БОГ-МАТЕМАТИК В СИСТЕМЕ МИРА ИОГАННА КЕПЛЕРА
© Отюцкий Г.П.1, Бодриков М.М.2
Российский государственный социальный университет, г. Москва
В статье рассмотрены некоторые аспекты «гипотезы Бога» в естественнонаучной картине мира И. Кеплера. Религиозная философия Кеплера предоставила ему ряд руководящих принципов, которые способствовали значительным научным открытиям. Убежденность в том, что Бог создал мир по законам математики, привела Кеплера к идее о том, что, исследуя закономерности мира, в частности, законы движения планет, необходимо сначала раскрыть замысел Бога.
Ключевые слова Кеплер, Бог, Божественный замысел, геометрическая красота, естественнонаучная картина мира, законы Кеплера.
Существует историческая легенда: когда Лаплас передал Бонапарту экземпляр первого тома «Небесной механики», император заметил: «Вы ни разу не упомянули о Творце мира!» На это ученый ответил: «Сир, я не нуждался в этой гипотезе» [цит. по: 3, с. 177]. Известна и фраза Ньютона «Гипотез не измышляю», хотя он и не мог обойтись без гипотезы Бога, как источника происхождения системы мира и ее стабильности: «Слепая судьба никогда не могла бы заставить планеты двигаться по одному и тому же направлению по концентрическим орбитам» [цит. по: 3, с. 178]. Поэтому понятие «гипотеза Бога» может быть признано вполне научным применительно к анализу той научной картины мира конкретного ученого, который включает Бога в эту картину. Покажем правомерность такого подхода на примере исследований И. Кеплера (1571-1630).
Сын служителя лютеранской церкви И. Кеплер учился в семинарии, затем в университете в Тюбингене. В 22 года он отказался от мысли о церковной карьере и стал преподавателем математики и этики в гимназии в Граце. В августе 1600 г. все некатолики были изгнаны из Штирии, а Кеплеру предъявили ультиматум: или переход в католичество, или изгнание. Он был вынужден был покинуть Грац и принять предложение Т. Браге стать его помощником в Праге, но в 1601 г. Браге умирает, а император Рудольф II назначает Кеплера «имперским математиком».
В 1611 г. Рудольф II отрекся от престола в пользу брата, а Кеплер вынужден был перебраться в Линц, но консистория Штутгарта стала подозревать его в ереси и потребовала подписать «Формулу согласия». Кеплер же был не согласен с лютеранской формулой о телесном присутствии Бога, он скло-
1 Профессор кафедры Философии, доктор философских наук, профессор.
2 Студент 1 курса гуманитарного факультета по специальности «Теология».
нялся также к свободному толкованию Библии. Теологи Линца решили изгнать Кеплера как кальвиниста, если он не подпишет пресловутую «формулу». Его тетя была сожжена как колдунья, а в 1616 г мать Кеплера обвинили в колдовстве. На длительном судебном процессе Кеплер сделал все возможное для ее защиты и в 1621 г обвинение было снято, но через год она умерла.
Имея сложные отношения с церковью, Кеплер, тем не менее, вдохновлялся религией как системой знаний и принципов: «его религиозность и склонность к научному познанию были так тесно переплетены, что первая становилась опорой для второй» [4, с. 9]. Важнейшая методологическая идея, которая оказалась путеводной для Кеплера, состояла в том, что в мире есть порядок, который имеет геометрическую природу, и он установлен Богом.
Исследователь творчества Кеплера Ю.А. Данилов отмечает разнообразие тем и подходов научного творчества Кеплера, и подчеркивает, что основной доминантой при всем этом «была идея гармонии мира - поиск того предустановленного порядка, который вложил в своё творение Господь Бог» [2]. Известны слова Кеплера: «Геометрия была раньше мира, и была она Божественной. Бог подарил миру геометрическую красоту, и была она Его творением, и эта красота была в руках человеческих» [цит. по: 4, с. 14]. С одной стороны, Бог создал геометрически совершенный мир, с другой стороны, человек создан по образу и подобию Божьему, следовательно, Бог вложил в человека и способность познать эту Божественную геометрическую красоту. Таким образом, главная задача любого ученого - познать и осмыслить замыслы Бога, т. е, выявить те закономерности, которые обязательно существуют, поскольку созданы Богом. Фактически в кеплеровской системе мира Бог - это величайший математик, а собственную задачу Кеплер видел в разгадке математической гармонии мира: «структура мира может быть определена математическим путем, ибо при сотворении мира Бог руководствовался математическими соображениями, что простота - знак истины, а математическая простота идентифицируется с гармонией и красотой» [цит. по: 1, с. 94].
