Научная статья на тему 'Благоустройство региона как фактор отражения его устойчивого развития'

Благоустройство региона как фактор отражения его устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
908
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА / БЛАГОУСТРОЙСТВО РЕГИОНА / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВЫХ ПОЗИЦИЙ РЕГИОНА / MODERNIZATION OF INFRASTRUCTURE FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGION / IMPROVEMENT OF THE REGION / ADMINISTRATIVE SUSTAINABLE POSITIONS IN THE REGION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Сергиенко В. Ю.

В данной статье рассматривается процесс благоустройства региона (на примере Ростовской области) как один из факторов совершенствования и модернизации его инфраструктуры с целью эффективного устойчивого развития; выявлены, согласно соцопросу, наиболее значимые факторы влияния на благоустройство региона социальноэкономического разреза, оказывающие значительное влияние на установление устойчивых позиций региона, которые требуют дальнейшего анализа. Рассмотрен механизм взаимодействия государственных региональных органов с сектором реальной экономики и благоустройства и меры, направленные на повышение эффективности и совершенствования модернизации инфраструктуры обеспечения устойчивого развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Сергиенко В. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of the region as a factor of reflection sustainable development

This article discusses the process of upgrading the region (for example, the Rostov region) as one of the factors of the improvement and modernization of its infrastructure for effective sustainable development; identified, according to the poll, the most significant factors influencing the improvement of the region's socio-economic section, with a significant impact on the establishment of stable position of the region that require further analysis. The mechanism of interaction of state regional bodies with the real sector of the economy and improvement and measures aimed at increasing efficiency and improving infrastructure modernization sustainable development of the region.

Текст научной работы на тему «Благоустройство региона как фактор отражения его устойчивого развития»

БЛАГОУСТРОЙСТВО РЕГИОНА КАК ФАКТОР ОТРАЖЕНИЯ ЕГО УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

СЕРГИЕНКО В.Ю.,

аспирант кафедры «Национальная и региональная экономика», Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),

e-mail: lev000007@mail.ru

_ В данной статье рассматривается процесс благоустройства региона (на примерз ре Ростовской области) как один из факторов совершенствования и модернизации его > инфраструктуры с целью эффективного устойчивого развития; выявлены, согласно со-с цопросу, наиболее значимые факторы влияния на благоустройство региона социально-О экономического разреза, оказывающие значительное влияние на установление устой-

0 чивых позиций региона, которые требуют дальнейшего анализа. Рассмотрен механизм

1 взаимодействия государственных региональных органов с сектором реальной экономики и и благоустройства и меры, направленные на повышение эффективности и совершенство> вания модернизации инфраструктуры обеспечения устойчивого развития региона.

Ключевые слова: модернизация инфраструктуры обеспечения устойчивогоразвития

ю региона; благоустройство региона; административное обеспечение устойчивых позиций

о

4 региона.

IMPROVEMENT OF THE REGION AS A FACTOR OF REFLECTION SUSTAINABLE DEVELOPMENT

M SERGIENKO V.YU.,

№ Graduate student, Chair of «National and Regional Economies»,

isj Rostov State Economic University,

e-mail: lev000007@mail.ru

J Q

o This article discusses the process of upgrading the region (for example, the Rostov region)

as one of the factors of the improvement and modernization of its infrastructure for effective sustainable development; identified, according to the poll, the most significant factors influencing the improvement of the region's socio-economic section, with a significant impact on the establishment of stable position of the region that require further analysis. The mechanism of interaction of state regional bodies with the real sector of the economy and improvement and measures aimed at increasing efficiency and improving infrastructure modernization sustainable development of the region.

Keywords: modernization of infrastructure for sustainable development of the region; improvement of the region; administrative sustainable positions in the region.

JEL classification: R11, O13.

Сложившиеся условия в современном мире, в которых происходит развитие регионов, характеризуются сложной экономической ситуацией. Практически все отрасли экономики каждого региона затронули различ-

© Сергиенко В.Ю., 2014

ные кризисы (финансовые, экономические, технологические), вследствие которых образовалось множество проблем, требующих безотлагательного решения. Как правило, в этой ситуации необходимо выработать наиболее эффективные пути регионального развития, направленные на «оздоровление» экономики, и определить механизмы их реализации. Одним из факторов, способных содействовать решению этой проблемы, является политика благоустройства региона, нацеленная на совершенствование модернизации его инфраструктуры, выступающая как катализатор экономической и социальной устойчивости региона и отражающая эффективность его деятельности.

