Научная статья на тему 'Боевые топоры Афганистана'

Боевые топоры Афганистана Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
154
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОПОР / ОРУЖИЕ АФГАНИСТАНА / КАФИРЫ / ГИНДУКУШ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Милосердов Дмитрий Юрьевич

Топор короткодревковое оружие ударно-рубящего действия и одно из древнейших видов оружия ближнего боя. Благодаря своей огромной эффективности, связанной с относительной тяжестью и массивностью клинка, сочетавшейся с малой, концентрирующей силу удара поражающей поверхностью, и большим рычагом рукоятью, а также, учитывая простоту изготовления, топор изначально был наиболее доступным и распространённым оружием боя на короткой дистанции. На Востоке топоры были достаточно широко распространённым оружием. Известно и описано значительное количество боевых топоров из Индии и Персии. При этом топорам, бытовавшим в соседнем регионе Афганистане, внимание не уделялось. На сегодняшний день известны два основных типа топоров, которые можно назвать «афганскими», с мощным железком (клинком) секирообразной формы и с менее массивной боевой частью, лезвие которой незначительно выгнуто, с выраженной бородкой, оттянутой вниз и заканчивающейся остриём. В статье выделяются характерные особенности этих топоров конструкции, клеймения и украшения. На основании письменных источников XIX века рассматриваются случаи использования боевых топоров афганцами как в локальных межплеменных конфликтах, так и в сражениях с внешним противником. Кроме того, в статье рассматриваются и несколько топоров, типичных для кафиров Гиндукуша, которые были типологически достаточно разнообразны и использовались не только в качестве оружия, но и при осуществлении различных ритуалов (например, обрядовых танцах). В большинстве случаев их железки (клинки), выкованные из стали, значительно выгнуты и насажены на деревянное древко под углом примерно в 45 градусов. С противоположной стороны от лезвия вместо обуха может быть откован клиновидный выступ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Милосердов Дмитрий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Боевые топоры Афганистана»

ДМИТРИЙ МИЛОСЕРДОВ

БОЕВЫЕ ТОПОРЫ АФГАНИСТАНА

Топор - короткодревковое оружие ударно-рубящего действия и одно из древнейших видов оружия ближнего боя. Благодаря своей огромной эффективности, связанной с относительной тяжестью и массивностью клинка, сочетавшейся с малой, концентрирующей силу удара поражающей поверхностью, и большим рычагом - рукоятью, а также, учитывая простоту изготовления, топор изначально был наиболее доступным и распространённым оружием боя на короткой дистанции. На Востоке топоры были достаточно широко распространённым оружием. Известно и описано значительное количество боевых топоров из Индии и Персии. При этом топорам, бытовавшим в соседнем регионе - Афганистане, внимание не уделялось. На сегодняшний день известны два основных типа топоров, которые можно назвать «афганскими», - с мощным железком (клинком) секирообразной формы и с менее массивной боевой частью, лезвие которой незначительно выгнуто, с выраженной бородкой, оттянутой вниз и заканчивающейся остриём. В статье выделяются характерные особенности этих топоров -конструкции, клеймения и украшения. На основании письменных источников XIX века рассматриваются случаи использования боевых топоров афганцами как в локальных межплеменных конфликтах, так и в сражениях с внешним противником.

Кроме того, в статье рассматриваются и несколько топоров, типичных для кафиров Гиндукуша, которые были типологически достаточно разнообразны и использовались не только в качестве оружия, но и при осуществлении различных ритуалов (например, обрядовых танцах). В большинстве случаев

их железки (клинки), выкованные из стали, значительно выгнуты и насажены на деревянное древко под углом примерно в 45 градусов. С противоположной стороны от лезвия вместо обуха может быть откован клиновидный выступ.

