Научная статья на тему 'БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ УКРАИНСКИХ ПАРТИЗАН. 1943 Г.'

БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ УКРАИНСКИХ ПАРТИЗАН. 1943 Г. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
340
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ УКРАИНСКИХ ПАРТИЗАН. 1943 Г.»

в

я

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

УКРАИНСКИХ ПАРТИЗАН. 1943 г.

У

ТВЕРЖДЕННЫЙ 26 апреля 1943 года на заседании Политбюро ЦК ВКП б) Оперативный план боевых действий партизанских отрядов Украины на весенне-летний период 1943 года1 предусматривал силами украинских и молдавских отрядов и соединений (более 50 тыс. человек, действовавших в северо-западных и юго-западных районах Украины) вывести из строя 26 крупнейших железнодорожных узлов, взорвать 97 железнодорожных и 22 шоссейных моста. При этом каждый отряд получил свою конкретную задачу.

Украинские и молдавские партизаны по плану Украинского штаба партизанского движения должны были стремительно атаковать вражеские эшелоны и автотранспорт, двигавшиеся к Киеву, Кременчугу и Днепропетровску. Одновременно части партизанских формирований, чьи районы дислокации находились вблизи Десны, Припяти и Днепра, получили приказ сосредоточиться на основных направлениях передвижения советских войск в готовности по общему сигналу захватить переправы через водные преграды и удержать их до выхода к ним частей Красной армии. Проводилась необходимая передислокация партизанских сил с целью их выдвижения к намеченным объектам боевого воздействия. Операции, разработанные штабами партизанского движения, являлись неотъемлемой частью общего стратегического замысла, выработанного Верховным Главнокомандованием на летне-осеннюю кампанию 1943 года.

Объектами особого внимания для народных мстителей стали дороги Украины. Только на основных в то время магистралях противника (Киев — Коростень — Ковель, Киев — Шепетовка — Ко-вель), где согласно весенне-летнему плану сосредоточились и развернули активные боевые действия более 30 крупнейших партизанских соединений Украины, в июле—декабре 1943 года были выведены из строя 17 железнодорожных узлов2.

Во второй половине 1943 года украинские партизаны организовали подрыв нескольких тысяч эшелонов3. В результате ударов партизан пропускная способность железной дороги Коростень — Сарны — Ковель сократилась с 18—20 пар поездов в сутки в апреле 1943 года до 3—4 пар в августе, на важной магистрали Казатин — Шепетовка — Ровно с 70— 80 пар в мае до 7—8 в ноябре. В целом пропускная способность железных дорог, на которых действовали украинские партизаны, до конца августа снизилась в среднем на 72 проц. Значительные потери понес и железнодорожный транспорт. По данным Украинского штаба, руководимые им партизанские соединения и отряды во второй половине 1943 года в среднем ежемесячно выводили из строя 500 паровозов и разрушали 30—40 железнодорожных мостов4.

Советское правительство высоко оценило умелые действия партизан, многие из которых были награждены орденами и медалями, а также удостоены звания Героев Советского Союза.

ПРИЛОЖЕНИЕ

К п[ункту] 135 пр[иказа] П[олитбюро] № 40 от 26 апреля 1943 г.

ОПЕРАТИВНЫЙ ПЛАН

боевых действий партизан Украины на весенне-летний период 1943 г.

Исходя из поставленных товарищем Сталиным задач о дальнейшем развитии партизанского движения на Украине, в целях нанесения противнику более ощутительных ударов по его коммуникациям в западной и юго-западной части Украины, усиления партизанского движения в этих областях ЦК КП(б)У ставит перед партизанскими отрядами на весенне-летний период задачи, указанные ниже.

Переброска войск, вооружения, боеприпасов и техники к линии Воронежского5, Юго-Западного6 и Южного7 фронтов осуществляется противником по основным железнодорожным магистралям: Брест — Ковель — Киев — Ворожба; Брест — Ковель — Здолбунов; Казатин — Фастов — Смела — Днепропетровск — Сталино; Львов — Здолбунов — Шепетовка; Львов — Тарнополь — Жмеринка — Казатин.

В результате развернувшегося более широко партизанского движения в лесистой и более благоприятной для действия отрядов северной части Украины по некоторым железным дорогам движение железнодорожных эшелонов противника временно прекращено на железнодорожных участках Киев — Коростень, Овруч — Чернигов, а на остальных сокращено до минимума (Ковель — Сарны — Коро-стень — Киев — Ромодан).

