БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА - ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД
Е.А. НИКОНОРОВ, кандидат юридических наук, майор милиции, докторант ФПН и НПК Московского университета МВД России
12.00.00 - юридические науки
Аннотация. Обосновывается необходимость проведения научно-исследовательской работы для достижения цели по оптимизации системы обучения служебно-боевой подготовки. Ключевые слова: боевая подготовка, профессиональная подготовка, деятельность ОВД, модернизация.
COMBAT TRAINING - THE MAJOR ELEMENT IN PROFESSIONAL WORK OF EMPLOYEES OF LAW-ENFORCEMENT BODIES
E.A. NIKONOROV,
the candidate of jurisprudence, the major of militia, the Moscow university
of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. In article necessity of carrying out separate research work for purpose achievement on optimisation of system of training of sluzhebno-combat training is proved. Key words: combat training; vocational training; activity of law-enforcement bodies; modernisation.
Для решения возложенных на ОВД задач в условиях изменений, происходящих в жизни нашего общества, сотрудникам ОВД необходимо быть не только специалистами в области юриспруденции, но и эффективно действовать в разных экстремальных ситуациях. Для этого необходимо совершенствовать систему профессионального обучения, в частности ее основные элементы: огневую, физическую и тактико-специальную подготовку.
Профессиональная подготовка как объект должна быть рассмотрена в виде системы, строящейся на принципах целостности, направленности, структурности, взаимозависимости и среды, иерархичности системы, множественности описания каждой системы и др. [1; 2]. При рассмотрении профессиональной подготовки сотрудников разных служб ОВД как системы можно выделить ее основные структурные элементы и определить взаимосвязь между ними, что позволит выстроить ее более качественно и достигнуть лучших результатов.
В целях совершенствования профессиональной подготовки сотрудников ОВД, направленной на успешное выполнение оперативно-служебных задач по охране общественного порядка и борьбы с преступностью, Министр внутренних дел РФ Р.Г. Нургалиев подписал приказ от 29 июня 2009 г. № 490, которым утверждено Наставление по организации профессиональной подготовки сотрудников ОВД. Введен новый порядок специального обучения сотрудников ОВД в центрах профессиональной подготовки МВД России, оптимизирована система обучения в рамках служебно-боевой
подготовки за счет объединения ряда смежных дисциплин, что должно обеспечить комплексный подход в решении задач, возложенных на ОВД. В Наставлении физическая подготовка вынесена за пределы боевой, что выглядит противоречиво. Следует обратить внимание на то, что профессиональную подготовку необходимо считать «одним из приоритетных направлений оперативно-служебной деятельности».
Профессиональная подготовка — это организованный, целенаправленный процесс овладения и постоянного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков сотрудников, необходимых для успешного выполнения задач, возложенных на ОВД. Для исследования профессиональной подготовки как системы необходимо использовать такую совокупность методологических средств, как системный анализ. При системном анализе наряду с валидными и информативными методами исследования допускаются суждения, основанные на личном опыте.
Особый интерес представляет следующий элемент системы (подсистема) профессиональной подготовки — обучение в процессе оперативно-служебной деятельности (служебно-боевая и морально-психологическая подготовка). Обучение в процессе оперативно-служебной деятельности предусматривает систему мероприятий, направленных на закрепление и обновление в плановом порядке необходимых знаний, умений и навыков сотрудников в их повседневной служебной деятельности и при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Согласно Наставлению по организации профессиональной подготовки сотрудников ОВД служебно-боевая подготовка включает в себя следующие разделы: служебная подготовка, боевая подготовка, физическая подготовка. Подготовка представляет собой процесс обучения.
Профессиональное обучение — сложный процесс, в котором руководству образовательных учреждений всех уровней приходится решать множество задач. В то же время профессиональное обучение включает в себя основные концептуальные положения, прежде всего профессионально-приклад ной педагогики, на которых базируется военная, юридическая, профессиональная и другие отрасли общей педагогики [3].
Обучение строится на принципах. Принцип — это руководящая идея, основание системы, центральное понятие. Для объективного рассмотрения исследуемой проблемы необходимо обратится к системе боевой подготовки, например, в Вооруженных Силах РФ.