Одной из наиболее важных задач современной политики совершенствования и модернизации инфраструктуры региона с целью его эффективного устойчивого развития является ориентация на следующие позиции:

• административное обеспечение устойчивого развития прилежащих периферийных территорий региона;

• долгосрочное видение социально-экономического и экологического аспекта региона;

• непрерывное усовершенствование механизмов и подходов к модернизации инфраструктуры региона;

• равновесие и взаимосвязь в социальной, финансовой, экологической и экономической позициях ре- ^ шения региональных вопросов.

Для решения поставленных вопросов и достижения цели необходимо конструктивное видение стратегий о и механизмов модернизации инфраструктурного обеспечения, инновационно-технологического развития и сотрудничества реального сектора региона и его контролирующих институтов и органов управления, а также 2 выработка и представление конкретных рекомендаций по решению ключевых проблем в этой области. z

Проблему устойчивого развития региона часто ассоциируют с состоянием окружающей природной среды, недооценивая другие, не менее важные факторы устойчивого развития - экономические, социальные, политические, культурные, финансовые. О

Под понятием «устойчивое развитие» (sustainable development) будем понимать такую модель социально-экономического развития, при которой реализуется высокий коэффициент будущего и дости- ^ гается удовлетворение жизненных потребностей как нынешнего поколения людей, так и будущих поколений. Наиболее приемлемо определение, данное Всемирной комиссией по окружающей среде и развитию ^г (Комиссия Брутланд, 1987): «Прогресс, который удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности».

В соответствии с Планом мероприятий по реализации Концепции устойчивого развития территорий -<> Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 213б-р, предусмотрена разработка федеральной и региональных про- ^ грамм устойчивого развития сельских территорий. Обеспечение устойчивости их развития является У комплексной задачей, для решения которой необходимы скоординированные усилия министерств и ве- OM домств, создающих условия для жизни в сельской местности в сочетании с социально ориентированной ON ответственной позицией бизнеса, работающего на сельских территориях, и активным участием населе- q

■ и

ния, живущего на селе.

Фактором, благоприятствующим социально-экономическому развитию региона, является, в первую очередь, динамичная модернизация и развитие городов, не относящихся к статусу областного или краевого центра, как перспективного центра развития сферы той отрасли, которая наиболее благоприятна и эффективна для данного города.

Для оптимизации социально-экономических процессов и повышения эффективности органов местного самоуправления необходим системный подход к развитию территории, максимально учитывающий специализацию, ее уникальный ресурсный и рыночный потенциал. Дифференциация в уровне развития экономики, социальной инфраструктуры и систем жизнеобеспечения создает проблемы для самореализации населения в сельских поселениях, способствует оттоку из них трудовых ресурсов.

Таким образом, ключевыми проблемами, сдерживающими в настоящее время инновационное развитие на территории района, являются:

1. Низкая корреляция взаимосвязи реального сектора экономики с научным потенциалом исследовательских институтов.

2. Слабая деятельность производственных предприятий по созданию собственных инновационных разработок.

3. Низкая активность в сфере организации услуг и сервиса.

Схематичную модель устойчивого развития региона можно представить как совокупность следующих взаимосвязанных между собой составляющих компонент: экологической, экономической, социальной, политической, финансовой, этнической, культурной (см. рис. 1).

<

а а

130

СЕРГИЕНКО В.Ю.

то

то >

т

О

о

0

1 о

с

со

>

м о

л а о

сг 2

Рис. 1. Схематичная модель устойчивого развития региона1

Экономический подход к устойчивому развитию региона предполагает оптимальное использование ограниченных ресурсов. Социальная составляющая ориентирована на сохранение социальной стабильности. Культурная компонента нацелена на творческо-инновационные и культурные подходы в глобальных масштабах. Экологическая компонента предполагает обеспеченность устойчивости природных систем и способность их самовосстановления и адаптации к меняющимся внешним условиям. Политическая составляющая подразумевает стабильное взаимодействие государственного аппарата и реального сектора экономики региона.

Для решения ключевых проблем и достижения стратегической цели развития научно-инновационной сферы необходима реализация следующих направлений и комплекса мер:

1. Формирование таких механизмов и государственно-частного партнерства, которые бы обеспечивали взаимодействие государственных региональных органов и бизнеса в выработке стратегий и приоритетов устойчивого развития региона и создание для этого благоприятных условий и соответствующей платформы.

2. Внедрение энергосберегающих технологий и других эко-технологий, связанных с технологическими инновациями;

3. Проведение реинжиниринга в области жилищно-коммунальных предприятий и обслуживающих институтов, а также сферы бизнеса.

Рассматриваемые мероприятия направлены на создание комфортных условий жизнедеятельности в регионе; стимулирование инвестиционной активности в сфере услуг и благоустройства региона; формирование экологичного и бережного отношения к территории проживания. При этом следует осуществлять дифференцированный подход к модернизации инфраструктуры различных территорий региона.