Публикация Ю.А. ГЛУШКОВОЙ. Боевые действия украинских партизан. 1943 г.

В силу этого противник вынужден производить большую часть своих войсковых перевозок по железнодорожным магистралям, проходящим на территории южных, степных областей Украины (Фастов — Миро-новка, Цветков — Знаменка, Пятихатка — Днепропетровск, Николаев — Знаменка).

В связи с этим ЦК КП(б)У считает необходимым передислоцировать несколько крупных партизанских соединений в западную и юго-западную части Украины с целью развертывания партизанского движения в областях: Волынской, западной части Львовской, Дрогобычской, Станиславской, Черновицкой, а также направить несколько партизанских отрядов по долине реки Прут в Измаильскую область, в районы устья реки Дуная. [...]

Население на границе с Польшей, Прикарпатской и Закарпатской Украины, Молдавской ССР, особенно украинцы, русины, словаки, поляки, болгары, угнетаемые немецкими захватчиками, будут всячески поддерживать партизанские отряды в борьбе против немецких захватчиков.

Большую помощь партизанам в проведении диверсионной деятельности окажут местные рыбаки, состоящие в основном из бедняцкого населения, лояльно настроенные по отношению к советской власти.

Передислокация крупных партизанских отрядов из северных в западную и юго-западную части Украины вполне возможна и подтверждается проведенными рейдами в течение зимы 1942—1943 года отрядами Ковпака, Сабурова8, Наумова, Федорова, Шушпанова, Лукашова, совершившими от 500 до 1200-километровые переходы с боями по северной, средней и даже южной части Украины. На-

пример, отряд Героя Советского Союза Наумова совершил героический рейд по территории Сумской, Полтавской, Кировоградской, Одесской и Винницкой областей.

Опыт проведенных рейдов убедительно свидетельствует о том, что одним из самых активных методов развертывания партизанской борьбы в настоящее время является постоянное передвижение отрядов по новым районам, где они усиливаются новым пополнением, активизируют местные вооруженные группы, наносят противнику внезапными ударами значительный урон в живой силе и на его коммуникациях. Во время передвижения партизанские отряды приобретают новый боевой опыт, большую маневренность. Личный состав отрядов закаляется в боях, отряды становятся неуловимыми и грозой для оккупантов. [...]

По имеющимся данным, немецкие гарнизоны располагаются в большинстве случаев в крупных сельских населенных пунктах или городах и почти отсутствуют в деревнях. Полиция и небольшие карательные формирования в населенных пунктах при появлении партизан разбегаются, все это в значительной степени облегчает движение партизанских отрядов.

ЦК КП(б)У, ставя задачу о передислокации крупных партизанских соединений и отрядов в западные и юго-западные области Украины с целью развертывания партизанского движения в этих районах, одновременно ставит задачу в течение весенне-летнего периода вывести из строя на важнейших коммуникациях 26 крупных железнодорожных узлов, из них в первую очередь узлы: Нежин, Фастов, Шепетовка, Ко-ростень, Ровно, Здолбунов, Ковель, Сарны, Белокорови-чи, Жмеринка, Казатин; во

в

К

вторую очередь железнодорожные узлы: Тарнополь, Ро-жище, Буск, Гусятин, Залещи-ки, Унгены, Ново-Украинка, Слободка и ряд других. [...]

Для осуществления изложенных мероприятий перед партизанскими соединениями и отрядами ставятся следующие задачи:

Отрядам Попудренко9. В мае 1943 года вывести из строя жел[езно]дор[ожный] узел Нежин путем производства диверсии на жел[ез-но]дор[ожных] линиях Нежин — Киев, Нежин — Бах-мач, Нежин — Прилуки, Нежин — Чернигов. (Общая численность отрядов — 1500 чел[овек]).

1. Взорвать мосты на жел[езно]дор[ожных] линиях, идущих от станции Нежин, и жел[езно]дор[ожной] линии Гомель — Бахмач: а) через реку Снов в районе Щорс; б) через р[еку] Десна в районе Ма-кошино на жел[езно]дор[ож-ной] линии Гомель — Бахмач; в) через р[еку] Вьюница у Коровина (8 км юго-западнее Нежин); г) через р[еку] Девица у Володьково — Девица (11 км юго-западнее Нежин); д) через р[еку] Вьюница, длиной 33 метра, на западной окраине Филевка (7 км южнее Нежин); е) через р[еку] Удай, длиной 45 метров (северо-восточнее ст[анции] Рожнов-ка); ж) через р[еку] Остер на восточной окраине Хвастовцы (23 км юго-западнее Бахмач); з) через р[еку] Вересочь на восточной окраине Вересочь (30 км севернее Нежин); и) через р[еку] Остер (12 км восточнее Нежин).

