Научная статья на тему '«БЛАГОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ ДЕСПОТИЗМ, СМЯГЧАЕМЫЙ МИЛОСЕРДИЕМ»: СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГАЛЛЬСКОГО ЕПИСКОПАТА В ИСТОРИОГРАФИИ XIX - НАЧ. XX ВВ.'

«БЛАГОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ ДЕСПОТИЗМ, СМЯГЧАЕМЫЙ МИЛОСЕРДИЕМ»: СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГАЛЛЬСКОГО ЕПИСКОПАТА В ИСТОРИОГРАФИИ XIX - НАЧ. XX ВВ. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
42
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗДНЯЯ АНТИЧНОСТЬ / ЕПИСКОПЫ / ЦЕРКОВЬ / ФРАНКИ / РИМСКАЯ ГАЛЛИЯ / ИСТОРИОГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Владимиров Кирилл Александрович

Настоящее исследование посвящено анализу взглядов историков XIX - нач. XX вв. на галльский епископат эпохи поздней Античности. Данная тема находила своё отражение не только в узкоспециализированных работах, но и в трудах, посвящённых общим аспектам истории Франкского государства. Автор статьи отмечает, что в основном историки опираются на сходный круг источников («История франков» Григория Турского, постановления галльских церковных соборов, письма епископов и римских пап), но в целом придерживаются критического подхода при их анализе. Также практически все исследования отмечают тот факт, что взаимоотношения с церковью составляли важный аспект формирования варварских королевств, причём не только в культурном, но и в политико-административном плане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«BENEVOLENT DESPOTISM, SOFTENED BY CHARITY»: SOCIO-POLITICAL FEATURES OF THE GALLIC EPISCOPATE IN THE HISTORIOGRAPHY OF THE XIX - BEGINNING OF XX CENTURIES

This study is devoted to the analysis of the views of historians of the XIX - beginning XX century on the Gallic bishopric of late Antiquity. This topic was reflected not only in highly specialized works, but also in works devoted to general aspects of the history of the Frankish state. The author of the article notes that historians mainly rely on a similar range of sources (Gregory of Tours' History of the Franks, resolutions of the Gallic church councils, letters of bishops and popes), but, in general, adhere to a critical approach in their analysis. However, such an approach could lead to an overly critical assessment, when the negative aspects of the church practice of the former Roman Gaul were emphasized, first of all. For the analysis of the material, not only chronological, but also biographical (when the main object of research becomes a historical person, through whose biography the peculiarities of the church life of the region are revealed - for example, Gregory of Tours, Caesarius of Arles, Gregory the Great) and geographical (the study of the problem consistently in separate areas) approaches are actively used. Also, almost all studies note the fact that the relationship with the church was an important aspect of the formation of barbarian kingdoms, not only culturally, but also politically and administratively.

Текст научной работы на тему ««БЛАГОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ ДЕСПОТИЗМ, СМЯГЧАЕМЫЙ МИЛОСЕРДИЕМ»: СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГАЛЛЬСКОГО ЕПИСКОПАТА В ИСТОРИОГРАФИИ XIX - НАЧ. XX ВВ.»

УДК 94

DOI 10.52575/2687-0967-2023-50-2-335-343 Оригинальное исследование

«Благожелательный деспотизм, смягчаемый милосердием»: социально-политические особенности галльского епископата в историографии XIX - нач. XX вв.

Владимиров К.А. О

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85 E-mail: [email protected]

Аннотация. Настоящее исследование посвящено анализу взглядов историков XIX - нач. XX вв. на галльский епископат эпохи поздней Античности. Данная тема находила своё отражение не только в узкоспециализированных работах, но и в трудах, посвящённых общим аспектам истории Франкского государства. Автор статьи отмечает, что в основном историки опираются на сходный круг источников («История франков» Григория Турского, постановления галльских церковных соборов, письма епископов и римских пап), но в целом придерживаются критического подхода при их анализе. Также практически все исследования отмечают тот факт, что взаимоотношения с церковью составляли важный аспект формирования варварских королевств, причём не только в культурном, но и в политико-административном плане.

