому читателю книгу «Православная Церковь и экуменизм» (Православна Црква и екуменизам = 'Ор9о8о^од 'Екк^оьа ка oixou^evio^og. ©еоо., 1974).
11 См.: Легеев М., свящ. Богословие истории как наука. Опыт исследования. С. 267; Ме-фодий Зинковский, иером. Богословие личности в XIX-XX вв. Т. 1. // Азбука веры. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefodij_Zinkovskie/bogoslovie-lichnosti-v-19-20-vv/ 7#note689_return (дата обращения: 12.09.2022); Лубардик Б. Jустин Ъели]ски и Руси]а: путеви рецепци]е руске философи]е и теологще. Нови Сад, 2009. 211 с.
12 Легеев М., свящ. Богословие истории как наука. Опыт исследования. С. 291.
13 Ср.: «...Я словно глухонемой, я едва бормочу (о, мне бы хоть научиться читать по складам!) вечные Божии истины вслед за великими отцами, столпами святости и мудрости <...>. Если и есть что в моем труде доброго, евангельского, православного — это принадлежит <...> им, а все противное тому — мое, только мое» (Иустин (Попович), прп. Догматика Православной Церкви. Ч. 1. Предисловие // Его же. Собрание творений преподобного Иустина (Поповича): в 5 т. Т. 2. М., 2006. С. 13).
представителей «неопатристического синтеза» «отличает не только чувство ценности истории, исторического развития Церкви, ее Предания, но и чувство ценности и значимости именно исторического преемства»14.
Несмотря на достаточно широкую известность прп. Иустина в России, особенно в церковной среде, и публикацию переводов его сочинений еще с конца 1990-х гг., наследие сербского святого остается в нашей стране мало прочитанным15. Настоящая статья содержит анализ основных тем богословия истории прп. Иустина и направлена на раскрытие его актуальности для современных Церкви и общества.
«Богочеловек — ось всех миров»
Прежде всего, следует отметить, что прп. Иустин, хотя никогда специально не рассматривал в своих трудах исторические проблемы, однако, работая в областях догматики, патристики, экзегетики, аскетики, анализировал тексты и учения различных мыслителей, общественные и церковные явления, равно как и исторический процесс в целом. Живое чувство истории, по собственному признанию, он чрезвычайно ценил в людях, отмечая его редкость в современном мире, где, как правило, события видятся людьми фрагментарно, вне своей органической целостности16. Сам преподобный имел целостное восприятие исторического процесса — в частности, в его богословии отражены представления о линейности и необратимости истории, а также воззрение на человеческую историю после грехопадения как историю спасения17. По мнению прп. Иустина, Евангелие пишется каждой тварью как логосным творением непрестанно, что продолжается и в наши дни18.
Важнейшими богословскими темами прп. Иустина выступают теоцен-тричность, христоцентричность и экклезиоцентричность истории, причем акцент ставится на христоцентричности, так что ключевым для него является
14 Легеев М., свящ. Богословие истории как наука. Опыт исследования. С. 268.
15 Наибольшую известность получила книга «Православная Церковь и экуменизм», выдержавшая ряд переизданий (1997, 2006, 2012). Основные переводы творений святого увидели свет в России еще в 2000-х гг. (Собрание творений преподобного Иустина (Поповича). Т. 1-5. М., 2004-2014; Догматика Православной Церкви. [Т. 1]: Экклесиоло-гия. М., 2005; То же. [Т. 2]: Пневматология. М., 2007; То же. [Т. 3]: Эсхатология. М., 2007). В российских электронных библиотеках светских диссертаций мы не обнаружили ни одной работы, непосредственно посвященной прп. Иустину. В СПбДА за последние двадцать лет было защищено лишь три такие диссертации на соискание степени кандидата богословия: Чечез Г. Святой Николай Жичский и преподобный Иустин (Попович) как проповедники. Курсовое сочинение. СПб., 2002. 219 с.; Войводич Б. Хри-стология по трудам преподобного Иустина Поповича. Курсовое сочинение. СПб., 2004. 178 с.; Горидовец В., свящ. Жизнь и богословское наследие преподобного Иустина (Поповича). Курсовое сочинение. СПб., 2006. 193 с.
16 Иустин (Попович), прп. Любодейство или самоотверженная любовь. Отрывок из письма Матильде Б., преподавателю гимназии (12 янв. 1939 г.) // Его же. Собрание творений преподобного Иустина (Поповича). Т. 1. С. 150.
17 Иустин (Попович), прп. Догматика Православной Церкви. Ч. 4. Экклезиология // Его же. Собрание творений преподобного Иустина (Поповича): в 5 т. Т. 3. М., 2006. С. 374.
18 Иустин (Попович), прп. Подвижнические и богословские главы // Его же. Собрание творений преподобного Иустина (Поповича). Т. 1. С. 147.
понятие Богочеловека. Богочеловек в богословской системе преподобного — «ось всех миров»19, стержень, смысл и цель истории20, а также источник и образец для исторического совершенствования человека21. По его мысли, все человеческое имеет конечное обоснование в Богочеловеке, поскольку только Богом человек может стать самим собой, достичь той богоподобной человечности, которая предполагалась Творцом при создании мира. Проблемы человека, общества, народа и человечества возможно разрешить, лишь рассматривая их «в едином контексте с Богочеловеком Христом»22. «Человек — человек Богочеловеком», «в христологии — единственная истин-
23
ная антропология» .
В этой связи просматривается тема центростремительного и центробежного по отношению ко Христу векторов исторического движения отдельных людей, социумов и человечества в целом. По мнению прп. Иустина, человек находится в земном мире для того, чтобы совершить выбор: последовать за Христом или пойти против Него, т. е. «каждый из нас — либо христолю-бец, либо христоборец»24. Подобное определение совершается и в истории народов и государств, а в конечном итоге — всего человечества. Анализируя мировоззрение горячо любимого им Ф. М. Достоевского, прп. Иустин отмечает, что в его картине мира «искание Бога» представлено целью всех личных и народных движений, целью истории человечества25. В качестве примера центростремительного пути отдельной личности преподобный указывает на святых (св. Савву и др.), а в качестве следующих по этому пути социумов — на христианские народы (русских, сербов). Центробежный вектор в его понимании воплощают ереси, расколы, европейский человек, избравший путь гуманизма, антигерои Достоевского, доходящие до нигилизма, бунта и самоуничтожения, являющие «диаволодицею». Отпадение любого существа от Христа как оси мира ведет, по мнению прп. Иустина, к хаосу, страданиям и смерти, равно как и при отречении какого-либо
19 Иустин (Попович), прп. Основная истина Православия — Богочеловек. Статья 1937 г. // Его же. Собрание творений преподобного Иустина (Поповича). Т. 1. С. 219.
20 Иустин (Попович), прп. Философия и религия Ф. М. Достоевского. С. 6; Его же. Православная Церковь и экуменизм. М., 2006. С. 177.
21 Иустин (Попович), прп. Святая печаль по усопшим. Письмо студенту богословия Михаилу (1 марта 1962 г.) // Его же. Собрание творений преподобного Иустина (Поповича). Т. 1. С. 159.
22 Иустин (Попович), прп. Православная Церковь и экуменизм. С. 176.