2. Установить мины замедленного действия сроком от 2 до 30 дней на линиях: а) Нежин — Бобровица (45 км юго-западнее Нежин); б) Нежин — Девица (11 км юго-западнее Нежин); в) Ичня — Прилуки; г) Нежин — Кули-ковка (25 км юго-восточнее Чернигов); д) Нежин — Пли-ски (37 км восточнее Нежин).

3. В районе ст[анции] Нежин разгромить и разрушить несколько железнодорожных станций и их путевое хозяйство: (водокачки, стрелки, крестовины, водяные колонки, средства связи, электростанции и др[угие] объекты станционного и путевого хозяйства), в том числе Бобровица на жел[ез-но]дор[ожной] линии Нежин — Киев. [...]

Отряду Лысенко численностью 308 чел[овек] организовать систематические диверсии на жел[езной] дор[оге] Киев — Нежин, Киев — Гребенка, а также на шоссе Киев — Чернигов и взорвать 2 моста: а) взорвать мост через р[еку] Десна в районе Остер; б) взорвать [мост через] р[еку] Остер в районе Козелец.

В дальнейшем организовать новые партизанские отряды и активизировать их действия на указанных дорогах.

Отрядам Маликова10 численностью 731 чел[овек] в мае 1943 г[ода] вывести из строя железнодорожный узел Коростень [...]

Последующая задача — вывести из строя жел[ез-но]дор[ожный] узел Бело-коровичи [...].

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

Отрядам Бегма11 численностью 1069 чел[овек] в первую очередь (май 1943 г[ода]):

1. Вывести из строя железнодорожные узлы Ровно и Здолбунов, для чего взорвать три железнодорожных моста: а) через р[еку] Стуб-ла (23 км северо-западнее Ровно), длиной 38 метров на участке Ровно — Ковель; б) через р[еку] Горынь (15 км северо-восточнее Ровно), длиной 210 метров на участке Ровно — Сарны; в) через р[еку] Иква (40 км юго-западнее Здолбунов), длиной 43 метра на участке Здолбунов — Броды.

Взорвать три шоссейных моста через р[еку] Стубла (25 км юго-западнее Ровно) на шоссе Дубно — Ровно, Млы-нув — Ровно, Луцк — Ровно.

В отряд выбросить рацию, радиста и трех инструкторов-минеров.

Во вторую очередь (июнь 1943 г[ода]) вывести из строя железнодорожный узел Сарны, для чего взорвать три железнодорожных моста: а) через р[еку] Случ (2 км севернее Сарны), длиной 234 метра на участке Сарны — Лунинец; б) через р[еку] Горынь (17 км за-

паднее Сарны), длиной 79 метров на участке Сарны — Ковель; в) через р[еку] Случ (2 км восточнее Сарны), длиной 249 метров на участке Сарны — Коростень.

Разрушить путевое и станционное хозяйство жел[ез-но]дор[ожных] станций Уд-рицк — Томашгрод.

Заминировать отдельные участки железнодорожного полотна минами замедленного действия на указанных дорогах. [...]

Отрядам Куманек12, Бойко и Гнибеда общей численностью — 408 чел[овек] — совершать диверсии на жел[езно]дор[ожных] линиях Конотоп — хут[ор] Михайловский, Ворожба — хут[ор] Михайловский, Конотоп — Ворожба.

Постоянно держать под воздействием путем совершения диверсий на железнодорожных линиях узла Ворожба. [...]

Выброску организатор-ско-диверсионных групп производить, как правило, в партизанские отряды и только как исключение в особых случаях в степные области Украины, где нет партизанских отрядов,

2 апреля 1927 года введен в действие Боевой устав пехоты РККА (в двух частях) вместо «Боевой службы пехоты». В нем наиболее полно обобщен опыт Первой мировой и Гражданской войн и отражены изменения, происшедшие в Вооруженных силах в результате военной реформы 1924—1925 гг.

2 апреля 1942 года в Москве в структуре Комиссариата судостроительной промышленности создано СКБ, занимающееся проектированием морских вооружений. С 1946 года оно стало называться Морской НИИ №1, с 1966-го — Центральный морской НИИ, с 1971-го — НИИ «Агат», с 1977 года — НПО «Агат». В настоящее время его специализация — боевые информационные управляющие системы ВМФ.

