БОЧЧЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЮНОШЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Соломахина Лидия Александровна
преподаватель НФ ФГБОУ ВПО«Поволжская ГАФКСиТ» РФ г. Набережные
Челны
E-mail: Lidok@yandex. ru Кудяшева Альбина Наильевна
канд. пед. наук, ст. преподаватель Набережночелнинский институт (филиал)
ФГАОУ ВПО Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Набережные Челны
E-mail: akuna2005@rambler. ru Ашрафуллина Гульназ Шамилевна канд. пед. наук, ст. преподаватель Набережночелнинский институт (филиал) ФГАОУ ВПО Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ,
г. Набережные Челны E-mail: [email protected]
BOCCE AS MEANS OF INCREASING MOTOR ABILITIES AND PSYCHO-EMOTIONAL STATE OF YOUNG MALES WITH CEREBRAL PALSY
Solomahina Lidia
teacher NF VPO "Volga GAFKSiT", Russia Naberezhnye Chelny
Kudyasheva Albina
ofpedagogics, senior teacher of Naberezhnye Chelny Institute of Kazan (Volga region) Federal University, Russia Naberezhnye Chelny
Ashrafullina Gulnaz
ofpedagogics, senior teacher of Naberezhnye Chelny Institute of Kazan (Volga region) Federal University, Russia Naberezhnye Chelny
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассмотрены проблемы адаптивной двигательной рекреации детей с детским церебральным параличом в условиях реабилитационного центра. Выявлено, что занятия бочче оказывают положительный результат на развитие координационных способностей и психоэмоционального состояния детей с ДЦП.
ABSTRACT
This article looks into the problems of adaptive motor regeneration of children with cerebral palsy in a rehabilitation center. According to the results of tests playing
candidate
candidate
bocce has a positive effect on the development of coordination abilities and psycho-emotional state of children with cerebral palsy.
Ключевые слова: бочче; детский церебральный паралич; координационные способности.
Keywords: bocce; cerebral palsy; coordination abilities.
Детский церебральный паралич (ДЦП) занимает первое место среди причин, приводящих к инвалидности вследствие неврологических заболеваний в детском возрасте [1, 3]. Данное заболевание наносит значительный моральный и экономический ущерб обществу, так как приводит к снижению адаптационного потенциала, ограничению возможности обучения и приобретения профессии, нарушению социальных связей, потере экономической и бытовой независимости индивидуума. Очевидно, что проблема реабилитации детей больных ДЦП приобретает в настоящее время социальное значение [2]. Так, впервые с 2006 года Минздравсоцразвития РФ отметил тенденцию к росту числа больных ДЦП, распространенность которого составляет 19,4 на 10 тыс. детей (что составляет 54 тыс. детей-инвалидов с ДЦП). Разумеется, это цифры весьма приблизительные, т. к. на 100 тыс. детей приходится 3532,5 детей с болезнями нервной системы, установленными впервые в жизни, и можно считать, что таких больных на порядок больше. В США, например, насчитывается от 550 до 980 тысяч инвалидов с ДЦП (хотя частота рождения таких детей, там составляет от 2,8 до 4 человека на 1000 населения). В России частота появления детей с ДЦП только в 2001 году составляла (по разным данным) 5,0—6,0 на 1000 новорожденных. Сейчас она выше, поскольку из-за увеличения количества выживающих недоношенных младенцев растет и вероятность церебральных нарушений [4].
В реабилитации детей с ДЦП до настоящего времени существует много невыясненных вопросов. Так, в литературе недостаточно освещена последовательность применения средств адаптивной двигательной рекреации,
направленная на повышение физической подготовленности, психоэмоционального состояния детей с ДЦП. Сложившаяся ситуация актуализирует необходимость моделирования процесса адаптивной двигательной рекреации в реабилитационных центрах.