Ключевые слова: топор, оружие Афганистана, кафиры, Гиндукуш

Топор - короткодревковое оружие ударно-рубящего действия и одно из древнейших видов оружия ближнего боя. Благодаря своей огромной эффективности, связанной с относительной тяжестью и массивностью клинка, сочетавшейся с малой, концентрирующей силу удара поражающей поверхностью, и большим рычагом - рукоятью, топор изначально был наиболее распространённым оружием боя на короткой дистанции (Горелик 2003, 53). Это оружие состоит из железки (клинка), насаженной на древко - топорище. Топоры могли иметь носок, вытянутый в пику, например, как у бердыша. Лезвие могло быть прямым, выпуклым или вогнутым. Нижний край иногда вытянут в бородку разной степени выраженности. Плоскость топора - полотно, могла быть гладкой, украшенной или иметь отверстия. Сужение полотна в месте соединения с проушиной называют шейкой. Обух мог быть гладким, завешаться молотком или шипом (Бехайм 1995, 549).

На Востоке топоры были достаточно широко распространённым оружием (Irvine 1903, 80-81; Pant 1989, 90). Известно много боевых топоров из Индии (Bashir 2008, 268-271; Hales 2013, 302, fig. 726) и Персии (Khorasani 2006, 603-612; Hales 2013, 303, fig. 731). Эгертон в своей книге, посвящённой оружию Индии и Востока, приводит описание боевого топора, который он называет «табар» (tabar), относя его к Афганистану (Egerton 1896, 144). Этим словом называют топор на большинстве языков региона (Richardson 1806, 239; Shakespear 1834, 489-490; Temple 1897, 208; Bellew 1901, 33, 196). Известно два основных типа топоров, которые можно назвать «афганскими» и несколько типичных для кафиров Гиндукуша.

Более ранними для Афганистана можно считать топоры, мощная железка которых имеет секировидную форму с выгнутым лезвием. Их изящная шейка

переходит в шестигранный обух с круглой, чуть подгранённой, проушиной. Нижняя часть обуха образует короткую втулку. Шейка обычно декорирована вбитыми в неё широкими гладкими полосками меди или латуни (от одной до трёх), расположенными параллельно лезвию. В таком же стиле может быть декорирован обух. Только полосы расположены перпендикулярно лезвию. На полотне топора с обеих сторон выбито от трёх до шести клейм. В редких случаях клейма могут быть выбиты на шейке. Обычно на таких топорах шейка вообще не украшена цветным металлом или декорирована только одной полосой. Топорища длинные, гладкие (иногда с редкой поперечной насечкой в нижней части), овальные в сечении, выполнены из дерева. Сверху топорище расширяется, что препятствует соскальзыванию железки при ударе. Снизу заканчивается вырезанным шариком или декоративной металлической втулкой, аналогичной таковой на персидских топорах. (Илл. 1).

Илл. 1.

Второй вариант топоров Афганистана выглядит несколько иначе. Железко менее массивное. Лезвие незначительно выгнуто, с выраженной бородкой, оттянутой вниз и заканчивающейся остриём. Шейка не менее изящная, чем у первого образца. Грани обуха выражены незначительно. Сглажены в месте перехода шейки в обух. Шейка и обух обычно декорированы двумя полосками меди или латуни, аналогично первому варианту. Отличие заключается в том, что полоски не гладкие, а украшены гравированными точками и чёрточками. В полотне топора ближе к шейке почти всегда есть сквозная фигурная

прорезь трефовидной формы. Чаще всего полотно между лезвием и шейкой декорировано сквозными отверстиями крестообразной формы, числом от семи до десяти (Хотя встречаются топоры без перфорации полотна. В таком случае они богато инкрустированы латунью). Помимо этого, полотно украшено гравированным циркульным орнаментом, поверх которого иногда вбиты медь или латунь. Проушина некоторых образцов сверху глухая и также декорирована циркульным орнаментом. Топорище длинное, чаще всего резное по всей поверхности. В нижней и верхней части закрыто гладкими железными трубками. У некоторых топоров нижняя трубка фиксируется на резьбе. Если её вывернуть, откроется небольшой копьевидный обоюдоострый клинок. Существовали топоры других типов, распространённые реже (Илл. 2).