И эту задачу - выявление математической простоты структуры мира -Кеплер стал выполнять, начиная с самых первых исследований. В 1596 г. опубликован «Предвестник, или Космографическая тайна», в которой приведены доказательства истинности системы Коперника. В «Паралипоменах («дополнениях») к Вителлию» (1604), он формулирует свойства света, «пытаясь понять замысел Бога, который создал свет для того, чтобы люди пользовались им и наслаждались всеми его цветами» [цит. по: 4, с. 73]. В «Новой астрономии» (1609) обоснованы первые два закона Кеплера, «Диоптрика» (1611) объясняла, как функционируют линзы и их различные комбинации. Восьмитомный трактат по астрономии «Эпитомия («краткое изложение») коперниковой астрономии» (1618-1621) внесен церковью в список запрещенных книг, но, по словам друга Кеплера В. Бианчи, книги из этого списка читают больше всех. В 1619 г. выходят «Пять книг о гармонии мира». В
1627 г. опубликованы «Рудольфовы таблицы», с помощью которых астрономы получили возможность рассчитывать положение Земли и других планет относительно Солнца с такой точностью, которая до Кеплера была невозможна.
В этих работах излагаются различные аспекты естественнонаучной картины Вселенной, фактически сводимой к картине Солнечной системы. Начиная работу над ее построением, Кеплер исходил из возможности постижения средствами математики как сущности Вселенной, так и Божественного замысла ее создания. В «Космографической тайне» он пришел к идее о взаимосвязи между планетными сферами и пятью правильными выпуклыми многогранниками (это - куб, тетраэдр, додекаэдр, икосаэдр и октаэдр) и считал, что на основании этой связи можно познать число планет и размеры их орбит.
Он полагал: раз существует как раз пять выпуклых многогранников, то они должны соотноситься с общей структурой Вселенной, следовательно, вписать и описать вокруг них можно шесть сфер, в каждой из которых находится планета, поэтому и существует шесть планет: «Орбита Земли является мерой всех остальных орбит. Опиши вокруг нее додекаэдр, тогда сфера, которая, в свою очередь, опишет его, будет сфера Марса. Вокруг сферы Марса опиши тетраэдр, тогда сфера, которая его обнимет, будет сфера Юпитера. Вокруг сферы Юпитера опиши куб, заключающая его сфера будет сферой Сатурна. В орбиту Земли впиши икосаэдр, вписанная в него сфера будет сферой Венеры, в сферу Венеры впиши октаэдр, в него будет вписана сфера Меркурия. Так ты поймешь причину числа планет» [цит. по: 1, с. 94].
Эта идея оказалась несостоятельной: соответствие вычисленных сфер реальным орбитам планет оказалось лишь приблизительным, однако эта идея положила начало программе научных исследований, в которой особое место отводилось Марсу, «нерегулярность» движения которого не могли объяснить ни Птолемей, ни Коперник, ни Т. Браге. В результате десятилетней работы выяснилось, что эту проблему в принципе нельзя решить ни использованием комбинации кругов, ни применением овалов.
Научное упорство Кеплера поддерживалось твердой уверенностью в существовании небесного порядка, потому что его установил Бог.
Кеплер обнаружил, что теория может соответствовать наблюдениям лишь в том случае, если исходить из движения планет по эллиптическим орбитам. Тем самым ученый разбил старую догму о «естественности и совершенстве» кругового движения. Выявленные особенности планетных орбит (как считал Кеплер, в соответствии с замыслами Бога) нашли отражение в законах Кеплера.
Первый закон опровергает круговые орбиты Птолемея, Коперника и Галилея: каждая планета движется по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце.
Идея единообразного движения вокруг центра опровергалась вторым законом: каждая планета движется в плоскости, проходящей через центр Солнца, причем площадь сектора орбиты, описанная радиусом-вектором планеты, изменяется пропорционально времени, иначе говоря, скорость движения конкретной планеты изменяется при изменении ее расстояния от Солнца.
Эти два закона, первоначально разработанные для Марса, в 1618 г. (в «Сокращении коперниковой астрономии») Кеплер распространяет на другие планеты, Луну и четыре спутника Юпитера. В 1619 г. Кеплер дает обоснование третьего закона: квадраты периодов обращения планет соотносятся как кубы расстояния каждой из них от Солнца (в работе «Гармония мира»).
