Научная статья на тему 'Блочно-модульный подход к интеграции психолого-педагогических знаний, умений и навыков в педагогическую систему высшего технического образования'

Блочно-модульный подход к интеграции психолого-педагогических знаний, умений и навыков в педагогическую систему высшего технического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маслова В. В.

Статья посвящена гуманитаризации технического образования и интеграции никла гуманитарных и социально-экономических дисциплин в педагогическую систему подготовки специалистов технического профиля. Автор предлагает разрешение проблемных ситуаций гуманитаризации технического образования путем интеграции психолого -педагогических знаний, умений и навыков в педагогическую систему подготовки специалистов технического профиляд также раскрывает сущность научно-методических подходов к педагогическому проектированию блочно-модульной технологии обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маслова В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Блочно-модульный подход к интеграции психолого-педагогических знаний, умений и навыков в педагогическую систему высшего технического образования»

УДК 378

МасловаВ. В.

БЛОЧНО-МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИНТЕГРАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена гуманитаризации технического образования и интеграции цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин в педагогическую систему подготовки специалистов технического профиля.

Автор предлагает разрешение проблемных ситуаций гуманитаризации технического образования путем интеграции психолого -педагогических знаний, умений и навьжов в педагогическую систему подготовки специалистов технического профиляд также раскрывает сущность научно-методических подходов к педагогическому проектированию блочно-модульной технологии обучения._

Проблема гуманитаризации технического образования заключается в интеграции цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин в педагогическую систему подготовки специалистов технического профиля. В число нормативных дисциплин указанного цикла входят "Основы педагогики и пси-хологий", одной из главных задач которых является комплексное освоение теоретических знаний о человеке, о психических процессах и свойствах личности, воздействующих на формирование управленческих умений и навыков будущих организаторов производства.

Опыт подготовки бакалавров по техническим специальностям обозначил проблемные ситуации в проектировании технологий обучения психолого - педагогическим дисциплинам.

Интеграция "Основ педагогики и психологии" осуществляется в блоч-но-модульном варианте проектируемой технологии обучения [1].

На этапе прогнозирования модулей обучения осуществляется анализ содержания рабочего учебного плана по специальности и типовой учебной программы курса "Основы педагогики и психологии", рассматривается состояние и перспективы развития педагогической и психологической науки, содержание дисциплин гуманитарного и социально -экономического цикла в комплексе с фундаментальными и профессионально-ориентированными дисциплинами [2].

Результат анализа позволит определить научно-методические; подходы к педагогическому проектированию блочно-модульной технологии обучения, а также инвариантный /базовый/ и дифференцированный компонент знаний, умений и навыков, дидактически ориентированный на комплексные знания, умения и навыки дисциплин технического профиля соответствующих специальностей.

На следующем этапе проводится дидактический анализ знаний, умений и навыков, составляющих "Основы педагогики и психологии" с последующим расчленением учебного материала на отдельные крупные дидактические единицы -психолого -педагогические блоки: педагогика и психология. Дальнейшее структурирование учебного материала направлено на вычленение инвариантных /базисных/ знаний, умений и навыков в психолого -педагогических блоках с последующим формулированием на их основе модулей - законченных самостоятельных единиц учебной информации. При этом следует учитывать установленные учебным планом сроки изучения дисциплины.

В рассматриваемом варианте блочно-модульной технологии обучения психолого -педагогический блок "Педагогика" представлен тремя модулями: "Основы педагогики", "Дидактика", "Теория воспитания", а блок "Психология" - двумя модулями: "Общая психология" и "Психология труда" [3].

Следующий шаг структурирования модуля направлен на определение модульных единиц, которые в свою очередь расчленяются на модульные эле-

менты с учетом специфики знаний, умений и навыков модуля и целей его изучения. Так модуль "Основы педагогики" расчленяется на три модульных единицы: "Методологические основы образования", "Педагогическая система и структура педагогического процесса", "Педагогическая наука и методы научно-педагогических исследований".

Каждая из проектируемых модульных единиц в зависимости от специфики знаний, умений и навыков их составляющих может быть расчленена на 2-5 модульных элемента. Например, модульная единица "Педагогическая система и структура педагогического процесса" расчленяется на три модульных элемента: "Педагогическая система и ее компоненты", "Основные компоненты и движущие силы педагогического процесса", "Закономерности педагогического процесса".

Характерной особенностью блочно-модульной технологии обучения является комплексное проектирование модуля знаний, умений и навыков с установлением хронометрических и дидактических внутридисциплинарных связей. В проектируемом теоретико-практическом комплексе двух смежных модулей, модуль знаний предшествует модулю умений и навыков и является инвариантным дня всех специальностей. Модуль умений и навыков является вариативным, содержание его дифференцируется относительно знаний, умений и навыков фундаментальных и профессионально-ориентированных дисциплин по подготовке соответствующих специалистов соответствующего профиля.

При проектировании блочно-модульной технологии обучения устанавливаются жесткие междисциплинарные связи с базисными знания ми смежных дисциплин гуманитарного цикла: философией, социологией, этикой, эстетикой.

Приближение прогнозируемого варианта блочно-модульной технологии обучения к рабочему связано с дидактической координацией модулей и модульных элементов в психолого -педагогических блоках.

Установление внутриблочных дидактических и хронологических связей, обеспечение научной последовательности изложения учебного материала обусловливается как внутренней логической научной основой инвариантных знаний, умений и навыков модуля, так и их профессиональной значимостью, которая определяется спецификой подготовки специалистов технического профиля.

Рассмотренный научно-методический подход к координации модулей, модульных единиц и элементов в психолого -педагогическом блоке позволяет оптимизировать учебно-познавательную деятельность студентов, устранить дублирование учебного материала и тем самым интенсифицировать учебно-познавательный процесс [4].

Следующий этап включает композицию психолого -педагогических блоков и модулей их составляющих с соотнесением следующих правил: каждый последующий модуль знаний должен опираться на знания предыдущего модуля и обеспечивать овладение знаниями последующих модулей. Модули умений и навыков должны быть хронологически связаны между собой общей дидактической задачей, определяемой целью изучения модуля знаний.

На пятом этапе формируется комплексное научно-методическое обеспечение модулей : процесса преподавания /деятельность преподавателя/ и процесса учения /деятельность студентов/. Определяющим в выборе методов и средств обучения, форм организации учебно-познавательной деятельности студентов являются цели, задачи и базисные знания, умения и навыки модуля.

Интеграция психолого -педагогических знаний, умений и навыков с педагогической системой высшего технического образования сопряжена с преодолением стереотипов технического мышления, технократического подхода к

процессу профессионального обучения, характерных для большинства преподавателей и студентов. Разрешение данной проблемы требует комплектного подхода к ее исследованию и реализации в сложившейся системе высшего технического образования.

Перечень ссылок

1. Закорюкин В. Б., Панченко В .М., Теердин Л. М. Модульное построение учебных пособий по специальным дисциплинам//Проблемы вузовского учебни-ка.-Вильнюс,1983. -С. 73-74.

2. Гараее В .М. Принцип модульного обучения //Вестник высшей школы.-1987,-№8.-С. 30.

3. Платонов К. К. Психология. Учебное пособие. М., "Высшая школа", 1977,-С. 247.

4. Долженко О. В., Шатуновский В. Л. Современные методы и технология обучения в техническом вузе: Метод, пособие.-М.:Высшая школа, 1990.-191с.:ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.