23 Иустин (Попович), прп. Подвижнические и богословские главы. С. 141.
24 Иустин (Попович), прп. Православная Церковь и экуменизм. С. 47.
25 Иустин (Попович), прп. Философия и религия Ф. М. Достоевского. С. 8.
Четыре тома пятитомного собрания сочинений прп. Иустина, изданные в России в 2000-х гг.
народа от Богочеловека история этого народа превращается в «шествие по аду и его ужасам»26.
Еще одна тема «христоцентричного» богословия истории прп. Иустина — проблема Христа и времени. Он отмечает, что категория времени была камнем преткновения для мыслителей всех времен, рассуждавших о ее смысле. По мнению преподобного, этот смысл время получает, только соединяясь с вечностью, а следовательно — с богочеловечностью, т.к. человек знает лишь одно проявление вечности — в факте, в акте богочеловечности. «Бог — владелец и носитель вечности, человек — представитель времени, Богочеловек — высший, полнейший, совершеннейший синтез вечности и времени. Время обретает свой настоящий смысл в соединении с вечностью в богочело-веческой жизни Господа Иисуса»27. Всякий входящий во время вступает тем самым в преддверие вечности, и именно Богочеловек открыл людям смысл времени как подготовки к вечности28. Прп. Иустин особенно скорбел, сталкиваясь с заявлениями о «несовременности» Христа, считая их тяжкой хулой и приравнивая к Его развоплощению. По мысли преподобного, «не Христос несовременен, а христоборцы не со-вечны»29, секирами рационализма отделяя время от вечности и объявляя его самостоятельным феноменом. Такое «отсеченное» время обречено на гибель, оно «засыхает» и «солипсизируется» вместе со всеми христоборцами.
26 Иустин (Попович), прп. Основная истина Православия — Богочеловек... С. 219.
27 Иустин (Попович), прп. Философские пропасти. С. 91.
28 Там же.
29 Иустин (Попович), прп. Христообразное сердце мира. Письмо другу в Оксфорд (4 авг. 1921 г.) // Его же. Собрание творений преподобного Иустина (Поповича). Т. 1. С. 149.
В контексте проблемы Христа и времени у прп. Иустина намечаются еще несколько важных тем: переход догматического церковного учения в жизнь, космическое, всечеловеческое значение событий в земной жизни Христа, а также малая священная история отдельного человека, путь человека как Христа (подражание Христу), синергизм и возрастание человека в подобие Богочеловека и Святой Троицы — обожение.
По убеждению прп. Иустина, догматические истины — не абстрактные понятия и логические догадки, а реальные исторические факты и события, явленные людям, «Божественные и Богочеловеческие категории в границах времени и пространства»30. Также в его богословии истории существенную роль играет понятие личности, которая может влиять на ход исторического процесса. Происходившее в Ветхом Завете, по мысли преподобного, напрямую зависело от выдающихся личностей, таких как свв. пророки Илия, Моисей и Давид; в Новом Завете также «личность Христова — это все». «Личность — носитель всего (в мире, в истории); идеи суть ничто, личность — вот носитель идей»31. Отсюда возрастает значение личных подвигов человека, идущего за Христом и, по прп. Иустину, противостоящего «духу времени» с его детерминизмом, переходящим в фатализм32.
Прп. Иустин подчеркивает, что отличительным признаком деятельности христианина в мире является «богочеловеческий синергизм»33. Его жизнь формируется взаимным содействием благодати и воли «при реальном переживании богочеловеческого содержания жизни Христовой»34. Излагая в своем догматическом труде сотериологию, преподобный подробно останавливается на важнейших событиях жизни Христа: рождестве, крещении, преображении, крестной смерти, сошествии во ад, воскресении и вознесении, поясняя связь каждого с «тайной спасения». По его убеждению, представленное во Христе «как жизнь и как реальность дано с целью, чтобы это стало нашей жизнью и нашей реальностью»35. «Поскольку воскресение Богочеловека Христа — факт, событие, переживание, тогда нет ни одной богочеловеческой добродетели и свойства, которые бы не могли в жизни человеческой стать фактом, событием, переживанием»36. Ключевым термином при этом выступает понятие «обогочеловечение» — синоним «охристовления, «одуховления», «обожения» и «отроичения»37. По учению прп. Иустина, последуя Христу и являя в своей жизни малую священную историю, человек, при содействии божественной
30 Иустин (Попович), прп. Догматика Православной Церкви. Ч. 1. Предисловие. С. 12.
31 Иустин (Попович), прп. Подвижнические и богословские главы. С. 144.
32 Иустин (Попович), прп. О духе времени. Апрель 1923 г. // Его же. Собрание творений преподобного Иустина (Поповича). Т. 1. С. 382.
33 Иустин (Попович), прп. Гносеология святого Исаака Сирина // Его же. Собрание творений преподобного Иустина (Поповича). Т. 1. С. 318.
34 Иустин (Попович), прп. Проблема личности и познания по учению св. Макария Египетского // Его же. Собрание творений преподобного Иустина (Поповича). Т. 1. С. 282.
35 Иустин (Попович), прп. Догматика Православной Церкви. Ч. 3. Сотериология // Его же. Собрание творений преподобного Иустина (Поповича). Т. 3. С. 267.
36 Иустин (Попович), прп. Философские пропасти. С. 46.
37 Иустин (Попович), прп. Проблема личности и познания. С. 288.
благодати, при помощи «святых таинств и святых добродетелей»38 «восстанавливается» «богочеловеческим этическим тройством» веры, надежды и любви, которое затем таинственным образом из этического переходит в божественное, знаменуя «отроичение» человека39. Таким образом, «весь смысл человека: совоплотиться Христу и через Него соединиться со Святой Троицей, стать по Ее образу»40.
«Теогуманизм — истинный гуманизм»
Центральным мотивом «богочеловеческого» богословия истории прп. Иусти-на (Поповича) является критика гуманизма, который он исследовал и, можно сказать, подобно хирургу, препарировал на протяжении всей своей жизни, во всех своих трудах, в широком богословско-философском и историческом контексте. Для него гуманизм — не только мировоззренческая основа современной европейской цивилизации, культурно-исторический феномен, распространяющийся на различные области жизни (от мира идей до практической педагогики), но и нечто значительно большее — смысл, направление, метод человеческого бытия и существования в целом41.
Происхождение гуманизма преподобный непосредственно связывает с актом грехопадения, возводя его к падениям Люцифера и Адама. Гуманизм, по прп. Иустину, — «самый большой грех», т.к. представляет собой отвержение Бога и всего Божьего. «Грех Адама не в том, что он совершил какое-то преступление, а в том, что это было желанием и шагом к отделению человека от Бога, т.е. гуманизмом»42. Будучи выражением отпадения от Бога, тем самым гуманизм «всегда причастен демонизму, дьяволизму»43.