Современная отечественная военная дидактика выделяет следующую систему принципов обучения:
Ф социальную обусловленность и научность обучения;
Ф практическую направленность подготовки военнослужащих;
Ф целенаправленность, систематичность и последовательность в обучении;
Ф доступность и высокий уровень обучения;
Ф сознательность, активность и мотивированность обучаемых;
Ф прочность овладения компонентами профессиональной компетентности;
# дифференцированный и индивидуальный подход к обучению;
Ф комплексность и единство обучения и воспитания [4].
Боевая подготовка как элемент организационной структуры военно-педагогического процесса — это система мероприятий по обучению и воспитанию личного состава вооруженных сил для ведения боевых действий или выполнения иных задач в соответствии с их предназначением [5].
А.И. Щербатых выделяет следующие основные требования к боевой подготовке:
Ф достижение полного единства обучения и воспитания личного состава;
Ф обеспечение всесторонней морально-психологической подготовки войск;
Ф обучение войск тому, что необходимо для победы в современной войне;
Ф обеспечение высокой теоретической и практической подготовки командиров и штабов для успешного управления войсками в бою, умелого обучения их в мирное и военное время.
При этом А.И. Щербатых указывает на то, что боевая подготовка исходя из целей, задач и требований
к ней имеет четко выраженную политическую, научную и практическую направленность [6].
Политическая направленность определяется прежде всего положениями Конституции РФ. Научная направленность боевой подготовки заключается в том, что в ходе учебного процесса изучаются научно обоснованные, проверенные на практике и закрепленные в уставах, наставлениях и других руководящих документах положения военного дела с учетом состояния и перспектив развития средств вооруженной борьбы, организации и тактики как своих войск, так и войск противника.
Теория боевой подготовки — это наука, рассматривающая общие закономерности, обусловливающие содержание и формы построения боевой подготовки как педагогически организованного процесса и являющиеся составной частью общей системы воспитания военнослужащих [7].
Практическая направленность находит свое выражение в том, что боевая подготовка организуется и проводится с таким расчетом, чтобы обеспечить постоянную боевую готовность частей и соединений.
В ОВД понятие боевой подготовки определяет раздел подготовки, направленной на формирование готовности личного состава к эффективным действиям, в том числе в экстремальных условиях. Подготовка сотрудников к действиям в экстремальных условиях — система целенаправленной, педагогической и психологической работы, обеспечивающая надлежащий уровень подготовленности человека, групп к встрече с экстремальными ситуациями и успешное их преодоление при реализации жизненных и профессиональных намерений. Исследователь указывает на неоднозначность понятий подготовка и подготовленность. Подготовка — система целенаправленной работы с человеком, а подготовленность — результат, продукция подготовки, то, чего достиг человек в результате обучения и приобретения определенных навыков [8].
По мнению А.Н. Кустова, боевая подготовка является одним из важнейших разделов обучения работников ОВД и включает в себя подготовку тактико-специальную, огневую, физическую и строевую. При этом автор понимает боевую подготовку как систему мероприятий по обучению и воспитанию личного состава ОВД эффективному взаимодействию при решении оперативно-служебных задач как каждого сотрудника, так и подразделения [9].
В.П. Вдовиченко, С.Е Краснопевцев, В.Г. Колю-хов, В.Н. Лавров в понятие боевой подготовки вкладывают следующие разделы: подготовка физическая, огневая, автомобильная, медицинская, подготовка применению специальной техники и средств, юридическая подготовка [10—14].
Интересно суждение А.И. Щербатых о содержании боевой подготовки в Вооруженных Силах РФ — это совокупность знаний, навыков и умений личного состава, действий подразделений, частей и соединений, обес-
печивающих выполнение боевых задач в разных условиях. В содержание боевой подготовки входит подготовка общественно-государственная, тактическая (для боевых частей и подразделений), тактико-специальная (для частей специальных войск и тыла), специальная, техническая, вождение боевых машин, подготовка строевая, физическая, радиационная, химическая и биологическая защита, подготовка мобилизационная, инженерная, топографическая (для офицеров и прапорщиков), огневая, автомобильная, общевоинские уставы, подготовка военно-медицинская, правовая, защита государственных и военных секретов, военная педагогика и психология [6].
