Научная статья на тему 'Блок глубокой переработки мазута до дизельных фракций и дорожных битумов на малых НПЗ'

Блок глубокой переработки мазута до дизельных фракций и дорожных битумов на малых НПЗ Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
1249
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Курочкин А. К., Курочкин А. А.

Блок полной монтажной готовности рекомендуется для дополнительного монтажа на действующих мини-АТ с целью повышения рентабельности малых НПЗ до 40-60%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Курочкин А. К., Курочкин А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Блок глубокой переработки мазута до дизельных фракций и дорожных битумов на малых НПЗ»

Блок полной монтажной готовности рекомендуется для дополнительного монтажа на действующих мини-АТ с целью повышения рентабельности малых НПЗ до 40-60%.

блок глубокой переработки мазута

до дизельных фракций и дорожных битумов на малых нпз

А.К. КУРОЧКИН А.А. КУРОЧКИН

к.т.н.

ООО «НПЦ «Термакат»

г. Уфа

НАЗНАЧЕНИЕ БЛОКА

Основное назначение - доукомплектование действующих установок первичной перегонки нефти с целью углубления переработки нефти и улучшения технико-экономических показателей НПЗ.

Установка глубокой переработки мазута мощностью от 40 до 80 тыс.т./год (далее - УГПМ-40/80) служит для выработки дополнительного количества светлых продуктов из остатка атмосферной перегонки нефти и отличается гибкостью по типу сырья и производительности.

В качестве светлого продукта вырабатывается дизельная фракция, соответствующая по квалификации зимнему дизельному топливу, либо печному бытовому топливу (светлому), либо темным моторным топливам. Количественный выход светлых фракций зависит от свойств нефти и может достигать 60-80% масс. на мазут. Предусматривается выработка широкого ассортимента остаточных продуктов. Квалификация и светлых, и остаточных продуктов устанавливается Заказчиком в процессе эксплуатации изменением режимных параметров.

Установка привязывается как к горячему, так и холодному потоку мазута, направляемому с установки АТ или из товарного парка НПЗ. Строительство и привязка установки УГПМ не требует остановки действующего производства.

В качестве опций предлагаются: блок каталитического облагораживания бензи-но-дизельной фракции, что позволяет выпускать бензин и дизельное топливо квалификации Евро-3,-4.

Все сервисные инжиниринговые услуги и консультации, включая проектную привязку, монтаж и пусконаладку, осуществляет ООО «НПЦ «Термакат».

Оборудование производит и комплектует «Гримма-Миасс Нефтемаш», г.Миасс, в виде монтажных транспортных узлов, обвязанных и опрессованных в заводских условиях. Возможно изготовление оборудования на заводе по выбору Заказчика.

СЫРЬЕ

В качестве основного сырья используется атмосферный остаток прямой перегонки нефти (первичный мазут), который должен удовлетворять стандарту 1Р 395 «Общий осадок в остаточных то-пливах». ►

Наименование показателя Метод испытаний Значение показателя

Плотность при 15°С, кг/м3, до ASTM D4052 990-1000

Кинематическая вязкость при 80°С, сСт, не более ASTM D 445-2004 160,0

Содержание воды, % масс., до ASTM D95 0,5

Содержание общей серы, % масс., до ASTM D4294 4,0

Содержание мехпримесей, % масс., не более DIN 51 419,DIN 51 592 0,1

Коксуемость по Конрадсону, % масс., до ASTM D189 15

Температура застывания, °С ASTM D 97 Не норм.

Температура вспышки (в открытом тигле), °С ASTM D 92 Не норм.

1) - Первичные (прямогонные) мазуты Табл. 1 Требования к качеству сырья11

Выход продуктов, % масс.

Светлые продукты Остаточные продукты2

Сырье Газ топливный по СТП Бензиновая фракция Печное бытовое топливо по ТУ 38.101 656-87 Мазут топочный М-100 по ГОСТ 10585-99 Битум дорожный по ГОСТ 22245-90

Мазут прямогонный парафинистый (<930 кг/м3, S<2% масс., Тзаст. >30 °С) 4-5 До 5 75-80 До 15 -

Мазут прямогонный сернистый (<970 кг/м3, S<3,0% масс. Тзаст. >25 °С) 2-3 3-4 Отс. То же 57-62 66-72 35-40 25-30

Мазут3 прямогонный тяжелый высокосернистый (<1000 кг/м3, S>3,5% масс. Тзаст. >25 °С) 2-3 3-4 То же То же 27-384) 41-524) 50-603) 45-55

Мазут вторичный высокосернистый (<1000 кг/м3, S>4% масс., Тзаст. >25 °С) 3-4 То же 15-305) - До 70

2) Элементная сера не производится

3) Для установки типа УГПМ (Т)

4) Могут не соответствовать требованиям по содержанию серы

5) Не соответствует требованиям по содержанию серы

Табл. 2 Материальный баланс установки УГПМ 40/80 для различных видов сырья

26 ПЕРЕРАБОТКА

5/Н (05) ОКТЯБРЬ 2009 г. ЭКСПОЗИЦИЯ НЕФТЬ ГАЗ

Для переработки более тяжелых или более сернистых прямогонных мазутов, или вторичных мазутов, или нефтекон-центратов, выделяемых из нефтешла-мов, нами разработаны установки типа УГПМ(Т), укомплектованные дополнительными технологическими блоками подготовки сырья.

