Научная статья на тему 'Боевая и религиозно-идеологическая подготовка личного состава крымско-татарских коллаборационистских формирований в силовых структурах нацистской Германии (1941-1944)'

Боевая и религиозно-идеологическая подготовка личного состава крымско-татарских коллаборационистских формирований в силовых структурах нацистской Германии (1941-1944) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
362
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМ / ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / НАЦИСТСКАЯ ГЕРМАНИЯ / КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ / КРЫМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Романько Олег Валентинович

Нацистская Германия на Восточном фронте занималась созданием военных коллаборационистских формирований из народов Советского Союза. Такая работа велась и среди крымских татар. В статье анализируется механизм боевой и религиозно-идеологической подготовки коллаборационистов из крымских татар, которые служили в рядах вермахта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Романько Олег Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Боевая и религиозно-идеологическая подготовка личного состава крымско-татарских коллаборационистских формирований в силовых структурах нацистской Германии (1941-1944)»

СООБЩЕНИЯ

УДК 94 (470.41) "1941/1944" ББК 63.3

Олег Романько

БОЕВАЯ И РЕЛИГИОЗНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЛИЧНОГО СОСТАВА КРЫМСКО-ТАТАРСКИХ КОЛЛАБОРАЦИОНИСТСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ В СИЛОВЫХ СТРУКТУРАХ НАЦИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ

(1941-1944)

Аннотация: Нацистская Германия на Восточном фронте занималась созданием военных коллаборационистских формирований из народов Советского Союза. Такая работа велась и среди крымских татар. В статье анализируется механизм боевой и религиозно-идеологической подготовки коллаборационистов из крымских татар, которые служили в рядах вермахта.

Ключевые слова: коллаборационизм, Вторая мировая война, нацистская Германия, крымские татары, Крым

В 3-м номере журнала «Мусульманский мир» за 2014 год была опубликована статья доктора исторических наук Олега Романько «Крымско-татарские коллаборационистские формирования в силовых структурах нацистской Германии (1941-1945): периодизация, организационные формы и численности». Представленный ниже материал является логическим продолжением этой статьи.

***

На организацию каждого из крымско-татарских коллаборационистских формирований уходило от недели (в случае с частями самообороны) до месяца (батальоны «вспомогательной полиции порядка»), после чего начиналась подготовка их личного состава. По планам руководства нацистских силовых структур она должна была состоять из боевой, тактико-полевой, стрелковой, физической, строевой и морально-политической составляющих1.

Обычно процесс подготовки занимал несколько месяцев, но иногда она про-

1 О периодизации и организационных формах крымско-татарских коллаборационистских формирований см.: Романько О.В. Крымско-татарские формирования в силовых структурах нацистской Германии

(1941-1945): периодизация, организационные формы, численность // «Мусульманский мир». - Казань, 2014. - №3. - С. 22-48.

должалась и в процессе боевого применения. Так, части «неорганизованной» самообороны и Вспомогательная полиция порядка («8скита») индивидуальной службы проходили ее в минимальный срок, так как использовать их было необходимо почти сразу же после организации. Личный состав рот самообороны готовился от одного до трех месяцев. Больше всех - до девяти месяцев - учились бойцы батальонов «8скита»: поскольку эти части были, по сути, переходной формой между самообороной и боевыми формированиями, то и готовить их было необходимо с большей тщательностью. Что касается подготовки «добровольных помощников / хиви» в частях немецкой 11-й армии, то она ничем не

отличалась от стандартной подготовки со-

2

ответствующего немецкого персонала .

В целом, представление о системе подготовки крымско-татарских коллаборационистских формирований и тех проблемах, с которыми сталкивались при этом немцы, дает отчет зондерфюрера Зиферса «Формирование татарских и кавказских частей в операционной зоне 11-й армии», который этот чиновник подготовил для Генштаба сухопутных войск. Поскольку отчет писался в феврале-марте 1942 года, то речь в нем идет о ротах «организованной» самообороны (первые из них, таким образом, учились уже целый месяц) и «добровольных помощниках» в частях 11 -й армии. Однако, на наш взгляд, такая же картина сохранилась и в дальнейшем. Так как, и в оставшиеся месяцы 1942, и в 1943 году немцы продолжали иметь дело с одним и тем же контингентом.

Процесс подготовки начинался с ее боевой разновидности. Так, по словам Зи-ферса, «боевое обучение воспринимается большей частью татар с интересом, однако физически они недостаточно подготовлены для этого. Тем не менее, мастерство их растет и может быть улучшено».

