УДК 929.52 ББК 63.3
БОЕВОЙ ПУТЬ ОТ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ ДО ЮЖНОГО УРАЛА
А. А. СОКУР, ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия
e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассказывается история боевого пути красноармейца, южноуральца и просто замечательного человека, жизнь которого была наполнена всевозможными эмоциями. Освещается история некоторых боевых сражений, в которых участвовал Сокур Петр Петрович. Раскрывается стремление солдат, обычных парней, сражаться за жизнь своих родных и близких.
Ключевые слова: боевой путь, Южный Урал, Сокур Петр Петрович, Воронежский фронт, 2 Украинский фронт, Белорусский фронт.
История боевого пути, жизни, того что пришлось испытать практически каждому, кто столкнулся с таким ужасным словом - война. 10 мая 1925 года родился Сокур Петр Петрович, в деревенской семье. У него было 2 брата и 1 сестра, которым так же пришлось пережить войну, участвовать в ней, сражаться, выживать (рис. 1). Когда Петру было 14 лет, началась вторая мировая война, а когда началась Великая Отечественная ему было 16. Через месяц, после того как его призвали на фронт, ему только исполнилось 17.
Рисунок 1. Семья Сокур: братья справа налево: Петр, Иван, Алексей и сестра Вера
16 апреля 1942 года навсегда осталось в памяти моего Петра Петровича. Именно в этот день его призвали на фронт. Когда немцы подошли к Воронежу, 17 апреля 1942 года, началось формирование 3-й резервной армии (60-ая армия), в которую и попал Сокур П.П. Он отважно защищал свою Родину, был готов
на все, лишь бы его мать и сестра оказались в безопасности. К сожалению, первое боевое сражение, по защите Воронежа, не удалось. Немцы захватили Воронеж. Но перейти на правый берег Дона фашистские войска так и не смогли, в этом большая заслуга советских войск. Операция по освобождению Воронежа -Воронежско-Касторненская наступательная операция (24 января - 2 февраля 1943 года) -имела большое историческое значение.
Исходя из соотношения сил и средств сторон, их оперативного положения и состояния обороны противника, замыслом операции предусматривалось ударом по сходящимся на Касторное направлениям окружить и разгромить основную группировку 2-й немецкой полевой армии и освободить важный в оперативном отношении район Воронеж, Касторное. Для выполнения этой задачи привлекались 13-я армия Брянского и 40-я армия Воронежского фронтов. Они же выдвижением вторых эшелонов на реке Тим создавали и внешний фронт окружения. Вспомогательные удары, имевшие целью рассечение окруженной группировки, должны были нанести 38-я и 60-я армии Воронежского фронта.
Наступление планировалось начать в разное время: для 40-й армии - 24 января, для 60-й -25, а для 38-й и 13-й - 26 января. Это было связано с тем, что южной группировке не надо было прорывать укрепленные позиции противника, а 40-й армии при ее наступлении на Касторное требовалось преодолеть расстояние почти в два раза большее, чем наносившей в этом же направлении удар 13-й армии.
Для активизации действий 60-й армии она получила от 40-й армии 22-километровый участок фронта на правом берегу Дона от села Костенки до населенного пункта Семидесятское. Вместе с ним в состав 60-й армии были переданы и находившиеся на этом рубеже несколько соединений 40-й армии. Это были 141-я стрелковая и 10-я артиллерийская дивизии, 253-я стрелковая, 86-я (5 КВ и 6 Т-34 на 16.01.1943 года) и 150-я танковые бригады (7 танков Т-34 на 24.01.1943 года) и переданная из резерва фронта 322-я стрелковая дивизия. В свою очередь, состав 40-й армии был пополнен 183, 309-й стрелковыми дивизиями и 129-й стрелковой бригадой. Кроме того, наконец-то прибыл поступивший в оперативное подчинение 40-й армии 4-й танковый корпус генерал-майора А.Г. Кравченко [3, 7].
На направлениях ударов армий было сосредоточено 72% стрелковых войск, 90% артиллерийских средств и все имевшиеся танковые соединения. На северном участке прорыва шириной в 18 км в первом эшелоне 13-й армии развертывались четыре стрелковые дивизии, 118-я танковая бригада и три танковых полка: 42, 43, 193-й, во втором эшелоне - три стрелковые дивизии и 129-я танковая бригада. 118-я танковая бригада (на 26 января имела 7 КВ, 21 Т-34, 18 Т-70) придавалась 307-й стрелковой дивизии, 42-й танковый полк (на 26 января имел 15 Т-34, 10 Т-70) - 148-й стрелковой дивизии, 43-й танковый полк - 8-й стрелковой дивизии, 193-й танковый полк (5 Т-34) - 132-й стрелковой дивизии. Рядом находился резерв фронта - две стрелковые дивизии и танковый корпус. Это позволило добиться превосходства в силах и средствах над противником по личному составу в 4,7 раза, а по артиллерии - в 9 раз.