Бочча — вид спорта для людей с инвалидностью, передвигающихся на колясках, имеющих тяжелые двигательные нарушения, с 1984 года входящий в программу Паралимпийских Игр. Цель игры заключается в метании шара по цели, кто ближе окажется к центру, тот больше наберет очков и победит. Влияет на поддержание мышечного тонуса, позволяет укрепить и сделать позвоночник подвижнее, развивает меткость, координацию, стратегию, а также психологическую стабильность. Это отличная возможность для общения инвалидов, способ их социализации, помогает найти новых друзей и знакомых, почувствовать вкус жизни, радость победы и горечь поражения и хотя бы на миг забыть о недуге. Этот вид спорта не травматичен и им можно заниматься в любом возрасте.
С учетом важности разработки вопросов, в работе определены объект и предмет исследования, сформулированы цель и задачи исследования.
Объект исследования: процесс развития координационных способностей и психоэмоционального состояния юношей с ДЦП.
Предмет исследования: оценка влияния игровых видов адаптивной двигательной рекреации на развитие координационных способностей и психоэмоционального состояния юношей с ДЦП.
Цель исследования: повысить координационные способности и улучшить психоэмоцианальное состояние у юношей с ДЦП, применяя игровые виды адаптивной двигательной рекреации.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу.
2. Оценить эффективность бочче на координационные способности и психоэмоциональное состояние юношей с ДЦП.
Методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Функциональная диагностика «САН».
3. Тестирование.
4. Педагогический эксперимент.
5. Математическая обработка результатов исследования.
Гипотеза. Предполагается, что в результате проведения игровых видов адаптивной двигательной рекреации улучшатся координационные способности и повысится психоэмоциональное состояние у юношей с ДЦП.
Исследование проходило в г. Набережные Челны ГРЦ «Солнышко», с юношами с ДЦП, в возрасте от 16 до 18 лет, в период с сентября 2011 года по май 2012 года. В исследовании принимали участие 2 группы: контрольная и экспериментальная, которые состояли из 10 человек каждая.
Таблица 1.
Показатели попадания в цель у юношей и девушек с ДЦП_
Показатели Попадание в цель, количество раз
Экспериментальная группа (после) Х ср. 8,4
о 1,5
Sх 0,7
Экспериментальная группа (до) Х ср. 6,1
о 1,5
Sх 0,5
t р. 2,6
t кр. значение 2,306 При 0,05
В экспериментальных группах tp. > tкр. изменения статистически не существенны с доверительной вероятностью q = 1- а
П Экспериментальная группа (после) П Экспериментальная группа (до)
Рисунок 1. Показатели теста на попадание в цель экспериментальных
групп после эксперимента
Анализируя таблицу и рисунок 1, нами было определено, что показатели меткости после эксперимента увеличились на 0,2 балла.
Таблица 2.
Показатели тестов на определение координации юношей с ДЦП после __эксперимента ___
Показател и Поза ромберг а, сек. Тес т 1, сек. Тест 2, балл ы Тест 3, балл ы Тест 4, балл ы Тест 5, балл ы
Экспериментальн ая группа (после) Хср. 15,1 4,8 38,5 18,2 4,9 25,2
о 3,6 2,8 4,5 2,9 1,8 2,9
Sх 1,2 0,9 1,4 0,9 0,5 0,9
Экспериментальн ая группа (до) Хср. 13,7 22,8 35,5 15,3 0 22,4
о 3,6 2,7 4,5 2,3 0 3
Sх 1,1 0,9 1,3 0,7 0 0,9
t р. 0,8 1,6 1,6 2,5 9,8 2,4
t кр. 2,306 при 0,05
В экспериментальных группах tp. > tкр. в тестах № 3, 4, 5, в тестах № 1, 2 и в тесте поза «Ромберга» tp. < tкр., изменения статистически не существенны с доверительной вероятностью q =1- а.