Несколько больше опасений вызывала стрелковая подготовка добровольцев. Об их возможностях Зиферс писал следующим образом: «Результаты по огневой подготовке, однако, не совсем удовлетворительны. Тем не менее, результаты существенно улучшились после регулярных упражнений в прицельной стрельбе. Поэтому упражняться в ней следует как можно чаще».

Однако наибольшее количество нареканий вызывала физическая подготовка новобранцев, которая была «не всегда на высоте». Зиферс считал, что для улучшения ее показателей «необходимы дополнительная практика и тренировки». Причины же столь плохих результатов он усматривал в «недостаточной популяризации спорта сре-

ди татар, так как они просто не проявляли интереса к обычным спортивным играм»3.

Одну из главных проблем в процессе обучения крымско-татарских добровольцев Зиферс видел в языковом барьере между немецкими офицерами-инструкторами и личным составом рот самообороны. Но и здесь он делал оптимистичный вывод, что эта проблема также скоро решится. «Многие татары, - писал он, - быстро выучили язык команд и показывают по всем дисциплинам хорошие успехи». Кроме того, в процессе обучения немецкая лексика становилась более понятной. На месте же была решена и проблема переводчиков: «Из числа татар были отобраны те, кто уже освоил немецкие команды, и они охотно помогают».

В целом, делал вывод, Зиферс, «татар можно описать как старательных и усердных солдат». Хотя и здесь, на его взгляд, не обошлось без некоторых исключений. По его наблюдениям, «те, кто не служили в Красной армии, лучше поддаются обучению и легче переучиваются»4.

Крымские татары являлись иностранным контингентом, и поэтому немцы огромное внимание уделяли их морально-психологической и политической подготовке. По словам Зиферса, ее основной целью было объяснить «им смысл службы в немецких войсках». Так, например, включенных в состав частей 11 -й армии крымско-татарских «хиви» подвергали соответствующей обработке, главный методический принцип которой заключался в антисоветской пропаганде. Для этого, при штабе 11 -й армии были организованы специальные курсы, где под надзором офицеров военной разведки (Абвера) наиболее лояльные к новой власти добровольцы прошли подготовку в качестве пропагандистов. После возвращения в свои подразделения они должны были регулярно проводить беседы со своими товарищами, чтобы и «во время службы, и во время обязательных

Waffen-SS und Ordnungspolizei im Kriegseinzatz 1939-1945 / Bearb. v. G. Tessin und N. Kannapin. -Osnabrück, 2000. - P. 646.

3 Militärgeschichtlichen Forschungsamt der Bundeswehr (Potsdam, Deutschland) (далее - MGFA). - Sonderführer Siefers an OKH/GenQu/KrVerw. -Aufstellung von Tataren- und Kaukasierformation im Bereich des A.O.K. 11. - 20.3.1942.

4 Ibid.

часов обучения оказывать на них влияние в соответствующем духе». На этих курсах будущие пропагандисты заучивали следующие тезисы:

1. Национал-социализм рассматривает нации как творения Господа Бога, тогда как большевизм стремится лишь к братству народов;

2. Германия гарантирует татарскому народу свободное развитие его самобытной культуры, не посягает на древние обычаи и права;

3. Германия гарантирует свободу вероисповедания. Ни в коем случае не будет установлена никакая религиозная иерархия, тем более такая, которая имеется на данный момент в Германии. Никого не будут принуждать ходить в церковь или мечеть, но никому не будет запрещено иметь свои религиозные убеждения;

4. Во время существования советской системы татарский народ лишился своих лучших сил;

5. С турками Германию связывает давнее братство по оружию еще со времен Первой мировой войны. И сегодня Турция связана с Германией политическими и экономическими интересами;

6. Самым важным фактором является дружба немцев, а также итальянцев и японцев с главным исламским народом -арабами. Весь арабский мир, который охватывает не только арабские страны, но также Палестину, Ирак и Сирию, испытывает острую враждебность к Англии.

Кроме обычного обсуждения этих тем, слушателям курсов также приводились примеры их правильной подачи рядовым добровольцам. Соответствующие разъяснения идеологического характера давались также немецким офицерам и унтер-офицерам, которые работали с крымскотатарским персоналом5.

Со временем, такая система подготовки татарских пропагандистов была распространена и на части, находившиеся в

полицейском подчинении.