Ключевые слова: поздняя Античность, епископы, церковь, франки, римская Галлия, историография

Для цитирования: Владимиров К.А. 2023. «Благожелательный деспотизм, смягчаемый милосердием»: социально-политические особенности галльского епископата в историографии XIX - нач. XX вв. Via in tempore. История. Политология, 50 (2): 335-343. DOI: 10.52575/26870967-2023-50-2-335-343

«Benevolent Despotism, Softened by Charity»: Socio-Political Features of the Gallic Episcopate in the Historiography of the XIX - Beginning of XX Centuries

Kirill A. Vladimirov

Belgorod National Research University, 85 Pobeda St., Belgorod, 308015, Russia E-mail: [email protected]

Abstract. This study is devoted to the analysis of the views of historians of the XIX - beginning XX century on the Gallic bishopric of late Antiquity. This topic was reflected not only in highly specialized works, but also in works devoted to general aspects of the history of the Frankish state. The author of the article notes that historians mainly rely on a similar range of sources (Gregory of Tours' History of the Franks, resolutions of the Gallic church councils, letters of bishops and popes), but, in general, adhere to a critical approach in their analysis. However, such an approach could lead to an overly critical assessment, when the negative aspects of the church practice of the former Roman Gaul were emphasized, first of all. For the analysis of the material, not only chronological, but also biographical (when the main object of research becomes a historical person, through whose biography the peculiarities of the church life of the region are revealed - for example, Gregory of Tours, Caesarius of Arles, Gregory the Great) and geographical (the study of the problem consistently in separate areas) approaches are actively used. Also,

almost all studies note the fact that the relationship with the church was an important aspect of the formation of barbarian kingdoms, not only culturally, but also politically and administratively.

Keywords: Late Antiquity, bishops, church, Franks, Roman Gaul, historiography

For citation: Vladimirov K.A. 2023. «Benevolent Despotism, Softened by Charity»: Socio-Political Features of the Gallic Episcopate in the Historiography of the XIX - Beginning of XX Centuries. Via in tempore. History and political science, 50 (2): 335-343 (in Russian). DOI: 10.52575/2687-0967-2023-502-335-343

Введение

Переходные эпохи всегда привлекали внимание исследователей, и период т. н. «поздней Античности» не является исключением. Взаимодействие римской и варварской культур, складывание варварских королевств, формирование структуры христианской церкви - это лишь некоторые из вопросов, которые становятся объектами изучения. Несмотря на появление новых методов и подходов исследования, труды историков XIX -начала XX вв. представляют не только историографический интерес, но и продолжают активно использоваться в научной работе [См.: Филиппов, 2000; Солодовников, 2004].

Данное исследование является частью анализа взаимоотношений галльского епископата, правящей верхушки варварских королевств и папства в конце V - начале VI вв., и его целью является выявление основных вопросов, затрагиваемых авторами XIX - начала XX вв., изучение их подходов и выводов.

Объект и методы исследования

Объектом исследования являются работы французских, английских, немецких и русских историков XIX - начала XX вв., затрагивающие вопросы истории христианской церкви на территории позднеантичной римской Галлии. Исследование проводилось с применением метода историографического анализа.

Результаты и их обсуждение

В 1828 г. в Сорбонне французский политический деятель и историк Франсуа Гизо начал читать курс своих лекций «История цивилизации в Европе»; второй курс лекций был начат в 1829 г. и был посвящён «Истории цивилизации во Франции» 1 [Гизо, Т. 1, 2, 2006]. Одна из главных тем, затронутых Гизо в своих лекциях, - взаимодействие церкви и франкского государства. Он обратил особое внимание на рост влияния епископов ещё в римскую эпоху, а также неопределённость процедуры их избрания: «Эти выборы происходили... не по общим правилам или согласно постоянным формам; они были чрезвычайно неправильны, не похожи друг на друга, подвержены множеству случайностей» [Гизо, Т. 1, 2008, с. 68]. Влияние епископов он называет «исключительным», даже «деспотичным господством» [там же, с. 247], подчёркивая практически абсолютный характер епископской власти в подчинённых им епархиях и тот факт, что эта власть была подкреплена финансово - формально принадлежавшее церкви имущество оказывалось практически в собственности епископов. По мнению Гизо, остальной клир и миряне сопротивлялись такому положению, что проявилось в статьях многочисленных церковных соборов, призванных урегулировать деятельность епископов - однако «сопротивление оказалось напрасным, средство недейственным, деспотизм епископов продолжал развиваться» [Там же, с. 252-255].

Видной вехой в изучении позднеантичной Галлии и раннесредневекового Франкского королевства стала работа Нюма Дени Фюстеля де Куланжа «История общественного

1 Переведён на русский язык Павлом Гавриловичем Виноградовым.

2

строя древней Франции» (1875-1892) . Это многотомный очерк политической, социальной, экономической и культурной истории от римского завоевания Галлии до падения династии Каролингов. Вторжение германцев на территорию римской Галлии рассматривается во 2 томе, становление Франкского королевства - в 3-м, где отношениям королевской власти с Церковью посвящена XV глава [Фюстель де Куланж, Т. 3, 1907].