3 апреля 1942 года в советском ВМФ родилась морская корабельная гвардия. В этот день гвардейскими стали крейсер «Красный Кавказ» (капитан 2 ранга А.М. Гущин); эсминец «Стойкий» (капитан-лейтенант Б.П. Левченко); минный заградитель «Марти» (капитан 1 ранга Н.И. Мещерский); тральщик Т-205 «Гафель» (старший лейтенант Е.Ф. Шкребтиенко); подводные лодки Д-3 (капитан-лейтенант М.А. Бибеев), М-171 (капитан-лейтенант В.Г. Стариков), М-174 (капитан-лейтенант Н.Е. Егоров), К-22 (капитан 2 ранга В.Н. Котельников).

4 апреля 1942 года отбит воздушный налет противника, действовавшего в соответствии с операцией ВВС Германии «Айсштосс» по уничтожению кораблей Бал-

Все даты приводятся по новому стилю

тийского флота, находящихся в районе Ленинграда. Свыше 130 самолетов шли к городу. Их встретили наши истребители и мощный огонь зенитной артиллерии. Прорвавшиеся к городу 58 самолетов, находясь под воздействием средств ПВО, существенного ущерба кораблям флота не нанесли. В этом бою было сбито 25 самолетов врага.

5 апреля 1932 года принято Постановление СНК СССР «О состоянии и развитии противовоздушной и противохимической обороны СССР», определившее основы организации противовоздушной обороны страны. На Наркомат по военным и морским делам возлагалась ответственность за создание системы противовоздушной обороны страны и руководство службой ПВО, а также за объединение деятельности всех гражданских ведомств, учреждений и общественных организаций в области местной ПВО.

5 апреля 1942 года, в воскресенье, в связи с праздником Святой Пасхи военная комендатура Москвы впервые за время угрожаемого положения разрешила хождение по городу всю пасхальную ночь. Массы верующих отправились на богослужение. В 30 действующих московских храмах собралось до 75 тыс. человек, а в 124 церквах Московской области — до 85 тыс. Этот день совпал с исторической датой победы князя Александра Невского над немецкими рыцарями в Ледовом побоище 1242 года, что придало особую торжественность Дню Пасхи. Московский университет имени М.В. Ломоносова посвятил 700-летию со дня Ледового побоища научную сессию. В столице состоялся второй всеславянский митинг, в войсковых частях МВО прошел День славы русского оружия.

Публикация Ю.А. ГЛУШКОВОЙ. Боевые действия украинских партизан. 1943 г.

группы выбрасывать для самостоятельных действий.

Для более широкого развития партизанского движения выбросить организатор-ско-диверсионные группы в районы, находящиеся под прикрытием партизанских отрядов, в составе: командира, комиссара, начальника штаба, инструктора-подрывника и радиста в течение мая—июня 1943 года в отряды: а) т[оварища] Ковпака — 5 групп с направлением двух из них в Молдавскую сСр и трех в Волынскую область; б) т[оварища] Наумова — 6 групп, из них две в Молдавскую ССР и четыре в Измаильскую область; в) т[ова-рища] Сабурова — 6 групп, из них две в Дрогобычскую область, две в Станиславскую и две в Молдавскую ССР; г) т[оварища] Федорова — 4 группы (польских) для направления в район Хельм и две в Замостье; д) т[оварищу] Попудренко — 5 групп в Полтавскую область; е) т[оварища] Бегма — 3 группы в Тарнопольскую область.

Представительствам Украинского штаба на Воронежском, Юго-Западном и

Южном фронтах ставятся задачи: в границах своих фронтов на территории Левобережной Украины организовать и выбросить 31 организаторско-диверси-онную группу. Силами этих групп и организуемых ими отрядов систематически воздействовать на вражеские коммуникации.

Представителю Украинского штаба на Воронежском фронте ставится задача сформировать и забросить в тыл противника 12 организаторско-диверсион-ных групп, из них: в Сумскую область отряды Куманька — 4, Черниговскую отряды По-пудренко — 6, Киевскую (левобережную часть) отряд Лысенко — 2 группы.

Этим группам поставить задачи: а) взорвать 9 железнодорожных мостов (через реки Эсмань, Удай, Сейм, Вьюница, Безымянная у м. Яготин, Требешь и Недра); б) организовать диверсии на железнодорожных линиях: Конотоп — хутор Михайловский, Бахмач — Ворожба, Бахмач — Гребенка, Бахмач — Киев.