***

5 Ibid.

Немецкие оккупационные власти очень строго следили за тем, чтобы не допустить какого-либо вмешательства крымско-татарских представительских организаций - мусульманских комитетов - в процесс создания, подготовки или боевого применения коллаборационистских формирований. Комитеты должны были действовать только в строго отведенных им рамках: помощь в наборе добровольцев и не более. Но, как показали дальнейшие события, полностью обойтись без сотрудников комитетов оккупанты так и не смогли. И процесс идеологической подготовки крымско-татарских добровольцев показал это как нельзя лучше.

Не секрет, что при создании подобных формирований немецкие силовые структуры, помимо чисто военных целей, также рассчитывали и на определенный пропагандистский эффект. Партизаны, например, должны были увязнуть «в борьбе не с немцами, а с формированиями из местного населения». По словам начальника Центрального штаба партизанского движения П.К. Пономаренко, вокруг этих формирований велась «бешеная националистическая пропаганда», ей сопутствовало «разжигание национальной розни, антисемитизма» .

В идеологической обработке крымско-татарских коллаборационистских формирований существенную роль играл отдел культуры и религии Симферопольского мусульманского комитета (руководитель -Эннан Гафаров) и подобные отделы комитетов в других населенных пунктах Крыма. Так, председатель комитета Джемиль Аб-дурешидов следующим образом определял цель этого направления: необходимо более серьезно относиться к воспитанию «добровольческой молодежи, которая получила большевистское образование, и была лишена турецко-татарской истории» .

Главная роль проводника крымскотатарской националистической идеологии отводилась газете «Azat Kirim» («Освобожденный Крым»), которая начала издаваться

6 «Идет бешеная националистическая пропаганда» // «Источник». - Москва, 1995. - №2. - С. 120-122.

7 «Azat Kirim». - 1943. - №7.

с 11 января 1942 года. Эта газета являлась органом Симферопольского мусульманского комитета и выходила два раза в неделю на крымско-татарском языке. Первоначально тираж газеты был небольшим, однако летом 1943 года, в связи с директивами Штаба пропаганды «Крым»8, направленными на усиление пропагандистской работы среди местного населения, ее тираж вырос до 15 тыс. экземпляров9.

Долгое время главным редактором газеты и автором ее всех передовых статей был Мустафа Куртиев (одновременно член Симферопольского мусульманского комитета). Среди других сотрудников редакции газеты следует также назвать: Февзи Аб-ляева (автора статей по «женскому вопросу»), Абдуллу Куркчи (автора пропагандистских статей, фельетонов и передовиц), Неджати Сейдаметова (автора корреспон-денций по сельскохозяйственным вопро-

8 Штаб пропаганды «Крым». Главный оперативный орган идеологической войны на Крымском полуострове. Создан 15 сентября 1942 г. согласно приказу Верховного командования Вермахта (ОКВ). Кадровый состав штаба был взят из батальона пропаганды «Украина», который обслуживал южное крыло советско-германского фронта. Цель: «идеологическое руководство местным населением и его просвещение». Руководителем штаба был назначен лейтенант Фрай, в подчинении у которого находились так называемые «деловые пропагандисты» -начальники отделов штаба. За период с 1942 по 1944 г. таких отделов было 5: активной пропаганды, культуры, прессы, кино и радио. Каждый из них руководил соответствующим направлением идеологической жизни оккупированного Крымского полуострова. Кроме того, в составе штаба имелась редакция «Крымской немецкой газеты» (позднее она называлась «Борьба»), которая издавалась на немецком языке и распространялась среди оккупационных частей. По вертикали начальник штаба подчинялся командиру батальона пропаганды «Украина», но, тем не менее, все свои действия должен был согласовывать со штабом Командующего войсками Вермахта в Крыму. Руководство штаба пропаганды располагалось в Симферополе, а на местах его представляли специальные подразделения с подчиненными им пунктами. В целом, на 27 февраля 1943 г. подразделения штаба находились в следующих городах Крыма: Симферополь, Евпатория, Джанкой, Феодосия, Ялта, Севастополь.

9 Государственный архив Республики Крым (далее -ГАРК). - Ф. П-156. - Оп. 1. - Д. 26. - Л. 25.

сам) и Мустафу Низами (автора материалов по вопросам культуры и пропаганды)10.