Автор отмечает христианизацию франков, а также их изначальную приверженность «официальной» трактовке вероучения, что определило тесные отношения франкской знати с церковными иерархами: «Франки не ввели в Галлии своей старой германской религии; они сделались христианами, как только вступили в эту страну... Короли франкские были настолько убеждёнными и ревностными христианами, что спорили о догматических вопросах, стремились обратить евреев. Франки не были арианами, как бургунды и готы. Они приняли вероисповедание, которое нашли у населения Галлии, то есть католичество. Галльское духовенство сделалось их духовенством; они были покорны ему, почитали его, повиновались ему, обогащали его. Высшим стремлением наиболее знатных между франками часто было получить епископский сан» [Там же, с. 637-639].

Обозревая церковную иерархию V в., Фюстель де Куланж приходит к выводу, что «христианское духовенство являлось могущественным организмом, стоявшим рядом с государством, но вне его. Затем обнаруживается, что главным органом и господствующей силою в этом организме оказывается епископат». Отмечая главенствующую роль епископов в церковной жизни, он указывает, что пока римские понтифики не утвердили своё господство среди западных церквей, каждое епископское владение было «как бы отдельной монархией», а «христианское общество было, таким образом, конфедерацией епископских общин» [Там же, с. 655]. Довольно подробно французский историк рассматривает вопрос выборов епископов, указывая на противоречивость известных сведений, но однозначно отмечая возрастание роли королевской власти в данном процессе [Там же, с. 656-708]. Истоки влияния епископов он видел, прежде всего, в общей религиозности общества, восприимчивости его членов к церковным санкциям вроде отлучения, а также в имущественном благосостоянии церковных иерархов [Там же, с. 709-749].

«Списки епископов древней Галлии» - один из главных трудов французского историка Луи Дюшена. Он состоит из трёх томов: в первом основное внимание уделяется юго-восточным провинциям [Duchesne, 1907], во втором - Аквитании и Лиону [Duchesne, 1910], в третьем - северным и восточным территориям [Duchesne, 1915]. Основа этой работы -т. н. «епископские списки» (fasti episcopales) , на основе которых исследователь реконструировал историю распространения христианства на территории римской Галлии и возникших там позднее варварских королевств, составил хронологический перечень епископов, занимавших соответствующие кафедры. Определяя краеугольным камнем своей работы точность и достоверность, Дюшен противопоставляет свои источники различного рода легендам, преданиям, а зачастую и прямым подлогам, которые за годы повторения и копирования стали восприниматься в качестве исторических фактов: «По крайней мере, ещё в прошлом веке считалось, что франкские князья произошли от Приама и троянских героев. Развитие литературы в каролингских школах развило вкус к древним корням и сделало доступным их получение. Церкви и крупные монастыри вскоре обзавелись такими предками

2 Выходила в переводе Ивана Михайловича Гревса в 1901-1916 гг.

3 «Твёрдое основание для первоначальной истории христианства в Галлии положило замечательно беспристрастное. исследование Дюшена. Для определения начала существования той или другой церкви могут служить списки её епископов, «fasti episcopales». В древности в церкви произносились во всеуслышание молитвы за живых и за умерших. Пока епископ церкви был жив, его имя помещалось в одной части, когда же он умирал, его имя переносили в другую часть. Эти поминания и послужили источником для «fasti episcopales» - епископские каталоги; но, к сожалению, не все церкви имеют исправные каталоги, так что учёные при своих исследованиях могут располагать только ограниченным их числом» [Болотов, Т. 2, 1910, с. 291-292].

стараниями более или менее опытных специалистов по генеалогии, чьи фантазии, превра-щённые в традиции в результате многократного многовекового использования, всё ещё заслуживают доверие в глазах некоторых людей. Мы не должны следовать этой отсталой практике. Ab initio non fuit sic. Истинная традиция - это та, которая фигурирует в документах, которые свидетельствуют о том, что думали в Галлии IV, V, VI веков и даже позднее. И она не знает ничего из этого» [Пер. авт.: Duchesne, Vol. 1, p. 61].