ПРОДУКЦИЯ

Товарный баланс УГПМ-40/80 определяется химическим составом и физико-химическими свойствами сырьевого мазута, а также установленным технологическим режимом переработки.

Товарный баланс существенно зависит также от ассортимента вырабатываемой продукции. Выработка остаточного продукта более глубокой степени превращения как правило приводит к увеличению выхода светлого дистиллятного продукта и технологического газа.

Ниже приведены материальные балансы переработки некоторых видов мазута (100% масс.). Балансовые выходы продуктов даны в альтернативных вариантах выработки остаточных продуктов: вторичного котельного топлива, мазута топочного М-100 и дорожного битума.

Кроме указанных выше продуктов, на установках типа УГПМ могут производиться:

1. светлая бензиновая фракция:

• нафта по СТП с выходом до 15% масс.;

2. взамен светлого печного бытового топлива:

• судовое маловязкое топливо по ТУ 38.101657-87,

• моторные топлива ДС и ДМ для среднеоборотных и малооборотных дизелей по ГОСТ 1667-68,

• углеводородная фракция термодеструктивных процессов (К-4) по ТУ 38.1011303-90;

3. взамен дорожного битума:

• мазут топочный по ГОСТ 10585-99,

• битумные вяжущие по ГОСТ Р 52056-2003,

• битумные эмульсии по ГОСТ Р 52128-2003,

• битум кровельный по ГОСТ 9548-74,

• битум строительный по ГОСТ 6617-70,

• пеки волокнообразующие, связующие, электродные и пр. Ассортимент товарной продукции должен быть согласован с разработчиком на стадии привязки проекта на основании свойств исходного мазута. Для проблемных видов сырья могут быть проведены пилотные процессинговые эксперименты на получение планируемой продукции.

ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА

Продукты, вырабатываемые на УГПМ-40/80, являются либо товарными продуктами, либо сырьем для дальнейших нефтезаводских процессов облагораживания бензиновых и дизельных топлив до уровня качества Евро-4 и Евро-5. Гарантии, выдаваемые ООО «НПЦ «Термакат»

на качество основных товарных продуктов, приведены ниже.

КРАТКАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ТИП И МОЩНОСТЬ

В классификации типов технологических процессов установка УГПМ-40/80 относится к термолизным по процессу «Висбрекинг-ТЕРМАКАТ®», интегрированная с процессами производства элементной серы и битума. Типовой ряд установок УГПМ включает четыре интервала номинальной мощности, т./г.: 20/30, 40/80, 100/ 250 и 500/1500.

Малотоннажная установка УГПМ-40/80 позволяет перерабатывать от 40 до 80 тысяч тонн прямогонного мазута в год.

• Требуемая площадь

под технологический блок - 25х24 м.

• Длительность непрерывного пробега

- не менее 8400 часов в год.

• Работа на пониженной производительности

- 40% от расчетной производительности.

• Работа на повышенной производительности

- 30% от расчетной производительности. СОСТАВ УСТАНОВКИ

УГПМ-40/80 включает следующие основные и опционные секции:

• Секция термолиза в составе печного и реакторного узлов.

• Секция ректификации.

• Секция рекуперации тепла.

• Секция очистки технологического газа от сероводорода6.

• Секция стабилизации и осернения битума7.

• Узел производства битумных композитов и эмульсий (опция).

• Узел осушки топливного газа (опция).

• Узел отбора теплофикационного тепла (опция).

6) при переработке мазута с содержанием серы менее 0,1% масс. может не применяться

7) при включении битума в ассортимент товарной продукции

ИНТЕГРАЦИЯ С СУЩЕСТВУЮЩИМИ УСТАНОВКАМИ

Установка привязывается к горячему/холодному потоку мазута, направляемому с установки АТ или из товарного парка НПЗ. ►

Показатель качества Гарантируемое значение Метод испытания Назначение продукта

Дизельное топливо (печное бытовое топливо)

10 % перегоняется при температуре, °С, не ниже 180 ГОСТ 2177-82

90% перегоняется при температуре, °С, не выше 360

Кинематическая вязкость при 20 °С, мм2/с, не более 3,5 (8,0) ГОСТ 33-82

Температура застывания, °С, не выше -15 ГОСТ 20287-74 Товарный продукт

Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже 62 (45) ГОСТ 6356-75

Испытание на медной пластинке Выдерживает ГОСТ 632-92

Массовая доля серы, %, не более 0,5 (1,1) ГОСТ 19121-73

Содержание воды следы ГОСТ 2477

Битум дорожный марки БН 60/90

Пенетрация, 0,1 мм, не менее: при 25°С при 0°С 60-90 10 ГОСТ 11501-78

Температура размягчения по КиШ, °С, не ниже 45(51) ГОСТ 11506-73

Температура хрупкости по Фраасу, °С, не выше -6 (-12) ГОСТ 11507-78

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Температура вспышки, °С, не ниже 240 ГОСТ 4333-87 Товарный продукт