В целом, тематика статей «Azat Kirim» была постоянной. Из номера в номер в ней публиковались материалы следующего содержания:

• о создании в городах и районах Крыма мусульманских комитетов, их работе по обеспечению населения, перераспределению земельной собственности, религиозно-культурному воздействию на крымских татар;

• материалы об открытии мечетей;

• статьи и заметки о вербовке и службе крымско-татарских добровольцев в полиции и Вермахте;

• сводки с театров боевых действий;

• здравицы в честь «освободительной» германской армии и «освободителя угнетенных народов, верного сына германского народа Адольфа Гитлера»;

• помимо этого, в 1943 году редакция газеты сообщила своим подписчикам, что «в иностранной информации большое внимание будет уделяться событиям, происходящим на Ближнем Востоке и в Ин-дии»11.

С июля 1943 года при той же редакции стал выходить крымско-татарский ежемесячный журнал «Ana Yurt» («Родина-мать»). Идеологическая направленность журнала была задана в его первом номере. Так, по словам видного крымскотатарского националиста Амета Озенбаш-лы12 - автора передовой программной ста-

10 ГАРК. - Ф. П-151. - Оп. 1. - Д. 388. - Л. 7-8.

11 ГАРК. - Ф. П-151. - Оп. 1. - Д. 388. - Л. 13-29, 30; Ф. П-156. - Оп. 1. - Д. 41. - Л. 43.

12 Озенбашлы, Амет Сеидабдуллаевич (10.02.1893 - 4.12.1958), крымско-татарский политический и

общественный деятель, публицист, врач-невропатолог. Активный участник революционных событий на территории Крыма в 1917-1920 гг., один из лидеров крымско-татарского национального движения. Сторонник построения независимого государства. Один из организаторов I Курултая (конгресса) крымско-татарского народа (ноябрь 1917 г.), заведующий отделом народного образования Директории (ноябрь 1917 - январь 1918 г.) - национального правительства крымских татар, созданного Курултаем. Один из создателей и руководителей

тьи журнала - смысл всей жизни крымскотатарского народа должен был выражаться следующей фразой: «Быть мусульманином, быть татарином, быть современным человеком». При этом там же подчеркивалось, что достичь этого можно только под покровительством Германии. Доподлинно неизвестно, являлся ли Озенбашлы автором этой статьи или только подписал ее. Однако следующий пассаж свидетельствует о том, что некоторые его мысли явно нашли в ней отражение. Так, он настаивал, что этими принципами необходимо руководствоваться не только крымским татарам: в приверженности к ним должны объединиться все татары, и не имеет значения, живут ли они в Крыму, Румынии, Польше, Турции или Поволжье13.

Значительное место в подготовке крымско-татарских коллаборационистов отводилось их культурному воспитанию. Например, уже в марте 1942 года отдел культуры Штаба пропаганды «Крым» дал

национал-демократической партии «Милли Фирка» («Национальная партия»). Полностью отвергал сотрудничество с Белой Россией, поэтому в период правления деникинской администрации и генерала П. Врангеля находился на нелегальном положении. После установления в Крыму советской власти активно сотрудничает с ней: с октября 1921 по 1922 г. являлся директором Крымского педагогического техникума, а в 1924-1927 гг. занимал пост народного комиссара финансов Крымской АССР. 12.04.1928 г. арестован по делу «контрреволюционной националистической партии "Милли Фирка"». Приговорен к расстрелу, который был заменен 10 годами исправительно-трудовых работ. В 1934 г. досрочно освобожден без права проживания в Крыму и поселился в Павлограде (Днепропетровская область). Работал врачом. В августе 1943 г. вернулся в Крым, но уже в октябре тайно бежал с полуострова, так как отказался сотрудничать с немецкой оккупационной администрацией. В октябре 1943 г. некоторые круги немецкого военно-политического руководства и ряд крымско-татарских националистов рассматривали его кандидатуру на пост муфтия Крыма. До 20.09.1947 г. проживал в Румынии, где и был арестован агентами СМЕРШа. После ареста переправлен в Москву, где был приговорен к 25 годам лишения свободы. Срок отбывал в Коми АССР. В 1955 г. по состоянию здоровья освобожден. Проживал в Ходженте (Таджикская ССР). В 1992 г. его останки были перезахоронены в Бахчисарае (Российская Федерация).

согласие на открытие Крымско-татарского театра. Его директор Эбадулла Грабов (также член Симферопольского мусульманского комитета) планировал начать нормальное функционирование театра уже с 10 апреля 1942 года премьерой спектакля «Лейла и Меджнун». Первоначально работать предполагалось три раза в неделю: в среду и воскресенье играть для немецких солдат, а в пятницу - для крымскотатарского зрителя. Репертуар театра должен был быть очень насыщенным, что предполагало его хорошую посещаемость. Поэтому с апреля 1942 по январь 1943 года планировалось дать 140 спектаклей. В последующем репертуар театра предполагалось расширить за счет пьес Шекспира, Шиллера, произведений азербайджанской драматургии и творчества казанских татар-

14

ских авторов .