Контактам папы Григория Великого с галльскими епископами посвящена книга Фредерика Келлетта, вышедшая в 1889 г. [Kellett, 1889]. Исследователь также отмечает значительную роль епископов не только в церковной, но и в светской жизни региона: «В то время как имперские офицеры исчезли во время [германского] завоевания, муниципальные органы управления - одно из лучших наследий Рима для следующей эпохи -продолжали безмятежно действовать. И в этом муниципальном управлении епископ выполнял важную функцию. Епископы играли роль Льва или Григория в меньшем масштабе для покорённых тевтонскими захватчиками земель. Уход имперского чиновника, с которым он разделял власть над округой, оставил каждого прелата в качестве единоличного руководителя своей паствы. Хотел он того или нет, но он не мог помешать гражданам обращаться к нему за руководством и суждениями. Для горожан он был главой, магистратом и защитником; для захватчиков он был единственным официальным представителем города» [Пер. авт.: Kellett, 1889, p. 5]. Из этих факторов возникал и более высокий уровень признания позиций епископов - со стороны франкских королей, даровавших им новые земельные наделы, имущество, а также прислушивающихся к их советам [Ibid, p. 9-11].

Основные источники Келлетта - письма Григория Великого, характеризующие его деятельность по упорядочиванию статуса монастырей [Ibid, p. 48-49], борьбе с языческими пережитками [Ibid, p. 52] и нарушениями церковных канонов [Ibid, p. 56, 62]. При этом исследователь склонен к некоторой идеализации мотивов Григория: вся его деятельность объясняется исключительно искренней заботой о распространении христианства [Ibid, p. 76-78].

К контактам Григория Великого и галльских епископов обращается и Фредерик Дадден во втором томе своей работы «Григорий Великий: его место в истории и идея» [Dudden, Vol. 2, 1905]. В изложении автора франкская Галлия - место, где забыты не только христианские заповеди, но чуть ли не сама человеческая мораль: варварские короли и королевы жестоки и развратны, епископы алчны, а в провинциях практически открыто почитают языческих идолов. И хотя, по мнению Даддена, Григорию не удалось полностью «исправить» данное положение, но он «дал идеал церкви, которая быстро вырождалась в беззаконие и язычество. Он оказал христианское влияние на народ, чьи жестокие злодеяния сделали их притчей во языцех по всей Европе. Он заставил и епископов, и правителей почувствовать моральную силу Рима» [Пер. авт.: Dudden, Vol. 2, 1905, p. 93].

Одной из знаковых фигур церковной истории VI в. - Цезарию Арелатскому - посвящена книга Карла Франклина Арнольда «Цезарий Арелатский и галльская церковь его времени» 1894 г. [Arnold, 1894]. Автор не только исследует биографию своего героя, но и на её примере демонстрирует характерные черты галльского духовенства: связь с галло-римской аристократией [Arnold, s. 15-16], монастырские и отшельнические традиции [Ibid, s. 42-115], языческие пережитки и ереси [Ibid, s.165], борьбу за верховенство между Арлем и Вьенном [Ibid, s. 183].

К биографическому подходу обращается и Хестер Роджерс Дэвис в своей книге «Григорий Турский и галльская церковь VI века» [Davies, 1925]. Но если у Арнольда история церкви и личная история Цезария неразрывно переплетены, то у Дэвиса детали биографии Григория выделены в отдельные главы, а затем он рассматривает связанные с церковью вопросы на материале «Истории франков».

Историю позднеримской и франкской Галлии проанализировал Самуэль Дилл в своей работе «Римское общество в Галлии в меровингскую эпоху» [Dill, 1926; книга вышла уже после смерти автора в 1924 г.]. Исследование разделено на три части (книги): в пер-