Со слов Эльфистоуна известно, что в конце XVIII века, наравне с саблями и кинжалами, боевые топоры были широко распространены среди мужчин дуррани (Elphinstone 1815, 536). Можно предположить, что это были топоры индийской и персидской работы (Allan 2000, 84), а также местного производства. Боевые топоры, как типичное оружие афганцев упоминает и Форстер (Forster 1801, 94). Даниел описывая битву при Панипуте, между маратхами и афганцами, пишет: «Махададжи Скиндия (четвертый незаконнорожденный сын махараджи) был храбрым и искусным предводителем. Он лично сражался в битве недалеко от города Панипут, в которой были убиты три его брата.

.Mil 1.1.1

Илл. 2.

В этом сражении он получил такую тяжелую рану колена, нанесённую афганским боевым топором, что навсегда охромел» (Daniell 1834, 219). То есть до начала XIX века топоры в качестве оружия были широко распространены у афганцев.

Иную картину мы наблюдаем в следующем столетии. Упоминания о боевых топорах у афганцев единичны (Mackenzie 1884, 31), равно как и об использовании топоров в качестве оружия. Грант рассказывает о таком случае: «Экспедиция вышла из Джеллалабада по недавно сделанному мосту через реку Кабул. Люди казались благовоспитанными и из своих деревень приезжали посмотреть на феринги (европейцев). Случилось только одно неприятное происшествие. Один человек вышел из деревни с топором, спрятанным за спиной. Одной рукой он держал топор, а другой схватил лошадь одного из кавалеристов за узду. Естественно, мы предположили, что это был мусульманский фанатик - гази. Поэтому всадник зарубил его на месте, прежде чем он мог нанести удар. Возможно, мы неправильно поняли его намерения, но мы решили не искушать судьбу. После печального опыта наших солдат, для афганца будет очень опасно ставить себя в сомнительное положение, оказываясь перед ними с оружием в руках» (Grant 1884, 89). То есть, вполне возможно, что солдаты зарубили безобидного крестьянина. Пенелл описывает иную ситуацию, когда юноша, фанатично настроенный муллой, напал с топором на английского офицера, нанеся ему рану в шею (Penell 1922, 125).

Остальные известные нам случаи нападения с топорами связаны с внутри-племенными конфликтами. Врач, работавший в Афганистане с местным населением в конце XIX - начале XX вв., вспоминает следующие ситуации: «Азаин-хан был доставлен в Банну со сложным переломом черепа, который он перенёс неделю назад, когда несколько жителей деревни напали на него и ранили его топором, после чего бросили, посчитав мертвым (Penell 1914, 445). Однажды в больницу был доставлен мужчина, лицо и голова которого были изрублены топором. Один из ударов начисто отсёк нос. На него напали вечером накануне вечером, и он чудом остался жив» (Указ. соч., 140). Можно сделать вывод, что с начала XIX века топоры перестали использоваться аф-

ганцами как боевое оружие, во всяком случае, во время боестолкновений с британскими войсками.

Пожалуй, только кафиры Гиндукуша, для которых топоры были в древности основным оружием (Риттер 1867, 218), дольше всех использовали их во время схваток с противниками. Топоры были разной формы в зависимости от местности. Некоторые из них инкрустированы серебром, на других вырезаны узоры. Многие из них самобытны по форме (Biddulph 1880, 91) (Илл. 3). Их железки (клинки), выкованные из стали, значительно выгнуты и насажены на деревянное древко под углом примерно в 45 градусов. С противоположной стороны от лезвия вместо обуха может быть откован клиновидный выступ. Древко в верхней части могло быть обмотано латунной или медной лентой, оформленной чеканным точечным орнаментом и на конце усилено стальным затыльником, как на топоре из Кунсткамеры инв. № 6488-47 (Малоземова 2015, 528-529), поступившем в 1962 году из Датского национального музея (привезён в 1940-50 годы из экспедиций в Нуритсан) (Указ. соч., 486-487). Но и у кафиров к концу XIX века на смену боевым топорам пришли мечи (Biddulph 1880, 91). Некоторые авторы даже не упоминают топоры, повествуя об оружии кафиров (Robertson 1896, 574), уточняя что: «Танцевальные (используемые кафирами в различных ритуалах) и другие топоры не предназначены

ё

Илл. 3.