Примерно со второй половины 1942 года артисты Крымско-татарского театра начали играть и для бойцов коллаборационистских формирований, и не без успеха. Так, в одной из заметок газеты «Azat Kirim», озаглавленной «Большая благодарность», командир симферопольского батальона «Schuma» выражал свою признательность Эбадулле Грабову за то, что его артисты выступили перед личным составом части 27 и 28 января 1943 года15.

В ноябре 1941 года в Бахчисарае был организован ансамбль песни, пляски и музыки крымских татар. В составе ансамбля находилось 25 человек, в том числе десять музыкантов. Директором и художественным руководителем этого коллектива был назначен Ибраим Асанов. До сентября 1942 года ансамбль работал, в основном, для германских частей в Симферополе, Севастополе и на Южном берегу Крыма. Помимо крымско-татарских произведений в его репертуаре имелось несколько немецких и румынских песен. Репертуар ансамбля часто пополнялся. Так, в августе 1942 года Нури Абибулаев и Исмаил Изедин написали слова и музыку к песне об Адольфе

14 ГАРК. - Ф. П-151. - Оп. 1. - Д. 388. - Л. 47-48; Червонная СМ. Татарский Крым в пламени второй мировой войны // «Голос Крыма». - Симферополь, 2000. - №25. - С. 6.

15 «Azat Kirim». - 1943. - №11.

13 ГАРК. - Ф. П-156. - Оп. 1. - Д. 41. - Л. 6.

Гитлере. В начале 1942 года такой же ансамбль был создан и в Симферополе16. ***

В одной из своих послевоенных работ видный крымско-татарский коллаборационист Эдиге Кырымал17 писал: «Как только осенью 1941 года большевики были изгнаны из Крыма немецкими войсками, первое, что имело место в общественной жизни тюрок Крыма, так это чрезвычайно быстрое возрождение мусульманской религии и связанных с ней религиозных обрядов и обычаев... В процессе этого религиозного возрождения в Крыму было восстановлено более 50 мечетей, а избежавшее казни и вернувшееся из ссылки мусульманское духовенство, немедленно приступило

к совершению богослужений в этих мече-18

тях» .

16 «Голос Крыма». - 1942. - №100. - С. 4.

17 Кырымал (Шинкевич), Эдиге Мустафа (1911 -1980), крымско-татарский общественный и политический деятель, историк, публицист. По происхождению литовский татарин, племянник муфтия мусульман Литвы. Он и его семья переехали в Крым перед Первой мировой войной. Обучался в Симферопольском педагогическом институте, но из-за боязни советский репрессий, был вынужден покинуть Крым. Переехал в Азербайджан, а потом в Иран. В 1932 г. обосновался в Стамбуле (Турция). Через два года переехал к своему дяде в Вильнюс (Литва), где стал обучаться политическим наукам. После начала Второй мировой войны вернулся в Турцию. В декабре 1941 г. приехал в Берлин, где из представителей крымско-татарской эмиграции попытался создать национальное представительство. В ноябре-декабре 1942 г. побывал в Крыму, где был кооптирован в Симферопольский мусульманский комитет, а его берлинский штаб признан представителем интересов всех крымских татар. В январе 1943 г. официально признан немцами в качестве председателя Крымско-татарского национального центра. 17.03.1945 г. Кырымал и его центр признаны правительством Третьего рейха единственными официальными представителями крымско-татарского народа. После окончания войны поселился в Западной Германии, где начал заниматься научной деятельностью. Доктор философии (ученую степень получил в Мюнстерском университете). С 1954 по 1972 г. сотрудник Института по изучению истории и культуры СССР (Мюнхен). В мае 2007 г. перезахоронен в Бахчисарае (Российская Федерация).

18 Кырымал Э. Положение мусульманской религии в

Крыму // «Вестник Института по изучению истории и культуры СССР». - Мюнхен, 1955. - №2(15). - С. 67.

Кырымал также не без удовлетворения отмечал, что наряду с восстановлением мечетей и возобновлением богослужения в них, в Крыму началось обучение детей основам мусульманской религии и возрождены бытовые мусульманские обычаи. Далее он подчеркивал, что «все это происходило в чрезвычайно тяжелых условиях войны и оккупации, и что инициатива возрождения религии исходила не от оккупационных немецких властей или местной административной власти, а от самих верующих мусульман, проявлявших при этом большую жертвенность и энергию»19.