вой рассматривается политическая история региона - от германского расселения до правления сыновей короля Хлодвига; вторая книга посвящена социальной истории - аристократии, «простонародью» (common people), моральным установкам общества, а также отдельная глава отведена Григорию Турскому; третья книга охватывает историю галльской церкви. Вслед за другими исследователями, Дилл подчёркивает особую роль епископов, которые, по его мнению, взяли на себя значительную часть власти и авторитета прежнего римского гражданского управления [Ibid., p. 476-477]. Он не замалчивает вопросы, связанные с моральным обликом галльского духовенства, с нарушением его членами церковных канонов, но, по его мнению, эти случаи не составляют тенденции и не являются основополагающими фактами в истории церкви: «Эти усилия по сдерживанию всех чувственных и романтических страстей в священстве, хотя они и могут прикрывать многие грехи и трагедии, также свидетельствуют о решимости религиозного сообщества сохранять себя чистым и свободным от подозрений, согласно стандартам того времени. Всё же церковь не могла быть настолько абсолютно коррумпированной, как это представляет г-н Дадден 4, год за годом поддерживая этот суровый идеал перед своими священниками. Откровенность прелатов в актах соборов показывает, что этот идеал нередко нарушался. Но неверно говорить, что «высшее и низшее духовенство было таким же жестоким и деградировавшим, как и забытые короли, среди которых они жили». Это действительно грубая клевета на большое количество нравственных и даже святых людей. В трудах Григория и житиях святых мы знакомимся с большим количеством епископов и аббатов, и подавляющее большинство из них - люди высокой морали и даже святой жизни. Среди восемнадцати его предшественников на турской кафедре, карьеру которых в общих чертах описал Григорий, только двое -Бриккий и Гунтарий - были людьми сомнительной морали. Остальные, по-видимому, были людьми с незапятнанной репутацией и тратили своё богатство на строительство церквей и благотворительность. Огульное осуждение галльских епископов VI в., о котором мы говорили, не только исторически неточно, но и имеет тенденцию затушёвывать те великие услуги, которые епископы (возможно, некоторые из них и не отличались безупречной жизнью) оказали дезорганизованному обществу. Они были единственными популярными лидерами и защитниками угнетённых: их щедрость была единственной надеждой неимущих. Класс, который мог выставить так много благочестивых и святых людей, который мог бесстрашно противостоять властным королям и их зачастую ещё более свирепым чиновникам, который обычно использовал своё достоинство и ресурсы в благотворительных целях, не должен быть заклеймён как никчёмный и порочный, даже если некоторые из его представителей, такие как Эгидий Реймский и Бертрам Бордосский, возможно, обладали серьёзными моральными недостатками» [Пер. авт.: Dill, p. 461-462].

Но, несмотря на такой благожелательный отзыв о мотивах священства, Дилл, вслед за Гизо, называет власть епископов в своих епархиях «деспотической»: «Вероятно, зачастую это был благожелательный деспотизм, смягчаемый милосердием и уважением ко всем, кто служил у алтаря или в час кончины. Но это всё ещё был деспотизм» [Пер. авт.: Ibid., p. 482-483].

Общую картину религиозной жизни в Галлии V-VI века описал Шарль Байе в своей работе «Христианство, варвары, Меровинги и Каролинги» в 1901 г. (как часть «Истории Франции с древнейших времён до революции») [Пер. Добиаш-Рождественская: Байе, Ла-висс, 2018]. В ней автор также отмечает и особую - не только религиозную, но и светскую -роль епископов в Галлии и вытекающие из этого взаимоотношения с королевской властью.

Несколько обстоятельных работ принадлежат перу и отечественных исследователей.

В 1870 г. типография «Русских ведомостей» выпустила в виде брошюры статью протоиерея Павла Степановича Ляпидевского «Галльские епископы в период меровингский. Очерки церковной жизни на Западе после падения Западно-Римской империи» [Ляпидев-

4 Имеется в виду вышеупомянутый Фредерик Дадден.

ский, 1870; Изначально работа была опубликована в «Чтениях Общества Любителей духовного просвещения»]. Сам автор так определил задачу своего труда: «Наша задача представить церковный быт на западе в первые моменты новой жизни в Европе в начале средних веков. Мы сказали «новой жизни». Почему же она новая? Что даёт ей право на это название? Что в ней именно нового? Какие её элементы? Что разрушило старую жизнь и вызвало новую? Вот вопросы, которых нельзя обойти, начинать с решения которых приходится всякий раз, когда обращаемся к началу средних веков» [Там же, с. 1]. Основным источником автору служит «История франков» Григория Турского.