Преподобный не только разоблачает корни гуманизма, но и рассматривает его эволюцию и трансформацию на протяжении человеческой истории, от Адама до современности и будущего, вплоть до последних времен. По его мысли, «процесс обезбоживания человека в то же время всегда есть процесс обесчеловечивания человека. По сути, это двуединый процесс. В нашем земном мире очевидна реальность: чем меньше Бога в человеке, тем меньше человека в человеке»44. В эсхатологии прп. Иустина антихрист — самое полное воплощение гуманизма, «анти-человек», «рас-человек», наиболее совершенный «диаволо-человек» в истории, который явится в момент предельного уклонения человечества от последования Христу45. Характерным «достижением» в ходе апостасии прп. Иустин считает европейского человека ХХ в.: «Свился человек в самое страшное чудовище, это — недочеловек, человеко-зверь,
38 Иустин (Попович), прп. Философия по Христу. Письмо монаху Григорию (16 нояб. 1966 г.) // Его же. Собрание творений преподобного Иустина (Поповича). Т. 1. С. 163.
39 Иустин (Попович), прп. Проблема личности и познания... С. 285.
40 Иустин (Попович), прп. Подвижнические и богословские главы. С. 113.
41 Там же. 140.
42 Там же. С. 144.
43 Там же. С. 140.
44 Иустин (Попович), прп. Философские пропасти. С. 15.
45 Иустин (Попович), прп. Догматика Православной Церкви. Ч. 6. Эсхатология // Его же. Собрание творений преподобного Иустина (Поповича): в 5 т. Т. 4. М., 2007. С. 395.
повинующийся только собственным инстинктам»46. Развитие гуманизма, таким образом, как бы переворачивает время, представляя собой регресс, от мнимого совершенствования возвращая человечество в каменный век, к идолопоклонству, варварству и гибели подлинных ценностей: «Зодчие каменного века — все гуманистические силы Европы»47.
Прп. Иустин подробно анализирует сущность гуманизма и его производные, такие как атеизм, акосмизм, релятивизм, нигилизм, анархизм, сатанизм и прочие «-измы», выступающие своего рода вестниками апокалипсиса. Будучи отречением от Бога, гуманизм закономерно приходит к отрицанию мира и человека, т.к. вне Бога как главной ценности и смысла последние сами теряют смысл: «Акосмизм — это самое естественное и самое логичное последствие атеизма»48. Внутренняя сущность гуманизма, по мнению преподобного, — это релятивизм, происходящий непосредственно из его основного принципа о человеке как мере всех видимых и невидимых вещей, поскольку сам по себе человек не обладает абсолютным смыслом и абсолютной истиной: «Относительность — это логика, природа и душа гуманизма»49.
Особенно ярко в ряде своих сочинений, преимущественно в «Философских пропастях» и работе о Достоевском, прп. Иустин показывает развитие гуманизма, неминуемо завершающееся его «апокалиптическими формами» — нигилизмом и анархизмом50. По его мысли, основав себя на человеке как на некоем новом Евангелии, гуманизм не учел, что любое Евангелие завершается апокалипсисом. Европа уже вступила в этот страшный финал, летопись которого пишут на наших глазах «футуристы, декаденты, анархисты, нигилисты, сатанисты». «И не стыдятся никаких гадостей, ибо символ апокалиптической эпохи — обнажение всех гадостей, всех мерзостей, всех ужасов. Право на эту смелость дает им их отец — гуманизм, так как они суть порождения его»51. Св. Иустин сравнивает гуманистическую европейскую культуру с вавилонской башней, обреченной на гибель, о чем в XIX в. предупреждали «славянские пророки» Достоевский и Гоголь52. Европейский человек хотел увенчать свое грандиозное строение «сверхчеловеком», однако тот сошел с ума и сорвался с вершины (разоблачение Ф. Ницше), после чего сама башня начала разрушаться в кровавых войнах и революциях53. Прп. Иустин высказывает предположение (или пророчество?) о конкретном времени завершения этого распада — в конце следующего, XXII в.54
Будучи отказом от Богочеловека, гуманизм, по мысли преподобного, также проявлял себя в истории в виде ересей и расколов, начиная с арианства, которое в современном мире еще распространеннее, чем в прошлом:
46 Иустин (Попович), прп. Подвижнические и богословские главы. С. 135.
47 Там же. С. 141.
48 Иустин (Попович), прп. Философские пропасти. С. 30.
49 Иустин (Попович), прп. Православная Церковь и экуменизм. С. 131.
50 Там же.
51 Иустин (Попович), прп. Философские пропасти. С. 25.
52 Иустин (Попович), прп. Православная Церковь и экуменизм. С. 140.
53 Там же.
54 Там же. С. 142.
«Повсюду и систематически Господь Иисус Христос низводится к человеку. Богочеловека постоянно развоплощают, непрестанно совершая дело Ария»55. Еще одним выражением гуманизма, согласно прп. Иустину, является западное «гуманистическое христианство» в лице католичества и протестантизма, представляющее собой «самый решительный протест и мятеж против Богочеловека Христа и всех евангельских, богочело-веческих ценностей и мерил»56. Характерны наименования, которые он им усваивает: католицизм — «христианско-гуманистический максимализм», протестантизм — «христианско-гуманисти-ческий минимализм», тем самым показывая их общность и подчеркивая, что второй происходит от первого: «Западный христианско-гуманистический максимализм, то есть папизм, — это и есть самый радикальный протестантизм, ведь основу христианства он перенес с вечного Богочеловека на тленного человека», тогда как протестантизм — это лишь «вульгаризированный папизм» без мистики, авторитета и власти57. В этой связи интересна оценка прп. Иусти-ном некоторых современных ему религиозных событий: например, Второй Ватиканский Собор в его понимании представляет собой «возрождение всех форм европейского гуманизма, эксгумацию всех трупов»58. Примечательно, что, по мнению преподобного, современный секулярный социальный гуманизм является «продуктом и открытием псевдохристианской Европы, повенчанной с нашей греховностью»59. В то же время православию прп. Иустин нарекает имя «Богочеловечества», поскольку в нем все происходит не от человека и не по человеку, но богочеловечески60. Он убежден, что Православная Церковь не догматизировала гуманизм ни в какой форме, не уклонялась ни в какие «-измы» и остается «солью мира, человека и общества»61.
Критика гуманизма прп. Иустином не была бы конструктивной, если бы не предлагала человеку и человечеству спасительного выхода. В качестве
55 Иустин (Попович), прп. Современное арианство. Апрель 1923 г. // Его же. Собрание творений преподобного Иустина (Поповича). Т. 1. С. 384.
56 Иустин (Попович), прп. Догматика Православной Церкви. Ч. 6. Эсхатология. С. 445.
57 Там же.
58 Иустин (Попович), прп. Православная Церковь и экуменизм. С. 189.
59 Там же. С. 160.
60 Иустин (Попович), прп. Основная истина Православия — Богочеловек. С. 217.
61 Иустин (Попович), прп. Православная Церковь и экуменизм. С. 158-159.
Современная сербская икона прп. Иустина. Надпись на свитке: «С человеколюбивым Господом человек преображается в христоликое существо»
антитезы гуманизму в его богословии истории выступает «теогуманизм» («богочеловечность»), который и является истинным гуманизмом62: «Не гуманизм как смысл, как направление, как метод человеческого бытия и существования. <...> Богочеловечность, теогуманизм = единственный путь»63. По преподобному, теогуманизм — это евангельский, апостольский, святоотеческий теоантропоцентризм, основанный на понятии о Богочеловеке как единственном настоящем, неповрежденном, богообразном человеке64.