1,6 1,4 1,2 1
| 0,8 0,6 0,4 0,2 0
Поза ромберга Круговые Стоя.Одна рука на Стоя.Правая рука Стоя.Правая рука в Вращение руками
движения руками животе, другая на махи вверх-вниз, воздухе рисует по часовой и
сидя на стуле голове.Вращения. левая круговые треугольник, левая против часовой
движения круговые стрелке
движения
| □ Экспериментальная группа (после) Экспериментальная группа (до) |
Рисунок 2. Показатели теста на координацию экспериментальных групп
после эксперимента
Как видно из представленного рисунка, показатели тестов 3 и 4, теста поза «Ромберга» после эксперимента увеличились. Результаты тестов 1, 2, 5 не изменилось.
Данные наших наблюдений позволяют утверждать, что показатели экспериментальной группы (до эксперимента) юношей с ДЦП значительно ниже показателей экспериментальной группы (после эксперимента) юношей с ДЦП.
Таблица 3.
Показатели опросника «САН» у юношей с ДЦП_
Показател и Самочувстви е, баллы Активност ь, баллы Настроени е, баллы
Экспериментальн ая группа (после) Х ср. 28,9 58,6 20,7
о 6,1 9 3, 7
S х 2 2,8 1,3
Экспериментальн Х ср. 20 47,8 16,6
ая группа (до) о 5 4,4 4,2
S х 1,6 1,3 1,3
t р. 3,5 3,4 2,31
t кр. 2,306 При 0,05
В экспериментальных группах tp. > tкр. изменения статистически не существенны с доверительной вероятностью q =1- а
3 2,5 2 1,5 1
0,5 0
2,8
2
1,6
■
1
1
13"
1,3 1,3
Самочувствие
Активность
Настроение
□ Экспериментальная группа (после) □ Экспериментальная группа (до)
Рисунок 3. Показатели «САН» экспериментальных групп после
эксперимента
Нами было определено, что после эксперимента результат самочувствия увеличился на 0,4 балла, активность на 1,5 балла, настроение не изменилось.
Анализ результатов исследования за период эксперимента показал, что в контрольной группе улучшения не существенны, а в экспериментальной группе после эксперимента выявлены улучшения исследуемых показателей, что свидетельствует об эффективности игровых видов адаптивной двигательной рекреации (бочче), для юношей с ДЦП. Так «самочувствие» улучшилось на 25 %, «активность» на 115,3 % почти в два раза, «настроение» не изменилось. Показатели тестов 1,2,5 не изменились, поза «Ромберга» увеличились на 10 %,
показатели теста 3 увеличились на 28,5 % и теста 4 увеличились на 100 %. Показатели теста на попадание в цель увеличилось на 40 %. Практические рекомендации:
При подборе каждого теста необходимо учитывать следующие условия:
1. Диагноз исследуемого, пол, возраст;
2. Проводить тест индивидуально с каждым исследуемым;
3. При подборе тестов нужно стремиться не просто исследовать физические качества, а попытаться выбрать из них те, которые кратчайшим путем приведут к совершенствованию координационных способностей занимающихся;
4. Содержание практических занятий рекомендуется определять по степени освоения занимающихся, двигательными умениями и навыками, используемых во время игры бочче.
Так же рекомендуется включать общеразвивающие и специальные упражнения, направленные на профилактику контрактур, развитие координационных способностей, на улучшение мышечного тонуса и кровообращения.
Список литературы:
1. Бадалян Л.О. Детские церебральные параличи / Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина. Киев: Здоровье, 2008. — 327 с.
2. Грец Г.Н., Ситкина М.Г. Эффективность инновационной педагогической технологии физической реабилитации девочек 11—16 лет с последствиями ДЦП на санаторном этапе // АФК. — 2011. — № 2. — С. 2—4.
3. Семенова К.А. Клиника и реабилитация детей с церебральным параличом / К. А. Семенова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин. М.: Просвещение, 2005. — 320 с.
4. Топоркова Н.А. Мониторинг формирования двигательных навыков у детей дошкольного возраста с ДЦП // АФК. — 2012. — № 3. — С. 36—38.