для боевых целей, хотя могут быть использованы в качестве оружия в чрезвычайных ситуациях» (Указ. соч., 557). Тем не менее, значение боевых топоров, по-видимому, было в своё время так велико, что оставило след в обрядах кафиров. Определённые топоры указывали на важный социальный статус их владельца (Указ. соч., 442). Другие использовались в обрядовых танцах (Latham 1860, 339). Старое оружие аккуратно хранили и доставали по случаю свадьбы, которая считалась бы неполноценными без него. Жених, пришедший свататься в дом избранницы без боевого топора, был бы отослан. Если же он вновь придёт без него, то должен будет внести за невесту её семье дополнительную плату (Biddulph 1880, 91). Топоры также использовались для забоя жертвенных животных (коров и быков) (Robertson 1896, 190, 426). То есть оружие стало исключительно сакральным и хозяйственно-бытовым предметом. Вероятнее всего, упомянутые выше лёгкие афганские топоры с прорезным полотном и резным топорищем (Илл. 4) также являются предметами культа или символами племенной власти.

Илл. 4.

Библиография

Бехайм В. Энциклопедия оружия. Спб., 1995. Горелик М. В. Оружие древнего Востока. СПб., 2003.

Малозёмова Е.И. Холодное оружие народов Ближнего Востока в коллекциях МАЭ // Образы и знаки в традициях Южной и Юго-Западной Азии. Т. 61. СПб., 2015.

Риттер К. Землеведение: география стран Азии, находящихся в непосредственных сношениях с Россиею. Кабулистан и Кафиристан, СПб., 1867.

Allan J.W. Persian Steel: The Tanavoli collection. Oxford University Press, 2000.

Bashir Mohamed. The Arts of the Muslim Knight: The Furusiyya Art Foundation Collection. Italy: Skira, 2008.

Bellew H. W. A dictionary of the Pukkhto or Pukshto language, in which the words are traced to their sources in the Indian and Persian languages. Lahore, 1901.

Biddulph J. Tribes Of The Hindoo Koosh. Calcutta, 1880.

Daniell W. The Oriental Annual, or Scenes in India. London, 1834.

Egerton W. E. A Description of Indian and Oriental Armour: Illustrated from the Collection Formerly in the India Office now Exhibited at South Kensington. London, 1896.

Elphinstone M. H. An account of the kingdom of Caubul,and its dependencies in Persia, Tartary, and India : comprising a view of the Afghaun nation, and a history of the Dooraunee monarchy. London, 1815.

Forster G. Travels in Cashmir /The Asiatic Annual Register Or View Of The History Of Hindustan Of Asia, Vol. 1. London, 1801.

Grant J. Recent British battles on land and sea. Cassell, 1884.

Hales R. Islamic and Oriental Arms and Armour: A Lifetime's Passion. Engla nd, 2013.

Irvine W. The army of the Indian Moghuls: its organization and administration. London, 1903.

Khorasani M. M. Arms and Armor from Iran: The Bronze Age to the End of the Qajar Period. Germany: Legat, 2006.

Latham R. G. The Varieties of the Human Species; Being a Manual of Ethnography: Introductory to the Study of History. London, 1860.

Mackenzie C. Storms and sunshine of a soldier's life. Vol. 2. Edinburgh, 1884.

Pant G.N. (1989). Mughal weapons in the Babur-nama. South Asia Books. 247 p.

Pennell A. M. Pennell of the Afghan frontier; the life of Theodore Leighton Pen-nell. London, 1914.

Pennell T.L. Among the wild tribes of the Afghan frontier; a record of sixteen years' close intercourse with natives of the Indian marches. London, 1922

Richardson J. A Dictionary, Persian, Arabic, and English. Vol.I. London, 1806.

Robertson G. S. The Kafirs of the Hindu-Kush. London, 1896

Shakespear J. A Dictionary Hindustani and English. London, 1834.

Temple G. A glossary of indian terms relating to religion, customs, government, land; and other terms and words in common use. London, 1897.

References

Allan J.W. (2000). Persian Steel: The Tanavoli collection. Oxford University Press. 600 p.