С учением о теогуманизме тесно связана другая значительная бого-словско-историческая концепция св. Иустина (Поповича) — о богочеловече-ском прогрессе, который противостоит прогрессу гуманистическому, а также о богочеловеческой эволюции. Согласно его убеждению, «вопрос прогресса есть вопрос смысла жизни»65, иными словами, он стоит так: возможен ли в принципе прогресс на земле, есть ли какой-либо смысл жизни для человека и человечества? Этот вопрос упирается в проблему смерти, смертности человека. Реален, логичен, оправдан ли прогресс в мире, где смерть — неминуемая необходимость, «имеет ли смысл такой мир, такая жизнь, такой человек?»66 Преподобный рассуждает: «Если смерть — необходимость, то жизнь человеческая не имеет никакого смысла и настоящий прогресс невозмо-жен»67. «Чего ради создавать историю, участвовать в ней, продираться сквозь нее? История рода человеческого — не что иное, как немилосердная, тираническая диктатура смерти: не есть ли это насмешка над всяким прогрессом?»68 Сделать прогресс возможным, заключает он, — значит преодолеть смерть69. Именно это и произошло в событии воскресения Христова, которое стало поворотным моментом в мировой истории. «Воскресение Христово — водораздел человеческой истории: до него истинный прогресс был невозможен — с него он становится возможным»70. Прп. Иустин подчеркивает, что только Богочеловек Христос смог положительно разрешить самый существенный вопрос истории, причем сделал это не теоретически, а реальным фактом Своего воскресения.
Исходя из этого, он уясняет и суть истинного прогресса, которая заключается «в обессмерчивании и души, и тела, в спасении от смерти, то есть в спасении от греха и зла, которые суть единые творцы смерти»71. По мысли преподобного, движущей силой прогресса является стремление ко Христу72. Отсюда, наиболее великие делатели прогресса в человеческой истории — это святые. В частности, «величайшим зодчим богочеловеческого прогресса» в истории сербского народа прп. Иустин называет св. Савву, отмечая, что в его личности
62 Иустин (Попович), прп. Подвижнические и богословские главы. С. 140.
63 Там же.
64 Иустин (Попович), прп. Православная Церковь и экуменизм. С. 182.
65 Иустин (Попович), прп. Философские пропасти. С. 36.
66 Там же.
67 Там же. С. 37.
68 Там же. С. 41.
69 Там же. С. 36.
70 Там же. С. 45-46.
71 Там же. С. 48.
72 Там же. С. 50.
сербы имеют осуществленную программу такового развития73. Между тем серьезным искушением современного общества остается навязывание носителями античеловеческой гуманистической культуры отдельным личностям и целым народам псевдогуманистического прогресса, уничтожающего в них чувство бессмертия74.
Касаясь темы эволюции, прп. Иустин критикует т.н. научную теорию эволюции, противопоставляя ей богочеловеческую эволюцию, основанную на богочеловеческой антропологии75. По его учению, человек, последуя Христу, проходит в своей жизни определенные эволюционные этапы, главные из которых — рождение во Христе, преображение во Христе и воскресение во Христе76. Все это совершается в Церкви, посредством ее таинств и христианских добродетелей, и представляет собой реальное становление и рост человека «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф 4:13)77. «Так трагический принцип гуманистического прогресса „смерть — необходимость" заменяется радостным началом прогресса богочеловеческого: „бессмертие — вот необходимость!"»78. Вне указанного процесса неизбежно происходит обратное — дегенерация человека в «недочеловека», а далее — в «дьяволо-человечека»79. В этом свете интересны и обоснованы некоторые аскетические выводы преподобного, например, утверждение о том, что человек начинает быть собой лишь при помощи молитвы, которая знаменует зачатие в нем истинного, бессмертного, человека80.
Рассматривая гуманизм и эволюцию на глобальном уровне, прп. Иустин обращается и к некоторым частным темам, актуальным для ХХ в., но ставшим еще более насущными в наши дни, — таким как проблемы культуры и образования. Вообще, он справедливо отмечает, что все общественные вопросы находят свои ответы в «проклятой проблеме» человека81. «Разрешивший проблему человека разрешит и проблему общества, каким бы последнее ни было, от самого малочисленного до самого многочисленного: от семьи до человечества в целом»82. Говоря о нравственном состоянии социумов, преподобный подчеркивает, что каждый народ и государство обладают истинными ценностями в той мере, в какой претворяют в свою историю богочелове-ческие нормы. Их цель как единого целого не отличается от цели отдельного
73 Там же. С. 58-59.
74 Там же. С. 60.
75 Иустин (Попович), прп. Богочеловеческое развитие (эволюция). Письмо студенту (19 нояб. 1968 г.) // Его же. Собрание творений преподобного Иустина (Поповича). Т. 1. С. 167.
76 Иустин (Попович), прп. Православная Церковь и экуменизм. С. 124.
77 Иустин (Попович), прп. Богочеловеческое развитие (эволюция). С. 167.
78 Иустин (Попович), прп. Православная Церковь и экуменизм. С. 123.
79 Иустин (Попович), прп. Искание себя, богочеловеческого. Письмо духовному чаду (10 авг. 1970 г.) // Его же. Собрание творений преподобного Иустина (Поповича). Т. 1. С. 178.
80 Иустин (Попович), прп. Святость Камю без Бога. Письмо студенту (24 янв. 1965 г.) // Его же. Собрание творений преподобного Иустина (Поповича). Т. 1. С. 162.
81 Иустин (Попович), прп. Философия и религия Ф. М. Достоевского. С. 354.
82 Иустин (Попович), прп. Православная Церковь и экуменизм. С. 145.
Преподобный Иустин (Попович) за работой
человека — они должны стремиться «стать народом святым, народом Божиим, история которого отражает в себе божественные ценности и добродетели»83.
Затрагивая культуру, из учения о теогуманизме прп. Иустин выводит и представление о подлинной культуре как сотворчестве Бога и человека: «Человек приводит в действие все божественное в себе, направляя его на устроение бытия, на благо жизни»84. Для успеха в этом делании ему необходимо научиться мыслить, чувствовать и творить Богом, в чем и состоит метод православной культуры. Ее главная цель, по прп. Иустину, — как можно больше божественного явить в человеке и в окружающем его мире. Поэтому православная культура для преподобного — это «непрестанное служение Христу Богу, непрестанное Бого-служение»85. Такая культура преображает и саму созидающую ее личность, и всю окружающую действительность. «Не внешнее, насильственное, механическое навязывание, а внутреннее, добровольное, личное усвоение Господу Иисусу Христу в непрестанном подвиге христианских добродетелей созидает Царство Божие на земле и творит православную культуру». «Поэтому самая первая и самая большая заповедь православной культуры — это: „Ищите же прежде Царства Божия и правды Его" (Мф 6:33)»86.
Относительно просвещения прп. Иустин пишет, что стремление к нему существовало в человечестве во все времена: все философии и религии, науки и культуры сходятся в необходимости улучшения человека как существа несовершенного, незаконченного. Таким образом, главной целью просвещения является направление человека к совершенству87. При этом поиск в истории
83 Там же. С. 157-158.
84 Там же. С. 134.