Все это было действительно так, но только отчасти. На самом деле этот процесс был взаимонаправленным. То есть нацисты, не без пользы для себя, активно использовали это «религиозное возрождение» в среде крымских татар. Из доклада народного комиссара внутренних дел Крымской АССР Григория Каранадзе известно, что открытие мечетей и прочие религиозные послабления были одним из «хитрых приемов» оккупантов, направленных на завоевание доверия и лояльности крымских татар. Более того, во всех своих ранних приказах генерал-полковник Эрих фон Ман-штейн обязывал своих подчиненных уважать религиозные обычаи именно «крымских татар и мусульман». Не является секретом и то, что делал он это с целью заполучить как можно больше добровольцев в отряды «неорганизованной» самообороны. Наибольшее же значение исламский фактор приобрел для немцев тогда, когда вербовка крымско-татарских добровольцев приобрела более организованный и систематический характер.

Например, в процессе организации и подготовке крымско-татарских рот самообороны существенная роль отводилась религиозному воспитанию их личного состава, которое должно было осуществляться путем тесного сотрудничества оккупационных властей и мусульманского духовенства. Следует сказать, что многие представители последнего одобряли набор крымских татар в нацистские силовые структуры. Так, на заседании Симферопольского му-

19 Там же. - С. 67.

сульманского комитета 3 января 1942 года, посвященном вербовке добровольцев в Вермахт и полицию, присутствовал «главный мулла городской мусульманской общины». В ходе заседания он взял слово и заявил, что «его религия и верования требуют принять участие в священной борьбе совместно с немцами, ибо окончательная победа для них (татар) не только означает уничтожение советского господства, но снова дает возможность следовать их религиозным и моральным обычаям». В конце заседания, после того, как все основные договоренности были достигнуты, этот мулла попросил «освятить» их молебном по обычаю крымских татар. По свидетельству куратора этого мероприятия СС-оберфюрера Отто Олендорфа, «татары встали, покрыли свои головы, и, повторяя за муллой, произнесли три молитвы: 1-ю - за достижение быстрой победы, общих целей и долгую жизнь фюрера Адольфа Гитлера; 2-ю - за немецкий народ и его доблестную армию; и 3-ю - за погибших в боях солдат Вермахта». Этот молебен означал начало «борьбы 20

против неверных» .

В январе 1942 года, после начала вербовочной кампании, многие муллы работали членами мусульманских комитетов и в созданных при них вербовочных комиссиях. Их главной задачей была подготовка общественного мнения, с целью привлечения наибольшего количества доброволь-21

цев .

***

Безусловно, идеологическая и религиозная обработка личного состава коллаборационистских частей играли очень существенную роль. Однако нельзя не отметить, что помимо «духовной пищи», вступившим в полицейские или военные формирования обещалось хорошее материальное обеспечение и создание всяческих льгот и привилегий для их семей. Так, согласно постановлению Командующего войсками Вермахта в Крыму, «всякое лицо,

Bundesarchiv-Militärarchiv, Freiburg, Deutschland. -RH 20. Armeeoberkommandos. - Bd. 5: AOK 11. - RH 20-11/433. - Bl. 17, 18.

21 ГАРК. - Ф. П-151. - Оп. 1. - Д. 388. - Л. 25-26.

которое активно боролось или борется с партизанами и большевиками», могло подать прошение о «наделении его землей или выплате ему вознаграждения до 1000 рублей...». При этом указывалось, что «крымские татары и другие коренные жители, принятые на службу в германскую армию, получают удостоверение от своей воинской части. Удостоверение и прошение должны быть отправлены установленным порядком сельскохозяйственному начальнику Крыма, который передаст его сельскохозяйственному начальнику района, в

22

котором живет проситель...» .

15 февраля 1942 года министр по делам оккупированных восточных областей Альфред Розенберг подписал «Закона о новом аграрном порядке». Целью этого закона было установление новых правил землепользования. В Крыму же он имел, помимо всего прочего, следующие последствия: всем крымским татарам, вступившим в коллаборационистские формирования, и их семьям стали давать по 2 га земли в полную собственность. Им предоставляли лучшие участки, не считаясь даже с тем, что они принадлежали крестьянам, которые не вступили в такие формирования. Известно, что подобные мероприятия были особенно распространены в Ак-Шеихском и Симфе-

23

ропольском районах .