Вначале Ляпидевский даёт общую трактовку античной и раннесредневековой истории: по его мнению, в основе античной жизни лежало два начала - общественность (доминирование социума над личностью) и национальная исключительность (господство одних племён и народов над другими). Христианство и варварские вторжения подрывали оба этих столпа - христианство провозглашало равенство народов перед Богом («несть иудея, ни эллина, ни варвара, ни скифа»), а варвары, по мнению Ляпидевского, «несли с собой новое начало, начало индивидуализма - личности, со всеми её правами и с правами её отдельных, частных интересов» [Ляпидевский, с. 2-3]. Таким образом, христианская церковь и варвары стали как бы естественными союзниками, что проявилось в дальнейшем во взаимоотношениях варварских королевств и Церкви (то же самое отмечает и Фю-стель де Куланж, с. 639-640). Но, несмотря на такое противопоставление «старому» римскому миру, автор отмечает, что варварские короли «стремились усвоить себе все атрибуты императоров, всю власть, титулы, блеск, которому они так изумлялись», а епископы, «имевшие более опытности и политического смысла», помогали им не только управлять покорённым галло-римским населением, но и в насаждении новой политической культуры среди самих франков, «от простого, товарищеского отношения к королю-вождю. к безмолвному подчинению подданного» [Ляпидевский, с. 14-15]. Но при этом Ляпидевский отмечает, что отношения епископата и королевской власти вовсе не были безоблачными: как короли пытались ставить на епископские столы своих людей, так и епископы могли выступить против королевских решений [Там же, с. 16-17]. Действенными инструментами стало древнее право убежища, воспринятое христианской церковью, а также игра на суеверности франков: «Религиозный страх королей варваров был одним из средств в руках епископов, которым они пользовались с неподражаемым искусством. Короли оставались такими же варварами, какими были некогда их предки в германских лесах, с той только разницей, что под влиянием дурной стороны цивилизации Рима они приучились к хитрости и разврату. Христианство не перевоспитало их; оно коснулось их вскользь, не освятив умственной и нравственной стороны их. Пугливые представления о мстящих богах, которые так смущали некогда их предков в глуши лесов, они переносят на христианских святых. Гадание на псалтыре и евангелии, письма, клавшиеся на раку святого и ожидание от него ответа, - не ясно ли это показывает, как глубоко было суеверие королей и как мало христианство развило их?» [Там же, с. 40]

После такого обзора политических взаимоотношений, Ляпидевский обращается к «сфере частной, домашней», в которой он также стремится взглянуть на взаимодействие королевской власти и епископата, выделяя в данной теме случаи порой откровенно вызывающего поведения епископов, трактуя их в русле их независимости от королевской власти [Там же, с. 43-47].

В 1891 г. типография Императорского Казанского университета выпускает книгу Сергея Александровича Предтеченского «Развитие влияния папского престола на дела западных церквей до конца IX в.» [Предтеченский, 1891]. Отдельная глава посвящена отношениям римских понтификов и епископов южной Галлии в контексте борьбы за митрополичий титул между кафедрами Арля и Вьенна. Предтеченский разделяет эту борьбу за примат на два этапа: первый, берущий своё начало в IV в., достигает своей кульминации при папе Зосиме, к которому арльские епископы обратились за поддержкой, однако со-

противление вьеннского и нарбонских епископов, а затем и смерть Зосима привели к тому, что «первая попытка епископа арльского к приобретению главенства в церкви южной Галлии окончилась полной неудачей» [Там же, с. 56]. Второй этап связан с деятельностью арльского епископа Илария, который вступил в конфликт с папой Львом Великим, и последний использовал это столкновение для укрепления римского влияния. В конечном итоге «галльские епископы. так привыкли к папской власти, что стали обращаться к папе за разрешением даже маловажных дел» [Там же, с. 67], а спор Вьенна и Арля привёл к разделению провинции на две митрополии (хотя обычно папским викарием становился епископ арльский) [Там же, с. 113].

Проблеме взаимодействия папства и франкских епископов посвящена также «Борьба галльской церкви против пап за независимость. Опыт церковно-исторического исследования из эпохи ГУ-УГ вв.» Неофита Владимировича Малицкого, вышедшая в 1903 г. Автор охватывает историю, начиная от проникновения христианства в Галлию, касаясь вопроса административного деления провинций и соперничества Арля и Вьенна. Но если у Предте-ченского «галльский вопрос» является лишь одним из моментов обширной панорамы латинских церквей, то Малицкий, сужая тему исследования, рассматривает заявленный вопрос подробней [Малицкий, 1903 а]. Как отмечал сам автор во вступительной речи во время защиты своей работы, «Центральным пунктом моей диссертации является известное столкновение св. папы Льва Великого с епископом арльским Иларием» [Малицкий, 1903б].

Заключение

Таким образом, вопросу изучения различных аспектов истории галльской церкви в историографии XIX - начала XX века уделяется достаточно пристальное внимание: он находит отражение как в работах узкоспециализированного характера, посвящённого непосредственно данной проблематике, так и в трудах общего плана, охватывающих крупные периоды истории французского государства и христианской церкви.

В основном, фактологический материал у различных авторов отличается незначительно: это обусловлено тем, что, независимо от времени создания работ, они, в основном, пользуются одинаковыми источниками - прежде всего это «История франков» Григория Турско-го, постановления галльских церковных соборов, а также письма епископов и римских пап. Однако при анализе этого материала разные авторы используют разные подходы: например, биографический подход, когда своеобразным «стрежнем» работы является биография какого-либо исторического деятеля (Григорий Турский у Дэвиса, Цезарий Арелатский у Арнольда, папа римский Григорий Великий в случае Келлетта и Даддена), или географический, где анализируются особенности отдельных территорий бывшей римской Галлии (яркими примерами такой работы можно назвать работу Дюшена, а также Предтеченского, где вопрос взаимоотношения с папством рассматривается отдельно для каждой из западных церквей).