85 Там же. С. 135.
86 Там же. С. 136-137.
87 Там же. С. 162.
рода человеческого совершенного человека, некоего ориентира и образца в деле просвещения завершился бы провалом, если бы в ней не было Христа88. Отсюда преподобный и выстраивает «богочеловеческую философию просвещения»89, согласно которой совершенным и полноценным человека делает христоподражательная жизнь, евангельские добродетели. Идущему по этому пути открывается суть и логика бытия, он правильно самореализуется во всех областях своей деятельности. Просвещение обусловлено святостью, просвещенность — не что иное, как сияние святости, просветитель в истинном смысле — это святой, — таковы тезисы прп. Иустина. Величайшим сербским просветителем он считает св. Савву и отмечает, что, наученный им, сербский народ издревле связывал просвещение со святостью, почему в народном сознании школа и Церковь были неразрывны.
«Просвещение же без святости <...> выдумала Европа в своем гуманистическом идолослужении»90, посеяв конфликт между Церковью и школой, который для православных народов является трагедией. Под воздействием гуманистического «просвещения», с его обожествлением науки, техники, культуры, цивилизации, человек обездушивается и превращается в «робота», в «человекообразного гнома», в «приземленного гуманоида»91. «Лучше быть тигром в джунглях или львом в пустыне, чем человеком несвятого просвеще-ния»92, — афористически заключает прп. Иустин. Обращаясь к своим соотечественникам, он настаивает, что во избежание «окончательной катастрофы» необходимо ввести во всех учебных заведениях «от первого до последнего» «богочеловеческое просвещение»93.
«Церковь — кузница времени»
Экклезиология прп. Иустина (Поповича) представляется менее разработанной, чем его христология, но это не означает, что он уделял ей мало внимания. При анализе его сочинений, напротив, напрашивается вывод, что она фактически присутствует во всем, написанном святым, однако не столь явно. Пожалуй, можно сказать, что в его богословии вообще и богословии истории в частности учение о Церкви составляет как бы душу или кровь — внутреннюю, невидимую сущность более выраженного, физически оформленного «тела» — учения о Богочеловеке.
Зачастую, в очень многих местах своих работ прп. Иустин прямо ставит равенство между Богочеловеком и Церковью94, хотя в то же время он показывает их в различных соотношениях: называет Христа «главой Церкви», «вечной Ипостасью Церкви»95, а Церковь — «телом Христовым», вместилищем
88 Там же. С. 165.
89 Там же. С. 166.
90 Там же. С. 169.
91 Там же. С. 173-175.
92 Иустин (Попович), прп. Философские пропасти. С. 147.
93 Иустин (Попович), прп. Православная Церковь и экуменизм. С. 176.
94 Иустин (Попович), прп. Догматика Православной Церкви. Ч. 4. Экклезиология. С. 315.
95 Там же. С.316.
личности Богочеловека96, «богочеловеческой полнотой», «Христовой высотой и Христовой полнотой»97 «Богочеловеком Христом, простершимся через все века и через всю вечность»98. В данном случае мы не будем останавливаться на терминологии99, поскольку это не является целью нашего исследования, равно как и экклезиология прп. Иустина как таковая. Мы лишь кратко рассмотрим, скорее — наметим некоторые аспекты богословия истории преподобного применительно к осмыслению роли и значения Церкви в мире. Вообще, обращение к экклезиологии является более чем закономерным, поскольку сам прп. Иустин определяет ее как «осуществляемую во всех верных христоло-гию», в его понимании «экклезиология — это прикладная христология и в ней вся сотериология. Опытная христология — это экклезиология»100.
Согласно прп. Иустину, значение Церкви в земной истории чрезвычайно велико — она является главной «все-целью» и «все-смыслом» всего живого «от Ангелов до атомов»101. «Церковь — это Божественная цель и смысл всех миров, всех существ, а в первую очередь — людей»102. Такое значение она приобретает, будучи реальным, существующим в физическом времени и пространстве местом соединения времени с вечностью. Об этом свойстве Церкви преподобный говорит во многих местах, в различных контекстах. По его мысли, Церковь — это мост из времени в вечность, своеобразная «кузница времени»103, «бо-гочеловеческая мастерская»104, где происходит перековка временного в вечное. «Церковь — это богочеловеческая вечность, воплощенная в границах времени и пространства»105. «Церковь есть не что иное, как „совершенный муж" на всем пути через века — к конечному осуществлению Божия совета о мире»106. По этой причине «Церковь составляет самую великую и самую святую Божию тайну во всех мирах. В сравнении с прочими Божиими тайнами она — Все-тайна»107.
В самой Церкви, пишет прп. Иустин, нет времени, но существует только вечное настоящее: «В Церкви все — настоящее: все прошлое выливается в настоящее, и все будущее в нем соединяется с прошлым»108. «В Церкви
96 Иустин (Попович), прп. Внутренняя миссия нашей Церкви (Осуществление Православия). Статья 1923 г. // Его же. Собрание творений преподобного Иустина (Поповича). Т. 1. С. 212.
97 Иустин (Попович), прп. Догматика Православной Церкви. Ч. 4. Экклезиология. С. 332.
98 Там же. С. 318.
99 По данной теме см.: Легеев М., свящ. Природа и «Ипостась» Церкви. К вопросу о понятийном аппарате современной экклезиологии и богословия истории // Христианское чтение. 2017. № 3. С. 68-79.
100 Иустин (Попович), прп. Подвижнические и богословские главы. С. 131.
101 Иустин (Попович), прп. Догматика Православной Церкви. Ч. 4. Экклезиология. С. 317.
102 Там же. С. 356.
103 Там же. С. 493.
104 Там же. С. 321.
105 Иустин (Попович), прп. Внутренняя миссия нашей Церкви. С. 212.
106 Иустин (Попович), прп. Догматика Православной Церкви. Ч. 4. Экклезиология. С. 330.
107 Там же. С. 317.
108 Иустин (Попович), прп. Подвижнические и богословские главы. С. 134.
Фото рукописи толкования прп. Иустином Откровения св. Иоанна Богослова
каждое время, любой период вочленяется, вживается в вечность»109. Церковь «искупляет» время, наполняя его божественным, бессмертный содержанием, или благодатью110. Пребывающему в ней человеку она сообщает опытное познание собственного бессмертия и бесконечности, так что прп. Иустин прямо обосновывает реальность человека его воцерковленностью. Он убежден, что каждый человек истинно реален в той степени, в какой соединяет себя с Богочеловеком, что совершается в Церкви. Исходя из этого, преподобный называет Церковь единственной непреходящей реальностью в земном мире111.
В то же время, будучи представителем «неопатристического синтеза», св. Иустин пишет об историческом развитии Церкви, обусловленном природной историчностью человека, развитием его отношений с Богом112. В его богословии истории Церковь, как Богочеловек и как Его тело, растет с каждым своим членом113. Это происходит двояким образом — и чрез количественное умножение числа воцерковленных христиан, и посредством возрастания духовного, преуспеяния членов Церкви как сопричастников единого церковного тела. «Каждый подвиг входит, вочленяется в Церковь — и так растет ее тело. Растет нашей молитвой, нашей верой, нашей любовью, нашим смирением.»114
109 Иустин (Попович), прп. Догматика Православной Церкви. Ч. 4. Экклезиология.