Следует сказать, что оккупационные власти были не единственной инстанцией, которая занималась материальным обеспечением добровольцев и их семей. В Симферопольском мусульманском комитете для этих целей имелся специальный отдел (руководитель - Тахсин Джемилев), а на местах такие функции выполняли соответствующие отделы районных комитетов. Обычно их помощь семьям добровольцев заключалась: в сборе теплых вещей (например, в Алуште), предоставлении возможности бесплатно питаться в специальной столовой (например, в Евпатории) или выдаче пенсии в размере от 75 до 250 рублей. Последний вид помощи практиковался повсеместно. Практически каждая крымско-татарская семья, в которой имелся доб-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

; ГАРК. - Ф. П-156. - Оп. 1. - Д. 24. - Л. 31. ; ГАРК. - Ф. П-156. - Оп. 1. - Д. 38. - Л. 84об.-85.

роволец, могла рассчитывать на такое ежемесячное или единовременное пособие24.

Невероятно, но факт: в условиях оккупации эти пособия выдавались постоянно! И даже после того, как Крым был уже полностью отрезан от остальной оккупированной немцами территории, местным мусульманским комитетам продолжали поступать заявления от крымских татар с просьбой оказать помощь «материально, на том основании, что сын (или муж) служит добровольцем в германской армии». Обычно, эта просьба удовлетворялась25.

***

После завершения процесса организации и подготовки личный состав каждого крымско-татарского коллаборационистского формирования принимал присягу и отправлялся по месту несения службы. Вот что сообщала газета «Azat Kirim» об этом мероприятии в частях феодосийской «Schuma». В конце июля 1943 года «председатель Феодосийского татарского комитета г-н Хатипов и заведующий религиозным отделом комитета г-н Джемиль присутствовали на присяге татарских добровольцев. Татарские добровольцы присягали на Коране на верность фюреру, и клялись в том, что до последней капли крови будут бороться вместе с германским народом против большевиков. После парада добровольцев татарский комитет устроил большое угощение для них. На банкете также присутствовали и немецкие офицеры. Председатель комитета выступил перед добровольцами и призвал их бороться с большевизмом до победного конца. Добровольцы встретили его выступление бурны-

26

ми аплодисментами» .

Иногда присяга и подобные ей мероприятия (награждение, повышение в звании и назначение на новую должность) были растянуты во времени: первые, наиболее подготовленные добровольцы, начинали присягать примерно за два месяца до остальных. Присяга же основной массы призывников, вступавших в часть позже, при-

урочивались к торжественным датам Третьего рейха, например, ко дню рождения Гитлера. О том, каким образом это происходило в 147-м симферопольском батальоне «Schuma», дает представление серия заметок в газете «Azat Kirim». Первая из них, озаглавленная «Симферопольские татарские добровольцы», была опубликована 20 февраля 1943 года. Из нее читатель узнавал, что за два дня до этого «на верность фюреру присягнул батальон татарских добровольцев. Торжество присяги закончилось троекратным "Хайль Гитлер"»27.

Следующая заметка, озаглавленная «Среди наших добровольческих войск», появилась несколько позднее - 28 апреля 1943 года. «20 апреля 1943 года, - пишет ее автор, - день рождения Фюрера великого германского народа, Его Превосходительства Адольфа Гитлера, прошел в батальонах татарских добровольцев весело, радостно и торжественно. Некоторым солдатам за борьбу с партизанами были вручены награды. Из руководства батальона четыре человека были выдвинуты на должность командиров рот, четыре солдата - на должность заместителей командиров рот, а г-н Абдулла Карабаш назначен начальником штаба батальона». Следует сказать, что это мероприятие существенно отличалось от предыдущего: в заключение торжества председатель Симферопольского мусульманского комитета вручил командиру батальона голубое татарское знамя («кок-байрак») с национальным символом - золотой «тамгой» ханов Гиреев. Следует сказать, что это происходило не всегда и не

везде, и зависело от желания местных не-

28

мецких начальников .

Наконец, когда все торжественные мероприятия заканчивались, крымскотатарское коллаборационистское формирование отправлялось по месту службы. Начинался следующий этап - боевое применение.

24 ГАРК. - Ф. Р-1458. - Оп. 2. - Д. 4. - Л. 19.

25 См., например: ГАРК. - Ф. Р-1326. - Оп. 1. - Д. -

12. - Л. 287, 584. 27 «AzatKirim». - 1943. - №15 (111).