Дуктильность при 25 °С, см, не менее, >100 ГОСТ 11505-75

Изменение температуры размягчения после прогрева, °С, не более 6 ГОСТ 11506 ГОСТ 11954

7. Сцепление, по образцу №: с песком/с гранитом 1/1 ГОСТ 18180-72

после прогрева, с песком/с гранитом 1/1

Табл. 3 Гарантируемое качество продукции УГПМ-40/80

Продукты переработки откачиваются с установки УГПМ-40/80 в товарный парк. Трубопроводы материальных потоков оснащены системой запорно-отсечных клапанов и электрозадвижек на границе проектирования. Регулирование сырьевого потока осуществляется в пределах границ проектирования.

Имеется возможность отбора до 1 Гкал/ч низкопотенциального тепла (105-115°С) для сторонних потребителей.

На установке УГПМ прямогонный мазут перерабатывается в дизельные фракции и битум.

Мазут нагревается и направляется на термоакустический крекинг, проводимый в печном и реакторном узлах секции термолиза. Пары термолиза направляются на секцию ректификации для выделения дизельной фракции, рецикловых потоков и газа термолиза. Дизельная фракция после стабилизации выводится в парк, газ очищается от сероводорода и сжигается в технологической печи, а его избыток после осушки (опция) сбрасывается в заводскую топливную сеть. Полученная при очистке газа элементная сера направляется на битумный блок. Остаток термолиза (битумное сырье) подвергается окислительной стабилизации, осерне-нию, компаундируется с реологическими и адгезионными присадками для получения битумов и битумных композитов требуемого качества.

Мощность:

40-80 тысяч тонн/год Основное сырье: прямогонный мазут

Продукция:

печное бытовое топливо по ТУ 38.101 656-87 битум дорожный по ГОСТ

22245-90 Управление: АСУТП

Расходные нормы:

электроэнергия 200 КВт^ч; природный газ (пусковой) до 150 нм3/ч; вода пресная до 1 м3/ч

Сопутствующая продукция:

топливный газ до 100 нм3/ч Дизайн:

двухуровневая этажерка 25х24 м

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ МОНТАЖА УГПМ

Наличие глубины переработки нефти - это, в первую очередь, увеличение производства светлых нефтепродуктов -бензиновых и дизельных фракций. Если ограничиваться минимальными инвестициями в технологию увеличения глубины переработки, то полученные светлые фракции из любого качества нефти можно всегда квалифицировать как бензиновые фракции - для нефтехимического синтеза, а дизельные топлива - для печного, судового маловязкого и моторного топлива. Их цена в 2-2,5 раза выше мазута, из которого они произведены. Остаточный продукт - дорожный битум, всегда дороже исходного мазута.

На основании предварительных технологических издержек и нормативов платежей принимаем:

• стоимость глубокой переработки 1т мазута - 600 руб.

• дополнительная прибыль с 1 тонны переработанного мазута с отбором светлых до 85% на нефть - 2000 руб. Переработка 50 тыс. т мазута в год позволит получить дополнительную прибыль 50000 • 2000 = 100 млн.руб.

Оценка предполагаемых затрат:

• на транспортировку - 5 млн.руб.

• на строительные работы - 5 млн.руб.

• на монтажные работы - 10 млн.руб.

• стоимость

комплектного блока - 10 млн.руб. ИТОГО - 130 млн.руб.

Срок возврата инвестиций: 130 : (100 : 12) = 16 месяцев!

СРОКИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ И ЕГО ПОСТАВКИ

На условиях франко - завод-изготовитель - до 12-14 месяцев после оформления контракта и получения авансового

платежа. Типичная продолжительность строительно-монтажных работ и пуско-наладки на подготовленной промплощад-ке - до 3-4 месяцев.

Доукомплектование мини-установок АТ блоком глубокой переработки мазута позволяет перевести мощности в разряд малых НПЗ с квалифицированной переработкой нефти до высококачественных дорожных битумов и дизельных или печных топлив (в зависимости от сер-нистости сырья). Достигаемая глубина переработки нефти в 80-85% обеспечит высокую прибыль от эксплуатации малого НПЗ даже в кризисных условиях.^

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Курочкин А.К. Малый НПЗ глубокой переработки нефти в стадии пусконаладочных работ // Oil&Gas Eurasia. 2009, №4, с. 9-10.

2. Курочкин А.К., Курочкин А.А. Малый НПЗ. Современные рациональные решения. // Территория Нефтегаз. 2009, №5, с. 48-52.

Рис. 1 Блочно-поточная схема

Фото 1. Блок УГПМ на Кондинском НПЗ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.