110 Иустин (Попович), прп. Подвижнические и богословские главы. С. 131.
111 Иустин (Попович), прп. Философские пропасти. С. 173.
112 По этому вопросу см.: Легеев М., свящ. Богословие истории как наука. Опыт исследования. С. 111.
113 Иустин (Попович), прп. Догматика Православной Церкви. Ч. 4. Экклезиология.
С. 493.
С. 322.
114 Там же. С. 328.
Достаточно много внимания прп. Иустин уделяет также теме человека как малой Церкви и человека как образа Святой Троицы. Он убежден, что человек сотворен как малая Церковь, почему он — соборное существо, одновременно единичное и множественное115. «Сопричащась Богочеловеческому телу Церкви, человеческая троичная соборность обретает свое совершенство»116, при этом единичная личность достигает меры возраста Христова (Еф 4:13). «Каждый христианин — это Церковь в малом, а через это и Церковь в вели-ком»117, а Церковь — это «образ и подобие Святой Троицы на земле», «земной аспект Святой Троицы»118.
Для современности особенно актуальны мысли прп. Иустина о Церкви как антитезе объединению человечества в рамках секулярной глобализации. Преподобный отмечает, что правильное решение проблемы личности и общества достигается лишь при единстве их цели119. В его понимании именно Церковь является идеальным социумом, объединением, где одновременно находят ответы вопросы личности и общества120, единственным в мире союзом бессмертных богоносцев или хотя бы стремящихся соответствовать этому званию121. Поэтому «и человек, и общество, и народ, и государство должны врастать в Церковь как в свой вечный идеал»122, Церковь же, напротив, не должна подстраиваться под кого или что бы то ни было.
В этой связи обозначается еще одна тема богословия истории прп. Иустина применительно к экклезиологии — миссия Церкви в современном мире. В целом одной из важнейших задач Церкви преподобный называет предохранение человечества от пришествия антихриста в конце истории123. Она выполняет функцию удерживающего (2 Фес 2:6), особенно возрастающую по мере усиления процесса апостасии, в который вовлекаются сегодня и многие христиане. Для таковых вера перестает быть необходимостью и подвигом, а становится национальным обычаем, украшением, данью старине, моральным кодексом, философствованием, — «всем, но только не коренным преображением человека: из смертного в бессмертного»124. Одним из признаков «обуяния соли мира» (Ср.: Лк 14:34) прп. Иустин считает утрату современными христианами общественного авторитета, в том числе и священнослужителями, причиной чего он видит их отступление от «евангельского, православного, народного» понимания просвещения и «блуждание в дебрях схоластическо-протестантских школ, факультетов, академий»125.
115 Там же. С. 492.
116 Там же.
117 Иустин (Попович), прп. Подвижнические и богословские главы. С. 142.
118 Иустин (Попович), прп. Догматика Православной Церкви. Ч. 4. Экклезиология. С. 487.
119 Иустин (Попович), прп. Православная Церковь и экуменизм. С. 148.
120 Иустин (Попович), прп. Догматика Православной Церкви. Ч. 4. Экклезиология. С. 337.
121 Иустин (Попович), прп. Православная Церковь и экуменизм. С. 149.
122 Там же. С. 157.
123 Иустин (Попович), прп. Догматика Православной Церкви. Ч. 6. Эсхатология. С. 390.
124 Иустин (Попович), прп. Подвижнические и богословские главы. С. 123.
125 Иустин (Попович), прп. Философские пропасти. С. 149.
Преподобный Иустин (Попович) с сестрами монастыря Челие
Именно поэтому в настоящее время для Церкви как никогда актуален девиз «вперед к отцам!». По преподобному, ее главной миссией является взращивание аскетически настроенных, горящих духом верных, распространение личного и соборного подвижничества: «Правилом ее современности должно быть: идти к христоносным подвижникам — к святым отцам!»126 «Подвижничество во имя Христа нужно противопоставить культурному героизму во имя человека, во имя истлевшего и обезображенного европейца, во имя атеизма,
127
во имя цивилизации, во имя антихриста» .
В качестве конкретных мер в этом направлении св. Иустин предлагает сделать приходы «центрами подвижничества», что смогут осуществить только «пастыри-подвижники»128. Характерны, например, советы, которые он дает в письме к братии монастыря Рача от 1953 г., озабоченной проблемой возрождения и «обновления» монашества. «Обновление возможно только в буквальном, святоотеческом исполнении монашеских обетов»129, — пишет преподобный и рекомендует отцам перестать вкушать «мясо и сало», оправдывая это большой физической нагрузкой и слабостью организма, и начать «поститься по святому Типикону»130. Также он советует неопустительно следовать богослужебному кругу, ежедневно совершать Литургию и заниматься умной молитвой, отмечая, что все это будет привлекать в обитель новых членов и способствовать как духовному, так и количественному росту монашества.
126 Иустин (Попович), прп. Внутренняя миссия нашей Церкви. С.215.
127 Там же.
128 Там же. С. 216.
129 Иустин (Попович), прп. Монашеская жизнь: пост и молитва. Письмо братии монастыря Рача (1 дек. 1953 г.) // Его же. Собрание творений преподобного Иустина (Поповича). Т. 1. С. 171.
130 Там же.
Примечательны также размышления прп. Иустина над идеей Достоевского о «всечеловеческой» роли русского народа в истории. Он подчеркивает, что для писателя «главное — не народ, а Церковь; если же народ, то лишь через Церковь и в Церкви»131. Именно Православная Церковь как окончательный идеал, согласно преподобному, является тем «общественным словом»,
132
которое русский народ еще должен сказать миру .
Выводы
Прп. Иустин (Попович) — сербский святой, выдающийся богослов ХХ в., влияние на которого оказали различные представители русской религиозной философии и богословия Х1Х-ХХ вв., чье наследие при этом не является компиляцией чужих идей, а содержит их творческое переосмысление и собственные оригинальные мысли и концепции.
Выводы нашего исследования таковы:
1. Будучи представителем «неопатристического синтеза», прп. Иустин разделял основной посыл данного направления «вперед к отцам!», подразумевающий, в частности, актуализацию святоотеческого богословия для решения богословских задач современности. Также его отношение к богословскому осмыслению истории коррелирует с характерным для «неопатристического синтеза» утверждением ценности истории и значимости исторического преемства. Прп. Иустин имел целостное восприятие исторического процесса, которое признавал редкостью и высоко ценил в современных людях.
2. Важнейшие темы богословия истории прп. Иустина — теоцентрич-ность, христоцентричность и экклезиоцентричность истории, ключевым для него является понятие «Богочеловек», под которым понимается Личность воплотившегося Христа, выступающая стержнем истории. Согласно прп. Иустину, все проблемы человека, общества и человечества могут быть правильно осмыслены и разрешены при рассмотрении в контексте с Богочеловеком Христом, т.к. только в Нем мы имеем образец настоящего, неповрежденного человека, как он задумывался Творцом при сотворении мира.