Представителю Украинского штаба на Юго-Западном фронте ставится зада-

в

Я

ча сформировать и забросить в тыл противника 9 групп, из них: в Харьковскую [область] — 5 и Полтавскую область — 4. Этими группами и местными партизанскими отрядами систематически совершать диверсии на железных дорогах: Харьков — Львов, Полтава — Кременчуг, Харьков — Сумы, Кременчуг — Ромны, Харьков — Полтава, Харьков — Лозовая, Харьков — Изюм.

Взорвать три железнодорожных моста на дорогах: Харьков — Сумы, Кременчуг — Ромны.

Представителю Украинского штаба на Южном фронте ставится задача сформировать и забросить в тыл противника 10 групп через крупные партизанские отряды и направить в Сталинскую область — 3, Днепропетровскую — 4, Кировоградскую — 3 группы с задачами взорвать шесть железнодорожных мостов (через реки Томаковка, Тлемин, Горный, Теник, Гусаровка).

Учитывая всевозрастающие антифашистские настроения у польского народа и его стремление вести активную борьбу с оккупантами, необходимо поляков,

5 апреля 1942 года вышли в свет Постановления Государственного Комитета Обороны «О реорганизации Московского

корпусного района ПВО в Московский фронт противовоздушной обороны» (генерал-лейтенант артиллерии Д.А. Журавлев) и «О реорганизации в двухнедельный срок Ленинградского и

Бакинского корпусных районов ПВО в Ленинградскую и Бакинскую армии противовоздушной обороны».

8 апреля 1817 года родился Феодосий Федорович Весе-лаго, русский историк Военно-морского флота, генерал

(1892), почетный член Российской академии наук (1884), почетный член Морской академии (1877) и Морского технического комитета (1892). Окончил Морской корпус (1834) и офи-

церские классы (1837). Преподавал астрономию и навигацию, заведовал офицерским классом Морского корпуса (1837—1853). С 1881 года — директор гидрографического департамента Морского министерства, председатель ученого отделения Морского технического комитета, с 1885-го — член адмиралтейств-совета. Умер 29 октября 1895 года.

11 апреля 1907 года родился Н.Д. Девятков, ученый в области электроники, Герой Социалистического Труда (1969), лауреат Ленинской (1965) и Государственной (1949) премий, академик АН СССР (1968). Основные работы по изучению газового разряда, созданию газоразрядных приборов для за-

щиты линий связи. Занимался разработкой сверхвысокочастотных приборов, используемых при создании образцов вооружений и военной техники.

13 апреля 1942 года приказом НКО № 0271 на базе военных факультетов 2-го Московского государственного педагогического института иностранных языков и Московского института востоковедения создан Военный институт иностранных языков для подготовки военных переводчиков-референ-

тов и преподавателей военно-учебных заведений Красной армии. Институт подчинялся ГРУ Генштаба. Ныне находится в составе Военного университета.

14 апреля 1902 года в м. Ракишки, ныне г. Рокишкис (Литва), родился Яков Владимирович Смушкевич, генерал-лейтенант авиации (1940), дважды Герой Советского Союза (1937, 1939). В Красной армии — с 1918 года. Окончил военную школу летчиков (1931). Участник Гражданской войны. С 1922 года- в авиации: комиссар эскадрильи, командир и комиссар авиабригады. В 1936—1937 гг. под псевдонимом генерал Дуглас воевал в Испании. С 1937 года — заместитель начальника ВВС РККА. В период боев с японцами на р. Халхин-Гол (1939) командовал авиагруппой. С ноября 1939 года — начальник ВВС Красной армии, с 1940-го — генеральный инспектор ВВС, а с декабря — помощник начальника Генштаба по авиации. Необоснованно репрессирован, расстрелян 28 октября 1941 года. Реабилитирован в 1954 году.

17 апреля 1757 года Россия вступила в Семилетнюю войну 1756—1763 гг. на стороне Австрии, Франции, Испании, Саксонии и Швеции против Пруссии, Великобритании и Португалии. Война была вызвана обострением соперничества Великобритании и Франции из-за колоний в Северной Америке и Ост-Индии и столкновением агрессивной политики Пруссии с интересами Австрии, Франции и России. Война завершилась подписанием Парижского договора 1763 года между Францией и Великобританией, а также подписанием Губертусбургского мира 1763 года Пруссии с Австрией и Саксонией. Россия вышла из войны после смерти Елизаветы Петровны 25 декабря 1761 года.