С 29 января по 1 февраля продолжались бои по уничтожению противника юго-восточнее Касторного. К 31 января советские войска подошли к Старому Осколу. Гарнизон города, собранный из отдельных немецких и венгерских частей, любой ценой старался обеспечить окруженной группировке прорыв на запад. На его усиление в город был направлен сводный отряд численностью свыше 500 человек. Но им путь у разъезда Набокино преградили 17 воинов из 409-го отдельного истребительно-противотанкового дивизиона. Их стойкость и самоотверженность не позволили подвижной группе противника прорваться в город. За проявленные в том бою
мужество и героизм все воины были отмечены высокими правительственными наградами, причем 13 из них посмертно. Одна из улиц Старого Оскола названа именем 17 героев [2, 5].
Между тем, несмотря на то, что потери германских войск и их союзников нарастали (только с 25 по 29 января войска Воронежского фронта взяли в плен 22 тыс. человек), борьба затягивалась. Связано это было с тем, что для полного уничтожения окруженной группировки привлекались только соединения 38-й армии, а этого оказалось явно недостаточно. В то время как у окруженных войск имелось до 35 тыс., в 38-й армии насчитывалось 27,5 тыс. человек [7].
Германское командование стремилось вывести свои окруженные войска на запад. После неудачных попыток прорваться за реку Тим противник изменил направление удара на Мантурово, что позволило шести пехотным дивизиям 2-й немецкой армии прорваться в районе населенного пункта Обоянь и соединиться там с главными силами. Помешать этому было трудно: штаб 38-й армии находился на большом удалении от передовых частей, проводной связи с ними не имел, а радиосвязь работала с перебоями. Поэтому каждому соединению приходилось действовать самостоятельно. Пехота нередко оказывалась без поддержки артиллерии и танков. Пути снабжения часто нарушал отходивший противник, а это, в свою очередь, вызывало перебои в доставке боеприпасов и горючесмазочных материалов. Но, в конце концов, образовавшийся юго-восточнее Касторного котел к началу февраля был ликвидирован.
В итоге Воронежско-Касторненской операции советские войска продвинулись до 240 км. Они освободили большую часть Воронежской и Курской областей, в том числе города Воронеж, Касторное, Старый Оскол, Тим, Обоянь и много других крупных населенных пунктов.
Немецкое командование окончательно лишилось реки Дон как рубежа, который Гитлер требовал удерживать любой ценой. В то же время для советских войск были созданы благоприятные условия для развития наступления на Курск, Харьков и обхода Донбасса с севера.
В ходе операции были разгромлены 2-я немецкая и 2-я венгерская армии - всего более
11 дивизий. Противник потерял более 83 тыс. солдат и офицеров.
Рисунок 2. Воронежско-Касторненская операция
Признавая этот печальный итог, бывший генерал вермахта, фон Бутлар отмечал: "2-я армия оказалась сильно потрепанной. К тому же она потеряла во время прорыва основную массу своей техники" [3, 6].
После успешных военных действий мой Сокур П.П. попал на 2 Украинский фронт, в составе 605 стрелкового полка. Его охватила война, он отважно сражался, но получил, во время боевых действий на этом фронте, с декабря 1943 по 21 января 1944, тяжелое ранение левой голени с переломом малоберцовой кости и повреждением мягких тканей правой голени. С этими травмами он попал в военный госпиталь, но долго там не задержался, как только у него появилась возможность ходить, Петр Петрович ринулся продолжать свой боевой путь. Он участвовал в освобождении Бреста (июль-август 1944 г.), где получил, в ходе военной операции, второе тяжелое ранение, ранение височной области головы. Был направлен в госпиталь в Казахстане.
Во время Великой Отечественной войны советские военные медики своим талантом, знаниями и организованностью, вернули в строй вооруженных сил СССР 72% раненых, 90% больных солдат и офицеров. В вооруженных силах СССР была построена
структура медицинского обеспечения как в мирное так и военное время. Располагала современной материально-технической базой, сетью научно-исследовательских, клинических, специальных учреждений, учебных заведений, квалифицированными кадрами специалистов [8].
28 июля 1944 г. частями 12-й гвардейской стрелковой дивизии (полковник Мальцев Д.К.), 212-й стрелковой дивизии (полковник Кучинёв В.Г.), 415-й стрелковой дивизии (полковник Мощалков П.М.) 9-го гвардейского Брестского стрелкового корпуса 61-й армии, 48-й гвардейской стрелковой дивизии (генерал-майор Корчиков Г.Н.) 20-го Брестского стрелкового корпуса 28-й армии, 160-й стрелковой дивизии (генерал-майор Тимофеев Н. С.) 114-го Брестского стрелкового корпуса 70-й армии был освобождён г. Брест
Рисунок 3. Любли-Брестская операция
В своих воспоминаниях об освобождении Бреста старший лейтенант, командир разведроты 48-й гвардейской стрелковой дивизии 28-й армии Д.М. Неустроев писал: "Наступление, а затем и штурм Бреста и Брестской крепости запомнились мне на всю жизнь. Это были жаркие и незабываемые дни. 48-я гвардейская стрелковая дивизия наступала на левом фланге 28-й армии. Южнее Бреста, то есть левее нас наступала 160-я стрелковая дивизия 70-й армии... 28.07.1944 г., когда мы вошли в город, то на его месте нашли огромное пепелище. На месте домов торчали почерневшие трубы, как мрачные кресты на огромном кладбище гитлеровцев. Улицы были усеяны немецкими трупами, забиты изуродованными танками, артиллерией и миномётами." [1, 5].