3. Центральным мотивом «богочеловеческого» богословия истории прп. Иустина (Поповича) стала критика гуманизма, глубокому исследованию и разоблачению которого он посвятил всю жизнь. Гуманизм для прп. Иусти-на — не только мировоззренческая основа современной европейской цивилизации, но значительно большее — смысл, направление, метод человеческого бытия и существования в целом. Происхождение гуманизма он возводит к грехопадениям Люцифера и Адама, а также показывает его дальнейшее развитие на протяжении мировой истории, трансформацию и проявление в разных формах. Закономерными следствиями гуманизма, по прп. Иустину, являются релятивизм, нигилизм и анархизм; в истории он воплощался в виде всевозможных лжеучений и ересей, от арианства до католичества и протестантизма. Самое совершенное выражение на земле гуманизм, по мнению прп. Иустина, будет иметь в конце человеческой истории в лице антихриста.
131 Иустин (Попович), прп. Философия и религия Ф. М. Достоевского. С. 391.
132 Там же.
4. В качестве антитезы гуманизму прп. Иустин предлагает «теогума-низм» («богочеловечность») как единственный верный для человечества исторический метод и путь. Исходя из этого, гуманистическому прогрессу, являющемуся по сути своей регрессом и путем человечества к расчеловечиванию и самоуничтожению, противостоит «богочеловеческий прогресс», направленный на «обессмерчивание» человека. Движущей силой богочело-веческого прогресса прп. Иустин считает «стремление ко Христу», а наиболее выдающимися его деятелями в истории — православных святых. С темой прогресса также связана критика прп. Иустином т.н. научной теории эволюции и апология «богочеловеческой эволюции» — совершающегося в Церкви Христовой посредством ее таинств и христианских добродетелей процесса «обожения» и «отроичения» человеческой личности.
5. Ценны и современны богословские размышления прп. Иустина о культуре и образовании. Под истинной культурой он понимает процесс и результат сотворчества Бога и человека, главная цель которого — явить в человеке и мире как можно больше божественного, преобразить человека и окружающую его действительность. Просвещение, согласно прп. Иустину, обусловлено святостью, и просветителями человечества в подлинном смысле этого слова всегда были и остаются святые. Просвещение без святости — продукт гуманистической культуры, посеявшей трагический конфликт между школой и Церковью, который нуждается в скорейшем преодолении.
6. Большое значение в богословии истории прп. Иустина имеет тема Церкви, которую он считает «все-тайной», «все-целью» и «все-смыслом» всего живого, поскольку она является единственным существующим в физическом времени и пространстве местом соединения времени с вечностью. Церковь — это «кузница времени», перековывающая временное в вечное, «искупляющая» время. В Церкви, по мысли прп. Иустина, существует только вечное настоящее, и каждый человек в действительности реален в той мере, в какой он принадлежит к Церкви. Однако Церковь не статична и сама развивается в истории, кроме того она является самым совершенным социумом и антитезой секулярному объединению человечества, получившему наименование глобализации.
7. Отдельное внимание прп. Иустин уделяет миссии Церкви в современном мире, считая главнейшей ее задачей воспитание «христоносных подвижников». Он предлагает практически руководствоваться девизом «вперед к отцам!», т.е. ориентироваться на святоотеческое учение и стремиться к его воплощению в жизни, сделать православные приходы «центрами подвижничества», «обновить» монашество следованием Типикону и древним уставам, возродить в образованных священнослужителях «народное, евангельское» понимание просвещения, что повысит их общественный авторитет и влияние.
В заключение отметим, что богословское наследие прп. Иустина (Поповича) остается в России мало изученным, при этом оно весьма актуально для современных Церкви и общества, а для исследователей богословия истории данное наследие — благодатная нива, на которой еще сокрыто много сокровищ мысли.
Источники и литература
1. Афанасий (Евтич), иером. Жизнеописание отца Иустина // Иустин (Попович), прп. Собрание творений преподобного Иустина (Поповича): в 5 т. Т. 1. М.: Паломник, 2004. С. 7-62.
2. Войводич Б. Христология по трудам преподобного Иустина Поповича. Курсовое сочинение. СПб.: СПбДА, 2004. 178 с.
3. Гаврилов И.Б. Богословие истории свт. Серафима (Соболева) в полемике с прогрессистским утопизмом ХХ в. // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. №4 (12). С. 12-42.
4. Горидовец В., свящ. Жизнь и богословское наследие преподобного Иустина (Поповича). Курсовое сочинение. СПб.: СПбДА, 2006. 193 с.
5. Иустин (Попович), прп. Богочеловеческое развитие (эволюция). Письмо студенту (19 нояб. 1968 г.) // Его же. Собрание творений преподобного Иустина (Поповича): в 5 т. / Пер. с серб. С. Фонова; общ. ред. А. И. Сидорова. Т. 1. М.: Паломник, 2004. С. 166-168.
6. Иустин (Попович), прп. Внутренняя миссия нашей Церкви (Осуществление Православия). Статья 1923 г. // Его же. Собрание творений преподобного Иустина (Поповича): в 5 т. / Пер. с серб. С. Фонова; общ. ред. А. И. Сидорова. Т. 1. М.: Паломник, 2004. С. 211-217.
7. Иустин (Попович), прп. Гносеология святого Исаака Сирина // Его же. Собрание творений преподобного Иустина (Поповича): в 5 т. / Пер. с серб. С. Фонова; общ. ред. А. И. Сидорова. Т. 1. М.: Паломник, 2004. С. 310-337.
8. Иустин (Попович), прп. Догматика Православной Церкви. Пневматоло-гия / Пер. с серб. М. Н. Яценко; под. ред. Е. И. Якушкиной; общ. науч. ред. А. Г. Дунаева. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007. 532 с.
9. Иустин (Попович), прп. Догматика Православной Церкви. Ч. 1. Предисловие // Его же. Собрание творений преподобного Иустина (Поповича): в 5 т. / Пер. с серб. С. Фонова; общ. ред. А. И. Сидорова. Т. 2. М.: Паломник, 2006. С. 9-13.
10. Иустин (Попович), прп. Догматика Православной Церкви. Ч. 3. Сотериоло-гия // Его же. Собрание творений преподобного Иустина (Поповича): в 5 т. / Пер. с серб. С. Фонова; общ. ред. А. И. Сидорова. Т. 3. М.: Паломник, 2006. С. 5-312.
11. Иустин (Попович), прп. Догматика Православной Церкви. Ч.4. Экклезиоло-гия // Его же. Собрание творений преподобного Иустина (Поповича): в 5 т. / Пер. с серб. С. Фонова; общ. ред. А. И. Сидорова. Т. 3. М.: Паломник, 2006. С. 313-517.
12. Иустин (Попович), прп. Догматика Православной Церкви. Ч. 6. Эсхатология // Его же. Собрание творений преподобного Иустина (Поповича): в 5 т. / Пер. с серб. С. Фонова; общ. ред. А. И. Сидорова. Т. 4. М.: Паломник, 2007. С. 345-448.
13. Иустин (Попович), прп. Догматика Православной Церкви. Экклезиоло-гия / Пер. с серб. М. Н. Яценко; под. ред. Е. И. Якушкиной; общ. науч. ред. А. Г. Дунаева. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005. 285 с.