находящихся в партизанских отрядах Украины, выделить в особые самостоятельные польские отряды, усилить их командно-политическим составом, в первую очередь из поляков, снабдить всем необходимым и подкрепить эти группы украинскими и русскими партизанами.

Организуемые отряды передислоцировать на территорию Польши в районы Хелм, Замостье, Быхово, где имеется благоприятная база для широкого развертывания партизанского движения среди польского населения и украинского, направленного против немецких захватчиков.

Для выполнения этих задач отряду Сатановского общей численностью в 120 чел[овек] совместно с двумя партизанскими отрядами, выделенными из состава тов[арища] Федорова, — выйти в район Хелм — Замостье с задачей: а) установить связь с партизанскими отрядами польских патриотов, организовать новые партизанские отряды из местного населения, истреблять немецких агентов и предателей польского на-

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

рода; б) вывести из строя железнодорожный узел Хелм и Замостье путем взрыва двух железнодорожных мостов (через притоки р[еки] Вепш); в) заминировать минами замедленного действия сроком от 2 до 30 суток линии жел[езной] дор[оги] Ковель — Хелм — Замостье — Владимир-Волынский.

Учитывая благоприятные условия для развертывания партизанской борьбы в районах Прикарпатской и Закарпатской Украины, где преобладает украинское население, необходимо направить туда несколько отрядов из украинских партизанских соединений по организации местных партизанских формирований для совместных боевых и диверсионных действий на жел[езно]дор[ожных] коммуникациях и нефтепромыслах. [...]

Материально-техническое обеспечение необходимыми средствами партизанских отрядов, а также заброска организаторско-ди-версионных групп в районы операций потребует не менее 250 самолетовылетов для доставки грузов в отряды.

Кроме того, для бесперебойного обеспечения материально-техническими средствами партизанских отрядов необходимо иметь в распоряжении Украинского штаба партизанского движения 6 самолетов «Дуглас» с запасными баками.

В целях активизации аген-турно-разведывательной работы на временно оккупированной территории Украины Украинскому штабу партизанского движения и командирам партизанских соединений, отрядов особое внимание обратить на организацию постоянного наблюдения за передвижением войск и боевой техники противника по железным] дор[огам] и шоссейным магистралям.

Необходимо иметь разведывательные резидентуры на узловых и железнодорожных станциях из числа железнодорожных служащих — украинцев и русских. Эти резидентуры снабдить радиостанциями для быстрейшей передачи сведений по передвижению войск, боевой техники противника и других разведывательных данных. Резидентурам поставить задачи выявления

19 апреля 1777 года родился Карл Федорович фон Толь, российский военачальник, генерал от инфантерии (1826). Происходил из старинного дворянского рода, переселившегося в XV веке из Голландии в Эстляндию. Окончил Сухопутный шляхетский кадетский корпус (1796), затем служил в войсках, участвовал в Швейцарском походе А.В. Суворова (1799), Русско-австро-французской войне 1805 и Русско-турецкой войне 1806—1812 гг С 1810 года — в свите императора по квартирмейстерской части. В апреле 1812 года, будучи в чине полковника, представил военному министру план войны с Наполеоном I, предусматривавший оборонительные действия и соединение 1-й и 2-й армий. В начале Отечественной войны 1812 года генерал-квартирмейстер 1А, сыграл важную роль в руководстве войсками в сражениях под Смоленском и Бородином. С сентября 1812 года — генерал-квартирмейстер в штабе главнокомандующего русской армией М.И. Кутузова, принимал активное участие в разработке стратегических замыслов главкома и оперативном управлении войсками. С декабря 1812 года — генерал-квартирмейстер Главного штаба при императоре Александре I. Во время Русско-турецкой войны 1828—1829 гг. — начальник штаба Дунайской армии, за победы в войне награжден орденами Св. Георгия 2-й степени, Св. Владимира 1-й степени. С 1830 года — член Государственного совета. С началом польской кампании 1831 года вновь возглавлял штаб действующей армии. При штурме Варшавы заменил получившего сильную контузию главкома генерал-фельдмаршала И.Ф. Паскевича и довел штурм до победного конца. Награжден орденами Св. Андрея Первозванного и Белого орла. С 1833 года — главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями. Успешно руководил комиссией по сбору материалов об Отечественной войне

1812 года. В 1839 году составил описание Бородинского сражения. Умер 5 мая 1842 года, похоронен в Санкт-Петербурге.