Несмотря на совпадение источников, большинство авторов придерживается критического подхода: они обращаются к документальным источникам, а не к сведениям откровенно легендарного характера, а также открыто пишут о борьбе за власть и влияние среди королей, епископов и пап, использующих в своих целях суеверность и внушаемость «варваров». Однако в некоторых случаях возникала тенденция к гиперкритицизму, абсолютизировавшая отрицательные стороны епископства, описанные Григорием Турским.

Независимо от используемого подхода или акцентирования внимания на «положительных» или «отрицательных» тенденциях, большинство авторов придерживается мнения о чрезвычайно высокой роли епископов на протяжении У-У! вв.: по их мнению, в условиях краха Западной Римской империи епископы на территории галльских провинций в значительной степени заменили собой гражданскую администрацию, обладая не только духовным авторитетом, но и реальной властью, что приводило к сложным отношениям как с «варварскими» королями, так и с римскими папами.

Список литературы

Болотов В.В. 1910. Лекции по истории древней церкви. Т. 2. СПб, Типография М. Меркушева, 474.

Гизо Ф. 2006. История цивилизации во Франции в 4-х томах. Т. 1. Перевод П.Г. Виноградова; редактор В.Д. Балакин. М., «Рубежи XXI». 328.

Гизо Ф. 2006. История цивилизации во Франции в 4-х томах. Т. 2. Перевод П.Г. Виноградова; редактор В.Д. Балакин. М., «Рубежи XXI». 320.

Лависс Э. 2018. История Франции в раннее Средневековье. Перевод О.А. Добиаш-Рождественской, редактор И.М. Гревс. СПб., «Евразия». 578.

Ляпидевский П.С. 1870. Галльские епископы в период Меровингский. Очерки церковной жизни на Западе после падения Западно-Римской империи. М, Типография «Русских ведомостей». 47.

Малицкий Н.В. 1903. Борьба галльской церкви против пап за независимость. Опыт церковно-исторического из эпохи IV-VI вв. М., Печатная А.И. Снегирёвой. 225.

Малицкий Н.В. 1903. Речь перед защитой магистерской диссертации «Борьба галльской церкви против пап за независимость». Христианское чтение. № 8. 235-246.

Предтеченский С. 1870. Развитие влияния папского престола на дела западных церквей до конца IX в. Казань, Типография Императорского Университета. 228.

Солодовников В.В. 2004. Ранние соборы: Меровингская Галлия VI-VIII вв. М., Ассоциация «Духовное возрождение». 432.

Филиппов И.С. 2000. Средиземноморская Франция в ранее средневековье. Проблема становления феодализма. М., «Издательство Скрипторий 2000». 800.

Фюстель де Куланж Н.Д. 1907. История общественного строя древней Франции. Т. 3. Перевод И.М. Гревса. СПб., Типография Альтшулера. 814.

Arnold C.F. 1894. Caesarius von Arelate und die gallische Kirche seiner Zeit. Leipzig, J.C. Hinrich. 607.

Davies H.R. 1925. Gregory of Tours and the Gallic church of the sixth century. Princeton, Princeton Theological Seminary Library. 156.

Dill S. 1926. Roman society in Gaul in the Merovingian age. London, Macmillan and Co, 566.

Duchesne L. 1907. Fastes episcopaux de l'ancienne Gaule. Vol. 1. Paris, Ancienne Librairie Thorin et Fils. 376.

Duchesne L. 1910. Fastes episcopaux de l'ancienne Gaule. Vol. 2. Paris, Ancienne Librairie Thorin et Fils. 488.

Duchesne L. 1915. Fastes episcopaux de l'ancienne Gaule. Vol. 3. Paris, Fontemoing et Co. 270.

Dudden F.H. 1905. Gregory the Great: his place in history and thought. Vol. 2. London, Longmans, Green and Co. 473.

Kellett F.W. 1889. Pope Gregory the Great and his relations with Gaul. Cambridge, University Press. 120.

References

Bolotov V.V. 1910. Lektsii po istorii drevney tserkvi [Lectures on the history of the ancient Church]. Vol. 2. Saint Petersburg, Publ. M. Merkusheva, 474 (in Russian).