Bashir M. (2008). The Arts of the Muslim Knight: The Furusiyya Art Foundation Collection. Italy, Skira. 416 p.

Bellew H. W. (1901). A dictionary of the Pukkhto or Pukshto language, in which the words are traced to their sources in the Indian and Persian languages. Lahore, Rai Sahib M. Gulab Singh. 355 p.

Biddulph J. (1880). Tribes Of The Hindoo Koosh. Calcutta, Bhavana Books & Prints. 164 p.

Boeheim W. (1995). Handbuch der Waffenkunde. Das Waffenwesen in seiner historischen Entwicklung vom Beginn des Mittelalters bis zum Ende des 18 Jahrhun-

ders. Leipzig, 1890. (Russ. ed.: Behajm V. Jenciklopedija oruzhija. St.Petersburg.

576 p.).

Daniell W. (1834). The Oriental Annual, or Scenes in India. London. 254 p.

Egerton W. E. (1896). A Description of Indian and Oriental Armour: Illustrated from the Collection Formerly in the India Office now Exhibited at South Kensington. London, W. H. Allen & Company. 178 p.

Elphinstone M. H. (1815). An account of the kingdom of Caubul, and its dependencies in Persia, Tartary, and India: comprising a view of the Afghaun nation, and a history of the Dooraunee monarchy. London, Longman. 675 p.

Forster G. (1801). Travels in Cashmir. The Asiatic Annual Register Or View Of The History Of Hindustan Of Asia. Vol. 1. London.

Gorelik M. V. (2003). Oruzhie drevnego Vostoka [Weapons of the Ancient East]. St.Petersburg, Atlant Publ. 336 p.

Grant J. (1884). Recent British battles on land and sea. Cassell. 624 p.

Hales R. (2013). Islamic and Oriental Arms and Armour: A Lifetime's Passion. Robert Hales C.I. Limited. 386 p.

Irvine W. (1903). The army of the Indian Moghuls: its organization and administration. London, Luzac. 324 p.

Khorasani M. M. (2006). Arms and Armor from Iran: The Bronze Age to the End of the Qajar Period. Germany: Legat. 776 p.

Latham R. G. (1860). The Varieties of the Human Species; Being a Manual of Ethnography: Introductory to the Study of History. London, Houlston and Stoneman.

Mackenzie C. (1884). Storms and sunshine of a soldier's life. Vol. 2. Edinburgh, David Douglas.

Malozjomova E.I. (2015). Holodnoe oruzhie narodov Blizhnego Vostoka v kollekcijah MAJe [Cold arms of the peoples of the Middle East in the collections of the MAE]. Obrazy i znaki v tradicijah Juzhnoj i Jugo-Zapadnoj Azii [Images and signs in the traditions of South and South-West Asia]. Vol. 61. St.Petersburg.

Pant G.N. (1989). Mughal weapons in the Babur-nama. Agam Kala Prakashan. 247 p.

Pennell A. M. (1914). Pennell of the Afghan frontier; the life of Theodore Leighton Pennell. London, E.P. Dutton. 464 p.

Pennell T.L. (1922). Among the wild tribes of the Afghan frontier; a record of sixteen years' close intercourse with natives of the Indian marches. London, See-ley, Service & Co. 323 p.

Richardson J. (1806). A Dictionary, Persian, Arabic, and English. Vol. I. London, Richardson. 1157 p.

Ritter K. (1867). Zemlevedenie: geografja stran Azii, nahodjashhihsja v ne-

posredstvennyh snoshenijah s Rossieju. Kabulistan i Kafiristan [Geography: the

geography of Asian countries in direct relations with Russia. Kabulistan and Kafi-

ristan]. St.Petersburg. 1035 p.

Robertson G. S. (1896). The Kafirs of the Hindu-Kush. London, Fb&c Limited. 686 p.

Shakespear J. (1834). A Dictionary Hindustani and English. London, Parbury, Allen and Co. 2209 p.

Temple G. (1897). A glossary of indian terms relating to religion, customs, government, land; and other terms and words in common use. London, Luzac & Company. 332 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.