К своему большому разочарованию, Петр Сокур больше не мог продолжать военные действия, но он направился на Южный Урал, для работы на Кировском заводе в городе Челябинске (ЧТЗ), где проработал до 6 июня 1945 года.
Сокур Петр Петрович, преодолевая все трудности, никогда не поддавался страху, он шел вперед, с одной мыслью, что он спасает жизни. Жизни уже не только своих родных и близких, а всего населения такого большого государства, как СССР.
После окончания войны, когда, наконец-то, наступил мир, он остался в Челябинске, завел семью. Жил и трудился, скрывая некоторые свои ранения, для того что бы в полную силу трудится на благо общества.
Умер он ровно через 49 лет, после первой полученной травмы, 21 января 1993 года, в окружении любящих его людей.
Эта статья посвящена одному человеку, но она рассказывает о многих, ведь в каждой семье был такой герой, как Сокур Петр Петрович.
Список литературы
1. Казаков В.И., Саляев С. А. В период решающих побед Геодезия и картография. 2005. № 5. С. 55-60
2. Курская область в период Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг. Сб. документов. Т.2. -Курск, 1962. - С.70-72,
3. Курьянов А В. Воронежско-Касторненская операция (24 января-2 февраля 1942г.) /А. В. Курьянов//Всероссийская Книга памяти. - Воронеж, 2004. - С. 66
4. Петрушин Н.И. Операция "Багратион" / Вестник экономической интеграции. 2011. № 4. С. 173-186.
5. Пушкаренко Е.А. Старооскольский край накануне немецкой оккупации (июнь 1941-июль 1942 года) / Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2005. № 4. С. 209-212.
6. Шамрай В. А. Воронежский фронт и помощь Сталинграду в 1942 году: к 60-летию освобождения Воронежа от немецко-фашистских захватчиков / Исторические записки (Воронеж). 2003. № 9. С. 85-100,
7. Шамрай В. А. Курская битва, Воронежский фронт: новые подходы / Исторические записки (Воронеж). 1996. № 1. С. 104-112.
8. Шевалдина М.А. Александр Макарович Брук: от бойца НКВД до заведующего кафедрой / М.А. Шевалдина, О.В. Пешиков, А.В. Лукин // Сборник воспоминаний о ветеранах Великой Отечественной войны "Вспомним всех поименно". - Под редакцией И.И. Долгушина. - Челябинск: Изд-во "Челябинская государственная медицинская академия". - 2010. - с. 79-80
BATTLE WAY FROM THE CENTRAL CHERNOZEM REGION TO THE SOUTHURAL
A.A. SOKUR, SUSMU, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected]
Abstract
The article describes the history of the martial way of the red army, South Ural resident and just a wonderful person which life was filled with various emotions. Highlights the history of some of battles where participated Sokur Peter Petrovich. Reveals the desire of the soldiers, ordinary people, to battle for life of the family.
Keywords: battle yway, the South Ural, Sokur Peter, Voronezh Front, 2nd Ukrainian Front, Belorussian Front.
References
1. Kazakov V. I., Salyaev S. A. In the period of the victories of Geodesy and cartography. 2005. No. 5. P. 55-60,
2. Kursk region during the great Patriotic war of the Soviet Union 1941-1945 Sat. documents. Vol. 2. - Kursk, 1962. - P. 7072,
3. The Kuryanov A. V. Voronezh-Kastornoye operation (24 January-2nd February 1942.)/A. V. Kuryanov//all the memory Book. - Voronezh, 2004. - P. 66
4. Petrushin N. A. Operation "Bagration" / Bulletin of economic integration. 2011. No. 4. P. 173-186.
5. E. A. PushkarenkoOld Oskol region on the eve of the German occupation (June 1941-July 1942) / Bulletin of Belgorod University of cooperation, Economics and law. 2005. No. 4. P. 209-212.
6. Shamray V.A. the Voronezh front, and Stalingrad in 1942: the 60th anniversary of the liberation of Voronezh from Nazi invaders / Historical note (Voronezh). 2003. No. 9. P. 85-100,
7. Shamray V.A. battle of Kursk, Voronezh front: new approaches / Historical note (Voronezh). 1996. No. 1. P. 104-112.
Научные руководители: доц., к.м.н. Пешиков О.В., ст. преп., к.м.н. Пешикова М.В.
8. Shevaldina M.A. Alexander Makarovich Brook: from the fighter of People's Commissariat for Internal Affairs to the head of the department / M.A. Shevaldina, O.V. Peshikov, A.V. Lukin // Collection of memories of veterans of the Great Patriotic War "We will remember all by name". - Under I.I. Dolgushin's edition. - Chelyabinsk: Publishing house "Chelyabinsk state medical academy". - 2010. - p. 79-80