22 апреля 1902 года в с. Вендичаны, ныне Могилев-Подольского р-на Винницкой области (Украина), родился Станислав Гиляро-вич Поплавский, генерал армии (1955), Герой Советского Союза (1945). В Красной армии — с 1923 г Окончил Военную академию им. М.В. Фрунзе (1938), затем в ней преподавал. В 1940—1941 гг — начальник оперативного отделения штаба дивизии. В Великую Отечественную войну—командир полка, начальник штаба и командир дивизии, с 1943 года — командир корпуса. С 1944 года — в Войске Польском, командующий 2-й и 1-й армиями, а после войны — войсками военного округа, сухопутными войсками, был заместителем министра Национальной обороны ПНР! С 1956 года — 1-й заместитель главного инспектора МО СССР! с апреля 1958 года — в Группе генеральных инспекторов МО СССР Умер 9 августа 1973 года.

25 апреля 1867 года в Москве родился Николай Александрович Данилов, русский военный деятель и историк, генерал от инфантерии (1914). Окончил Александровское военное училище (1886) и Академию Генштаба (1893). С 1901 года — профессор кафедры техники этой академии. Участвовал в Русско-японской войне 1904—1905 гг в должности начальника канцелярии полевого штаба главнокомандующего. С 1906 года — помощник, а с 1911-го — начальник канцелярии Военного министерства. Во время Первой мировой войны — главный начальник снабжения армии Северо-Западного фронта (1914—1915), командир корпуса (1916—1917), командующий 2-й армией (1917). В феврале 1918 года добровольно вступил в Красную армию, был военным экспертом при заключении Брестского мира 1918 года. В 1918— 1921 гг — профессор Военной академии РККА, в 1921—1931 гг — преподаватель Военно-инженерной академии и Ленинградского института инженеров путей сообщения. С 1931 года — инспектор штаба РККА. С 1933 года — в отставке. Умер в 1934 году.

в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К

передвижения войск и грузов противника по железным дорогам.

Уделить внимание организации террористических актов над фашистскими политическими и государственными деятелями, генералами, крупными чиновниками и изменниками Родины. [...]

Верно: ХРЯПКИНА

Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ) . Ф. 17. Оп. 162. Д. 37. Л. 86—104.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 162. Д. 37. Л. 75.

2 Операции Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне1941 — 1945 гг. М., 1959. Т. 4. С. 569.

3 Великая Отечественная война. 1941 — 1945. Военно-исторические очерки: В 4-х кн. Кн. 2. М., 1998. С. 344.

4 Партизанское движение (По опыту Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг.). Жуковский; М.: Кучково поле, 2001. С. 196.

5 Воронежский фронт образован в июле 1942 г. из части войск левого крыла Брянского фронта, оборонявших район Воронежа. Во время

Курской битвы 1943 г. Воронежский фронт совместно со Степным фронтом разгромил врага в ходе Белгородско-Харьковской операции. В марте—октябре 1943 г. Воронежским фронтом командовал генерал армии Н.В. Ватутин.

6 Юго-Западный фронт был создан 22 июня 1941 г. в результате преобразования Киевского особого ВО. В августе-сентябре 1943 г. Юго-Западный фронт во взаимодействии с Южным фронтом осуществил Донбасскую операцию, в результате которой был освобожден Донбасс, прорвана оборона противника на реке Молочная, войска Красной армии вышли к низовьям Днепра и Крыму, захватили плацдарм на южном берегу Сиваша и блокировали с суши крымскую группировку противника (командующий в марте—октябре 1943 г. — генерал армии Р.Я. Малиновский).

7 Южный фронт был создан 25 июня 1941 г., переименован в 4-й Украинский фронт 20 октября 1943 г. В марте—октябре 1943 г. фронтом командовал генерал-полковник, с сентября 1943 г. генерал армии Ф.И. Толбухин.

8 Сабуров Александр Николаевич (1908—1974) — один из руководителей партизанского движения на Украине, Герой Советского Союза (1942), генерал-майор (1943). С ноября 1942 г. — начальник штаба по руководству партизанским движением в Житомирской области.

9 Попудренко Николай Никитович (1906—1943) — один из организа-

торов партизанского движения на Украине, Герой Советского Союза (1943, посмертно). В 1942—1943 гг. — заместитель командира, командир партизанского соединения Черниговской области, начальник областного штаба партизанского движения. Погиб 6 июля 1943 г. в бою в злынковских лесах (ныне Новозыбковский район Брянской области).

10 Маликов Степан Федорович (1909—1983) — один из организаторов и руководителей партизанского движения на Украине. В январе 1943 — апреле 1944 г. был 1-м секретарем Житомирского подпольного обкома КП(б)У, командовал партизанским соединением.