26 «AzatKirim». - 1943. - №65 (161). 28 «AzatKirim». - 1943. - №34 (130).

Источники и литература

1. Государственный архив Республики Крым (далее - ГАРК). - Ф. П-156. - Оп. 1.

- Д. 26.

2. ГАРК. - Ф. П-156. - Оп. 1. - Д. 24.

3. ГАРК. - Ф. П-156. - Оп. 1. - Д. 38.

4. ГАРК. - Ф. П-156. - Оп. 1. - Д. 41.

5. ГАРК. - Ф. П-151. - Оп. 1. - Д. 388.

6. ГАРК. - Ф. Р-1326. - Оп. 1. - Д. 12.

7. ГАРК. - Ф. Р-1458. - Оп. 2. - Д. 4.

8. «Голос Крыма»». - 1942. - №100.

9. «Идет бешеная националистическая пропаганда» // «Источник»». - Москва, 1995. - №2. - С. 120-122

10. Кырымал Э. Положение мусульманской религии в Крыму // «Вестник Института по изучению истории и культуры СССР»». - Мюнхен, 1955. - №2(15).

11. Романько О.В. Крымско-татарские формирования в силовых структурах нацистской Германии (1941-1945): периодизация, организационные формы, численность // «Мусульманский мир». - Казань, 2014. - №3. - С. 22-48.

12. Червонная С.М. Татарский Крым в пламени второй мировой войны // «Голос Крыма»». - Симферополь, 2000. - №25.

13. «Azat Kirim»». - 1943. - №7.

14. «Azat Kirim»». - 1943. - №11.

15. «AzatKirim»». - 1943. - №15 (111).

16. «AzatKirim»». - 1943. - №34 (130).

17. «AzatKirim»». - 1943. - №65 (161).

18. Bundesarchiv-Militärarchiv, Freiburg, Deutschland. - RH 20. Armeeoberkommandos. - Bd. 5: AOK 11. - RH 20-11/433. - Bl. 17, 18.

19. Militärgeschichtlichen Forschungsamt der Bundeswehr (Potsdam, Deutschland) (далее -MGFA). - Sonderführer Siefers an OKH/GenQu/KrVerw. - Aufstellung von Tataren- und Kaukasierformation im Bereich des A.O.K. 11. - 20.3.1942.

20. Waffen-SS und Ordnungspolizei im Kriegseinzatz 1939-1945 / Bearb. v. G. Tessin und N. Kannapin. - Osnabrück, 2000

Oleg Roman'ko

FIGHTING AND RELIGIOUS-IDEOLOGICAL TRAINING OF PERSONNEL OF THE CRIMEAN TATAR COLLABORATIONIST FORMATIONS IN THE POWER STRUCTURES OF NAZI GERMANY

(1941-1944)

Summary: Nazi Germany on the Eastern Front was engaged in the creation of the collaborationist military formations of the peoples of the Soviet Union. This work was conducted among the Crimean Tatars. The article analyzes the mechanism of military and religious-ideological training of the collaborators of the Crimean Tatars, who served in the ranks of the Wehrmacht.

Keywords: Ccollaboration, World War II, Nazi Germany, the Crimean Tatars, Crimea

Sources and Literature

1. The State Archives of the Republic of Crimea (hereinafter - GARK). - Found P-156. - Register 1. - Case 26.

2. GARK. - Found P-156. - Register 1. -Case 24.

3. GARK. - Found P-156. - Register 1. -Case 38.

4. GARK. - Found P-156. - Register 1. -Case 41.

5. GARK. - Found P-151. - Register 1. -Case 388.

6. GARK. - Found R-1326. - Register 1. -Case 12.

7. GARK. - Found R-1458. - Register 2. -Case 4.

8. " Golos Crima". - 1942. - №100.

9. "There is a rabid nationalist propaganda" // "Istochnik". - Moscow, 1995. - №2. - P. 120-122

10. Kyrymal E. Situation of the Muslim religion in the Crimea // "Bulletin of the Institute for the Study of History and Culture of the USSR" - Munich, 1955. - №2 (15).

11. Roman'ko O. Crimean Tartar formation in the power structures of Nazi Germany (1941-1945): periodization, organizational forms, strength// "Musulmanskiy mir" -Kazan, 2014. - №3. - P. 22-48.

12. Chervonnaya S.M. Tatar Crimea in the flames of World War II // "Golos Crima". -Simferopol, 2000. - №25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.