Многие исследователи отмечают, что «мистицизм, математика, астрономия и физика у Кеплера неразделимо связаны» [цит. по: 1, с. 96]. Религиозные воззрения Кеплера представляли собой определенную смесь христианства, неоплатонизма, мистицизма. Так, известные историки философии Дж. Реале и Д. Антисери характеризуют Кеплера как «неоплатоника и мистика», для которого Солнце выступает «самым прекрасным телом» и является «сердцем мира». Они подчеркивает, что его «вера в гармонию и математический порядок природы безмерна, и в этой гармонии главная роль принадлежит Солнцу» [1, с. 94].
Будучи убежденным в существовании Святой Троицы, Кеплер усмотрел и ее воплощение во Вселенной: Отец - это Солнце, Сын - планеты Солнечной системы, а Святой Дух - это мощь, при помощи которой Солнце воздействует на каждую планету. В «Новой астрономии» он описывает Солнце как «уникальное тело, по своим качествам и силе приспособленное приводить в движение планеты по их орбитам и достойное стать местопребыванием самого Бога, не говоря уж о том, что оно перводвигатель» [цит. по: 1, с. 97]. Кеплер предположил, что «Солнце обладает двигательным интеллектом, располагая все вокруг себя, становясь более слабым по отношению к удаленному из-за ослабления своего влияния с увеличением расстояния» [цит. по: 1, с. 97].
Поскольку, по Кеплеру, Солнце - центр Вселенной, то сила, приводящая планеты в движение, исходит именно от него (поскольку она должна располагаться в центре Вселенной), уменьшаясь с увеличением расстояния от Солнца. Эта причина объясняет также, почему в перигелии планеты движутся быстрее, чем в афелии.
Аналогичный принцип Кеплер применил для объяснения движения Луны вокруг Земли: «Существует на Земле сила, которая воздействует на Луну» [цит. по: 1, с. 97]. Эта сила тоже уменьшается с расстоянием, а, следовательно, Луна вращается вокруг Земли с неравномерной скоростью - в апогее медленнее, чем в перигее.
Таким образом, религиозная философия Кеплера во многом способствовала его великим открытиям, формируя некоторые направляющие идеи. Справедливо сказать, что «гипотеза Бога» в мировоззрении Кеплера послу-
жила для заполнения «белых пятен» в его естественнонаучной картине мира, для формирования целостного образа которой еще не хватало научных знаний. Фактически в форме «гипотезы Бога» выступала гениальная научная интуиция Кеплера, твердо убежденного в существовании закономерностей мира, выражаемых математически, но не имевшего другой возможности обосновать существование этих закономерностей, кроме как замыслом Бога.
Вместе с тем религиозная основа его научных размышлений нередко подводила Кеплера. Первоначально он отвергал ряд открытий Галилея, в частности, открытие спутников Юпитера. По мнению Кеплера, Юпитер не мог иметь спутников, претендуя тем самым на «значимость, подобную Солнцу». Смысла в таких спутниках нет, «если на этой планете нет никого, кто бы мог любоваться этим зрелищем» [цит. по: 1, с. 90]. Следует отметить, что когда Кеплер обзавелся хорошей подзорной трубой и сам увидел четыре спутника Юпитера, он не просто согласился с Галилеем, но высоко оценил роль подзорной трубы как научного инструмента (до этого она считалась принадлежностью «низких механиков» и недостойной «философов»). Но далее он приходит к выводу, что из наличия спутников вытекает обитаемость Юпитера: Луна нужна для нашей астрологии, значит, и спутники Юпитера нужны для чьей-то астрологии, - видимо для жителей Юпитера. Но кто эти жители? «Вероятно, они менее благородны, чем мы, поскольку Юпитер менее благороден, чем Земля» [4, с. 103].
Для того чтобы не было необходимости обращаться к «гипотезе Бога», естествознанию предстояло пройти еще весьма длительный путь.
Список литературы:
1. Антисери Д. и Реале Дж. Иоганн Кеплер: переход от «круга» к «эллипсу» // Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. - С. 86-87.
2. Данилов Ю.А. Гармония и астрология в трудах Кеплера [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ШрУ/ШозоГЫзйпс.ги/ЬоокБ/йетЯОО/зОО/ 70000050/1Мех.8Ыш1 (дата обращения: 5 мая 2016).
3. Наука. Величайшие теории: выпуск 13: Вселенная работает как часы. Лаплас. Небесная механика / Пер. с франц. - М.: Де Агостини, 2015. - 168 с.
4. Наука. Величайшие теории: выпуск 4: Танцы со звездами. Кеплер. Движение планет / Пер. с исп. - М.: Де Агостини, 2015. - 160 с.