Модернизация инфраструктурного обеспечения устойчивого развития региона является действенным и перспективным направлением развития отдельных территорий и регионов, ориентированных на инициализацию и рост не только промышленного и производственного потенциала, но и сферы услуг, а также способных удерживать устойчивые лидирующие позиции в социально-экономическом и экологическом пространстве.

По результатам социологических опросов населения и значительному количеству обращений граждан и депутатов в органы исполнительной власти области одной из ключевых проблем социально-экономического развития Ростовской области является обустройство населенных пунктов в части развития социальной инфраструктуры, а также улучшения состояния объектов благоустройства и дворовых территорий.

Согласно опросу населения, недостаточное обустройство территорий входит в первую группу социально значимых проблем. Так, состоянием внутригородских и периферийных дорог обеспокоены 47% опрошенных жителей; состоянием тротуаров, благоустройством дворов, улиц, подъездов - 46%; обеспечением нормального уличного освещения - 40%.

Анализ мировых практик по содержанию объектов благоустройства показывает, что занимаются этим лишь отчасти городские власти, в остальном - к этой работе активно подключаются сами граждане.

1 Составлено автором.

Например, Лондон является одним из самых богатых городов мира. За счет города содержится только 20% зеленых насаждений. Остальные 80% содержат различные общественные организации». Такая практика вполне применима и в донском регионе. При этом у региона вполне есть резервы, за счет которых можно было бы совершенствовать процессы благоустройства региона.

Основные показатели недостаточного благоустройства территорий, согласно соцопроса

Рис. 2. Недостаточное обустройство территорий по данным соцопроса населения

Поэтому для устойчивого развития городов региона необходимо разработать индикаторы их развития, в частности, экологические, внедрить, в первую очередь, систему контроля за состоянием окружающей среды в функции аппарата городского и территориального управления; развивать экологическое сознание представителей власти. Индикаторы устойчивости развития региона, конечно же, не могут ограничиваться лишь сферой экологии, поскольку социально-экономические проблемы также играют важнейшую роль, и им долж- ^ но быть уделено особое внимание. у

Бесспорно, разработка и реализация эффективной региональной политики в области устойчивого развития региона предполагает наличие соответствующего технико-инструментального обеспечения, позво- О ляющего количественно оценить эффективность реализуемых мер и предложений, а также степень достиже- О ния поставленных задач. В основе такого инструментария должна лежать система показателей, отражающих ш состояние модернизации инфраструктуры региона и его влияние на индикаторы устойчивого развития < региона. с^

ш I—

ЛИТЕРАТУРА

Комиссарова Л.А. (2010). ЖКХ как фактор устойчивого социально-экономического развития страны // Вестник НГИЭИ, вып. № 1, т. 1.

Мацакова С. (2013). Индикаторы устойчивого развития - инструмент для оценки развития городов. Доступно на: http://spb.org.ru/ndc/work2_4.

Огарков А. (2009). Главный приоритет в устойчивом развитии сельских территорий // Экономика сельского хозяйства России, № 7.

План мероприятий по реализации Концепции устойчивого развития территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р.

Правительство России. Доступно на: http://www.government.ru.

Региональный опыт разработки программ устойчивого развития сельских территорий (2012). М.: ФГБНУ «Росинформагротех».

Экологическая культура как фактор устойчивого развития региона. Доступно на: http://www.nauka-shop.com/mod/shop/productID/54598/.

Яницкий О.Н. (2011). Экомодернизация России: теория, практика, перспектива. М.: ИС РАН, с. 32.

132

CEPR/IEHKO

REFERENCES

Ecological culture as a factor of sustainable development of a region. Available at: http://www.nauka-shop. com/mod/shop/productID/54598/. (In Russian.)

Komissarova L.A. (2010). Housing as a factor of sustainable social-economic development of the country. Bulletin of Nizhny Novgorod State Engineering and Economics Institute, issue 1, vol. 1. (In Russian.)

Matsakova C. (2013). Indicators of sustainable development is a tool for evaluation of urban development. Available at: http://spb.org.ru/ndc/work2_4. (In Russian.)

OgarkovA. (2009). Main priority in sustainable development of rural areas. Economics of agriculture of Russia, no. 7. (In Russian.)

Regional experience in the development of programs for the sustainable development of rural areas (2012). Moscow. (In Russian.)

The plan of measures on realization of the Concept of sustainable development of territories of the Russian Federation for the period until 2020, approved by the government of the Russian Federation of November 30, 2010, t no. 2136-R. (In Russian.)

R The Russian Government. Available at: http://www.government.ru. (In Russian.)

A Yanitskii O.N. (2011). Ammodernare Russia: theory, practice, perspectives. Moscow, p. 32. (In Russian.)

m

o O z

0

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

O cz co

O

-C Q O —t cr

2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.