Guizot F. 2006. Histoire de la civilisation en France. Vol. 1. Perevod P.G. Vinogradova; redaktor V.D. Balakin. Moscow, Publ. «Rubezhi XXI». 328 (in Russian).

Guizot F. 2006. Histoire de la civilisation en France. Vol. 2. Perevod P.G. Vinogradova; redaktor V.D. Balakin. Moscow, Publ. «Rubezhi XXI». 320 (in Russian).

Lavisse E. Histoire de France depuis les origines jusqu' sh-

Rozhdestvenskoy, redaktor I.M. Grevs. Saint Petersburg, Publ. «Evraziya». 578 (in Russian).

Lyapidevskiy P.S. 1870. Gall'skie episkopy v period Merovingskiy. Ocherki tserkovnoy zhizni na Zapade posle padeniya Zapadno-Rimskoy imperii. Moscow, Publ. « Russkie vedomosti». 47 (in Russian).

Malitskiy N.V. 1903. Bor'ba gall'skoy tserkvi protiv pap za nezavisimost'. Opyt tserkovno-istoricheskogo iz epokhi IV-VI vv. [The struggle of the Gallic Church against the Popes for independence. The experience of church history from the era of the IV-VI centuries] Moscow, Publ. A.I. Snegirevoy. 225 (in Russian).

Malitskiy N.V. 1903. Rech' pered zashchitoy magisterskoy dissertatsii «Bor'ba gall'skoy tserkvi protiv pap za nezavisimost'» [Speech before the defense of the master's thesis «The struggle of the Gallic Church against the Popes for independence»]. Khristianskoe chtenie. № 8. 235-246 (in Russian).

Predtechenskiy S. 1870. Razvitie vliyaniya papskogo prestola na dela zapadnykh tserkvey do kontsa IX v. [Gallic bishops in the Merovingian period. Essays on Church Life in the West after the Fall of the Western Roman Empire] Kazan', Publ. Imperatorskiy universitet. 228 (in Russian). Solodovnikov V.V. 2004. Rannie sobory: Merovingskaya Galliya VI-VIII vv. [Early cathedrals: Merovingian Gaul VI-VIII centuries] Moscow, Publ. «Dukhovnoe vozrozhdenie». 432 (in Russian).

Filippov I.S. 2000. Sredizemnomorskaya Frantsiya v ranee srednevekov'e. Problema stanovleniya feodalizma [Mediterranean France in the early Middle Ages. The problem of the formation of feudalism]. Moscow, Publ. «Izdatel'stvo Skriptoriy 2000». 800 (in Russian). Fustel de Coulanges N.D. 1907. Histoire des institutions politiques de l'ancienne France. Vol. 3. Perevod

I.M. Grevsa. Saint Petersburg, Publ. Al'tshulera. 814 (in Russian). Arnold C.F. 1894. Caesarius von Arelate und die gallische Kirche seiner Zeit. Leipzig, J.C. Hinrich. 607 (in German).

Davies H.R. 1925. Gregory of Tours and the Gallic church of the sixth century. Princeton, Princeton

Theological Seminary Library. 156. Dill S. 1926. Roman society in Gaul in the Merovingian age. London, Macmillan and Co, 566. Duchesne L. 1907. Fastes épiscopaux de l'ancienne Gaule. Vol. 1. Paris, Ancienne Librairie Thorin et Fils. 376 (in French).

Duchesne L. 1910. Fastes épiscopaux de l'ancienne Gaule. Vol. 2. Paris, Ancienne Librairie Thorin et Fils. 488 (in French).

Duchesne L. 1915. Fastes épiscopaux de l'ancienne Gaule. Vol. 3. Paris, Fontemoing et Co. 270 (in French).

Dudden F.H. 1905. Gregory the Great: his place in history and thought. Vol. 2. London, Longmans, Green and Co. 473.

Kellett F.W. 1889. Pope Gregory the Great and his relations with Gaul. Cambridge, University Press. 120.

Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось. Conflict of interest: no potential conflict of interest related to this article was reported.

Поступила в редакцию 29.11.2022 Received 29.11.2022

Поступила после рецензирования 27.02.2023 Revised 27.02.2023 Принята к публикации 27.02.2023 Accepted 27.02.2023

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Владимиров Кирилл Александрович, ассистент Kirill A. Vladimirov, Postgraduate Student

кафедры всеобщей истории, Белгородский госу- of the Department of World History, assis-

дарственный национальный исследовательский tant of the Department of World History,

университет, г. Белгород, Россия Belgorod National Research University, Bel-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

QORCID: 0000-0001-9700-569X gorod, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.