11 Бегма Василий Андреевич (1906— 1965) — один из руководителей партизанского движения на Украине, генерал-майор (1943). В 1942—1944 гг. был секретарем Ро-венского подпольного обкома, членом нелегального ЦК КП(б)У, начальником областного штаба партизанского движения и командиром партизанского соединения.

12 Куманек Порфирий Фомич

(1911 — 1972) — один из организаторов и руководителей партизанского движения на Украине. В 1942—1943 гг. — комиссар партизанского соединения А.Н. Сабурова, 1-й секретарь Сумского подпольного обкома КП(б)У.

Публикация Ю.А. ГЛУШКОВОЙ

25 апреля 1907 года в Санкт-Петербурге родился Василий Павлович Соловьев-Седой (настоящая фамилия Соловьев), советский композитор, народный артист СССР (1967), Герой Социалистического Труда (1975). Окончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции у П.Б. Рязанова (1936). Один из крупнейших мастеров советской песни; всего им написано свыше 400 песен. Песни композитора проникнуты чувством патриотизма, любви к Родине, воспевают подвиг защитников Отечества, глубоко народны, способствуют формированию человека и гражданина, труженика и воина. В годы Великой Отечественной войны — организатор и художественный руководитель эстрадного театра «Ястребок» (1941—1943); в 1944—1945 гг. возглавлял группу артистов, выступавших перед воинами 1-го Прибалтийского и Ленинградского фронтов и моряками Балтийского флота. Им написаны песни «Играй, мой баян», «Соловьи», «Пора в путь-дорогу», «Где же вы теперь, друзья-однополчане», «Подмосковные вечера», «Песня о России». Среди произведений Соловьева-Седого песни-марши («Марш нахимовцев», «В путь»), шуточные песни («На солнечной поляночке», «Что солдату надо»). В 1948— 1964 гг возглавлял правление Ленинградского отделения Союза композиторов РСФСР в 1957—1974 гг — секретарь Союза композиторов РСФСР. Лауреат Ленинской (1959) и Государственных (1943, 1947) премий. Умер 2 декабря 1979 года.

27 апреля 1907 года родилась 3.И. Воскресенская-Рыбки на (станция Узловая Тульской обл.), видная разведчица, руководитель одного из отделов внешней разведки. В ИНО ОГПУ начала работать с 1929 года. Китай, Прибалтика, Германия, Австрия, Финляндия — таков географический диапазон ее разведывательной деятельности. С первых дней Великой Отечественной войны работала в Особой группе НКВД, занимавшейся заброской в тыл врага диверсионно-разведывательных отрядов. Затем вместе с мужем находилась в

командировке в Швеции. В послевоенное время возглавляла немецкий отдел внешней разведки. С 1955 года — в отставке, занималась литературной деятельностью. Умерла 8 января 1992 года.

29 апреля 1897 года в д. Клюшниково, ныне Ковровского р-на Владимирской области, родился Георгий Семенович Шпагин, конструктор стрелкового оружия, Герой Социалистического Труда (1945). В 191б году призван на военную службу, которую проходил в полковой оружейной мастерской, где детально изучил различные отечественные и иностранные образцы оружия. После Октябрьской революции 1917 года работал оружейным мастером в стрелковом полку. В 1920 году после демобилизации из армии поступил слесарем в опытную мастерскую КБ Ковровского оружейного завода, где работали В.Г Федоров и В.А. Дегтярев. С 1922 года участвовал в конструировании новых образцов стрелкового оружия: совместно с Фёдоровым — 6,5-мм спаренных ручного и танкового пулемета, а совместно с Дегтяревым — 7,62-мм танкового пулемета. В 1937 году Шпагин назначен конструктором. В 1938-ом он модернизировал принятый в 1927 году на вооружение 12,7-мм пулемет ДК, который стал называться 12,7-мм пулеметом ДШК (Дегтярев — Шпагин, крупнокалиберный). Этот пулемет отлично показал себя во время Великой Отечественной войны и до сих пор состоит на вооружении не только в ВС РФ, но и многих стран Восточной Европы, Азии, Африки. Вершиной конструкторской деятельности Шпагина справедливо считается созданный им 7,62-мм пистолет-пулемет ППШ-41, обладающий высокими боевыми качествами. Умер 6 февраля 1952 года в Москве.

Хронограф подготовлен генерал-лейтенантом в отставке Ю.А. ХВОРОСТЬЯНОВЫМ; А.В. ОСТРОВСКИМ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.