Особое место уделяется подготовке командного состава, что актуально и в боевой подготовке сотрудников разных служб ОВД Очевидно преимущество военно-педагогического процесса прежде всего за счет его многосторонности в подготовке.
Необходимость совершенствования в теории и практике боевой подготовки в ОВД складывается под влиянием изменений в законодательстве, а также преобразований в социальной среде и культуре общества [15—16]. Подтверждением является тот факт, что при всех недостатках система подготовки кадров силовых ведомств в СССР находилась на высоком уровне, однако с распадом СССР эта система была разобщена.
Более 30% образовательных учреждений всех силовых ведомств осталось за пределами России, а следовательно, была утрачена возможность подготовки военнослужащих по целому ряду специальностей [17].
На рубеже веков теория и практика боевой подготовки совершенствовалась разными темпами. Элементы, составляющие боевую подготовку, «модернизировались» неодинаково, т.е. при изменении одного элемента остальные продолжительное время оставались прежними.
Литература
1. Аккоф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М., 1974.
2. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973.
3. Ураков И.В. Совершенствование огневой подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России : автореф. ... канд. пед наук. М., 2003. С. 15.
4. Военная психология и педагогика : учеб. пособие / под ред. П.А. Корчемного, Л.Г. Лаптева, В.Г. Михайловского. М., 1998.
5. Советская военная энциклопедия. М., 1976. Т 1. С. 315.
6. Щербатых А.И. Становление и развитие системы боевой подготовки ракетных войск стратегического назначения : автореф. ... канд. пед. наук. Пермь, 2000.
7. Боевая подготовка работников органов внутренних дел : учебник / под ред. И.А. Дворяка. М., 1991. С. 236-246.
8. Морев Д.Г. Методика боевой подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России в условиях ограниченного пространства : автореф. . канд. пед. наук. М., 2000.
9. Кустов А.Н. Прикладная подготовка самбистов : автореф. ... канд. пед. наук М., 1988.
10. Вдовиченко В.П., Краснопевцев С.Е. Комплексные занятия по служебно-прикладной подготовке // Вопросы эффективности профессиональной подготовки сотрудников ОВД : сб.науч. тр. / под ред. В.Г Антонова, В.П. Лашкина, С.Г. Савицкого, М.В. Урбана. Мн, 1991. С. 51-55.
11. Вдовиченко В.П. Типовое планирование процесса индивидуальной боевой подготовки сотрудников милиции (физическая, огневая, комплексная подготовка). Н. Новгород, 1995.
12. Колюхов В.Г. Проблемные вопросы боевой подготовки в учебных заведениях МВД России // Современная концепция преподавания боевой и физической подготовки в учебных заведениях МВД России : сб. М., 1996. С. 16-19.
13. Колюхов В.Г. Современная концепция боевой подготовки в вузах МВД России // Учение, научные школы и идеи : юбилейный сб. науч. тр. М., 1995. С. 181-187.
14. Лавров В.Н. Индивидуальная боевая подготовка и некоторые вопросы совершенствования ее содержания в учебных заведениях МВД России : межвуз. сб. науч. тр. М., 1996. С. 21-29.
15. Мингес А.В. Применение сотрудниками ОВД огнестрельного оружия, приемов рукопашного боя и специальных средств : учеб. пособие. Волгоград, 1997.
16. Папкин А.И. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел. М., 1996.
17. Кашин Н.И. Содержание и методика профессио-наль-но-прикладной физической подготовки курсантов вузов силовых ведомств на начальном этапе обучения (на примере вузов МВД) : автореф. ... канд. пед. наук. СПб., 2005.
СПОСОБЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ
Е.А. ПЕСОШИНА,
соискатель кафедры гражданского права и процесса Московского университета МВД России; старший юрисконсульт Гоуппы правового обеспечения ФГУЗ