14. Иустин (Попович), прп. Догматика Православной Церкви. Эсхатология / Пер. с серб. М. Н. Яценко; под. ред. Е. И. Якушкиной; общ. науч. ред. А. Г. Дунаева. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005. 141 с.
15. Иустин (Попович), прп. Искание себя, богочеловеческого. Письмо духовному чаду (10 авг. 1970 г.) // Его же. Собрание творений преподобного Иустина (Поповича): в 5 т. / Пер. с серб. С. Фонова; общ. ред. А. И. Сидорова. Т. 1. М.: Паломник, 2004. С. 177-178.
16. Иустин (Попович), прп. Любодейство или самоотверженная любовь. Отрывок из письма Матильде Б., преподавателю гимназии (12 янв. 1939 г.) // Его же. Собрание творений преподобного Иустина (Поповича): в 5 т. / Пер. с серб. С. Фонова; общ. ред. А. И. Сидорова. Т. 1. М.: Паломник, 2004. С. 150.
17. Иустин (Попович), прп. Монашеская жизнь: пост и молитва. Письмо братии монастыря Рача (1 дек. 1953 г.) // Его же. Собрание творений преподобного Иустина (Поповича): в 5 т. / Пер. с серб. С. Фонова; общ. ред. А. И. Сидорова. Т. 1. М.: Паломник, 2004. С. 170-172.
18. Иустин (Попович), прп. О духе времени. Апрель 1923 г. // Его же. Собрание творений преподобного Иустина (Поповича): в 5 т. / Пер. с серб. С. Фонова; общ. ред. А. И. Сидорова. Т. 1. М.: Паломник, 2004. С. 382-383.
19. Иустин (Попович), прп. Основная истина Православия — Богочеловек. Статья 1937 г. // Его же. Собрание творений преподобного Иустина (Поповича): в 5 т. / Пер. с серб. С. Фонова; общ. ред. А. И. Сидорова. Т. 1. М.: Паломник, 2004. С. 217-219.
20. Иустин (Попович), прп. Подвижнические и богословские главы // Его же. Собрание творений преподобного Иустина (Поповича): в 5 т. / Пер. с серб. С. Фонова; общ. ред. А. И. Сидорова. Т. 1. М.: Паломник, 2004. С. 107-147.
21. Иустин (Попович), прп. Православная Церковь и экуменизм / Пер. с серб. С. Фонова. М.: Паломник, 2006. 287 с.
22. Иустин (Попович), прп. Проблема личности и познания по учению св. Мака-рия Египетского // Его же. Собрание творений преподобного Иустина (Поповича): в 5 т. / Пер. с серб. С. Фонова; общ. ред. А. И. Сидорова. Т. 1. М.: Паломник, 2004. С. 235-309.
23. Иустин (Попович), прп. Святая печаль по усопшим. Письмо студенту богословия Михаилу (1 марта 1962 г.) // Его же. Собрание творений преподобного Иустина (Поповича): в 5 т. / Пер. с серб. С. Фонова; общ. ред. А. И. Сидорова. Т. 1. М.: Паломник, 2004. С. 158-159.
24. Иустин (Попович), прп. Святость Камю без Бога. Письмо студенту (24 янв. 1965 г.) // Его же. Собрание творений преподобного Иустина (Поповича): в 5 т. / Пер. с серб. С. Фонова; общ. ред. А. И. Сидорова. Т. 1. М.: Паломник, 2004. С. 161-163.
25. Иустин (Попович), прп. Собрание творений преподобного Иустина (Поповича): в 5 т. / Пер. с серб. С. Фонова; общ. ред. А. И. Сидорова. Т. 5. М.: Паломник, 2014. 570 с.
26. Иустин (Попович), прп. Современное арианство. Апрель 1923 г. // Его же. Собрание творений преподобного Иустина (Поповича): в 5 т. / Пер. с серб. С. Фонова; общ. ред. А. И. Сидорова. Т. 1. М.: Паломник, 2004. С. 383-384.
27. Иустин (Попович), прп. Философия и религия Ф.М. Достоевского / Пер. с серб. И. А. Чароты. Минск: Изд-во Дмитрия Харченко, 2014. 440 с.
28. Иустин (Попович), прп. Философия по Христу. Письмо монаху Григорию (16 нояб. 1966 г.) // Его же. Собрание творений преподобного Иустина (Поповича): в 5 т. / Пер. с серб. С. Фонова; общ. ред. А. И. Сидорова. Т. 1. М.: Паломник, 2004. С. 163-164.
29. Иустин (Попович), прп. Философские пропасти / Пер. с серб. М. Н. Яценко; под. ред. Е. И. Якушкиной. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. 279 с.
30. Иустин (Попович), прп. Христообразное сердце мира. Письмо другу в Оксфорд (4 авг. 1921г.) // Его же. Собрание творений преподобного Иустина (Поповича): в 5 т. / Пер. с серб. С. Фонова; общ. ред. А. И. Сидорова. Т. 1. М.: Паломник, 2004. С. 148-150.
31. JycmuH Нови Ъелщски, прп. На Богочовечанском путу. Валево: Манастир Ъели]е, 2014. 431 с.
32. Легеев М., свящ. Богословие истории как наука. Метод. СПб.: Изд-во СПбДА, 2021. 279 с. (Богословие в XXI веке).
33. Легеев М., свящ. Богословие истории как наука. Опыт исследования. СПб.: Изд-во СПбПДА, 2019. 655 с. (Богословие XXI века).
34. Легеев М., свящ. Природа и «Ипостась» Церкви. К вопросу о понятийном аппарате современной экклезиологии и богословия истории // Христианское чтение. 2017. № 3. С. 68-79.
35. Легеев М., свящ. У истоков богословия истории в Русской Церкви // Русско-Византийский вестник. 2019. № 1 (2). С. 104-114.
36. Легеев М., свящ., Мефодий (Зинковский), иером., Кирилл (Зинковский), иером. Периодизация «Эпохи утраченной экумены»: взгляд со стороны богословия истории // Русско-Византийский вестник. 2018. № 1. С. 64-72.
37. ЛубардиЬ Б. Jустин Ъ.ели]ски и Руси]а: путеви рецепци]е руске философи]е и теологи]е. Нови Сад: Беседа, 2009. 211 с.
38. Мефодий Зинковский, иером. Богословие личности в XIX-XX вв. Т. 1 // Азбука веры. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefodij_Zinkovskie/bogoslovie-lichnosti-v-19-20-vv/7#note689_return (дата обращения: 12.09.2022).
39. Михайлов П. Б. Богословие в истории и об истории // Его же. Категории богословской мысли. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. С. 239-260.
40. Михайлов П. Б. История как предмет богословия // Его же. Категории богословской мысли. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. С. 261-274.
41. Чечез Г. Святой Николай Жичский и преподобный Иустин (Попович) как проповедники. Курсовое сочинение. СПб.: СПбДА, 2002. 219 с.
42. Човек Богочовека Христа: споменица = афьерм^а = feastschrift = homage / Уредио епископ Атанаси]е. Београд: Наследници оца Jустина ПоповиЬа; Требин>е: Манастир Тврдош, 2004. 381 с.
43. Э. П. П., Никифоров М. В. Иустин // Православная энциклопедия. URL: https:// www.pravenc.ru/text/1237931.html (дата обращения: 10.09.2022).